УДК 372.881.111.1
https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.41
Светова Евгения Александровна
Svetova Evgeniya Aleksandrovna
кандидат исторических наук, доцент Института международного образования Московского педагогического государственного университета
СОВРЕМЕННАЯ АНГЛОЯЗЫЧНАЯ РУСИСТИКА: ТЕНДЕНЦИИ ИЗУЧЕНИЯ
PhD in History, Associate Professor, Institute of International Education, Moscow Pedagogical State University
MODERN ENGLISH-SPEAKING RUSSIAN STUDIES TRENDS
Аннотация:
Современная Россия, как и ее история, неизменно вызывают интерес в зарубежной научной среде. В предлагаемой статье определяются текущие тенденции изучения российской истории в англоязычных странах - как в системе среднего образования, так и в высшей школе в контексте гуманитарного профиля обучения. Для понимания учебного про-цесса в Великобритании подробно рассматривается структура британского образования на всех уровнях. Детально описываются шкала оценивания знаний учеников и предъявляемые к ним требования, принципы ведения проектной работы и правила ее защиты. В исследовании приводятся примеры школьных учебников ведущих английских издательств по истории России, анализируются их содержание - разнообразные задания, справочные материалы, электронные приложения, предлагаемые варианты экзаменационных работ. На высшей ступени образования в поле научного интереса вошли периодические публикации по этой проблематике, деятельность ведущих университетских исследовательских центров, нацеленных на изучение разных периодов и аспектов истории России, проводимые в них лекционные курсы, работа студентов.
Ключевые слова:
история России, исторические навыки, система образования Великобритании, программы изучения истории, оценивание знаний, проведение исследования, научные центры.
Summary:
Modern Russia and its history are always of interest to the international scientific community. The paper identifies the current trends in the study of Russian history in English-speaking countries both in secondary and higher education systems in the context of humanities education. For better understanding of British academic process, the author elaborates on the UK education structure at all levels. The research reviews students' knowledge assessment scale and requirements for it, project principles and its presentation. The study provides the examples of Russian history school textbooks by leading English publishing houses and analyzes their content, i. e. various tasks, additional materials, e-applications, exam tasks. From the perspective of higher education, the subject matter is represented by journals and university research centers aimed at studying various periods and aspects of Russian history, lecture courses, student works.
Keywords:
Russian history, historical skills, Great Britain education system, history curricula, knowledge assessment, research practice, research centers.
История России всегда вызывала интерес среди зарубежных исследователей. В последние десятилетия развитию исторической науки способствовали новые возможности ученых: работа в архивах, развитие сотрудничества с российскими коллегами, возможности приглашать их в качестве лекторов, проводить общие семинары и конференции по актуальным тематикам, овладевать новейшими методиками анализа. Следует отметить, что, в частности, «в США было опубликовано огромное количество серьезных монографий, сборников статей по истории России и СССР. За последние 20 лет благодаря совместным усилиям историков, антропологов, этнологов и литературоведов в Северной Америке (при активном взаимодействии с учеными из Великобритании, Австралии и Западной Европы) сложилась новая историография России, предложившая иной взгляд на одну шестую часть суши» [1, с. 10-11]. Однако следует задаться вопросами, откуда возник столь масштабный интерес к истории России в современном англоязычном мире, как строится система обучения этому предмету, откуда английский школьник сегодня может узнать о нашей стране.
В качестве отступления необходимо обратиться к структуре британского образования. Тем из подростков, кто планирует продолжить обучение в университете, получить степени бакалавра и даже магистра, нужно определиться с будущей специальностью уже к 16 годам, поскольку именно в этом возрасте учащиеся получают GCSE (General Certificate of Secondary Education) -аттестат о среднем образовании - и принимают решение о подходящей профессии. Следующий шаг в образовательной системе A-level - традиционная 2-летняя британская программа обучения. Первый год в ней называется AS (Advanced Subsidiary), в этот период студент получает основной объем знаний по определенным предметам, которые избирает сам, основываясь на тре-
бованиях того или иного вуза и выборе профессии. Второй год обучения (A2) помимо традиционного набора курсов предусматривает самостоятельные исследования и написание курсовой работы (Extended Project (EP) - расширенный проект). Подготовка подобного проекта на протяжении целого учебного года введена в образовательную программу в Великобритании в 2006 г. и должна способствовать развитию самоконтроля и приобретению навыков самостоятельной деятельности, умению собирать, обрабатывать и анализировать информацию по интересующей теме. В рамках одной дисциплины учащемуся следует выполнить исследование и написать по нему работу объемом не более 4000 слов. Среди дисциплин гуманитарного профиля чаще всего выбор студентов падает на историю, в данном случае обязательным условием является выполнение проекта, посвященного тому или иному периоду мировой истории, в частности тема работы может звучать так: What were some of the consequences of the Treaty of Versailles in 1919? (Каковы основные значения Версальского договора 1919 г.?).
