Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / культура личности / педагогический вуз / русская духовная музыка / pedagogical conditions / personal culture / pedagogical university / Russian spiritual music

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н.В. Теплова, И.С. Кобозева, Н.И. Чинякова

Статья посвящена обоснованию педагогических условий, обеспечивающих развитие культуры личности студентов-музыкантов педагогического вуза средствами русской духовной музыки в процессе учебной и внеучебной деятельности. Проблеме развития культуры личности в современном научном знании уделяется особое внимание, поскольку от уровня культуры личности будущего учителя зависит то, как он организует воспитательно-образовательный процесс в школе, и, следовательно, каким будет наше общество уже в ближайшем будущем. Во многом общество связано не столько с успешностью учителя по конкретному предмету, сколько с личностными культурными достижениями каждого педагога, способного воспитать человека культуры. Именно поэтому важен поиск средств, способных влиять на процесс развития культуры личности будущего учителя. Авторы считают, что таким средством может стать русская духовная музыка, уникальная по своей природе, имеющая богатую историю становления, свой путь развития, заключающая в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал. Также актуальными на сегодняшний день являются запросы работодателей, требующих от специалистов-музыкантов владеть профессиональными компетенциями, ориентированными на весь современный объем музыкальной информации. Это обусловливает сложность и многоаспектность профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, включающей, в том числе, и развитие его личностной духовной культуры. Данная статья является отражением специфики выявления и реализации педагогических условий развития культуры личности студентов педагогического вуза средствами русской духовной музыки. Реализация предложенных педагогических условий позволит обеспечить успешность процесса развития культуры личности будущего учителя музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н.В. Теплова, И.С. Кобозева, Н.И. Чинякова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY MEANS OF RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC.

The article presents justification of pedagogical conditions, ensuring the development of the culture of personality of students-musicians of pedagogical university by means of Russian spiritual music in the process of educational and extracurricular activities. The problem of formation of the personal culture of students at a pedagogical university in modern scientific knowledge is paid special attention, because the level of the personal culture of the future teacher depends on how he organizes the educational and educational process in school and, therefore, what the society will be in the near future. In many ways, society is connected not so much with the success of a teacher in a particular subject, but with the personal cultural achievements of each teacher who is able to educate a person of culture. That is why it is important to find means that can influence the process of forming the culture of the personality of the future teacher. The authors believe that such means can be Russian spiritual music, unique in nature, having a rich history of formation, its own path of development, containing a huge educational potential. The requests of employers, requiring specialists-musicians to possess professional competences oriented to the whole modern volume of musical information, are relevant. This causes the complexity and multidimensional training of a teacher-musician at a university, including the development of his personal spiritual culture. The article reflects on the specifics of identifying and implementing pedagogical conditions to form a culture of personality of students of a pedagogical university by means of Russian spiritual music. The implementation of the proposed pedagogical conditions will ensure the success of the process of developing the culture of the personality of the future music teacher

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

- развитие мягких навыков (воображение, анализ и синтез информации);

- помощь обучающимся в усвоении темы через их личную эгоцентрическую систему;

- повышение уверенности обучаемых в употреблении вопросно-ответных реплик; лучшее запоминание темы;

- получение информации о том, как обучающиеся восприняли занятие, тему, степень их активности;

- развитие способности обучаемых к адекватной речевой реакции с элементами импровизации.

Все учебно-речевые ситуации определены целями и задачами, поэтому направлены на автоматизированное употребления готовых высказываний по теме. Ситуации могут выступать и как элемент содержания, и как один из приемов обучения на разных этапах и уровнях формирования речевых действий, служить орудием управления учебной деятельностью обучающегося и способом организации работы преподавателя и помогать решению профессионально ориентированных, образовательных и воспитательных задач [7, с. 44].

