Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Руднева Александра Вячеславовна

В статье рассмотрены особенности адаптационного периода первоклассников. На основе теоретического анализа перехода от дошкольного к начальному школьному периоду поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в течение первых недель и месяцев обучения. Статья актуально поднимает проблему эмоционального благополучия детей в школе и может стать отправной точкой для широкого круга работ, изучающих особенности эмоционального состояния школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койкова Эльзара Имдатовна, Руднева Александра Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADAPTATION PERIOD OF FIRST GRADE CHILD

The article discusses the features of the adaptation period of first-graders. Based on the theoretical analysis of the transition from preschool to primary school period, the problem of describing the internal, emotional experiences of a child during the first weeks and months of training is posed. The article raises the problem of emotional well-being of children at school and can become a starting point for a wide range of works studying the peculiarities of the emotional state of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

3. Лебединская, К.С. Школьная пресса: Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. - 2006. - № 3. - С. 15-27

4. Медведева, Е.А. Школьная пресса: Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с ЗПР в театрализованных играх / Е.А. Медведева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №3. - С. 24-30

5. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения: Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалов. - СПб: Союз, 2002. - 182 с.

6. Шевченко, С.Г. Школьная пресса: Обучение детей с задержкой психического развития / С.Г. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2004. - №1. - С. 3-10

Педагогика

УДК 373.31

кандидат педагогических наук, доцент Койкова Эльзара Имдатовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); студентка Руднева Александра Вячеславовна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности адаптационного периода первоклассников. На основе теоретического анализа перехода от дошкольного к начальному школьному периоду поставлена проблема описания внутренних, эмоциональных переживаний ребенка в течение первых недель и месяцев обучения. Статья актуально поднимает проблему эмоционального благополучия детей в школе и может стать отправной точкой для широкого круга работ, изучающих особенности эмоционального состояния школьников.

Ключевые слова: адаптация, обучение, педагог, обучающийся.

Annotation. The article discusses the features of the adaptation period of first-graders. Based on the theoretical analysis of the transition from preschool to primary school period, the problem of describing the internal, emotional experiences of a child during the first weeks and months of training is posed. The article raises the problem of emotional well-being of children at school and can become a starting point for a wide range of works studying the peculiarities of the emotional state of schoolchildren.

Key words: adaptation, training, teacher, student.

Введение. Получение звания «первоклассник», это не только сложный и ответственный момент в жизни ребенка, это и новая социальная роль, которая радикально изменяет полный архетип жизни. Зачисление в первый класс - поворотная ступень в жизни детей. Невнимательность, легкомыслие, включенность в игровую деятельность, присуще дошкольникам, сменяет новая школьная жизнь, которая насыщена обязанностями и ограничениями: отныне детям нужно каждый день посещать учебное заведение, регулярно и усиленно трудиться, соблюдать распорядок дня, придерживаться различным нормам и правилам школьной жизни, соответствовать требованиям педагога, посещать занятия, установленные программой школы, тщательно выполнять задания, достигать успехов в учебной деятельности.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая термин «адаптация», необходимо обратиться к немецкому психологу А. Уберту, который первый ввел понятие «адаптация» (adaрtatio) - прилаживание, приспособление, приноровление [16]. Анализируя данный термин, он обозначил его, как обычное состояние индивидуума, выражающееся в приспособлении (привыкании) к новейшим условиям жизни, новым занятиям, современным социальным взаимоотношениям, новым социальным ролям. Если рассматривать адаптацию в специально организованном месте, специфика того или иного учреждения или пространства будет требовать дополнение к характеристике понятия. Итак, адаптация к школе, может трактоваться как, модернизация познавательной, побудительной и эмоционально волевой сфер ребенка при преобразовании к постоянному построенному школьному образованию. Адаптационный период в школе - это момент, когда ребенок начинает привыкать к школьной атмосфере, знакомится с обучением и признает ответственность за этот процесс [11]. Стоит отметить, что для этого периода нет крайнего срока, так как ни один ребенок не похож на другого.

