Научная статья на тему 'ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х И 5-Х КЛАССОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ'

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х И 5-Х КЛАССОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Надикова Л.В.

В работе рассматривается успешная психологическая готовность к школе обучающихся 1 и 5-х классов. На основе проведенной диагностики автором были составлены выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-Х И 5-Х КЛАССОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ»

Психология

УДК 1

Надикова Л.В.

Опытно-экспериментальная работа по успешной адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов к новым условиям обучения

Аннотация

В работе рассматривается успешная психологическая готовность к школе обучающихся 1 и 5-х классов. На основе проведенной диагностики автором были составлены выводы и рекомендации.

■ Ключевые слова: адаптация, психологическая готовность к школе, развитие познавательной сферы, дезадаптация.

Адаптация к школе - это перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

Условия успешной адаптации:

- состояние здоровья;

- готовность к школьному обучению;

- развитие познавательной сферы;

- социальная позиция школьника, учебная мотивация;

- поддержка родителей.

Рассмотрим, готовность ребенка к школьному обучению. 1 этап формирования ребенка происходит в семье. Именно семья дает те основы: это эмоциональный интеллект, коммуникативные и познавательные навыки. Ребенок приходит с этим багажом в школу. А в школе есть требования, есть задания, которые как раз выявляют, что у ребенка сформировано, а что не сформировано. Для изучения готовности к школе каждый год проводим (в начале года) диагностику готовности к школе. Изучаем все психические процессы: мышление, восприятие, память, внимание. Для того чтобы понять, где вовремя помочь ребенку и не упустить время. Психологическая готовность к школе - это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.

Цели диагностики:

- выявление особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

- выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Если у дошкольника главной деятельностью является игра и в ней он реализуется. То первоклассник осваивает совершенно новый вид деятельности - учебную деятельность. И это неправильно ждать сразу больших успехов в учебе. Для них это новое дело, никогда этим ребенок не занимался, конечно будут трудности, конечно будут ошибки. Ребенок очень чувствует одобряем

мы его или нет, довольны мы им или нет. Если ребенок более скромный и пассивный (по типу НС) - то, считает, что я не отвечаю вашим ожиданиям - значит я какой-то плохой или не успешный и никчемный. Это состояние может привести к депрессии. А если ребенок более активный и лидерский - то это вызывает у него протестную реакцию и становится в классе бунтарем.

От готовности ребенка к школе зависит успешность в адаптации. Рассмотрим возрастные особенности первоклассников: кризис 7 лет, трудность адаптации к школьным нормам, противоположные чувства по отношению к школе, субъективное переживание нового статуса, формирование самооценки, возрастание роли окружающих людей, повышенная возбудимость, особая роль учителя, индивидуальная адаптация к школе, возрастные особенности пятиклассника, успешность адаптации зависит от готовности ребенка к школе, условия успешной адаптации, состояние здоровья, готовность к школьному обучению, развитие познавательной сферы, социальная позиция школьника, учебная мотивация, поддержка родителей.

Психологическая готовность к школе - это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.

Эмоциональный компонент - это означает создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

Эмоциональный компонент подразумевает в себе: отношение к себе, отношение к школе, отношение к письму, отношение к предметам, отношение к педагогу, отношение к одноклассникам, отношение к выполнению домашнего задания.

В 5 классе важной составляющей в школьной жизни это смена позиции: «старший» в начальной школе -«самый маленький» в средней школе. Эта смена позиции играет важную роль в психологии ученика.

Результаты анкетирования «Отношение к школе, мотивация». Всего 159 обучающихся в классах. Всего принимали участие 139 пятиклассников: 5а, 5б, 5в, 5г, 5д.

Психология

Рис. 1

Дезадаптация - это нарушение приспособления личности школьника к условиям обучения в школе. Причинами дезадаптации могут являтся: чрезмерное переутомление и нагрузка; переживания ребенка; в письменных работах пропускает буквы; не умеет применять правила, хотя знает их формулировку; с трудом решает математические задачи; плохо владеет умением пересказа; невнимателен и рассеян; неусидчив во время занятий, индиви-

дуальной работы; не умеет работать самостоятельно; с трудом понимает объяснения учителя; постоянно что-то и где-то забывает; плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради); испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний; часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок; частые конфликты среди одноклассников; выявление тревожности 5-х классов в период адаптации.

Рис. 2

Пути коррекции дезадаптации обучающихся.

Цель: выявить и устранить те моменты в учебном процессе, которые могут провоцировать различные школьные трудности.

1. Проведение коррекционной работы с дезадаптированными школьниками. Выявление факторов дезадаптации.

2. Индивидуальное консультирование и просвещение родителей.

3. Организация педагогической и социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

4. Игры на сплочение, классные мероприятия.

Рекомендации.

1. Высокий темп - это одна из причин, мешающих пятиклассникам качественно усваивать материал.

2. Не забывайте учитывать трудности адаптационного периода и возрастные особенности при выборе способа подачи материала.

3. Познакомьте учеников с более рациональными способами выполнения домашнего задания по вашему предмету.

4. Постарайтесь находить в ответах каждого ученика положительные моменты, что-то особенное или необычное и поощряйте его за это.

5. Старайтесь создавать обстановку успеха, подбадривайте своих учеников, даже если у них не все получается.

6. Работайте в тандеме с классными руководителями для лучшего понимания особенностей класса.

7. Не упускайте случая в конце урока приободрить перед всем классом тех, кто еще недостаточно уверен в себе, малоактивен, боится отвечать.

Постарайтесь наладить эмоциональную связь с классом.

Литература

1. Начальная школа. - Издательство «1 сентября», 2009.

2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я.Л. Коломинский. -М.: Тетра Системс, 2000. - 432 с. EDN DGVPVP.

3. Лизинский В.М. Избранные педагогические страницы / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. EDN QVSZOZ.

4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.myshared.ru/ (дата обращения: 26.26.2023).

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zlatschool45.ucoz.ru/ / (дата обращения: 26.26.2023).

6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mbou-naurskaya-sosh-3.webnode.com// (дата обращения: 26.26.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.