Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по воспитанию демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий'

Опытно-экспериментальная работа по воспитанию демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
65
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТАРШЕКЛАССНИК / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВАЯ МОДЕЛЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DEMOCRATIC POLITICAL CULTURE / A HIGH SCHOOL STUDENT / EXPERIMENTAL WORK / FUNCTIONALLY-SEMANTIC MODEL / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Галина Анатольевна

В статье представлена функционально-смысловая модель воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе использования потенциальных возможностей информационно-коммуникационных технологий, а также ход и основные результаты опытно-экспериментальной работы в этом аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назаренко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL WORK ON EDUCATION FOR DEMOCRATIC POLITICAL CULTURE OF SENIOR PUPILS ON THE BASIS OF USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article presents the functional-semantic model of education for democratic political culture of senior pupils on the basis of use of the potential of information and communication technologies, as well as the progress and main results of experimental work in this aspect.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по воспитанию демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий»

УДК 37. 018.2

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

© 2013

Г.А. Назаренко, кандидат педагогических наук, проректор по научной работе, докторант Института

проблем воспитания НАПН Украины

Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников Черкасского областного совета, Черкассы (Украина)

Аннотация: В статье представлена функционально-смысловая модель воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе использования потенциальных возможностей информационно-коммуникационных технологий, а также ход и основные результаты опытно-экспериментальной работы в этом аспекте.

Ключевые слова: демократическая политическая культура, старшеклассник, опытно-экспериментальная работа, функционально-смысловая модель, информационно-коммуникационные технологии.

Приоритетной особенностью гражданского общества с высоким уровнем демократической политической культуры является реальное участие граждан в процессе принятия решений на государственном уровне, их взаимодействие с органами государственной власти. Это положение актуализирует проблему воспитания демократической политической культуры как системного качества личности каждого члена гражданского общества.

Проблеме становления демократической политической культуры в условиях развития демократии посвящены научные труды Е. Головахи, В. Бебика, М. Головатого, В. Ребкала, М. Корнева, в которых политическая культура рассматривается в контексте обобщенных политико-психологических характеристик личности и зависит от степени ее политического развития, умения реализовать собственные политические знания в условиях функционирующей политической системы. Научные работы Т. Белавиной, М. Боришевского, И. Жадан, Л. Овдиенко раскрывают особенности демократической политической культуры в их тесной связи с образованием в условиях общественных изменений. В исследовательских работах Н. Гедиковой, Н. Дембицкой, М. Катаевой, В. Москаленко акцент делается на психологических факторах формирования демократической политической культуры личности на основе анализа процесса её политической социализации. Научные работы В. Васютинского, Г. Дилигенского, Д. Ольшанского, М. Слюсаревского, О. Шестопал освещают сущность демократической политической культуры личности в контексте исследования массового политического сознания и политического поведения.

Не приуменьшая значения названных научных работ, отметим, что в них проблема воспитания демократической политической культуры личности не является основным предметом исследования.

Школа как социальный институт должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, и предлагать пути решения актуальных проблем. Нормативные документы Украины по вопросам образования ставят задания содействия становлению политической культуры учащихся, формированию у них демократических ценностей.

Целью статьи является презентация основных результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, осуществленной на базе Шполянского лицея Черкасской области в соответствии с приказом Министерства образования и науки Украины от 21.09.2010 р. №890. Педагогический коллектив заведения апробировал разработанную нами функционально-смысловую модель, целью которой было создание благоприятного информационно-коммуникационного образовательного пространства для воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе оптимального и целесообразного сочетания информационно-коммуникационных и других современных технологий. Совместная деятельность всех участников эксперимента была направлена на воспита-

ние у старшеклассников политических представлений, убеждений, идеалов, ориентаций, моделей и принципов политического поведения, имеющих в своей основе идеи демократизации и проявляющихся в действиях субъектов демократического политического процесса.

