Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ / ЦЕННОСТИ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Наталья Валерьевна

В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автором проведен анализ большого объема исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, мотивационной сферы педагогической деятельности, профессиональной подготовки учителя музыки. Формирование мотивационно-ценностного компонента занимает важное место в развитии профессиональной культуры личности будущего педагога. Автор выделяет мотивационно-ценностный компонент как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Русская духовная музыка выбрана в качестве средства влияния на мотивационную сферу студентов и профессиональную культуру будущего педагога в целом. В работе определена важность выбранного средства, подчеркивается особый образовательный потенциал русской духовной музыки и недостаточность его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки. Мотивационно-ценностный компонент профессиональной культуры личности будущего учителя музыки реализуется в процессе анализа, исполнения и слушания русской духовной музыки, причем музыка представляется как ценность мировой музыкальной культуры. В статье представлены результаты исследования уровней мотивационноценностного компонента профессиональной культуры будущего учителя музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки, представляет формы и методы работы со студентами, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности студентов. Результативность работы проявляется в позитивном интересе студентов к образцам русской духовной музыки и формирует у них мотивацию к самостоятельной внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL-VALUE COMPONENT OF THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE PERSONALITY OF THE FUTURE MUSIC TEACHER

The article deals with the component structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author analysed a large amount of research in the eld of the component structure of the professional culture of the individual, the motivational sphere of pedagogical activity, and the professional training of a music teacher. The formation of the motivational-value component occupies an important place in the development of the professional culture of the personality of the future teacher. The author highlights the motivational-value component as one of the priorities in the structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. Russian sacred music is chosen as a means of in uencing the motivational sphere of students and the professional culture of the future teacher in general. The paper de nes the importance of the chosen means, emphasizes the special educational potential of Russian sacred music and the insu ciency of its use in the professional training of the future music teacher. The motivational-value component of the professional culture of the personality of the future music teacher is realized in the process of analyzing, performing and listening to Russian sacred music, and music is presented as a value of the world musical culture. The article presents the results of a study of the levels of the motivational-value component of the professional culture of a future music teacher. The author reveals the features of the study of Russian sacred music, presents the forms and methods of working with students, demonstrates the results of his work to increase the level of the motivational-value component of the students’ professional culture. The e ectiveness of the work is manifested in the positive interest of students in samples of Russian sacred music and forms their motivation for independent extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

2023. Вып. 68. С. 50-62

БОГ: 10.15382МигГУ202368.50-62

Теплова Наталья Валерьевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского

Россия, Ярославль па1а1уа1@шаИ. ги https://orcid.org/0000-0002-2678-6609

Формирование

МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Н. В. Теплова

Аннотация: В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автором проведен анализ большого объема исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, мотивационной сферы педагогической деятельности, профессиональной подготовки учителя музыки. Формирование мотивационно-ценностного компонента занимает важное место в развитии профессиональной культуры личности будущего педагога. Автор выделяет мотивационно-ценностный компонент как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Русская духовная музыка выбрана в качестве средства влияния на мотивацион-ную сферу студентов и профессиональную культуру будущего педагога в целом. В работе определена важность выбранного средства, подчеркивается особый образовательный потенциал русской духовной музыки и недостаточность его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки. Мотивационно-ценностный компонент профессиональной культуры личности будущего учителя музыки реализуется в процессе анализа, исполнения и слушания русской духовной музыки, причем музыка представляется как ценность мировой музыкальной культуры.

В статье представлены результаты исследования уровней мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры будущего учителя музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки, представляет формы и методы работы со студентами, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности студентов.

Результативность работы проявляется в позитивном интересе студентов к образцам русской духовной музыки и формирует у них мотивацию к самостоятельной внеучебной деятельности.

Ключевые слова: учитель музыки, педагогический вуз, профессиональная культура, профессиональная подготовка, мотивация, ценности, русская духовная музыка.

© Н. В. Теплова, 2023.

Введение

Одним из приоритетных направлений современной государственной политики России является ориентир на развитие культуры личности человека. В нормативных документах (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» и др.) пристальное внимание уделяется вопросам восстановления культурного уровня личности человека.