Таким образом, внедрение приближенных к реальности ситуаций - это отличный способ для обучающихся тренировать свои навыки и развивать автоматизацию употребления готовых фраз. Преимуществами речевых ситуаций являются:

- ситуации, разыгранные в классе, создают модели, на которых обучающиеся основывают последующие интеракции,

Библиографический список

- воспроизведение языковых, лексико-грамматических клише позволяют обучающимся сместить фокус на их правильном и уместном употреблении,

- диалоги, созданные обучаемыми, могут быть использованы как часть креативных заданий с последующим обменом между парами,

- ситуации имеют отличный потенциал разрабатывать серию упражнений на их основе [8, с. 59].

Выбор любого вида деятельности преподавателя иностранного языка преследует цель эффективного усвоения знаний умений и навыков обучающимися.

Ситуативный метод обучения иностранному языку способствует овладению обучающимися практико-направленной лексикой в процессе изучения материала по теме, повышает их мотивацию и интерес к общению на иностранном языке, дает коммуникативную возможность применять собственный языковой потенциал, стимулирует познавательный интерес обучающихся к изучению профессии через иностранный язык. Обучение иностранному языку в ситуациях - это не единичное использование диалогов, ситуаций, бесед, а целенаправленный процесс обучения общению. Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса на практических занятиях имеет перспективу формирования и развития устойчивой коммуникативной компетенции.

Ситуационное обучение языку делает весь процесс полезным и реалистичным, оно важно, потому что ситуации определяют наш опыт и связаны с ним. Она пробуждает в обучающихся желание высказаться по этому поводу [9, с. 274]. Новые структуры и новые элементы лексики можно преподавать естественным, осмысленным и реалистичным образом.

1. Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку. Молодой ученый. 2011; Т. 2, № 3.

2. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. Москва: Еврошкола, 2004.

3. Элмуратова Н.Х. Основные характеристики ситуационного метода обучения иностранному языку Молодой ученый. 2019; № 18: 58 - 60. Available at: https://moluch.ru/ archive/256/58653/

4. Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.

5. Кузьмина Е.В. Особенности индивидуального подхода к ученику при обучении иноязычному устно-речевому общению на основе учебно-речевых ситуаций. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

6. Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения. Коммуникативные единицы языка: тезисы докладов на Всесоюзной научной конференции. Москва: МГПИИЯ имени М. Тореза, 1984.

7. Говорение. Available at: /http://studbooks.net/1852063/pedagogika/lingvisticheskaya_harakteristika_ustnoy_rechi//

8. Allen E.D., Valette R.M. Classroom Techniques: Foreign Language and English as a Second Language. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1977.

9. Allen H.B., Cambell R.N. Teaching English as a Second Language: A Book of Readings. New York: McGraw Hill, 1972.

References

1. Kobzeva N.A. Kommunikativnaya kompetenciya kak bazisnaya kategoriya sovremennoj teorii i praktiki obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2011; T. 2, № 3.

2. Safonova V.V. Kommunikativnaya kompetenciya: sovremennye podhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskih celyah. Moskva: Evroshkola, 2004.

3. 'Elmuratova N.H. Osnovnye harakteristiki situacionnogo metoda obucheniya inostrannomu yazyku. Molodoj uchenyj. 2019; № 18: 58 - 60. Available at: https://moluch.ru/ archive/256/58653/

4. Vajsburd M.L. Ispol'zovanie uchebno-rechevyh situacijpri obuchenii ustnoj rechi na inostrannom yazyke. Obninsk: Titul, 2001.

5. Kuz'mina E.V. Osobennosti individual'nogo podhoda k ucheniku pri obuchenii inoyazychnomu ustno-rechevomu obscheniyu na osnove uchebno-rechevyh situacij. Avtoreferat dissertacii . kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

6. Gez N.I. Razvitie kommunikativnoj kompetencii v situaciyah rolevogo obucheniya. Kommunikativnye edinicy yazyka: tezisy dokladov na Vsesoyuznoj nauchnoj konferencii. Moskva: MGPIIYa imeni M. Toreza, 1984.