На наш взгляд, демократическая политическая культура старшеклассника включает осознание абсолютной ценности прав человека, свободы личности; понимание взаимозависимости интересов отдельных людей, социальных групп в обществе; чувство собственного достоинства, гуманизм, толерантность, плюрализм; лояльное и, в то же время, требовательное отношение к власти, законопослушность; активную позицию относительно необходимости принимать участие в демократических преобразованиях; осознание себя как личности, способной влиять на ситуацию в государстве, возможности и ценности самостоятельного политического выбора; критическое восприятие социально-политической информации; готовность отвечать за собственные решения и их последствия; стремление к самоопределению, самовыражению и самореализации в условиях гражданского общества.

С целью эффективной организации воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе использования потенциальных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на подготовительном этапе эксперимента была разработана функционально-смысловая модель названного процесса.

Смысловой компонент модели использования ИКТ для формирования политической культуры старшеклассников предусматривал усовершенствование умений педагогов по использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитании исследуемого феномена; содействие овладению учащимися старших классов политическими знаниями, воспитанию у них качеств демократической личности, формированию политических умений и опыта применения политических знаний на практике; подготовка родителей старшеклассников к развитию системы демократических ценностей своих детей в условиях семейного воспитания; налаживание связей с общественностью, определение оптимальных форм сотрудничества в контексте реализации заданий опытно-экспериментальной работы.

Теоретической основой реализации смыслового компонента экспериментальной модели наряду с работами названных выше украинских учёных стали теоретические разработки зарубежных исследователей Л. Архандеевой [1], Е. Третьякова [2], Г. Фомицкой [3], И. Жукевич [4] и др. по проблеме использования ИКТ в образовательной деятельности.

Процессуальный компонент модели представлен чётким алгоритмом действий педагогов в организации воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Это, в частности, диагностика уровня воспитанности политической

культуры учащихся, прогнозирование результатов воспитательного процесса, планирование воспитательного взаимодействия, реализация намеченных планов на основе использования ИКТ, повторное диагностирование эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитании политической культуры старшеклассников, коррекция воспитательного взаимодействия.

В центре разработанной модели - старшеклассник, имеющий свои интересы, потребности и являющийся членом определенного коллектива. Учитывая это, мы нацеливали педагогический коллектив на создание благоприятных условий для оптимального использования информационно-коммуникационных технологий в воспитании политической культуры старшеклассников с учётом их интересов и потребностей.

Повышению уровня когнитивного критерия демократической политической культуры старшеклассников способствовало обучение старшеклассников по разработанной нами программе факультативного курса «Учимся демократии». Результаты мониторингового исследования продемонстрировали повышение показателей осведомленности старшеклассников о сущности гражданского общества, типах государств, политических строев, особенностях функционирования политической системы и власти в Украине, механизмах демократической реорганизации их полномочий, особенности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, их ответственности перед гражданским обществом.

В ходе реализации модели учитывались факторы социального влияния на процесс воспитания политической культуры старшеклассников: общественные отношения, массовая культура, средства массовой информации, влияние неформальных объединений. Педагогическим коллективом школы организовано обучение старшеклассников на дистанционных факультативных курсах «Основы политологии», «Личность как субъект гражданского общества», «Мир моих прав и свобод», «Основы межэтнической и межконфессиональной толерантности».

Кроме этого, налажена деятельность виртуальных кружков для старшеклассников «Исследователи правовых памяток Украины», «Современные сервисы Интернета», «Сетевые формы взаимодействия граждан»; организована работа Интернет-клубов гражданской направленности «Лидер», «Омо-политика», «Демократическая парадигма», «Моя гражданская позиция»; подготовлены выпуски Интернет-газеты «Взгляд»; реализованы мультимедийные проекты «Я создаю информационный сайт», «Исследуем проблемы жизни местного общества», «Моя гражданская позиция», «Не будь безразличным». На основе использования информационно-коммуникационных технологий проведены выборы президента школьного Государства Юных Мыслителей и Активистов (ГЮМА); организованы встречи старшеклассников с представителями государственных органов власти «Поговорим откровенно», репортажи о которых размещены на сайте школы.

Результативной стала работа Интернет-клуба «Парадигма», для участников которого, кроме онлайн-дискуссий на общественно-политическую тематику, работал дистанционный факультатив «Основы межэтнической и межконфессиональной толерантности».

