Научная статья на тему 'Потенциал телекоммуникационных проектов для развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников'

Потенциал телекоммуникационных проектов для развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
335
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГРАЖДАНСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / COMPETENCY / CIVIC COMPETENCY / SOCIAL COMPETENCY / TELECOMMUNICATION PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Назаренко Галина Анатольевна

Статья освещает основные результаты опытно-экспериментальной работы на базе Енакиевского учебно-воспитательного комплекса № 2 Донецкой области по проблеме воспитания социальной и гражданской компетентности старшеклассников. Педагогический коллектив учреждения апробировал комплекс методов и технологий воспитания исследуемого феномена средствами практико-ориентированных телекоммуникационных проектов, оптимально соединяющих ИКТ и другие инновационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Назаренко Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential telecommunication projects for the development of social and civic competence of senior pupils

The article is devoted to the main results of the experimental work of Yenakiyevo educational complex #2 of Donetsk outskirts on the issue of senior pupils’ social and civic competency. The teaching staff of the institution tested a set of methods and techniques of education of the phenomenon studied by means of practically aimed telecommunication projects, optimally combining information and communication technologies and other innovative technologies.

Текст научной работы на тему «Потенциал телекоммуникационных проектов для развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников»

Таким образом, концептуальные основы педагогического обеспечения в нашем понимании опираются на идеи антропологизма, гуманизации, системности, социокультурной обусловленности, праксиологичной направленности, событийности и принципов природосообразности, возрастосообраз-ности, целостности, культуросообразности, непрерывности и интеграции. К ним, учитывая специфику решаемых исследовательских задач целесообразно добавить принцип конгруэнтности (от лат. congruens - соразмерный, соответствующий), обозначающий согласованность действий, поведения с требованиями конкретной ситуации; активации, подразумевающий побуждение к решительным преобразованиям, видоизменениям в содержании, формах и методах; актуализации, заключающейся в действиях по извлечению знаний, умений и навыков и воспроизведению их в новых условиях, по

использованию опыта различных форм поведения, мыслей, эмоциональных состояний при анализе ситуаций и принятии решений.

Библиографический список

1. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ; СПб.: «Аоринт», 2002. - 1456 с.

2. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. - М.: Экономика, 1975. - 271 с.

3. Ожегов С.Н. Словарь русского языка / под ред. Н.И. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1990. - 921 с.

4. РожковМ.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность. - Ярославль: ЯГПУ 2009. - 445 с.

5. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.

6. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. - 128 с.

УДК 37.018

Назаренко Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников, Украина nagaan@ukr.net

ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья освещает основные результаты опытно-экспериментальной работы на базе Енакиевского учебно-воспитательного комплекса № 2 Донецкой области по проблеме воспитания социальной и гражданской компетентности старшеклассников. Педагогический коллектив учреждения апробировал комплекс методов и технологий воспитания исследуемого феномена средствами практико-ориентированных телекоммуникационных проектов, оптимально соединяющих ИКТ и другие инновационные технологии.

Ключевые слова: компетентность, гражданская компетентность, социальная компетентность, телекоммуникационный проект.

Характер взаимодействия государства и гражданского общества является одним из важнейших факторов успешной или неуспешной организации общественной жизни страны. Исследования украинских учёных-политологов А.И. Косилова [1], С.Г. Рябова [4], А.Г. Чувардынского [5] и др. свидетельствуют, что чем выше уровень развития государства как демократического, социально-правового, тем больше оно ориентировано на сотрудничество с гражданским обществом, на осуществление социальной защиты населения, обеспечение прав и свобод человека, общественных организаций. В то же время уровень развития гражданского общества, его интересы и цели определяют основные черты модернизации государства, делают более эффективными его социальные функции.

Приоритетной ценностью гражданского общества является человек-гражданин во всей полноте его прав, свобод и обязанностей. Уровень свободы личности в государстве определяется возможностью реализации ею своих прав и свобод. В связи с

этим, эффективное функционирование институтов гражданского общества в значительной степени зависит от выработки и практического применения действенных механизмов влияния на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с учётом интересов и потребностей граждан в экономической, социальной, политической и культурной сферах общественной жизни [5, с. 137-139].