7. Govorenie. Available at: /http://studbooks.net/1852063/pedagogika/lingvisticheskaya_harakteristika_ustnoy_rechi//

8. Allen E.D., Valette R.M. Classroom Techniques: Foreign Language and English as a Second Language. New York: Harcourt Brace Jovanovich, Inc., 1977.

9. Allen H.B., Cambell R.N. Teaching English as a Second Language: A Book of Readings. New York: McGraw Hill, 1972.

Статья поступила в редакцию 17.11.20

УДК 378.1

Teplova N.V., assistant teaching, Department of Theory and Methods of Music and Art Educaton, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K.D. Ushinsky

(Yaroslavl, Russia), E-mail: natalyat@mail.ru

Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Mordovian State Pedagogical

University n.a. M.E. Evseviev (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Chinyakova N.I., Cand. of Sciences Pedagogy, senior lecturer, Department of Music Education and Methods of Teaching Music,

Mordovian State Pedagogical University n.a. M.E. Evsevieva (Saransk, Russia), E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE CULTURE OF PERSONALITY OF STUDENTS OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY MEANS OF RUSSIAN SPIRITUAL MUSIC. The article presents justification of pedagogical conditions, ensuring the development of the culture of personality of students-musicians of pedagogical university by means of Russian spiritual music in the process of educational and extracurricular activities. The problem of formation of the personal culture of students at a pedagogical university in modern scientific knowledge is paid special attention, because the level of the personal culture of the future teacher depends on how he organizes the educational and educational process in school and, therefore, what the society will be in the near future. In many ways, society is connected not so much with the success of a teacher in a particular subject, but with the personal cultural achievements of each teacher who is able to educate a person of culture. That is why it is important to find means that can influence the process of forming the culture of the personality of the future teacher. The authors believe that such means can be Russian spiritual music, unique in nature, having a rich history of formation, its own path of development, containing a huge educational potential. The requests of employers, requiring specialists-musicians to possess professional competences oriented to the whole modern volume of musical information, are relevant. This causes the complexity and multidimensional training of a teacher-musician at a university, including the development of his personal spiritual culture. The article reflects on the specifics of identifying and implementing pedagogical conditions to form a culture of personality of students of a pedagogical university by means of Russian spiritual music. The implementation of the proposed pedagogical conditions will ensure the success of the process of developing the culture of the personality of the future music teacher.

Key words: pedagogical conditions, personal culture, pedagogical university, Russian spiritual music.

Н.В. Теплова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», г. Ярославль,

E-mail: natalyat@mail.ru

И.С. Кобозева, д-р пед. наук, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск,

E-mail: kobozeva_i@mail.ru

Н.И. Чинякова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск,

E-mail: chinyakova-n@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Статья подготовлена при поддержке сетевого гранта между МГПИ и ЮУрГГПУ по теме «Разработка научно- и учебно-методического обеспечения курса «Основы музыкально-теоретических знаний»»

Статья посвящена обоснованию педагогических условий, обеспечивающих развитие культуры личности студентов-музыкантов педагогического вуза средствами русской духовной музыки в процессе учебной и внеучебной деятельности. Проблеме развития культуры личности в современном научном знании уделяется особое внимание, поскольку от уровня культуры личности будущего учителя зависит то, как он организует воспитательно-образовательный процесс в школе, и, следовательно, каким будет наше общество уже в ближайшем будущем. Во многом общество связано не столько с успешностью учителя по конкретному предмету, сколько с личностными культурными достижениями каждого педагога, способного воспитать человека культуры. Именно поэтому важен поиск средств, способных влиять на процесс развития культуры личности будущего учителя. Авторы считают, что таким средством может стать русская духовная музыка, уникальная по своей природе, имеющая богатую историю становления, свой путь развития, заключающая в себе огромный воспитательно-образовательный потенциал. Также актуальными на сегодняшний день являются запросы работодателей, требующих от специалистов-музыкантов владеть профессиональными компетенциями, ориентированными на весь современный объем музыкальной информации. Это обусловливает сложность и многоаспектность профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе, включающей, в том числе, и развитие его личностной духовной культуры. Данная статья является отражением специфики выявления и реализации педагогических условий развития культуры личности студентов педагогического вуза средствами русской духовной музыки. Реализация предложенных педагогических условий позволит обеспечить успешность процесса развития культуры личности будущего учителя музыки.

