Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОГЭ ПО ИСТОРИИ С АНАЛОГИЧНЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКЗАМЕНАМИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОГЭ ПО ИСТОРИИ С АНАЛОГИЧНЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКЗАМЕНАМИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
IB MYP / CAMBRIDGE IGCSE / ОГЭ ПО ИСТОРИИ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ИСТОРИИ / СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ / ИНТЕГРАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздров Павел Алексеевич

В данной статье производится сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории основной общей школы: IB Middle Years Programme, Cambridge Assessment International Examinations IGCSE и российского курса истории основной школы и экзамена ОГЭ. Анализируются содержание курсов, развиваемые навыки, организация экзаменов и способы оценки. В результате анализа было выявлено, что российский курс способствует глубокому определению глобальных причинно-следственных связей и построению более целостной картины исторического развития по причине глубокого акцентированного изучения исторических событий и явлений. Международные программы ориентированы на развитие коммуникативных компетенций, навыков работы с источниками, исследовательской работы. При этом данные программы являются достаточно гибкими, чтобы соответствовать требованиям большинства национальных учебных программ и быть интегрированными в них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN GENERAL STATE EXAMINATION IN HISTORY WITH INTERNATIONAL ANALOGUES: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE

This article provides a comparative analysis of international secondary school programs and exams in history: IB Middle Years Programme, Cambridge Assessment International Examinations IGCSE with Russian secondary school course in history and final examination (General State Examination). The article analyses the content of the courses, skills, exams organization and methods of assessment. As a result of the analysis, it was revealed that the Russian course contributes to a deep understanding of global cause-and-effect relationships and the construction of a more holistic picture of historical development due to a deep, focused study of historical events and phenomena. International programs are focused on the development of communication competencies, working with sources, and research work. At the same time, these programs are flexible enough to meet the requirements of most national curricula and be integrated into them.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОГЭ ПО ИСТОРИИ С АНАЛОГИЧНЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКЗАМЕНАМИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE»

УДК 371.274/.276 ББК 74

DOI: 10. 31862/1819-463X-2021-5-102-113

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОГЭ ПО ИСТОРИИ С АНАЛОГИЧНЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ЭКЗАМЕНАМИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE

П. А. Ноздров

Аннотация. В данной статье производится сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории основной общей школы: IB Middle Years Programme, Cambridge Assessment International Examinations IGCSE и российского курса истории основной школы и экзамена ОГЭ. Анализируются содержание курсов, развиваемые навыки, организация экзаменов и способы оценки. В результате анализа было выявлено, что российский курс способствует глубокому определению глобальных причинно-следственных связей и построению более целостной картины исторического развития по причине глубокого акцентированного изучения исторических событий и явлений. Международные программы ориентированы на развитие коммуникативных компетенций, навыков работы с источниками, исследовательской работы. При этом данные программы являются достаточно гибкими, чтобы соответствовать требованиям большинства национальных учебных программ и быть интегрированными в них.

Ключевые слова: IB MYP, Cambridge IGCSE, ОГЭ по истории, международные экзамены по истории, содержание международных программ по истории, сравнительный анализ международных программ основной школы, интеграция международных программ по истории.

Для цитирования: Ноздров П. А. Сравнительный анализ ОГЭ по истории с аналогичными международными экзаменами: International Baccalaureate MYP, Cambridge IGCSE // Наука и школа. 2021. № 5. С. 102-113. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-102-113.

© Ноздров П. А., 2021

■©-S-

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

COMPARATIVE ANALYSIS OF RUSSIAN GENERAL STATE EXAMINATION IN HISTORY WITH INTERNATIONAL ANALOGUES: INTERNATIONAL BACCALAUREATE MYP, CAMBRIDGE IGCSE

P. A. Nozdrov

Abstract. This article provides a comparative analysis of international secondary school programs and exams in history: IB Middle Years Programme, Cambridge Assessment International Examinations IGCSE with Russian secondary school course in history and final examination (General State Examination). The article analyses the content of the courses, skills, exams organization and methods of assessment. As a result of the analysis, it was revealed that the Russian course contributes to a deep understanding of global cause-and-effect relationships and the construction of a more holistic picture of historical development due to a deep, focused study of historical events and phenomena. International programs are focused on the development of communication competencies, working with sources, and research work. At the same time, these programs are flexible enough to meet the requirements of most national curricula and be integrated into them.