Необходимость реализации старшеклассниками своих социальных и гражданских прав актуализирует проблему формирования у них социальной и гражданской компетентности, от уровня развития которых зависит успешность решения учащейся молодежью личных и общественных проблем как в юношеском возрасте, так и во взрослой жизни.

В ходе экспериментальной работы всеукраинс-кого уровня, которая осуществлялась под нашим руководством на базе Енакиевской школы № 2 Донецкой области, кроме использования современных воспитательных технологий, педагогический коллектив исследовал потенциальные возможности

© Назаренко Г.А., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

141

телекоммуникационных проектов в развитии социальной и гражданской компетентности как составляющих культуры демократизма учащихся.

Изучение разработанных нами научно-практических основ воспитания у старшеклассников исследуемых феноменов позволило педагогическому коллективу учреждения осознать сущность, структуру, критерии и уровни развития, а также особенности воспитательного процесса, направленного на формирование социальной и гражданской компетентности учащихся старших классов [2, с. 77-117].

Социальная компетентность определяется нами как основное интегративное качество личности старшеклассника-члена украинского социума, которое отражает способность личности налаживать и развивать отношения с другими людьми, помогает овладевать социальным опытом и позволяет эффективно вести себя в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами.

Социальная компетентность касается сферы отношений личности с другими людьми, которые являются не только представителями определенной социальной общности, но и гражданами Украины, членами гражданского общества. В соответствии с этим, социальная компетентность взаимосвязана с гражданской компетентностью личности.

Гражданская компетентность личности касается её отношений с государством, институтами власти и другими людьми в политической сфере жизни гражданского общества. Гражданская компетентность характеризуется осознанием своей принадлежности к обществу, причастности к её демократической культуре через права и обязанности; убеждением в способности влиять на происходящее в государстве; лояльным и одновременно требовательным отношением к демократически избранной власти; готовностью сотрудничать с органами государственной власти и местного самоуправления для решения общественно значимых проблем; ответственностью, законопослушностью и готовностью в соответствии с демократическими принципами защищать свои права и свободы; соответствующим возрастным особенностям учащихся опытом участия в гражданских процессах [2, с. 109].

Апробация в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы разработанной нами функционально-содержательной модели развития социальной и гражданской компетентностей старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов проходила в соответствии с такими основными идеями:

- стимулирование активной деятельности старшеклассников по решению социальных проблем своего населённого пункта в ходе реализации телекоммуникационных проектов, привлечение учащихся к жизни местного сообщества;

- создание условий для гармоничного сочетания использования информационно-коммуникаци-

онных технологий с непосредственной социальной и гражданской деятельностью (через сотрудничество органов ученического самоуправления с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления);

- создание комфортной атмосферы для проявления учащимися старших классов своей социальной и гражданской позиции.

Главное внимание в ходе эксперимента уделялось формированию у старшеклассников системы гражданских и социальных ценностей, которая определяет их поведение как субъектов социальной общности и гражданского общества родного города.

Содержательный компонент модели развития гражданской и социальной компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов охватывал индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, которые реализо-вывались в учебно-воспитательном процессе, в дополнительном образовании и как компоненты информационно-коммуникационного воспитательного пространства.

С целью реализации разработанной модели обеспечивалось выполнение следующих функций: управленческой (создание условий для эффективной деятельности всех подсистем модели), дидактической (создание в учебном процессе условий для социального и гражданского становления личности старшеклассника, привлечение их к жизни местного сообщества); воспитательной (обеспечение условий для становления компетентного гражданина, привлечение молодёжи к активной общественной деятельности и содействие её успешной социализации, формирование у старшеклассников личностно-ценностного отношения к событиям социальной и политической сфер жизни гражданского общества), научно-методической (совершенствование учебно-воспитательного процесса путём использования инновационных технологий и новейших методик организации жизнедеятельности личности в местном сообществе); общественно-педагогической (налаживание связей учебного заведения с общественностью, инициирование и создание на базе школы центров гражданской активности местного сообщества, повышение личной ответственности учащейся молодёжи через партнерское сотрудничество с различными структурами гражданского общества).

