Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЛИЧНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокшаров Александр Анатольевич, Грабиненко Елена Викторовна, Меннер Артем Эдуардович

В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей физической культуры. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений профессия, ценностные ориентации, профориентация, способности личности, раскрывающиеся в профессиональной деятельности. Рассмотрены теоретические вопросы структуры личности, выступающие в его ценностных ориентациях, потребностях, склонностях, способностях, черт характера, темперамента. Профориентация - это, с одной стороны, распространение информации о профессиональном образовании, то есть о специальности высшего образования; с другой-формирование интереса к определенной специальности. Она способствует профессиональному самоопределению человека в соответствии с его способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию специфических профессиональных качеств личности. С целью разрешения данного противоречия перед работой поставлены следующие задачи: выявить компонентный состав педагогических способностей; определить взаимосвязь уровня развития этих способностей с успешностью педагогической деятельности будущих учителей физической культуры. В исследовании приняли участие 26 педагогов, в их состав входили учителя физической культуры и тренеры, работающие с учебно-тренировочными группами. Для выявления компонентного состава профессиональных способностей педагога проведено специальное, реферирование соответствующей научной литературы с последующим логическим анализом полученного материала. Авторская позиция заключается в том, что учет выявленных взаимосвязей будет способствовать более правильному построению учебно-практических занятий со студентами, подбору нужных игровых ситуаций, моделирующих определенные элементы предстоящей им профессиональной деятельности, что позволит активизировать процесс развития необходимых профессиональных качеств и сформировать профессионально-ценностные ориентации к будущей профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокшаров Александр Анатольевич, Грабиненко Елена Викторовна, Меннер Артем Эдуардович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL AND VALUE ORIENTATIONS OF FUTURE PHYSICAL EDUCATION TEACHERS

The article presents theoretical and practical aspects of the formation of professional and value orientations of future physical education teachers. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of profession, value orientations, career guidance, personal abilities revealed in professional activity are revealed. The theoretical issues of personality structure are considered, appearing in its value orientations, needs, inclinations, abilities, character traits, temperament. Career guidance is, on the one hand, the dissemination of information about vocational education, that is, about the specialty of higher education; on the other hand, the formation of interest in a particular specialty. It promotes professional self-determination of a person in accordance with his abilities and taking into account the needs of society, as well as the formation of specific professional qualities of a person. In order to resolve this contradiction, the following tasks are set before the work: to identify the component composition of pedagogical abilities; to determine the relationship of the level of development of these abilities with the success of pedagogical activity of future teachers of physical culture. 26 teachers took part in the study, they included physical education teachers and trainers working with training groups. To identify the component composition of the teacher's professional abilities, a special referencing of the relevant scientific literature was carried out, followed by a logical analysis of the material obtained. The author's position is that taking into account the identified relationships will contribute to a more correct construction of educational and practical classes with students, the selection of the right game situations that simulate certain elements of their upcoming professional activity, which will activate the process of developing the necessary professional qualities and form professional value orientations for the future profession.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

3. Артюхова, И.С. В первом классе - без проблем / И.С. Артюхова. - М.: Чистые пруды, 2008. - 29 с.

4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова. -Мн., 2007. - 132 с.

5. Божович, Л.М. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.М. Божович. - М., 2008. - 255 с.

6. Бурменская, Т.В. Возрастно-психологическая консультация / Т.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. - М., 2000. - 210 с.

7. Гуткина, И.И. Психологическая готовность к школе / И.И. Гуткина. - М.: Академический проект, 2000. - 179 с.

8. Диагностика психологической готовности ребенка к школе / под ред. Н.Я. Кушнир. - Мн., 2001. - 259 с.

9. Дорожевец, Т.В. Изучение школьной дезадаптации / Т.В. Дорожевец. - Витебск, 2005. - 178 с.

10. Зобков, В.А. Психология отношения и личности учащегося / В.А. Зобков. - Казань, 2002. - 190 с.

11. Зотова, О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева. -М., 2005. - 195 с.

12. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М., 2008. - 256 с.

13. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2005. - 890 с.

14. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во УРАО, 2007. - 95 с.

15. Семаго, Н. Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения: Программа и методические рекомендации / Н. Семаго, М. Семаго. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32 с.

