Научная статья на тему 'Государственная итоговая аттестация в системе непрерывного педагогического образования'

Государственная итоговая аттестация в системе непрерывного педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GIA / OGE / EXAM / STATE FINAL CERTIFICATION / CONTINUING EDUCATION / SYSTEM OF PEDAGOGICAL EDUCATION / ГИА / ОГЭ / ЕГЭ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маланичева А. В.

В статье раскрывается проблема взаимодействия образовательных учреждений с целью популяризации педагогической профессии и подготовкой будущих абитуриентов к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного и единого государственного экзаменов. Участники системы непрерывного образования, в частности педагогического, при взаимодействии будут иметь результаты, которые смогут обеспечить профессиональные образовательные учреждения ориентированными на получение педагогической профессии студентами, что обеспечить общеобразовательные организации педагогическими кадрами. При взаимодействии образовательных учреждений обучающиеся смогут пройти подготовку государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на высоком методическом уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями к ним при использовании предлагаемой системы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маланичева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE FINAL CERTIFICATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION

The article deals with a problem of interaction of educational institutions in order to promote the teaching profession and the preparation of future students for the state final certification in the form of the main state and unified state examinations. The participants of the system of continuous education, in particular pedagogical, in cooperation will have the results that will be able to provide professional educational institutions focused on the acquisition of the pedagogical profession of students that provide educational organizations with teaching staff. In the interaction of educational institutions, students will be able to prepare for the state final certification in the form of the OGE and the exam at a high methodological level, in accordance with the requirements for them when using the proposed training system.

Текст научной работы на тему «Государственная итоговая аттестация в системе непрерывного педагогического образования»

3. Липский И.А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания. Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. Волгоград: Перемена, 2004.

4. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Тюмень, 2006.

5. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. Научно-методическое сопровождение персонала школы: Педагогическое консультирование и супервизия. Великий Новгород, 2002.

6. Казакова Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. Санкт-Петербург, 1995.

7. Шилько Т.А., Прокопец Т.П., Крайник В.Л. Модель образовательно-оздоровительной деятельности лиц интеллектуального труда. Теория и практика физической культуры. 2017; 12: 89 - 92.

8. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность. Теория и практика физической культуры. 1995; 4: 2 - 7.

9. Соловьёв ГМ. Физическая культура в образовательном процессе вуза. Ставрополь, 2004.

10. Гонтарь О.П. Развитие физической культуры личности студента технического вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2012.

References

1. Zdorov'e Rossii: Atlas. Pod redakciej L.A. Bokeriya. Vypusk XI. Moskva: NCSSH im. A.N. Bakuleva, 2015.

2. Romanova S.P., Ignatova V.V. Organizacionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie zdorov'esberegayuschej deyatel'nosti uchitelya fizicheskoj kul'tury. Vestnik TGPU. 2011; 4: 166 - 170.

3. Lipskij I.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti: teoreticheskie osnovaniya. Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya: sbornik nauchnyh trudov. Volgograd: Peremena, 2004.

4. Aleksandrova E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individual'nyh obrazovatel'nyh traektorij. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Tyumen', 2006.

5. Pevzner M.N., Zajchenko O.M. Nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie personala shkoly: Pedagogicheskoe konsul'tirovanie i superviziya. Velikij Novgorod, 2002.

6. Kazakova E.I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie. Opytmezhdunarodnogo sotrudnichestva. Sankt-Peterburg, 1995.

7. Shil'ko T.A., Prokopec T.P., Krajnik V.L. Model' obrazovatel'no-ozdorovitel'noj deyatel'nosti lic intellektual'nogo truda. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 2017; 12: 89 - 92.

8. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost'. Teoriya ipraktika fizicheskoj kul'tury. 1995; 4: 2 - 7.

9. Solov'ev G.M. Fizicheskaya kul'tura v obrazovatel'nom processe vuza. Stavropol', 2004.

10. Gontar' O.P. Razvitie fizicheskoj kul'tury lichnosti studenta tehnicheskogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2012.

Статья поступила в редакцию 12.03.19

УДК 378.637

Malanicheva A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

STATE FINAL CERTIFICATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION. The article deals with a problem of interaction of educational institutions in order to promote the teaching profession and the preparation of future students for the state final certification in the form of the main state and unified state examinations. The participants of the system of continuous education, in particular pedagogical, in cooperation will have the results that will be able to provide professional educational institutions focused on the acquisition of the pedagogical profession of students that provide educational organizations with teaching staff. In the interaction of educational institutions, students will be able to prepare for the state final certification in the form of the OGE and the exam at a high methodological level, in accordance with the requirements for them when using the proposed training system.

