УДК 37
Старцева О.Ю.
студентка 3 курса магистратуры Московская международная академия (г. Москва, Россия)
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ФИПИ И «РЕШУ ОГЭ» В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Аннотация: в статье ассматриваются различные виды классификации цифровых образовательных ресурсов, проводится сравнительный анализ двух образовательных платформ ФИПИ и Решу ОГЭ.
Ключевые слова: цифровые средства, обучающие средства, ОГЭ.
Современный, быстро развивающийся мир диктует свои условия осуществления образовательной деятельности. Благодаря технологиям появляются новые возможности, которые способствуют развитию новых подходов к образованию, тем самым повышая его качество. Исследователи отмечают важность использования цифровых ресурсов, поскольку они расширяют возможности передачи и получения новой информации. К преимуществам использования цифровых ресурсов и современных технологий в образовательном процессе также относят:
- доступность (возможность получать новые знания и развивать профессиональные качества в любом месте в любое удобное время),
- непрерывность обучения (возможность получать новые компетенции на любом этапе профессионального развития),
- развитие способности к самообразованию, одной из важнейших компетенций в любой сфере деятельности.
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам, существуют определенные требования, выдвигаемые к результатам обучения:
- становление личности ученика,
- развитие умственных и творческих способностей во время усвоения новой информации,
- раскрытие индивидуальных способностей.
В научной литературе в области педагогики применяются следующие понятия для обозначения цифровых образовательных ресурсов: цифровые образовательные средства, цифровые обучающие средства, цифровые образовательные инструменты. В данной статье мы будем использовать термин «цифровой образовательный ресурс».
Проанализировав различные подходы к определению рассматриваемого нами понятия, отметим основные классификации ЦОР, выделяемые различными учеными и исследователями. Существуют различные основания для классификации цифровых образовательных ресурсов. Так, например, по образовательно-методическим функциям различают:
- электронные учебники (оригинальные электронные учебники, прототипы традиционных учебников, предметные обучающие среды и системы),
- электронные учебные пособия (тренажеры, репетиторы, предметные коллекции, словари, справочники, практические и лабораторные задания, обучающие, обучающие-контролирующие, интерактивные, игровые,
- электронные учебно-методические комплексы (предметные учебно-методические среды, программно-методические комплексы, инновационные УМК),
- электронные издания контроля ЗУН (тесты, тестовые задания, инструментальные средства, методические рекомендации по тестированию и контролю знаний).
Исходя из назначения ЦОР, выделяют источники информации, комплексные обучающие пакеты, виртуальные конструкторы, предметно-ориентированные среды, лабораторные практикумы, тренажеры,
контролирующие программы, экспертные системы, справочные базы данных учебного назначения, информационные системы управления, обучающие системы, тестовые среды.
Учитывая фактор содержания информации, различают две группы ЦОР: информационные источники и элементарные информационные объекты. Информационные источники включают в себя воспроизведенные тексты из печатных изданий, мультимедиасреды, графические неподвижные изображения, инструменты работы с информацией. К элементарным информационным объектам относятся оцифрованные конечные продукты образовательной информации, оцифрованные полноценные источники информации, объекты проектирования содержания ЦОР.
Таким образом, можно сделать вывод, что не существует единой классификации ЦОР. Ученые и исследователи в области цифровых образовательных технологий отмечают различные факторы, которые могут служить основаниями для распределения рассматриваемых нами ресурсов по определенным группам.
На сегодняшний день существуют различные ЦОР, которые содержат большое количество полезных материалов для обучения английскому языку в школе. Рассмотрим два из них.
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ): открытый банк заданий ОГЭ/ЕГЭ. Данный ЦОР включает задания, которые встречаются на экзамене. Кроме того, на официальном сайте ФИПИ можно найти актуальную информацию об ОГЭ/ЕГЭ, познакомиться с демоверсиями, спецификациями и кодификаторами.
