ИЗДАТЕЛЬСТВО
фгротота
ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)
Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice
2021. Том 6. Выпуск 2. С. 191-197 | 2021. Volume 6. Issue 2. P. 191-197
Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru
RU
Особенности организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку
Жувагина А. В., Харькова Е. В.
Аннотация. Цель исследования - выявление возможности и условий организации подготовки к Основному государственному экзамену (ОГЭ) по английскому языку в условиях дистанционного обучения экспериментальным путем. В статье рассмотрены этапы становления и развития дистанционного обучения, сформулированы преимущества и недостатки данной организации образовательного процесса. Представлены материалы и результаты проведенного педагогического эксперимента по организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку. Научная новизна исследования определяется следующими положениями: систематизирован процесс развития дистанционного обучения, обоснованы преимущества и недостатки данной формы организации образовательного процесса, даны методические рекомендации, а также разработан курс по организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку. В результате доказано, что использование дистанционных технологий может быть эффективно при соблюдении определенных требований для организации подготовки к ОГЭ по английскому языку.
EN
Features of Organising Distance Preparation for the Basic State Examination in English
Zhuvagina A. V., Kharkova E. V.
Abstract. The study aims to identify the possibility and conditions for organising preparation for the Basic State Examination in English in the setting of distance learning using experimental means. The article considers the stages of distance learning formation and development, determines advantages and disadvantages of this type of educational process organisation. The authors present materials and results of a conducted pedagogical experiment on organisation of distance preparation for the Basic State Examination in English. Scientific novelty of the research: the authors have systematised the process of distance learning development, justified advantages and disadvantages of this form of educational process organisation, provided instructional guidelines and developed a course on organising distance preparation for the Basic State Examination in English. As a result, it is proved that distance learning technologies use can be effective in organising preparation for the Basic State Examination in English if certain requirements are met.
Введение
Актуальность темы исследования связана с необходимостью подготовки к ОГЭ в дистанционном формате, так как 2020 год стал переломным для российской системы образования ввиду распространения коронави-русной инфекции и перехода образовательных учреждений на дистанционную форму обучения. Более того, дистанционное обучение позволяет организовать образовательный процесс на основе личностно ориентированной концепции обучения, что соответствует ситуации в сфере образования на современном этапе. Следовательно, вопрос об эффективности и правильной организации подобной формы обучения представляет интерес для педагогической науки.
Для достижения указанной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать процесс развития дистанционного обучения за рубежом и в России;
- обосновать преимущества и недостатки дистанционного обучения; разработать и провести педагогический эксперимент по организации подготовки к ОГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения, проанализировать его эффективность;
- сформулировать методические рекомендации по организации подготовки к ОГЭ в дистанционном формате.
Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped210042
© 2021 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2021 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/
В статье применяются следующие методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы - работ российских и зарубежных ученых; методический эксперимент, в ходе которого был опробован разработанный интернет-проект (комплекс упражнений, рассчитанный на 5 недель для подготовки к ОГЭ по английскому языку).
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных авторов (А. А. Андреев [1], Д. З. Ахме-това [2], И. Г. Захарова [3], Е. С. Маслакова [4], Е. С. Полат [7; 8]), федеральные законы об образовании [5; 6; 9], а также публикации зарубежных авторов (Э. Фокс [10], К. Паппас [11]), в которых рассматриваются преимущества и недостатки дистанционного обучения, а также его процесс развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов педагогического эксперимента, а именно комплекса заданий, на уроках английского языка для 8 и 9 классов, а также на семинарах в средних и высших педагогических учреждениях по теории и методике обучения иностранному (английскому) языку.
