ШяшШ
УДК 657.0/.5
УЧЕТ РАСХОДОВ НА УЧАСТИЕ В ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГАХ В ОРГАНИЗАЦИЯХ НА УСН
ACCOUNTING FOR COSTS OF PARTICIPATING IN ELECTRONIC BIDDING FOR COMPANIES THAT USE SIMPLIFIED TAX SYSTEM
Тахтомысова Данара Аунаровна
Takhtomysova Danara Auranovna
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов
PhD (Economics), associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov
e-mail: tdanara@yandex.ru
В статье, согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрены основные виды расходов, связанные с участием организации на УСН в торгах (конкурсах, аукционах, в том числе электронных) на право заключать государственные или муниципальные контракты. Раскрыты особенности учета таких расходов, а именно денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в торгах (задаток), в качестве обеспечения исполнения контракта (залог) или вознаграждение по договору поручительства (банковской гарантии), плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе, на нотариальное заверение копии учредительных документов и других расходов для целей расчета единого налога в соответствии с требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.
Ключевые слова: упрощенная система налогообложения, налоговая база, расходы, электронные торги.
The article discusses the Federal Law "On the contract system for the procurement of goods, works, services for state and municipal needs", considers the main types of costs related to participation of the organizations that use simplified tax system in tenders and auctions (including electronic ones) for the right to enter into state or municipal contracts. The author identifies specific aspects of accounting for such expenses, namely, funds used as security for participation in a tender (deposit), as security for execution of a contract (pledge) or compensation for a surety contract (bank guarantee), payment to an operator of an electronic platform for participating in an auction, for notarization of a copy of the constituent documents and other expenses for the purpose of calculating a single tax in accordance with the requirements of the Tax Code of the Russian Federation.
Keywords: simplified taxation system, tax base, expenses, electronic bidding.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут поставлять товары и оказывать услуги государственным или муниципальным организациям путём принятия участия в торгах (конкурсах, аукционах, в том числе электронных) на право заключить государственный или муниципальный контракт. В соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» организации на УСН участвуют в торгах (конкурсах, аукционах) на общих основаниях, то есть никаких льгот для них не предусмотрено ни в плане предоставления документации, ни в плане налогов, ни в сроках [3].
Более того, возможны торги, когда заказчик не знает поставщика, ему предоставляется заявка с указанием всех необходимых условий поставки товара или оказания услуг, кроме названия организации. Организационно-правовая форма организации поставщика никакой роли для заказчика или организаторов торгов не играет.
Для организаций, применяющих УСН, особенно важным является вопрос учета расходов, связанных с участием в торгах. Тендерные (конкурсные) торги, как правило, предусматривают в качестве необходимых условий участия обязанность представления участником конкурсного предложения, сбор за участие в конкурсе, приобретение тендерной докумен-
тации, банковской гарантии, выполнение иных требований торгов.
Участники электронных торгов несут определенные расходы, перечень которых приведен в документации к каждому госзаказу. Основные виды расходов приведены в таблице.
Следует отметить, что плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе не освобождает участника закупки от внесения финансового обеспечения заявки, если требование о внесении такого обеспечения установлено организатором. Размер, форма, срок и порядок предоставления обеспечения заявки на участие в запросе предложений указываются в информационной карте, при этом организатор имеет право принимать гарантии в качестве обеспечения обязательств по исполнению договора от определенных кредитных организаций (банков). На электронной торговой площадке ЭТП ГПБ в связи с текущим состоянием финансовых рынков принимаются банковские гарантии только от следующих банков: ПА «ВТБ Банк», ОАО «Сбербанк России», «Газпромбанк» (АО), «Внешэкономбанк».
Оплата услуг оператора электронной площадки производится за счет тарифного списания тарифного обеспечения с лицевого счета участника закупки. В течение срока действия
тарифа участник закупки вправе участвовать без ограничения по количеству участий в закупках (лотах закупок), например, размещенных на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ, начальная максимальная цена которых не превышает для тарифа «Малый бизнес» 500 000 руб., размер платы составляет 15 000 руб.; для тарифа «Оптимальный» - 10 млн руб., плата определена в 35 000 руб.; тарифа «Бизнес» -500 млн руб., плата составляет 75 000 руб., а для тарифа «Безлимитный» с неограниченной суммой плата установлена в размере 120 000 руб.
У участников электронных торгов помимо приведенных расходов возникают и иные расходы, такие как: расходы на нотариальное заверение копии учредительных документов, выписки из единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, образцов подписей уполномоченных на подписание первичных документов, на оплату регистрации на электронной площадке [8].
