Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ'

ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ПОМОЩЬ / ДЕТСКИЙ САД / ШКОЛА / ВОСПИТАТЕЛЬ / ПЕДАГОГ / ПСИХОЛОГ / РОДИТЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Зеленкова Татьяна Владимировна

В статье представлены результаты исследования по выявлению степени риска дезадаптации детей дошкольного возраста при переходе к школьному обучению. Авторы подчеркивают, что своевременная помощь со стороны воспитателей, педагогов, психолога и родителей может помочь избежать возникновения дезадаптации на начальном периоде обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахметшина Ирина Анатольевна, Балакирева Нина Алексеевна, Зеленкова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF DEADAPTATION OF KINDERGARTEN GRADUATES WHEN MOVING TO SCHOOL

The article presents the results of the research to identify the risk of disadaptation of children of preschool age during the transition to schooling. The authors emphasize, that timely assistance from the side of educators, teachers, psychologists and parents can help to avoid occurrence of disadaptation at the initial period of education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ»

Психология

УДК 159.923

кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Зеленкова Татьяна Владимировна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРОБЛЕМА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКОГО САДА ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ШКОЛУ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования по выявлению степени риска дезадаптации детей дошкольного возраста при переходе к школьному обучению. Авторы подчеркивают, что своевременная помощь со стороны воспитателей, педагогов, психолога и родителей может помочь избежать возникновения дезадаптации на начальном периоде обучения.

Ключевые слова: дезадаптация, помощь, детский сад, школа, воспитатель, педагог, психолог, родитель, обучение.

Annotation. The article presents the results of the research to identify the risk of disadaptation of children of preschool age during the transition to schooling. The authors emphasize, that timely assistance from the side of educators, teachers, psychologists and parents can help to avoid occurrence of disadaptation at the initial period of education.

Keywords: disadaptation, help, kindergarden, school, educator, teacher, psychologist, parent, education.

Введение. В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии образования России. Исследования Е.А. Абульхановой-Славской, Н.Е. Веракса, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и многих других показали, что начинать учебу в школе могут дети, обладающие достаточной функциональной готовностью, т.е. «школьной зрелостью». Педагоги и психологи определяют школьную зрелость как достижение такой степени развития, когда ребенок способен принимать участие в школьном обучении [3].

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению учебной деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. У него постепенно формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению [1].

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста.

Изложение основного материала статьи. Переход ребенка в школу - это достаточно сильный эмоциональный стресс, часто связанный с возникновением различных проблем относительно здоровья и психологического состояния ребенка, вызывающих в данный период процесс общей дезадаптации. Прежде всего, к дезадаптации приводит возрастание нагрузки на нервную систему, в результате которой наступает истощение психических ресурсов организма ребенка.

Симптоматика дезадаптации наиболее часто проявляется в возрастании чувствительности ребенка к неблагоприятным воздействиям среды и росте заболеваемости, увеличении болезненных реакций (жалобы на головную боль или боли в животе), быстрой утомляемости, пониженном настроении.

В психологическом состоянии дезадаптированного ребенка отмечаются изменения на когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом и личностном уровнях. Индивидуальные проявления этих изменений проявляются либо в доминировании одного из уровней, либо в их различных сочетаниях.

Как правило, чаще всего доминирует эмоционально-волевой компонент дезадаптации, который проявляется в различных фобиях по поводу необходимости отвечать у доски, взаимодействовать с новым значимым взрослым - учителем, а также в эмоциональном подчинении ребенка собственным желаниям, несовместимым с требованиями ситуации обучения. В поведенческом плане такие дети склонны идти в противовес требованиям школьной дисциплины.

Когнитивный уровень дезадаптации тесно связан с содержанием образовательного процесса, когда ребенок выражает свое несогласие с самим предметом обучения и необходимостью его изучать. Личностный компонент дезадаптации выражается во внутреннем непринятии ребенком самого процесса обучения, отсутствии мотивации, нежелании идти в школу.

Все это создает большие проблемы для начального этапа обучения в школе, которые по своей сути имеют психолого-педагогическую основу, выходящую в поле психосоматики, о чем свидетельствует рост числа родителей первоклассников, обращающихся за психологической помощью ребенку. Именно поэтому от взрослых - родителей, учителей, школьного психолога и социального педагога - потребуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения и обучения ребенка в школе.