Цифровая образовательная платформа ФИПИ является официальным сайтом федерального института педагогических измерений. Важным фактором в пользу выбора именно этого образовательного ресурса является то, что он полностью соответствует требованиям формата и наполняемости заданий по проверке всех речевых умений и навыков, проверяемых в рамках сдачи ОГЭ по английскому языку. Вторым положительным фактором является то, что данный
цифровой образовательный ресурс является государственным, а значит, ему можно полностью доверять с позицией достоверности предоставляемой информации, так как сотрудники федерального института педагогических измерений занимаются исследованиями в области оценки качества образования и создают КИМ, которые выпускники решают на ОГЭ.
Сдам ГИА: Решу ОГЭ/ЕГЭ. Данный ресурс используется при подготовке к сдаче основного/единого государственного экзамена. На сайте представлены варианты, которые обновляются каждый месяц. Учащийся может самостоятельно выбрать и решать задания, вызывающие особую сложность, или целые варианты, по окончании выполнения которых система проверит ответы, укажет ошибки, представит правильные решения и выставит оценку или балл.
Следует отметить, что две цифровые образовательные платформы имеют совершенно разный интерфейс, что требует некоторого времени для его освоения, чтобы понять, как представлен материал на платформах и как с ним эффективно работать.
Основной отличительной чертой платформ является способ подачи материала. Цифровой образовательный ресурс ФИПИ предоставляет материал в виде разрозненных заданий из разных разделов на отработку разных речевых навыков. Материал не предоставляется в виде полных вариантов тестовых заданий. Задания предоставлены в хаотическом порядке и в разном количестве. Здесь можно отметить это как минус, так как обучающийся не видит весь спектр заданий и всех разделов, с которыми ему придется встретиться во время реальной сдачи экзамена.
Главное преимущество базы ФИПИ - ее достоверность и корректность. Из сильных сторон цифровой платформы ФИПИ стоит отметить большой банк данных заданий, понятный интерфейс: белый фон, черный шрифт, хорошее размещение информации на странице, а также отсутствие какой-либо посторонней информации в виде рекламы и дополнительной информации, предназначенной для учителя, а не для обучающегося. Экзаменационные КИМ составляются из приведенных там заданий.
С методической точки зрения, из минусов цифровой платформы ФИПИ стоит отметить отсутствие пояснений к ответам. Данный момент делает эту платформу эффективной в основном для тренировки под руководством учителя, репетитора, а также для обучающихся с высоким уровнем владения иностранным языком, способных самостоятельно проанализировать допущенные ими ошибки и понять объективность правильного выбора ответа. Также к минусам работы с платформой в тандеме учитель-ученик, можно отнести тот факт, что учитель не может дистанционно видеть и отслеживать объем реально выполненных заданий обучающимся, его прогресс и типичные ошибки. В таком случае работа может эффективно осуществляться только при непосредственном контакте учителя с учеником в классе или при непосредственном обращении обучающего за помощью с разъяснением ответов на задания, в которых были допущены ошибки.
На цифровой образовательной платформе ФИПИ также можно составить свой личный словарь или интеллектуальную карту, дополняя ее новыми лексическими единицами из прочитанных или прослушанных текстов. Банк заданий содержит более 40 тысяч заданий. Однако нельзя вводить варианты ответов и проверять их корректность. На платформе есть интересный и полезный раздел, который содержит видео консультации разработчиков КИМ ЕГЭ. В нем есть много роликов с экспертными советами и ответами на частые вопросы. Они помогут сэкономить время и получить советы разработчиков экзаменационных заданий.
Несмотря на выявленные в ходе анализа недостатки, они носят лишь объективно-субъективный характер и никак не умоляют эффективности работы с данным образовательным ресурсом. Выявленный в результате грамматический и лексический потенциал платформы, позволяет утверждать о важности и целесообразности использования данной цифровой образовательной платформы в качестве эффективного и надежного средства при обучении английскому языку в рамках основного общего образования.