При применении УСН объектом налогообложения по налогу являются доходы, уменьшенные на величину расходов, и налоговая база определяется согласно п. 1 и 2 ст. 346.18 «Налоговая база» НК РФ. Учет расходов осущест-
Основные виды расходов
Расходы Порядок уплаты Размер
Деньги, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в торгах (задаток) ч. 14, 15 ст. 44 Федерального закона №4-ФЗ Перечисляются заказчику (если торги электронные - оператору электронной площадки) перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Эти деньги являются обеспечением того, что участник в случае победы на торгах заключит с заказчиком контракт. Деньги не вернут участнику, если он откажется подписать контракт или внести обеспечение контракта. В остальных случаях задаток возвращается Не более 0,5-5 % начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., 1,0 % начальной (максимальной) цены контракта
Деньги, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (залог), или вознаграждение по договору поручительства (банковской гарантии) Обеспечение исполнения контракта предоставляется заказчику после победы на торгах и после заключения контракта ч. 8 ст. 54, ч. 6 ст. 44, ч. 19 ст. 41.1 Федерального В общем случае - от 5 до 30 % начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки п. 11 ч. 1 ст. 50, п. 8 ч. 1
закона № 44-ФЗ. ст. 64, ч. 6 ст. 96 Федерального закона
Если участник перечислял деньги в качестве залога, то они возвращаются ему только после исполнения контракта п. 3 ст. 352 ГК РФ № 44-ФЗ
Плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе Взимается с победителя аукциона (как в случае подписания контракта, так и в случае уклонения от его подписания) ст. 66, ч. 14, 15 ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ Устанавливается оператором в соответствии с соглашением о функционировании электронной площадки, заключенным с Минэкономразвития и ФАС
ШшшяШ
вляется согласно положениям ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ, при этом перечень расходов носит закрытый характер [5].
В соответствии с содержанием ряда писем Минфина России от 2 июля 2007 г. № 03-1104/2/173, от 27 декабря 2007 г. № 03-11-05/317, от 13 мая 2009 г. № 03-11-06/2/85 расходы, связанные с участием организации на УСН в электронных торгах на право заключения государственных и муниципальных контрактов и договоров, не могут быть учтены при исчислении единого налога [1]. Оплата права на заключение договора купли-продажи, в которую включается задаток, внесенный за участие в аукционе, не предусмотрена ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ.
Расходы на подготовку документации и уплату сбора, связанные с участием в электронных торгах, также не учитываются в составе расходов организацией на УСН. Аналогично не могут быть учтены в составе расходов при определении налоговой базы при УСН расходы на выпуск сертификата ключа электронной цифровой подписи и приобретение услуг удостоверяющего центра. Следует отметить, что приобретение сертификата для работы на АЭТП обеспечивает доступ на электронные площадки, отобранные для проведения аукционов государственных заказчиков в электронной форме и дополнительно обеспечивает доступ на коммерческие ЭТП, входящие в АЭТП. Кроме того, выпуск сертификата ключа подписи предусматривает следующие области использования сертификата: защищенный документооборот, аутентификация владельца сертификата, а также его сопровождение, включающее приостановление, возобновление, аннулирование сертификата, консультационную поддержку по вопросам использования сертификатов ЭЦП.
Организации на УСН при варианте налогообложения доходы минус расходы могут уменьшить доходы лишь на сумму уплаченного банку вознаграждения за выдачу банковской гарантии на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ. Как и любые расходы, затраты на получение банковской гарантии требуют документального подтверждения [7]. Подтвердить правомерность включения расходов на банковскую гарантию в расчет единого налога могут следующие документы:
- документ, содержащий требование о получении гарантии участником конкурса;
- договор с банком;
- платежные поручения.
Расходы на банковские услуги принимаются в порядке, предусмотренном ст. 264, 265 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Организации на УСН затраты учитывают в том периоде, когда они были оплачены (кассовый метод) (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, затраты на банковскую гарантию необходимо учитывать в том периоде, когда эта гарантия была оплачена. Организация не может учитывать в расходах, уменьшающих доходы при УСН, все затраты, связанные с участием в электронных торгах, т. к. они не приведены в перечне п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ.
Однако следует отметить, что при участии в электронных торгах расходы на подготовку документации в определенной части могут быть определены в качестве расходов на оплату труда в случае, если были задействованы работники организациии, и учтены на основании пп. 6 п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ. Если отдельно производится оплата услуг стороннего юриста по правовой оценке условий аукциона или условий конкурса, то такие расходы могут быть учтены как юридические услуги согласно пп. 15 п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ [6]. Полученные доходы в соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ могут быть уменьшены на почтовые, телефонные, телеграфные расходы и другие подобные услуги, например, организация на УСН вправе учесть расходы по доставке конкурсной документации, отправленной почтой [2].
