И.А. Донина
РЫHОЧHО-ОРИЕHТИРОBAHHОЕ УПРABЛЕHИЕ CGBРЕMЕHHGЙ .
тенциях [10].
Для этого школа должна стать не только образовательной, но и «научающейся организацией», способной эффективно обеспечить непрерывное наращивание и расширение своих стержневых компетенций.
Рыночно-ориентированное управление позволит максимально сблизить образовательную организацию с потребителем ее услуг. Тем самым, сделает возможным открытость и взаимное доверие между ними, и, как следствие этого, обеспечит достижение успешности реализуемых совместных целей и задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришколь-ное управление. - М.: Педагогический поиск, 1999-224 с.
2. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами: Учебно-методическое пособие для вузов. - М.: Университетская книга, 2004. - 136 с.
3. Моисеев A.M., Моисеева О.М. Основы стратегического управления школой. - М., Центр педагогического образования, 2008 - 256 с.
4. Новиков Д.А. Теория управления образовательными системами. - М.: Народное образование, 2009. - 416 с.
5. Поташник М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой. — М.: Педагогическое общество России,
2011. — 320 с.
6. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П.
Управление образовательными системами. - М., 2001.
7. Ушаков К.М. По пути осознания совместных целей. Некоторые элементы технологии управления // Директор школы. - 1993. - № 2. С. 31-35.
8. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, Харвест, 2006 г.- 976 с.
9. Данько Т.П., Китова О.В. Векторы инновационного развития концепций и методов управления маркетингом.// Маркетинг. - 2008.- № 1
10. Пашкус Н. А. Маркетинг образовательных услуг.
- СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 112 с.
11. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.
12. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
13. Панченко О.В. Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Балтийский гуманитарный журнал.
2012. № 1. С. 23-24.
11. Сластёнин В. А. Педагогическое консультирование. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
THE MARKET FOCUSED MANAGEMENT OF THE MODERN GENERAL EDUCATION ORGANIZATION AS THE FACTOR OF ITS SUCCESS
© 2013
I.A. Donina, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, head of the chair
«Technical and Natural Sciences»
St. Petersburg State University of Service and Economics (Novgorod Branch), Veliky Novgorod (Russia)
Annotation: In the conditions of the market relations, the success of the general education organizations assumes not only achievement of good results, but also their public recognition. It means forming of the system of management directed on the active interaction with environment.
Keywords: environment, marketing, management of school, success, productivity, efficiency, organizational culture, system of values, quality of education, competitiveness.
УДК 37.035.6 (02:004)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
© 2013
Ю.Н. Зоря, аспирант Института проблем воспитания НАПН Украины
Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников,
Черкассы (Украина)
Аннотация: В статье автор освещает структуру и содержание разработанной в ходе опытно-экспериментальной работы модели использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании учащихся старших классов.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, модель, компоненты, информационно-коммуникационное воспитательное пространство.
Результативность патриотического воспитания учащихся старших классов в значительной степени зависит от использования воспитательных средств. Актуальность этой проблемы усиливается наличием противоречий между стремительным внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни в Украине и недостаточным уровнем внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику, между высокой степенью заинтересованности учащейся молодежи глобальной сетью Интернет и недостаточной методической разработанности проблемы педагогического содействия интеграции учащихся к жизни в информационном обществе.
В научных исследованиях последних лет вопросы теории и практики использования современных информационных технологий разрабатываются в разных
аспектах: подготовка специалистов в системе высшего образования к использованию компьютерных технологий (Е. Громов, О. Кириленко, О. Коношевский,
О. Кущенко, О. Муковоз, Л. Покровщук, С. Прийма, И. Шахина, Л. Шевченко, Ю. Яворык и др.), информационное обеспечение управлением учебного заведения (Л. Калинина, В. Лунячек, Г. Сухович и др.), формирование информационной культуры учащихся в процессе изучения информатики (И. Иваськив, Н. Копняк, И. Лукаш, Г. Лунева, О. Резина, Н. Толяренко и др.), использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания других учебных предметов (Т. Архипова, В. Безуглый, Т. Зайцева, К. Ковалева,
В. Краснопольский, И. Лупан, А. Марченко, И. Цидыло и др.). Делаются первые попытки исследовать проблему эффективности использования новых информационных
технологий как средства формирования личностных качеств личности (Т. Крамаренко), ее художественно-эстетической культуры (В. Антонюк), творческих способностей (Е. Винниченко), экологической компетентности (Н. Олийнык).