Сложность привыкания к обучению у новых школьников очень актуальна как для педагогики образования, так и для психологии [8]. Ведь от того, как пройдет социально-педагогическая адаптация первоклассника к учебному процессу, станет обуславливаться эффективность первого года обучения и эффективность общения как с педагогами, так и с одноклассниками.

Но основное - это возможность к социальному и личностному развитию. Значимость промежутка времени вступления в неизвестную для детей жизненную обстановку отражается в том, что от успешности курса зависит не только благополучие обучения, но и комфортность посещения школы, состояние здоровья ребенка, его отношение к школе и преподаванию.

Жизнь ребенка изменяется: все находится в зависимости от учебного заведения, обучения, школьных дел и хлопот. Это достаточно сложный период, т.к. он требует наибольшей мобилизации умственных и физических сил, поскольку с первых дней обучения в школе обучающие выполняют ряд задач, с которыми раньше не сталкивались [7, 8].

Ребенок не всякий раз отлично понимает свой новый статус, но испытывает и чувствует его, он гордится тем, что стал взрослым, он доволен своим новым положением.

Под «Школьной дезадапацией» понимается в самом широком смысле «несоответствие социопсихологического и психофизиологического состояния ребенка требованиям школьной ситуации, которая по разным причинам становится трудной для освоения или, в крайних случаях, невозможной» [9].

По словам М.М. Семаго, когда первоклассник трудится на грани своих умственных и физиологических способностей, всегда существует опасность дисгармонии [15]. Можно наблюдать различные формы проявления школьной дезадаптации: поведенческие (действия ребенка отличаются от нормативных требований образовательного учреждения) и воспитательные (возникают трудности с усвоением учебного материала).

Различные авторы выявили кое-какие предпосылки, которые в большинстве случаев приводят к школьной дезадаптации: социально-психологическая запущенность; неразвитые на должном уровне произвольные компоненты; мало

развита речь; непостоянность психических процессов; эмоциональные и личностные проблемы, в том числе коммуникативные.

По словам Р.В. Овчаровой, во многом дезадаптация связана с семейным воспитанием. Следующая причина обуславливается в том, что дети замечают поведенческие и обучающие нарушения в основном из-за отношения педагогов к ним, а причины возникновения дисгармонии часто связаны с их отношением к ребенку и их работой в семье [9].

Результат привыкания первоклассника к школе заключается в достижении конкретной степени развития не только физиологического, интеллектуального, эмоционального, но и социального.

Рассматривая разные виды адаптации, необходимо отметить физиологическую, психологическую и социальную адаптацию.

Физиологическая адаптация характеризуется некоторыми этапами приспособления к образовательному учреждению. В первые две, три недели происходит острая адаптация, данный период самый трудный для ребенка и требует от всех субъектов образовательного процесса внимания и сопровождения. Эмоциональное или чувственное приспособление позволяет школьнику выбрать наилучшие возможности, пути реагирования на новые, незнакомые ситуации и обстоятельства. Третий этап физиологической адаптации сравнительно размерный, организм ребенка приспосабливается откликаться на нагрузки с наименьшим стрессом [6].

Большая часть детей приспосабливаются в первые месяцы. Такие школьники достаточно быстро включаются в новый детский коллектив, интегрируются в новый социум, осваивают основную форму обучения, заводят дружбу со сверстниками; они позитивны, спокойны, доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют требования учителя.

Некоторому количеству детей нужно больше времени; им трудно сменить вид деятельности игровой на обучение, их поведение может характеризоваться как конфликтным, не реагировать на замечания учителя (или реагировать слезами и истериками). Учебный материал усваивается у таких обучающихся не в полном объеме. Для адаптации детей и стабилизации их поведения требуется около полу года.

И совсем небольшая часть детей может оказаться в ситуации требующей профессиональной помощи психолога. Демонстрация негативных эмоций, отрицательного поведения могут стать причинами ухудшения психического здоровья.

Однако, в адаптационный период необходимо сопроводить ребенка и родителям, и учителям. От родителей главное помощью будет соблюдение режима дня и правил распорядка, это даст возможность поддерживать эмоциональное равновесие, сохранять физическое и психическое равновесие [2].