16. Aubert, Н. Physiologie der Netzhaut / A.U. Bresi, E. Morgenstern. - 1865 - 394 p.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Кокшаров Александр Анатольевич

Алтайский государственный аграрный университет (г. Барнаул); кандидат медицинский наук, доцент Грабиненко Елена Викторовна Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул); аспирант Меннер Артем Эдуардович

Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. в статье представлены теоретические и практические аспекты формирования профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей физической культуры. Анализируются литературные источники, на основе которых раскрываются основные характеристики определений профессия, ценностные ориентации, профориентация, способности личности, раскрывающиеся в профессиональной деятельности. Рассмотрены теоретические вопросы структуры личности, выступающие в его ценностных ориентациях, потребностях, склонностях, способностях, черт характера, темперамента. Профориентация - это, с одной стороны, распространение информации о профессиональном образовании, то есть о специальности высшего образования; с другой-формирование интереса к определенной специальности. Она способствует профессиональному самоопределению человека в соответствии с его способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию специфических профессиональных качеств личности. С целью разрешения данного противоречия перед работой поставлены следующие задачи: выявить компонентный состав педагогических способностей; определить взаимосвязь уровня развития этих способностей с успешностью педагогической деятельности будущих учителей физической культуры. В исследовании приняли участие 26 педагогов, в их состав входили учителя физической культуры и тренеры, работающие с учебно-тренировочными группами. Для выявления компонентного состава профессиональных способностей педагога проведено специальное, реферирование соответствующей научной литературы с последующим логическим анализом полученного материала. Авторская позиция заключается в том, что учет выявленных взаимосвязей будет способствовать более правильному построению учебно-практических занятий со студентами, подбору нужных игровых ситуаций, моделирующих определенные элементы предстоящей им профессиональной деятельности, что позволит активизировать процесс развития необходимых профессиональных качеств и сформировать профессионально-ценностные ориентации к будущей профессии.

Ключевые слова: профессия, ценностные ориентации, профессиональный интерес, личность, профориентация, способности, профессиональная деятельность.

Annotation. The article presents theoretical and practical aspects of the formation of professional and value orientations of future physical education teachers. Literary sources are analyzed, on the basis of which the main characteristics of the definitions of profession, value orientations, career guidance, personal abilities revealed in professional activity are revealed. The theoretical issues of personality structure are considered, appearing in its value orientations, needs, inclinations, abilities, character traits, temperament. Career guidance is, on the one hand, the dissemination of information about vocational education, that is, about the specialty of higher education; on the other hand, the formation of interest in a particular specialty. It promotes professional self-determination of a person in accordance with his abilities and taking into account the needs of society, as well as the formation of specific professional qualities of a person. In order to resolve this contradiction, the following tasks are set before the work: to identify the component composition of pedagogical abilities; to determine the relationship of the level of development of these abilities with the success of pedagogical activity of future teachers of physical culture. 26 teachers took part in the study, they included physical education teachers and trainers working with training groups. To identify the component composition of the teacher's professional abilities, a special referencing of the relevant scientific literature was carried out, followed by a logical analysis of the material obtained. The author's position is that taking into account the identified relationships will contribute to a more correct construction of educational and practical classes with students, the selection of the right game situations that simulate certain elements of their upcoming professional activity, which will activate the process of developing the necessary professional qualities and form professional value orientations for the future profession.

Key words: profession, value orientations, professional interest, personality, career guidance, abilities, professional activity.

Введение. Важную роль в структуре человека играют его ценностные ориентации, потребности, склонности, способности, черты характера, темперамент. Важнейшей характеристикой человека является интерес-отношение человека к объекту и определенным явлениям действительности. Сложный синтетический процесс, включающий сочетание

интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов. Профессиональный интерес-избирательное и эмоциональное отношение человека к определенному виду работы, сопровождающееся желанием ее получить. Основные компоненты этого типа внимания характеризуются духовными потребностями и мотивами человека, познавательным интересом и живым интересом к той или иной профессии [1].

Одним из основных понятий профессиональной диагностики является понятие личности. Как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности индивида, в процессе активного взаимодействия с внешним миром, основанного на деятельности [8].

Профориентация - это, с одной стороны, распространение информации о профессиональном образовании, то есть о специальности высшего образования; с другой-формирование интереса к определенной специальности. Она способствует профессиональному самоопределению человека в соответствии с его способностями и с учетом потребностей общества, а также формированию специфических профессиональных качеств личности [3].

Изложения основного материала статьи. Профессиональная деятельность будущих специалистов в конкретном виде спорта или будущих учителей физической культуры вполне правомерно считается одной из специальностей педагогической профессии. Такое утверждение обосновано в целом ряде работ различных авторов [2; 4; 7; 10] и не противоречит общепризнанным определениям понятий «профессия» и «специальность», приводимых в справочниках [6].