Проблема использования различных средств для повышения эффективности воспитательного процесса рассматривается в научных трудах таких современных исследователей, как Д. Буланова [1], Т. Гадельшина[2], С. Жданова [2], И. Жукевич [3], К. Колосов [4], Е. Королёва [4], Л. Лебедева [5; б], Т. Макусева [7], Л. Потапюк [8], Е. Третьякова [9], Г. Фомицкая [10] и др.
Изучение указанных выше работ позволяет утверждать, что информационно-коммуникационные технологии становятся мощным средством обучения, использование которого позволяет педагогу решать методические задачи на качественно высшем уровне. Зато проблема использования возможностей информационно-коммуникационных технологий как эффективного средства воспитания на сегодня является малоисследованной.
В последние годы, наряду с традиционными средствами воспитания, всё большее внимание учёных и практиков привлекает воспитательный потенциал информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только в контексте повышения эффективности обучения, но и как мощное средство организации воспитательного процесса, предоставляющее возможности для интеграции таких средств воспитания, как достояние материальной и духовной культуры (наглядные пособия, художественная, научная литература, радио, телевидение, предметы изобразительного, театрального, киноискусства и т.д.), формы воспитательной работы (дискуссии, дебаты, конференции, игры, соревнования и т.д.), различные виды деятельности (исследовательская, художественно-эстетическая, предметно-преобразовательная, общественно-полезная), педагогические технологии (игровые, интерактивные, коллективной творческой деятельности, кооперативной деятельности и др.).
Цель статьи - представить разработанную нами в ходе опытно-экспериментальной работы с целью повышения эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников организационно-содержательная модель указанного процесса, содержащую целевой, организационно-содержательный, операционно-технологический и результативно-оценочный компоненты.
Целевой компонент модели определяет цели и задачи использования ИКТ в воспитании патриотизма старшеклассников. Целью использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании является повышение эффективности и результативности названного процесса, в частности, применения методов осознания патриотических ценностей; методов стимулирования и организации патриотической деятельности, формирования опыта патриотически-направ-ленного поведения; методов педагогической поддержки и содействия самовоспитанию учащихся-патриотов.
Цель указанной модели достигается путем решения следующих задач:
- разработка концепции сайта для старшеклассников как центра информационно-коммуникационного воспитательного пространства для воспитания патриотизма учащихся старших классов;
- создание патриотически-направленного информационно-коммуникационного воспитательного пространства (ИКВП), включающее компьютерные и мультимедийные средства, сетевые сервисы, соответствующее содержание воспитания и его программно-методическое обеспечение, тем самым обеспечивая реализацию целей современного процесса патриотического воспитания благодаря использованию информационно-коммуникационных технологий;
- мотивация субъектов процесса патриотического
воспитания к активному использованию ИКТ в совместной деятельности;
- налаживание патриотически-направленных деятельности и общения участников воспитательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий;
- координация и мониторинг результатов совместной деятельности всех субъектов патриотически-направлен-ного информационно-коммуникационного воспитательного пространства.
Организационно-содержательный компонент разработанной нами модели содержит основные подходы, принципы, а также содержание деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников, а также комплекс организационно-педагогических условий (программно-методических, кадровых и материально-технических), обеспечивающих его реализацию.
