Научная статья на тему 'Электронные закупки: теоретические аспекта учета'

Электронные закупки: теоретические аспекта учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
331
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКУПКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД / БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ / УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ELECTRONIC PROCUREMENT / STATE PROCUREMENT / PURCHASES FOR STATE NEEDS / BUDGET ACCOUNTING / ACCOUNTING OF STATE INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аукина Анна Ивановна

В статье раскрыты теоретические аспекты осуществления электронных закупок государственными учреждениями. Обобщена информация об электронных площадках, предусмотренных для участия в электронных закупках. Описаны обеспечительные меры, установленные действующим законодательством в области государственных закупок, которые обязаны применять заказчики при заключении контрактов (договоров) для государственных нужд. Рассмотрен порядок поступления и возврата средств, полученных в обеспечение исполнения контракта, а также необходимости отражения данных операций в учете государственных учреждений с применением бюджетного плана счетов. Обозначены специфические особенности учета средств, полученных во временное распоряжение, государственных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE PURCHASES: THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING

The article describes theoretical aspects of electronic procurement by state institutions. The author gives an over-view of online platforms used for electronic procurement and describes provisional measures which the current legis-lation in the fi eld of public procurement obliges contractors to use when concluding contracts for state purchases. The article reveals the procedure for receipt and return of funds deposited to secure the execution of the contract, as well as the need to account for these transactions by state institu-tions with help of the budget chart of accounts. Specifi c as-pects of accounting for funds received by state institutions are examined.

Текст научной работы на тему «Электронные закупки: теоретические аспекта учета»

УДК 657.0/.5

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЗАКУПКИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТА УЧЕТА

ONLINE PURCHASES: THEORETICAL ASPECTS OF ACCOUNTING

Аукина Анна Ивановна

Aukina Anna Ivanovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа хозяйственной деятельности и аудита, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), associate professor of the department of accounting, analysis of economic activity and audit, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Saratov

e-mail: sobachko_anna@mail.ru

В статье раскрыты теоретические аспекты осуществления электронных закупок государственными учреждениями. Обобщена информация об электронных площадках, предусмотренных для участия в электронных закупках. Описаны обеспечительные меры, установленные действующим законодательством в области государственных закупок, которые обязаны применять заказчики при заключении контрактов (договоров) для государственных нужд. Рассмотрен порядок поступления и возврата средств, полученных в обеспечение исполнения контракта, а также необходимости отражения данных операций в учете государственных учреждений с применением бюджетного плана счетов. Обозначены специфические особенности учета средств, полученных во временное распоряжение, государственных учреждений.

Ключевые слова: электронные закупки, государственные закупки, закупки для государственных нужд, бюджетный учет, учет государственных учреждений.

The article describes theoretical aspects of electronic procurement by state institutions. The author gives an overview of online platforms used for electronic procurement and describes provisional measures which the current legislation in the field of public procurement obliges contractors to use when concluding contracts for state purchases. The article reveals the procedure for receipt and return of funds deposited to secure the execution of the contract, as well as the need to account for these transactions by state institutions with help of the budget chart of accounts. Specific aspects of accounting for funds received by state institutions are examined.

Keywords: electronic procurement, state procurement, purchases for state needs, budget accounting, accounting of state institutions.

В настоящее время электронные закупки проводятся каждым государственным учреждением. На смену плановым поставкам продукции со свободой выбора поставщика на рынке пришли более жесткие требования для заказчиков по приобретению товаров, работ, услуг, расширяющие при этом возможности поставщиков предоставить свои предложения и участвовать в закупках [2].

Основным правовым актом, регулирующим порядок проведения закупок для государственных нужд, является Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон 44-ФЗ) [3]. Данным законом установлены требования по проведению закупок, сроки каждого этапа закупки, уровень квалификации ответственных ра-

ботников, виды конкурентных и неконкретных способов осуществления закупок и прочее [10].

Данная система привела к появлению новых хозяйственных операций как у государственных заказчиков, так и у организаций-поставщиков, что потребовало разработки методического обеспечения бухгалтерского учета хозяйственных операций, связанных с проведением конкурсных процедур и участием в них [8].

В связи с тем, что закупки проводятся в электронной форме, заказчики и участники закупок регистрируются на соответствующих порталах. Вся информация об имеющихся заказах собирается на портале zakupki.gov.ru. Но само участие осуществляется через специальные электронные площадки. В РФ есть следующие электронные площадки:

1) «Сбербанк АСТ»;

2) ОАО ММВБ «Госзакупки»;

ШшшяШ

3) «РТС-тендер»;

4) ГУП «Агентство по госзаказу, деятельности инвестиционного плана и межрегиональным связям Татарстана».