Ключевые слова: педагогические условия, культура личности, педагогический вуз, русская духовная музыка.

Согласно Федеральному закону от ФЗ от 02.12.2019 N 403-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] и положениям Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года [2], важно формировать у граждан страны культуру личности. Решение обозначенной задачи во многом зависит от педагога-музыканта, заинтересованного в положительных результатах своей трудовой деятельности, направленной на развитие культуры личности учеников. По данным профессионального стандарта «Педагога» к числу важнейших трудовых действий в области воспитательной деятельности педагога относятся умения «проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)», а также умения «строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей» [3].

Следовательно, студенту педагогического вуза необходимо обладать высоким уровнем собственной личностной культуры [4, с. 105]. На эту составляющую профессиональной подготовки педагога-музыканта нацеливает также Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (25.11.2019 г) [5].

В педагогике вопросы развития культуры человека связываются с содержанием образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям и ценностям национальной музыкальной культуры [6].

Обращение авторов к русской духовной музыке обусловлено тем, что она, как часть мировой культуры, включает в себя информационно-содержательный, социально-деятельностный и духовно-психологический компоненты, которые составляют ее потенциал как культурного явления [7]. Именно это дает возможность русской духовной музыке влиять на процесс развития культуры личности будущего учителя, но при определенных педагогических условиях [8, с. 212]. Сегодня русская духовная музыка приобрела действенный характер влияния в российском обществе и при определенных педагогических условиях способна воздействовать на процесс культурного развития будущего учителя.

Ряд исследований и передовой педагогический опыт свидетельствует о том, что реализация педагогического процесса эффективна лишь при осуществлении определенных педагогических условий.

Педагогическая трактовка категории «педагогическое условие» представлена в работах Е.В. Яковлева, где под педагогическими условиями понимается «совокупность мер педагогического процесса, направленных на повышение его эффективности» [9, с. 187]. В научной литературе под педагогическими условиями понимают весь педагогический процесс, интегрирующий в себе определенную совокупность мер, направленных на достижение поставленной цели.

Таким образом, педагогические условия есть образовательный процесс, в котором в тесной связи сосредоточены совокупность педагогических и психологических средств, направленных на эффективное достижение воспитательных и учебных задач.

В статье определены педагогические условия развития культуры личности студентов педагогического вуза средствами русской духовной музыки, которые теоретически обоснованы и практически апробированы в воспитательно-образовательном процессе подготовки студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкальное образование». Исследование проводилось на кафедре теории и методики музыкально-художественного воспитания Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

Культура личности студентов педагогического вуза представляет собой их культурно-ориентированное мировоззрение, которое отражается в отношениях к себе, к другим, к профессии. Культура личности студентов содержит в себе уровень их образованности и воспитанности, который, в свою очередь, и является составляющей культуры в целом.

Структура культуры личности студентов педагогического вуза включает в себя следующие компоненты: когнитивный (направлен на формирование знаний в области изучения русской духовной музыки, понимания ее ценности как мировой культуры); мотивационно-ценностный (обеспечивает формирование потребностей в ценностях русской духовной музыки, а интерес к музыке данной направленности формирует мотивацию к самостоятельной внеучебной деятельности студентов); деятельностный (отражает вовлечение студентов в исполнительскую деятельность).