Наряду с общепедагогическими принципами современного процесса патриотического воспитания, использование информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников осуществляется в соответствии с такими специфическими принципами, как:
- принцип информационно-технологической поддержки патриотически-направленной деятельности и общения, предполагающий как использование потенциальных возможностей мирового информационно-коммуникационного пространства, так и разработку нового содержательного компонента для решения задач патриотического воспитания;
- принцип доступности дистанционных форм патриотического воспитания, в том числе технических средств и сети Интернет;
- принцип модульности содержания патриотического воспитания на основе использования ИКТ, предусматривающий разработку комплекса телекоммуникационных проектов в соответствии с критериями и показателями воспитанности патриотизма старшеклассников;
- принцип приоритетности педагогического подхода в создании патриотически-направленного информационно-коммуникационного воспитательного пространства, в соответствии с которым его проектирование необходимо начинать с разработки теоретической концепции и создания организационно-содержательной модели этого феномена;
- принцип неантогонистичности информационнокоммуникационных и традиционных педагогических технологий патриотического воспитания, предполагающий оптимальное и целесообразное сочетание ИКТ и современных технологий патриотического воспитания для достижения эффективных результатов;
- принцип педагогической целесообразности применения информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании, требующий педагогической оценки эффективности функционирования каждого компонента патриотически-направленного информационно-коммуникационного воспитательного пространства, приоритетами которого должны быть не технологические особенности, а содержание воспитательного взаимодействия его субъектов;
- принцип стартового уровня ИКТ-компетентности педагогов и учащихся, требующий хотя бы минимального комплекса знаний, умений, навыков и опыта в сфере информационно-коммуникационных технологий для осуществления взаимодействия и общения в рамках па-триотически-направленного пространства;
- принцип свободного выбора старшеклассниками содержания, средств, способов (методов и форм) и видов патриотически-направленной деятельности в соответствии со своими способностями, интересами и потребностями, что позволит учащимся лучше проявить свои патриотические чувства. Этот принцип также требует создания необходимых условий для самовоспитания и
самосовершенствования старшеклассников в коллективных и индивидуальных формах патриотически-направ-ленной деятельности;
- принцип мобильности воспитания, в соответствии с которым информационные ресурсы создаются на различных электронных носителях, что позволяет разнообразить, корректировать и дополнять коллективные и индивидуальные программы патриотического воспитания и самовоспитания, а также оптимально осуществлять мониторинг названного процесса;
- принцип безопасности информации, предусматривающий необходимость организационных и технологических способов безопасности при передаче, хранению и использованию информации.
Определяя специфические принципы использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников, мы исходили из того, что информационно-коммуникационный воспитательное пространство будет способствовать повышению эффективности патриотического воспитания лишь при условии целесообразного использования и естественной интеграции ИКТ в организации патриоти-чески-направленного взаимодействия участников воспитательного пространства.
Содержание воспитательного взаимодействия субъектов патриотического воспитания на основе использования информационно-коммуникационных технологий сочетает в себе следующие основные направления:
- информационное обеспечение патриотически-на-правленного взаимодействия (создание в сетях баз данных, виртуальных библиотек, виртуальных клубов, музеев и др.);
- совместная проектная деятельность старшеклассников, педагогов и других субъектов патриотически-на-правленного информационно-коммуникационного воспитательного пространства;
- дистанционные формы общения субъектов патриотического воспитания;
- свободные контакты пользователей сайта для старшеклассников по различным аспектам патриотического воспитания (в режиме электронной почты; в индивидуальных блогах и Интернет-форумах).
Определяя направления использования ИКТ, мы исходили из того, что воспитание патриотизма старшеклассников в условиях информационно-коммуникационного воспитательного пространства обусловлено их вхождением в систему различных видов патриотически-направленной деятельности на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий и происходит в процессе деятельности, общения, познания и самопознания. Мы предполагали также, что воспитательный потенциал такого пространства позволит одновременно достичь глубокой индивидуализации патриотического воспитания за счёт дифференциации средств и способов формирования индивидуальных траекторий участия старшеклассников в патриотически-направленных проектах с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Убеждены, что условием эффективного решения задач патриотического воспитания старшеклассников на основе использования ИКТ является соблюдение основных параметров информационно-коммуникационного пространства: широта, интенсивность, осознанность, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, социальная активность, мобильность, устойчивость.