9 ноября 2022 г. вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе акцентируется внимание на приоритете духовных ценностей над материальными в развитии молодого поколения, выделяются такие ценности, как гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. В настоящее время обществом признается важным становление и развитие культуры личности будущего учителя с учетом общечеловеческих ценностных ориентиров, акцент делается на высокоразвитую и высокообразованную личность педагога.

Подготовка учителя музыки в педагогическом вузе направлена на развитие профессиональной культуры личности студента. Профессиональная культура личности будущего учителя — это определенная совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентиров личности, которые находят свое проявление в предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность. В структуре профессиональной культуры будущего учителя музыки мы выделяем мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты. Данная работа направлена на формирование позитивного отношения студентов к образцам русской духовной музыки и тем самым формирование мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры студента.

Одним из эффективных средств развития профессиональной культуры студента-музыканта является русская духовная музыка как часть национальной и мировой музыкальной культуры. Русская духовная музыка несет в себе значительный образовательный потенциал, который, на наш взгляд, недостаточно используется в педагогической практике.

Целью исследования стало повышение уровня мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки.

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» и ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова». Общий объем выборки исследования составил 130 студентов, обучающихся по профилю «Музыкальное образование», «Музыкальная культура и исполнительское искусство», «Музыка и дополнительное образование в сфере театрального ис-

кусства» и 27 студентов немузыкальных профилей «Начальное образование» и «Дошкольное образование».

Обзор литературы

В современных социальных и гуманитарных исследованиях выделяется многообразие компонентов культуры личности и их развития и формирования в процессе профессиональной подготовки. Можно говорить о формировании информационной культуры личности (В. В. Кучмуруков1, В. А. Суворова2 и др.), мировоззренческой культуры личности (О. В. Гусева3, З. З. Саидова4, С. Б. Ша-рипова5 и др.), экологической культуры личности (С. Ю. Фирсова6, Е. В. Черникова7, Е. Н. Якимова8 и др.), физической культуры (Л. В. Бянкина9, И. П. Зен-ченков10 и др.).

Проблеме развития культуры личности будущих педагогов уделяется достаточно большое внимание. Акцент делается, в частности, на духовно-нравственном развитии культуры личности будущих педагогов (К. У. Камбаро-ва11), рассматривается коммуникативный аспект культуры личности (Е. С. Горелова, А. А. Костенко12, Э. М. Муртазаева13), профессиональная направленность

1 См.: Кучмуруков В. В. Информационная культура личности: анализ документального потока // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2021. № 1 (17). С. 41-48.

2 См.: Суворова В. А. Информационная культура как компонент общей культуры личности обучающегося // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 180-182.

3 См.: Гусева О. В. Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 79-83.

4 См.: Саидова З. З. Мировоззренческая культура личности и ее сущность // Вестник Таджикского национального университета. 2021. № 2. С. 78-87.

5 См.: Шарипова С. Б. Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 75-77.

6 См.: Фирсова С. Ю. Экологическая культура учащихся как один из факторов становления конкурентоспособной личности // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 1 (77). С. 167-170.

7 См.: Черникова Е. В. Экологическая культура как аспект социализации личности // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. № 1. С. 73-88.

8 См.: Якимова Е. Н. Экологическая культура личности: принципы взаимодействия человека и окружающей среды // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 112-116.

9 См.: Бянкина Л. В. Гармоничное личностное саморазвитие как цель становления субъ-ектности физической культуры личности // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4 (72). С. 3-5.

10 См.: Зенченков И. П. Культура как база формирования физической культуры личности будущего учителя // Вестник Академии гражданской защиты. 2019. № 1 (17). С. 8-12.

"См.: Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-5 (48). С. 120-124.

12 См.: Горелова Е. С., Костенко А. А. Коммуникативная культура в системе базовой культуры личности // Экономика и социум. 2019. № 4 (59). С. 276-280.

13 См.: Муртазаева Э. М. Коммуникативная культура как предмет педагогического анализа // Январские педагогические чтения. 2020. № 6 (18). С. 33-37.

личности будущего педагога (Н. Н. Абрамова14, А. А. Жаркова15, Я. Ю. Смирнов16). Между тем явно недостаточное внимание в современных педагогических, психологических, социальных и прочих исследованиях уделяется решению проблемы формирования профессиональной культуры личности будущего учителя.

