Таким образом, концептуальные основы педагогического обеспечения в нашем понимании опираются на идеи антропологизма, гуманизации, системности, социокультурной обусловленности, праксиологичной направленности, событийности и принципов природосообразности, возрастосообраз-ности, целостности, культуросообразности, непрерывности и интеграции. К ним, учитывая специфику решаемых исследовательских задач целесообразно добавить принцип конгруэнтности (от лат. congruens - соразмерный, соответствующий), обозначающий согласованность действий, поведения с требованиями конкретной ситуации; активации, подразумевающий побуждение к решительным преобразованиям, видоизменениям в содержании, формах и методах; актуализации, заключающейся в действиях по извлечению знаний, умений и навыков и воспроизведению их в новых условиях, по
использованию опыта различных форм поведения, мыслей, эмоциональных состояний при анализе ситуаций и принятии решений.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь. - М.: БРЭ; СПб.: «Аоринт», 2002. - 1456 с.
2. Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. - М.: Экономика, 1975. - 271 с.
3. Ожегов С.Н. Словарь русского языка / под ред. Н.И. Шведовой. - М.: Рус.яз., 1990. - 921 с.
4. РожковМ.И., Макеева Т.В. Социально-педагогическая деятельность. - Ярославль: ЯГПУ 2009. - 445 с.
5. Словарь по социальной педагогике / авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
6. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. - Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2001. - 128 с.
УДК 37.018
Назаренко Галина Анатольевна
кандидат педагогических наук Черкасский областной институт последипломного образования педагогических работников, Украина [email protected]
ПОТЕНЦИАЛ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Статья освещает основные результаты опытно-экспериментальной работы на базе Енакиевского учебно-воспитательного комплекса № 2 Донецкой области по проблеме воспитания социальной и гражданской компетентности старшеклассников. Педагогический коллектив учреждения апробировал комплекс методов и технологий воспитания исследуемого феномена средствами практико-ориентированных телекоммуникационных проектов, оптимально соединяющих ИКТ и другие инновационные технологии.
Ключевые слова: компетентность, гражданская компетентность, социальная компетентность, телекоммуникационный проект.
Характер взаимодействия государства и гражданского общества является одним из важнейших факторов успешной или неуспешной организации общественной жизни страны. Исследования украинских учёных-политологов А.И. Косилова [1], С.Г. Рябова [4], А.Г. Чувардынского [5] и др. свидетельствуют, что чем выше уровень развития государства как демократического, социально-правового, тем больше оно ориентировано на сотрудничество с гражданским обществом, на осуществление социальной защиты населения, обеспечение прав и свобод человека, общественных организаций. В то же время уровень развития гражданского общества, его интересы и цели определяют основные черты модернизации государства, делают более эффективными его социальные функции.
Приоритетной ценностью гражданского общества является человек-гражданин во всей полноте его прав, свобод и обязанностей. Уровень свободы личности в государстве определяется возможностью реализации ею своих прав и свобод. В связи с
этим, эффективное функционирование институтов гражданского общества в значительной степени зависит от выработки и практического применения действенных механизмов влияния на деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с учётом интересов и потребностей граждан в экономической, социальной, политической и культурной сферах общественной жизни [5, с. 137-139].
Необходимость реализации старшеклассниками своих социальных и гражданских прав актуализирует проблему формирования у них социальной и гражданской компетентности, от уровня развития которых зависит успешность решения учащейся молодежью личных и общественных проблем как в юношеском возрасте, так и во взрослой жизни.
В ходе экспериментальной работы всеукраинс-кого уровня, которая осуществлялась под нашим руководством на базе Енакиевской школы № 2 Донецкой области, кроме использования современных воспитательных технологий, педагогический коллектив исследовал потенциальные возможности
© Назаренко Г.А., 2014
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
141
телекоммуникационных проектов в развитии социальной и гражданской компетентности как составляющих культуры демократизма учащихся.
Изучение разработанных нами научно-практических основ воспитания у старшеклассников исследуемых феноменов позволило педагогическому коллективу учреждения осознать сущность, структуру, критерии и уровни развития, а также особенности воспитательного процесса, направленного на формирование социальной и гражданской компетентности учащихся старших классов [2, с. 77-117].
Социальная компетентность определяется нами как основное интегративное качество личности старшеклассника-члена украинского социума, которое отражает способность личности налаживать и развивать отношения с другими людьми, помогает овладевать социальным опытом и позволяет эффективно вести себя в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме нормами.
Социальная компетентность касается сферы отношений личности с другими людьми, которые являются не только представителями определенной социальной общности, но и гражданами Украины, членами гражданского общества. В соответствии с этим, социальная компетентность взаимосвязана с гражданской компетентностью личности.
Гражданская компетентность личности касается её отношений с государством, институтами власти и другими людьми в политической сфере жизни гражданского общества. Гражданская компетентность характеризуется осознанием своей принадлежности к обществу, причастности к её демократической культуре через права и обязанности; убеждением в способности влиять на происходящее в государстве; лояльным и одновременно требовательным отношением к демократически избранной власти; готовностью сотрудничать с органами государственной власти и местного самоуправления для решения общественно значимых проблем; ответственностью, законопослушностью и готовностью в соответствии с демократическими принципами защищать свои права и свободы; соответствующим возрастным особенностям учащихся опытом участия в гражданских процессах [2, с. 109].