Развитие дистанционного обучения за рубежом и в России
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» под дистанционным обучением понимается образовательный процесс, реализуемый в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [5]. Дистанционное обучение берет свое начало с XVIII века, а именно с 1728 года, когда объявление Калеба Филипса было опубликовано в одной из бостонских газет. Профессор набирал студентов для того, чтобы изучать стенографию с помощью писем. Именно это стало «отправной точкой» обучения на расстоянии («корреспондентские школы») [2]. Далее процесс продолжился в европейских странах. На данном этапе можно выделить работу Соединенного Королевства и Лондонского университета [11]. Изобретение технических средств (радио, телевидения, а затем и компьютера) сделало возможным дальнейшее развитие и усовершенствование процесса дистанционного обучения. Интернет же позволил «ученикам» принимать участие в онлайн-курсах и получать аккредитованные дипломы университетов при невозможности нахождения в учебном заведении по определенным причинам [4].
До сих пор точно не ясна точка зарождения дистанционного образования в России. По мнению некоторых специалистов, такой точкой считается 1995 год, когда была утверждена Концепция дистанционного обучения [2]. Другие же методисты утверждают, что в России дистанционное обучение начинает свою историю после революции 1917 года [Там же]. В Советском Союзе было широко распространено заочное обучение, основанное на консультациях. В 1960-е годы в СССР уже были открыты и осуществляли свою образовательную деятельность 11 полностью заочных университетов, а также в некоторых учреждениях были сформированы факультеты заочного образования.
В настоящее время около 40% вузов предоставляют право и возможность дистанционного обучения. Также разрабатываются и активно применяются курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации для работников всех сфер деятельности. Информационные ресурсы определяют взлет научно-технического прогресса [7].
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Все большее количество людей отдает предпочтение дистанционной форме приобретения умений и навыков, что связано с определенными причинами и потребностями, которые может покрыть данная форма организации обучения. В связи с большим спросом, который имеет дистанционное обучение сегодня, целесообразно рассмотреть его сильные и слабые стороны.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ [10]:
• гибкость - многие дистанционные курсы не имеют четко фиксированного расписания, а содержат видеолекции и задания на их закрепление и проверку знаний учеников [8];
• модульность - учащиеся могут формировать собственный план обучения из тех курсов, которые представлены на образовательной платформе для овладения определенной дисциплиной;
• параллельность - приобретение определенных знаний может производиться во время получения основного образования [3];
• дальнодействие - обучаемые могут получать знания и формировать навыки, находясь в другом городе или даже стране, независимо от наличия временных и пространственных поясов [1];
• интерактивное взаимодействие (диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучаемых) - обмен вопросами и ответами, контроль качества выполняемых заданий, получение обратной связи.
Итак, благодаря дистанционному обучению учащиеся могут заниматься в удобном для них темпе в имеющееся свободное время, углубить имеющиеся знания или же получить дополнительные навыки.
Далее хотелось бы выделить недостатки, которые может иметь дистанционное обучение [10]:
• сложность в создании «рабочей» атмосферы - ввиду отсутствия непосредственного контакта между педагогом и обучающимся возникает трудность организации и поддержания необходимого психологического климата;
• отсутствие необходимого технического оборудования - не все ученики и преподаватели имеют персональный компьютер, а также выход в Интернет, на котором построено дистанционное обучение. Необходима техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
• трудность мотивировать учащихся на получение необходимых знаний - перед преподавателем встает новая задача: поддерживать высокий уровень интереса в течение всего образовательного процесса;
• проблема контроля сформированное™ знаний и умений учащихся - при проведении дистанционных проверочных работ учителю сложно оценить «реальные» знания учащихся, особенно с выключенной камерой. Ученики могут пользоваться посторонней помощью для получения более высокой оценки;
• затруднение в приобретении «практических» умений - на сегодняшний день проведение практических и лабораторных работ дистанционно слабо развито. Самые современные тренажеры, которые могут быть использованы в дистанционной практике, не могут заменить «живого» погружения в практическую или исследовательскую деятельность.