Психологическая адаптация характеризует личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную деятельность обучающегося.

Мотивационное отношение к обучению, и к готовности сотрудничать с субъектами образовательных отношений занимает важное место в адаптационном периоде. Желание или не желание учиться, слышать и слушать педагога, понимание поставленных задач, восприятие и переработки информации, контроль собственной деятельности и общий уровень развития ребенка являются важными показателями психологической готовности к обучению в образовательной организации.

Можно столкнуть с реакциями активного или пассивного протеста, тревожностью и неуверенностью. Оказывая помощь ребенку, находящемуся в ситуации стресса, основной задачей является убедить его, что он в безопасности [3]. Разговор и тон общения должен быть спокойным. Особенно важно давать понять ребенку, что ему уделяется внимание, что его слушают, помогают. Ободрение, одобрение, поощрение - важные детали.

Еще один вид адаптации социальный, характеризует умение ребенка принять на себя новую роль [11]. Специально созданные условия могут помочь выстроить отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, научить реагировать на требования учителя, сформировать навыки слушания и анализа собственной деятельности, умения оценить поступки свои и поступки одноклассников.

Чтобы ребенок мог находиться в комфортной обстановке в школе, высвобождать личностные, интеллектуальные, физические факторы эффективного воспитания и полноценного развития, необходимо познакомиться с ребенком, выстроить педагогический и воспитательный процесс с учетом его индивидуальных особенностей, способностей и потребностей, помочь ребенку определить нужные навыки и внутренние психологические механизмы успешного обучения и общения в школьной среде [12].

Этап школьной адаптации включает в себя не только знания, связанные с образованием и построением отношений, но и обучения и развития детей. Для многих семей посещение школы означает опыт жизни в другом контексте, который раньше формировался только небольшой нуклеарной семьей и друзьями. Учитывая всю эту трансформацию, не только дети проходят через процесс адаптации. Родители также сталкиваются с эмоциями, которых раньше не испытывали [4].

Следовательно, трудности могут быть связаны с беспокойством родителей о своих детях, столкнувшихся с этой новой реальностью, или с их неуверенностью в том, как будет происходить этот процесс. Некоторым родителям может потребоваться больше поддержки, чем другим, чтобы приспособиться к переменам. В этом смысле, если вы являетесь родителем или опекуном, который переживает эту ситуацию и имеет отношение к ней, первое и главное, что нужно сделать, - это поговорить об этом предмете прежде всего. Разговор с другими родителями, которые проходят через то же самое, и понимание того, как работает школьная динамика, - это некоторые меры, которые могут заставить родителей чувствовать себя в большей безопасности и спокойнее в этот момент.

Адаптационный алгоритм действий для родителей заключается в непосредственном участии родителя при походе в школу, так как это большая перемена в распорядке дня младших школьников. Новая среда, новые правила, сильно отличающиеся от тех, к которым привыкли дети, и этот переход может быть разным для каждого ребенка.

Родителям надо иметь в виду, что ребенок, возможно, еще не полностью развил свое представление о времени. Так как дети семи лет впитывают и повторяют поведение, как социальные зеркала. Задача родителей, педагога и школы, создать ситуацию гуманизма, сотрудничества и взаимной поддержке, в том числе между родителями и школой.

Выводы. Период школьной адаптации сопряжен с трудностями, так как он чрезвычайно важен для обучения и развития детей. И родители, и школа играют основополагающую роль в этом процессе и в этом смысле должны быть согласованы друг с другом и находиться в постоянном диалоге.

В итоге, главным правилом отличной адаптации первоклассников к школе должно быть создание адаптивной системы обучения с индивидуально ориентированным подходом к обучению и обучению обучающихся в условиях психологической и педагогической поддержки в школе.

Литература:

1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская. - М., 2008. - 95 с.

2. Артемов, С.Д. Социальные проблемы адаптации / С.Д. Артемов. - М., 2000. - 177 с.

