Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФИПИ И «РЕШУ ОГЭ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФИПИ И «РЕШУ ОГЭ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
образовательные средства / цифровые средства / ОГЭ / digital tools / teaching tools / state exams

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старцева О. Ю.

В статье освещается ход опытно-экспериментального исследования эффективности применения цифровых образовательных ресурсов ФИПИ и «Сдам ГИА» и приводятся результаты работы контрольной и экспериментальной групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старцева О. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL STUDY OF EFFECTIVENESS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES OF FIPI AND "RESHU OGE" TO PREPARATE FOR THE OGE

The article covers the progress of an experimental study of the effectiveness of using digital educational resources of FIPI and "Sdam GIA" and presents the results of the control and experimental groups.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФИПИ И «РЕШУ ОГЭ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ»

УДК 37

Старцева О.Ю.

студентка 3 курса магистратуры Московская международная академия (г. Москва, Россия)

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФИПИ И «РЕШУ ОГЭ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

Аннотация: в статье освещается ход опытно-экспериментального исследования эффективнсти применения цифровых образовательны ресурсов ФИПИ и «Сдам ГИА» и приводятся результаты работы контрольной и экспериментальной групп.

Ключевые слова: образовательные средства, цифровые средства, ОГЭ.

Многими исследователями неоднократно отмечался разрыв между учебной программой обучения английскому языку в средней школе и содержанием заданий, предъявляемых для сдачи экзамена ОГЭ по английскому языку. Актуальным остается также и вопрос о совершенствовании методической подготовки учителей английского языка в данном направлении.

Для определения эффективности применения современных цифровых образовательных ресурсов ФИПИ И Решу ОГЭ для подготовки к ОГЭ было проведено опытно-экспериментальное исследование с использованием вышеупомянутых ресурсов.

Для того, чтобы получить достоверную информацию в конце эксперимента, было проведено входное тестирование обучающихся двух групп - экспериментальной и контрольной. Результаты были замерены и внесены в таблицу 1.

Таблица 1. Результаты входного тестирования.

Группа Средний % аудирование Средний % чтение Средний % говорение

Контрольная 47 52 66

Экспериментальная 41 49 62

Обучающимся, вошедшим в экспериментальную группу, было предложено заниматься подготовкой к ОГЭ по английскому языку только с использованием образовательных электронных ресурсов ФИПИ и Решу ОГЭ, а также материалов, составленных нами на основе лингвистического потенциала, выявленного в ходе исследования данных платформ. Контрольной группе было дано задание готовиться к экзамену без особого акцента на современные цифровые образовательные ресурсы.

При работе с аудированием, обучающимся экспериментальной группы предлагалось работать согласно следующему алгоритму:

1. Этап пассивного прослушивания.

Работа на этом этапе способствовала подготовке уха слушающего к восприятию иноязычной речи на слух.

2. Этап активного прослушивания.

По итогам работы, обучающиеся записывали свои наблюдения о прогрессе в дневник, а именно: количество ключевых слов в начале и конце прослушивания, объем содержания воспринятого на слух текста. Такой способ фиксирования наблюдений значительно повысил общий языковой уровень владения иностранным языком.

Данный этап предполагает активную работу. В процессе освоения навыка распознавания иностранной речи на слух знакомые фразы проговаривались обучающимися как мысленно, про себя, так и вслух. Многоразовое прослушивание одного и того же материала с повторяющимися стандартными фразами помогает лучше запомнить их на подсознательном уровне и в дальнейшем активировать их в речи.

Работа по изучению иностранного языка предполагает комплексную отработку всех речевых навыков. По этой причине большой упор в обучение аудированию уделялось упражнениям на отработку синонимов и перефразу предложений, содержащих активные конструкции.

Учащимся были предложены следующие задания, выполняемые на материалах платформ ФИПИ и Решу ОГЭ:

- подобрать синонимы к следующим словам,

- выразить мысль другими словами,

- выразить исходную мысль по-другому, чтобы смысл остался прежний,

- использовать разные части речи одного и того же слова в собственных примерах.

