УДК 372.881.111.1
Нефедьева Л.Е.
педагогический институт кафедра иностранных языков и лингводидактики Иркутский государственный университет (г. Иркутск, Россия)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТИПИЧНЫХ ОШИБОК УЧАСТНИКОВ ОГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В 2023 ГОДУ
Аннотация: в настоящее время знание английского языка занимает важное место в жизни современных людей, а также является востребованным как в устном, так и в письменном формате. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Ключевые слова: основной государственный экзамен, экзаменуемые, результат выполнения задания, анализ, типичные ошибки, типичные затруднения, ключевые знания, умения, навыки, компетенции, методические рекомендации.
Основной государственный экзамен (далее ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образования соответствующим требованиям ФГОС. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), которые представляют собой комплексы заданий стандартизированной формы.
ОГЭ является одной из форм итогового контроля сформированности иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся IX классов
общеобразовательных организаций. Структура и содержание ОГЭ определяются целями обучения иностранным языкам в основной школе.
В соответствии с методическими материалами экзаменационная работа ОГЭ по английскому языку в 2023 году содержит две части: письменную и устную. Письменная часть включает в себя задания по аудированию, чтению, письменной речи, а также задания на контроль лексикограмматических навыков. Устная часть (раздел 5) содержит задания по говорению.
Задания экзаменационной работы ОГЭ направлены на проверку иноязычных речевых умений обучающихся в четырёх видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письменной речи, говорении), а также некоторых языковых навыков.
В 2023 году изменения в структуре и содержании КИМ по сравнению с 2022 годом отсутствуют. На основании спецификации КИМ ОГЭ в 2023 году были проверены умения во всех четырёх видах речевой деятельности. Рассмотрим результаты выполнения участниками ОГЭ устной и письменной части в 2023 году по английскому языку. На основании спецификации в устной части экзамена обучающиеся должны уметь участвовать в диалоге-расспросе, воспроизводить краткие высказывания о фактах и событиях с использованием разных видов коммуникативной речи. К основным видам коммуникативной речи относятся: описание, характеристика, повествование, сообщение, эмоциональные и оценочные суждения.
По результатам выполнения устной части задание 36 вызвало наибольшую сложность у участников экзамена. Задание 36 представляет собой чтение небольшого текста вслух и имеет базовый уровень сложности. Но несмотря на данный факт, учащимися был допущен ряд ошибок. К типичным ошибкам при чтении текста вслух можно отнести:
1. Искажение смысла текста в связи с неправильной постановкой пауз и отсутствием интонации.
2. Неправильное произношение цифр и нумерации года.
3. Неправильное произношение окончания множественного числа существительных.
4. Употребление американского и британского вариантов произношения в одном тексте.
5. Неправильное чтение слов, которое свидетельствует об общем низком словарном запасе.
Задание 38 включает в себя три критерия: решение коммуникативной задачи, организация и языковое оформление высказывания. Наибольшую трудность у учащихся в создании монологического высказывания вызвал критерий языкового оформления высказывания.
Типичные ошибки при построении монологического высказывания:
1. Коммуникативная задача не выполнена, в связи с несоблюдением норм объёма высказывания.
2. Отсутствие аргументов, предоставление не точного ответа.
3. Отсутствие в монологическом высказывании союзов, местоимений, вводных слов.
4. Отсутствие вступительной или заключительной части монологического высказывания.
5. Наличие грамматических ошибок на употребление артиклей, предлогов, степени сравнения прилагательных, на порядок слов в предложении, а также на употребление глаголов в нужном времени.
Письменная часть экзаменационной работы направленна на проверку умения писать ответ личного письма. Критерии оценки задания 35 письменной части: решение коммуникативной задачи, организация теста, лексико-грамматическое оформление текста, орфография и пунктуация.
Наибольшее количество ошибок было допущено по критерию лексико-грамматического текста. При написании письма наиболее распространенными ошибками были:
1. Указание адреса и даты (встречались письма, в которых были указаны дата и адрес адресанта или перерисована «рамка» из задания).
2. Отсутствовало деление текста на абзацы, нарушение объёма письма.
3. Неправильное использование лексических единиц.
4. Отсутствовал полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию.
5. Ошибки в использовании неопределенного артикля с существительными.
6. Неправильный порядок слов как в утвердительных и вопросительных предложениях.
7. Ошибки в применении видовременных и залоговых форм.
8. Использование вводных фраз.
9. Ошибки в употреблении конструкции there is /there are.
В разделе чтение проверялись умения ознакомительного чтения, которое направлено на понимание основного содержания текстов разных жанров, а также поисковое чтение, которое подразумевает выборочное понимание нужной информации.
Задания на аудирование включают в себя такие умения как понимание содержания несложных звучащих текстов, а также понимание запрашиваемой из них информации. Задания 1-5 относятся к базовому уровню, задания 6-11 к повышенному уровню. Учащиеся показали высокий уровень в выполнении данных заданий, это говорит о высокой степени сформированности умения извлекать нужную информацию.
Раздел чтение в 2023 году вызвал затруднения среди всех участников ОГЭ. Если с заданием 12, которое относится к базовому уровню и направлено на понимание основного содержания текста, все справились успешно. А вот с заданиями 13-19 которые относятся к повышенному уровню, возникли затруднения. Задания данной группы направлена множественный выбор.
