Научная статья на тему 'Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам'

Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ / BASIC STATE EXAMINATION / PROSPECTIVE MODEL / COMMUNICATIVE COMPETENCE IN A FOREIGN LANGUAGE / META-SUBJECTS RESULTS / INTEGRATED TASKS / ASSESSMENT CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербицкая Мария Валерьевна, Махмурян Каринэ Степановна, Трубанева Наталия Николаевна

Создание перспективной модели измерительных материалов для проведения ОГЭ по иностранным языкам обусловлено требованиями ФГОС ООО. Предлагаемая перспективная модель отражает практико-ориентированный и интегративный характер учебного предмета «Иностранный язык». Отобранные экзаменационные задания на проверку иноязычных коммуникативных умений и языковых навыков характеризуются когнитивной, метапредметной и личностно ориентированной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербицкая Мария Валерьевна, Махмурян Каринэ Степановна, Трубанева Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prospective Model Of The Basic State Examination Testing Materials In Foreign Languages

The development of the prospective model of the Basic State Examination testing materials in foreign languages is determined by the requirements of the Federal State Educational Standards. The proposed model reflects the practice-oriented and integrated character of the school subject «Foreign Languages». Test items assessing communicative skills and language proficiency are also oriented towards cognitive and meta-subject skills as well as personality development.

Текст научной работы на тему «Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам»

11|111[|1М1|И11|1И1|1

Инструментарий 1 2 3

_I I I I I I I I I М I I I I I I I I И I I I

Особенности перспективной модели контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена по иностранным языкам

доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам, verbitskaya@fipi.ru

доктор педагогических наук, профессор, заместитель руководителя комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам, karinem@mail.ru

кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «ИСРО РАО», член комиссии по разработке КИМ для ГИА по иностранным языкам, trubaneva@gmail.com

Ключевые слова: основной государственный экзамен, перспективная модель, иноязычная коммуникативная компетенция, метапредметные умения, интегративные задания, критерии оценивания

Как известно, назначение контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена — оценить уровень общеобразовательной подготовки по иностранному языку выпускников 9-х классов общеобразовательных организаций в целях государственной итоговой аттестации выпускников. Результаты экзамена могут быть использованы при приёме учащихся в классы с углублённым изучением иностранного языка в средней школе.

В 2019/20 учебном году в 9-е классы придут школьники, обучение которых строилось в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). На смену Федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (ФК ГОС) 2004 года приходит ФГОС ООО 2010 года (приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 29 декабря 2010 года) с его инновационными идеями метапредметности и практико-ориентированности, что должно найти отражение в государственной аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).

Вместе с тем главной целью иноязычного образования в основной школе остаётся развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, 9

Вербицкая Мария Валерьевна

Махмурян Каринэ Степановна

Трубанева Наталия Николаевна

10

понимаемой как способность и готовность учащихся общаться на иностранном языке в рамках отобранного предметного содержания. Эта цель подразумевает формирование и развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, понимании звучащей/устной речи на слух, чтении и письменной речи на иностранном языке, что полностью согласуется с философией нового ФГОС.

Перспективная модель измерительных материалов по иностранному языку отражает интегративный характер предмета: в совокупности задания охватывают все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции и основные содержательные линии курса иностранного языка.

Объектами контроля выступают требования к результатам обучения, закреплённые в ФГОС. Это широкий спектр коммуникативных умений, языковых навыков, социокультурных знаний и умений, компенсаторных и общеучебных умений. Перспективные экзаменационные модели ОГЭ по всем учебным предметам базируются на одних и тех же концептуальных подходах, которые определяются методологией ФГОС, а именно деятельностным, комплексным и уровневым подходами1.

Концептуальные подходы к созданию перспективной модели ОГЭ по предмету «Иностранный язык (Английский язык)» также обуславливаются целями иноязычного образования и особенностями самой предметной области. Выделяются следующие подходы:

■ деятельностный (доминирующие принципы: приоритет речевой деятельности, функциональность, активность);

■ личностно ориентированный (доминирующие принципы: индивидуализация, дифференциация, доступность);

■ компетентностный (доминирующие принципы: научность, уровневость, межкультурное взаимодействие, межпредметная координация);

■ коммуникативно--когнитивный (доминирующие принципы: коммуникативность, когнитивность, сознательность, мотивация, отбор языковых элементов

1 Решетникова О.А. Разработка новых моделей контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена // Педагогические измерения. — 2019. — № 1. — С. 4-7.