В современных научных работах структура культуры личности представлена в сочетании мотивационного, когнитивного, познавательного, психологического, деятельностного, ценностного, эмоционально-ценностного, практического, рефлексивного и других ее компонентов. Активно обсуждается проблема мотивации профессиональной деятельности будущих педагогов (М. Ю. Кропотова17, А. А. Смирнова18), освещается проблема формирования мотивации в процессе проектного обучения (Ш. М. Нусупова, А. Ж. Сапаргалиева19), подчеркивается роль мотивации педагогов в адаптации к профессиональной деятельности (З. Р. Сержанова и др.20). В отдельных работах изучаются условия формирования мотивации педагогов, методы и приемы мотивации их деятельности. Так, мотивация рассматривается как основа успеха и успешности педагога (Э. К. Ха-зиева21); выступает в роли инструмента развития личностно-профессиональных качеств педагога (М. Н. Уварова22).

Несмотря на достаточно значительный объем исследований, предметом которых является мотивация педагогической деятельности, проблемам профессиональной подготовки учителя музыки в них уделяется минимальное внимание. Изучаются вопросы формирования мотивации к активной исполнительской деятельности (Н. Г. Маслинская23), подчеркивается роль слушательской деятель-

14 См.: Абрамова Н. Н. Формирование профессиональной направленности студентов педагогического вуза при изучении курса педагогики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 35—41.

15 См.: Жаркова А. А. Развитие профессиональной направленности личности студента вуза культуры и искусств // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 182-185.

16 См.: Смирнов Я. Ю. Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов, обучающихся по специальностям музыкальной направленности // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 136-143.

17 См.: Кропотова М. Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 276-278.

18 См.: Смирнова А. А. Изучение мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18. № 1-2 (21). С. 281-283.

19 См.: Нусупова Ш. М., Сапаргалиева А. Ж. Формирование мотивации будущих педагогов в процессе проектного обучения // Заметки ученого. 2021. № 6-1. С. 181-185.

20 См.: Сержанова З. Р., Пушкаева Н. А., Шипиева З. И., Бембетова Б. С., Бейшембие-ва А. Д. Роль мотивации педагогов в адаптации к профессиональной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-8 (69). С. 94-96.

21 См.: Хазиева Э. К. Мотивация — основа успеха и успешности педагога // Актуальные исследования. 2020. № 22 (25). С. 187-189.

22 См.: Уварова М. Н. Мотивация как одно из условий профессионально-личностного развития педагогов // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 10. С. 47-51.

23 См.: Маслинская Н. Г. Роль педагога в формировании мотивации к активной исполнительской деятельности учащихся // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2021. № 16. С. 84-86.

ности в формировании мотивации обучающихся (А. В. Самигулина24), выделяется практико-центрический подход в повышении мотивации будущих педагогов-музыкантов (И. В. Нартова25). Несмотря на указанные работы, все же следует обратить особое внимание на тот факт, что среди современных педагогических исследований проблема мотивации в структуре профессиональной культуры будущего учителя музыки освещается недостаточно активно.

Методология и методы исследования

Показателями профессиональной культуры личности студентов является сформированность интереса и позитивного эмоционального отношения к ценностям русской духовной музыки.

На первом, констатирующем этапе экспериментальной работы проводилась оценка сформированности уровня профессиональной культуры личности студентов. Для оценки мотивационно-ценностного компонента использовался «Тест-анкета Б. И. Додонова» и экспертная оценка мотивации педагогической деятельности студентов.

Анализ данных исследования позволил сделать вывод о том, что профессиональная культура личности будущих учителей сформирована недостаточно. Общим для всех компонентов профессиональной культуры личности является уровень сформированности ниже среднего.

С учетом результатов констатирующего этапа исследования была разработана программа развития профессиональной культуры личности студентов. Программа направлена на апробацию педагогических условий развития мотива-ционно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов профессиональной культуры личности студентов.