Кроме того, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 346.16 «Порядок определения расходов» НК РФ имеется возможность признать в составе затрат расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). Эту норму возможно применить, если для участия в электронных торгах приобретено соответствующее программное обеспечение [4]. Как правило, приобретается лицензия на право использования программного продукта СКЗИ «КриптоПроС8Р», а именно устанавливать программный продукт в память электронно-вычислительной машины, воспроизводить программный продукт путем его записи в память электро-вычислительной машины.
Таким образом, для того чтобы произведенные расходы на участие в электронных торгах
можно было принять для целей уменьшения налоговой базы по УСН, они должны удовлетворять целому ряду условий НК РФ. Невыпол-
нение хотя бы одного из них приведет к отказу налоговыми органами в признании расходов и доначислению налога.
Библиографический список
1. Макарова Е.Н., Минвалиева М.С. Классификация ошибок в учёте налога на прибыль // Инновационное реформирование экономики и общества в условиях глобальной нестабильности : матер. Междунар. науч.-практ. конф. ; отв. ред. Е.Г. Жулина. Саратов, 2015. С. 132-135.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
4. Садыкова Т.М. Центры ответственности как объекты системы управленческого контроля // Вестник СГСЭУ 2004. № 8. С. 113-119.
5. Садыкова Т.М., Предеус Ю.В. Экономические угрозы в финансовом, управленческом и налоговом учете строительной организации // Вестник СГСЭУ 2017. № 2 (66). С. 104-108.
6. Собачко А.И. Построение налогового регистра по учету амортизируемого имущества в образовательных учреждениях // Бизнес. Образование. Право. 2012. № 1. С. 178-181.
7. Тахтомысова Д.А. Документы бухгалтерского учёта как объекты судебной бухгалтерии // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики, менеджмента и образования : матер. III Междунар. науч.-практ. конф. Саратов : ИИРПК, 2016. С. 190-194.
8. Тахтомысова Д. А. Особенности отражения несвоевременно поступивших документов в бухгалтерском и налоговом учёте // International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 95-100.
References
1. Makarova Ye.N., Minvaliyeva M.S. (2015) Klassifi-katsiya oshibok v uchote naloga na pribyl' [Classification of errors in accounting for income tax] // Innovatsionnoye re-formirovaniye ekonomiki i obshchestva v usloviyakh global'noy nestabil'nosti : mater. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. ; otv. red. Ye.G. Zhulina. Saratov. P. 132-135.
2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtora-ya) ot 05.08.2000 № 117-FZ (red. ot 07.03.2018) [Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of05.08.2000 No. 117-FZ (as amended on 07.03.2018)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].
3. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsi-pal'nykh nuzhd : Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 31.12.2017, s izm. i dop., vstup. v silu s 11.01.2018) [On the contract system for the procurement of goods, works, services for state and municipal needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (as amended on December 31, 2017, amended and supplemented, entered into force on 11.01.2018))] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].
4. Sadykova T.M. (2004) Tsentry otvetstvennosti kak ob"yekty sistemy upravlencheskogo kontrolya [Centers of responsibility as objects in the system of management control] // Vestnik SGSEU. № 8. P. 113-119.
5. Sadykova T.M., Predeus Yu.V. (2017) Ekonomiches-kiye ugrozy v finansovom, upravlencheskom i nalogovom uchete stroitel'noy organizatsii [Economic threats in the financial, business and tax accounting of the construction organization] // Vestnik SGSEU. № 2 (66). P. 104-108.
6. Sobachko A.I. (2012) Postroyeniye nalogovogo registra po uchetu amortiziruyemogo imushchestva v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh [Creating a tax register for accounting for depreciable assets in educational institutions] // Biznes. Obrazovaniye. Pravo. № 1. P. 178-181.
7. Takhtomysova D.A. (2016) Dokumenty bukhgalter-skogo uchota kak ob"yekty sudebnoy bukhgalterii [Accounting documents as objects of forensic accounting] // Aktual'nyye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki, menedzhmenta i obrazovaniya: mater. III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Saratov : IIRPK. P. 190-194.
8. Takhtomysova D.A. (2015) Osobennosti otrazheniya nesvoyevremenno postupivshikh dokumentov v bukhgalter-skom i nalogovom uchote [Some aspects of registering untimely received documents in the business and tax accounting] // International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE "Consilium". 2015. P. 95-100.