2) помочь студентам высших и средне-специальных учебных заведений в осуществлении психологической самопрофилактики для борьбы с любыми идеями, могущими привести их к участию в какой-либо противоправной деятельности;
3) дать педагогам, воспитателям, преподавателям практический инструмент педагогической и психологической профилактики противоправного и экстремистского поведения.
Литература:
1. Российская Федерация. Законы: Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // Президент России. - 29.05.2020. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555 (дата обращения: 25.04.2022)
2. Зорькина, A.A. Актуальные вопросы предупреждения правонарушений экстремистской направленности в средствах массовой информации / A.A. Зорькина // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 2. - С. 120-123
3. Кадыханова, С.А. Профилактика как один из методов борьбы с экстремизмом и терроризмом / С.А.Кадыханова, Е.В. Салина, В.А. Шаповалова // Вестник Амурского Государственного Университета. Серия: гуманитарные науки. - 2020. - № 88. - С. 42-44
4. Куценко, М.В. О мерах профилактики экстремистских проявлений в молодежной среде / М.В. Куценко, С.А. Бахарев, Я.Н. Южакова // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. - 2020. - № 4 (13). -С. 81-83
5. Кротов, Е.В. особенности педагогического взаимодействия в приобщении обучающихся к культуре духовной безопасности /Е.В. Кротов // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №4,- С. 176-182
6. Биктуганова, М.Ю. Проблемы профилактики молодежного радикализма в организациях среднего профессионального образования / М.Ю. Биктуганова // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 3,- С. 66-73
7. Малыхина, Т.А. Об особенностях предупреждения экстремизма в современной молодежной среде / Т.А. Малыхина // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2020. -№ 1. - С. 89-99
8. Российская Федерация. Законы: Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Президент России. - 25.07.2002. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18939 (дата обращения: 25.04.2022)
9. Российская Федерация. Законы: Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии терроризму» // Президент России. - 06.03.2006. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/23522 (дата обращения: 25.04.2022)
10. Кузина, Н.В. О современном состоянии информационной защищенности общества: механизмы формирования и пути предотвращения индукции деструктивной идеологии в среде подростков и юношества при влиянии современной музыкальной и кино-культуры, видеоконтента интернета / Н.В. Кузина // Бюллетень науки и практики. - 2020. - № 9. -С. 330-355
11. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах / Ф.М. Достоевский. - Л.: Наука, 1989. - Том 5. - URL: https://ilibrary.ru/text/69/index.html (дата обращения: 25.04.2023)
12. Бовыкин, Д.Ю. 13 вандемьера: кто виноват? / Д.Ю. Бовыкин // Французский ежегодник. - 2006. - С. 80-129
13. Образ Свидригайлова из «Преступления и наказания» // Литературный блог: LitFest.ru. 2022. - URL: https://litfest.ru/writings/svidrigaylov.html (дата обращения: 25.04.2023)
Педагогика
УДК 371.3
кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Егорова Галина Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Ющенко Юлия Алексеевна
Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ГИА ПО БИОЛОГИИ
Аннотация. Современному учителю недостаточно просто иметь глубокие предметные знания, обладать практическими умениями и навыками. Ему необходимо творчески использовать приобретенные знания в нестандартной переменной ситуации, проявлять конструктивность в организации и планировании педагогического процесса. Большую помощь в этом оказывают информационно-компьютерные технологии. В настоящее время информационно-компьютерные технологии активно используются в сфере образования как при организации и проведении уроков, так и при подготовке к экзаменам. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по биологии, необходимо понять саму специфику экзамена. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве. Целью данной статьи является анализ существующих форм и онлайн технологий подготовки к ГИА по биологии, применяемые в образовательных учреждениях. В современной системе преподавания при подготовке к ГИА достаточно широко используются современные онлайн-тренажеры. В статье предлагается обзор ряда онлайн-тренажеров и способы их применения при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Материалы исследования позволяют расширить представление о ряде методов и онлайн-тренажеров в качестве важных и эффективных инструментов в подготовке к ГИА.
Ключевые слова: информационно-компьютерные технологии, онлайн-тренажеры, подготовка к ГИА, индивидуальный подход.