на основе частотности, отбор речевых моделей на основе образцовости);

■ культуросообразный (доминирующие принципы: соизучение языка и культуры, диалог культур);

■ текстоцентрический (доминирующие принципы: аутентичность, соотнесённость с предметным содержанием)2;

а также

■ интегративный (доминирующие принципы: комплексность, взаимосвязанность структурных элементов, взаимо-свя зан ность коммуникативных умений и языковых навыков).

Перспективная модель контрольных измерительных материалов (КИМов) отражает практико-ориентированность учебной дисциплины «Иностранный язык» и интегративный характер самого предмета изучения — живого человеческого языка. В реальной коммуникации различные виды речевой деятельности постоянно пересекаются и взаимодействуют: мы читаем и обсуждаем прочитанное, слушаем и пишем на основе услышанного. В действующей модели КИМ ОГЭ каждый вид речевой деятельности представлен изолированно. Перспективная модель ОГЭ имеет иную структуру: в ней объединены задания по аудированию и задания по письменной речи. Последовательная реализация инте-гративного подхода в перспективной модели позволила отразить комплексный принцип овладения иностранным языком.

Межпредметность и полифункциональность дисциплины «Иностранный язык» даёт широкие возможности контроля, наряду с собственно речевыми умениями учащихся проверяются универсальные способы действий, в первую очередь познавательные и коммуникативные, в том числе смысловое чтение. В перспективной модели усилен акцент на метапредмет-ные результаты обучения, что позволит более целенаправленно проверить наряду с предметной компетенцией информационную культуру школьников. Это также будет способствовать овладению разными стратегиями аудирования и чтения и поможет обеспечить ликвидацию дефицитов, связанных с применением предметных

2 Вербицкая М.В. ЕГЭ по иностранному языку: to speak or not to speak? // Педагогические измерения. — 2018. — № 2. — С. 13-22.

и метапредметных умений. Данный дефицит отмечен в международных исследованиях PISA, где подчёркивается, что российские школьники могут находить информацию, но не всегда способны осмысливать и оценивать её.

Системно-структурные характеристики живого человеческого языка и инте-гративный характер речевой деятельности определяют ещё одну особенность перспективной модели, а именно оценки объектов контроля в рамках предмета «Иностранный язык». Далеко не каждая позиция кодификатора требует отдельного задания для контроля её усвоения экзаменуемым, и многие позиции контролируются многократно, выступая в роли микроумений в составе макроумения или в роли элемента более сложного целого — текста. Введение интегративных заданий 7—13, нацеленных на проверку умений аудирования и письменной речи, усилило приближенность к реальной повседневной жизни, что позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

В перспективной модели усилена когнитивная и личностно-ориентированная направленность КИМ, что, как показывает опыт ЕГЭ и ОГЭ, в дальнейшем приводит к усилению данной направленности в учебном процессе и обеспечивает включение проблемно-поисковых, конкретно-практических, учебно-исследовательских и творческих заданий в учебный процесс. Так, в письменной части в задании 14 участникам ОГЭ предлагается, отвечая на проблемные вопросы, высказать и обосновать своё мнение; в задании 3 устной части введён пункт плана, также предусматривающий высказывание и аргументацию своего мнения.

Рассмотрим подробнее структуру и содержание перспективной модели КИМ ОГЭ. Как и действующая модель, она состоит из письменной части (34 задания) и устной части (3 задания). Письменная часть рассчитана на 120 минут и включает задания по аудированию и письменной речи (в том числе 3 задания интегратив-ного характера, проверяющие сформиро-ванность коммуникативных умений учащихся в двух видах речевой деятельности), по чтению, по грамматике и лексике. Устная часть состоит из 3 заданий на проверку

умений в говорении, на подготовку и выполнение заданий отводится 15 минут.