Диаграмма 1. Динамика улучшения восприятия иноязычной речи на слух.

Анализ результатов входного тестирования показал, что ошибки в разделе «Чтение» в основном сделаны по причине невнимательности к формату экзамена и основным деталям

Задания для отработки навыков чтения составлялись на базе исследованного грамматического потенциала вопросов и текстов платформ

ФИПИ и РЕШУ ОГЭ, чтобы установить, какими грамматическими темами обучающийся должен владеть, чтобы успешно справиться с заданием по чтению.

При лингвистическом анализе потенциала текста на прочтение вслух рассматривались только те лексические единицы, которые могут представлять определенную сложность для фонетического воспроизведения, так как данный вид задания не предполагает понимание содержания прочитанного.

Важным моментом при работе с экспериментальной группой был строгий регламент времени, отводимый на выполнение задание по чтению. Общее время работы над заданием 9 составило 15 минут. Из них 1 минута отводилась на беглый просмотр всех текстов, в результате чего обучающиеся должны были записать ключевое слово или словосочетание, которое, по их мнению, наиболее четко передает смысл содержания прочитанного

При работе с грамматическими и лексическими заданиями время выполнения - 30 минут. Из них 20 минут отводится на выполнение грамматического задания и 10 минут - на выполнение лексического задания. Необходимо не только прочитывать предложения с пропусками, но и предыдущие и последующие предложения, в которых может быть подсказка.

Обучающихся готовили к тому, что еще одной сложностью выполнения заданий по чтению является факт того, что некоторые задания сформулированы похоже, что создает впечатление того, что один и тот же ответ может подойти к разным вопросам. Для решения данной проблемы обучающимся было предложено сопоставить вопросы, которые представляются наиболее запутанными и выявить в них отличительные черты, которые помогут правильно определиться с выбором. Не стоит выбирать ответ по причине того, что в нем есть те же слова, что и в тексте. Это может сбить с толку и помешать правильно оценить информацию текста.

Выполнение устной части предполагает общение с компьютером, а также запись голоса на электронный носитель. Принимая это во внимание, все задания на говорение отрабатывалась в экспериментальной группе при помощи записи

ответов на аудио. Затем аудио записи прослушивались. Ошибки разбирались, обучающиеся повторно делали запись, с учетом данных им замечаний.

Для оптимизации процесса подготовки к устной части ОГЭ по английскому языку нами были предварительно озвучены все тексты, предъявляемые для чтения вслух на платформах ФИПИ и Решу ОГЭ. Это существенно повысило результативность чтения обучающихся, которые сначала внимательно изучили записи и ознакомились с правильностью чтения сложных слов.

Во время занятий большое внимание уделялось четкости и ясности произнесения. Обучающиеся должны были четко следовать плану высказывания, соблюдая при этом четкие временные рамки.

Несмотря на то, что чтение текста вслух не предполагает его понимания, тем не менее, владение соответствующими грамматическими конструкциями и лексическими единицами необходимыми для понимание прочитанного, позволило значительно повысить уровень чтения, избегая ошибок в произношении.

Общая работа с закреплением грамматических конструкций и отработка лексического материала позволила научить участников экспериментальной группы более четко и лаконично формулировать свои мысли на иностранном языке.

Говорение является активным видом деятельности. По этой причине обучающиеся были мотивированы на частое многократное проговаривание текстов, предложений, фраз и слов слух. Как и с заданиями по развитию других речевых навыков, в работе с которыми требовалось засекать время, при развитии навыка говорения, была применена система постепенного уменьшения времени между повтором фраз одна за другой и временем повтора самой фразы. Система многократного повтора в сочетании с системой работы на скорость позволило значительно повысить уровень подготовки обучающихся.