Вышеуказанные характеристики создают основу для определения педагогических условий развития культуры личности студентов педагогического вуза средствами русской духовной музыки. Обозначим их и далее подробно рассмотрим. Прежде всего, это формирование системы знаний и понимание ценностных смыслов русской духовной музыки, ее стилевых и жанровых особенностей (когнитивный компонент). Очень важно сформировать интерес и эмоциональное отношение к нравственным ценностям русской духовной музыки на основе слухового и исполнительского опыта через музыкально-исполнительские дисциплины (мотивационно-ценностный компонент). И, наконец, важна организация погружения студентов в определенную культурно-образовательную среду, направленную на присвоение студентам системы ценностей русской духовной музыки в рамках факультативного курса «Основы православной культуры будущего учителя музыки» (деятельностный компонент);

Первое педагогическое условие направлено на формирование знаний и понимание ценностных смыслов русской духовной музыки, ее стилевых и жанровых особенностей. Условие реализовывалось в рамках учебной дисциплины «Методика преподавания духовной музыки в общеобразовательной школе», которая включена в учебный план подготовки студентов профиля подготовки «Музыкальное образование».

Согласно содержанию программы, педагогическая деятельность осуществлялась по когнитивному, мотивационно-ценностному и деятельностному блокам.

К когнитивному блоку относилось получение студентами знаний в области русской духовной музыки. В программе для изучения заложены следующие разделы: «Этапы развития и становления русской духовной музыки», «Знаменное пение», «Жанры русской духовной музыки», «Синтез храмовых искусств», и

другие. Подробнее остановится на разделе «Жанры русской духовной музыки». Помимо основных жанров русской духовной музыки, таких как хоровой концерт, тропарь, стихира и другие, в рамках дисциплины студенты познакомились с новыми для них жанрами - величание, кондак, канон, антифон, псалом и самыми крупными жанрами русской духовной музыки - Литургия и Всенощное бдение. Также в рамках дисциплины студенты приобщились к творчеству современных композиторов, которые пишут музыку в этих жанрах. Среди таких композиторов мы выделили И. Денисову, Г Лапаева и И. Алфеева. Для многих студентов творчество перечисленных композиторов стало открытием в мире современной русской духовной музыки.

Проведенный мониторинг показал, что полученные знания помогли студентам в большей мере разобраться с требованиями программы по музыке для общеобразовательных школ, в которой в той или иной степени затрагивается изучение русской духовной музыки.

Таким образом, при изучении дисциплины реализуется первое педагогическое условие, которое направлено на реализацию когнитивного компонента в развитии культуры личности студента-музыканта педагогического вуза.

Второе педагогическое условие - формирование интереса и эмоционального отношения к нравственным ценностям русской духовной музыки на основе слухового и исполнительского опыта через музыкально-исполнительские дисциплины направлено на реализацию эмоционально-ценностного компонента. К таким дисциплинам мы относим блок дирижерско-хоровых дисциплин подготовки студентов направления 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкальное образование»: «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Вокально-хоровой практикум», а также апробированные авторские программы дисциплины «Методика преподавания духовной музыки в общеобразовательной школе» и факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки».

На базе ЯГПУ имени К.Д. Ушинского на педагогическом факультете существует академический женский хор, в состав которого входят студенты, обучающиеся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Музыкальное образование». В репертуар хора входят произведения разных эпох, как русская, так и зарубежная музыка. Образцы русской духовной музыки занимают важное место в репертуаре хора, и особо следует выделить следующие: С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся», А.Д. Кастальский «Милосердие двери отверзи», «Единородный сыне», «Отче наш», «Трисвятое», П. Чесноков «Приидите ублажим Иосифа», «Хвалите имя Господне», П. Динев «Достойно есть», М. Гоголин «Честнейшую Херувим», С. Екимов «Рождественский гимн», С. Екимов «Колыбельная», С.И. Смирнов «Ave Maria», «Жили 12 разбойников» и др.

Исполняя лучшие образцы мировой музыкальной культуры, к которым относятся произведения С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, П. Чеснокова и многих других, студент погружается в образы и содержание того или иного произведения и тем самым пропускает через себя весь смысл авторской задумки, становясь сопричастным к ценностям, которые проносятся через духовную музыку сквозь века. К таким ценностям относятся добро, любовь, миролюбивость, дружба, уважение, семья, знания и др. Следовательно, и ценности эти становятся частью личности будущего учителя. Таким образом формируется интерес и эмоциональное отношение к нравственным ценностям русской духовной музыки.

