Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ И ЭКЗАМЕНОВ ПО ИСТОРИИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE (IB), CAMBRIDGE ASSESSMENT INTERNATIONAL EDUCATION (CAIE), COLLEGE BOARD ADVANCED PLACEMENT (AP)'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ И ЭКЗАМЕНОВ ПО ИСТОРИИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE (IB), CAMBRIDGE ASSESSMENT INTERNATIONAL EDUCATION (CAIE), COLLEGE BOARD ADVANCED PLACEMENT (AP) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
IB DP / AS & A LEVEL / ADVANCED PLACEMENT / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ ПО ИСТОРИИ / СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ ПО ИСТОРИИ / ЕГЭ ПО ИСТОРИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ноздров Павел Алексеевич

В статье производится сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории: IB Diploma Programme, Cambridge Assessment International Examinations AS & A Level и College Board Advanced Placement. Анализируются развиваемые навыки, содержание курсов, организация экзаменов и способы оценки. Также выделяются четыре компонента обучения: работа с источниками; исторические навыки мышления; коммуникативные навыки; знание и понимание исторических фактов, процессов и явлений. Программы IB и Cambridge Assessment похожи принципом построения содержания курса, а также акцентом на развитии коммуникативных навыков и навыков работы с источниками. Программа Advanced Placement основывается на построении глобальных причинно-следственных связей, поэтому рассматривает все регионы мира, выделяя ключевые события, тем самым на развитие навыков коммуникации и работы с источниками уделяется меньшее количество времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL PROGRAMS AND EXAMINATIONS IN HISTORY: INTERNATIONAL BACCALAUREATE (IB), CAMBRIDGE ASSESSMENT INTERNATIONAL EDUCATION (CAIE), COLLEGE BOARD ADVANCED PLACEMENT (AP)

The article provides a comparative analysis of international history programs and exams: IB Diploma Program, Cambridge Assessment International Examinations AS & A Level and College Board Advanced Placement. The article analyzes the skills to be developed, the course content, the organization of the exams, and the methods of assessment. Four components of study are also emphasized: sources, historical thinking skills, communication skills, and knowledge and understanding of historical facts, processes, and phenomena. The IB and Cambridge Assessment programs are similar in their content structure and their emphasis on communicative and source analysis skills. The Advanced Placement is a global cause and effect course, so it covers all regions of the world and highlights key events, thereby spending less time on communication and source analysis skills.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ И ЭКЗАМЕНОВ ПО ИСТОРИИ: INTERNATIONAL BACCALAUREATE (IB), CAMBRIDGE ASSESSMENT INTERNATIONAL EDUCATION (CAIE), COLLEGE BOARD ADVANCED PLACEMENT (AP)»

УДК 371.274/.276 DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-36-48

ББК 74.266.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОГРАММ И ЭКЗАМЕНОВ ПО ИСТОРИИ: International Baccalaureate (IB), Cambridge Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced Placement (AP)

I П.А. Ноздров

Аннотация. В статье производится сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории: IB Diploma Programme, Cambridge Assessment International Examinations AS & A Level и College Board Advanced Placement. Анализируются развиваемые навыки, содержание курсов, организация экзаменов и способы оценки. Также выделяются четыре компонента обучения: работа с источниками; исторические навыки мышления; коммуникативные навыки; знание и понимание исторических фактов, процессов и явлений. Программы IB и Cambridge Assessment похожи принципом построения содержания курса, а также акцентом на развитии коммуникативных навыков и навыков работы с источниками. Программа Advanced Placement основывается на построении глобальных причинно-следственных связей, поэтому рассматривает все регионы мира, выделяя ключевые события, тем самым на развитие навыков коммуникации и работы с источниками уделяется меньшее количество времени.

36 Ключевые слова: IB DP, AS & A Level, Advanced Placement, международные экзамены по истории, содержание международных программ по истории, ЕГЭ по истории.

Для цитирования: Ноздров П.А. Сравнительный анализ международных программ и экзаменов по истории: International Baccalaureate (IB), Cambridge Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced Placement (AP) // Преподаватель XXI век. 2021. № 1. Часть 1. С. 36-48. DOI: 10.31862/2073-9613-2021-1-36-48

© Ноздров П.А., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

COMPARATIVE ANALYSIS OF INTERNATIONAL HISTORY PROGRAMS AND EXAMS: International Baccalaureate (IB), Cambridge Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced Placement (AP)

I P.A. Nozdrov

■ Abstract. The article provides a comparative analysis of international history programs and exams: IB Diploma Program, Cambridge Assessment International Examinations AS & A Level and College Board Advanced Placement. The article analyzes the skills to be developed, the course content, the organization of the exams, and the methods of assessment. Four components of study are also emphasized: sources, historical thinking skills, communication skills, and knowledge and understanding of historical facts, processes, and phenomena. The IB and Cambridge Assessment programs are similar in their content structure and their emphasis on communicative and source analysis skills. The Advanced Placement is a global cause and effect course, so it covers all regions of the world and highlights key events, thereby spending less time on communication and source analysis skills.

