Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Теплова Наталья Валерьевна

Автором поднимается актуальная проблема развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Проанализирован большой объем исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, деятельностной сферы педагогической работы, профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Деятельностный компонент, наряду с мотивационноценностным и когнитивным, выделяется как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Подчеркивается, что формирование деятельностного компонента занимает одно из важных мест в развитии профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автор обращает внимание на важность выбранного средства, влияющего на процесс становления профессиональной культуры будущего педагога. Акцентируется внимание на особом образовательном потенциале русской духовной музыки и недостаточности его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки. Деятельностный компонент включает в себя исполнительскую и научно-исследовательскую деятельность студентов. Компонент направлен на приобретение профессиональных навыков в области исполнения русской духовной музыки, умение анализировать произведения русской духовной музыки в процессе ее исполнения или слушания, а так же на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. В статье представлены результаты исследования деятельностного компонента развития профессиональной культуры будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки в рамках авторских курсов, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов. В ходе анализа результатов исследования автору удалось определить уровень развития профессиональной культуры личности студентов-музыкантов средствами русской духовной музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Теплова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ACTIVITY-RELATED COMPONENT IN THE PROFESSIONAL CULTURE OF THE FUTURE TEACHER BY MEANS OF RUSSIAN SACRED MUSIC

The author raises the problem of the development of professional culture of personality of the future music teacher. The article considers the component structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author has analysed a large amount of research in the eld of the component structure of the professional culture of the individual, the activity sphere of pedagogical activity, and the professional training of a music teacher in a pedagogical university. The activity component, along with the motivational-value and cognitive components, stands out as one of the priorities in the structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. It is emphasised that the formation of the activity component occupies one of the important places in the development of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author emphasises the importance of the chosen means in uencing the process of formation of the professional culture of the future teacher. Attention is focused on the special educational potential of Russian sacred music and the insu ciency of its use in the professional training of a future music teacher. The activity component includes performing and research activities of students. The component is aimed at acquiring professional skills in the performance of Russian sacred music, the ability to analyse works of Russian sacred music in the process of performing or listening to it, as well as involving students in research activities. The article presents the results of a study of the activity component of the development of the professional culture of a future music teacher by means of Russian sacred music. The author reveals the features of the study of Russian sacred music within the framework of the author’s courses, demonstrates the results of his work to increase the level of the activity component of the professional culture of the students’ personality. While analysing the results of the study, the author was able to determine the level of development of the professional culture of the personality of student musicians by means of Russian sacred music.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Теплова Наталья Валерьевна, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского Россия, г. Ярославль па1а1уа1@шаИ. ги https://orcid.org/0000-0002-2678-6609

2022. Вып. 67. С. 74-82

Б01: 10.15382Миг^202267.74-82

Формирование деятельностного компонента

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

Аннотация: Автором поднимается актуальная проблема развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. В статье рассматривается компонентная структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Проанализирован большой объем исследований в области компонентной структуры профессиональной культуры личности, деятельностной сферы педагогической работы, профессиональной подготовки учителя музыки в педагогическом вузе. Деятельностный компонент, наряду с мотивационно-ценностным и когнитивным, выделяется как один из приоритетных в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Подчеркивается, что формирование деятельностного компонента занимает одно из важных мест в развитии профессиональной культуры личности будущего учителя музыки. Автор обращает внимание на важность выбранного средства, влияющего на процесс становления профессиональной культуры будущего педагога. Акцентируется внимание на особом образовательном потенциале русской духовной музыки и недостаточности его использования в профессиональной подготовке будущего учителя музыки. Деятельностный компонент включает в себя исполнительскую и научно-исследовательскую деятельность студентов. Компонент направлен на приобретение профессиональных навыков в области исполнения русской духовной музыки, умение анализировать произведения русской духовной музыки в процессе ее исполнения или слушания, а так же на вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность. В статье представлены результаты исследования деятельностного компонента развития профессиональной культуры будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки. Автор раскрывает особенности изучения русской духовной музыки в рамках авторских курсов, демонстрирует результаты своей работы по повышению уровня деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов. В ходе анализа результатов исследования автору удалось определить уровень развития профессиональной культуры личности студентов-музыкантов средствами русской духовной музыки.

Ключевые слова: учитель музыки, профессиональная культура, деятельность, русская духовная музыка.

© Теплова Н. В., 2022.

Н. В. Теплова

Введение

Одним из приоритетных направлений современной государственной политики России является ориентир на развитие культуры личности человека. В настоящее время обществом признается важным становление и развитие культуры личности будущего учителя с учетом общечеловеческих ценностных ориентиров, акцент делается на высокоразвитую и высокообразованную личность педагога.

Культура личности студента педагогического вуза складывается из культурно-ориентированного мировоззрения, поведения, деятельности в рамках учебной и внеучебной работы в ходе образовательного процесса в вузе, основанные на социально-позитивном отношении к себе и другим, будущей профессии и миру в целом. Профессиональную культуру личности будущего учителя мы определяем как совокупность мировоззренческих и специальных знаний, качеств, умений, навыков, чувств, ценностных ориентаций личности, которые находят свое проявление в ее предметно-трудовой деятельности и обеспечивают ее более высокую эффективность.

Структура профессиональной культуры личности будущего учителя музыки представлена нами во взаимосвязи мотивационно-ценностного, когнитивного и деятельностного компонентов. Целью исследования стал процесс формирования деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки.

Подготовка учителя музыки в педагогическом вузе направлена в том числе и на развитие профессиональной культуры личности студента. Одним из эффективных средств ее развития, на наш взгляд, является русская духовная музыка как часть национальной и мировой музыкальной культуры. Русская духовная музыка несет в себе значительный образовательный потенциал, который недостаточно используется в педагогической практике.

Говоря о значимости обращения к проблематике русской духовной музыки как средству развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки, необходимо отметить следующее: особый мелодически-интонационный строй, ладовое, метроритмическое и тембровое сочетание в единстве с текстами песнопений русской духовной музыки, отражающих национальные ценности русского народа, его историю с воспеванием героев прошлого и настоящего, могут оказать значительное влияние на формирование профессиональной культуры будущего учителя музыки. В русской духовной музыке запечатлена многовековая история страны с присущим ей патриотизмом и национальным самоутверждением народа, его духовностью и идеалами. В музыке тысячелетиями концентрировались духовно-ценностные ориентиры народа; отразились общезначимые для всех времен проблемы бытия людей: аксиологические, культурные, эстетические, которые востребованы и сегодня.

В рамках данного исследования под русской духовной музыкой мы будем понимать вокально-хоровые произведения русских композиторов духовного или религиозного содержания. Невозможно быть профессиональным педагогом, но при этом не знать творчество и духовные сочинения А. А. Архангельского, А. Д. Кастальского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова и многих других. Например, «Литургия Иоанна Златоуста» и «Всенощная» С. В. Рахманинова на века

вошли не только в отечественную, но и в мировую сокровищницу музыкальной культуры, так как являются монументальными произведениями, отражающими национальные традиции великого народа.

Обзор литературы

В современных социальных и гуманитарных исследованиях выделяется многообразие компонентов культуры личности, их формирования и развития в процессе профессиональной подготовки будущего педагога. Можно говорить о становлении духовно-нравственной культуры (К. У. Камбарова)1, эстетической культуры (Л. Л. Савченко)2, национальной культуры (А. Л. Зыряева, Г. П. Пазюбан)3, исследовательской культуры (О. В. Еремкина, Ю. Л. Еремкин)4, методологической культуры (Т. И. Руднева)5.

Среди основных компонентов профессиональной культуры будущих педагогов исследователь О. В. Чистякова выделяет аксиологический, мировоззренческий, деятельностный, эвристический и личностный компоненты6. Анализ работ показал, что наиболее часто в педагогических трудах, затрагивающих вопросы становления профессиональной культуры, в структуре культуры личности выделяются деятельностный или практический компоненты.

Достаточно пристальное внимание уделяется формированию профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных организаций (И. С. Мартынова)7. Однако формированию профессиональной культуры будущих учителей музыки, в современных педагогических, психологических, социальных и других исследованиях уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание.

В современных исследованиях подчеркивается роль музыкальной культуры в формировании личности будущего педагога (Е. В. Подповетная)8, роль

1 См.: Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5. С. 115-120.

2 См.: Савченко Л. Л. Педагогические условия формирования эстетической культуры будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 12. С. 106-111.

3 См.: Зыряева А. Л. Национальная культура как средство развития толерантности будущего педагога / А. Л. Зыряева, Г. П. Пазюбан // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 1. С. 88-92.

4 См.: Еремкина О. В. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов / О. В. Еремкина, Ю. Л. Еремкин // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24-35.

5 См.: Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2. С. 43-50.

6 См.: Чистякова О. В. Основные компоненты профессиональной культуры будущих педагогов // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 3. С. 84-90.

7 См.: Мартынова И. С. Методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11. С. 125-127.

8 См.: Подповетная Е. В. Роль музыкальной культуры преподавателя в формировании личности будущего педагога — музыканта на примере профессиональной деятельности Л. И. Сизеневой // Инновационные научные исследования. 2021. № 6. С. 214-222.

учебно-творческого процесса вуза (А. А. Жаркова)9, вокального исполнительства (И. В. Шинтяпина)10; выделяется системный подход как компонент профессиональной подготовки музыканта (О. В. Грибкова)11. Однако нами не обнаружено работ за последние пять лет, рассматривающих вопросы, направленные на развитие и формирование деятельностного компонента профессиональной культуры будущего учителя музыки.

Несмотря на присутствие перечисленных исследований в современном научно-педагогическом поле, следует обратить особое внимание на тот факт, что проблема деятельности в структуре профессиональной культуры личности будущего учителя музыки освещается недостаточно активно. Акцент делается в большей степени на исполнительской (вокальной) деятельности будущего педагога, вопросы научно-исследовательской и вокально-хоровой деятельности студентов рассматриваются не в полной мере.

Методы и принципы исследования

Деятельностный компонент профессиональной культуры личности студентов реализуется нами в рамках авторских программ дисциплины «Методика преподавания духовной музыки» и факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки».

Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского» и МОУ «Городской центр развития образования г. Ярославля». Общий объем выборки исследования составил 138 испытуемых, в том числе 120 студентов с 1-го по 4-й курсы, обучающихся по профилю «Музыкальное образование» и 18 учителей музыки общеобразовательных школ города.

Педагогическая работа по развитию профессиональной культуры будущего учителя музыки, в целом, включала в себя:

1) формирование интереса у студентов к ценностям русской духовной музыки через знакомство с хоровыми церковными коллективами и их творчеством, слушание музыки, ознакомление с учебным процессом образовательных религиозных учреждений (мотивационно-ценностный компонент);

2) формирование системы знаний истории, стилей и жанров русской духовной музыки (композиторской и обиходной) в рамках авторских курсов (когнитивный компонент);

3) вовлечение студентов в исполнительскую и научно-исследовательскую деятельность (деятельностный компонент).

9 См.: Жаркова А. А. Формирование профессиональной направленности личности студента в учебно-творческом процессе вуза культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 48-53.

10 См.: Шинтяпина И. В. Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3. С. 161-169.

11 См.: Грибкова О. В. Культура педагога-музыканта как системный компонент его профессиональной подготовки // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 4. С. 8-14.

В профессиональной подготовке музыканта большая роль отводится исполнительской деятельности, поэтому мы тщательно подходили к вопросу отбора музыкального материала. Главными задачами нашей работы было «сломать» стереотипы о том, что духовная музыка однотипная, однообразная, однотонная, непонятная и неинтересная, а также показать студентам красоту русской духовной музыки с разнообразием ее жанров; познакомить с ведущими хоровыми коллективами и современными церковными композиторами.

Работа со студентами включала в себя: а) выступление студентов на фестивалях и конкурсах; б) научно-исследовательскую деятельность студентов.

Среди фестивалей и конкурсов особо следует выделить следующие:

1. Сергиевский хоровой фестиваль, Хоровой Собор (г. Ростов Великий);

2. Фестиваль-конкурс «Петровские дни» (г. Санкт-Петербург);

3. Епархиальный хоровой фестиваль имени священника Василия Зиновьева (г. Борисоглебск) и др.

Кроме того, студенты принимали участие в мероприятиях, организованных совместно с Ярославской епархией, — круглых столах в рамках конференций различного уровня; в открытии секций по духовно-нравственному воспитанию в рамках научно-практической конференции «Чтения Ушинского» и др.

В рамках изучения специальных дисциплин особое внимание уделялось анализу научной литературы по проблемам развития профессиональной культуры будущего учителя, ее духовно-нравственной составляющей, а также роли русской духовной музыки в становлении личности будущего профессионала. Студенты с интересом изучали творчество современных церковных композиторов, знакомились с его особенностями. Изучение научной литературы, обращение студентов к трудам ведущих исследователей, участие в конференциях, вебинарах, круглых столах и других научных мероприятиях находят отражение в выборе тематики проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ студентов. Среди таких тем можно выделить следующие: «Духовно-нравственное воспитание старших школьников средствами авторской песни», «Формирование основ православной культуры будущих учителей музыки», «Педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников на уроках музыки» и др.

Основные результаты

После реализации программы развития профессиональной культуры личности будущего учителя музыки средствами русской духовной музыки нами была проведена повторная диагностика уровня сформированности деятельностного компонента.

Диагностический инструментарий объединял в себе два положения:

1. Экспертную оценку научно-исследовательской деятельности студентов. Целью данного положения являлся анализ научно-исследовательской деятельности студентов, включавший в себя оценку выбора студентами тематики выпускных квалификационных работ, а также участия в студенческих научных конференциях.

2. Экспертную оценку исполнительской деятельности. Целью данного положения являлся анализ соответствия содержания исполнительской деятельности студентов образцам русской духовной музыки.

Результаты сравнительного анализа полученных данных по деятельностно-му компоненту до и после реализации программы представлены в табл. 1.

Таблица 1

Экспертная оценка научно-исследовательской и исполнительской деятельности студентов до и после реализации программы развития профессиональной культуры личности студента — будущего учителя музыки

НИРС Исполнение

Оценка до 3,05 3,79

Оценка после 4,93 6,37

Примечание:

• НИРС — научно-исследовательская работа студентов;

• исполнение — исполнительская деятельность студентов;

• тх — среднее арифметическое значение;

• «до» — показатели до проведения формирующей работы;

• «после» — показатели после проведения формирующей работы.

Экспертное заключение включало в себя оценку научно-исследовательской деятельности студентов до и после реализации программы и оценку исполнительской деятельности студентов.

Реализация программы оказала положительное влияние на деятельност-ный компонент профессиональной культуры личности студентов и отразилась в повышении показателя по научно-исследовательской деятельности студентов с 3,05 баллов (уровень ниже среднего) до 4,93 баллов (средний уровень). Показатель исполнительской деятельности также повысился с 3,79 баллов (уровень ниже среднего) до 6,37 баллов (уровень выше среднего).

Отметим, что различия в комплексной оценке деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов до и после реализации программы носят статистически значимый характер — значение критерия и Манна-Уитни = 2,500 при уровне значимости р < 0,01 (научно-исследовательская деятельность), значение критерия и Манна-Уитни = 1,500 при уровне значимости р < 0,01 (исполнительская деятельность).

Таким образом, мы можем говорить о качественных положительных изменениях в комплексной оценке деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов средствами русской духовной музыки. Подчеркнем, что профессиональная деятельность студентов становится основным фактором их профессионального развития и самоопределения.

Заключение

Проблема формирования профессиональной культуры будущего учителя музыки является актуальной. Множество научных исследований посвящены развитию профессиональной культуры личности будущих педагогов.

Русская духовная музыка представляет собой огромный пласт мировой музыкальной культуры, выражает мироощущение и мировоззрение русского народа с его духовными идеалами и ценностями, хранит в себе историю страны

и народа с его национальными героями. В русской духовной музыке заключен огромный образовательный потенциал, который, на наш взгляд, недостаточно раскрыт в профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

С целью формирования деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущего учителя музыки была разработана программа, направленная на повышение уровня деятельностного компонента. Предлагаемая нами программа по развитию деятельностного компонента профессиональной культуры личности студентов средствами русской духовной музыки позволила качественно повысить уровень исполнительской и научно-исследовательской деятельности студентов.

Студенты познакомились с классическими произведениями музыкальной церковной культуры, многие впервые услышали имена современных церковных композиторов, познакомились с ведущими хоровыми коллективами. На наш взгляд, студенты стали иначе воспринимать образы и ценности русской духовной музыки. Таким образом у них начался процесс формирования системы знаний о русской духовной музыке и понимания значимости русской духовной музыки в становлении собственной профессиональной культуры.

Обобщая, мы можем говорить о положительном влиянии разработанной программы на развитие деятельностного компонента профессиональной культуры личности будущих учителей музыки.

Список источников

Грибкова О. В. Культура педагога-музыканта как системный компонент его профессиональной подготовки // Bulletin of the International Centre of Art and Education. 2019. № 4. С. 8-14.

Еремкина О. В. Развитие научно-исследовательской культуры будущих педагогов / О. В. Еремкина, Ю. Л. Еремкин // Психолого-педагогический поиск. 2020. № 1. С. 24-35. Жаркова А. А. Формирование профессиональной направленности личности студента в учебно-творческом процессе вуза культуры // Казанский педагогический журнал. 2019. № 6. С. 48-53.

Зыряева А. Л. Национальная культура как средство развития толерантности будущего педагога / А. Л. Зыряева, Г. П. Пазюбан // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 1. С. 88-92. Камбарова К. У. Формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности будущего педагога // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 5. С. 115-120.

Мартынова И. С. Методика формирования профессиональной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных организаций // Глобальный научный потенциал. 2021. № 11. С. 125-127. Подповетная Е. В. Роль музыкальной культуры преподавателя в формировании личности будущего педагога — музыканта на примере профессиональной деятельности Л. И. Сизеневой // Инновационные научные исследования. 2021. № 6. С. 214-222. Руднева Т. И. Средства формирования методологической культуры магистрантов — будущих педагогов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 2. С. 43-50. Савченко Л. Л. Педагогические условия формирования эстетической культуры будущих педагогов дошкольного образования // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 12. C. 106-111.

Чистякова О. В. Основные компоненты профессиональной культуры будущих педагогов // Педагогика и психология: теория и практика. 2020. № 3. С. 84-90. Шинтяпина И. В. Овладение культурой вокального исполнительства в системе профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3. С. 161-169.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 67. P. 74-82 DOI: 10.15382/sturIV202267.74-82

Natalia Teplova, Yaroslavl State Teacher Training University Yaroslavl, Russia natalyat@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-2678-6609

Formation of the Activity-Related Component in the Professional Culture of the Future Teacher by Means of Russian Sacred Music

N. Teplova

Abstract: The author raises the problem of the development of professional culture of personality of the future music teacher. The article considers the component structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author has analysed a large amount of research in the field of the component structure of the professional culture of the individual, the activity sphere of pedagogical activity, and the professional training of a music teacher in a pedagogical university. The activity component, along with the motivational-value and cognitive components, stands out as one of the priorities in the structure of the professional culture of the personality of the future music teacher. It is emphasised that the formation of the activity component occupies one of the important places in the development of the professional culture of the personality of the future music teacher. The author emphasises the importance of the chosen means influencing the process of formation of the professional culture of the future teacher. Attention is focused on the special educational potential of Russian sacred music and the insufficiency of its use in the professional training of a future music teacher. The activity component includes performing and research activities of students. The component is aimed at acquiring professional skills in the performance of Russian sacred music, the ability to analyse works of Russian sacred music in the process of performing or listening to it, as well as involving students in research activities. The article presents the results of a study of the activity component of the development of the professional culture of a future music teacher by means of Russian sacred music. The author reveals the features of the study of Russian sacred music within the framework of the author's courses, demonstrates the results of his work to increase the level of the activity component of the professional culture of the students' personality. While analysing the results of the study, the author was able to determine the level of development of the professional culture of the personality of student musicians by means of Russian sacred music.

Keywords: music teacher, professional culture, activity, Russian sacred music.

References

Chistiakova O. (2020) "Osnovnye komponenty professional'noi kul'tury budushchikh pedagogov". Pedagogika ipsikhologiia: teoriia ipraktika, 2020, no. 3, pp. 84-90 (in Russian).

Gribkova O. (2019) "Kul'tura pedagoga-muzykanta kak sistemnyi komponent ego professional'noi podgotovki". Bulletin of the International Centre of Art and Education, 2019, no 4, pp. 8-14 (in Russian).

Eremkina O. (2020) "Razvitie nauchno-issledovatel'skoi kul'tury budushchikh pedagogov". Psikhologo-pedagogicheskiipoisk, 2020, no. 1, pp. 24-35 (in Russian).

Kambarova K. (2019) "Formirovanie i razvitie dukhovno-nravstvennoi kul'tury lichnosti bu-dushchego pedagoga". Aktualnye nauchnye issledovaniia v sovremennom mire, 2019, no. 5, pp. 115-120 (in Russian).

Martynova I. (2021) "Metodika formirovaniia professiona'noi kul'tury budushchikh pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsii". Globalnyi nauchnyi potentsial, 2021, no. 11, pp. 125-127 (in Russian).

Podpovetnaia E. (2021) "Rol' muzykal'noi kul'tury prepodavatelia v formirovanii lichnosti budushchego pedagoga-muzykanta na primere professional'noi deiatel'nosti". Innovatsionnye nauchnye issledovaniia, 2021, no. 6, pp. 214-222 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rudneva T. (2022) "Sredstva formirovaniia metodologicheskoi kul'tury magistrantov — budushchikh pedagogov". Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik, 2022, no. 2, pp. 43-50 (in Russian).

Savchenko L. (2019) "Pedagogicheskie usloviia formirovaniia esteticheskoi kul'tury budushchikh pedagogov doshkol'nogo obrazovaniia". Aktualnye nauchnye issledovaniia vsovremennom mire, 2019, no. 12, pp. 106-111 (in Russian).

Shintiapina I. (2019) "Ovladenie kul'turoi vokal'nogo ispolnitel'stva v sisteme professional'noi podgotovki budushchego pedagoga-muzykanta". Nauka. Iskusstvo. Kul'tura, 2019, no. 3, pp. 161-169 (in Russian).

Zharkova A. (2019) "Formirovanie professional'noi napravlennosti lichnosti studenta v uchebno-tvorcheskom protsesse vuza kul'tury". Kazanskiipedagogicheskii zhurnal, 2019, no. 6, pp. 4853 (in Russian).

Zyriaeva A. (2019) "Natsional'naia kul'tura kak sredstvo razvitiia tolerantnosti budushchego pedagoga". A. L. Zyriaeva, G. P. Paziuban. Vestnik GOUDPO TO "IPKiPPRO TO". Tul'skoe obrazovatelnoeprostranstvo, 2019, no. 1, pp. 88-92 (in Russian).

Статья поступила в редакцию 24.09.2022

The article was submitted 24.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.