Annotation. It is not enough for a modern teacher just to have deep subject knowledge, to have practical skills and abilities. He needs to creatively use the acquired knowledge in a non-standard variable situation, to be constructive in the organization and planning of the pedagogical process. Information and computer technologies are of great help in this. Currently, information and computer technologies are actively used in the field of education both in organizing and conducting lessons and in preparing for exams. To successfully pass the OGE and USE in biology, it is necessary to understand the very specifics of the exam. Computer technologies integrated with the pedagogical system of organizing educational activities can significantly increase the educational opportunities of schoolchildren, make the choice and implementation of an individual trajectory in an open educational space. The purpose of this article is to analyze the existing forms and online technologies of preparation for the GIA in biology used in educational institutions. In the modern teaching system, modern online simulators are widely used in preparation for the GIA. The article provides an overview of a number of online simulators and ways to use them in preparation for the OGE and USE. The
research materials allow us to expand the understanding of a number of methods and online simulators as important and effective tools in preparing for GIA.
Key words: information and computer technologies, online simulators, préparation for GIA, individual approach.
Введение. Современная подготовка учащихся к сдаче ГИА является индивидуальным процессом, учитель должен подобрать уникальные методы работы с каждым учащимся, который заинтересован, чтобы сдать экзамены на высоком уровне. Именно ГИА является тем результатом, который продемонстрируют учащиеся в процессе многолетней подготовки. Личностно-ориентированный подход, который реализуется в рамках индивидуального обучения, является наиболее эффективным направлением подготовки учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Данный подход может реализовываться в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по биологии различными путями.
Предварительно необходимо проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются педагоги в процессе подготовки учащихся к сдаче ГИА по биологии. Анализ научно-исследовательских работ на данную тему позволяет выделить следующие основные проблемы:
- невнимательность прочтения и изучения инструкций к каждому типу заданий и предписаний к их выполнению. Задача процесса подготовки к сдаче ГИА начинается с того, что учитель должен сформировать навык полноценного изучения вопроса. Многие выпускники жалуются на то, что не знают ответа на вопрос, однако, иногда ответ находится в самом вопросе. Останется только верно его прочитать и поймать логическую связь;
- неумение выделить главное в формулировке задания. О чем и говорилось ранее, важно научить учащихся читать вопросы. У учеников скалывается ощущение, что вопросы к ГИА, особенно в первой части достаточно простые, однако это не так. Если ученик невнимательно изучит вопрос, он может потерять важный балл;
- несформированность умения работать с текстом и выделять в нем главное, определять по рисунку, схеме необходимую информацию. Даная проблема снова вытекает из процесса обучения учащихся. Если ученик на протяжении всего периода основного общего и среднего образования изучал материла поверхностно, то ему будет сложнее повторно его изучать. Но если такая ситуация произошла, то самое важное, что должен сделать учитель - это научить взаимодействовать с текстом, иллюстрациями, понимать схемы [2, С. 2].
Для преодоления этих проблем, необходимо грамотно спланировать работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся. Подбор методик, технологий работы в условии индивидуализации учебной деятельности по биологии позволят эффективно подготовить учащихся к сдаче ГИА [1, С. 124].
Изложение основного материала статьи. В процессе подготовки учащихся к сдаче Государственной Итоговой аттестации, учащиеся могут использовать различные средства и методы, но в современном мире наибольшее распространение получили современные цифровые и онлайн технологии. Одним из средств, которые успешно включают и развивают познавательные способности учащихся являются тестирования по КИМам ОГЭ и ЕГЭ. Именно тестирования на ранних этапах позволяют подготовить учащихся к тому, какая будет процедура сдачи экзамена, так и сформировать привычку решения подобных заданий.
Рассматривая процесс подготовки учащихся разного возраста к ГИА, важно анализировать весь процесс обучения, начиная с пятого класса.