Для успешного поступления в ведущие вузы Великобритании необходимо получить максимальные оценки по двум-трем основным предметам A-level. Те из соискателей, кто сдаст большее количество таких экзаменов, будут иметь преимущество, поэтому ученики часто выбирают по 10 предметов и выполняют соответствующее количество проектов. Система оценивания тра-диционна: от A до U.
Международной альтернативой A-level является давно зарекомендовавшая себя система IB (International Baccalaureate) Diploma Programme (IBDP - диплом программы международного бакалавриата). Первоначально она разрабатывалась для высшей школы как предуниверситет-ская подготовка, а позже превратилась в полноценный 10-летний учебный план. Сегодня она представляет собой академическую программу для учеников в возрасте от 16 до 19 лет, по результатам прохождения которой их могут принять в высшие учебные заведения, поскольку диплом IB признается более чем в 2000 университетах по всему миру, в том числе британских. Программа состоит из нескольких модулей, среди которых учащийся выбирает дисциплины для изучения, некоторые входят в Standard Level (базовый уровень), а необходимые для дальнейшего поступления - в Higher Level (продвинутый уровень). Все знания по предметам оцениваются в баллах, общий максимум - 45, для получения диплома IB достаточно 24. При этом каждый вуз самостоятельно определяет проходной балл, например для поступления в Оксфорд требуется иметь 38-40 итоговых баллов и наибольший балл по профильному предмету.
Согласно тематике нашего исследования необходимо определить, где в рамках обозначенной системы получения знаний место изучению истории, в частности истории России. Следует отметить, что основными разработчиками структуры и требований к IB History (международному бакалавриату по истории) выступают университеты Кембридж и Оксфорд, задавая мировой стандарт для всех остальных. Университетские издательства в сотрудничестве с известными преподавателями и историками регулярно выпускают учебники и учебные пособия для исследования различных периодов и аспектов истории.
В 2017 г. Оксфорд в рамках IB-системы обновил экзаменационные требования и структуру программы изучения истории. Базовый уровень знаний по предмету состоит из двух блоков. Первый (Paper 1) предполагает обязательное изучение 1 из 5 заданных тем:
1) Military leaders (Военные лидеры);
2) Conquest and its impact (Завоевание и его воздействие);
3) The move to global war (Путь к глобальной войне);
4) Rights and protest (Права и протесты);
5) Conflict and intervention (Конфликт и интервенция).
Второй блок (Paper 2) подразумевает изучение 2 из 12 предлагаемых тем на выбор из мировой истории:
1) Society and economy (750-1400) (Общество и экономика);
2) Causes and effects of medieval wars (750-1500) (Обстоятельства и влияние средневековых войн 750-1500 гг.);
3) Dynasties and rulers (750-1500) (Династии и правители);
4) Societies in transition (1400-1700) (Переходные общества);
5) Early Modern states (1450-1789) (Государства раннего Нового времени 1450-1789 гг.);
6) Causes and effects of Early Modern wars (Обстоятельства и воздействие войн Нового времени);
7) Origins, development and impact of industrialization (1750-2005) (Происхождение, развитие и влияние индустриализации 1750-2005 гг.);
8) Independence movements (1800-2000) (Движения за независимость);
9) Evolution and development of democratic states (1848-2000) (Эволюция демократических государств 1800-2000 гг.);
10) Authoritarian states (20th century) (Авторитарные государства XX в.);
11) Causes and effects of 20th century wars (Причины и следствия войн XX в.);
12) The Cold War: Superpower tensions and rivalries (Холодная война: обострение напряженности и соперничество).