В литературе, посвященной деятельности педагога, говорится о том, что успешность этой деятельности зависит от специальных способностей, обобщенно называемых педагогическими [9]. Однако детальное рассмотрение работ различных авторов, исследующих проблему педагогических способностей, выявило отсутствие у них единой точки зрения на компонентный состав этих способностей.

С целью разрешения данного противоречия перед работой поставлены следующие задачи:

1. Выявить компонентный состав педагогических способностей.

2. Определить взаимосвязь уровня развития этих способностей с успешностью педагогической деятельности будущих учителей физической культуры.

В исследовании приняли участие 26 педагогов, в их состав входили учителя физической культуры и тренеры, работающие с учебно-тренировочными группами.

Для выявления компонентного состава профессиональных способностей педагога проведено специальное, реферирование соответствующей научной литературы с последующим логическим анализом [5] полученного материала. Для определения уровня развития педагогических способностей и параллельной оценки успешности выполнения необходимых профессиональных действий применялись разработанные нами опросники, прошедшие необходимую предварительную метрологическую проверку. При их составлении использовались полученные нами в ходе анализа данные о педагогических способностях, а также предварительно разработанные модельные характеристики педагогической деятельности педагогов.

С помощью проведенного аналитико-обобщающего исследования удалось упорядочить научный материал о педагогических способностях, содержащийся в специальной литературе. При этом выяснилось, что существующее разнообразие мнений относительно компонентного состава и структуры педагогических способностей - следствие нескольких причин. Во-первых, это причины терминологического характера, когда одно и то же явление разными авторами обозначается различными терминами. Во-вторых, это причины, вызванные нарушением формально-логических правил определения понятия и оперирования с ними. Третья причина, объясняющая большое многообразие мнений относительно классификации педагогических способностей, заключается в том, что по-разному понимается их сущностное содержание.

В результате решения первой задачи исследования нами выявлена структура педагогических способностей, представленная схемой. Для проверки ее правильности и установления наличия и количественной меры взаимосвязи этих способностей с успешностью осуществления педагогом своей педагогической деятельности проведен второй этап исследования, в задачу которого входило получение информации об уровне развития педагогических способностей учителей физической культуры и тренеров, а также об успешности выполнения им своих профессиональных функций, обеспечивающих управление их педагогической деятельностью. Для установления величины статистической взаимосвязи рассчитывался ранговый коэффициент корреляции Спирмена д и коэффициент детерминации D. Результаты статистического анализа приведены в таблице 1.

Таблица 1

Структурная схема педагогических способностей

Конструктивные способности Организаторские способности Коммуникативные способности Дидактические способности Гностические способности

Педагогическое предвидение. Педагогическое воображение. Педагогическая интуиция. Способность к правильному композиционному построению учебного материала и будущей деятельности. Способность к адекватной ориентации в сложившейся ситуации. Способность предъявлять требования, добиваться их выполнения. Способность к самоорганизации. Способность регулировать внутри групповые отношения занимающихся. Способность завоевать деловой авторитет. Способность управлять своими чувствами и настроением. Педагогический такт. Коммуникативная инициативность. Способность к логическому построению речи. Стройность и плавность речи. Эмоциональная выразительность. Способность к ясной и отчетливой артикуляции. Способность управлять темпом речи. Способность управлять громкостью речи. Способность управлять пантомимикой. Способность управлять мимикой. Способность правильно интерпретировать перцептивную информацию. Способность к эмпатии. Педагогическая наблюдательность. Логическое мышление.

Учет выявленных статистических взаимосвязей, подкрепляемый методологическим положением о диалектической взаимосвязи способностей и деятельности человека, позволяем говорить о том, что выделенные в данном исследовании гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и дидактические способности (см. Таблицу 2.)

обусловливают успешность педагогической деятельности учителями физической культуры и тренерами и могут правомерно считаться профессионально важными педагогическими его способностями.