В перспективную модель включено 37 заданий, из которых 21 задание с кратким ответом и 16 заданий с развёрнутым ответом. Задания с кратким ответом представлены в письменной части работы. Это задания:

■ на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах;

■ определение соответствия предложенного утверждения тексту;

■ заполнение пропуска в тексте путём преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму или образования от него родственного слова.

Задания с развёрнутым ответом даны в письменной (в разделе «Задания по аудированию и письменной речи») и устной части измерительных материалов. К ним относятся задания на:

■ восстановление предложения в соответствии с прослушанным текстом;

■ заполнение таблицы в соответствии с прослушанным текстом;

■ преобразование несплошного текста в сплошной (из таблицы в новый самостоятельно созданный текст);

■ создание небольшого письменного/устного высказывания (с выражением и аргументацией собственного мнения) с вербальной опорой в тексте задания;

■ чтение вслух небольшого текста с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией.

По сравнению с КИМ ОГЭ 2019 года в перспективной модели:

■ изменено соотношение репродуктивных заданий, нацеленных на проверку предметных результатов, и продуктивных заданий, выполнение которых возможно при сформированности не только предметных, но и метапредметных умений. Количество продуктивных заданий было увеличено за счёт сокращения рецептивных заданий;

■ включены практико-ориентирован-ные задания по аудированию и чтению;

■ сокращено число заданий на контроль языковых умений и навыков учащихся в заданиях по грамматике. Следует отметить, что умения употреблять изученные морфологические формы и синтаксические

11

12

конструкции в соответствии с решаемой коммуникативной задачей проверяются также и при выполнении заданий по письменной речи и говорению;

■ удалено задание на написание личного письма как несоответствующее современным реалиям. Вместо него были включены два новых задания продуктивного характера на проверку умений письменной речи (создание письменных высказываний с опорой на таблицу и прослушанный текст; с выражением своего мнения и опорой на вопросы).

Для дифференциации учащихся по уровням владения иностранным языком, которая позволяет выявить потенциальную возможность и готовность обучающихся изучать иностранный язык на углублённом уровне в средней школе, в измерительные материалы наряду с заданиями базового уровня включены задания повышенного и высокого уровней. Задания базового уровня в рамках данной экзаменационной работы не превышают требований уровня А2 (по общеевропейской шкале)3, что соответствует требованиям ФГОС ООО.

Уровень сложности заданий определяется уровнями сложности языкового материала, проверяемых умений, способов познавательной деятельности, а также типом задания и требованиями к объёму продуцируемых высказываний. В экзаменационную работу включены 27 заданий базового уровня, которые составляют 53% от общего максимального балла, 8 заданий повышенного и 2 задания высокого уровня сложности.

Максимальный первичный балл за выполнение всех заданий работы — 70. Время выполнения письменной части работы — 120 мин. Время выполнения устной части работы — 15 мин. Общее время выполнения работы — 135 мин. Ниже представлен обобщённый план экзаменационной работы.

Рассмотрим особенности новых заданий в письменной части перспективной модели ОГЭ по иностранным языкам.

В раздел 1 «Задания по аудированию и письменной речи» перспективной мо-

3 Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. — МГЛУ, 2003. — 256 с.

дели ОГЭ вошло 14 заданий на понимание прослушанных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной/учебной задачей (задания 1—12) и на создание небольших письменных текстов с опорой на прослушанный текст (задания 13—14).

Успешность выполнения заданий 1—12 по аудированию определяется сформиро-ванностью не только предметных умений воспринимать на слух и понимать основное содержание/запрашиваемую информацию в тексте, содержащем некоторые неизученные языковые явления, но и овладением метапредметными регулятивными умениями (понимать учебную задачу, сохранять её в процессе учебной деятельности, планировать способы решения учебной задачи и оценивать правильность её выполнения); познавательными универсальными учебными действиями (устанавливать связи между элементами, выявлять закономерности и противоречия в наборе фактов и данных); метапредметными информационными умениями (выделять и фиксировать информацию, осознанно использовать речевые средства в соответствии с поставленной учебной задачей).