Keywords: IB DP, AS & A Level, Advanced Placement, International History Examinations, Content of International History Programs, Unified State Exam in history.

Cite as: Nozdrov P.A. Comparative Analysis of International Programs and Exams in History: International Baccalaureate (IB), Cambridge Assessment International Education (CAIE), College Board Advanced Placement (AP). Prepodavatel XX vek. Russian Journal of Education, 2021, No. 1, part 1, pp. 36-48. DOI: 10.31862/2073-96132021-1-36-48

В эпоху глобализации мировой экономики и цифровизации технологий передачи информации меняются способы общения, передачи знаний и восприятия культуры. Данный феномен находит свое отражение и в новых задачах подготовки учителей истории и иностранного языка [1, с. 8]. Экономика и культура становятся глобальными, расширяется интернациональное сотрудничество, растет число международных школ. Учащиеся таких школ обучаются и получают дипломы, признанные высшими учебными заведениями по всему миру. Возможность обучения в университетах США, Великобритании, стран континентальной

Европы и стран Азии несомненно расширяет перспективы карьерного роста и будущего международного сотрудничества для выпускников, в том числе и нашей страны.

Изучение международных образовательных программ и экзаменов актуально для российского образования и имеет важное значение для специалистов в данной области. Как будет показано далее, уже в нашей стране существует более 70 образовательных учреждений, применяющих в той или иной степени рассматриваемые международные программы. Многие образовательные учреждения организуют дополнительные курсы преподавания

37

38

предметов на иностранном языке (в том числе и по истории) посредством предметно-языкового интегрированного обучения. Помимо этого, материал статьи может способствовать специалистам в сфере образования познакомиться с опытом зарубежных коллег и, по возможности, повысить уровень профессионального мастерства.

В российской научной литературе данная тема слабо изучена, отсутствуют фундаментальные и прикладные исследования по данной тематике, поэтому данный анализ представляет несомненный научный интерес и обладает новизной и практической значимостью.

Выбор изучаемых в статье международных программ обусловлен их распространенностью и признанием в разных странах. Рассматриваемые программы, согласно обзору UNESCO, — лидеры в сфере сотрудничества с международными школами [2, p. 41-42]. В России эти программы также имеют широкое применение. Несмотря на относительно большое количество частных школ в нашей стране, большинство из них предлагает стандартный учебный план, рассчитанный на сдачу национальных экзаменов [3, с. 41-47]. Тем не менее, некоторые аккредитованные частные образовательные учреждения совмещают подготовку к сдаче экзаменов как государственных, так и международных. На данный момент программа международного бакалавриата (International Baccalaureate) применяется в 51 образовательном учреждении России [4]; Кембридж Ассессмент (Cambridge Assessment International Education) — в 13 [5]; а американская программа углубленного изучения (Advanced Placement Program) — в 14 [6, с. 51-52].

Данная статья может быть использована заведующими методическими

отделениями образовательных учреждений, учителями, работающими со старшеклассниками и планирующими подготовку к международным экзаменам, а также просто интересующимися данной проблематикой. Целью статьи является определение и составление сравнительной характеристики международных экзаменов по истории, развиваемых навыках и способах оценки, а также краткий обзор самих программ.

Основное содержание данной статьи рассматривает задания, объекты оценивания и организацию этапов международных экзаменов по истории посредством анализа и синтеза методических разработок изучаемых программ, а также статей на данную тематику. При помощи сравнительного анализа выделяются общие черты, различия, а также проводится сравнение с Единым государственным экзаменом (ЕГЭ) по истории в России в отношении развиваемых коммуникативных навыков, и навыков работы с источниками. Сравнение с ЕГЭ и содержание курсов рассматриваются в общих чертах, так как это не является целью данной статьи. В конце статьи представлены выводы, представляющие краткое описание программ, схожих черт, отличий, а также особенностей принципов построения содержания.

Cambridge Assessment International Education. AS & A Level

В 1858 году Кембриджский университет в целях систематизации образования учредил организацию «Синдикат местных экзаменов» ("Local Examinations Syndicate"), впоследствии выросший в ряд организаций, включая Cambridge Assessment International Education. В настоящее время более 8 миллионов участников ежегодно сдают

Кембриджские экзамены в 160 странах мира [7].