Keywords: IB MYP, Cambridge IGCSE, General State Examination in history, international exams in history, content of international programs in history, comparative analysis of international programs, integration of international programs in history.

Cite as: Nozdrov P. A. Comparative analysis of Russian General State Examination in history with international analogues: International Baccalaureate MYP, Cambridge IGCSE. Nauka i shkola. 2021, No. 5, pp. 102-113. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-5-102-113.

Стиль, подача материала, атмосфера на уроках сильно зависят от личности преподавателя . Одинаковые темы в различных регионах, школах, классах и даже у одних и тех же преподавателей, но в разные дни могут быть раскрыты, объяснены и поняты по-разному. При этом методисты и преподаватели, составляя планирование, должны руководствоваться федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) . Таким образом, обладая определенной творческой свободой непосредственно поурочного планирования, преподаватели следуют государственному стандарту и готовят учащихся к стандартизированным экзаменам в конце курсов основной или средней (полной) школы . Хотя данная система и имеет определенные недостатки, она, очевидно, положительно влияет и на

контроль со стороны Министерства науки и образования, и на облегчение работы преподавателей и методических отделов, и на возможность относительно необременительного перехода учащегося из одного учебного заведения в другое .

Однако даже в нашей стране также используются другие образовательные программы и стандарты, отличные от ФГОС . Подход, содержание, развиваемые навыки и умения, способ оценки учащихся могут разительно отличаться от отечественных стандартов . При этом в некоторых российских школах данные программы совмещаются так, что по окончании обучения учащиеся получают как российский, так и иностранный дипломы . Наиболее популярными международными программами средней школы, согласно обзору UNESCO, являются Cambridge Assessment International

Education, International Baccalaureate и некоторые другие [1, p . 41-42] . Таким образом, актуальность данного исследования заключается не только в ознакомлении с международным опытом коллег в сфере образования уровня основной общей школы, исследование также имеет прикладное значение для образовательных учреждений, являющихся участниками упомянутых программ .

К сожалению, тема международного образования, а в особенности преподавания гуманитарных дисциплин по международным программам, в российской научной литературе слабо освещена, поэтому данная статья носит ознакомительный описательный характер . Сравнительный анализ зарубежных экзаменов основной школы с российской государственной итоговой аттестацией (ГИА) по истории проводится посредством анализа содержания курсов, критериев оценивания, развиваемых навыков и форм экзаменов Для подготовки данной статьи проводился анализ и синтез российских и зарубежных источников на данную тематику, в основном руководств, кодификаторов и примеров экзаменационных работ.

Государственная итоговая аттестация. Основной

государственный экзамен по истории

Обязательная государственная итоговая аттестация (ГИА) проводится в нашей стране с 2009 г. в формате единого государственного экзамена (ЕГЭ) и с 2014 г. в формате основного государственного экзамена (ОГЭ) . Аттестация проводится в целях определения соответствия результатов освоения образовательных программ соответствующим требованиям ФГОС . ГИА по программам основного общего образования включает в себя экзамены по 4 предметам: 2 обязательным учебным предметам -русский язык и математика, и 2 учебным предметам по выбору [2]

ГИА по программам основного общего образования проводится в двух форматах: ОГЭ и ГВЭ. Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой итоговую аттестацию по программам основного общего образования и использует контрольные измерительные материалы стандартизированной формы Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) - это форма итоговой аттестации в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем,заданий, билетов для обучающихся, осваивающих программу основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [3] . Для целей данной статьи целесообразно сравнение международных программ именно с ОГЭ по истории .

Содержание курса истории основной общей школы

Предметный курс в российских школах разделен на историю России и всеобщую (зарубежную) . С недавнего времени содержание курса вновь строится по линейному принципу (события и явления изучаются в хронологической последовательности, 1 раз за время обучения) До этого длительное время содержание строилось по концентричско-му принципу, то есть события и явления изучались несколько раз с учетом психолого-возрастных особенностей В российских школах преподавались два концентра: с 5-го по 9-й класс и с 10-го по 11-й Данный подход позволял избежать упрощенного изучения тем младшей средней школы (5-7-й классы) и уделить адекватное количество времени их изучению

В настоящее время содержание курса истории России основного общего образования охватывает период от Древней Руси до 1914 г. , также в начале курса крайне сжато изучается период от

заселения территории России человеком в каменном веке до начала I тысячелетия н . э . Содержание курса всеобщей истории охватывает период истории с Древнего мира до рубежа Х1Х-ХХ вв . [4] .