Так, широта патриотически-направленного ИКВП предполагает наличие большого количества субъектов, объектов и процессов. В таком насыщенном пространстве старшеклассники будут иметь значительные возможности для выбора индивидуальной траектории личного участия в патриотически-направленном взаимодействия и общении. Также заметим, что субъектами информационно-коммуникационного пространства,
кроме учеников и педагогов, могут быть учреждения и организации, представители сельской или городской общины, родители - все, для кого проблема патриотического воспитания является лично значимой.
Интенсивность созданного информационно-коммуникационного пространства для патриотического воспитания старшеклассников проявляется насыщенностью условиями и возможностями, предполагает четкую организацию различных видов патриотически-направлен-ной деятельности и общения участников названного процесса.
Осознанность информационно-коммуникационного воспитательного пространства выражается высокой степенью осведомленности всех субъектов патриотического воспитания о содержании патриотически-направлен-ной деятельности и о тематике общения.
Обобщенность патриотически-направленного ИКВП проявляется в тесном сотрудничестве учительского, ученического и родительского коллективов как сообщества единомышленников, в координации усилий по решению проблем организации патриотического воспитания, разработке стратегии совместного взаимодействия в этом аспекте.
Высокая степень эмоциональности информационнокоммуникационного пространства для патриотического воспитания старшеклассников определяется широким спектром межличностных отношений в патриотически-направленной деятельности и общении, свободой выявления своих эмоций и чувств, уважением к мнению другого и т.д.
Доминантность созданного информационно-коммуникационного воспитательного пространства проявляется в значимости содержания, форм и методов патри-отически-направленного взаимодействия и общения для всех участников воспитательного процесса. Важность самореализации в патриотически-направленной деятельности для учащихся и гордость педагогов и родителей за достижения старшеклассников - это показатели высокой степени доминантности.
Когерентность патриотически-направленного ИКВП выражается в степени согласованности информационнокоммуникационного пространства с другими факторами жизни старшеклассников, а также предполагает учёт региональных особенностей в организации различных видов патриотически-направленной деятельности.
Социальная активность информационно-коммуникационного пространства, созданного для патриотического воспитания учащихся старших классов, проявляется в открытом доступе к разработанному сайту всех пользователей, для кого проблема патриотизма является лично значимой, а также в мотивации старшеклассников на конкретную патриотически-направленную деятельность в местной сообществе. Причём возможность самостоятельно выбирать различные виды индивидуальной или коллективной деятельности обеспечивает развивающий потенциал ИКВП.
Мобильность патриотически-направленного информационно-коммуникационного воспитательного пространства проявляется в способности быстро реагировать на изменения в социальной среде и соответствующей коррекции программ и проектов совместной деятельности.
Мы предполагали, что повышение эффективности патриотического воспитания старшеклассников на основе использования информационно-коммуникационных технологий будет происходить при условии соблюдения таких педагогических условий:
- педагогически оправданное и целесообразное использование компьютерно-ориентированных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий, а также потенциальных возможностей сети Интернет в воспитательном процессе;
- гармоничное сочетание традиционных и информационно-коммуникационных технологий в воспитании
Ю.Н. Зоря
CТРУKТУРA И CGДЕРЖAHИЕ MОДЕЛИ ИCПGЛЬЗGBAHИЯ ...
патриотических чувств учащихся;
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей развития старшеклассников;
- налаживание субъект-субъектного взаимодействия, при котором каждый участник процесса патриотического воспитания имеет право на личное решение;
- создание участниками патриотически-направлен-ной взаимодействия атмосферы сотворчества;
- стимулирование индивидуального самовыражения, свободного выбора индивидуальной траектории участия старшеклассников в патриотически-направленной деятельности и общении;
- постоянное развитие педагогами своих потенциальных возможностей и педагогического мастерства по использованию информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников.