Cambridge International AS & A Level — это двухгодичная программа для учащихся от 16 до 19 лет, созданная в качестве образовательного курса общего среднего образования. Школы могут выбрать из 55 предметов для обучения. Обычно учащиеся выбирают 3-4 предмета на весь курс, но предметов может быть и больше. Данный вопрос решается с учетом интересов учащихся и регламентом поступления в выбранные ими вузы [8].

Курс AS & A Level по истории способствует освоению основных навыков, необходимых для изучения истории и смежных гуманитарных наук. Учащиеся AS & A Level могут выбрать обучение по AS Level курсу без продолжения следующей ступени. В этом случае учащиеся сдают два компонента экзамена — Paper 1 и 2, а продолжительность обучения составит 1 год. Если учащиеся выбирают прохождение курса целиком, они учатся 2 года и сдают еще два компонента — Paper 3 и 4.

Paper 1 — состоит из вопроса, основанного на историческом источнике, который предполагает развернутую форму ответа. Экзамен длится 1 час 15 минут. Учащиеся отвечают на вопрос, состоящий из двух частей. В первой части рассматриваются два источника информации. Во второй части учащиеся, используя оба источника, а также свои знания за курс, составляют аргументированный ответ. Paper 2 — это исследование в формате эссе, или развернутых ответов на два вопроса, состоящих из двух частей. Экзамен длится 1 час 45 минут. Вопросы фокусируются на оценке значимости различных исторических процессов и явлений, поиске связей между ними.

Учащиеся должны продемонстрировать знание предмета, давая точные описания, находя и объясняя причинно-следственные связи, анализируя и строя аргументацию для поддержки своих мнений.

Компонент Paper 3 рассматривает различные интерпретации и точки зрения на процесс или явление. Экзамен длится 1 час 15 минут. На данном экзамене учащиеся должны ответить на один вопрос об источнике, интерпретации и подходе историка, который его написал. В частности, учащиеся должны обсудить вопрос о причинах различных интерпретаций явлений и процессов, включая разрозненные исторические доказательства, выбор и интерпретацию свидетельств, а также пути, по которым исторические оценки специалистов могут меняться с течением времени, появление новых интерпретаций других историков, влияние различных факторов на их объективность. Компонент Paper 4 состоит из двух вопросов. Учащиеся отвечают на вопросы, относящиеся к трем заранее выбранным темам углубленного изучения. Экзамен длится 1 час 45 минут [9].

Содержание курса строится преподавательским составом с учетом пожеланий учащихся. Существует ряд опций, из которых совершается выбор изучаемого материала. Для подготовки к Paper 1 и 2 учащиеся изучают и затем выбирают на экзамене одну из трех опций: Европа, 1750-1921; США, 18201941; мировая история, 1870-1945. Для подготовки к Paper 3 учащиеся отвечают на один вопрос из трех предложенных опций: Причины начала Первой Мировой Войны; Холокост; Причины и развитие холодной войны. Подготовка к Paper 4 также состоит из трех опций: Европа, США и остальной

39

40

мир. Темы и хронология изучаемых событий строго ограничены.

Примерное содержание курса истории A Level (полный курс) может выглядеть следующим образом: первый год обучения — внутренняя и внешняя политика США, 1820-1941; второй год обучения — Причины и развитие холодной войны, внутренняя и внешняя политика США в 1945-1992. Остальные темы по истории, другие регионы, а также исторические события до 1820 года при этом могут не изучаться [там же].

Цели курса AS & A Level по истории состоят в развитии способности учащихся к: запоминанию, выбору и использованию исторических знаний; демонстрированию понимания событий прошлого через объяснение; анализу и обоснованной оценке ключевых исторических концепций; анализу, оценке и интерпретации ряда исторических источников, а также к анализу и оценке самих событий. Ключевые концепции курса: причинно-следственная связь, непрерывность истории, изменчивость и значительность в контексте истории, и связи между ключевыми особенностями изучаемых периодов.

Старшеклассники учатся давать оценку, сравнивать, сопоставлять, обсуждать, составлять мнение и объяснять историческую информацию. Готовясь к экзаменационным работам, учащимся придется: обосновывать свои суждения; определять и объяснять различия и сходства; излагать исторические события структурировано и последовательно; оценивать качество, относительную значимость событий и источников; устанавливать связи, цели, причины между событиями; объяснять и поддерживать свои точки зрения при помощи актуальных доказательств; демонстрировать навыки исторического мышления [там же].

International Baccalaureate.

Diploma Programme

В 1968 году была учреждена первая программа Международного Бакалавриата (International Baccalaureate) — Дипломная программа (Diploma Programme). Целью программы стало «обеспечение сложного, но сбалансированного образования, которое облегчило бы географическую и культурную мобильность, предоставив общепризнанную международную квалификацию для поступления в университеты» [10].