Для преодоления трудностей, возникающих в процессе дистанционного обучения, учитель должен создать интерактивное взаимодействие, особенно при работе с младшими школьниками. Необходимы постоянное переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание ярких и красочных презентаций, вопросы для высказывания собственного мнения учащимися по обсуждаемым проблемам. Иными словами, ученики должны постоянно быть вовлечены в урок, нельзя давать учащимся возможность потери концентрации и интереса. Для контроля знаний учеников целесообразно использовать устные ответы и просить обучающихся при ответе смотреть точно в камеру. При написании письменных проверочных работ готовить задания с развернутым ответом для выражения собственной позиции учащихся с включенной камерой и звуком. Так педагог сможет контролировать самостоятельность учеников.
Таким образом, дистанционное обучение содержит как преимущества, так и недостатки. Дистанционный образовательный процесс позволяет учащимся вести более размеренный темп обучения, работать в комфортной обстановке и иметь доступ к широкому кругу электронных учебных материалов. Однако от участников дистанционного образовательного процесса требуются достаточный уровень силы воли, самоорганизации и дисциплины, развитые цифровые образовательные инструменты.
Организация подготовки к ОГЭ по английскому языку в условиях дистанционного обучения
ОГЭ расшифровывается как основной государственный экзамен, целью которого является проверить и оценить знания школьников за 9 лет обучения в общеобразовательных учреждениях [6]. Необходимый уровень для успешной сдачи ОГЭ по английскому языку - B1 (Intermediate - средний уровень) по классификации CEFR. Общее количество баллов, которое ученик может получить за сдачу экзамена, составляет 68 баллов. Письменный и устный этапы сдаются в разные дни. Письменная часть «включает в себя 4 раздела и 35 заданий по аудированию, чтению, грамматике и лексике, письму» [Там же]. На их выполнение отводится 120 минут. Устная часть включает в себя 3 задания - чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера, диалог-расспрос (ответы на вопросы опроса), монологическое высказывание на определенную тему с опорой на план. Общее время ответа, включая время на подготовку, составляет 15 минут [9].
Общий государственный экзамен нацелен на проверку всех языковых и речевых навыков учащихся. Фонетика проверяется в аудировании и говорении (умение понять высказывания / определенные слова собеседника, его интонацию, а также верно произнести свои собственные). Знание лексики и грамматики тестируется в отдельном блоке экзамена и при построении собственных высказываний. Проверке всех языковых навыков посвящены отдельные блоки экзамена.
Организация подготовки к экзамену в большей степени зависит от учителя и исходных данных учеников. Необязательно устанавливать и загружать специальные платформы для проведения «уроков». В настоящее время нет такого человека, который бы не слышал о социальной сети «ВКонтакте», особенно если речь идет о подростках, обучающихся в 8 и 9 классах. Данный интернет-сервис имеет различные возможности и функции, такие как создание сообществ по интересам, прикрепление к записям на «стене» текстов, аудио, видео, голосований, изображений и ссылок, написание комментариев к публикациям, к которым также можно прикреплять различные мультимедийные файлы. «ВКонтакте» также предлагает такую функцию, как отсроченная автоматическая публикация заранее подготовленных записей.
Для организации подготовки к экзамену целесообразно создать закрытую группу с теми учениками, которые планируют сдавать выбранную дисциплину. Далее необходимо составить план подготовки, исходя из потребностей учеников, имеющегося времени и проверяемых знаний и навыков. На данном этапе важно использовать кодификатор, в котором прописаны все грамматические и лексические темы, проверяемые на экзамене, демонстрационный вариант, а также критерии оценивания электронного письма и заданий устной части. На «погружение» в каждую лексическую тему можно отвести одну неделю. Каждый день - работа над определенным навыком. Допустим, в понедельник учащиеся будут знакомиться с лексикой по определенной теме, взятой из кодификатора, а также выполнять одно задание блока «грамматика и лексика». Во вторник они будут выполнять первое задание блока «чтение» и «аудирование» и т.д. Главное - давать материал
небольшими порциями, но делать это регулярно. В конце каждой недели можно выполнять пробное тестирование для фиксирования результатов и прогресса в целом.