Библиографический список

Формирование интереса и эмоционального отношения к нравственным ценностям русской духовной музыки также реализуется через концертную деятельность, а именно: участие хора в фестивалях и конкурсах духовной музыки таких как открытый фестиваль «Хоровой Собор» (г Ростов), межрегиональный хоровой Сергиевский фестиваль (г. Ростов), международный хоровой конкурс-фестиваль «Петровские дни» (г. Санкт-Петербург) и многих других. Целью таких фестивалей и конкурсов является сохранение традиций русского хорового пения, привлечение внимания общественности к популяризации духовной музыки, знакомство с ее лучшими образцами.

Таким образом, формирование интереса и развитие эмоционального отношения к нравственным ценностям русской духовной музыки происходит на основе слухового и исполнительского опыта в учебной и концертной деятельности студентов и реализует мотивационно-ценностный компонент в развитии культуры личности студента-музыканта педагогического вуза.

Третье педагогическое условие - организация погружения студентов в определенную культурно-образовательную среду, направленную на присвоение студентам системы ценностей русской духовной музыки. Настоящее условие реализовалось как через исполнительскую деятельность в рамках учебной и внеу-чебной деятельности студентов, так и в рамках факультативного курса «Основы православной культуры будущего учителя музыки» и направлено на развитие деятельностного компонента.

Программа курса состоит из практических и теоретических занятий. В теорию вошли вопросы изучения русской духовной музыки, заложенные в государственный стандарт общего среднего образования и программы по музыке. В рамках практических занятий важная роль отведена изучению жанров и распевов церковной музыки. Среди них можно выделить следующие: антифоны знаменного распева, антифоны Киевского распева, система осьмогласия, Киевская ектения, Московская ектения, песнопения обиходного распева и многие другие. Помимо практического изучения жанров церковной музыки большое внимание уделяется песенному материалу духовного содержания, который студенты могут использовать на практике в общеобразовательных учреждениях.

Факультативный курс «Основы православной культуры учителя музыки» в образовательном процессе вуза призван выполнять ряд функций, к которым относятся: познавательная, мотивационно-ценностная и практико-ориентиро-ванная. Программа имеет ярко выраженную специфику и ориентирована на профессиональную деятельность будущего учителя [10, с. 112]. Экспериментально доказано, что введение факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки» в образовательный процесс педагогического вуза способствует успешному развитию культуры личности будущего учителя и реализует деятель-ностный компонент в развитии культуры личности студента-музыканта педагогического вуза.

Таким образом, нами были определены педагогические условия развития культуры личности студента педагогического вуза средствами русской духовной музыки. Исследование показало, что апробация педагогических условий в образовательном процессе педагогического вуза способствует успешному развитию культуры личности студента-музыканта. Реализация предложенных нами педагогических условий подтвердила их целесообразность. Кроме этого, следует отметить перспективы в дальнейшем исследовании педагогических условий развития культуры личности школьников, средствами русской духовной музыки.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 27.12.2019). Available at: http://wwwconsultantru/cons/cgi/online.cgi?req= docSts=252290825016299843222240695Scacheid=6B0E9D2674D8363F2026006902C2F8BDSmode=splusSbase=LAWSn=342058Srnd=0.6584110113605834#1an8el6sft

2. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р (ред. от 30.03.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/

3. Об утверждении профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования. Приказ Минтруда России «» от 08.09.2015 № 608н. СПС «КонсультантПлюс». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_186851/

4. Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Интернет-сайт Религиозные ценности и современная система образования. Available at: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578

5. Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020 - 2024 годы, утвержденной на заседании Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2019 N 635. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=EXP&n=737978#032806733426730905

6. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система. Высшее образование в России. 2009; № 6: 102 - 106.

7. Кобозева И.С., Теплова Н.В. Образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 46 - 48.

8. Химич М.Д. Воспитательное значение православной духовной музыки. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции: в 4 т. Белгород: ИПК БГИИК, 2016; Т. 3: 210 - 213.

9. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Издательство РБИУ, 2010.

10. Кобозева И.С., Теплова Н.В. Программа факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки» как средство формирования культуры личности студента педагогического вуз. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 111 - 113.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 27.12.2019). Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=252 290825016299843222240695&cacheid=6B0E9D2674D8363F2026006902C2F8BD&mode=splus&base=LAW&n=342058&rnd=0.6584110113605834#1an8el6sft

2. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29.02.2016 N 326-r (red. ot 30.03.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/

3. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Prikaz Mintruda Rossii «» ot 08.09.2015 № 608n. SPS «Konsul'tantPlyus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_186851/

4. Galickaya I.A., Metlik I.V. Ponyatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike. Internet-sajt Religioznye cennosti i sovremennaya sistema obrazovaniya. Available at: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?num=578

5. Ob utverzhdenii plana meropriyatij po realizacii Koncepcii prepodavaniya predmetnoj oblasti "Iskusstvo" v obrazovatel'nyh organizaciyah Rossijskoj Federacii, realizuyuschih osnovnye obscheobrazovatel'nye programmy, na 2020 - 2024 gody, utverzhdennoj na zasedanii Kollegii Ministerstva prosvescheniya Rossijskoj Federacii 24 dekabrya 2018 goda. Prikaz Minprosvescheniya Rossii ot 25.11.2019 N 635. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=737978#032806733426730905

6. Gafurova N.V., Bugaeva T.P. Vospitatel'nyj process v vuze kak sistema. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2009; № 6: 102 - 106.

7. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Obrazovatel'no-vospitatel'nyj potencial russkoj duhovnoj muzyki v formirovanii kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 46 - 48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Himich M.D. Vospitatel'noe znachenie pravoslavnoj duhovnoj muzyki. Nauka. Kul'tura. Iskusstvo: aktual'nye problemy teorii i praktiki: sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4 t. Belgorod: IPK BGIIK, 2016; T. 3: 210 - 213.

9. Yakovlev E.V. Pedagogicheskoe issledovanie: soderzhanie i predstavlenie rezul'tatov. Chelyabinsk: Izdatel'stvo RBIU, 2010.

10. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Programma fakul'tativnogo kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury uchitelya muzyki» kak sredstvo formirovaniya kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuz. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 111 - 113.

Статья поступила в редакцию 16.11.20

УДК 378

Fomicheva E.E., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), teacher, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: fee83@yandex.ru

Shafarenko Yu.K., Cand. of Sciences (Military Studies), senior lecturer, Military Space Academy n.a. A.F. Mozhaysky (St. Petersburg, Russia),

E-mail: shafarenko@mail.ru

FORMATION OF RESEARCH SKILLS IN STUDENTS AT THE INITIAL STAGE OF STUDY AT A UNIVERSITY. The article discusses issues of development of skills that are necessary for scientific-research activities of graduates of technical universities. Using the example of research work, the possibility of involving students in this type of activity is discussed starting from the first terms of university study. As an example, the researchers offer a study of the electret effect in polymer materials. This topic is not artificially invented for the implementation of the point, but it is practical application in the scientific work of scientists engaged in the study of the electrophysical properties of polymers. The research is a fairly extensive study and can be performed as part of elective classes or research practice. It involves interdisciplinary communication with sections of higher mathematics and information technologies, dedicated to the study of numerical methods for solving problems.

Key words: research work, professional competencies, experimental activities.

Е.Е. Фомичева, канд. физ.-мат. наук, преп., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: fee83@yandex.ru

Ю.К. Шафаренко, канд. воен. наук, доц., Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, E-mail: shafarenko@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы развития навыков, необходимых для научно-исследовательской деятельности обучающихся технических вузов. На примере научно-исследовательской работы обсуждается возможность вовлечения их в данный вид деятельности с начала обучения в вузе. В качестве примера предлагается работа на тему исследования электретного эффекта в полимерных материалах. Эта тема не является искусственно придуманной для решения поставленной задачи, а находит практическое применение при исследовании электрофизических свойств полимеров. Предлагаемая работа является достаточно объемным исследованием и может выполняться в часы внеаудиторной работы, например, факультативно или в рамках научной работы обучающихся. При ее выполнении требуются знания не только физики, но и соответствующих разделов высшей математики и информатики в части, касающейся численных методов решения задач.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа, профессиональные компетенции, экспериментальная деятельность.