Дипломная программа Международного Бакалавриата (IB DP) состоит из шести групп предметов и трех элементов ядра программы. Один из этих ключевых элементов — курс теории познания (Theory of Knowledge). Два других элемента требуют от студентов IB написание развернутого эссе (до 4000 слов), основанного на персональном исследовании, а также участие в проекте на основе CAS (Creativity, Activity, Service) — творчества, активности, помощи людям и окружающей среде.

Курс представлен шестью академическими направлениями. Учащиеся изучают два современных языка (или современный язык и классический язык), предмет гуманитарных или социальных наук, предмет естественных наук, математику и одно из искусств. Учащиеся должны выбрать по одному предмету каждой из шести академических областей, однако вместо предмета искусства они могут выбрать второй из любой другой области. Обычно три предмета (но не более четырех) изучаются на более высоком уровне (HL), а остальные — на стандартном уровне (SL) [11].

Курс истории DP предлагает некоторую свободу в выборе тем для преподавания, позволяя учителям адаптировать

курс, учитывая потребности своих учеников. Для обоих уровней учитель или ученики сначала выбирают одну тему из пяти предписанных. Затем выбираются две темы всемирной истории из списка двенадцати. Третьим шагом является организация курсовой работы. Учащиеся могут исследовать любую тему, но она должна быть связана с событиями более чем 10-летней давности.

Разделение мира на четыре региона используется учащимися, изучающими историю на дополнительном, более высоком уровне ИЬ. Каждый регион разделен на восемнадцать разделов в хронологическом порядке. Учащимися ИЬ дополнительно осваиваются три раздела углубленного изучения из любого региона.

1В рекомендует следующее распределение времени: изучение темы на выбор из пяти предписанных — 40 часов; изучение двух тем по мировой истории — 90 часов; написание исследовательской работы — 20 часов. Рекомендуемое время углубленного ИЬ курса — 90 часов. Таким образом, 1В рекомендует 240 часов обучения по предметам ИЬ и 150 часов по [там же].

Пример курса 1В БР по истории может выглядеть так: одна предписанная тема — «переход к глобальной войне»; две темы всемирной истории — «авторитарные государства (ХХ век)», и «Холодная война: напряженность и соперничество сверхдержав (ХХ век)»; свободной темой исторического исследования может быть — «Историческая значимость применения американцами атомного оружия против Японии»; вариант ИЬ, к примеру, — история Америки (Северной и Южной), где могут быть выбраны три раздела, также связанных с ХХ веком: «Великая депрессия и Америка», «Вторая мировая

война и Америка», «Холодная война и Америка».

Существует три компонента оценивания для стандартного SL курса истории (Paper 1, 2 и историческое исследование) и дополнительное оценивание (Paper 3) для учащихся, выбравших изучение истории на уровне HL.

Paper 1 — это компонент экзамена, основанный на пяти предписанных темах. Учащиеся выбирают одну тему из пяти и отвечают на четыре структурированных вопроса. Вопрос включает в себя четыре источника по каждой заданной теме. Источники могут быть первичными или совокупностью первичных и вторичных, и могут быть письменными, графическими или схематическими. Срок выполнения — 1 час. Paper 2 — это эссе, основанное на 12 темах всемирной истории на выбор. Учащиеся отвечают на два вопроса в формате эссе по двум разным темам. Время выполнения — 1 час 30 минут. Историческое исследование требуется для обоих уровней. Учитель помогает как на этапе планирования, так и в период самой работы. Учащимся должны даваться устные или письменные советы о том, как можно улучшить работу, но черновик не должен редактироваться преподавателем. Максимальное количество слов — 2200. Экзамен Paper 3 предназначен только для углубленного курса HL. Учащимся предлагается один из четырех регионов на выбор. Каждый регион разделен на 18 разделов по 2 вопроса каждый. Учащиеся должны ответить на любые три вопроса по региону. Ответы даются в формате эссе. Время выполнения 2 часа 30 минут [там же].

Курс истории IB DP преследует четыре объекта оценивания: знание и понимание; приложение знаний и анализ; синтез и оценка; использование и

41

42

применение необходимых навыков [10]. Оценивание производится по критериям, каждый из которых разбит на группы-дескрипторы. Данное оценивание основано на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, заранее известными всем участникам критериями. Такой подход отличается от классического оценивания учителем и реализует новые стратегии в обучении [12, с. 112-114]. Программа IB DP рекомендует разработку данных критериев, как для итоговых, так и для большинства промежуточных видов оценивания.

College Board.