Апробация в ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы разработанной нами функционально-содержательной модели развития социальной и гражданской компетентностей старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов проходила в соответствии с такими основными идеями:
- стимулирование активной деятельности старшеклассников по решению социальных проблем своего населённого пункта в ходе реализации телекоммуникационных проектов, привлечение учащихся к жизни местного сообщества;
- создание условий для гармоничного сочетания использования информационно-коммуникаци-
онных технологий с непосредственной социальной и гражданской деятельностью (через сотрудничество органов ученического самоуправления с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления);
- создание комфортной атмосферы для проявления учащимися старших классов своей социальной и гражданской позиции.
Главное внимание в ходе эксперимента уделялось формированию у старшеклассников системы гражданских и социальных ценностей, которая определяет их поведение как субъектов социальной общности и гражданского общества родного города.
Содержательный компонент модели развития гражданской и социальной компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов охватывал индивидуальные, групповые и коллективные формы работы, которые реализо-вывались в учебно-воспитательном процессе, в дополнительном образовании и как компоненты информационно-коммуникационного воспитательного пространства.
С целью реализации разработанной модели обеспечивалось выполнение следующих функций: управленческой (создание условий для эффективной деятельности всех подсистем модели), дидактической (создание в учебном процессе условий для социального и гражданского становления личности старшеклассника, привлечение их к жизни местного сообщества); воспитательной (обеспечение условий для становления компетентного гражданина, привлечение молодёжи к активной общественной деятельности и содействие её успешной социализации, формирование у старшеклассников личностно-ценностного отношения к событиям социальной и политической сфер жизни гражданского общества), научно-методической (совершенствование учебно-воспитательного процесса путём использования инновационных технологий и новейших методик организации жизнедеятельности личности в местном сообществе); общественно-педагогической (налаживание связей учебного заведения с общественностью, инициирование и создание на базе школы центров гражданской активности местного сообщества, повышение личной ответственности учащейся молодёжи через партнерское сотрудничество с различными структурами гражданского общества).
Для развития гражданской и социальной компетентности старшеклассников на формирующем этапе исследования апробированы различные виды телекоммуникационных проектов, которые комплексно совмещали информационно-коммуникационные и другие инновационные технологии: телеконференции, социальные исследования, соревнования в творческих конкурсах социально-гражданского направления, виртуальные путешествия и встречи, дискуссии и дебаты.
142
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Так, осознанию старшеклассниками своей принадлежности к гражданскому обществу, причастности к её демократической культуре способствовали исследовательский Интернет-проект «Я горжусь тобой, Украина» и видеоконференция «Мои права и обязанности как члена гражданского общества», в ходе которой учащиеся на основе изучения нормативно-правовых документов определяли свою роль и место в обществе. Участие в телекоммуникационном проекте «Я горжусь тобой, Украина» помогло старшеклассникам получить больше информации о своей стране, ее истории и культуре, о людях, внёсших значительный вклад в развитие народного хозяйства, спорт и культуру родного государства. Осуществление рефлексии и оценки собственной деятельности путём обмена мнениями в режиме форума, виртуальной защиты творческих работ на сайте школы продемонстрировало, что юноши и девушки в ходе работы над проектом неоднократно прочувствовали гордость за свою страну и украинский народ.
Виртуальный конкурс проектов социальной рекламы «Обратите внимание», размещённый на сайте школы, способствовал формированию у старшеклассников творческого и критического мышления, умения работать с общественно-политической и социальной информацией. Основной задачей проекта было формирование у учащихся гражданской ответственности, правового сознания, инициативности и самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе на основе использования технологии создания социальной рекламы; привлечение внимания местного сообщества к решению проблем экологии [3]. Результатом работы учащихся старших классов стали:
- рекламные плакаты, буклеты по пропаганде здорового образа жизни, охраны окружающей среды;
- мультимедийные презентации «Загрязнение воды химической продукцией», «Влияние товаров бытовой химии на окружающую среду», «Батарейки в нашей жизни», «Влияние производственной пыли на организм человека» и др.;
- видеоролики «Утилизация бытовых отходов», «О вредных привычках», «Курить - это очень вредно» и др.
С целью формирования уважительного и одновременно требовательного отношения к демократически избранной власти, готовности сотрудничать с властями на разных уровнях для решения общественно значимых проблем и обретения позитивного социального опыта была налажена работа молодёжных клубов «Без галстукоИ», «Speak English Club». Старшеклассники организовывали встречи с представителями местной власти (мэром и его заместителем, начальником отдела культуры городского совета), знакомились с официальными сайтами органов власти (государственными, региональными, местными), обращались к властям
с предложением сотрудничества по решению общественно значимых проблем.