Продвинутый уровень (Paper 3) изучения предмета предполагает один блок, в рамках которого необходимо пройти три темы по региональной истории. По итогам года предусмотрено выполнение Historical Investigation - исторического исследования, к которому предъявляются строгие требования, установленные в 2015 г. Работа должна состоять из трех частей: постановка проблемы; обоснованный выбор методов исследования и анализ не менее двух источников по теме; построение собственной аргументации на базе источников (Build an argument using primary and secondary sources). Подразумевается, что такой вид деятельности помимо так называемых «исторических» навыков (historical skills) способствует развитию и ряда других: thinking skills, research skills, communication skills, self-management skills, social skills (мыслительных, коммуникативных, социальных навыков, а также самоуправления) [2]. Безусловно, на первом месте по числу предпочитаемых тем находится история Великобритании. Несмотря на близость с США, среди других стран, изучение которых возможно в рамках регионального компонента мировой истории, интерес вызывает история России, прежде всего XX век.
В каждом из блоков студенты могут выбрать для изучения проблемы, связанные с историей России, а также выполнить исследование по соответствующей тематике. К исследованию предлагаются такие исторические личности, как Ленин, Хрущев, Брежнев, события из истории XX в., среди которых фигурирует Русско-японская война, падение Берлинской стены, Пражская весна, взаимоотношения СсСР со странами как Восточной Европы, так и Западной. Среди учебных пособий по истории России, выпущенных для учащихся A-level, можно отметить серию хронологически последовательных изданий Oxford University Press: Tsarist and Communist Russia 18551964. Revision Guide (Царизм и коммунистическая Россия 1855-1964 гг.) [3], Russia and Germany 1871-1914 (Россия и Германия 1871-1914 гг.), Revolution and Dictatorship Russia 1917-1953 (Революция и диктатура в России 1917-1953 гг.) [4], The Crisis of Communism: The USSR and Soviet Empire 1953-2000 (Кризис коммунизма: СССР и Советская империя 1953-2000 гг.) [5]. Каждое издание направлено на подготовку учащегося к успешному освоению материала курса и выполнению экзаменационной работы по избранному периоду, содержит ключевые понятия и термины, наглядные таблицы данных и диаграммы, историко-географические карты, отрывки из разных исторических источников, в заключение приводятся примеры экзаменационных заданий и варианты студенческих ответов с разбором. После каждой главы даются краткие выводы, а в конце учебника представлены общая хронологическая таблица и список дополнительной литературы для желающих более глубоко изучить тему.
Подобная серия пособий, выпущенная издательством Cambridge для учащихся по программе A-level, рассчитана на 2 года. Учебник Russia in the Age of Absolutism and Enlightenment 1682-1796 (Россия в эпоху абсолютизма и Просвещения 1682-1796 гг.) содержит разделы Peter the Great and Russia, Increasing the Glory of Russia 1707-1725, Epoch of Palace coups 1725-1762, Catherine the Great and Russia 1762-1796 (Петр Великий и Россия, Слава России 1707-1725 гг., Эпоха дворцовых переворотов 1725-1762 гг., Екатерина Великая 1762-1796 гг.) [6]. К особенностям издания следует отнести наличие аудиосопровождения в виде лекций, а также ссылки на внешние ресурсы с дополнительными материалами. Электронная версия пособия позволяет преподавателю и учащимся аннотировать тексты, добавлять аудиофайлы, гиперссылки.
Ряд учебников создан и для получающих образование по программе IB Diploma. Так, книга С. Уоллер Imperial Russia, Revolution and the Establishment of the Soviet Union (1855-1924) (Имперская Россия, Революция и образование Советского Союза. 1855-1924 гг.) представляет собой издание для студентов продвинутого уровня с большим количеством биографических справок об известных личностях, исторических дискуссий специалистов (historical debate), разнообразных заданий для анализа, сопоставления, установления причинно-следственных связей, способствующих развитию требуемых навыков, а также с примерами экзаменационных работ. Для периода русской истории 1855-1924 гг. в учебнике определяются следующие ключевые понятия курса:
- Autocracy - complete power in the hands of one man (автократия - власть в руках одного человека);
- Communism - an economic and social system in which everyone works together for the common good (коммунизм - экономическая и социальная система, при которой все работают вместе для получения общих благ);
- Duma - an elected council at municipal or state level (дума - выборный орган власти на государственном или местном уровне);
- Kulak - a wealthy peasant (кулак - зажиточный крестьянин);
- Mir - a village commune where peasants worked (мир - деревенская община, в которой работают крестьяне);
- Soviet - an elected council, usually of workers, soldiers, sailors and sometimes peasants controlling an a^ (советы - выборный орган власти, состоящий из рабочих, солдат, матросов и крестьян);
- Zemstvo - elected local government assemblies (земство - местное выборное собрание) [7, p. 9].