Advanced Placement Program

Программа Advanced Placement (AP) позволяет учащимся по всему миру проходить обучение в последнем классе школы на уровне вводных курсов вузов. В некоторых случаях это дает возможность получить университетский «кредит» или «зачет» о прохождении курса, а также способствует более высокой вероятности поступления. Программа возникла в Соединенных Штатах и была разработана некоммерческой организацией College Board. Сегодня членами организации являются более чем 6000 образовательных учреждений во всем мире. В настоящее время более 3300 вузов по всему миру принимают результаты AP экзаменов [13].

Учащиеся могут выбрать курсы из 38 предметов, в том числе и современную историю (Modern History), начиная с 1200 года. Продолжительность курса — 1 год, рекомендуемое количество уроков — 5 уроков по 45 минут в неделю (примерно 175 академических часов за год). Обучение строится на изучении содержания, развитии навыков исторического мышления, процессов рассуждения и построения аргументации.

Содержание курса организовано по модулям, включающим в себя само содержание и концептуальное понимание. Концепции взаимосвязаны между собой и периодически встречаются на протяжении всего курса. Модули выстроены в хронологическом порядке, соответствующем стандартным университетским курсам и учебникам. Все темы с 1200 по настоящее время обязательны к изучению.

Экзамен по современной истории оценивает знание и понимание содержания, а также владение историческими навыками мышления, вбирающими в себя совокупность различных видов мыслительной деятельности, используемых историками [14, с. 85—86]. Продолжительность экзамена — 3 часа 15 минут. От учащихся требуется ответить на 55 вопросов с вариантами ответа, 3 вопроса, предполагающих короткий ответ, 1 вопрос, основанный на работе с рядом источников, и 1 вопрос, предполагающий написание эссе [15].

Экзамен делится на две секции. Секция 1 разделена на части А и В, отведенное время 55 и 40 минут соответственно. Часть А включает в себя 55 вопросов с вариантами ответа, обычно появляющиеся в группах по 3—4 вопроса. Каждая группа имеет один или более опорный источник, к примеру, карты, изображения (картины, фотографии, карикатуры, и т. д.), цитаты из первоисточников и вторичных источников, графики и другие данные. Вопросы с вариантами ответов требуют проанализировать источники, а также описанные явления и процессы.

Вторая часть первой секции экзамена состоит из трех вопросов, предполагающих короткие ответы. Первые два вопроса являются обязательными и предполагают работу с первоисточником и

вторичным источником. Темы вопросов включают в себя исторические явления и процессы, проходившие в период с 1200 по 2001 годы. Далее учащимся предоставляется выбор из двух вопросов, не связанных с источниками. Третий вопрос рассматривает явления или процессы, произошедшие в период с 1200 по 1750 годы. Четвертый вопрос — с 1750 по 2001 [там же].

Секция 2 также делится на две части. Первая часть предполагает изучение семи источников, представляющих различные точки зрения на определенное явление или процесс. Вторая часть предполагает написание развернутого эссе. Отведенное время 60 и 40 минут соответственно. От учащихся требуется: продемонстрировать навыки исторического мышления; навыки работы с источниками; продемонстрировать знание и понимание исследуемых явлений и процессов; логически и стилистически организовать, и аргументировано подкрепить свой ответ. Темы первой части секции 2 охватывают период с 1450 по 2001 годы.

Для второй части учащиеся могут выбрать один из трех предложенных вопросов для написания своего эссе. Каждый вопрос подразумевает один и тот же способ рассуждения, но явления и процессы обсуждаются разные. Первый вариант охватывает период с 1200 по 1750 годы, второй — с 1450 по 1900 годы, третий — с 1750 по 2001 [там же].

Программа курса включает в себя два существенных компонента: первый — содержание курса, второй — исторические навыки мышления и процессы построения рассуждений. В программе Advanced Placement существует шесть исторических навыков мышления, разбитых на подразделы: явления и процессы; поиск и подбор источников;

аргументация и достоверность источников; определение контекста; проведение взаимосвязей; построение аргументации. Они служат вспомогательными инструментами для построения взаимосвязей и концептуального понимания явлений и процессов.

Курс по современной истории AP предполагает, что учащиеся развивают и используют такие же навыки, методы и практики, как и профессиональные историки: анализ первоисточников и вторичных источников; проработка исторической аргументации; проведение исторических взаимосвязей; а также построение умозаключений на основе сравнений, причинно-следственных связей, продолжительности и изменчивости исторических явлений и процессов.

Сравнительный анализ программ и экзаменов

В описанных выше программах четко прописано содержание формируемых навыков и умений, что значительно повышает качество работы преподавателей [16]. В данных курсах можно выделить четыре компонента обучения: работа с источниками; исторические навыки мышления; коммуникативные навыки; и знание и понимание исторических фактов, процессов и явлений, или содержание.