Для развития гражданской и социальной компетентности старшеклассников на формирующем этапе исследования апробированы различные виды телекоммуникационных проектов, которые комплексно совмещали информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии: телеконференции, социальные исследования, соревнования в творческих конкурсах социально-гражданского направления, виртуальные путешествия и встречи, дискуссии и дебаты.

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Так, осознанию старшеклассниками своей принадлежности к гражданскому обществу, причастности к её демократической культуре способствовали исследовательский Интернет-проект «Я горжусь тобой, Украина» и видеоконференция «Мои права и обязанности как члена гражданского общества», в ходе которой учащиеся на основе изучения нормативно-правовых документов определяли свою роль и место в обществе. Участие в телекоммуникационном проекте «Я горжусь тобой, Украина» помогло старшеклассникам получить больше информации о своей стране, ее истории и культуре, о людях, внёсших значительный вклад в развитие народного хозяйства, спорт и культуру родного государства. Осуществление рефлексии и оценки собственной деятельности путём обмена мнениями в режиме форума, виртуальной защиты творческих работ на сайте школы продемонстрировало, что юноши и девушки в ходе работы над проектом неоднократно прочувствовали гордость за свою страну и украинский народ.

Виртуальный конкурс проектов социальной рекламы «Обратите внимание», размещённый на сайте школы, способствовал формированию у старшеклассников творческого и критического мышления, умения работать с общественно-политической и социальной информацией. Основной задачей проекта было формирование у учащихся гражданской ответственности, правового сознания, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе использования технологии создания социальной рекламы; привлечение внимания местного сообщества к решению проблем экологии [3]. Результатом работы учащихся старших классов стали:

- рекламные плакаты, буклеты по пропаганде здорового образа жизни, охраны окружающей среды;

- мультимедийные презентации «Загрязнение воды химической продукцией», «Влияние товаров бытовой химии на окружающую среду», «Батарейки в нашей жизни», «Влияние производственной пыли на организм человека» и др.;

- видеоролики «Утилизация бытовых отходов», «О вредных привычках», «Курить - это очень вредно» и др.

С целью формирования уважительного и одновременно требовательного отношения к демократически избранной власти, готовности сотрудничать с властями на разных уровнях для решения общественно значимых проблем и обретения позитивного социального опыта была налажена работа молодёжных клубов «Без галстукоИ», «Speak English Club». Старшеклассники организовывали встречи с представителями местной власти (мэром и его заместителем, начальником отдела культуры городского совета), знакомились с официальными сайтами органов власти (государственными, региональными, местными), обращались к властям

с предложением сотрудничества по решению общественно значимых проблем.

В ходе формирующего этапа эксперимента была также организована работа виртуального правового кружка «Уроки демократии», целью которого было воспитание у старшеклассников ответственности, законопослушности и в то же время готовности на основе демократических принципов защищать свои права и свободы через активное социальное действие. Этой же цели была подчинена и деятельность правового лектория на тему «Есть право - есть надежда», которая организовывалась на основе оптимального использования информационно-коммуникационных технологий.

На формирование готовности участвовать в жизни страны, способности активно исследовать социальное окружение с точки зрения общечеловеческих ценностей был направлен телекоммуникационный проект «Гордость общества», целью которого являлось воспитание духовно-нравственной культуры старшеклассников, желания быть наследниками духовных достижений украинского народа, создание условий для свободного проявления их собственной мировоззренческой позиции.