Таким образом, можно сформулировать следующие рекомендации по организации подготовки к ОГЭ по английскому языку в дистанционном формате: выбор удобной платформы для проведения занятий с учетом потребностей и интересов как ученика, так и учителя; предварительное «тестирование» знаний учащегося или «собеседование» с ним для того, чтобы понять сильные и слабые стороны; составление плана работы с учетом выявленных проблемных тем, желаний ученика, имеющегося времени и кодификатора экзамена; подбор необходимых материалов и источников учителем для организации качественной подготовки (работа как с рецептивными, так и с продуктивными навыками). Рекомендуется проводить пробные тестирования по письменной и устной частям экзамена для выявления улучшений в подготовке и ее коррекции.
Нами был проведен педагогический эксперимент по подготовке к экзамену по английскому языку, который длился пять недель. Для более эффективного хода эксперимента необходимо помнить о специфике дистанционной формы обучения. К данному виду организации образовательного процесса можно отнести: требуемый уровень самодисциплины от учеников, разработку детальных шагов учителем по выполнению определенных заданий, более продуманную систему контроля и поддержания «духа соперничества» между учениками и др. Эксперимент является уточняющим, целью его стало подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования об эффективности дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку. Участниками эксперимента стали учащиеся МБОУ «Гимназия № 102 им. М. С. Устиновой» Московского района г. Казани 9 класса в количестве 14 человек. Данная группа является экспериментальной. Также была сформирована контрольная группа учеников 9 класса в количестве 14 человек, с которыми специальная работа не проводилась. Тематическое планирование эксперимента отражено в Таблице 1.
Таблица 1. Тематическое планирование экспериментального проекта
1 неделя. Тема: «Мои друзья. Лучший друг / лучшая подруга»
Пн Ознакомление и работа с лексикой (слова и выражения), повтор времен активного залога, выполнение задания по грамматике и лексике, а также первого задания по аудированию
Вт Повтор времен активного залога, выполнение второго задания по аудированию, чтение текста и выполнение заданий, говорение (ответы на вопросы)
Ср Повтор времен активного залога, говорение (чтение текста вслух), подготовка плана письма. Домашнее задание -написание письма
Чт Работа над монологом (составление кластера), выполнение третьего задания по аудированию. Домашнее задание -составление монолога
Пт Прослушивание монологов, выполнение задания по чтению, грамматике и лексике
Сб Пробное тестирование (письменная часть)
2 неделя. Тема: «Свободное время»
Пн Ознакомление и работа с лексикой. Повторение грамматической темы «First, second conditionals - условные предложения», выполнение задания по грамматике и лексике, а также первого задания по аудированию
Вт Повторение грамматической конструкции для выражения желаний "I wish", выполнение второго задания по аудированию, чтение текста и выполнение заданий, говорение (ответы на вопросы)
Ср Говорение (чтение текста вслух), подготовка плана письма. Домашнее задание - написание письма
Чт Работа над монологом (составление кластера), выполнение третьего задания по аудированию. Домашнее задание -составление монолога
Пт Прослушивание монологов, выполнение задания по чтению, грамматике и лексике
Сб Пробное тестирование (устная часть)
3 неделя. Тема: «Путешествия и транспорт»
Пн Ознакомление и работа с лексикой, вопросы (говорение) для формирования кратких монологических высказываний, повтор грамматической темы "Few, a few, little, a little", выполнение задания по грамматике и лексике, а также первого задания по аудированию
Вт Повторение грамматической конструкции "I wish", выполнение второго задания по аудированию, чтение текста и выполнение заданий, говорение (ответы на вопросы)
Ср Говорение (чтение текста вслух), подготовка плана письма. Домашнее задание - написание письма
Чт Работа над монологом (составление кластера), выполнение третьего задания по аудированию. Домашнее задание -составление монолога
Пт Прослушивание монологов, выполнение задания по чтению, грамматике и лексике
Сб Пробное тестирование (письменная часть)
4 неделя. Тема: «Здоровый образ жизни»