Обратим внимание на то, что мета-предметные умения весьма тесно связаны с предметными, что обусловлено спецификой учебной дисциплины «Иностранный язык», интегративным характером и функционалом самого предмета изучения — живого человеческого языка.

Задание 14, задание базового уровня, нацелено на проверку умения воспринимать на слух и понимать основное содержание текста, содержащего некоторые неизученные языковые явления. Чтобы выполнить это задание, учащемуся необходимо установить соответствие между содержанием развёрнутого устного высказывания (о чём текст?) и кратко сформулированной основной темой (названием рубрики). В задании даны шесть рубрик,

4 В качестве примеров в статье приводятся задания из демонстрационного варианта перспективной модели измерительных материалов для государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования (Английский язык), который представлен на сайте ФИПИ. На сайте также представлены перспективные модели по немецкому, французскому и испанскому языкам, имеющие ту же структуру, те же объекты контроля, те же форматы заданий (http://www.fipi.ru/sites/default/files/ ёоситеП/1555334574/ауа-9_регерек^1р)

Обобщённый план варианта КИМ ОГЭ по иностранным языкам

№ Требования к уровню подготовки выпускников, проверяемому на ОГЭ Уровень сложности задания Макс. балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин)

1 Воспринимать на слух и понимать основное содержание текстов, содержащих некоторые неизученные языковые явления Б 5

2-6 Воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в текстах, содержащих некоторые неизученные языковые явления, и восстанавливать предложения в соответствии с прослушанным текстом Б 5 25

7-12 Воспринимать на слух и понимать запрашиваемую информацию в текстах, содержащих некоторые неизученные языковые явления, и представлять её в виде несплошного текста (таблицы) П 6

13 Создавать небольшие письменные высказывания, объёмом до 120 слов, с опорой на таблицу и прослушанный текст В 10 40

14 Создавать небольшие письменные высказывания с выражением и аргументацией собственного мнения с опорой на вопросы В 4

15 Читать про себя и понимать основное содержание текстов разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления Б 6 30

16-22 Читать про себя и понимать запрашиваемую информацию в текстах разных жанров и стилей, содержащих отдельные неизученные языковые явления Б 7

23-28 Распознавать и употреблять изученные морфологические формы и синтаксические конструкции в соответствии с решаемой коммуникативной задачей Б 6 25

29-34 Образовывать и употреблять в речи родственные слова с использованием аффиксации, словосложения, конверсии Б 6

35 (1) Читать вслух небольшие тексты, построенные в основном на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией Б 2 4

36 (2) Уметь вести разные виды диалога (в том числе диалог-расспрос) в стандартных ситуациях общения с вербальными опорами с соблюдением норм речевого этикета, принятых в стране/ странах изучаемого языка П 6 7

37 (3) Создавать устные связные монологические высказывания с вербальными и/или невербальными опорами или без них П 7 4

одна из которых лишняя. За каждое правильно найденное соответствие экзаменуемый получает 1 балл.

Формулировка задания (Вы готовите радиопередачу с короткими интервью...)

носит коммуникативно-когнитивный характер, что соответствует социальному опыту учащихся и повышает мотива-ционную ценность задания.

13

14

Задание 1

Вы готовите радиопередачу с короткими интервью. Вы услышите пять фрагментов интервью разных людей, обозначенных буквами А, В, С, D, Е. Подберите к каждому высказыванию соответствующую его содержанию рубрику из списка 1-6. Используйте каждую рубрику из списка только один раз. В списке есть одна лишняя рубрика. Вы услышите запись дважды.

1. Favourite subject

2. After-class activities

3. School classroom

4. School library

5. School book exhibition

6. Difficult situation

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Говорящий A B C D E

Рубрика

Текст для аудирования

Speaker A

It's large and spacious. There is a whiteboard, desks and a teacher's table but the most interesting feature is the special graffiti wall. We can write all kinds of questions on the material we are studying at the moment. For example, if you don't understand something, you can write your question on the wall and another student or teacher writes the answer.