Содержание курса состоит из основных событий и явлений российской и всеобщей истории, охватывает все регионы мира, подразумевает глобальное понимание концепций истории и взаимосвязи отдельных государств, систем и процессов .

Навыки и умения

Согласно кодификатору проверяемых требований для проведения ОГЭ по истории, учащиеся должны уметь: соотносить даты, определять последовательность и длительность событий, работать с различными видами исторических источников, рассказывать, давать описания, соотносить, выявлять, группировать, сравнивать, объяснять свое отношение и определять причинно-следственные связи различных событий и явлений [4]

Учащиеся также должны быть способны демонстрировать знание и понимание ключевых концепций, событий, явлений, значимых исторических лиц и достижений науки и культуры

Помимо этого, учащиеся должны быть способны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания собственных суждений, объяснения исторически сложившихся норм поведения, понимания исторических причин и значений событий и явлений в современной жизни, а также общения с представителями другой культуры .

Структура экзамена и критерии оценивания

Несмотря на то, что курс истории разделен на отечественную и всеобщую, в ОГЭ 2019-2020 учебного года вопросы, посвященные всеобщей истории, отсутствовали . В ОГЭ 2020-2021 были включены 3

вопроса по курсу всеобщей истории, составляющие 8,1% от общего количества баллов Соответственно, экзамен в целом ориентирован на проверку результатов освоения именно истории России [5] .

Проверяемые результаты освоения основной общей программы состоят из знания дат, этапов, основных событий, исторических личностей, процессов и явлений; определения последовательности и длительности событий; использования информации из различных источников; работы с картой; анализа, группировки и сравнения различных событий и явлений; объяснения смысла понятий и терминов; определения причинно-следственных связей

Экзамен длится 3 часа и делится на 2 части . Часть 1 состоит из 17 заданий с кратким ответом, включающим 3 вопроса по всеобщей истории, часть 2 - из 7 заданий с развернутым ответом, которые проверяются экспертами на основе критериев Однако стоит отметить, что из 7 заданий с развернутым ответом задания 18, 20, 22 подразумевают упоминание дат и имен, выписывания простых предложений из текста или исправления ошибок в тексте . Задания 19, 23 и 24 предполагают короткий ответ, который может быть ограничен несколькими тезисами или сложным предложением . Только задание 21 подразумевает составление небольшого связного текста. Таким образом, несмотря на выделенные 43,2% от общего количества баллов на часть 2 с развернутыми ответами, задания, в которых учащийся может проявить коммуникативные навыки и способность излагать аргументированную позицию, составляют примерно 5-10% от общего количества баллов . При этом ни связность текста, ни оформление цитирования, ни стиль экспертами не оценивается [3]

Cambridge IGCSE

Cambridge Assessment International Education - это одна из организаций

университета Кембридж, появившаяся из учрежденного в 1858 г. в Англии «Синдиката Местных Экзаменов» ("Local Examination Syndicate") . В год основания организации экзамены сдавали 370 человек всего в нескольких городах Англии . Постепенно, к 1864 г. , «Синдикат» стал принимать экзамены и за пределами страны . Являющаяся одной из наиболее популярных организаций, Cambridge Assessment International Education предоставляет обучение по таким программам, как Cambridge IGCSE, Cambridge 0, Cambridge International AS & A Level и Cambridge Pre-U [6] .

Программа IGCSE разработана для учащихся от 14 до 16 лет. Она позволяет учащимся продолжать свое образование по программе AS & A Level, подготавливая к поступлению в вузы. Данная программа равноценна британской GCSE, что означает, что участники имеют возможность продолжать обучение в образовательной системе Великобритании [7] .

Важно отметить, что изучение истории в младшей основной школе (Cambridge Lower Secondary School) необязательно . Однако некоторые темы могут быть затронуты во время обучения по общей гуманитарной предметной группе Глобальные Перспективы (Global Perspectives) Международные школы Cambridge могут, однако, сами установить в программу обучения изучаемые дисциплины, включая историю, географию или, к примеру, эквивалент общество-знания (social studies), таким образом подготовив учащихся к соответствующим курсам и экзаменам IGCSE .