Среди заданий предлагается много case study (задач на исследование конкретной ситуации), основанных на данных графиков, таблиц, отрывков из источников, например: «Государство, которое вам предстоит изучить, в течение 1855-1924 гг. можно описать по-разному, в частности имперская Россия, царская Россия, русское самодержавие, двоевластие, Советское государство. Постарайтесь определить различия между этими понятиями и нарисовать шкалу времени, показывающую политическое развитие через режимы власти с 1853 по 1924 г.» [8]; «Найдите больше информации о военном коммунизме, кронштадтском восстании и нэпе. Объясните, почему эти события, а также запрет депутатских объединений и других партий были настолько важны для последующего политического развития Советского Союза» [9]. Выполнение подобных упражнений требует детального изучения определенных этапов истории России старшеклассниками.
Еще больше внимания истории нашего государства уделяется в высших учебных заведениях Великобритании и США. В ряде крупных вузов существуют научные центры, работа которых посвящена анализу российской истории. В Университете Бирмингема еще в 1963 г. был создан центр по изучению истории, культуры, литературы России (Centre for Russian, European and Eurasian Studies), сегодня являющийся одним из признанных лидеров в мультидисциплинарном исследовании нашей страны. Бакалаврам (undergraduate degree) здесь предоставляются широкие возможности по изучению различных аспектов русского языка, литературы и культуры, а также социальной и политической истории России. После окончания бакалавриата и магистратуры на базе центра может быть продолжена научная работа и выполнен doctoral research (аналог докторской диссертации) по следующим темам:
- Russian, Ukrainian, Central and East European politics (Российская, украинская и восточноевропейская политика);
- Russian and Soviet history (Российская и советская история);
- Central and Eastern European integration (Центрально- и восточноевропейская интеграция);
- Nationalism, identities and ethnic conflicts (Национализм, идентичность и этнические конфликты);
- Economics of transformation, economics policy and regional economics of Russia (Экономическая политика и региональная экономика России);
- Russian, Ukrainian foreign and security policy (Российская, украинская внешняя политика и политика безопасности);
- Contemporary East European culture, media and society (Современная восточноевропейская культура, медиа и общество) [10].
Университет Оксфорда, включающий в себя несколько колледжей, на основе Центра европейской истории (Oxford Centre for European History) на протяжении многих лет организует межфакультетские циклы лекций с участием как собственных профессоров, так и приглашенных. В 2016/17 учебном году был прочитан курс лекций по XIX в. в российской истории, среди заявленных тем студентам предлагались, например, Siberian exile in the last years of Tsarism (Сибирская ссылка в последние годы царизма), Honor and Class in the Post-Reform Imperial Russian Officer Corpus (18611917) (Честь и сословие офицерского корпуса в постреформенной императорской России (18611917 гг.)). Колледж Святого Антония Оксфорда уже в 1953 г. учредил одно из первых в Великобритании отделение по изучению России (Russian and East European Studies), которое сегодня является ведущим исследовательским центром университета по проблематике России, Украины, стран Центральной Азии. Здесь постоянно проводятся семинары, дискуссии, формируются научные кафедры, особенно по истории культурных и научных связей России и Великобритании. В частности, организован совместный семинар на тему Cold war and peaceful coexistence on the red carpet: the USSR and western film festivals (1946-1962) (Холодная война и мирное сосуществование на красной ковровой дорожке: кинофестивали СССР и Запада). Студенты университета также могут воспользоваться открытой в 2011 г. онлайн-библиотекой (University Press Scholarship Online), содержащей доступные издания ведущих вузов Британии и США: Британской академии наук, университетов Эдинбурга, Манчестера, Ливерпуля, Корнуолла, Стэнфорда, Иллинойса, Принстона и ряда других. Среди десятков тысяч доступных изданий более пяти тысяч посвящено истории России.
Университетские научные центры по российской проблематике созданы и в крупнейших высших учебных заведения США - Стэнфорде, Принстоне, Мичигане и др. [11]. История
Стэндфордского научного центра (Stanford Center for Russian, East European and Eurasian Studies) ведется с 1969 г., а в 1973 г. стартовала первая магистерская программа по изучению России. Организация также обладает одним из богатейших архивов и библиотекой, основой для которых послужила коллекция материалов известного Гуверовского института. Магистерская программа рассчитана на год и включает три обязательных учебных курса, тематика которых может меняться. В частности, на 2017/18 учебный год запланированы темы History and Politics in Russian and Eastern European Cinema (История и политика в российском и восточноевропейском кинематографе), The Soviet Civilization, Russia and the West (Советская цивилизация, Россия и Запад), а также элективные курсы и курсы славянских языков, предлагаемые университетом.