Развивающая работа включала в себя формирование позитивного интереса у студентов к ценностям русской духовной музыки через слушание музыки, знакомство с хоровыми церковными коллективами и их творчеством, а также с особенностями учебного процесса православных учебных заведений. Среди форм работы со студентами можно выделить следующие:

• организация образовательных и развивающих экскурсий, в ходе которых происходило знакомство с учебным процессом православных гимназий (ЧОУ «Ярославская Губернская гимназия имени святителя Игнатия Брян-чанинова», ЧОУ «Гимназия имени преподобного Сергия Радонежского» при Троице-Сергиевом Варницком монастыре, «Православная классическая гимназия-пансион» при Свято-Алексеевской пустыни);

• посещение храмов и монастырей г. Ярославля, Ярославской, Нижегородской, Московской и др. областей;

24 См.: Самигулина А. В. Слушательская деятельность на уроке музыки как основа формирования мотивации обучающихся к слушанию музыки // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 801-805.

25 См.: Нартова И. В. Практико-центрический подход как стимул повышения мотивации будущих музыкантов-педагогов к проектной деятельности // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 4. С. 145-157.

• посещение концертов хоровых коллективов, исполняющих классическую и современную духовную музыку (Московский Государственный академический камерный хор, Патриарший праздничный хор Данилова монастыря, хор Московского Сретенского монастыря и др.);

• обзор виртуальных экскурсий (Центр русской духовной музыки имени С. И. Танеева, Виртуальный 3D-тур по Николо-Сольбинскому женскому монастырю, онлайн-тур проекта «Гид по православным храмам» и др.);

• прослушивание онлайн-концертов (Московский Синодальный хор, Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря), фестивалей («Державный глас», «Свет Христов»);

• просмотр мастер-классов ведущих деятелей искусства (С. В. Екимов, В. К. Любарский, В. Н. Минин) и творческих встреч (Т. Ю. Гольберг, И. В. Денисова) и др.

В процессе занятий использовались следующие методы: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки (например, понимание художественной значимости произведения С. В. Рахманинова «Литургия свт. Иоанна Златоуста»); метод художественного контекста, выход за пределы музыкального произведения и его интеграция с другими храмовыми, и не только, искусствами (например, тема урока музыки в общеобразовательной школе «Синтез храмовых искусств», рассмотрение музыки как части богослужения в храме в синтезе с архитектурой, живописью, иконописью, литературой, искусством колокольного звона); метод эмоциональной драматургии (определяется смысловыми акцентами, заложенными в обсуждаемых произведениях); вокализация.

В профессиональной подготовке музыканта важная роль отводится слушательской и исполнительской деятельности, поэтому мы тщательно подходили к вопросу отбора музыкального материала. Главными задачами нашей работы было: «сломать» сложившиеся у студентов стереотипы о том, что духовная музыка однотипная, однообразная, однотонная, непонятная и неинтересная; показать красоту русской духовной музыки с разнообразием ее жанров; познакомить с ведущими хоровыми коллективами и современными церковными композиторами.

Открытием для студентов, например, стало творчество современных композиторов Г. Н. Лапаева, И. В. Денисовой. Студенты иначе взглянули на знаменный распев в современной гармонизации И. Денисовой, глубже познакомились с творчеством М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. А. Архангельского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова и др. Не вызывает теперь у студентов вопросов понимание структуры жанра «Литургия», а также таких определений, как «тропарь», «кондак», «величание», «стихира», «ирмос», «катавасия».

В начале учебного года студентам предлагается заполнять таблицу, в которой в хронологическом порядке уже записаны фамилии композиторов. Студенты должны выписать названия произведений, которые они слушают на практических занятиях в рамках предмета и самостоятельно, определяя особенности средств музыкальной выразительности. Таким образом, накапливается слушательский опыт и формируется портфолио студента.

В конце учебного года студенты демонстрируют результаты изучения материала для слушания в виде заполненной таблицы с комментариями. Среди произведений, наиболее полюбившихся студентам, можно выделить такие, как «Херувимская песнь» И. В. Денисовой, «Херувимская песнь», «Достойно есть» Г. Н. Лапаева, «Во Царствии Твоем» П. Г. Чеснокова, «Богородице, Дево, радуйся», «Херувимская песнь» С. В. Рахманинова и многие другие. Для творческого задания с разработкой фрагмента урока музыки или внеклассного мероприятия студенты неоднократно выбирали творчество И. В. Денисовой.