Содержание курса

Содержание по истории курса IGCSE состоит из двух групп тем (опций) основного содержания А и В на выбор . Учащиеся также изучают как минимум одну тему из углубленного курса. Школы составляют содержание курса

самостоятельно, опираясь на выбранную опцию . Тема опции А: «XIX век: Развитие современных национальных государств, 1848-1914» . Тема опции В: «XX век: Международные отношения с 1919» [8]

Каждая тема уточнена ключевыми вопросами, которые определяют, какие подразделы следует рассматривать более подробно К примеру, опция А фокусируется на революциях 1848-1849; объединении Италии и Германии; Гражданской войне в США; причинах и последствиях расширения европейских заморских владений в XIX в . ; причинах Первой Мировой войны Опция В рассматривает справедливость мирных договоров после Первой Мировой войны; успехи и провалы Лиги Наций; причины Второй Мировой войны; причины Холодной войны; эффективность США в сдерживании коммунизма; контроль СССР над Восточной Европой; Персидский залив с 1970 по 2000 гг.

Темы углубленного изучения: Первая Мировая Война, причины и результаты; Германия в 1918-1945 гг. , приход нацистов к власти; Россия в 1905-1941 гг. , приход большевиков к власти и политика Сталина; США в 1919-1941 гг. , экономика и социальная жизнь; Китай в 19301990 гг. , приход коммунистов к власти; Южная Африка в 1940-1994 гг. , апартеид; Израиль и Палестина, развитие событий с 1945 г. [8] . Таким образом, важно отметить, что за два года обучения по данной программе учащиеся могут изучать только ограниченные в выборе определенные региональные события короткого временного промежутка

Навыки и умения

Области знания, понимания и навыков, по которым оцениваются учащиеся, называются объектами оценивания Согласно трем объектам оценивания, учащиеся за время курса должны научиться: демонстрировать историческое знание,

демонстрировать исторические объяснения и демонстрировать понимание и оценку исторических источников [8]

Демонстрация исторического знания включает в себя способность использовать исторические факты, чтобы подкреплять свои ответы, включая ключевые даты, события, имена исторических личностей и группы, концепции и идеи, а также примеры и статистическую информацию

Демонстрация исторических объяснений содержит в себе способность конструировать объяснения в историческом контексте, используя понимание причинно-следственных связей, понятия изменчивости и продолжительности событий и явлений, схожести и различий . Учащиеся должны быть способны: строить аргументированные предположения и выводы, ранжировать факторы и оценивать их относительную значимость, эффективность и цель создания

Третьим объектом оценивания является демонстрация способности понимать, интерпретировать, оценивать и использовать источники в качестве исторических доказательств, включая оценку надежности, достоверности и объективности источника, оценку отношения и основной мысли автора, а также выявление и сравнение различных точек зрения на предмет

Структура экзамена и критерии оценивания

Заключительный экзамен состоит из трех компонентов: Paper 1 (письменный экзамен), Paper 2 (письменный экзамен), затем либо Paper 3 (курсовая работа), либо Paper 4 (письменный экзамен как альтернатива курсовой работе) на выбор [8]

Paper 1 состоит из ряда вопросов, три из которых должны быть выбраны Два вопроса из секции основного содержания (опция А или В) и один вопрос из секции углубленного изучения .

Длительность - 2 часа. В этом компоненте требуется давать точные описания событий или явлений, приводить примеры, находить причинно-следственные связи, а также аргументированно защищать свою точку зрения Paper 1 проверяет знание и понимание учебного материала

Paper 2 состоит из ряда тем из основного содержания . Учащиеся выбирают тему и отвечают на шесть вопросов Paper 2 разработана для оценки умения понимать, анализировать и оценивать исторические источники . Длительность - 2 часа. Шесть вопросов основаны на различных источниках: документах, фотографиях, плакатах, карикатурах и т д Учащиеся должны оценить мотивы и исторический контекст источников, предвзятость или объективность авторов, а также сравнивать источники между собой

Paper 3 - это курсовая работа, которая выполняется на протяжении учебного года в формате эссе Работа не должна превышать 2000 слов и должна раскрывать одну из тем углубленного изучения либо основываться на одной из тем учебной программы по предмету Работа создана для оценивания знания и понимания учебного материала, а также способности объяснять и аргументировать свою точку зрения . Также оценивается умение правильно оформлять цитирование

Альтернативой курсовой работе выступает Paper 4 Учащиеся отвечают на один вопрос из выбранной программы углубленного изучения в течение 1 часа Так же как и предыдущий, компонент Paper 4 разработан с целью оценки знания и понимания учебного материала, а также способности объяснять и аргументировать свою точку зрения .