В быстро развивающемся мире технологий востребованы молодые специалисты, обладающие навыками поиска и анализа информации, способные обучаться и переучиваться в соответствии с направлением развития существующих технологий и появляющихся новых. Помимо базовых теоретических знаний, которые должен иметь выпускник технического вуза, он также должен владеть такими компетенциями, как умение логически мыслить, систематизировать информацию, прогнозировать, критически мыслить, ставить исследовательские задачи и выбирать пути их решения. Также он должен владеть умениями, необходимыми для обучения работе на современном измерительном оборудовании, знать основные методы обработки и анализа экспериментальных данных. В соответствии с ФГОС ВО [1] видами профессиональной деятельности выпускников, к которым готовятся выпускники технических вузов, освоившие программу специалитета, в том числе является научно-исследовательская и экспериментальная. Поэтому одной из задач, которые стоят перед техническими вузами, является формирование у будущих молодых специалистов общекультурных компетенций, таких как логическое и творческое мышление, развитие умений обобщения и анализа, навыков самостоятельной постановки задач и выбора подходов и методик их решения. Первичные навыки решения данной задачи могут быть заложены уже на младших курсах в рамках научных исследований, которые рекомендуется проводить при изучении дисциплин математического и естественнонаучного цикла [2; 3], в частности по программе курса общей физики.

В данной статье рассмотрена методика проведения научных исследований, которые могут быть выполнены в рамках научно-исследовательской и курсовой работы или проекта, на факультативных занятиях по физике. Эта методика, с одной стороны, достаточно проста в реализации и не требует наличия сложного и дорогостоящего оборудования. С другой стороны, в процессе выполнения работы обучающиеся не только приобретают умения и навыки самостоятельного выполнения научных исследований, но и знакомятся с одной из актуальных тематик современной науки - физикой полимерных диэлектриков,

а точнее, с ее разделом, посвященным изучению электретных свойств полимерных материалов.

Электреты - аналоги постоянных магнитов. Электретом называется «диэлектрик, длительное время сохраняющий поляризованное состояние после снятия внешнего воздействия, которое привело к поляризации (или заряжению) этого диэлектрика, и создающий в окружающем пространстве квазипостоянное электрическое поле» [4, с. 1]. Основные свойства электретных материалов и механизм возникновения электретного состояния в веществе на доступном для студентов младших курсов уровне описан в работе Гороховатского Ю.А. [4].

Применение электретных материалов охватывает многие области человеческой деятельности: они используются в производстве искусственных кровеносных сосудов; на создании электретного эффекта основана работа воздушных фильтров, датчиков давления, дозиметров, сурдотелефонов, электретных микрофонов, электромеханических преобразователей; электретрирование упаковок из полимерных материалов приводит к увеличению сроков хранения в них продуктов [5 - 7]. Но при этом физика электретного состояния диэлектриков весьма непроста. Всё это оставляет актуальным изучение электрофизических свойств полимерных диэлектриков, несмотря на огромное количество материала, накопленного за более полувека их изучения.

Обучающимся предлагается выполнить работу на тему «Исследование электретных свойств полимерных материалов». В качестве образцов используются основные полимерные материалы в виде пленок, широко применяемых в быту и технике: полиэтилен, полипропилен, полистирол, полиэтилентерефталат, политетрафторэтилен (фторопласт). В качестве метода поляризации полимерных пленок предлагается использовать метод поляризации в коронном разряде. Этот метод довольно широко применяется и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с другими методами [8].

Коронный разряд протекает в неоднородном электрическом поле. Для заряжения диэлектрика в поле коронного разряда он помещается между двумя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.