При желании зарегистрироваться на нескольких площадках регистрационная процедура должна быть пройдена на каждой из них.

В целях предоставления доступа к участию в закупках только добросовестных поставщиков законом 44-ФЗ предусмотрено внесение обеспечения заявки участником закупки. В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Способ предоставления заявки установлен законодательством в зависимости от способа проведения закупки, например, при проведении электронного аукциона осуществляется путем внесения денежных средств.

Оператор электронной площадки открывает в банке счет для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок. Следовательно средства поступают не на счет учреждения (заказчика), а на счет электронной площадки. Поэтому в бюджетном учете операции по предоставлению и возврату обеспечения заявок не отражаются.

В соответствии с законом 44-ФЗ контракт, помимо прочей информации, должен содержать требование обеспечения исполнения контракта (кроме тех случаев, когда это не предусмотрено). До подписания контракта исполнитель, выигравший конкурс, обязан внести обеспечение. В противном случае поставщик будет признан уклонившимся, и контракт подписан не будет.

Срок возврата отдельно оговаривается в контракте, но не может быть меньше срока действия контракта (ст. 34 закона 44-ФЗ) [3]. После исполнения всех обязательств обеспечение возвращается исполнителю.

Законодательством предусмотрено два варианта обеспечения контракта, исполнитель делает выбор самостоятельно.

Вариант 1. Внести денежные средства на счет заказчика.

Вариант 2. Предоставить банковскую гарантию.

Законодательством определены критерии по предоставлению банковских гарантий [9]. Прежде всего, банковская гарантия принимается от тех банков, которые входят в список, утвержденный Минфином. Кроме этого, гарантия должна быть безотзывной. Срок действия банковской гарантии должен заканчиваться не раньше, чем через месяц после окончания действия контракта [3].

Научно-практический журнал. ISSN 2618-6780

Рассмотрим порядок отражения на счетах бюджетного учета государственных учреждений получения и возврата обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с п. 351 Инструкции № 157н независимая банковская гарантия, полученная в качестве обеспечения обязательства по контракту, учитывается учреждением на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» [5]. Принятие независимой банковской гарантии к учету на упомянутый счет производится в сумме обязательства, в обеспечение которого она предоставлена, на дату ее предоставления.

Выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 (отражение по счету со знаком «минус») производится на дату прекращения обязательства, в обеспечение которого она выдана [1].

Если исполнитель желает предоставить обеспечение контракта в денежном выражении, то денежные средства будут учитываться как денежные средства, полученные во временное распоряжение.

В соответствии с Указаниями № 65н операции, приводящие к увеличению (уменьшению) денежных средств, не относящихся к доходам (расходам) учреждений, в том числе поступление (выбытие) денежных средств во временное распоряжение учреждения, отражаются с применением ст. 510 «Поступление на счета бюджетов» / ст. 610 «Выбытие со счетов бюджетов» КОСГУ [4; 7].

В силу п. 106 Инструкции № 162н суммы, поступившие во временное распоряжение учреждения, отражаются проводкой [6]:

Дебет счета 3 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе Казначейства»

Кредит счета 3 304 01 730 «Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение».

Возврат суммы в случае полного исполнения контракта оформляется следующей записью:

Дебет счета 3 304 01 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение»

Кредит счета 3 201 11 610 «Выбытие денежных средств учреждения на лицевые счета в органе Казначейства».

Таким образом, введение электронных закупок в практику государственных учреждений приводит к появлению операций со средствами, полученными во временное пользование, и необходимости отражения их на счетах бюджетного учета.

Библиографический список

References

1. Аукина А.И. Развитие учета и внутреннего контроля в учреждениях высшего профессионального образования : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2012. С. 19.

2. Аукина А.И. Размещение заказов для государственных нужд бюджетных учреждений // Современные проблемы и тенденции развития внутренней и внешней торговли к 100-летию Российского торгового образования : сб. науч. ст. Саратов : Саратовский институт Российского государственного торгово-экономического университета. 2007. С. 207-210.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

4. Об обеспечении единого подхода при отражении в бухгалтерском учете учреждений операций со средствами, поступающими во временное распоряжение : Письмо Минфина России от 08.10.2014 № 02-07-07/50609 // СПС «КонсультантПлюс».

5. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению : Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 27.09.2017) // СПС «Консуль-тантПлюс».

6. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению : Приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н (ред. от 31.10.2017) // СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации : Приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н (ред. от 27.12.2017, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС «КонсультантПлюс».