Пн Ознакомление и работа с лексикой, актуализация знаний по теме "Passive voice", выполнение задания по грамматике и лексике, а также первого задания по аудированию
Вт Повторение грамматической конструкции "I wish", выполнение второго задания по аудированию, чтение текста и выполнение заданий, говорение (ответы на вопросы)
Ср Говорение (чтение текста вслух), подготовка плана письма. Домашнее задание - написание письма
Чт Работа над монологом (составление кластера), выполнение третьего задания по аудированию. Домашнее задание -составление монолога
Пт Прослушивание монологов, выполнение задания по чтению, грамматике и лексике
Сб Пробное тестирование (устная часть)
5 неделя. Тема: «Школа»
Пн Ознакомление и работа с лексикой по определенным блокам (на усмотрение учителя), выполнение задания по грамматике и лексике, а также первого задания по аудированию
Вт Выполнение второго задания по аудированию, чтение текста (образование в РФ) и выполнение заданий, говорение (ответы на вопросы)
Ср Говорение (чтение текста вслух), подготовка плана письма. Домашнее задание - написание письма
Чт Работа над монологом (составление кластера), выполнение третьего задания по аудированию. Домашнее задание -составление монолога
Пт Прослушивание монологов, выполнение задания по чтению (текст об образовании в Британии), грамматике и лексике
Сб Итоговое пробное тестирование (письменная и устная части)
Из таблицы видна деятельность учеников каждый день, а также недельное тематическое планирование. Задания блока «устной части» тренировались с помощью голосовых сообщений сервиса «ВКонтакте».
Анализ эффективности организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку
Перейдем к анализу результатов эксперимента. В начале эксперимента учащимся было предложено пройти анонимный опрос о ключевых факторах, влияющих на эффективность подготовки к экзамену в дистанционном формате. Участники отметили «самоорганизацию и самодисциплину» (34,7%), «мотивацию и поддержку, исходящие от учителя» (26,3%), «частую обратную связь» (12,4%), «проработку всех заданий в формате экзамена» (10,2%), «наличие четкого плана подготовки» (8,6%), «акцент на продуктивные умения» (7,8%) (см. Рис. 1).
Эффективность подготовки к экзамену в дистанционном формате
Акцент на продуктивные умения
Наличие четкого плана подготовки
Проработка всех заданий в формате экзамена
Частая обратная связь
Мотивация и поддержка, исходящие от учителя
Самоорганизация и самодисциплина
Рисунок 1. Эффективность подготовки к экзамену в дистанционном формате (%)
В конце экспериментального проекта на вопрос о трудностях дистанционной подготовки к ОГЭ участники отметили лишь «нехватку живого общения при выполнении заданий говорения», опустив остальные варианты.
В начале эксперимента (первая неделя) и в конце (пятая неделя) учащиеся экспериментальной группы выполнили пробные тестирования, результаты которых показали существенный рост процента учеников, написавших пробное тестирование с результатом «отлично», а также доля «троечников» была снижена (см. Диаграммы 1 и 2).
Учащиеся перестали делать ошибки в написании числительных (второе задание аудирования), путать порядковые числительные и количественные, повторили и актуализировали грамматические и лексические темы. При построении монологических высказываний научились использовать шаблон (введение - основная часть - заключение), перестали «теряться» при ответе на вопросы, а также научились правильно интонировать и не торопиться при чтении текстов. При написании личного электронного письма ученики также научились следовать структуре, отвечать на все вопросы, укладываться в объем.
Далее было проведено финальное тестирование двух групп - экспериментальной и контрольной, результат которого можно увидеть на Диаграмме 3.
Диаграмма 2. Результаты пробного тестирования экспериментальной группы (28.02.2021)
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
I Оценка "5" I Оценка "4" Оценка "3"
Экспериментальная группа
Контрольная группа
Диаграмма 3. Сравнение результатов экспериментальной и контрольной групп
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное обучение эффективно при правильной организации образовательного процесса (интерактивное взаимодействие с учащимися, детальный план работы, поддержание соревновательного духа и мотивации учеников на высоком уровне, продуманные методы контроля).