Важно отметить, что элементы содержания разделов заданий на грамматику и лексику проверяются в разделах письменной и устной части.
Система сдачи основного государственного экзамена по английскому языку построена так, что результатом является прохождение или не прохождение экзамена и, соответственно, получение или не получение аттестата.
В ходе изучения анализа результатов ОГЭ по английскому языку в Иркутской области в 2023 году, а также проведённому анализу заданий, вызвавших наибольшее затруднение у выпускников, было установлено, что для успешной сдачи ОГЭ необходимо обязательно проводить предварительную подготовку учащихся к данной форме контроля.
Педагогам в процессе подготовки обучающихся к успешной сдаче ОГЭ необходимо обращать внимание на формирование не только предметных, но и метапредметных умений. В связи с этим были разработаны рекомендации по формированию речевых умений в процессе подготовки к ОГЭ.
Устная часть ОГЭ включает в себя 3 задания: чтение небольшого текста вслух, участие в диалоге-расспросе (предполагает ответы на 6 услышанных вопросов), построение монологического высказывания на определённую тему с опорой на план. Общее время на выполнение заданий составляет 15 минут, все задания выполняются последовательно.
Рекомендации к выполнению заданий устной части ОГЭ:
1. Развивать умения и навыки спонтанной речи.
2. Формировать умение приводить аргументы в пользу своей позиции.
3. Использовать аудирование и чтение в зависимости от поставленной коммуникативной задачи.
4. Необходимо применять методику использования клише.
5. Использовать технические средства для записи ответов учащихся.
6. Научить обучающихся внимательному чтению текста про себя в течение 1,5 минут (выделенных на подготовку), продумывая интонацию различных типов коммуникативных предложений
7. Научить давать развернутые и точные ответы на заданные вопросы.
8. Научить планировать монологическое высказывание за 1,5 минуты, отведенные на подготовку, обязательно должно быть вступление и
заключительная фраза, раскрывать содержание всех аспектов задания, с соблюдением объема текста (12-15 фраз),
9. Использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.
10. Для успешного выполнения задания 36 необходимо объяснить обучающимся правила чтения, рассказать о четырех типах слогов, научить их читать числительные и использовать для тренировки чтения тексты из открытого банка ОГЭ.
11. Для успешного выполнения задания 38 необходимо научить строить монологическое высказывание по предложенному плану, используя средства логической связи, а также особое внимание уделить вступительной и заключительной фразам. Необходимо научить учащихся делить сложные предложения на простые, отвечать на вопросы конкретно, употребляя представленные грамматические конструкции и лексические единицы.
Рекомендации по подготовке к письменной части ОГЭ.
1. Необходимо объяснить учащимся состав электронного письма.
2. При выполнении тренировочных заданий 35 необходимо обращать внимание на правила употребления грамматических структур, а также объяснить, что в ответном письме можно использовать выражения и конструкции, которые даны в задании.
3. Выполнять тренировочные задания 35 необходимо хотя бы раз в неделю.
Познакомить учащихся с клише по написанию письма. А также мотивировать учащихся к использованию данных фраз.
Методические рекомендации предназначены в первую очередь для педагогов, осуществляющих подготовку учащихся к ОГЭ. В методических рекомендациях дан подробный анализ участия выпускников 9-х классов образовательных организаций Иркутской области в ОГЭ по английскому языку, сделан анализ содержания и успешности выполнения заданий учащимися в соответствии с характеристиками КИМ 2023 года.
Структура ОГЭ представляет собой сложную систему, которая направлена на детальную проверку компетенций владения английским языком с целью максимально объективной оценки обучающихся. В данном контексте подготовка школьников к сдаче ОГЭ по ИЯ требует, как увеличения объёма самостоятельной работы, так и применение интерактивных форм обучения на уроках английского языка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - С. 158;
2. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс]. - М.: ExpressPuЫishmg: Просвещение, 2012. - С. 55;
3. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.;
4. Куимова, М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Куимова. - Ярославль, 2005. - 165 с.;
5. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Е.А. Галкина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. - 2014. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/rabota-uchaschihsya-s-nesploshnymi-tekstami;
6. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: АСТ, 2005. - С. 57;
7. Серова Т.С., Чайникова Г.Р. Система упражнений для развития лексической компетенции / Т.С. Серова, Г.Р. Чайникова // Педагогическое образование в России, 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-uprazhneniy-dlya-razvitiya-leksicheskoy-kompetentsii;
8. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика / А. Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - С. 79.
Nefedieva L.E.
Irkutsk State University (Irkutsk, Russia)
METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS PREPARED BASED ON ANALYSIS OF TYPICAL MISTAKES OF PARTICIPANTS OF STATE EXAM IN ENGLISH IN 2023
Abstract: currently, knowledge of the English language occupies an important place in the lives of modern people, and is also in demand both orally and in written format. Teaching a foreign language is considered as one of the priorities of modern school education. The main purpose of learning foreign languages at school is the formation of foreign language communicative competence, that is, the ability and willingness to carry out foreign language interpersonal and intercultural communication with native speakers.
Keywords: main state exam, examinees, result of assignment, analysis, typical mistakes, typical difficulties, key knowledge, skills, competencies, methodological recommendations.