Старшеклассники-члены Интернет-клуба «Омо-политика» не только овладевали информационными материалами дистанционного факультатива «Основы политологии», но и в режиме on-line принимали участие в электронном тестировании уровня знаний. На форуме этого клуба обсуждались актуальные вопросы общественно-политической жизни: «Какая избирательная система наиболее подходит для выборов Президента в Украине», «Каким образом можно повысить уровень прозрачности избирательной системы в Украине».

Участники Интернет-клуба «Моя гражданская пози-

ция» имели возможность в ходе изучения факультативного курса «Личность как субъект гражданского общества» обсудить актуальные вопросы местного и школьного самоуправления, выполнить индивидуальные задания и отправить отчёты об этом на электронную почту руководителя клуба.

Мониторинговое исследование результативности деятельности Интернет-клубов подтвердили повышение показателей деятельностно-практического критерия демократической политической культуры старшеклассников. В частности, участники клубов проявили способность свободно высказываться по актуальным проблемам современной общественно-политической жизни в Украине; научились аргументировано выражать и защищать свою личную позицию; заявили о готовности применять модели поведения, характерные для высокой культуры межгрупповых и межличностных отношений.

Повышение уровня демократической политической культуры стало возможным благодаря участию старшеклассников в реализации телекоммуникационных проектов «Исследуем проблемы жизни гражданского общества», «Моя гражданская позиция», «Не будь безразличным», в ходе которых учащиеся создали волонтерский отряд, исследовали проблемы местного гражданского общества, размещали результаты своей деятельности на сайте школы и областном сайте «Учимся демократии вместе!».

Каждую третью среду месяца в школе проходили встречи активистов-лидеров ученического самоуправления с представителями разных ветвей власти. Гостями старшеклассников были: заместитель председателя исполкома города, председатель и заместитель председателя Шполянской районной государственной администрации, начальники отдела культуры и отдела образования государственной администрации, служащие отдела молодежи и спорта, работники юстиции и милиции. В ходе встреч, проходящих под девизом «Поговорим откровенно», учащиеся школы имели возможность приобрести практические навыки общения с представителями органов власти с целью решения неотложных проблем местного общества. Результаты этих встреч, а также актуальные вопросы жизни лицея освещались на страницах школьной Интернет-газеты «Взгляд». Кроме этого, газета содержала ряд фоторепортажей, демонстрирующих ход реализации мультимедийных проектов, а также рубрику «Проблемы города», в рамках которой старшеклассники не только учились поднимать важные проблемы общественной жизни, но и искать пути их решения.

С целью создания условий для приобретения практических навыков использования современных возможностей Интернета, нахождения необходимой информации, общения с помощью электронных средств с представителями государственной власти и общественных организаций была налажена деятельность кружков «Современные сервисы Интернета» и «Сетевые формы взаимодействия граждан». Цели деятельности кружков достигались на основе практического овладения учащимися навыками работы в мировом информационном пространстве. Одной из форм такой деятельности стал телемост «Учимся строить демократию в Украине» между активистами ученического самоуправления Шполянского лицея и Смелянского коллегиума Черкасской области. В ходе телемоста старшеклассники обменялись приобретённым опытом реализации телекоммуникационных проектов, взаимодействия с органами государственной власти, пригласили друзей к совместному участию в работе Интернет-клубов с целью проведения дискуссий на общественно-политическую тематику.

Для учащихся, планирующих во взрослой жизни активно участвовать в общественно-политической жизни страны, в ходе формирующего этапа эксперимента был создан клуб «Лидер», участники которого не только осознавали позитивные качества современного политического лидера, но и организовывали общественно-по-

литическую жизнь старшеклассников школы. Так, на основе использования возможностей ИКТ были проведены выборы Президента школьного государства, в частности, созданы блоги активистов-лидеров, где была размещена предвыборная программа каждого из кандидатов на пост Президента школьного государства, а также предусматривалась возможность задать вопрос лидеру и получить на него ответ. Кроме того, учащиеся старших классов имели возможность приобрести опыт участия в выборах Президента с использованием электронного подсчёта голосов. Активисты клуба «Лидер» были также инициаторами проведения благотворительных акций и праздников на общественно-политическую тематику, встреч с представителями органов власти, в которых принимали самое непосредственное участие.