Так, в начале обучения биологии в 5 классе учитель может внедрять иллюстрационные материалы, создавать презентации к темам урока. Учащиеся наиболее эффективно смогут получать информацию и обрабатывать ее, если она будет как интересна, так и познавательна для них. Как показывает практика в таком возрасте учащимся наиболее комфортно получать и обрабатывать информацию не через прочтение учебника, а через современную дидактическую деятельность. Многие учителя в рамках работы с учащимися в 5 классе используют самые простые формы работы «Найди ошибку»; «Верно-неверно»; «Выбери верное утверждение», а также внедряют тестирования.
В процессе обучения на уроках биологии в 6 классе используют тестовые задания «Установи соответствия», если происходит изучение различных растений. Также вводятся задания на определение последовательности, когда происходит процесс изучения эволюции растений.
В 7 классе происходит увеличение трудности предлагаемых заданий, внедрение тестирования отлично развивает навыки самопроверки. Учителя также активно используют формат работы с задаванием вопроса и получения развернутого ответа доказательным путем. Данная форма работы позволяет создать понимание готовности учащихся, определить сильные и слабые стороны процесса объяснения и изложения материала. Рассматривая процесс подготовки к ГИА, активно внедряются задания из тестирований, а именно «Выбери три правильных ответа из шести»; «Вставь пропущенное слово». Данное задание позволяет расширять знания о биологических терминах.
Начиная с 8 класса, современные технологии подготовки к ОГЭ предлагают использовать все формы тестовых заданий, которые есть в КИМах. В 8 классе учащиеся должны знать терминологию, формировать индивидуальный словарь для них. Важно создавать понимание для учащихся, что есть разные термины, которые могут содержать одинаковые понятия, например, «обмен веществ и метаболизм».
В 9 классе происходит полноценная подготовка к сдаче ОГЭ, тем самым педагоги активно предлагают расширять процесс подготовки и не ограничиваться школьными данными. Так, например, внедрение энциклопедий, позволяет выработать понимание учащихся о различных явлениях и процессах, сформировать интерес к биологической науке, изучение научно-исследовательских работ и создание собственных научных проектов дает возможность учащимся развивать устную и письменную речь в рамках биологической науки.
Рекомендуется составить обучающимся, выбравшим в качестве итогового экзамена биологию, индивидуальную дорожную карту [2, С. 4].
В процессе обучения важно ориентироваться на технологии. Реализация творческих проектов, которые наглядным образом позволят понять, как происходит тот или иной биологический процесс позволит заложить понимание и осознание для учащихся. Так, например, в процессе подготовки к экзаменам целесообразно использовать метод рисуночного -идеографического письма. Он заключается в том, что рисунки, таблицы, пиктограммы и схемы для иллюстрации, видео фрагменты и объяснения биологических закономерностей позволяют в полной мере проанализировать обучающий материал. Опыт показывает, что задания с конкретными рисунками, графиками и т.д. вызывают у учащихся затруднения.
Одним из наиболее эффективно работающих способов подготовки, учащихся к сдаче ГИА по биологии является кейс-технология. Кейс-технология позволяет оценить ситуацию, которая описана, создать дискуссию, раскрыть теоретический материал с позиции реальных событий. В кейс-технологиях любая ситуация содержит определенную проблему, которую нужно учащимся решить. Ученики должны, опираясь на собственные знания проанализировать ситуации, определить основную проблему, предложить потенциальные варианты ее решения и выбрать лучший из них. Кейс-технологии представляет собой проблемное обучение, которое развивает в учащихся возможность анализировать, дискутировать, отстаивать свою позицию и использовать накопленные знания в рамках решения проблемной ситуации [3, С. 199].
Хорошо зарекомендовал себя вариант проблемного обучения реализуемый через технику составления диаграммы Исикавы. Данный метод в основном используется в процессе подготовки учащихся старших классов и отлично помогает развивать системность мышления, которое необходимо в процессе сдачи современных экзаменов.
Диаграмма Исикавы представляет собой график, который позволяет определить, исследовать и сформировать причинно-следственною связь определенных факторов, которые реализуют конкретный процесс. Диаграмма Исикавы считается превосходным средством визуализации и организации знаний, упрощающих понимание и диагностику проблем и процессов.