Открытием среди профессиональных церковных хоровых коллективов для студентов стали Патриарший хор Московского Данилова монастыря (регент Георгий Сафонов) и Праздничный хор Минского Свято-Елисаветенского монастыря (регент И. В. Денисова). Хоры исполняют как церковную, так и народную и классическую музыку. Большое удивление у студентов вызвал факт, что церковные коллективы исполняют не только богослужебную музыку, но и военные, казачьи, советские песни и у них достаточно широкий репертуар.

Для самостоятельного просмотра студентам были предложены следующие документальные фильмы: «Образы Священного Писания в творчестве композиторов», «Подборка передач о духовных композиторах», «П. И. Чайковский — церковный композитор», «С. В. Рахманинов — Всенощное бдение», «Регент» и др.

Таким образом, формируется интерес и позитивное отношение к творчеству церковных композиторов, расширяется профессиональный кругозор и исполнительский опыт студентов.

Результаты

Совокупность обозначенных действий и мероприятий была систематически реализована в условиях авторских программ дисциплины «Методика преподавания духовной музыки» и факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки». Курсы включены в основную образовательную программу подготовки студентов по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование». По итогам реализации курсов была проведена повторная диагностика уровня развития компонентов профессиональной культуры личности студентов, участвовавших в развивающей работе. Были получены результаты, свидетельствующие о качественном росте большинства элементов каждого компонента профессиональной культуры.

Результаты сравнительного анализа полученных данных по мотивационно-ценностному компоненту до и после реализации программы представлены в табл. 1.

Характеризуя особенности мотивационно-ценностного компонента развития культуры личности будущего учителя музыки, мы установили, что после реализации программы наблюдается повышение мотивации студентов. В особенности необходимо обратить внимание на качественный рост следующих показателей: альтруистическая направленность, праксическая, романтическая, гностическая, эстетическая и акизитивная направленность.

Таблица 1

Характеристика эмоциональной направленности личности, ценностей и установок до и после реализации программы развития профессиональной культуры личности студента — будущего учителя музыки

Направленность Мх

До После

Альтруистическая 4,38 6,24

Коммуникативная 6,00 7,59

Глорическая 3,63 4,79

Праксическая 5,19 8,25

Пугническая -1,56 2,63

Романтическая 4,81 6,97

Гностическая 0,88 3,26

Эстетическая 5,38 7,44

Гедонистическая 3,50 3,24

Акизитивная 0,13 3,74

Примечание. Типы направленности: альтруистическая — направленность на помощь другим; коммуникативная — направленность на общение; глорическая — потребность в самоутверждении, в славе; праксическая — вызывается деятельностью, ее успешностью или неуспешностью; романтическая — направлена на стремление ко всему необычному, необыкновенному, таинственному; гностическая — направлена на потребность в получении любой новой информации; эстетическая — направлена на потребность быть в гармонии с окружающим; гедонистическая — направленность на потребность в телесном и душевном комфорте; акизитивная — направленность на интерес к накоплению, «коллекционированию». Мх — среднее арифметическое значение. «До» — показатели до проведения формирующей работы. «После» — показатели после проведения формирующей работы.

Повысилась и экспертная оценка мотивации педагогической деятельности студентов. Если до реализации программы среднеарифметическое значение было равно 3,96 баллам, то после реализации — 7,02 баллам из максимальных десяти, что наглядно представлено в табл. 2.

Таблица 2

Экспертная оценка мотивации педагогической деятельности до и после реализации программы формирования профессиональной культуры личности студента — будущего учителя музыки

Мх

До После

Показатель оценки 3,96 7,02

Различия в данном показателе до и после реализации программы носят статистически значимый характер — значение критерия и-Манна—Уитни = 3,350 при уровне значимостиp < 0,05.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в отношении большинства показателей мотивационно-ценностного компонента культуры личности будущего учителя музыки произошли статистически значимые, качественные положительные изменения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы

Проблема формирования профессиональной культуры будущего учителя музыки является актуальной на сегодняшний день. Множество научных исследований посвящены развитию профессиональной культуры личности будущих педагогов, развитию их мотивационной сферы и профессиональной подготовке учителя в целом.