IB MYP

Еще одной популярной организацией международного образования является International Baccalaureate (IB), учредившая Дипломную Программу (IB DP) для

старшеклассников в 1968 г С введением программы среднего (основного общего) образования (MYP)1 в 1994 г. и программы начальной школы (PYP) в 1997 г IB создала непрерывное международное образование для учащихся в возрасте от 3 до 19 лет. Дополнило эту систему внедрение в 2012 г. карьерно-ориенти-рованной программы (Career-related Programme) для учащихся, решивших заняться трудовой деятельностью после окончания программы IB MYP [9] .

В программе IB MYP учащиеся исследуют шесть глобальных контекстов, которые развиваются на основе трансдисциплинарных тем программы начальной школы (IB PYP), расширяя и развивая их . Обучение по программе IB MYP основывается на развитии профиля ученика (личностном развитии), интернациональном мышлении, финальном проекте, а также на акцентированном развитии навыков обучения (ATL) .

Еще одной характерной особенностью программы является междисциплинарное обучение, основанное на взаимодействии отдельных предметных групп и дисциплин . Каждый год учащиеся MYP должны участвовать в междисциплинарном исследовании, объединяющем несколько предметных групп [10]

Содержание курса

Программа IB Middle Years Programme (MYP) предназначена для учащихся в возрасте от 11 до 16 лет. IB MYP по истории является частью более обширной группы предметов, которая называется "Individuals and Societies" («люди и общества») . Предметная группа MYP Individuals and Societies включает дисциплины, традиционно изучаемые в рамках гуманитарных и социальных наук, такие как история, социология, философия и др Подход IB к этой предметной области

включает сильный акцент на исследовательской работе Учащиеся собирают, описывают и анализируют данные; проверяют гипотезы; учатся интерпретировать специализированную информацию, включая первоисточники [11]

Обучение навыкам и развитие концептуального понимания является первостепенным по отношению к конкретному содержанию курса MYP. С одной стороны, учащиеся могут обучаться, к примеру, по экономике или истории все 5 лет курса MYP, с другой - школа может предоставить общий гуманитарный курс, включающий в себя содержание различных предметов гуманитарной направленности

Важной частью программы MYP является проведение исследования в любом предмете группы Individuals and Societies, систематизирующее знания через концептуальное понимание в глобальном контексте Ключевые концепции (key concepts), такие как изменение; глобальное взаимодействие; время, место и пространство; системы, в целом составляют учебную программу MYP Связанные концепции (related concepts) способствуют более глубокому обучению, основанному на конкретных дисциплинах . Для группы Individuals and Societies они включают в себя: причинность (causality), глобализацию, культуру и устойчивое развитие . Данные концепции изучаются в глобальном контексте MYP, состоящем из таких тем, как: личности и отношения; ориентация в пространстве и времени; личное и культурное самовыражение; научно-технические инновации; глобализация и устойчивость; справедливость и развитие .

Учащиеся разрабатывают тезисы для данных исследований (statements of inquiry), чтобы организовать, упорядочить работу, установить цели обучения, а также определить фактические,

1 При переводе «Middle Years Programme» автор использует выражение «программа среднего образования», при этом данная программа соответствует российской программе основной общей школы . (Прим. авт.)

концептуальные и спорные вопросы по своим исследованиям .

IB MYP рекомендует не менее 50 часов обучения для каждой предметной области программы ежегодно Для студентов, участвующих в MYP eAssess-ment (электронный экзамен), IB рекомендует заниматься по 70 часов по предмету каждый год последние два года курса [11]

Навыки и умения

Программы IB определяют отдельные навыки в каждой категории, которые можно вводить, практиковать и закреплять в классе и за его пределами 5 навыков ATL для MYP Individuals and Societies: навыки мышления, социальные навыки, коммуникативные навыки, навыки самоуправления, исследовательские навыки Они включают в себя разработку тезиса, постановку вопроса исследования, составление плана действий для исследования, выбор достоверных и надежных ресурсов, эффективное обсуждение и презентацию своего исследования, оформление цитирования, развитие размышлений, передачу и интеграцию данных и навыков из других предметных групп или персональных проектов

Учебный материал составляется и изучается с использованием контекстов и концепций, которые помогают систематизировать знания и помогают развивать принципы обобщения и группировки информации

Оценка курсов для MYP Individuals and Societies на всех курсах программы основывается на четырех критериях оценки. Каждый критерий состоит из частей, которые в основном представляют собой навыки, развиваемые на протяжении всего курса . К 5-му году курса MYP ожидается, что учащиеся смогут достичь наивысшего уровня применения навыков ATL от базового уровня, зависящего от посторонней поддержки, до уровня независимого самостоятельного

применения навыков, оцениваемого по четырем критериям:

Критерий A: знание и понимание, включающее в себя использование терминологии, демонстрацию знания и понимания событий, явлений и концепций посредством описаний, объяснений и примеров

Критерий B: исследование, включающее в себя постановку актуальной проблемы исследования, составление плана действий, сбор и запись информации, рефлексию

Критерий C: коммуникация, включающая в себя эффективную передачу информации, выбор средств коммуникации, а также структурирование информации

Критерий D: критическое мышление, включающее в себя анализ, синтез и обсуждение информации, построение аргументации, анализ и интерпретацию источников [12] .