8. Садыкова Т.М. Центры ответственности как объекты системы управленческого контроля // Вестник СГСЭУ 2004. № 8. С. 113-119.

9. Тахтомысова Д. А. Аудит. Саратов : Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2016. С. 58.

10. Тахтомысова Д.А. Особенности отражения несвоевременно поступивших документов в бухгалтерском и налоговом учёте // International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE «Consilium». 2015. С. 95-100.

1. Aukina A.I (2012) Razvitiye ucheta i vnutrennego kontrolya v uchrezhdeniyakh vysshego professional'nogo obrazovaniya : avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk [Development of the system of accounting and internal audit in institutions of higher professional education : abstract of the thesis for the degree of Candidate of Economics]. Saratov, P. 19.

2. Aukina A.I. (2007) Razmeshcheniye zakazov dlya gosudarstvennykh nuzhd byudzhetnykh uchrezhdeniy [Placing procurement orders for state needs of budgetary institutions] // Sovremennyye problemy i tendentsii razvitiya vnu-trenney i vneshney torgovli k 100-letiyu Rossiyskogo torgo-vogo obrazovaniya : sb. nauch. st. Saratov: Saratovskiy institut Rossiyskogo gosudarstvennogo torgovo-ekonomichesk-ogo universiteta. P. 207-210.

3. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd : Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (red. ot 31.12.2017) [On the contract system for the procurement of goods, works, services for state and municipal needs: Federal Law No. 44-FZ of 05.04.2013 (as amended on December 31, 2017)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].

4. Ob obespechenii yedinogo podkhoda pri otrazhenii v bukhgalterskom uchete uchrezhdeniy operatsiy so sredstva-mi, postupayushchimi vo vremennoye rasporyazheniye : Pis'mo Minfina Rossii ot 08.10.2014 № 02-07-07/50609 [On the establishment of the unified approach to the accounting of operations with funds at temporary disposal: Letter of the Ministry of Finance of Russia of 08.10.2014 No. 02-07-07 / 50609] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].

5. Ob utverzhdenii Yedinogo plana schetov bukhgaltersk-ogo ucheta dlya organov gosudarstvennoy vlasti (gosudarst-vennykh organov), organov mestnogo samoupravleniya, or-ganov upravleniya gosudarstvennymi vnebyudzhetnymi fondami, gosudarstvennykh akademiy nauk, gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy i Instruktsii po yego primen-eniyu : Prikaz Minfina Rossii ot 01.12.2010 № 157n (red. ot 27.09.2017) [On approval of the Unified Chart of Accounts for the state institutions, local governments, state non-budgetary funds management bodies, state Academy of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its application : Order of the Ministry of Finance of Russia of 01.12.2010. № 157n (as amended on September27, 2017] // SPS «Konsul'tant Plyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].

6. Ob utverzhdenii Plana schetov byudzhetnogo ucheta i Instruktsii po yego primeneniyu : Prikaz Minfina Rossii ot 06.12.2010 № 162n (red. ot 31.10.2017) [On approval of the Chart of Accounts and Instructions for its application : Order of the Ministry of Finance of Russia as of 06.12.2010 № 162n (as amended on October 31, 2017)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].

7. Ob utverzhdenii Ukazaniy o poryadke primeneniya byudzhetnoy klassifikatsii Rossiyskoy Federatsii : Prikaz Min-fina Rossii ot 01.07.2013 № 65n (red. ot 27.12.2017, s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2018) [On approval of the Guidelines on the application of the budget classification of the Russian Federation : Order of the Ministry of Finance of Russia as of 01.07.2013 № 65n (as amended on December 27, 2017, amended and supplemented, effective from 01.01.2018)] // SPS «Konsul'tantPlyus» [Legal reference system «Konsul'tantPlyus»].

8. Sadykova T.M. (2004) Tsentry otvetstvennosti kak ob"yekty sistemy upravlencheskogo kontrolya [Centers of responsibility as elements in the system of management control] // Vestnik SGSEU. № 8. P. 113-119.

9. Takhtomysova D.A. (2016) Audit [Audit]. Saratov: Povolzhskiy institut upravleniya im. P.A. Stolypina. P. 58.

10. Takhtomysova D.A. (2015) Osobennosti otrazheni-ya nesvoyevremenno postupivshikh dokumentov v bukhgal-terskom i nalogovom uchote [Some aspects of registering untimely received documents in the business and tax accounting] // International Scientific and Practical Congress of Economists and Lawyers ISAE "Consilium". 2015. P. 95-100.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.