Speaker B

I'm always glad to come to this room some time before the lesson and study the maps on the walls and samples of stones and rocks on the shelves. Yes, I find geography very interesting and it's not a problem for me to spend hours writing out facts about famous travellers and their discoveries. My favourite classroom activity is studying and completing maps.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Speaker C

Speaker D

Speaker E

Задания 2—6, задания базового уровня, позволяют оценить сформированность у участника ОГЭ умение понимать запрашиваемую информацию в звучащем тексте. Прослушав текст (диалог), необходимо восстановить/закончить предложения, дописав не более двух слов. Предложения следуют в том же порядке, в каком информация представлена в тексте. Но при этом они не повторяют дословно реплики участников диалога. Все слова, которые учащийся должен использовать при восстановлении предложений, звучат в тексте, однако в текст также включены и дистрак-торы. Например, для того чтобы закончить предложение The sport Lucy wants to start is_, необходимо вписать название вида спорта. В диалоге упоминаются три вида спорта figure skating (дистрактор),

cycling (дистрактор), athletics (правильный ответ). Предполагается, что экзаменуемый должен прослушать диалог и понять, каким видом спорта Люси планирует заниматься (не занималась раньше). При этом в тексте для аудирования Люси не только называет вид спорта, которым она хочет заняться, но и объясняет свой выбор.

При проверке заданий 2—6 оценивается только соответствие записанных фактов прослушанному тексту (орфографические ошибки в словах, наличие или отсутствие артикля не учитываются), т.к. эти задания контролируют только умение воспринимать речь на слух.

Задания 7—12 отнесены к заданиям повышенного уровня, поскольку предполагают понимание запрашиваемой информации в звучащем тексте и её фиксацию

Задания 2-6

Вы услышите беседу. В заданиях 2-6 закончите предложения, заполнив пропуски. Необходимо вписать не более двух слов для каждого из заданий в соответствии с прослушанным текстом. Вы услышите запись дважды.

2. Lucy usually gets to school by_.

3. The sport Lucy wants to start is_.

4. The sports facilities provided by the school include

5. Lucy's favourite school subject is_

6. In the evening Lucy is planning to go to the_

Текст для аудирования Lucy: Oh, hi, Andrew. You are very early today.

Andrew: Oh, Lucy! You are early too. There are still almost forty minutes before the class. Lucy: It's because my dad gave me a lift to school today. Normally I go by school bus but today he said he wanted to talk over some important matters with me, and that we could talk on the way to school.

Примерные ответы на задания 2-6

2. Lucy usually gets to school by bus/school bus.

3. The sport Lucy wants to start is athletics.

4. The sports facilities provided by the school include gym.

5. Lucy's favourite school subject is Science/science.

6. In the evening Lucy is planning to go to the cinema/ movies.

в таблице, т.е. трансформацию сплошного звучащего текста в несплошной письменный текст (таблицу). Вниманию экзаменуемых предлагается небольшой текст монологического характера (например, рассказ подростка о себе или рассказ о какой-либо

достопримечательности). В соответствии с поставленной учебной задачей необходимо, используя информацию из прослушанного текста, заполнить таблицу (6 пунктов/ заданий). Пункты в таблице следуют в том же порядке, в каком информация представлена

Задания 7-12

Вы услышите рассказ Нэнси Смит о себе. Заполните таблицу, используя информацию из прослушанного текста. Используйте не более двух слов для ответа на каждое задание. Не используйте цифры в своём ответе, числительные пишите словами. Вы услышите запись дважды.

Name Nancy Smith

7. Country of residence

8. Age

9. Favourite school subject

10. Sport

11. Favourite food

12. Pet

Текст для аудирования

Hi, I'm Nancy Smith. I'm from South Africa. I was born here and I've lived here all my life. I'm sixteen. I want to be a doctor like my mum. Next year, when I turn seventeen, I'm planning to work in her hospital as a volunteer. It will help me to get a better idea of the job before I go to medical college....