Как показала практика, очень эффективным методом подготовки к ГИА являются онлайн-тренажеры. Рассмотрим наиболее популярные и масштабные онлайн-тренажеры, которые существуют и определим их особенности и степень эффективности в подготовке учащихся.
Наиболее часто используемый онлайн-тренажер, которым пользуются учащиеся 11 класса является портал «РешуЕГЭ», а для девятиклассников «СдамГИА». Данные тренажеры разработаны Д.Ю. Гущиной, которые являются наиболее популярными среди учителей и учащихся. Все задачи отобраны из официального источника: Единого банка задач. Они снабжены подробным, понятным ученику решением. Также ученик может воспользоваться услугой службы поддержки при обсуждении непонятных вопросов. После решённых прототипов подобрано достаточное количество аналогичных задач, что позволяет ученику качественно закрепить определённый тип заданий.
Данный тренажер реализует в себе полноценные варианты для тренировки в формате экзамена. Перед началом решения варианта запускается таймер, тем самым ученик может анализировать, сколько времени он затрачивает на решение варианта или конкретных заданий. Также в рамках данного тренажера есть классификатор заданий. Ученик может выполнять задания как по конкретных темам, так и по разделам. Это является достаточно удобным вариантов самоанализа, поскольку учащиеся могут проходить определенный материал и сразу проверять полученные знания через тренажер.
В личном кабинете происходит сохранение результатов тестирования, учащийся может наблюдать за своим прогрессом. Один из самых существенных минусов заключается в том, что нет автоматической генерации вариантов, то есть учащийся выполняет варианты, которые он уже проходил ранее. Ученику нужно самостоятельно искать задания, которые вызывают у его сложности.
Следующий онлайн-тренажер называется «Незнайка», он также предлагает школьникам выполнять варианты или задачи, которые можно сгруппировать. Тестовые варианты можно скачать и решать на компьютере, ноутбуке или телефоне, что упрощает подготовку для многих учащихся. Для мониторинга успеваемости класса, учителю доступно создание виртуального класса, в который допускается добавление учеников по ссылке. На данном сайте также есть определенные проблемы, они заключаются в том, что не всегда система распознает правильность ответов, другими словами, ученик может вписать результат, а программа может его не принять, несмотря на то, что ответ верный.
Онлайн-тренажер «Открытый банк заданий». Он представляет собой совокупность тренировочных экзаменационных вариантов, которые собраны в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом. Уникальность данного тренажера заключается в том, что учащиеся могут использовать демоверсии вариантов ГИА или ЕГЭ, то есть задания могут быть максимально приближенными к официальным, которые непосредственно будут перед учеником в момент сдачи экзаменов.
Также в рамках подготовки к сдаче ГИА, важно оценить авторский сайт А. Ларина. Особенность данного тренажера заключается в том, что в архиве находится большое количество вариантов и отдельных заданий, начиная с 2008 года. Материалы на данном онлайн-тренажере постоянно обновляются, и учащиеся могут в быстром доступе их получать. В рамках данного тренажера есть форум, на котором происходит общение как между учениками, так и между учителями.
Участники форма могут обсудить наиболее важные вопросы по новым вариантам, могут посоветоваться по поводу способа решения заданий из последней части. Кроме заданий и сформированных вариантов, есть курс лекций и описание основных методов решения заданий с развернутым ответом. Такая помощь учащимся является уникальностью данного тренажера, поскольку практические отсутствуют платформы, на которых учащиеся могут решать варианты, общаться с другими учениками и учителями и просматривать видео с объяснением решения заданий.
Отдельная категория онлайн-тренажеров представляется через видеоуроки. Есть большое количество действующих учителей, которые активно используют онлайн площадки для помощи учащимся, которые не могут позволить себе оплату репетитора или у них отсутствуют элективные занятия. В основном такие учителя активно проходят все задания, которые есть в вариантах ОГЭ и ЕГЭ, объясняют решение данных заданий, советуют литературу, которую нужно изучить, активно отвечают в комментариях. По сути происходит прямой контакт с учителем через специальную платформу.