Таблица 2

Взаимосвязь уровня развития педагогических способностей и успешности выполнения профессиональных видов работ учителями физической культуры и тренерами

Способности Исследуемые параметры Перспективное планирование Оперативное планирование Организация учебно-воспитательного процесса Организация учебного заыншн Непосредственное педагогическое воздействие Текущий контроль Поэтапный контроль

Гностические е 0,492 0,517 0,412 0,392 0,447 0,698 0,778

Б, % 24,2 26,7 17,0 15,4 20,9 48,7 60,5

Конструктивные 0 0,813 0.821 0,472 0,481 0,311 0,412 0,518

% 66 Л 67,4 22,3 23,1 9,7 16,9 26,8

Коммуникативные е 0,301 0.293 0,632 0.721 0,796 0,314 0,287

в. % 9,1 8,6 39.9 51,9 63,4 9,9 8.2

Организаторские в 0,433 0,513 0,784 0,793 0,387 0,315 0,319

Б. % 18,7 26,3 61,5 62.9 15.0 9,9 10.1

Дидактические е 0,402 0,511 0,317 0,472 0,865 0,291 0,301

Б, % 16,1 26,1 10,0 22,2 74,8 8,0 9,0

Примечание. Значимые коэффициенты корреляции превышают величину дкр = 0,331 (прир <0,05 и п=26)

Правильное методологическое понимание диалектического соотношения деятельности со способностями дает нам основание для верной интерпретации результатов статистического анализа. Иными словами, высокие положительные и достоверные (р<0,05) величины корреляционной связи педагогических способностей с успешностью выполнения функциональных действий учителями физической культуры и тренерами, говорят о наличии причинно- следственной связи между этими рассматриваемыми реалиями, что в итоге подтверждает правильность выделенного нами комплекса профессионально важных педагогических способностей педагогов.

Таким образом, при упорядоченном представлении о компонентном составе профессиональных способностей учителей физической культуры и тренеров, можно целенаправленней формировать их у студентов института физической культуры -будущих специалистов в данной сфере. Также несомненно, что учет выявленных взаимосвязей будет способствовать более правильному построению учебно-практических занятий со студентами, подбору нужных игровых ситуаций, моделирующих определенные элементы предстоящей им профессиональной деятельности, что позволит активизировать процесс развития необходимых профессиональных качеств и сформировать профессионально-ценностные ориентации к будущей профессии.

Выводы:

1. В психолого-педагогической литературе отсутствует единая и общепринятая точка зрения о структурно-компонентном составе педагогических способностей учителей физической культуры и тренеров, что обусловлено несколькими причинами:

а - причинами терминологического характера;

б - нарушением формально-логических правил определения понятий;

в - различным пониманием сущностного содержания специальных (педагогических) способностей.

2. Педагогические способности - это сложное системное образование, состоящее из гностических, дидактических, организаторских, коммуникативных и конструктивных способностей. В свою очередь, каждые из этих способностей имеют собственный компонентный состав.

3. Учет выявленных статистических взаимосвязей, подкрепляемый методологическим положением о диалектической взаимосвязи способностей и деятельности человека, позволяем говорить о том, что выделенные в данном исследовании гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и дидактические способности обусловливают успешность педагогической деятельности учителей физической культуры и тренеров и могут правомерно считаться профессионально важными педагогическими их способностями.

Литература:

1. Баринова, Н.Г. Теоретические и практические вопросы развития образовательного пространства высшего учебного заведения в контексте компетентностно-ориентированного обучения / Н.Г. Баринова // В сборнике: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Развитие образовательного пространства региональных вузов в системе координат приоритетных проектов РФ: лучшие практики". сборник материалов. Алтайский государственный университет. - 2018. - С. 628-636

2. Баянкин, О.В. Социально-педагогические условия реализации дистанционного обручения в образовательной среде института физической культуры и спорта / О.В. Баянкин, Т.А. Киспаев // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). - С. 256-260

3. Губарева, Н.В. Современные аспекты профессиональной подготовки учителей физической культуры / Н.В. Губарева, Е.В. Колтыгина // В сборнике: Актуальные вопросы физической культуры и спорта. материалы XXIV Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Ю.Т. Ревякина. - Томск, 2022. -С. 247-249

4. Губарева, Н.В. Реализация смешанного обучения на современном этапе развития образования в вузе / Н.В. Губарева, К.Г. Емелин, Л.М. Бартенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. -С. 127-130

5. Дроздов, Д.И. Производственная физическая культура студента / Д.И. Дроздов, И.А. Золотухина // В сборнике: Новое слово в науке и практике. Сборник материалов VII-ой международной научно-практической конференции. - 2017. -С. 47-48

6. Золотухина, И.А. Здоровьесберегающая роль физической культуры в образовательном процессе / И.А. Золотухина // В сборнике: Воспитательно-патриотическая и физкультурно-спортивная деятельность в вузах: инновации в решении актуальных проблем. Материалы Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 112-116