Одной из важнейших групп являются навыки работы с источниками. Учащиеся обучаются анализировать надежность и объективность источников, позицию и мотивацию автора, выяснять и сравнивать различные точки зрения на предмет, рассматривать причины различных интерпретаций. Для курсов A-Level и IB DP рассмотрение событий и явлений через призму разных точек зрения является ключевым

43

44

в курсе и отдельно оценивается на экзамене. Для экзамена АР сравнение происхождения, субъективности и достоверности различных точек зрения не выделяется в обособленную группу заданий, но составляет примерно 25% от общего количества баллов [15]. Интересно, что в российском ЕГЭ по истории на умение осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника выделяется только одно задание, составляющее 3,6% от общего количества баллов [17].

Все рассматриваемые программы большое значение уделяют контексту и историческим концепциям. Явления и процессы рассматриваются через определенные концепции, способствующие глубокому пониманию причинно-следственных связей, развитию принципов обобщения и систематизации фактов. Ключевыми являются глобальный контекст, контексты времени, географического положения и пространства, а также изучение процессов и явлений в контексте рассматриваемых систем.

Коммуникативные навыки выделяются в отдельную группу оценивания на всех экзаменах. Навыки построения аргументации, организации историко-познавательной деятельности, а также умение представлять результаты этой деятельности сильнее всего находят свое отражение в исследовательских работах, развернутых ответах и эссе. В ЕГЭ по истории максимальное количество баллов за сочинение составляет 21,4% от общего количества, при этом наличие ссылок на источники или рассмотрение разных точек зрения не является предметом оценки [17, с. 4—14]. В экзамене АР написание эссе и развернутых ответов требуется во всей секции 2, максимальное количество баллов составляет 40% от общего

количества [15]. Каждая часть экзамена IB DP состоит из оценивания коммуникативных навыков. Если Paper 1 требует анализа, оценки, сравнения в развернутой форме, то Papers 2, 3 и историческое исследование — все выполняются в форме эссе. Особое значение в данной программе придается и умению правильно цитировать и оформлять ссылки на источники. Кембриджский экзамен A-Level, так же как и IB DP, полностью состоит из написания развернутых ответов (Paper 1) и различных форм эссе (Papers 2, 3, 4). Таким образом, одним из основных объектов развития и оценивания в этих двух курсах являются коммуникативные навыки. Значительно меньше эти навыки оцениваются на экзамене AP, который ближе к российскому экзамену.

Коммуникативные навыки — это не единственное, что сближает Advanced Placement и российский концентр. Оба курса изучают относительно крупный пласт событий и явлений. Российский курс рассматривает события истории Отечества и зарубежной истории, начиная с изучения народов и государств 1-го тысячелетия н. э. и падения Западной Римской империи, соответственно, и заканчивая историей новейшего времени [16, с. 8-10]. Курс AP современной истории рассматривает события и явления мировой истории с 1200 по настоящее время. Он также составлен хронологически, затрагивая различные регионы мира и фокусируясь на наиболее знаковых явлениях и процессах. Школы не могут исключить какие-то темы из изучения.

Другой подход осуществляется в программах A-Level и IB DP. Учащиеся, либо учителя сами выбирают содержание своих курсов. В программе IB существует относительная свобода, так

как есть возможность выбрать любой регион мира и практически любые темы с древнейших времен по наши дни. Однако ограничения существуют в количестве выбранных тем, таким образом, огромные пласты истории могут остаться неизученными. Курс A-Level предлагает определенные темы в определенных регионах и строго ограниченные в выборе. К примеру, в курсе практически не затрагивается тема Второй Мировой войны, кроме темы Холокоста и политики США с 1944 года. Международная опция углубленного изучения также ограничена рассмотрением лишь: советско-американских отношений периода холодной войны; распространения коммунизма в Азии; и процессами деколонизации, холодной войной и деятельностью ООН в Африке ниже Сахары в 1950-1992 [9].

По части содержания, курс AP можно охарактеризовать как ориентированный на хронологическое освоение исторических явлений и процессов, что прямо влияет на проведение глубоких причинно-следственных связей в глобальном контексте и являются основополагающими для российского курса истории [18, с. 7-17]. Программы DP и A-Level ограничены в изучаемом содержании и, соответственно, имеют меньше возможностей построения причинно-следственных связей с другими эпохами и регионами. Данный подход разумно критикуется за формирование некоей «мозаичности» восприятия истории, однако данная критика не является темой представленной статьи. С другой стороны, данные программы значительно более ориентированы на развитие навыков коммуникации и работы с источниками и призваны обеспечить высокий уровень перечисленных предметных компетенций в вузе.