Большинство вузов принимают участие в работе Ассоциации по изучению славянских, восточноевропейских и евроазиатских государств (Association for Slavic, East European and Eurasian Studies - ASEEES). Центр был основан в 1948 г. как исключительно научное сообщество, членами которого могут стать и студент, и состоявшийся ученый. Ассоциация располагается в университете Питтсбурга, является издателем наиболее авторитетного англоязычного научного журнала по истории славянских стран, прежде всего России, - Slavic Review, анонсирует разные исследовательские гранты, стажировки в РФ для студентов, изучающих русский язык, литературу и историю нашей страны, организует семинары и конференции. В ноябре 2017 г. в Бостоне была проведена 49-я научная конференция, посвященная столетию событий 1917 г. Таким образом, изучение российской истории ведется на всех образовательных уровнях и интерес к ней постоянно возрастает.
Ссылки:
1. Большакова О.В. Поверх барьеров: американская русистика после холодной войны. М., 2013. 238 с.
2. History [Электронный ресурс] // Oxford University Press. URL: https://global.oup.com/education/secondary/subjects/history (дата обращения: 27.12.2018).
3. Haynes M. History for A-Level: Tsarist and Communist Russia 1855-1964. Oxford, 2016. 146 p.
4. Waller S., Rowe C. History for A-Level: Revolution and Dictatorship Russia 1917-1953. Oxford, 2016. 158 p.
5. Bircher R. The Crisis of Communism: The USSR and Soviet Empire 1953-2000. Oxford, 2016. 230 p.
6. Oliphant J., Smith D., Fordham M. Russia in the Age of Absolutism and Enlightenment 1682-1796. Cambridge, 2016. 241 p.
7. Waller S. Imperial Russia, Revolution and the Establishment of the Soviet Union (1855-1924). Cambridge, 2016. 213 p.
8. Ibid.
9. Todd A. The Soviet Union and Post-Soviet Russia (1924-2000). Cambridge, 2016. 230 p.
10. Centre for Russian, European and Eurasian Studies (CREES) [Электронный ресурс] // Birmingham University. URL: https://www.birmingham.ac.uk/schools/government-society/centres/crees/courses/index.aspx (дата обращения: 27.12.2018).
11. Center for Russian, East European and Eurasian Studies [Электронный ресурс] // Stanford University. URL: https://creees.stanford.edu (дата обращения: 27.12.2018) ; Russian, East European and Eurasian Studies [Электронный ресурс] // University of Princeton. URL: https://www.princeton.edu/academics/area-of-study/russian-east-european-and-eur-asian-studies (дата обращения: 27.12.2018).
References:
Bircher, R 2016, The Crisis of Communism: The USSR and Soviet Empire 1953-2000, Oxford, 230 p. Bolshakova, OV 2013, Breaking through the Barriers: American Russian Studies after the Cold War, Moscow, 238 p., (in Russian).
'Center for Russian, East European and Eurasian Studies' 2018, Stanford University, viewed 27 December 2018, <https://creees.stanford.edu>.
'Centre for Russian, European and Eurasian Studies (CREES)' 2018, Birmingham University, viewed 27 December 2018, <https://www.birmingham.ac.uk/schools/government-society/centres/crees/courses/index.aspx>.
Haynes, M 2016, History for A-Level: Tsarist and Communist Russia 1855-1964, Oxford, 146 p.
'History' 2018, Oxford University Press, viewed 27 December 2018, <https://global.oup.com/education/secondary/sub-jects/history>.
Oliphant, J, Smith, D & Fordham, M 2016, Russia in the Age of Absolutism and Enlightenment 1682-1796, Cambridge, 241 p. 'Russian, East European and Eurasian Studies' 2018, University of Princeton, viewed 27 December 2018, <https://www.princeton.edu/academics/area-of-study/russian-east-european-and-eurasian-studies>. Todd, A 2016, The Soviet Union and Post-Soviet Russia (1924-2000), Cambridge, 230 p.
Waller, S 2016, Imperial Russia, Revolution and the Establishment of the Soviet Union (1855-1924), Cambridge, 213 p. Waller, S & Rowe, C 2016, History for A-Level: Revolution and Dictatorship Russia 1917-1953, Oxford, 158 p.