7. Казанцева, В.В. Теоретические аспекты реализации модели формирования профессиональной направленности студентов в процессе социокультурного воспитания / В.В. Казанцева // В сборнике: Модели инкультурации в образовании. Материалы международной научно-практической конференции. Под научной редакцией С.А. Ан. - 2018. - С. 138-144

8. Клименко, О.А. Профессиональное образование как источник формирования и развития личности / О.А. Клименко, Э.А. Каминская, А.А. Клименко // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 75-4. - С. 73-76

9. Попова, Н.В. Компетентностная модель формирования профессиональной направленности личности педагога: практика реализации / Н.В. Попова // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. - 2019. - № 1. -С. 35-45

10. Попова, Н.В. Теоретические и практические предпосылки реализации компетентностной модели формирования профессиональной направленности личности педагога / Н.В. Попова // В книге: Теоретические и практические (методические) аспекты профессиональной подготовки педагогов: компетентностный подход. - Ялта. - 2018. - С. 132-137

Педагогика

УДК 378.2.147

кандидат педагогических наук, доцент Колмакова Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет» (г. Иркутск)

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА)

Аннотация. Иноязычное образование является одним из важных компонентов системы высшего образования. Факторами его развития считаются инновационные процессы, происходящие в различных видах деятельности (экономической, политической, технической, научной и т.д.). Общество ориентировано на личность со способностью к саморазвитию, самообразованию, к нестандартному мышлению. Формирование нового типа личности невозможно без применения инновационных подходов, в том числе, при обучении иностранному языку. В статье анализируются инновационные процессы, влияющие на процесс обучения иностранному языку. Автором обоснована необходимость ориентации на междисциплинарную интеграцию, полиподходность, диверсификацию обучения, проектное обучение, применение дистанционных форм организации учебного процесса. В статье представлен опыт работы в региональном техническом вузе. Дано описание концепции программы курса по иностранному языку. Особое внимание уделено организации итогового контроля.

Ключевые слова: компетенция, дифференциация, полиподходность, межпредметная интеграция, электронное обучение, инновационный проект.

Annotation. Foreign language education is one of the most important components of the higher education system. The factors of its development are considered to be innovative processes in various types of activities (economic, political, technical, scientific, etc.). The society is focused on a person with the ability to self-development, self-education, and non-standard thinking. The formation of a new type of personality is impossible without the use of innovative approaches, including when teaching a foreign language. The article analyzes the innovative processes that affect the process of learning a foreign language. The author substantiates the need to focus on interdisciplinary integration, polyapproach, diversification of education, project-based learning, the use of distance learning forms of organization of the educational process. The article presents the experience of working in a regional technical university. The concept of the foreign language course program is described.

Key words: competence, differentiation, polyapproach, interdisciplinary integration, e-learning, innovative project.

Введение. В статье обобщен опыт преподавания иностранных языков, накопленный институтом лингвистики и межкультурной коммуникации (далее ИЛИМК) в ФГБОУ ВО Иркутском национальном исследовательском техническом университете (далее ИРНИТУ).

В рамках деятельности кафедр ИЛИМК за последние пять лет создана и апробирована концепция преподавания иностранных языков с учетом специфики получения инженерного образования по программам бакалавриата и специалитета.

Подготовка будущего инженера определяется «не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации» [9, С. 11].

Исходя из требований Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++) по вышеуказанным программам, посредством дисциплины «Иностранный язык» необходимо формирование универсальных компетенций, сформулированных следующим образом:

- на уровне бакалавриата: способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах);

- на уровне специалитета и магистратуры: способность применять современные коммуникативные технологии на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) для академического и профессионального взаимодействия.

Формирование вышеназванных компетенций происходит на фоне инновационных процессов в системе иноязычного образования, которые, безусловно, должны быть учтены в организации учебного процесса. Назовем лишь некоторые из них.

Во-первых, это полиподходность. Ученые отмечают «необходимость отказа от моноподходности ... в пользу полиподходности, предполагающей продуктивное взаимодействие и взаимовлияние нескольких подходов [8, С. 277]. Взаимодействие подходов друг с другом способствуют созданию новых технологий обучения иностранному языку.

Во-вторых, это междисциплинарность, имеющая тесную связь с полиподходностью [8]. Будучи всегда активно обсуждаемой темой в лингводидактике, тема межпредметных связей трансформировалась в более широкое понятие «межпредметная/междисциплинарная интеграция». Это понятие, по мнению Е.С. Бессмельцевой, представляет собой «основополагающий методический принцип, способствующий сближению различных учебных дисциплин, объединяющий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.