Русская духовная музыка представляет собой крупный пласт мировой музыкальной культуры, выражает мироощущение и мировоззрение русского народа с его духовными идеалами и ценностями, хранит в себе историю страны и народа с его национальными героями. В русской духовной музыке заключен огромный образовательный потенциал, который, на наш взгляд, недостаточно раскрыт в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

С целью формирования мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки была разработана программа, направленная на повышение уровня мотивационно-ценностного компонента. Разработанная нами программа по развитию мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности студентов средствами русской духовной музыки позволила качественно повысить уровень мотивации педагогической деятельности студентов-музыкантов.

Обобщая, мы можем говорить о качественном положительном влиянии разработанной программы на развитие мотивационно-ценностного компонента профессиональной культуры личности будущих учителей музыки. Эмпирически обосновано и доказано положительное влияние русской духовной музыки на развитие профессиональной культуры личности будущего учителя музыки.

Список источников

Абрамова Н. Н. Формирование профессиональной направленности студентов педагогического вуза при изучении курса педагогики // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 9 (152). С. 35-41. Бянкина Л. В. Гармоничное личностное саморазвитие как цель становления субъектно-сти физической культуры личности // Культура физическая и здоровье. 2019. № 4 (72). С. 3-5.

Горелова Е. С., Костенко А. А. Коммуникативная культура в системе базовой культуры

личности // Экономика и социум. 2019. № 4 (59). С. 276-280. Гусева О. В. Мировоззренческая культура как фактор инновационной деятельности современного учителя // Профессиональная ориентация. 2017. № 1. С. 79-83. Жаркова А. А. Развитие профессиональной направленности личности студента вуза

культуры и искусств // Образование. Наука. Научные кадры. 2019. № 4. С. 182-185. Зенченков И. П. Культура как база формирования физической культуры личности будущего учителя // Вестник Академии гражданской защиты. 2019. № 1 (17). С. 8-12.

Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 4-5 (48). С. 120-124.

Кропотова М. Ю. Мотивация к профессиональной деятельности у будущих педагогов // Молодой ученый. 2021. № 46 (388). С. 276-278.

Кучмуруков В. В. Информационная культура личности: анализ документального потока // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2021. № 1 (17). С. 41-48.

Маслинская Н. Г. Роль педагога в формировании мотивации к активной исполнительской деятельности учащихся // Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств. 2021. № 16. С. 84-86.

Муртазаева Э. М. Коммуникативная культура как предмет педагогического анализа // Январские педагогические чтения. 2020. № 6 (18). С. 33-37.

Нартова И. В. Практико-центрический подход как стимул повышения мотивации будущих музыкантов-педагогов к проектной деятельности // Музыкальное искусство и образование. 2019. Т. 7. № 4. С. 145-157.

Нусупова Ш. М., Сапаргалиева А. Ж. Формирование мотивации будущих педагогов в процессе проектного обучения // Заметки ученого. 2021. № 6-1. С. 181-185.

Саидова З. З. Мировоззренческая культура личности и ее сущность // Вестник Таджикского национального университета. 2021. № 2. С. 78-87.

Самигулина А. В. Слушательская деятельность на уроке музыки как основа формирования мотивации обучающихся к слушанию музыки // Аллея науки. 2019. Т. 5. № 1 (28). С. 801-805.

Сержанова З. Р., Пушкаева Н. А., Шипиева З. И., Бембетова Б. С., Бейшембиева А. Д. Роль мотивации педагогов в адаптации к профессиональной деятельности // Актуальные научные исследования в современном мире. 2021. № 1-8 (69). С. 94-96.

Смирнов Я. Ю. Исполнительская практика как стимул профессионального роста студентов, обучающихся по специальностям музыкальной направленности // Культура и образование. 2020. № 2 (37). С. 136-143.

Смирнова А. А. Изучение мотивации будущих педагогов к профессиональной деятельности // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18. № 1-2 (21). С. 281-283.

Суворова В. А. Информационная культура как компонент общей культуры личности обучающегося // Инновационная наука. 2020. № 12. С. 180-182.

Уварова М. Н. Мотивация как одно из условий профессионально-личностного развития педагогов // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2019. № 10. С. 47-51.

Фирсова С. Ю. Экологическая культура учащихся как один из факторов становления конкурентоспособной личности // Образование и наука в России и за рубежом. 2021. № 1 (77). С. 167-170.

Хазиева Э. К. Мотивация — основа успеха и успешности педагога // Актуальные исследования. 2020. № 22 (25). С. 187-189.