Key words: GIA, OGE, exam, state final certification, continuing education, system of pedagogical education.

А.В. Маланичева, канд. пед. наук, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблема взаимодействия образовательных учреждений с целью популяризации педагогической профессии и подготовкой будущих абитуриентов к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного и единого государственного экзаменов. Участники системы непрерывного образования, в частности педагогического, при взаимодействии будут иметь результаты, которые смогут обеспечить профессиональные образовательные учреждения ориентированными на получение педагогической профессии студентами, что обеспечить общеобразовательные организации педагогическими кадрами. При взаимодействии образовательных учреждений обучающиеся смогут пройти подготовку государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ на высоком методическом уровне, в соответствии с предъявляемыми требованиями к ним при использовании предлагаемой системы подготовки.

Ключевые слова: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, государственная итоговая аттестация, непрерывное образование, система педагогического образования.

В настоящее время наблюдается тенденция снижения качества образования в целом и педагогического образования в частности. Данная проблема является актуальной, и её решение требует новых перспектив развития и формирования ответственности со стороны всех участников педагогического процесса на различных этапах образования. Развитие более тесного сотрудничества между образовательными организация реализующими педагогическое образование, в том числе усиление роли профориентационной работы среди обучающихся, создание профильных классов на базах школ, а также базовых кафедр в организациях может привести к увеличению числа будущих студентов как начального, среднего профессионального педагогического образования, так и высшего.

Актуальность интеграции образовательных учреждений общего полного и профессионального образования на современном этапе связана с рядом социально-экономических обстоятельств: повышением социальной роли гражданина, изменением отношения к личности школьника как субъекту развития, усложнением педагогического процесса, тенденциями гуманизации и демократизации всей системы образования. Сложилось положение, когда каждый из социальных институтов может эффективно осуществлять свои функции как звено в единой структуре образовательного процесса, когда функции всех социальных институтов в целостном процессе формирования и развития личности выступают логически взаимосвязанными компонентами [1, с. 37].

Данной проблемой взаимодействия образовательных учреждений занимались О.И. Ткачева, И.Ю. Шельмина, М.И. Койвунен, Т.М. Тумаева, Л.П. Малы-

гина, Т.Е. Даллакян, ПВ. Дулова, И.М. Сысоева, С.Н. Бирюков, Л.Н. Леонтьева, И.М. Иванова, Л.В. Гришина, А.А. Залялова, Э.А Ислямова и др.

Неотъемлемой частью современного образовательного процесса в школе является государственная итоговая аттестация (ПИА), поэтому все происходящие изменения не могут не отразиться на содержании и организации учебного процесса. Подготовка школьников к государственной итоговой аттестации в форме основного государственного и единого государственного экзаменов посвящен ряд работ, в которых описаны деятельностный (Ю.С. Егорова, Н.Ф. Ефремова, Л.В. Караваева,

М.В. Радомская и др.), психологический (О.С. Гришанова, Л.Ю. Еремина, И.В. Лучина, Л.А. Мокрецова, Н.П. Ощепкова, Е.В. Чеботарева, М.Ю. Чибисова и др.) и содержательный (Т.А. Бочарова, В.Н. Мишакова, О.Д. Мишина и др. подходы). Результаты государственной итоговой аттестация являются обязательным условием для продолжения образования и получения профессионального образования. Поэтому необходимо осуществлять подготовку обучающихся к ПИА ориентируясь на требования, предъявляемые профессиональными организация к абитуриентам, потенциальным студентам, что предполагает взаимодействие школы и профессиональных учреждений образования.

Проведя анкетирование среди обучающихся 8 классов общеобразовательных учреждений города Барнаула, были получены данные, которые свидетельствуют о том, что среди обучающихся есть желающие получить педагогическую профессию, но им не всегда понятно, где ещё можно применить свои профессиональные знания, умения и навыки кроме школы. Но не всегда есть желание

работать в школе и связать с ней свою будущую жизнь. Низкая ориентация и мотивация обучающихся на получение педагогической профессии как основной деятельности в жизни человека может быть скорректирована повышением уровня именно познавательной мотивации к изучению, получению знаний, умений и навыков педагогической профессии.

Анализ воспитательно-образовательного процесса в общеобразовательных организаций показал, что в деятельности большинства из них нет целостной системы по развитию мотивации обучающихся на получение педагогического образования как основного вида будущей профессиональной деятельности.