Заключение
Итак, мы приходим к следующим выводам. Дистанционное обучение - форма организации учебного процесса, появившаяся в XIX веке и базирующаяся на принципе самостоятельной работы учащихся на основе развитых информационных ресурсов и руководства учителя. Как и любая форма организации учебного процесса, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки. Используя дистанционную форму, учащиеся могут заниматься в удобном для них темпе в имеющееся свободное время, углубить имеющиеся знания или же получить дополнительные навыки. В преодолении недостатков дистанционного обучения (сложность в создании «рабочей» атмосферы, проблема контроля сформированности знаний и навыков) может помочь мастерство учителя, а также постоянное интерактивное взаимодействие с учениками.
При организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку преподаватель должен правильно подобрать методы и средства, спланировать процесс обучения. Только при активном взаимодействии обеих сторон дистанционная подготовка к выпускным экзаменам может привести учащихся к высоким результатам, что было выявлено и показано при проведении педагогического эксперимента.
На основе проведенного эксперимента были сформулированы методические рекомендации для организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку: первоначальное тестирование знаний ученика; выбор необходимой платформы для проведения занятий; подбор материалов; недельное и каждодневное планирование деятельности учеников с основой на кодификатор экзамена; работа со всеми проверяемыми навыками; организация пробных тестирований.
Иными словами, цель исследования была достигнута - возможность и эффективность организации дистанционной подготовки к ОГЭ по английскому языку были доказаны, условия организации были выявлены на базе проведенного педагогического эксперимента.
Безусловно, нельзя подвергать сомнению то, что данная тема является относительно новой и довольно обширной и не может быть в полной мере раскрыта в данной работе. Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более детальной разработке способов преодоления трудностей, вызванных недостатками дистанционного обучения, а также в создании экспериментов для подтверждения их эффективности.
Список источников
1. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: МЭСИ, 2010. 196 с.
2. Ахметова Д. З. Дистанционное обучение: от идеи до реализации: монография. Казань: Познание, 2009. 176 с.
3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании. М.: Академия, 2003. 208 с.
4. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25085709 (дата обращения: 12.04.2021).
5. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс»
6. Основной государственный экзамен по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://fipi.ru/oge/ demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-11 (дата обращения: 07.02.2021).
7. Полат Е. С. Дистанционное обучение: учеб. пособие. М.: ВЛАДОС, 2006. 190 с.
8. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения. М.: Академия, 2004. 416 с.
9. Приложение 10 к письму Рособрнадзора от 16 декабря 2019 г. № 10-1059 [Электронный ресурс]. URL: http://www.school75-nn.narod.ru/EGE/10-mr_po_provedeniju_ogeh_2020-1.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
10. Fox A. What are the advantages and disadvantages that distance education can offer you? [Электронный ресурс]. URL: https://elearningindustry.com/advantages-and-disadvantages-distance-education-offer.html (дата обращения: 07.02.2021).
11. Pappas C. The history of distance learning [Электронный ресурс]. URL: https://elearningindustry.com/ the-history-of-distance-learning-infographic#:~:text=In%201840s%2C%20Sir%20Isaac%20Pitman,to%20offer%20 distance%20learning%20degres.html (дата обращения: 07.02.2021).
Информация об авторах I Author information
RU
Жувагина Анастасия Владимировна1
Харькова Елена Владимировна2, к. филол. н., доц.
1 2 Казанский (Приволжский) федеральный университет
EN
Zhuvagina Anastasia Vladimirovna1 Kharkova Elena Vladimirovna2, PhD
1 2 Kazan Federal University
1 [email protected], 2 [email protected]
Информация о статье | About this article
Дата поступления рукописи (received): 15.03.2021; опубликовано (published): 30.04.2021.
Ключевые слова (keywords): ОГЭ; английский язык; дистанционное обучение; педагогический эксперимент; методические рекомендации; Basic State Examination; English language; distance learning; pedagogical experiment; instructional guidelines.