Основной задачей современной системы образования является формирование социально компетентной личности, способной к успешной интеграции и самореализации в обществе. Ребенок формируется как социальный организм уже с первых дней своей жизни, и результат его адаптации к окружающему миру зависит от слаженности и эффективности педагогических воздействий на каждом возрастном этапе развития [3].

Базовый компонент дошкольного образования определяет главный приоритет этого звена как формирование социально зрелой личности с высоким потенциалом адаптивности в динамическо-социальной среде, а принципами его реализации - компетентностный подход к развитию личности и сбалансированность приобретенных знаний, умений, навыков, сформированных желаний, интересов, намерений и личностных качеств ребенка [1].

Дошкольный и младший школьный возраст являются сензитивными периодами социального становления личности как полноценного члена общества. Сложность переходного этапа между ними связана с изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, вхождением в новую среду, что ставит перед ребенком качественно новые, более сложные, по сравнению с предыдущими, требования к организации жизнедеятельности и поведения. Как показывают наши исследования, на этом этапе в процессе взаимодействия с новой реальностью у ребенка начинают формироваться новые структуры образа мира, которые являются основой его дальнейших действий [4]. Поэтому для адаптации в новых условиях ребенку необходимо обеспечение максимально комфортного, безболезненного и плавного процесса изменения социального статуса дошкольника на школьника. Этот процесс, безусловно, возможен лишь при условии соблюдения преемственности в учебно-воспитательных и социализирующих воздействиях на ребенка со стороны воспитателей, учителей и родителей [2].

Проблема дезадаптации дошкольников при переходе в школу тесно связана с вопросом психолого-педагогического обеспечения преемственности между дошкольным и школьным периодом жизненного и социального развития ребенка. Изучение исследований, посвященных этому вопросу, позволило выделить ряд противоречий, указывающих на недостаточность его теоретической и практической проработанности со стороны психолого-педагогического сопровождения ребенка в данный период. Прежде всего, это противоречие между разнообразием научных работ, касающихся вопросов преемственности в образовательной деятельности дошкольников и младших школьников, и отсутствием исследований, посвященных преемственности в формировании социальной компетентности личности на этапе перехода от дошкольного учреждения в общеобразовательную школу.

Вторым, требующим своего разрешения, является противоречие между научно обоснованными подходами к созданию развивающей социальной среды формирования личности и отсутствием методического обеспечения процесса преемственности в социализирующих воздействиях на ребенка в рамках такой среды.

Наконец, отметим противоречие между возможностями учебно-воспитательного процесса по реализации преемственности образования старших дошкольников и младших школьников и недостаточной практической подготовкой воспитателей и учителей к совместной работе в этом направлении.

Наличие указанных противоречий свидетельствует о необходимости психолого-педагогического исследования проблемы дезадаптированности детей в переходный период от детского сада к школе. С этой целью нами было проведено пилотажное исследование по выявлению степени риска дезадаптации детей дошкольного возраста при переходе к школьному обучению.

Исследование, в котором приняли участие 25 семей (11 семей с мальчиками и 14 с девочками), проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №44» г. Орехово-Зуево Московской области. Для достижения наибольшей полноты результатов было использовано 3 вида методического инструментария: анкеты для родителей, тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), результаты мониторинга готовности к школьному обучению.

Анкетирование родителей дошкольников-выпускников детского сада показало следующие результаты. По итогам опроса родителей о готовности детей к школьному обучению выявлено, что только 42% родителей считают, что их ребенок готов к обучению в школе, 54% - полагают, что у ребенка возможны трудности в адаптации, и, наконец, 4% родителей показали, что их ребенок не готов к обучению в школе (рисунок 1).

Анкета "Готов ли ваш ребенок к обучению в школе"

■ Готовы к школе I Возможны трудности Не готовы к школе

Рисунок 1. Диаграмма распределения результатов анкеты для родителей «Готов ли ваш ребенок к

обучению в школе»

По итогам анкетирования родителей об отношении ребенка к обучению в школе выявлено, что 40% опрошенных детей полностью мотивационно готовы к школьному обучению, 48% - вполне готовы, отношение к школе в целом положительное, и 12% детей отрицательно относятся к школе и предпочитают остаться в детском саду (рисунок 2).