Черникова Е. В. Экологическая культура как аспект социализации личности // Современные здоровьесберегающие технологии. 2019. № 1. С. 73-88.

Шарипова С. Б. Педагогические ориентиры формирования мировоззренческой культуры студенческой молодежи в высших образовательных учреждениях // Проблемы современной науки и образования. 2018. № 11 (131). С. 75-77.

Якимова Е. Н. Экологическая культура личности: принципы взаимодействия человека и окружающей среды // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2. С. 112-116.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2023. Vol. 68. P. 50-62 DOI: 10.15382/sturIV202368.50-62

https://orcid.org/0000-0002-2678-6609

Natalia Teplova, Yaroslavl State Pedagogical University

Yaroslavl, Russia natalyat@mail. ru

Formation of the Motivational-Value Component of the Professional Culture of the Personality of the Future Music Teacher

Abstract: The article deals with the component structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author analysed a large amount of research in the field of the component structure of the professional culture of the individual, the motivational sphere of pedagogical activity, and the professional training of a music teacher. The formation of the motivational-value component occupies an important place in the development of the professional culture of the personality of the future teacher. The author highlights the motivational-value component as one of the priorities in the structure of the professional culture of the personality of the future music teacher.

Russian sacred music is chosen as a means of influencing the motivational sphere of students and the professional culture of the future teacher in general. The paper defines the importance of the chosen means, emphasizes the special educational potential of Russian sacred music and the insufficiency of its use in the professional training of the future music teacher.

The motivational-value component of the professional culture of the personality of the future music teacher is realized in the process of analyzing, performing and listening to Russian sacred music, and music is presented as a value of the world musical culture. The article presents the results of a study of the levels of the motivational-value component of the professional culture of a future music teacher. The author reveals the features of the study of Russian sacred music, presents the forms and methods of working with students, demonstrates the results of his work to increase the level of the motivational-value component of the students' professional culture. The effectiveness of the work is manifested in the positive interest of students in samples of Russian sacred music and forms their motivation for independent extracurricular activities.

Keywords: music teacher, pedagogical university, professional culture, professional training, motivation, values, Russian spiritual music.

N. Teplova

References

Abramova N. (2020) "Formirovanie professional'noi napravlennosti studentov pedagogichesko-go vuza pri izuchenii kursa pedagogiki". Izvestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedago-gicheskogo universiteta, 2020, no. 9 (152), pp. 35—41 (in Russian).

Biankina L. (2019) "Garmonichnoe lichnostnoe samorazvitie kak tsel' stanovleniia sub"ektnosti fizicheskoi kul'tury lichnosti". Kul'turafizicheskaia izdorov'e, 2019, no. 4 (72), pp. 3—5 (in Russian).

Chernikova E. (2019) "Ekologicheskaia kul'tura kak aspekt sotsializatsii lichnosti". Sovremennye zdorov'esberegaiushchie tekhnologii, 2019, no. 1, pp. 73—88 (in Russian).

Firsova S. (2021) "Ekologicheskaia kul'tura uchashchikhsia kak odin iz faktorov stanovleniia konkurentosposobnoi lichnosti". Obrazovanie i nauka v Rossii i za rubezhom, 2021, no. 1 (77), pp. 167-170 (in Russian).

Gorelova E., Kostenko A. (2019) "Kommunikativnaia kul'tura v sisteme bazovoi kul'tury lichnosti". Ekonomika i sotsium, 2019, no. 4 (59), pp. 276-280 (in Russian).

Guseva O. (2017) "Mirovozzrencheskaia kul'tura kak faktor innovatsionnoi deiatel'nosti sovre-mennogo uchitelia". Professional'naia orientatsiia, 2017, no. 1, pp. 79-83 (in Russian).

Iakimova E. (2021) "Ekologicheskaia kul'tura lichnosti: printsipy vzaimodeistviia cheloveka i okruzhaiushchei sredy". Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv, 2021, no. 2, pp. 112-116 (in Russian).

Kambarova K. (2019) "Formirovanie i razvitie dukhovno-nravstvennoi kul'ury lichnosti budu-shchego pedagoga". Aktual'nye nauchnye issledovaniia vsovremennom mire, 2019, no. 4-5 (48), pp. 120-124 (in Russian).