Мониторинговое исследование показало, что такой способ организации деятельности ученического коллектива положительно повлиял на уровень воспитанности демократической политической культуры старшеклассников в целом. Демократизация школьной жизни, учёт индивидуальных особенностей и интересов старшеклассников, объединение усилий семьи, школы и общественности на основе использования ИКТ определенны нами как приоритетные психолого-педагогические условия воспитания демократической политической культуры учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений.

В ходе формирующего этапа эксперимента творческими группами педагогов лицея разработано учебно-методическое обеспечение процесса воспитания демократической политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Это авторские программы дистанционных факультативных курсов, телекоммуникационных проектов, методика организации деятельности Интернет-клубов и кружков, методика проведения выборов органов самоуправления в онлайн-режиме, методика привлечения родителей к участию в школьных телекоммуникационных проектах, Интернет-форумах, Интернет-опросах, методика использования ИКТ в повышении компетентности родительской общественности в аспекте исследования. Педагогами разработаны рекомендации для создания активистами школьного самоуправления личных блогов, проведения Интернет-конференций; собран инструментарий для мониторинга уровня воспитанности демократической политической культуры старшеклассников.

Указанные выше образовательные ресурсы презентовались педагогами лицея во время проведения научно-практического Интернет-семинара «Теория и методика воспитания политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий».

По результатам осуществленного в апреле 2013 г.

текущего мониторинга уровня воспитанности политической культуры старшеклассников, большинство респондентов считают, что умеют ориентироваться в проблемах современной общественно-политической жизни в Украине; 68,2 % опрошенных заявили свою готовность защищать свои права, отстаивать собственное мнение; 52,7 % старшеклассников отметили, что имеют первый опыт обращения к органам государственной власти и убежденны в эффективности общения и ведения дискуссий с представителями властных структур; 85 % учащихся старших классов готовы применять модели поведения, характерные для высокой культуры межгрупповых и межличностных отношений, все лицеисты отметили, что готовы исполнять свои гражданские обязанности, а 32,8 % старшеклассников осознали личные потенциальные возможности для проявления активности как в рамках местного самоуправления, так и в общественно-политической жизни государства в целом.

Таким образом, результаты поточного мониторинга уровня сформированности у старшеклассников когнитивного, мотивационно-ценностного и процессуально-деятельностного компонентов политической культуры констатировали их положительную динамику. В ходе следующего, контрольно-обобщающего этапа опытно-экспериментальной работы, будет осуществлено контрольное диагностирование уровня воспитанности у старшеклассников исследуемого феномена, что даст возможность сделать окончательные выводы относительно эффективности разработанной и апробированной функционально-смысловой модели воспитания политической культуры старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архандеева Л. В. Новые информационные технологии в подготовке спортсменов и тренеров // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 155-158.

2. Третьяков Е. М. Использование средств мультимедиа в учебном процессе // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 183-187.

3. Фомицкая Г. Н. Информационное обеспечение в региональной системе внешней оценки качеств образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 198-200.

4. Жукевич И. П. Формирование информационной компетентности студентов при организации самообразования // Вектор науки Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 4 (11). - С. 106-109.

5. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

EXPERIMENTAL WORK ON EDUCATIONAL FOR DEMOCRATIC SENIOR POLITICAL CULTURE ON THE BASIS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY

© 2013

G.A. Nazarenko, candidate of pedagogical Sciences, Pro-rector on scientific work, doctoral student Institute of problems of education NAPS of Ukraine,

Cherkassy regional Institute of postgraduate education of pedagogical workers at the Cherkassy oblast

Council, Cherkassy (Ukraine)

Annotation: The article presents the functional-semantic model of education for democratic political culture of senior pupils on the basis of use of the potential of information and communication technologies, as well as the progress and main results of experimental work in this aspect.

Keywords: democratic political culture, a high school student, experimental work, functionally-semantic model, information and communication technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.