Структура экзамена и критерии оценивания

Учащиеся, желающие получить сертификат IB MYP, подтверждающий их результаты за курс Individuals and Societies, должны продемонстрировать достижение целей предметной группы, выполнив электронный экзамен (eAssessment), проводимый по истории, географии или интегрированным гуманитарным наукам Экзамены составлены с учетом трех целей обучения: взаимодействие с источниками (критерии A и D); исследование (критерии B и C); развернутый ответ (критерии A, B, C и D) .

Темы, рассматриваемые в ходе экзаменов для предметной группы Individuals and Societies: демографические данные и перемещения людей; происхождение поселений и городов; сверхдержавы, империи и наднациональные союзы и организации; значимые личности; война и миротворчество; права и социальный протест; торговля, помощь и обмен; экономические агенты, их интересы и роль в

экономике: потребители, производители, правительства, банки; измерения и тенденции; экологические отношения; индустриализация и технологические разработки [10]

Как было сказано ранее, школы и учителя имеют относительную свободу в выборе конкретных тем обучения, а оценка экзамена строится на умении демонстрировать навыки ATL . Например, во время экзамена по истории по теме «война и миротворчество» учащиеся должны, используя предоставленные источники, определить две причины и три последствия конфликта; обозначить цели, ценности и ограничения для данных им источников; а также написать развернутый ответ, основываясь на предложенном тезисе и выбрав любые изученные во время курса примеры

Сравнительный анализ программ и экзаменов по истории

Сравнительный анализ проводился по трем пунктам: содержание курса, развиваемые навыки и умения и структура экзамена Содержание анализировалось по принципу построения курса и предметному материалу Анализировались развиваемые навыки и умения в каждом курсе, а также развитие коммуникативных компетенций . В структурах экзаменов рассматривалась форма проведения итоговой работы и критерии оценивания

Содержание курсов обычно строится по линейному либо концентрическому принципу Обе рассматриваемые международные программы позволяют преподавательскому составу в целом формировать содержание на свое усмотрение .

Cambridge IGCSE по истории - это двухлетний курс, который основывается на выборе из нескольких опций Учащиеся могут изучать события и явления XIX или XX вв . плюс одну углубленную тему XX в При этом с 5-го по 8-й классы (Cambridge Lower Secondary) по выбору

методического отдела школы учащиеся могут как пройти весь курс с древнейших времен по наши дни, так и изучать исторические события выборочно IB MYP также предоставляет определенную свободу в выборе тем изучения, так как предмет истории входит в группу гуманитарных предметов - люди и общества (Individuals and Societies) . Обязательны общие темы для группы, которые могут затрагивать историю лишь косвенно Основной акцент делается на развитии навыков . С другой стороны, курс истории российского основного общего образования - линеен (с недавнего времени), рассматриваемые события касаются ключевых событий и явлений всех регионов, хотя в большей степени курс ориентирован именно на историю России . Таким образом, российский курс может способствовать более глубокому определению глобальных причинно-следственных связей и способствует построению более целостной картины мира и исторического развития, в отличие от рассматриваемых международных программ

Совокупности навыков и умений, развиваемых в курсах, отличаются Тем не менее существует очевидный набор предметных навыков и умений, которые соответствуют именно предмету истории и развиваются во всех представленных курсах К ним относятся: знание и понимание исторических дат, событий, концепций, явлений и личностей; умение получать информацию из источников исторической информации; умение работать с исторической информацией (анализ, группировка, сравнение, объяснение); определение причинно-следственных связей

Однако стоит отметить, что каждый курс расставляет свои акценты в обучении навыкам и умениям В данном контексте Cambridge IGCSE и IB MYP отличаются от курса истории основного общего образования сильным акцентом на коммуникативные навыки (написание развернутых ответов, построение