Отдельно можно выделить сайт «Learningapps.org». Данный вариант онлайн-тренажера уникален тем, что в нем происходит преподавание с помощью интерактивных модулей. Особенность данного сайта заключается в том, что он позволяет готовиться к сдаче ГИА через ответы на вопросы и решения задач, которые поддерживаются интерактивным сопровождением. Другими словами, в существующие модули по любому предмету, например, биологии, к заданиям добавляются картинки, которые позволяют учащимся в более отчетливо представлять объект изучения. На рисунке №1 изображен один из вопросов с данного, которые позволяют подготовиться к сдаче ГИА по биологии.
Рисунок 1. Вопрос «Подберите названия органоидов к указанным цифрам»
Таких заданий на данном сайте достаточно много, что позволяет в полной мере оценить весь теоретический материал и пополнить собственный запас знаний. Интерактивность является одним из центральных преимуществ данного онлайн-тренажера. Другие плюсы данной платформы заключаются в следующем: онлайн-тренажер бесплатный; быстрота создания интерактива; моментальная проверка правильности выполнения задания; многие шаблоны поддерживают работу с картинками, видео и даже звуком; содержит большую коллекцию заданий; онлайн-тренажер постоянно обновляется, создаются новые задания; есть возможность обмена интерактивными заданиями.
Онлайн-тренажер - Wordwall позволяет самостоятельно размещать материал для учащихся разного уровня подготовленности. Ученик, как и учитель могут самостоятельно создавать уникальные шаблоны, заполнять их различным обучающим контентом и в последующем использовать в рамках обучения учащихся. Сильная сторона данного тренажера заключается в том, что учитель и ученик могут использовать для создания заданий разнообразное количество шаблонов.
На рисунке №2 изображены все возможные варианты создания заданий.
Рисунок 2. Шаблоны онлайн-тренажера Wordwall
Учащиеся в рамках подготовки к ГИА могут создавать более сложные вариации заданий и развивать когнитивные способности через многообразные инструменты, предлагаемые платформой.
В настоящий момент онлайн-тренажеры стараются учитывать индивидуальные особенности учащихся. Современные технологии позволяют сформировать мониторинг и создавать задания к ГИА, отталкиваясь от полученных ответов большой выборки тестируемых. Учащиеся в рамках подготовки к ГИА могут создавать более сложные вариации заданий и развивать когнитивные способности через многообразные инструменты, предлагаемые платформой.
Тренажер «Взнания» представляет собой образовательную экосистему, которая направлена на использование разнообразных вариаций обучения, учащихся различным предметным областям.
На рисунке №3 изображено задание, позволяющие определить способность учащихся находить пары слов, которые обладают общим свойством.
< Найди пару
Плотный мешок из остатков вторичной полости, в котором находится сердце
Насыщенная углекислым газом кровь
Орган воздушного дыхания. Складка, заполненная воздухом
Пространство между стенками тела и мантией
Особая железа, выделяющая чернила
Насыщенная кислородом кровь
Подвижный вырост, напоминающий язык в
виде ленты с роговыми зубчиками для соскабливания пищи
Трубчатые органы по которым течет вода или воздух
водные животные, которые питаются мелкими плавающими организмами или органическими остатками, отфильтровывая их из воды
Артериальная кровь
Чернильный мешок
Околосердечная сумка
Сифон
Фильтраторы
Реактивное движение
Рисунок 3. Пример заданий на онлайн-тренажере «Взнания»
Проанализировав различные онлайн-тренажеры, можно сказать, что каждый из них обладает своими особенностями и недостатками. Однако каждый тренажер позволяет подготавливать выпускников к сдаче ГИА. Каждый онлайн-тренажер несет в себе те уникальные возможности, которые дадут учащимся в полной мере освоить образовательный материал, создать условия, мотивацию и потребность в наиболее эффективной подготовке и сдаче ГИА.
Выводы. В результате настоящих исследований было выявлено, что использование информационно-коммуникативных технологий и онлайн тренажеров в подготовке к ГИА способствует лучшему усвоению материала, а также помогает реализовывать направления системного, проблемного, индивидуального обучения. За счет разнообразных шаблонов упаковки заданий, учебный процесс становится разнообразнее и интереснее. При внедрении в образовательный процесс ряда онлайн тренажеров, необходимо оценивать уровень подготовленности учащихся. Очень важно сделать акцент на том, что идеальный процесс подготовки к ГИА должен осуществляться на начальных этапах освоения биологической науки.