Примерные ответы на задания 7-12

Name Nancy Smith

7. Country of residence South America

8. Age sixteen

9. Favourite school subject Biology; biology

10. Sport swimming

11. Favourite food ice cream

12. Pet pony

в тексте. Для ответа на каждое задание (например, записать возраст рассказчика, его хобби, любимый вид спорта и т.д.) учащийся должен использовать не более двух слов.

Следует отметить, что при проверке заданий 7—12 оценивается только соответствие записанных фактов прослушанному тексту (орфографические ошибки, наличие или отсутствие артикля не учитываются).

Следующее задание 13, задание высокого уровня, носит интегративный характер. Оно проверяет умения создавать связное письменное высказывание определённого объёма на основе прослушанного текста и представленной в таблице информации. Для успешного выполнения задания учащийся должен решить коммуникативную задачу (использовать все факты письменного высказывания из прослушанного текста, занесённые в таблицу), логично и связно организовать своё письменное высказывание, правильно использовать языковые средства.

Следует отметить, что при проверке задания не учитываются фактические ошибки, которые имели место в таблице, т.к. они были учтены при оценивании заданий 7—12 (при заполнении таблицы). Другими словами, в развёрнутом ответе на это задание не будет считаться ошибкой, если экзаменуемый напишет, что Нэнси живёт в Южной Африке вместо Южной Америки, но будет считаться ошибкой, если в ответе ничего не будет сказано о том, где живёт Нэнси.

В задании определён объём изложения — 90—100 слов. Если объём текста меньше 80 слов, то изложение оценивается в 0 баллов; если объём более 132 слов, то проверке подлежит только 120 слов, т.е. та часть изложения, которая соответствует требуемому объёму. Задание 13 проверяется экспертами в соответствии с разработанными для этого задания критериями оценивания, которые могут уточниться по результатам апробации и общественно-профессионального обсуждения.

В ходе общественно-профессионального обсуждения это задание вызвало больше всего вопросов, по-видимому, в силу своей новизны и непривычности. Введение подобного задания отражает современные мировые тенденции в языковом тестировании — переход к интегратив-ным заданиям. Оппоненты высказывают необоснованные сомнения относительно того, что участники экзамена с недостаточно высоким уровнем умений аудирования получат низкие баллы и за задание на письменную речь. Однако предлагаемая система оценивания снимает эти сомнения, т.к. фактические ошибки, сделанные при восприятии аудиотекста, не учитываются при оценивании письменного высказывания. Фактически заполненная при выполнении аудирования таблица служит только планом для письменного высказывания.

Все последние годы разработчиков КИМ ОГЭ и ЕГЭ критиковали за задание на написание личного письма, т.к. эта

Задание 13

Изложите содержание прослушанного текста о Нэнси Смит от третьего лица. Используйте всю информацию, представленную в заполненной Вами таблице (см. задания 7-12). Объём изложения — 90-120 слов.

Задание 14

Опираясь на прослушанный текст, ответьте на вопросы: What do you think about the sport Nancy does? Would you like to play it? What is your favourite sport and why? Объём ответа — 3-4 предложения.

форма общения практически ушла из реальной жизни. Удивительно, но сейчас в ходе общественно-профессионального обсуждения перспективной модели ОГЭ звучат призывы оставить личное письмо в традиционной форме. Ничем другим, кроме боязни нового, эти призывы объяснить нельзя.

Интегративное задание на контроль умений аудирования и письменной речи нового формата ориентировано на практически необходимые умения фиксировать основные факты из воспринимаемого на слух сообщения и затем создавать на этой основе связный текст. Это задание естественно включает в себя контроль метапредметных умений работы с таблицами. Напомним, что именно внимание к метапредметным результатам обучения является инновационной особенностью нового ФГОС ООО, который определяет содержание и структуру перспективной модели КИМ ОГЭ.

Перспективная модель включает ещё одно задание на контроль умений письменной речи. Оно косвенно связано с заданием 13, вернее задание 13 является отправной точкой для задания 14, которое вовлекает в обсуждение уже личный опыт участника экзамена.