Операционно-технологический компонент разработанной нами модели конкретизирует оптимальные методы и организационные формы использования ИКТ в патриотическом воспитании. Особенностью реализации этого компонента стало использование технологий мультимедиа, сетевых форм работы с опорой на патриотически-направленную коммуникативную, пред-метно-преобразующую, исследовательскую, художественно-эстетическую, общественно активную, а также организация рефлексивной деятельности старшеклассников (сайты, блоги, вики-вики), участия школьников в Интернет-мероприятиях (фокус-группы, интернет-мосты, конференции, дискуссии, дебаты), форумах, чатах и других формах сетевого взаимодействия (технология Skype, Интернет-проекты и др.).
Результативно-оценочный компонент разработанной организационно-содержательной модели представлен ожидаемыми результатами реализации модели, критериями и показателями эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в па-триотически-направленном воспитательном процессе, а также диагностическим инструментарием для оценки результативности использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников.
Таким образом, разработанная нами организационно-содержательная модель представляет собой систему, состоящую из отдельных, взаимосвязанных между собой элементов и обеспечивает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в патриотическом воспитании старшеклассников во внеклассной деятельности. Перспективой дальнейших исследований является определение организационных условий внедрения этой модели.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буланова Д. Д. Возможности влияния ознакомления с виртуальным миром на формирование интеллектуальных умений у детей // Вектор науки ТГУ. Серия:
Педагогика, психология. - 2011. - № 4 (11). - С. 35-37.
2. Гаделъшина Т. Г., Жданова С. П. Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения // Вестник ТГПУ, 2009. Выпуск 11 (89).
С. 103-107.
3. Жукевич И. П. Формирование информационной компетентности студентов при организации самообразования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4 (11). - С. 106-109.
4. Колосов К. А., Якунин В. Е., Королёва Е. Н. Информационное обеспечение и информационная культура как эффективные средства формирования мотивации учащихся к обучению в школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3. С. 160-164.
5. Лебедева Л. М. Управление формированием готовности педагогов к использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. -2011.- № 4 (11). - С. 173-175.
6. Лебедева Л. М. Повышение результативности профессиональной деятельности педагогов на основе использования современных образовательных технологий// Вестник Гуманитарного института ТГУ. - 2012. -№ 2. С. 65-67.
7. Макусева Т. Г. Ресурсосберегающие технологии в обучении // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 4 (11). - С. 179-181.
8. Потапюк Л. Н. Культурно-образовательные организации как весомый фактор сохранения национальной особенности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 238-241.
9. Третьякова Е. М. Использование средств мультимедиа в учебном процессе // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 183-187.
10. Фомицкая Г. Н. Информационное обеспечение в региональной системе внешней оценки качества образования // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2 (5). - С. 198-200.
11. Коростелева Е.Ю. Профессиональное технологическое развитие учителей начальной школы // Вектор науки ТГУ Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 178-180.
12. Семикина А.В. Инновационное социальное развитие как условие повышения конкурентоспособности человеческого капитала // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 51-53.
13. Коростелева Е.Ю. Совершенствование профессиональной подготовки педагогов в условиях тех-нологизации образовательного процесса // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 25-27.
14. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1).
C. 32-34.
STRUCTURE AND CONTENT OF THE USE OF MODELS INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES THE PATRIOTIC EDUCATION SENIOR
© 2013
Y.M. Zorya, graduate of the Institute of Education NAPS of Ukraine, a senior lecturer in technology
innovation and management education
Cherkassy Regional Institute of Postgraduate Education of teachers, Cherkassy (Ukraine)
Annotation: The article highlights the structure and contents developed during the research and experimental models of information and communication technologies in the patriotic education of high school students.
Keywords: information and communication technologies, model components, information and communication and educational space.