3. Артюхова, И.С. В первом классе - без проблем / И.С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 29 с.

4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. -Мн., 2007. - 132 с.

5. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. - М., 2008. - 255 с.

6. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М., 2000. - 210 с.

7. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. - 179 с.

8. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. - Мн., 2001. - 259 с.

9. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. - Витебск, 2005. - 178 с.

10. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А. Зобков. - Казань, 2002. - 190 с.

11. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева. -М., 2005. - 195 с.

12. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 2008. - 256 с.

13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 890 с.

14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 95 с.

15. Семаго, Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.

16. Aubert, Н. Physiologie der Netzhaut / A.U. Bresi, E. Morgenstern. - 1865 - 394 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Кокшаров Александр Анатольевич

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); кандидат медицинский наук, доцент Грабиненко Елена Викторовна Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); аспирант Меннер Артем Эдуардович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. в статье представлены теоретические и практические аспекты формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей физической культуры. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений профессия, ценностные ориентации, профориентация, способности личности, раскрывающиеся в профессиональной деятельности. Рассмотрены теоретические вопросы структуры личности, выступающие в его ценностных ориентациях, потребностях, склонностях, способностях, черт характера, темперамента. Профориентация - это, с одной стороны, распространение информации о профессиональном образовании, то есть о специальности высшего образования; с другой-формирование интереса к определенной специальности. Она способствует профессиональному самоопределению человека в соответствии с его способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию специфических профессиональных качеств личности. С целью разрешения данного противоречия перед работой поставлены следующие задачи: выявить компонентный состав педагогических способностей; определить взаимосвязь уровня развития этих способностей с успешностью педагогической деятельности будущих учителей физической культуры. В исследовании приняли участие 26 педагогов, в их состав входили учителя физической культуры и тренеры, работающие с учебно-тренировочными группами. Для выявления компонентного состава профессиональных способностей педагога проведено специальное, реферирование соответствующей научной литературы с последующим логическим анализом полученного материала. Авторская позиция заключается в том, что учет выявленных взаимосвязей будет способствовать более правильному построению учебно-практических занятий со студентами, подбору нужных игровых ситуаций, моделирующих определенные элементы предстоящей им профессиональной деятельности, что позволит активизировать процесс развития необходимых профессиональных качеств и сформировать профессионально-ценностные ориентации к будущей профессии.

Ключевые слова: профессия, ценностные ориентации, профессиональный интерес, личность, профориентация, способности, профессиональная деятельность.

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of the formation of professional and value orientations of future physical education teachers. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of profession, value orientations, career guidance, personal abilities revealed in professional activity are revealed. The theoretical issues of personality structure are considered, appearing in its value orientations, needs, inclinations, abilities, character traits, temperament. Career guidance is, on the one hand, the dissemination of information about vocational education, that is, about the specialty of higher education; on the other hand, the formation of interest in a particular specialty. It promotes professional self-determination of a person in accordance with his abilities and taking into account the needs of society, as well as the formation of specific professional qualities of a person. In order to resolve this contradiction, the following tasks are set before the work: to identify the component composition of pedagogical abilities; to determine the relationship of the level of development of these abilities with the success of pedagogical activity of future teachers of physical culture. 26 teachers took part in the study, they included physical education teachers and trainers working with training groups. To identify the component composition of the teacher's professional abilities, a special referencing of the relevant scientific literature was carried out, followed by a logical analysis of the material obtained. The author's position is that taking into account the identified relationships will contribute to a more correct construction of educational and practical classes with students, the selection of the right game situations that simulate certain elements of their upcoming professional activity, which will activate the process of developing the necessary professional qualities and form professional value orientations for the future profession.

Key words: profession, value orientations, professional interest, personality, career guidance, abilities, professional activity.

Введение. Важную роль в структуре человека играют его ценностные ориентации, потребности, склонности, способности, черты характера, темперамент. Важнейшей характеристикой человека является интерес-отношение человека к объекту и определенным явлениям действительности. Сложный синтетический процесс, включающий сочетание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.