Анкета "Отношение ребенка к обучению в школе"

■ Полностью готовы I Вполне готовы Не готовы

Рисунок 2. Диаграмма распределения результатов анкеты для родителей «Отношение ребенка к

обучению в школе»

Результаты диагностики уровня тревожности детей показали, что высокий уровень тревожности наблюдался у 16% дошкольников, средний - у 64%, низкий - у 20% детей (рисунок 3).

Уровень тревожности

■ Высокий I Средний Низкий

Рисунок 3. Диаграмма распределения результатов диагностики уровня тревожности у

дошкольников

Совместно с педагогом-психологом нами был проведен мониторинг готовности выпускников детского сада к обучению в школе. Одной из составляющих системы мониторинга является определение уровня готовности дошкольника к обучению в школе на основании его индивидуальных особенностей, включая психофизическое развитие. Результаты мониторинга показали следующее соотношение: высокий уровень готовности был выявлен у 20% детей, достаточно хороший показали 28%, средний уровень - 36%, низкий -8% дошкольников (рисунок 4).

Уровень готовности к обучению в школе

■ Высокий I Средний Низкий

Рисунок 4. Диаграмма распределения результатов диагностики уровня готовности детей к

обучению в школе

Как видно из представленных диаграмм, в исследуемой группе выпускников детского сада наблюдается постоянно проявляющийся процент детей (обозначено штриховкой), у которых есть риск дезадаптации на начальном периоде обучения в школе. Для таких детей характерны высокий уровень тревожности, отсутствие мотивации к обучению в школе, низкий уровень психофизической готовности к обучению. Мнение родителей о степени готовности их детей к обучению совпадает с объективными показателями.

Выводы. Полученные в результате исследования данные позволяют нам сделать выводы о том, что риск дезадаптации на начальном периоде обучения в школе у части выпускников детского сада, несомненно, существует. Это показывают и опросы родителей, и результаты объективного исследования детей. Поэтому необходима своевременная работа семьи и педагогов детского сада по профилактике дезадаптированности таких детей, что будет способствовать успешному включению детей в образовательный процесс в первом классе.

Такую работу желательно проводить совместно с педагогом-психологом той школы, в которую будет поступать выпускник детского сада, поскольку только координация совместных усилий педагогов детского сада и школы может дать максимально положительный результат по профилактике школьной дезадаптации. Особенно остро этот вопрос стоит для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Своевременная, совместно организованная со школой и родителями психолого-педагогическая помощь может помочь избежать возникновения дезадаптации учащихся первого класса, в том числе, и детей с ограниченными возможностями здоровья, на начальном периоде обучения.

Литература:

1. Ахметшина И.А., Петрова Е.А., Лосева А.А., Филина Н.А. Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие / под общей ред. И.А. Ахметшиной. - М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. - 250 с.

2. Зеленкова Т.В. Образ мира в контексте прогрессивного постмодернизма // Новые тенденции и перспективы психологической науки / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. - С. 170-195.

3. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста: коррекционно-развивающая работа в ДОУ. - М.: Владос, 2014. - 223 с.

4. Майер А.А., Фейзуллаева Е.Д. Детско-взрослое сообщество: развитие взрослых и детей. - М.: Сфера, 2015. - 128 с.

5. Степанов В.Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых: возраст, обучение, творчество, профориентация. - М.: Академический проект, 2013. - 315 с.

Психология

УДК 37.015.3

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

Елабужский институт (филиал)

ФГАО ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Елабуга)

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности ценностных ориентаций и учебной мотивации студентов педагогического вуза и исследовано влияние этих факторов на их профессиональную подготовку. Актуальность исследования заключается в том, что именно положительная учебная мотивация выступает главной движущей силой поведения и деятельности студентов, побуждает их к активности в познавательной деятельности и к освоению содержания образования, а также готовит к будущей эффективной профессиональной деятельности. На формирование у студентов внутренней учебной мотивации влияют ценностные ориентация молодых людей: согласованность ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего. Нами были исследованы 50 студентов, обучающихся первого и четвертого курсов. В процессе анализа результатов было подтверждено предположение о том, что особенности ценностных ориентаций студентов связаны с мотивами учебной деятельности, которые отличны у первокурсников и выпускников и оказывают влияние на профессиональную подготовку студентов-педагогов.