Задание 14, как и задание 13, является заданием высокого уровня. Оно носит личностно ориентированный характер и проверяет умение создавать небольшое письменное высказывание с выражением и аргументацией собственного мнения. Участнику ОГЭ предлагается ответить на три вопроса, некоторым образом связанных с прослушанным текстом. Однако качество письменного высказывания никак не зависит от степени понимания прослушанного текста — это личное мнение экзаменуемого с аргументацией. Следует иметь в виду, что хотя формулировка задания представлена в форме вопросов, однако задача участника экзамена — не просто дать отдельные ответы на вопросы, а создать краткое связное письменное высказывание с элементами рассуждения.

Ответ (не менее 3—4 предложений) оценивается экспертами по специально разработанным критериям, которые учитывают количество данных ответов, их полноту, а также допущенные лексико-грамматиче-ские и орфографические ошибки.

Для выполнения заданий 13 и 14 участник ОГЭ должен владеть не только предметными умениями, но и рядом мета-предметных умений, в частности, умением понимать учебную задачу, сохранять её в процессе учебной деятельности, планировать способы решения учебной задачи и оценивать правильность её выполнения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с поставленной учебной задачей.

Рассмотрим далее задания по чтению.

Задание 15 ориентировано на проведение информационного поиска: необходимо определить, в каком из приведённых письменных текстов, посвящённых одной теме (например, Гжели/гжельской керамике), содержится ответ на предложенный вопрос. Представленный список вопросов содержит один лишний вопрос, ответ на который в текстах не содержится.

Установление соответствий между вопросами и текстами, которые содержат ответ на них, позволит оценить сформиро-ванность у учащегося предметного умения читать про себя и понимать основное содержание текстов, содержащих отдельные неизученные языковые явления. Задание 15 ориентировано на проведение информационного поиска и проверяет умение определять, в каком из ряда письменных текстов содержится ответ на предложенный вопрос. Коммуникативно-когнитивная формулировка задания и познавательный характер текстов стимулируют мотивацию учащихся к выполнению задания.

Задания 16—22 по чтению не претерпели больших изменений в перспективной модели: текст стал несколько меньше по объёму и уменьшилось количество утверждений, которые учащимся следует определить как верно/неверно/в тексте не сказано.

17

Задание 15

Вы проводите информационный поиск в ходе выполнения проектной работы. Определите, в каком из текстов A-F содержатся ответы на интересующие Вас вопросы 1-7. Один из вопросов останется без ответа. Занесите Ваши ответы в таблицу.

1) Where can we see the best Gzhel collection?

2) Who can become a Gzhel artist?

3) What do we call Gzhel?

4) What is the technique of Gzhel painting?

5) What is the traditional Gzhel ceramics design?

6) What is the origin of the word Gzhel?

7) How were the first Gzhel products used?

A. Gzhel is a famous type of Russian ceramics. It comes from the region with the same name, which is situated about sixty kilometers away from Moscow. Gzhel is not one place, to be exact. There are about 27 villages in the area which are involved in Gzhel ceramic production. The place can be easily reached by railroad and it is often visited by tourists.

B. It is believed that the place where Gzhel ceramics is produced was named after the river Gzhelka, a small river flowing through the area. However, linguists still argue about where the word comes from. Some of them say it has Baltic roots. Others claim that the name is connected with the technological process. The word gzhel is similar to an old Russian word which means burn. Indeed, the clay should be burnt to become hard before it is good enough for pottery.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Текст A B C D E F

Вопрос

18

В заданиях 15—22 наряду с предметными умениями проверяется комплекс метапред-метных умений, таких как понимать учебную задачу и сохранять её в процессе учебной деятельности, анализировать полученную информацию в соответствии с учебной задачей, игнорировать незнакомые слова, выявлять дефициты информации и т.д.

В перспективную модель ОГЭ, в раздел «Задания по грамматике и лексике», включены задания, используемые в действующих КИМах экзамена. Учащимся предлагается заполнить пропуски в двух коротких связных текстах. В заданиях 23— 28 необходимо восстановить текст путём преобразования предложенной начальной формы слова в нужную грамматическую форму (количество заданий сокращено до 6 по сравнению с действующей моделью ОГЭ); в заданиях 29—34 — с помощью образования родственного слова.