В современных условиях деятельность общеобразовательных организаций должна носить инновационный характер, а именно - координация образовательной траектории обучающегося с учетом его будущей профессии и изменяющихся социально-экономических условий города, региона. Поэтому весьма перспективными направлениями инновационной деятельности общеобразовательной организации в условиях современного образования являются аормирование условий для профессионального самоопределения обучающихся через специализацию в рамках предпрофильного обучения (создание педагогических классов, осуществляющих подготовку будущих абитуриентов для колледжа и вуза); развитие механизмов взаимодействия общеобразовательных организаций города с учреждением профессионального образования с целью формирование единого образовательного пространства на основе интеграции содержания среднего общего, среднего и высшего профессионального педагогического образования путем сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений среднего и высшего профессионального педагогического образования; формирование образовательного кластера «Школа-колледж-вуз» поможет выполнять еще одну актуальную задачу российского образования - готовить специалистов, которые способны адаптироваться к быстро меняющимся условиям рынка труда [2, с. 17].

При организации взаимодействия «школа-колледж-вуз» эффективным является введение в учебный план общеобразовательной организации практи-ко-ориентированных курсов, которые будут предполагать введение в специальность, определение выбора профессии, знания современного рынка труда и его требований к специалисту, профессионалу. Практико-ориентированные курсы могут быть включены в учебный план общеобразовательной организации за счет вариативной части и внеурочной деятельности как этапы предпрофильной подготовки. Включение данных курсов в учебный план позволит познакомить обучающихся со специальностями педагогического направления и их возможностями. Особое внимание здесь должно быть уделено личностно-ориентированному образованию, которое должно быть направлено на формирование у обучаемых профессионально-значимых компетенций (системное мышление, способность к критическому оцениванию и самооцениванию, рефлексия), а также основ информационной, коммуникативной и предпринимательской культуры [3, с. 218]. Важно, что читать практико-ориентированные курсы будут преподаватели профессиональных педагогических учреждений.

Взаимодействие образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования предполагает не только практико-ориентированные курсы, но и курсы, направленные на подготовку обучающихся к государственной итоговой аттестации. Взаимодействие общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений в процессе подготовки обучающихся к выбору специальности и профессиональному образованию является важным условием совершенствования учебной работы общеобразовательной организации и обеспечение профессиональных образовательных учреждений подготовленными абитуриентами к сдачи государственной итоговой аттестации на должном уровне. При организации подготовки обучающихся к сдаче государственной итоговой аттестации определяются предметы, которые необходимы выпускнику для получения профессионального образования.

Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации должна быть направлена на формирование теоретических знаний и развитие умений и навыков школьников, которые описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения основного и единого государственного экзаменов. Под требованиями к уровню подготовки школьников понимается описание планируемых результатов обучения, которое позволит представить, что и как должны усвоить школьники в ходе изучения курса подготовки к государственной итоговой аттестации, в каких видах деятельности должны проявиться знания, умения, навыки, какими личностными качествами должны обладать обучающиеся.

Оценить эффективность взаимодействия школы и профессионального образовательного учреждения можно по количеству подготовленных выпускников школы, способных обучаться в профессиональном образовательном учреждении, а также по количеству поступивших в профессиональное образовательное учреждение студентов из числа слушателей подготовительных курсов и охваченных профориентационными мероприятиями, которые проводят большинство профессиональных образовательных учреждений и соответственно результатам сдачи ГИА.

Система совместной работы общеобразовательной организации и профессионального образовательного учреждения по подготовке обучающихся к выбору специальности и дальнейшему профессиональному образованию должная учи-

тывать его подготовку к сдаче тех предметов, которые необходимы при поступлении в учреждение профессионального образования и осуществлять подготовку обучающихся к сдаче ГИА, которая будет включать изучение намерений обучающихся и ознакомление их с профессиями; вовлечение обучающихся в практическую деятельность и стимулирование их потребности в получении профессионального педагогического образования; профессиональное консультирование и оказание помощи в трудоустройстве выпускников вуза.

Сотрудничество общеобразовательного и профессионального образовательного учреждений в организации практической деятельности и стимулирования профессионального выбора обучающихся, обеспечивает выявление и развитие индивидуальных склонностей и способностей, в том числе знаний, умений и навыков, которыми необходимо обладать обучающемуся, сдающему ГИА по определенному предмету.

Изучив требования, предъявляемые к обучающимся на примере сдачи ГИА по обществознанию, ведь именно данный предмет, дисциплина является наиболее популярной при выборе обучающимися после обязательных дисциплин, и в ряде профессиональных образовательных учреждений при поступлении, мы пришли к выводу, что необходимо формировать именно те умения и навыки у обучающихся, которыми необходимо обладать обучающемуся при выполнении заданий контрольно-измерительных материалов при сдаче ГИА. Но часто в общеобразовательном учреждении отсутствует система, направленная на формирование проверяемых умений и навыков обучающихся при сдаче ГИА.