Ключевые слова: мотив, мотивация, ценностные ориентации, студенты, будущие педагоги.

Annоtation. This article examines the features of the value orientations and educational motivation of students of a pedagogical university and examines the influence of these factors for their professional training. The relevance of the research lies in the fact that it is positive educational motivation that acts as the main driving force of the behavior and activities of students, encourages them to be active in cognitive activity and to master the content of education. The educational motivation also prepares them for future effective professional activity. The formation of students' internal learning motivation is influenced by the value orientations of young people: the consistency of near and distant life goals, an expanded perspective of the future. We studied 50 first-and fourth-year students. In the process of analyzing the results, the assumption was confirmed that the features of the value orientations of students are related, in a certain way, with the motives of educational activity, which are different for freshmen and graduate students and have an impact on the professional training of future teachers.

Keywords: motive, motivation, value orientations, students, future teachers.

Введение. Введение инновационных образовательных стандартов третьего поколения актуализировали проблему ценностных ориентаций российского студенчества и их социальной роли в обществе. Развернулся научный дискурс об эффективности системы высшего образования при подготовке будущих специалистов. Выпускник высшей школы сегодня, безусловно, обладая профессиональными компетенциями, должен также ощущать потребность в достижениях и успехе, ощущать свою востребованность на рынке труда. Поэтому важно прививать интерес к накоплению знаний, постоянному самообразованию и самостоятельной деятельности, понимая, что достичь этих целей возможно лишь при высокой мотивации обучения и ценностного понимания своего будущего.

Рост требований со стороны общества к эффективности системы высшего образования более четко обозначил проблему учебной мотивации и влияние на нее ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. Исключительной научной значимостью обладают исследования влияния учебной мотивации на эффективность вузовского обучения (Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.И. А.К. Маркова, В.К. Стародубцева и др.). Ряд исследователей ценностных ориентаций студентов вузов (Г.М. Андреева, Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Фридман и др.) выделяли наличие определенной взаимосвязи учебной мотивации со смысложизненными ориентациями личности. Направленность молодых людей на дальние цели, согласованность ближних и дальних жизненных целей, развернутая перспектива будущего влияют на формирование у них внутренней учебной мотивации, направленной на более глубокое усвоение дисциплин. Это означает, что внутренняя мотивация и сформированные ценностные ориентации в области освоения учебных дисциплин представляют собой важнейшую составляющую успешной учебной и будущей профессиональной деятельности студентов. Именно мотивация, побуждающая будущих педагогов к активности в познавательной деятельности и к освоению содержания образования, в целом, выступает главной движущей силой их поведения и деятельности, в процессе их становления как будущих профессионалов. Показателем успешности обучения студентов педагогического вуза выступают интеллектуальные способности. Однако, недостаток способностей, при высоком интересе к педагогической деятельности, вполне успешно может восполняться развитием мотивационной сферы, что может проявиться в заинтересованности к изучаемым дисциплинам, в осознанности профессионального выбора, в образовательной успешности.

Мотивы, являясь движущими силами процесса обучения и объясняющие сущность человеческого действия, дают будущим учителям осознание того, зачем они учатся, чего ожидают от своей учёбы. Чем яснее это осознание, тем сильнее мотивы получения образования, а значит и лучше успеваемость. Мотивы учения условно разделяются на познавательные мотивы, обусловленные самой учебной деятельностью, содержанием образования и процессом учения, и мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой деятельности [4, с. 909]. Являясь сложными динамическими системами, в которых осуществляются выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора, мотивами могут выступать идеалы, установки стремления, интересы и потребности [2].

Безусловно, современная наука обладает достаточным количеством исследований по отдельным аспектам проблемы учебной мотивации и проблемы ценностных ориентаций. Вместе с тем, в контексте современной реорганизации системы высшего образования, определенной социально-экономической ситуации в нашей стране, а также повышенными требованиями к педагогической профессии выявилась недостаточная изученность проблемы влияния мотивации учебной деятельности и ценностных ориентаций студентов-педагогов на подготовку к педагогической профессии. Данные обстоятельства определили цель нашего исследования: изучить особенности ценностных ориентаций и мотивов учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.