Сложным фактором, требующим преодоления при говорении, является языковой барьер. Для коррекции данной проблемы обучающимся предлагалось

составлять предложения, на основе того, что они хотели бы сами сказать, используя слова глоссария, составленного в ходе работы по выявлению лексического потенциала тестов двух образовательных платформ. Данное задание мотивировало обучающихся чувствовать себя свободно в процессе общения и давало возможность проявлять инициативу.

Следующим этапом обучения говорению стали упражнения на отработку лексического материала в форме интервью: вопрос-ответ. Данная работа проходила в индивидуальном и парном формате. Вопросы были составлены с использованием лексических единиц, отобранных нами в ходе проведенного исследования материалов цифровых образовательных платформ ФИПИ и Решу ОГЭ.

Примерные тренировочные вопросы составлены по темам, выявленным в ходе проведенного исследования. Вопросы включают лексические единицы, отобранные в ходе исследования, а также отрабатывают грамматические конструкции, необходимые для формирования навыка говорения.

В ходе работы, обучающиеся смогли значительно повысить результаты владения разговорной речью, закрепить в речи советующие грамматические конструкции и лучше запомнить новые лексические единицы.

В ходе опытно-экспериментального исследования было продемонстрировано, как грамматический и лексический потенциал, выявленный в ходе исследования материалов цифровых платформ ФИПИ и Решу ОГЭ, может быть задействован для отработки и повышения уровня владения такими речевыми навыками как: аудирование, чтение и говорение. Было установлено, что комплексная систематическая работа по повышению общего уровня владения иностранным языком позволяет значительно повысить результативность сдачи экзамена (ОГЭ) по английскому языку. Результаты итогового тестирования представлены в таблице 2.

Таблица 2. Результаты итогового тестирования.

Группа Средний % аудирование Средний % чтение Средний % говорение

Контрольная 51 57 71

Экспериментальная 57 63 76

В ходе проведенного исследования была установлена важность использования современных цифровых образовательных ресурсов, которыми являются платформы ФИПИ и Решу ОГЭ. При контроле процесса обучения со стороны преподавателя или наставника данные ресурсы позволяют эффективно осваивать иностранный язык. Материалы, разработанные и представленные на платформах, обладают высоким лингвистическим потенциалом, разработанным в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

За достаточно короткий срок обучение иностранному языку с применением цифровых образовательных ресурсов помогло объективно оценить знания и умения обучающихся. В ходе проведения опытно-экспериментального исследования удалось создать условия для развития всех основных речевых навыков, таких как: восприятие иноязычной речи на слух, чтение, говорение и письмо. Выявленные в ходе исследования грамматические конструкции и лексический материал, позволил сделать вывод о том, что подготовка к успешной сдаче ОГЭ по английскому язык требует от обучающихся уверенного владения иностранным языком на уровне В1. Постоянные занятия на платформах и применение методов отработки навыков с использованием основного потенциала, предлагаемых тестовых упражнений, позволило значительно повысить уровень владения основными речевыми навыками, а также результативность итогового тестирования экспериментальной группы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Баластов А. В. Анализ потенциала программных компьютерных средств в обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №1 (55). В 2 ч. Ч. 2. - С. 196-199;

2. Белоконова С. С. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие: [12+] Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 180 с.: ил., URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572465;

3. Лукмонова С. Г. Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности // International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy: Collection Of Scientific Articles. Boston, 11-12 октября 2020 года. - Boston: Problems of Science, 2020. - С. 34-39;

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. Москва: Академия, 2008. - 272 с

Startseva O.Yu.

Moscow International Academy (Moscow, Russia)

EXPERIMENTAL STUDY OF EFFECTIVENESS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES OF FIPI AND "RESHU OGE" TO PREPARATE FOR THE OGE

Abstract: the article covers the progress of an experimental study of the effectiveness of using digital educational resources of FIPI and "Sdam GIA" and presents the results of the control and experimental groups.

Keywords: digital tools, teaching tools, state exams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.