Анализ цифрового образовательного ресурса платформы «Решу ОГЭ» также выявил определенные характерные особенности. По сравнению с платформой ФИПИ, интерфейс данной платформы не такой четкий. Платформа содержит много дополнительной информации, включая большое количество рекламы и дополнительных иконок, что может служить некоторым отвлекающим фактором. Информация на платформе представлена более мелким шрифтом, если сравнивать с платформой ФИПИ. В левой части панели содержатся такие вкладки как: об экзамене, каталог заданий, варианты, ученику, учителю, школа, которые могут послужить полезным источником дополнительной информации при необходимости. Если рассматривать сам банк заданий, то здесь задания представлены в виде полных вариантов тестов, в том количестве и последовательности, как они будут предоставляться обучающимся во время самого экзамена. Данный порядок предоставления заданий мы считаем правильным, так как он позволяет обучающемуся четко представлять формат проведения экзамена и порядок, и число заданий. Тренировочные варианты снабжены понятными комментариями по осуществлению работы. Одним из существенных плюсов цифровой платформы является встроенный таймер, при включении которого можно отслеживать скорость выполнения заданий, что позволяет контролировать темп выполнения заданий разного объема и сложности. Таймер содержит также кнопку пауза, нажав на которую можно в любой момент приостановить таймер и далее уже продолжить через то время, которое необходимо. Все индивидуальные данные сохраняются и не исчезают.
На платформе даются понятные и четкие инструкции по занесению ответов, что служит хорошим напоминанием и тренирует обучающихся правильной работе с платформой и в дальнейшем с самим экзаменом.
Большим преимуществом по работе с платформой является возможность работы в тандеме учитель-ученик. Учитель может отслеживать все действия ученика на платформе, смотреть объем и время выполненных заданий, ошибки, сделанные учеником. Также существует возможность для учителя задать определенный вариант на отработку материала, при работе с которым ученик
сможет вписывать развернутые ответы, проверить уровень сформированности знаний и понимание учеником того материала, который у него проверяется в ходе подготовки к экзамену. Большим плюсом работы на данной платформе является то, что учитель видит все, что делает его ученик. Выставленные учителем баллы отражаются в системе, в которой также ведется статистика, что помогает эффективно отслеживать прогресс ученика. По результатам работы каждый месяц программа составляем варианты для самопроверки. Варианты составляются компьютером из новых заданий и заданий, оказавшихся самыми сложными по результатам предыдущего месяца. По окончании работы система проверяет ответы, показывает правильные решения, выставляет оценку. Это тоже можно рассматривать как большой плюс, так как снимает дополнительную ответственность с учителя, который и так очень загружен.
Отличительной чертой платформы также является то, что учитель может сам создавать варианты работ, которые ученики будут выполнять, введя код доступа, предоставленный учителем. Платформа содержит задания демоверсий, банков, пробных работ прошедших экзаменов с решениями.
Рассмотрев конкретные примеры цифровых образовательных ресурсов, стоит отметить особенности их применения и внедрения в образовательный процесс.
На уроках английского языка ЦОР являются полезным инструментом как для учителя, так и для самого ученика, однако важно помнить, что ЦОР не заменяют традиционные методы обучения, а лишь являются дополнительным средством, которое позволяет заинтересовать учащихся и повысить их мотивацию. В итоге, при правильном применении, цифровые образовательные ресурсы становятся мощным инструментом в преподавании английского языка, способствующим развитию как языковых, так и цифровых навыков школьников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Баластов А. В. Анализ потенциала программных компьютерных средств в обучении иностранному языку в неязыковых вузах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №1 (55). В 2 ч. Ч. 2. - С. 196-199;
2. Белоконова С. С. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие: [12+] Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 180 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=572465;
3. Лукмонова С. Г. Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности // International scientific review of the problems of philisophy, psychology and pedagogy: Collection Of Scientific Articles. Boston, 11-12 октября 2020 года. - Boston: Problems of Science, 2020. - С. 34-39;
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений— Москва: Академия, 2008. - 272 с
Startseva O.Yu.
Moscow International Academy (Moscow, Russia)
COMPARATIVE ANALYSIS OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES FIPI AND "RESHU OGE" IN FRAMEWORK OF PREPARATION FOR THE OGE
Abstract: the article examines various types of classification of digital educational resources, a comparative analysis of two educational platforms FIPI and Reshu OGE is carried out.
Keywords: digital tools, teaching tools, state exams.