В устной части остались задания действующей модели ОГЭ по иностранным языкам: задание 1 (чтение вслух неболь-

шого текста с соблюдением правил чтения и соответствующей интонацией), задание 2 (участие в условном диалоге-расспросе) и задание 3 (построение устного связного монологического высказывания с вербальными опорами). Но в задании 3 к трём аспектам, которые участник ОГЭ должен раскрыть в своём монологическом высказывании, добавлен ещё один аспект (четвёртый). В новом формате этого задания экзаменуемый должен выразить своё личное мнение/отношение к рассматриваемой теме и аргументировать свою позицию. Эта инновация отражает личностную ориентацию ФГОС ООО, основанную на принципах индивидуализации обучения и повышения мотивации учащихся путём включения эмоциональной сферы.

Преемственность между действующей моделью ОГЭ и перспективной моделью измерительных материалов прослеживается не только в подходах и принципах разработки заданий, но и в системе их оценивания. Система оценивания в перспективной

Задания 16-22

Прочитайте текст. Определите, какие из приведённых утверждений 16-22 соответствуют содержанию текста (1 — True), какие не соответствуют (2 — False) и о чём в тексте не сказано, то есть на основании текста нельзя дать ни положительного, ни отрицательного ответа (3 — Not stated). В поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

The Best Job in the World

Have you ever heard of the Great Barrier Reef? It is the world's largest coral reef system along the eastern coast of Australia. In February 2009 an extraordinary position was advertised by the Australian Tourism Office. The advertisement ran that the Great Barrier Reef needed a caretaker for half a year. It was for a special person who would look after the Reef.

16. The Australian Tourism Office needed a caretaker for six months.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

17. There was no Internet on the islands of the Great Barrier Reef.

1) True 2) False 3) Not stated

Ответ:

модели строится на трёх типах шкал: дихотомической (верно — неверно), аналитической (по отдельным критериям) и холистической/ импрессионистической (целостное оценивание по признакам).

Дихотомическая модель используется при оценивании ответов на 1, 2—6, 7—12, 15, 16—22, 23—28, 29—34 задания, представленные в письменной части. Так, в заданиях 1 (задание по аудированию) и 15 (задание по чтению) оценивается каждое правильно установленное соответствие: за выполнение задания 1 участник ОГЭ может получить от 0 до 5 баллов; за задание 15 — от 0 до 6 баллов. За каждый правильный ответ в заданиях по аудированию 2—6, 7—12 выставляется 1 балл. Орфографические ошибки в заданиях по аудированию не учитываются, наличие или отсутствие артикля не является ошибкой. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Задания по чтению 16—22 и задания по грамматике и лексике 23—28, 29— 34 также оцениваются на основе дихотомической шкалы. Участник ОГЭ получает 1 балл за каждое правильно выполненное задание. Если в кратком ответе сделана орфографическая ошибка, ответ считается неверным. За неверный ответ или отсутствие ответа выставляется 0 баллов.

Задания с развёрнутым ответом оцениваются по специально разработанным для данных заданий шкалам и критериям. Задание 13, предусматривающее создание

письменного высказывания, оценивается в соответствии с аналитической шкалой по трём критериям: решение коммуникативной задачи (6 баллов), организация текста (1 балл) и языковое оформление (3 балла). Задание 14, предлагающее письменно ответить на три вопроса, оценивается в соответствии с холистической шкалой (4 балла).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В устной части система оценивания по сравнению с действующей моделью не менялась. Задания 1 и 2 оцениваются по холистической шкале, задание 3 — по аналитической.

Таким образом, система заданий и их оценивания имеет ряд инновационных решений, в то же время наряду с ними в перспективной модели измерительных материалов для проведения ОГЭ по иностранным языкам сохранены отдельные типы заданий действующей модели. Анализ результатов апробации и широкое общественно-профессиональное обсуждение позволят уточнить некоторые аспекты перспективной модели, такие как посильность новых заданий, время выполнения отдельных разделов, объективность критериев.

В целом представляется, что перспективная модель измерительных материалов для проведения ОГЭ по иностранным языкам имеет большой потенциал для использования в условиях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.