аргументации, стиль и форма коммуникации), а также более глубокой и критической работой с источниками На протяжении курса учащиеся сравнивают различные интерпретации событий, учатся искать мотивацию авторов, анализируют достоверность . В дополнение IB MYP как курс, в целом основанный на развитии умений и навыков, акцентирует внимание на развитии социальных навыков (групповые, парные проекты и работа в классе), навыках самоуправления (планирование, самоконтроль, рефлексию), а также умение находить и использовать межпредметные связи. Российский курс, в свою очередь, делает сильный акцент на знание большого количества фактологического материала. На экзамене оценивается весь курс с древнейших времен до 1914 г. Коммуникативные навыки не являются предметом оценки и, соответственно, развиваются косвенно Еще одной важной особенностью является упомянутый ранее дисбаланс содержания курса в сторону отечественной истории

Форма экзаменов и критерии оценивания сильно отличаются во всех курсах . Экзамены Cambridge IGCSE делятся на 3 части и представляют собой письменные развернутые ответы, демонстрирующие знание и понимание событий и явлений, умение работать с источниками и аргументированно излагать информацию . Оценивание основывается на критериях, которым должны соответствовать ответы Оценивание курса IB MYP строится на критериях, разбитых на группы-дескрипторы (рубрики) Учащиеся, выбравшие сдачу электронного экзамена, сталкиваются с оценкой скорее навыков и умений, чем конкретного исторического материала, так как учащиеся свободны в выборе примеров для аргументации из всего спектра предметов Individuals and Societies Тем не менее учащиеся должны продемонстрировать знание и понимание тем данной предметной группы ОГЭ по истории

делится на 2 части коротких и развернутых ответов (хотя как было показано ранее, ответы, подразумевающие написание короткого связного текста, составляют только 5-10% от общего количества баллов) Экзамен проверяет знание фактов, а также умение работать с исторической информацией

Выводы

Курс истории основного общего образования строится на линейном принципе изучения истории и охватывает период с древнейших времен и до наших дней . Основным критерием оценивания на экзамене является проверка знания и понимания содержания курса . Экзамен является обязательной аттестацией при прохождении российской образовательной программы . 2-годичный курс Cambridge IGCSE основан на детальном изучении тем XIX и/или XX в . Курс не проводит глобальные причинно-следственные связи, так как фокусируется только на отдельных выбранных регионах и относительно коротком временном промежутке Оцениваются знание и понимание материала, умение работать с источниками и аргументированно представлять свою позицию по предмету IB MYP основывается на развитии навыков обучения, профиле ученика, междисциплинарных исследованиях, интернациональном мышлении и финальном проекте Курс истории входит в общую группу предметов «Люди и общества» (Individuals and Societies) Содержание привязано к общим для всей гуманитарной группы предметам. Экзамен оценивает развиваемые за время прохождения курса навыки и умения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом можно сделать вывод, что международные курсы - более универсальные, так как обучают работать с источниками и проводить самостоятельные исследования . Тем не менее, относительно российского курса истории, данные программы уступают в

количестве изучаемого материала и возможности построения глобальных причинно-следственных связей Данные подходы разумно критикуются за высокую вероятность формирования «мозаичного» восприятия истории, когда отсутствует цельная картина мира

Тем не менее данные программы достаточно гибкие, чтобы соответствовать требованиям большинства национальных или местных учебных программ и

быть интегрированными в них Они основаны на знаниях и навыках, которые могут дополнить основное образование Российский курс истории, в свою очередь, уступает проработкой коммуникативных навыков, навыков критического мышления, навыков работы с источниками, но является более цельным с позиции изучения непрерывности истории и определения взаимосвязей между регионами и историческими периодами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Hayden M., Thompson J. International schools: growth and influence. Paris, UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2008.

2. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ: Спецификация КИМ для проведения в 2021 году ОГЭ по истории. М.: ФИПИ, 2020.

3. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме ГВЭ: Спецификация экзаменационных материалов для проведения в 2021 году ГВЭ по истории (письменная форма) для обучающихся по образовательным программам основного общего образования. М.: ФИПИ, 2020.

4. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ: Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения ОГЭ по истории. М.: ФИПИ, 2020.

5. Пояснение к проектам документов, определяющих структуру и содержание КИМ ОГЭ 2021 г. М.: ФИПИ, 2020.

6. Our History // Cambridge Assessment International Education. URL: https://www.cambridgeinte rnational.org/about-us/our-history/ (дата обращения: 19.12.2020).