Khazieva E. (2020) "Motivatsiia — osnova uspekha i uspeshnosti pedagoga". Aktual'nye issledovaniia, 2020, no. 22 (25), pp. 187-189 (in Russian).

Kropotova M. (2021) "Motivatsiia k professional'noi deiatel'nosti u budushchikh pedagogov". Molodoi uchenyi, 2021, no. 46 (388), pp. 276-278 (in Russian).

Kuchmurukov V. (2021) "Informatsionnaia kul'tura lichnosti: analiz dokumental'nogo potoka". Vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury, 2021, no. 1 (17), pp. 41-48 (in Russian).

Maslinskaia N. (2021) "Rol' pedagoga v formirovanii motivatsii k aktivnoi ispolnitel'skoi deiatel'nosti uchashchikhsia". Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury i iskusstv, 2021, no. 16, pp. 84-86 (in Russian).

Murtazaeva E. (2020) "Kommunikativnaia kul'tura kak predmet pedagogicheskogo analiza". Ianvarskiepedagogicheskie chteniia, 2020, no. 6 (18), pp. 33-37 (in Russian).

Nartova I. (2019) "Praktiko-tsentricheskii podkhod kak stimul povysheniia motivatsii budushchikh muzykantov-pedagogov k proektnoi deiatel'nosti". Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie, 2019, vol. 7, no. 4, pp. 145-157 (in Russian).

Nusupova Sh., Capargalieva A. (2021) "Formirovanie motivatsii budushchikh pedagogov v protsesse proektnogo obucheniia". Zametki uchenogo, 2021, no. 6-1, pp. 181-185 (in Russian).

Saidova Z. (2021) "Mirovozzrencheskaia kul'tura lichnosti i ee sushchnost'". Vestnik Tadzhik-skogo natsional'nogo universiteta, 2021, no. 2, pp. 78-87 (in Russian).

Samigulina A. (2019) "Slushatel'skaia deiatel'nost' na uroke muzyki kak osnova formirovaniia motivatsii obuchaiushchikhsia k slushaniiu muzyki". Alleia nauki, 2019, vol. 5, no. 1 (28), pp. 801-805 (in Russian).

Serzhanova Z., Pushkaeva N., Shipieva Z., Bembetova B., Beishembieva A. (2021) "Rol' motivatsii pedagogov v adaptatsii k professional'noi deiatel'nosti". Aktual'nye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, 2021, no. 1-8 (69), pp. 94-96 (in Russian).

Smirnov Ia. (2020) "Ispolnitel'skaia praktika kak stimul professional'nogo rosta studentov, obu-chaiushchikhsia po spetsial'nostiam muzykal'noi napravlennosti". Kul'tura i obrazovanie, 2020, no. 2 (37), pp. 136-143 (in Russian).

Smirnova A. (2021) "Izuchenie motivatsii budushchikh pedagogov k professional'noi deia-tel'nosti". Studencheskaia nauka iXXIvek, 2021, vol. 18, no. 1-2 (21), pp. 281-283 (in Russian).

Suvorova V. (2020) "Informatsionnaia kul'tura kak komponent obshchei kul'tury lichnosti obu-chaiushchegosia". Innovatsionnaia nauka, 2020, no. 12, pp. 180-182 (in Russian).

Uvarova M. (2019) "Motivatsiia kak odno iz uslovii professional'no-lichnostnogo razvitiia pedagogov". Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem, 2019, no. 10, pp. 47-51 (in Russian).

Sharipova S. (2018) "Pedagogicheskie orientiry formirovaniia mirovozzrencheskoi kul'tury stu-dencheskoi molodezhi v vysshikh obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh". Problemy sovremennoi nauki i obrazovaniia, 2018, no. 11 (131), pp. 75-77 (in Russian).

Zenchenkov I. (2019) "Kul'tura kak baza formirovaniia fizicheskoi kul'tury lichnosti budush-chego uchitelia". VestnikAkademiigrazhdanskoi zashchity, 2019, no. 1 (17), pp. 8-12 (in Russian).

Zharkova A. (2019) "Razvitie professional'noi napravlennosti lichnosti studenta vuza kul'tury i iskusstv". Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 2019, no. 4, pp. 182-185 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

The article was submitted 27.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.