Целенаправленная подготовка школьников к обоснованному выбору профессии и получению профессионального образования способствует рациональному распределению трудовых ресурсов молодёжи по специальностям профессионального образования и потребностям работодателя. В соответствии с этим обстоятельством профессиональное образовательное учреждение заинтересовано в подготовке школьников к сдаче ГИА на более высокий балл. На примере обществознании нами была апробирована система подготовки школьников к сдаче ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ, которая оказалась эффективной для большинства, сдающих единый государственный экзамен по обществознанию.

На основе анализа тем, представленных в кодификаторе, мы пришли к выводу, что преемственность тем прослеживается в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ, соответственно подготовку школьников необходимо организовывать с учетом этой особенности. Материалы по темам необходимо начать изучать с основных понятий, признаков в 9 классом, соответственно в 10-11 классах эти темы должны углубляться и проверяться, закрепляться практическим материалом. Таким образом мы будем иметь возможность подготовки обучающихся с знакомства с заданиями и критериями их выполнения в 10 классом. Данные темы повторяются и закрепляются в 10 классе в ходе выполнения заданий типа ЕГЭ, представленных в КИМах.

В современном мире социальная и профессиональная успешность зависит от позитивного отношения к инновациям, самостоятельному креативному мышлению, инициативности, готовности к разнообразным видам деятельности и самостоятельной их организации [4, с. 89]. Образование должно ориентироваться на формирование и развитие активной творческой, целеустремленной личности, которая имеет установку на самообразование, обладает навыками самостоятельного поиска, отбора, использования информации. Модернизация содержательных основ учебного процесса предполагает достижение конкретных результатов в виде определенной системы знаний, сформированных умений и навыков, обучающихся на основе приобретенных знаний, обобщенных способов деятельности, ключевых компетенций, которые проверяются государственной итоговой аттестацией.

Получение знаний о педагогической профессии, направленность деятельности обучающихся на самостоятельное применение данных знаний в процессе обучения позволит им более успешно адаптироваться к обучению в профессиональной педагогической организации, под которой понимается начальное, среднее и высшее профессиональное педагогического образование. Взаимодействие всех организаций связанных с популяризацией педагогической профессии в рамках «школа-колледж-вуз», позволит повысить заинтересованность обучающихся данным видом деятельности, определить его для себя как основной и скажется на популяризации педагогической профессии в современном обществе, а также подготовку к ГИА в соответствии с теми предметами, которые необходимы при поступлении.

Таким образом, мы видим, что данный вопрос о взаимодействии образовательных организаций с целью популяризации педагогической профессии является актуальным и требует своего решения. Обогащение и обновление форм учебной деятельности школьников, формирование у них практических умений и навыков проведения исследования, развитие интереса к познанию науки, к познанию процессов и явлений природы, позволит организовать деятельность в научно-педагогическом сообществе нового типа «ученик - учитель - специалист» [5, с. 76].

Рассматривая взаимодействие образовательных учреждений в системе непрерывного педагогического образования, мы предполагаем, получить следующие результаты, такие, как профессиональное самоопределение обучающихся школ, что будет обоснованно подкреплено возможностью практического ознакомления с предстоящим видом профессиональной педагогической деятельности за

счёт интеграции основного общего образования со средним и высшим профессиональным; предпрофильное обучение будет сопровождаться профессиональным становлением выпускника на базе вуза, что повысит конкурентоспособность выпускника школы, практически освоившего одну из профессий; обеспечение вы-

Библиографический список

пускникам высокого уровня образования, соответствующий новым образовательным стандартам, запросам социума, интересам самого обучаемого, в том числе подготовкой к успешному прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

1. Литвинова В.Л., Щербаков А.А. Из опыта деятельности краевой инновационной площадки Хабаровского промышленно-экономического техникума. Образование и воспитание. 2017; 51: 36 - 40.

2. Демура М.Ю. Профильное обучение - это шаг во взрослую жизнь. Образование и воспитание. 2017; 51: 17 - 21.

3. Поваренков Ю.П., Слепко Ю.Н. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития. Ярославский педагогический вестник. 2017; 5: 212 - 220.

4. Егорова Ю.С. Организационно-педагогические структуры обеспечения подготовки и проведения ЕГЭ в условиях региона. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2009.

5. Сабирова РГ. Взаимодействие школы и вуза в процессе подготовки учащихся к получению профессионального образования. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Киров, 2004.