7. Cambridge IGCSE standards and GCSE. Nov. 2019 // Cambridge Assessment International Education. URL: https://www.cambridgeinternational.org/Images/476025-cambridge-igcse-standards-and-gcse. pdf (дата обращения: 19.12.2020).

8. Cambridge Assessment International Education // Syllabus. Cambridge IGCSE History 0470. 20172019. URL: https://www.cambridgeinternational.org/images/203943-2017-2019-syllabus.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

9. What is an IB education? 2017. URL: https://www.ibo.org/globalassets/what-is-an-ib-education-2017-en.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

10. International Baccalaureate. Middle Years Programme Subject Brief. Individuals and societies. 2014. URL: https://www.ibo.org/globalassets/digital-toolkit/brochures/myp-brief_individuals-societies_ 2015.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

11. Individuals and societies guide. For use from September 2014/January 2015. URL: https://www. spps.org/site/handlers/filedownload.ashx?moduleinstanceid=38367&dataid=21204&FileName=indi viduals_and_societies_guide_2014.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

12. MYP: From principles into practice. For use from September 2014/January 2015. URL: https://www. spps.org/site/handlers/filedownload.ashx?moduleinstanceid=38342&dataid=21191&FileName=ar ts_guide_2014.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

REFERENCES

1. Hayden M., Thompson J. International schools: growth and influence. Paris, UNESCO: International Institute for Educational Planning, 2008. Pp. 41-42.

2. Gosudarstvennaya itogovaya attestatsiya po obrazovatelnym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v forme OGE: Spetsifikatsiya KIM dlya provedeniya v 2021 godu OGE po istorii. Moscow: FIPI, 2020.

3. Gosudarstvennaya itogovaya attestatsiya po obrazovatelnym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v forme GVE: Spetsifikatsiya ekzamenatsionnykh materialov dlya provedeniya v 2021 godu GVE po istorii (pismennaya forma) dlya obuchayushchikhsya po obrazovatelnym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya. Moscow: FIPI, 2020.

4. Gosudarstvennaya itogovaya attestatsiya po obrazovatelnym programmam osnovnogo obshchego obrazovaniya v forme OGE: Kodifikator proveryaemykh trebovaniy k rezultatam osvoeniya osnovnoy obrazovatelnoy programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya i elementov soderzhaniya dlya provedeniya OGE po istorii. Moscow: FIPI, 2020.

5. Poyasnenie k proektam dokumentov, opredelyayushchikh strukturu i soderzhanie KIM OGE 2021 g. Moscow: FIPI, 2020.

6. Our History. In: Cambridge Assessment International Education. Available at: https://www. cambridgeinternational.org/about-us/our-history/ (accessed: 19.12.2020).

7. Cambridge IGCSE standards and GCSE. Nov. 2019. In: Cambridge Assessment International Education. Available at: https://www.cambridgeinternational.org/Images/476025-cambridge-igcse-standards-and-gcse.pdf (accessed: 19.12.2020).

8. Cambridge Assessment International Education. In: Syllabus. Cambridge IGCSE History 0470. 2017-2019. Available at: https://www.cambridgeinternational.org/images/203943-2017-2019-syllabus.pdf (accessed: 19.12.2020).

9. What is an IB education? 2017. Available at: https://www.ibo.org/globalassets/what-is-an-ib-education-2017-en.pdf (accessed: 19.12.2020).

10. International Baccalaureate. Middle Years Programme Subject Brief. Individuals and societies. 2014. Available at: https://www.ibo.org/globalassets/digital-toolkit/brochures/myp-brief_individuals-societies_2015.pdf (accessed: 19.12.2020).

11. Individuals and societies guide. For use from September 2014/January 2015. Available at: https:// www.spps.org/site/handlers/filedownload.ashx?moduleinstanceid=38367&dataid=21204&FileName =individuals_and_societies_guide_2014.pdf (accessed: 19.12.2020).

12. MYP: From principles into practice. For use from September 2014/January 2015. Available at: https://www.spps.org/site/handlers/filedownload.ashx?moduleinstanceid=38342&dataid=21191&Fil eName=arts_guide_2014.pdf (accessed: 19.12.2020).

Ноздров Павел Алексеевич, преподаватель истории и географии, «Шаосинская Международная Школа», провинция Чжэцзян, КНР

e-mail: [email protected]

Nozdrov Pavel A., History and Geography teacher, "Shaoxing International School", Zhejiang Province, People's Republic of China e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.03.2021 The article was received on 31.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.