Выводы

В статье рассматривались международные программы: IB Diploma Programme, Cambridge Assessment International Examinations AS & A Level и College Board Advanced Placement по истории, проводился сравнительный анализ программ и экзаменов между собой, а также с российским ЕГЭ.

Кембриджский курс AS & A Level, так же как и IB Diploma Programme, основаны на заранее выбранных темах, касающихся относительно короткого временного периода. Основной акцент сделан на развитии навыков работы с источниками и развитии коммуникативных навыков. Умение четко и аргументировано выражать свои мысли в формате эссе или развернутого ответа составляет значительную часть обучения. В отличие от остальных курсов IB DP по истории может изучаться углубленно — 240 часов, или на стандартном уровне — 150 часов. Обе программы практически не затрагивают другие исторические эпохи и регионы кроме выбранных. Учитывая, что в конце средней школы экзамены этих программ также основаны на выбранных темах, это может привести к неполному пониманию причинно-следственных связей на глобальном уровне.

Курс современной истории College Board Advanced Placement основан на материалах рассматривающих события и явления с 1200 года по настоящее время. Содержание затрагивает все регионы мира и основывается на их ключевых событиях. По принципу построения курса, а также по глобальности подхода к выбору информации данный курс схож с российским. Коммуникативные компетенции, такие как написание эссе или развернутых ответов, имеют меньшее

45

значение при оценивании на экзамене, однако все равно заметно выше, чем на российском ЕГЭ по истории. Выделяется

работа с источниками и объяснение различий в интерпретациях отдельных исторических событий и явлений.

46

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вяземский, Е.Е. Вызовы XXI века и задачи подготовки учителя истории для современной школы // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации: Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 26 ноября 2015 г. М.: МПГУ, 2016.

2. Hayden, M., Thompson J. International Schools: Growth and Development. Paris. UNESCO: International Institute for Educational Planning. 2008.

3. Духанина, Л.Н. Частные школы России: состояние, тенденции и перспективы развития. Аналитический доклад / Л.Н. Духанина, Т.А. Мерцалова, А.А. Беликов [и др.]; Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2019.

4. International Baccalaureate: Find an IB World School. 2020. URL: https://www.ibo.org (дата обращения: 25.10.2020).

5. Cambridge Assessment International Education: Find a Cambridge School. 2020. URL: https:// www.cambridgeinternational.org (дата обращения: 25.10.2020).

6. Кузин, Д.В. К проблеме формирования аналитических умений школьников в процессе преподавания истории // Актуальные проблемы методики обучения истории и обществозна-нию. Историческое краеведение. Герценовские чтения. 2013. РГПУ им. А.И. Герцена. СПб., 2014.

7. Cambridge Assessment International Education: Our History. 2008. URL: https://www. cambridgeinternational.org (дата обращения: 25.10.2020).

8. Cambridge Assessment International Education: Curriculum: AS & A Level. 2020. URL: https:// www.cambridgeinternational.org (дата обращения: 25.10.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Cambridge Assessment International Education: Syllabus. Cambridge International AS & A Level History 9489. 2018. URL: https://www.cambridgeinternational.org (дата обращения: 25.10.2020).

10. International Baccalaureate: IB Education. What is an IB Education? 2019. URL: https://www.ibo. org (дата обращения: 25.10.2020).

11. International Baccalaureate: Diploma Programme. History Guide. 2015. URL: https://www.ibo. org (дата обращения: 25.10.2020).

12. Даутова, О.Б. Проектирование учебно-познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС, СПб: КАРО, 2016.

13. College Board: About us. 2020. URL: https://www.about.collegeboard.org (дата обращения: 25.10.2020).

14. Теория и методика обучения истории. Словарь-справочник / Э.В. Ванина, Л.К. Ермолаева, О.Н. Журавлева и др.; под ред. Н.Н. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. М.: Высш. шк., 2007.

15. College Board: K-12 School Code Search [Единый государственный экзамен по истории: Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ЕГЭ по истории]. ФИПИ, 2020.

16. Единый государственный экзамен по истории: Спецификация КИМ для проведения в 2020 г. ЕГЭ по истории. ФИПИ, 2020.

17. Вагин, А.А. Методика обучения истории. М., 1972.

REFERENCES

1. Vyazemskii E.E. Vyzovy XXI veka i zadachi podgotovki uchitelya istorii dlya sovremennoi shkoly [Challenges of the XXI Century and the Tasks of Training a History Teacher for a Modern School]. In: Problemy prepodavaniya istorii i gumanitarnykh distsiplin v shkole: traditsii i novatsii: Sborn-ik materialov vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 26 noyabrya 2015 g. [Problems of Teaching History and Humanitarian Disciplines at School: Traditions and Innovations: Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference on November 26, 2015]. Moscow, MPGU, 2016, pp. 1-8. (In Russ.)