В рамках клуба «Сетевые группы сотрудничества» создан школьный сайт, на страницах которого активисты ученического самоуправления проводили электронное голосование по различным вопросам школьной жизни; старшеклассники также имели возможность воспользоваться электронной доской объявлений оставить впечатления от проведённых мероприятий. Размещенные на сайте материалы направлены на формирование у учащейся молодёжи стремления к созданию качественно лучших социальных условий, стимулирование активной деятельности старшеклассников по преобразованию социальной действительности и приобретения опыта участия в общественных процессах.

Важную роль для формирования личности старшеклассника, которой присущи демократическая гражданская культура, готовность к компетентному участию в жизни государства сыграло участие школьников в реализации социально-гражданского телекоммуникационного проекта «В чьих руках судьба Украины?», направленного на воспитание толерантности, уважения к своей стране, умения преодолевать общественные стереотипы. В рамках этого проекта молодежь лучше осознавала свои права и обязанности, а также то, что может влиять на изменения в жизни местного сообщества и, в целом, на жизнь страны.

В ходе социальных практико-ориентированных телекоммуникационных проектов «Мы - защитники природы» и «Родной природе - на подмогу» культивировалось стремление самостоятельно принимать решения, отвечать за их последствия, способность к сочувствию проблемам окружающих, неприятие насилия, забота об окружающей среде.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

143

Результаты всех телекоммуникационных проектов творческой группой учителей были оформлены в «Электронную копилку» и легли в основу разработанного методического пособия по развитию социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов [3].

Результаты контрольного диагностирования подтвердили эффективность функционально-содержательной модели развития социальной и гражданской компетентности учащихся старших классов на основе использования практико-ориентированных телекоммуникационных проектов. Педагогическим коллективом школы разработаны методические рекомендации по использованию воспитательного потенциала телекоммуникационных проектов в организации соответствующего возрастным особенностям старшеклассников участия в политической и социальной сферах жизни местного сообщества и, в целом, украинского государства. Временными творческими коллективами педагогов школы собран диагностический инструментарий для мониторинга уровня развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников, разработана модель методической работы по подготовке пе-

дагогов к использованию телекоммуникационных проектов в формировании исследуемых феноменов.

Библиографический список

1. Косилова Е.И. Гражданское общество и государство: модели взаимоотношений // Политологический вестник. - 2006. - Вып. 22 - С. 90-100.

2. Назаренко Г.А. Теоретические основы воспитания культуры демократизма учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. - Черкассы: ЧОИПОПР, 2012. - 120 с.

3. Опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yenakieve-nvk2.edukit.dn.ua/ eksperimentaljna_robota/ (дата обращения: 30.04.2014).

4. Рябов С.Г. Политические представления как компонент содержания современной политической культуры / под ред. И.В. Жадан. - К.: Саммит-книга, 2007. - С. 183-202.

5. Чувардынский А.Г. Гражданское общество в Украине: становление, функционирование, перспективы развития. - Нежин, 2006. - 276 с.

УДК 378; 37

Аванесова Елена Борисовна

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

lily1688@mail.ru

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА

В настоящей статье описан опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона. Особое внимание уделено рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.

Ключевые понятия: воспитание, общественная активность, социальная среда, студент.

Общественная активность является средством развития общества, определяет содержание общественных, общественно-властных отношений, влияет на процессы демократизации в государстве и в целом выступает ведущим фактором общественного благополучия.

В современной России воспитание общественной активности студенческой молодежи в условиях социальной среды осуществляется посредством включения ее в деятельность различных социальных институтов, к которым относятся образовательные организации, учреждения дополнительного образования, молодежные общественные организации и объединения, молодежные совещательные органы, действующие при исполнительных и законодательных органах власти.

С учетом разворачивающихся в последнее время политических событий, участие молодежи в деятель-

ности общественных организаций и молодежных совещательных органов приобретает особую актуальность, именно поэтому в нашем исследовании мы уделим особое внимание рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.

В нашей стране деятельность общественных объединений регламентирована следующими федеральными законами: «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товариществах собственников жилья», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях» и другими актами.

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Аванесова Е.Б., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.