References

1. Litvinova V.L., Scherbakov A.A. Iz opyta deyatel'nosti kraevoj innovacionnoj ploschadki Habarovskogo promyshlenno-'ekonomicheskogo tehnikuma. Obrazovanie i vospitanie. 2017; 51: 36 - 40.

2. Demura M.Yu. Profil'noe obuchenie - 'eto shag vo vzrosluyu zhizn'. Obrazovanie i vospitanie. 2017; 51: 17 - 21.

3. Povarenkov Yu.P., Slepko Yu.N. Psihologiya uchebnoj deyatel'nosti: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya. Yaroslavskijpedagogicheskij vestnik. 2017; 5: 212 - 220.

4. Egorova Yu.S. Organizacionno-pedagogicheskie struktury obespecheniya podgotovkiiprovedeniya EG'E v usloviyah regiona. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2009.

5. Sabirova R.G. Vzaimodejstvie shkoly i vuza vprocessepodgotovki uchaschihsya kpolucheniyu professional'nogo obrazovaniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kirov, 2004.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 378

Golubeva A.R., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy and Cultural Studies, Altai State Pedagogical University,

E-mail: [email protected]

Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

PEDAGOGICAL TOOL OF FORMATION OF INTENTIONS ABOUT INTELLIGENTSIA AND INTELLIGENTNESS IN UNIVERSITY YOUTH AT CULTURAL STUDIES (WITH REFERENCE TO A TEXT BY YU. LOTMAN). The article analyzes a problem of forming intelligence in the process of teaching humanities in higher education. The meaning and contents of the concepts of intelligentsia and intelligence, intellectuality, pseudo-intelligence are considered. The importance of self-improvement in culture is emphasized and the danger of a diluted form of intellectuality, which is outside the traditional culture, outside the norms of morality, is shown. An analysis of active and interactive teaching methods in cultural studies in the organization of independent work and the cognitive activity of students, allowing to solve the problem of education and of development of students' intelligence is given.

Key words: culture, intellectuals, intelligence, Yu. Lotman, pseudo-intellectuals.

А.Р. Голубева, канд. филос. наук, доц. каф. философии и культурологии, Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц. каф.ы гуманитарных наук, Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц. каф. философии, Алтайский государственный аграрный университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ У ВУЗОВСКОЙ МОЛОДЁЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТА Ю.М. ЛОТМАНА)

В статье анализируется проблема формирования интеллигентности в процессе преподавания предметов гуманитарного цикла в высшей школе. Рассматриваются сущность и содержание понятий интеллигенция и интеллигентность, интеллектуальность, псведоинтеллигентность. Подчеркивается важность самосовершенствования в культуре и показывается опасность выхолощенной формы интеллектуальности, находящейся вне традиционной культуры, вне норм морали. Даётся анализ активных и интерактивных методов обучения на занятиях по культурологии в организации самостоятельной работой и познавательной активности студентов, позволяющих решать проблему воспитания и формирования интеллигентности у студентов.

Ключевые слова: культура, интеллигенция, интеллигентность, Ю. Лотман, псевдоинтеллигентность.

Система современного высшего образования ставит своей задачей, наряду с подготовкой высококвалифицированных специалистов и «...удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии» [1]. Однако a priori, преподаватели ставят перед собой задачу формирования и воспитания не только интеллектуала, но интеллигента, а задачей максимум для преподавателя гуманитарных дисциплин является создание условий для формирования внутренней интеллигентности. Актуальность решения этих задач, а, следовательно, и темы данной статьи, определяется проблемами современной российской цивилизации: нарастанием хамства, агрессии; релятивизацией ценностей; отрывом от норм традиционной русской культуры. «Всем нам приходится сталкиваться с грубостью, с хулиганством, с неумением вести себя, с оскорблением другого человека, с разными свойствами, которые мы, в общем,

определяем словом «хамство» [2]. Решение поставленных задач диктует определение базовых понятий для формирования представлений об интеллигенции и интеллигентности у вузовской молодёжи.

Задача выявления сущности понятий интеллектуальность (на что обращает внимание закон об образовании) и интеллигентность решается неоднозначно. В новой философской энциклопедии есть статья об интеллигенции, где она определяется следующим образом: «В исследовательской литературе в настоящее время нет единства мнений относительно содержания и границ понятия интеллигенции. Основные точки зрения колеблются между веховской позицией, которая видела в интеллигенции маргинальный слой, подменивший профессионально-ответственный интеллектуальный труд борьбой за народное счастье, и традиционно советским пониманием, отождествлявшим интеллигенцию с высо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.