В ходе формирующего этапа эксперимента была также организована работа виртуального правового кружка «Уроки демократии», целью которого было воспитание у старшеклассников ответственности, законопослушности и в то же время готовности на основе демократических принципов защищать свои права и свободы через активное социальное действие. Этой же цели была подчинена и деятельность правового лектория на тему «Есть право - есть надежда», которая организовывалась на основе оптимального использования информационно-коммуникационных технологий.
На формирование готовности участвовать в жизни страны, способности активно исследовать социальное окружение с точки зрения общечеловеческих ценностей был направлен телекоммуникационный проект «Гордость общества», целью которого являлось воспитание духовно-нравственной культуры старшеклассников, желания быть наследниками духовных достижений украинского народа, создание условий для свободного проявления их собственной мировоззренческой позиции.
В рамках клуба «Сетевые группы сотрудничества» создан школьный сайт, на страницах которого активисты ученического самоуправления проводили электронное голосование по различным вопросам школьной жизни; старшеклассники также имели возможность воспользоваться электронной доской объявлений оставить впечатления от проведённых мероприятий. Размещенные на сайте материалы направлены на формирование у учащейся молодёжи стремления к созданию качественно лучших социальных условий, стимулирование активной деятельности старшеклассников по преобразованию социальной действительности и приобретения опыта участия в общественных процессах.
Важную роль для формирования личности старшеклассника, которой присущи демократическая гражданская культура, готовность к компетентному участию в жизни государства сыграло участие школьников в реализации социально-гражданского телекоммуникационного проекта «В чьих руках судьба Украины?», направленного на воспитание толерантности, уважения к своей стране, умения преодолевать общественные стереотипы. В рамках этого проекта молодежь лучше осознавала свои права и обязанности, а также то, что может влиять на изменения в жизни местного сообщества и, в целом, на жизнь страны.
В ходе социальных практико-ориентированных телекоммуникационных проектов «Мы - защитники природы» и «Родной природе - на подмогу» культивировалось стремление самостоятельно принимать решения, отвечать за их последствия, способность к сочувствию проблемам окружающих, неприятие насилия, забота об окружающей среде.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3
143
Результаты всех телекоммуникационных проектов творческой группой учителей были оформлены в «Электронную копилку» и легли в основу разработанного методического пособия по развитию социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов [3].
Результаты контрольного диагностирования подтвердили эффективность функционально-содержательной модели развития социальной и гражданской компетентности учащихся старших классов на основе использования практико-ориентированных телекоммуникационных проектов. Педагогическим коллективом школы разработаны методические рекомендации по использованию воспитательного потенциала телекоммуникационных проектов в организации соответствующего возрастным особенностям старшеклассников участия в политической и социальной сферах жизни местного сообщества и, в целом, украинского государства. Временными творческими коллективами педагогов школы собран диагностический инструментарий для мониторинга уровня развития социальной и гражданской компетентности старшеклассников, разработана модель методической работы по подготовке пе-
дагогов к использованию телекоммуникационных проектов в формировании исследуемых феноменов.
Библиографический список
1. Косилова Е.И. Гражданское общество и государство: модели взаимоотношений // Политологический вестник. - 2006. - Вып. 22 - С. 90-100.
2. Назаренко Г.А. Теоретические основы воспитания культуры демократизма учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений. - Черкассы: ЧОИПОПР, 2012. - 120 с.
3. Опытно-экспериментальная работа по теме «Развитие социальной и гражданской компетентности старшеклассников средствами телекоммуникационных проектов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yenakieve-nvk2.edukit.dn.ua/ eksperimentaljna_robota/ (дата обращения: 30.04.2014).
4. Рябов С.Г. Политические представления как компонент содержания современной политической культуры / под ред. И.В. Жадан. - К.: Саммит-книга, 2007. - С. 183-202.
5. Чувардынский А.Г. Гражданское общество в Украине: становление, функционирование, перспективы развития. - Нежин, 2006. - 276 с.
УДК 378; 37
Аванесова Елена Борисовна
Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова
ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА
В настоящей статье описан опыт организации процесса воспитания общественной активности студента в условиях социальной среды региона. Особое внимание уделено рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.
Ключевые понятия: воспитание, общественная активность, социальная среда, студент.
Общественная активность является средством развития общества, определяет содержание общественных, общественно-властных отношений, влияет на процессы демократизации в государстве и в целом выступает ведущим фактором общественного благополучия.
В современной России воспитание общественной активности студенческой молодежи в условиях социальной среды осуществляется посредством включения ее в деятельность различных социальных институтов, к которым относятся образовательные организации, учреждения дополнительного образования, молодежные общественные организации и объединения, молодежные совещательные органы, действующие при исполнительных и законодательных органах власти.
С учетом разворачивающихся в последнее время политических событий, участие молодежи в деятель-
ности общественных организаций и молодежных совещательных органов приобретает особую актуальность, именно поэтому в нашем исследовании мы уделим особое внимание рассмотрению опыта организации деятельности молодежных совещательных органов и молодежных общественных объединений.
В нашей стране деятельность общественных объединений регламентирована следующими федеральными законами: «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «О некоммерческих организациях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О товариществах собственников жилья», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях» и другими актами.
144
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Аванесова Е.Б., 2014