2. Hayden M., Thompson J. International Schools: Growth and Development. Paris, UNESCO, International Institute for Educational Planning, 2008.

3. Dukhanina L.N. Chastnye shkoly Rossii: sostoyanie, tendentsii i perspektivy razvitiya. Anal-iticheskii doklad [Private Schools in Russia: State, Trends and Development Prospects. Analytical Report], Dukhanina L.N., Mertsalova T.A., Belikov A.A. [et al.]; Institut obrazovaniya. Moscow, NIU VSE, 2019. (In Russ.)

4. International Baccalaureate, Find an IB World School, 2020. Available at: https://www.ibo.org (accessed: 25.10.2020).

5. Cambridge Assessment International Education: Find a Cambridge School, 2020. Available at: https://www.cambridgeinternational.org (accessed: 25.10.2020).

6. Kuzin D.V K probleme formirovaniya analiticheskikh umenii shkolnikov v protsesse prepodavaniya istorii [To the Problem of the Formation of Analytical Skills of Schoolchildren in the Process of Teaching History]. In: Aktualnye problemy metodiki obucheniya istorii i obshchestvoz-naniyu. Istoricheskoe kraevedenie. Gertsenovskie chteniya [Actual Problems of Teaching Methods in History and Social Science. Historical Local History. Herzen Readings], 2013. RGPU im. A.I. Gertsena Saint-Petersburg. 2014, pp. 51-52. (In Russ.)

7. Cambridge Assessment International Education: Curriculum: AS & A Level, 2020. Available at: https://www.cambridgeinternational.org (accessed: 25.10.2020).

8. Cambridge Assessment International Education, Our History, 2008. Available at: https://www. cambridgeinternational.org (accessed: 25.10.2020).

9. Cambridge Assessment International Education, Syllabus. Cambridge International AS & A Level History 9489, 2018. Available at: https://www.cambridgeinternational.org (accessed: 25.10.2020).

10. International Baccalaureate, Diploma Programme, History guide, 2015. Available at: https://www. ibo.org (accessed: 25.10.2020).

11. International Baccalaureate, IB education, What is an IB education? 2019. Available at: https:// www.ibo.org (accessed: 25.10.2020).

12. Dautova O.B. Proektirovanie uchebno-poznavatelnoi deyatelnosti shkolnika na uroke v usloviyakh FGOS [Designing Educational and Cognitive Activities of a Student in a Lesson in the Conditions of the Federal State Educational Standard]. Saint-Petersburg, KARO, 2016. (In Russ.)

13. College Board, About us, 2020. Available at: https://www.about.collegeboard.org (accessed: 25.10.2020).

14. Teoriya i metodika obucheniya istorii. Slovar-spravochnik [Theory and Methods of Teaching History. Dictionary-Reference], E.V. Vanina, L.K. Ermolaeva, O.N. Zhuravleva [et al.], ed. N.N. Bara-banova, N.N. Lazukovoi. Moscow, Vyssh. shk., 2007, pp. 85-86. (In Russ.)

15. College Board, K-12 School Code Search, 2020. Available at: https://www.collegereadiness.col-legeboard.org (accessed: 25.10.2020).

47

16. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen po istorii: Kodifikator elementov soderzhaniya i trebovanii k urovnyu podg. vypysknikov obrazovatelnykh organizatsij dlya provedeniyaya EGE po istorii [Unified State Exam in History: Codifier of Content Elements and Requirements for the Level of Training of Graduates of Educational Organizations for the Unified State Exam in History]. Federal Institute of Pedagogical Measurements, 2020, pp. 8-10. (In Russ.)

17. Edinyi gosudarstvennyi ekzamen po istorii: Spetsifikatsiya KIM dlya provedeniya v 2020 godu EGE po istorii [Unified State Exam in History: KIM Specification for Provision in 2020 USE in History]. Federal Institute of Pedagogical Measurements, 2020. (In Russ.)

18. Vagin A.A. Metodika obucheniya istorii [History Teaching Method]. Moscow, 1972, pp. 7-17. (In Russ.)

Ноздров Павел Алексеевич, преподаватель истории и географии, Шаосинская международная школа, КНР, [email protected]

Pavel A. Nozdrov, History and Geography Teacher, Shaoxing International School, People's Republic of China, [email protected]

Статья поступила в редакцию 23.11.2020. Принята к публикации 16.12.2020 The paper was submitted 23.11.2020. Accepted for publication 16.12.2020

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.