Литература:
1. Баранова, Ю.Ю. Индивидуализация обучения: возможности и ресурсы в аспекте введения ФГОС ОО / Ю.Ю. Баранова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2012. - № 1(10). - С. 123-129
2. Рохлов, B.C. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по Биологии / B.C. Рохлов, P.A. Петросова. - Москва: ФИЛИ, 2020. -1-е изд. - 28 с.
3. Сычева, Д.В. Структура кейс-технологии и ее преимущества как метода обучения в современной школе / Д.В. Сычева, О.В. Хотулёва, И.Е. Зыков // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. -№70-3. -С. 196-200
Педагогика
УДК 372.881.1
кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Перова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент 3 курса факультета психологии и педагогики Ульянова Ксения Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОДУКТИВНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Аннотация. В статье исследована специфика формирования умений и навыков продуктивной иноязычной речи у младших школьников. В теории рассмотрены базовое понятие исследования и основные этапы формирования речевых иноязычных умений и навыков. На основе анализа научно-методической литературы и учебно-методического комплекта по английскому языку выделены и систематизированы игровые способы и приемы, способствующие эффективному формированию речевых иноязычных умений и навыков у детей в начальной школе.
Ключевые слова: продуктивная иноязычная речь, речевые умения и навыки, этапы формирования, начальная школа, игровые методы и приемы.
Annotation. The article explores the specifics of the formation of productive foreign language speech skills and abilities in primary school children. In theory the basic concept of research and the main stages of the formation of foreign language skills and abilities are considered. On the basis of the analysis of scientific and methodological literature and the educational kit for the English language game methods and techniques are identified and systematized that contribute to the effective formation of foreign language skills and abilities in primary school children.
Key words: productive foreign language speech, speech skills and abilities, stages of formation, elementary school, game methods and techniques.
Введение. Современное обучение иностранному языку в России подвергается глобальным изменениям. Происходит трансформация самого процесса обучения, в центр внимания ставится формирование межкультурной коммуникативной компетенции. Последняя предполагает высокий уровень развития именно продуктивных речевых умений и навыков в структуре иноязычной речевой компетенции. Важная роль обучению иностранным языкам отводится по той причине, что данные языки представляют собой средство межкультурного общения между разными нациями и странами.
Очевидно, что лингвистическая компетенция, сформированная в начальной школе, является базой для дальнейшего успешного овладения языком в среднем звене и на этапе высшего образования. Соответственно, проблема повышения качества начального языкового образования всегда остается актуальной для педагогов. Задача учителя - мотивировать детей к изучению предмета так, чтобы они ясно осознали его важность в социальной сфере жизни и образовании; сделать процесс обучения увлекательным и интересным для младших школьников.
Цель: исследование, выделение и систематизация способов, приемов и средств обучения, направленных на эффективное формирование и автоматизацию умений и навыков продуктивной иноязычной речи у младших школьников.
Изложение основного материала статьи. Обучение иностранному языку основано на коммуникативном подходе, так как именно в рамках коммуникативной направленности происходит формирование у школьников умений и навыков понимания иноязычной речи, а также смыслового ее восприятия.
В современном языковом образовании обучение основано на коммуникативно-деятельностном подходе, в котором ученик является главным субъектом учебного взаимодействия. Сущность этого подхода состоит в том, что обучающиеся в процессе обучения осознают, насколько важен язык для продуктивного взаимодействия между людьми разных национальностей и культур.
Объект обучения при таком подходе - непосредственно иноязычная речевая деятельность, которая развивается во взаимодействии таких видов как чтение, аудирование, подготовленное письменное и устное высказывание. Иными словами, можно говорить о том, что процесс обучения иностранному языку при коммуникативно-деятельностном подходе основан на модели коммуникации.
Совершенствование формирования умений и навыков иноязычной речи - одна из ключевых проблем языковой педагогики, которая широко освещена в работах известных российских методистов (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева