УДК 130.2
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБОСНОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ МОДЫ
© Вера Александровна ПОПЛЕВИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности, e-mail: [email protected]
Описаны организация и апробирование программы деятельности клубного объединения любителей моды. Подведены итоги полученных результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности участников клубных объединений любителей моды. Проведена опытноэкспериментальная проверка эффективности модели и педагогической программы. Выявлена практическая значимость исследования.
Ключевые слова: эксперимент; исследование; мода; творческая деятельность; результат.
Социально-культурная среда заключает в себе большой потенциал активизации деятельности человека в соответствии с его реальными интересами и запросами. Потребность в общении, самовыражении, стремление участвовать в общественной жизни, желание приобщиться к творчеству побуждают множество людей разного возраста участвовать в клубных объединениях, выражая себя через любительское творчество [1, с. 160]. В настоящее время отмечается рост творческой активности представителей различных возрастных категорий, основанной на моде: создаются клубы любителей моды, где творчество, основанное на моде, занимает ведущее место в учебно-воспитательном процессе. Судить об успехе учебно-воспитательной работы по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды можно по ее реальным результатам, которые должны систематически и целенаправленно изучаться и соотноситься с требованиями, предъявляемыми к участникам клубных объединений. Для этого необходима разработка таких способов и критериев учета, которые помогли бы в измерении уровня знаний, умений и навыков участников клуба в области истории развития моды, а также их творческой активности, основанной на моде [2, с. 289].
Целью нашей экспериментальной работы явилось выявление условий формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды. Поставленная цель обусловила соответствующую
организацию экспериментальной работы, которая состояла из констатирующего и формирующего экспериментов и проводилась в период с 2010 по 2013 гг.
В ходе исследования на различных этапах эксперимента были задействованы 610 человек, из которых 560 человек участвовали в социологическом опросе и 50 человек (участники клубных объединений) - в экспериментальной работе. Для выявления социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды нами был осуществлен констатирующий эксперимент. Технология эксперимента предполагала проведение социологического исследования, направленного на конкретизацию отношений респондентов к различным аспектам деятельности клубных объединений любителей моды.
Социологическое исследование было осуществлено в два этапа. В качестве метода исследования был применен анкетный опрос и интервьюирование. В задачи первого этапа входили конкретизация отношения респондентов к моде; выявление степени включенности респондентов в творческую деятельность, основанную на моде; рассмотрение организационных особенностей и перспектив развития клубов любителей моды. В задачи второго этапа входило выявление различных аспектов деятельности клубных объединений любителей моды, конкретизация педагогического потенциала клубов в развитии творческой активности участников, выявление социально-психологических факторов развития
творческой активности участников клубных объединений любителей моды, определение характера воздействия реализуемых клубными объединениями любителей моды культурно-досуговых программ, направленных на развитие творческой активности участников.
Опрос проводился в четырех субъектах федерации: Воронежской, Московской, Пензенской и Тамбовской областях.
В ходе исследования было установлено, что участники опроса различных возрастных категорий с достаточным интересом относятся к вопросам истории развития моды и творческой деятельности, основанной на моде как привлекательному виду досуга, констатировано активное участие значительного количества респондентов в данном виде творческой деятельности.
По результатам социологического опроса стало возможным сформулировать следующие организационно-педагогические условия: формирование творческой активности участников в процессе творческой деятельности, предполагающее развитие инфраструктуры творчества, основанной на моде, в клубных объединениях любителей моды; оказание организационно-методической поддержки разновозрастного контингента в создании самодеятельных организаций и объединений клубного типа любителей моды; стимулирование массового любительского творчества, основанного на моде, в сфере социально-культурной деятельности.
На основании результатов социологического исследования нами были разработаны и апробированы модель и педагогическая программа.
Модель развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды представлена в настоящем исследовании тремя взаимосвязанными блоками: 1) целевым; 2) технологическим; 3) критериальным.
Первый блок модели - целевой, включающий следующие компоненты: социальный заказ на формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности; факторы, влияющие на формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды; цель и задачи, а также принципы педагогической деятельности и функции клубных объединений любителей моды [3, с. 160].
Второй блок модели - технологический, содержит: организационно-педагогические
условия для формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды и формы, средства и методы для осуществления этих условий [4, с. 185].
В модели представлен критериальный блок, включающий критерии (когнитивный, эмоционально-ценностный, коммуникативный, мотивационный и деятельностный) и уровни сформированности творческой активности участников клубных объединений любителей моды (низкий, средний и высокий). В качестве результата выдвинуто повышение уровня сформированности творческой активности участников клубных объединений любителей моды, становление участников клуба, как субъекта досуговой общности, стремящегося к саморазвитию, проявляющих устойчивый интерес к вопросам истории развития моды и творчества, основанного на моде, потребность и направленность на реализацию интенсивной, творческой по характеру социально-культурной деятельности.
Разработанная теоретическая модель формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде, представляет собой целенаправленный комплекс совокупности принципов, методов, форм, средств, функций и педагогических условий, направленных на формирование и стимулирование творческой активности участников клуба.
Апробация модели осуществлялась посредством внедрения комплексной авторской программы в деятельность творческого клуба в ходе формирующего эксперимента, осуществленного с 2010 по 2013 г. в три этапа. Для проведения эксперимента были сформированы: экспериментальная и контрольная группы, каждая из которых включала по 25 испытуемых разных возрастных категорий. Контрольная группа осуществляла свою деятельность на базе клубного объединения «Искусница» г. Воронежа, экспериментальная - на базе ателье-студия «Модистка» в клубном объединении «Техника модного творчества».
Каждый этап эксперимента заканчивался проведением замеров основных показателей эффективности развития творческой активности участников эксперимента, эти замеры
осуществлялись посредством серии авторских и адаптированных тестов и опросников. Первый этап эксперимента был диагностическим и имел целью выявить начальный уровень развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды. В качестве критериев развития творческой активности были избраны: когнитивный, эмоционально-ценностный, мотивационный, деятельностный и коммуникативный. Для диагностики использовался авторский тест. Были выделены следующие уровни сформированности творческой активности: 50-99 баллов - низкий уровень; 100-149 баллов - средний; 150-200 баллов - высокий уровень.
Полученные эмпирические данные были проанализированы и переведены в балльную систему, на основании которой респонденты были условно распределены на группы с низким, средним и высоким уровнями развития творческой активности.
Обобщив полученные данные по всем критериям формирования развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды, нами были получены следующие результаты.
В экспериментальной группе у большинства респондентов (6Q,3 %) отмечалось явное преобладание среднего уровня сформиро-ванности творческой активности; 3Ü,8 % испытуемых отличались, к сожалению, низкими значениями данного показателя, и лишь
8,9 % участников имели высокие результаты образования и воспитания в области моды и модного творчества.
В контрольной группе количество испытуемых, имеющих средний уровень формирования творческой активности, составило 62,7 %, что на 2,4 % больше, чем в экспериментальной группе. У 26,7 % респондентов были выявлены низкие значения данного показателя, которые на 4,1 % ниже по сравнению с данными экспериментальной группы, и 1Q,6 % участников эксперимента имели высокий уровень формирования творческой активности (на 1,7 % выше результатов экспериментальной группы). Результаты диагностического этапа эксперимента нами были отражены на рис. 1.
Полученные в ходе тестирования данные подтвердили вывод о приблизительно одинаковых показателях уровня сформированности творческой активности у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
Диагностический этап эксперимента
7Q,QQ%
6Q,QQ%
5Q,QQ%
4Q,QQ%
3Q,QQ%
2Q,QQ%
1Q,QQ%
Q,QQ%
Выский
Средний
Низкий
экпериментальная группа 8,9Q%
6Q,3Q%
3Q,8Q%
контрольная группа 1Q,6Q% 62,7Q% 26,7Q%
Рис. 1. Распределение испытуемых на группы в соответствии с выявленными уровнями формирования творческой активности (данные диагностического этапа эксперимента)
На втором преобразующем этапе эксперимента осуществлялась апробация модели посредством внедрения комплексной авторской программы в деятельность творческого клуба «Техника модного творчества». Главной целью программы являлось формирование творческой активности участников клуба в процессе творческой деятельности, которое осуществлялось через вовлечение участников экспериментальной группы в различные виды творческой деятельности, основанной на моде, в ходе которых проводились экскурсии, конкурсы, викторины, дискуссии, диспуты, конференции, «круглые столы», праздники, театрализованные представления, фестивали, тематические вечера, мастер-классы и др. [5].
После проведения педагогических мероприятий в соответствии с разработанной нами программой была проведена диагностика сформированности творческой активности в экспериментальной группе с помощью адаптированных тестовых методик.
Обобщение результатов тестирования по всем условно выделенным критериям сфор-мированности творческой активности позволило сделать выводы. Результаты тестирова-
ния показывают явное преобладание высокого и среднего уровней развития творческой активности. По деятельностному компоненту были получены более низкие результаты, что свидетельствует о недостаточной реализации в клубе практико-ориентированных творческих проектов, программ и мероприятий, основанных на моде, способствующих более активному росту деятельностного компонента.
Ответы респондентов на вопросы теста распределились следующим образом (рис. 2).
Тем самым стало возможным констатировать позитивное воздействие внедренных параметров педагогической модели и программы на формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды.
На третьем контрольном этапе эксперимента было проведено комплексное обследование участников экспериментальной и контрольной групп. Для этого вновь использовался авторский опросник, который применялся на диагностическом этапе эксперимента. Контрольный этап эксперимента заключался в сравнении и анализе данных этапов эксперимента, что позволило определить эффективность разработанной нами программы.
Уровни формирования социально-культурной активности в экспериментальной группе
■ Высокий
■ Средний
■ Низкий
Рис. 2. Данные об уровнях формирования социально-культурной активности в экспериментальной группе
По результатам контрольного этапа в экспериментальной группе в ходе проведенного тестирования после апробирования педагогической программы по формированию творческой активности участников клубных объединений любителей моды - большинство испытуемых (34,8 %) имели высокий уровень сформированной творческой активности, у 65,2 % отмечались средние значения данного показателя. Испытуемые с низким уровнем сформированной творческой активности отсутствовали.
Данные диагностического и преобразующего этапов эксперимента показали положительную динамику развития творческой активности экспериментальной группы: если количество испытуемых с высоким уровнем творческой активности в ходе проведения констатирующего этапа эксперимента составляло 8,9 %, то после проведения педагогической работы их число увеличилось на
25.9 % и составило 34,8 %. Количество участников со средними значениями творческой активности на констатирующем этапе эксперимента было 60,3 %, в то время как после проведенной работы их число возросло на
4.9 % и составило 65,2 %.
Диагностический этап эксперимента выявил 30,8 % испытуемых с низкими значениями формирования творческой активности участников. В ходе проведения преобразующего этапа эксперимента количество таких
обучающихся уменьшилось на 30,8 % и на заключительном этапе нашей работы составило 0 %.
Сравнение полученных данных диагностического и преобразующего этапов эксперимента в экспериментальной группе представлено на рис. 3.
В ходе проведенного нами контрольного этапа исследования оказалось, что участники экспериментальной группы показали более заметную положительную динамику в отношении формирования творческой активности участников, чем испытуемые контрольной группы.
Так, если в экспериментальной группе высокий уровень формирования творческой активности участников составлял 34,8 %, средний - 65,2 %, то в контрольной группе при повторном тестировании, показатели остались стабильными как и на констатирующем этапе эксперимента: высокий уровень творческой активности преобладал у 10,6 % респондентов, что на 24,2 % ниже значений, полученных в экспериментальной группе, средний уровень - 62,7 % испытуемых, что на 2,5 % ниже, чем в экспериментальной группе. Низкий уровень был отмечен у 26,7 % участников, в то время как у испытуемых экспериментальной группы он полностью отсутствовал. Результаты проведенного нами контрольного эксперимента отображены в диаграмме (рис. 4).
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Сравнение диагностического и преобразующего этапов эксперимента в экспериментальной группе
До проведения педагогической программы
После проведения педагогической программы
Рис. 3. Динамика формирования развития творческой активности в экспериментальной группе
Результаты контрольного этапа эксперимента
70,00%
60,00%
50,00%
40,00%
30,00%
20,00%
10,00%
0,00%
Высокий
Средний
Низкий
экспериментельная группа 34,80%
65,20%
0%
контрольная группа 10,60% 62,70% 26,70%
Рис. 4. Количество участников в экспериментальной и контрольной группах в соответствии с выявленными уровнями формирования развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды
В результате контрольного этапа эксперимента мы пришли к выводу, что целенаправленное проведение досуговых занятий с использованием творчества, основанного на моде, позволило повысить уровень творческой активности испытуемых. Таким образом, эксперимент подтвердил правильность выбранной нами методики поэтапного формирования творческой активности участников клубных объединений любителей моды с постепенным переходом от развития познавательных интересов через активизацию личностного потенциала участников эксперимента независимо от возрастной категории к творческо-преобразовательной деятельности, которая впоследствии имеет широкий выход в социальную среду.
Практическая значимость исследования проведенного нами эксперимента состоит в том, что полученные в ходе исследования данные обосновывают эффективное формирование творческой активности участников клубных объединений любителей моды в процессе творческой деятельности, основанной на моде.
Разработанная и апробированная программа деятельности клубного объединения любителей моды реализована в практике деятельности любительских объединений
творческой направленности, основанной на моде, что позволило достичь устойчивых позитивных результатов по оптимизации качественных и количественных показателей участия любителей моды и творчества, основанного на моде, в программах социальнокультурной деятельности.
Материалы исследования могут быть использованы:
- в деятельности государственных органов управления культурой при разработке региональных и федеральных программ социального обслуживания населения, интересующегося историей развития моды и творчества, основанного на моде;
- в учебном процессе среднего и высшего профессионального образования в области творческой деятельности, основанной на моде, социального воспитания и социальной работы при разработке базовых и вариативных теоретических курсов, практических занятий, творческих проектов, отражающих специфику технологий работы в клубных объединениях любителей моды;
- в системе переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы культуры и социального обслуживания населения по вопросам моды и творчества, основанного на моде;
- при разработке педагогических систем и образовательных программ по организации социально-культурной деятельности с лицами, интересующимися и желающими повысить свои знания в области истории развития моды и развить навыки в творчестве, основанном на моде.
1. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М., 1977.
2. Крившенко Л.П. Педагогика. М., 2007.
3. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы. М., 1986.
4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.
5. Долженкова М.И. Современные тенденции развития информационно-просветительных технологий социально-культурной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 12 (104). С. 601-606.
Поступила в редакцию 14.02.2013 г.
UDC 130.2
EXPERIMENTAL WORK ON BASES OF SOCIO-CULTURAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY OF PARTICIPANTS OF CLUB ASSOCIATIONS OF FASHION LOVERS
Vera Aleksandrovna POPLYOVINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Department, e-mail: [email protected]
The organization of the program and testing the club association, fashion lovers is described. The results experimental work on the development of the creative activity of those clubs associations, fashion lovers are summed up. The experimental verification of model performance and educational programs is conducted. Practical significance of the study is revealed.
Key words: experiment; research; fashion; creative activity; result.