Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды'

Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОДА / ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ КЛУБЫ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPERIMENT / FASHIONABLE CREATION / FASHION / AMATEUR CLUBS / CREATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поплeвина Вера Александровна

Представлены основные параметры результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды. Проанализирована проблема в сфере работы по предоставлению культурно-досуговых услуг населению в области модного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поплeвина Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF MODEL EXPERIMENTAL WORK ON SOCIO-CULTURAL CONDITIONS REVEALING OF CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF CLUB ASSOCIATIONS PARTICIPANTS OF FASHION LOVERS

The main parameters of the results of experimental work on bringing out of the socio-cultural of the development of the creative activity of the participants of the club associations of fashion lovers are shown. The problem in the sphere of the work on rendering the cultural leisure service to the population in the sphere of the fashionable activity is analyzed.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений любителей моды»

УДК 130.2

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАСТНИКОВ КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ МОДЫ

© Вера Александровна ПОПЛЕВИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра социально-культурной деятельности,

e-mail: [email protected]

Представлены основные параметры результатов опытно-экспериментальной работы по выявлению социально-культурных условий развития творческой активности участников клубных объединений, любителей моды. Проанализирована проблема в сфере работы по предоставлению культурнодосуговых услуг населению в области модного творчества.

Ключевые слова: эксперимент; модное творчество; мода; любительские клубы; творческая деятельность.

Увеличение числа творческих клубов и постоянный приток новых участников, реализующих себя в области моды и творчества, основанного на моде в городах России, свидетельствует о возрастающем интересе различных категорий населения к моде как виду досугового творчества. В наиболее полной форме такие представления выражены в сознании участников творческих клубов в области истории развития моды и творчества, основанного на моде, поскольку данная группа является носителем не только декламируемого интереса к такому творчеству, но и активно реализует интерес в организации своего досуга. Исходя из этого, нами была проведена экспериментальная работа с целью апробации модели, ориентированной на выявление организационных процессов в творческом объединении, любителей модного творчества и вопросов в области истории развития моды, а также определению показателей динамики формирования и совершенствования навыков и умений участников творческого клуба, основанного на моде.

Общее число участников эксперимента (уже сформированного творческого клуба «Модистка») составило 25 человек (женщины): 85 % в возрасте 18-25 лет; 25-45 лет -10 % и 45-60 лет - 5 %. Из них 75 % работающие, 15 % студентов и 10 % пенсионеров.

На диагностическом этапе эксперимента было установлено, что до прихода в клуб 32,5 % не занимались модным прикладным творчеством, 7,5 % занимались только в школьные годы или иногда при наличии сво-

бодного времени, 60 % были хорошо знакомы с техникой поэтапного изготовления творческих изделий (одежды, аксессуаров, поделок, предметов интерьера и т. д.) по занятиям в однотипных клубах, существовавших до определенного времени (в данный момент творческие клубы в возрасте с 18-60 лет не существуют). Причинами прихода в творческий клуб «Модистка» явились интерес к данному виду творчества, основанного на моде, и отсутствие подобных клубов в Тамбове, отсюда - желание возобновить свою творческую деятельность, научиться новым техникам творчества и познакомиться с историей развития моды. Полученные данные позволили констатировать, что знания о широких функциональных возможностях творческой деятельности вообще и творческой модной деятельности в частно -сти у членов данного клуба способствовали приобретению указанных ценностных ориентиров (табл. 1). Творческие клубы в основном посещают люди одаренные, талантливые. Но есть и исключения, когда человек идет в подобный клуб, самоутвердиться, усовершенствоваться через творчество. Такие люди говорят: «Я не талантлив» и глубоко ошибаются; талант есть, его нужно развивать через то увлечение, которое данного человека «затягивает», интересует.

Талант следует понимать как возможность реализации творческого и интеллектуального потенциала личности, что, в сущности, является выходом человека на новый уровень, на котором реализуется безусловная

потребность личности в свободе. Кроме того, наблюдается прямо пропорциональная зависимость - чем одареннее личность, тем сильнее проявляется потребность в осмысленности существования, в творчестве. Можно сказать, что личность через творчество пытается обрести бессмертие, а степень таланта обеспечивает реализацию этого желания и в то же время стимулирует его. Таким образом, чем талантливее личность, тем сильнее у нее выражена потребность в свободе, и тем больше возможностей удовлетворить ее. Несомненно, реализация потенциала личности -это единственная возможность существования человека. Чем полнее реализован потенциал, тем счастливее человек, который в отличие от других живых существ помимо чисто биологических потребностей обладает потребностью творить. Поиск и обретение себя в творчестве - это выход не только для гения, безусловно, у каждого человека есть возможность преобразовывать внешний мир, утверждая свой внутренний [1]. Особую значимость для нашего исследования представляло выявление динамики оценки респондентами состояния творческого психологического климата в клубе «Модистка». Результаты тестового опроса по данной проблеме представлены в табл. 2.

По данным табл. 2 можно сделать вывод о позитивной динамике психологического микроклимата в творческом коллективе. Если на начальном этапе эксперимента наиболее высокими оказались данные, характери-зирующие развитие благоприятной обстановки в коллективе, то на конечном этапе эксперимента преобладала атмосфера понимания и дружелюбия, помощи и обмена опытом, а также отсутствия духа соперничества и непонимания в коллективе. Также важна роль руководителя-педагога в формировании (атмосферы) социально-психологического

климата в творческом коллективе. Она напрямую связана с педагогической деятельностью, т. к. межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо-персоналистском синтезе - это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания. Воспитание творческого коллектива - сложнейшая, тончайшая работа, требующая знания творческой души. И очень важно, если речь идет о строительстве творческого коллектива, руководителю творческого коллектива решать противоречие художественных проблем с этическими вопросами [2, с. 327].

Таблица 1

Причины прихода в творческий клуб

Причины прихода в творческий клуб Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Провести свободное время с пользой для себя, развить свой талант 60 15

Узнать новые модные творческие направления в творческой деятельности 0 15

Получить новые знания и навыки в области творчества 0 25

Узнать об истории развития моды 0 25

Знакомство и общение 40 20

Таблица 2

Состояние творческого психологического климата в клубе

Климат в клубе Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Атмосфера дружелюбия и понимания 0 50

Атмосфера соперничества 0 0

Благоприятный климат 100 0

Помощь и обмен опытом 0 50

Непонимание участников и руководителя 0 0

Также были определены данные относительно оценки участниками педагогического эксперимента качеств руководителя творческого клуба «Модистка». Респондентами было отмечено у руководителя преобладание следующих профессиональных качеств, это показано в табл. 3.

В процессе эксперимента утверждено предположение о том, что руководитель данного творческого клуба должен не только хорошо владеть материалом и техникой изготовления изделий, но также методикой преподавания модных творческих проектов, быть требовательным, коммуникабельным, с доброжелательным и обладающим умением заинтересовать и увлечь участников клуба. На наш взгляд, социально-культурная активность руководителя творческого клуба - это, прежде всего, управленческое качество, детерминированное личностными установками позитивного восприятия социокультурной деятельности участников клуба как ресурса развития общества, толерантности, человеколюбия и милосердия, гражданской позиции, выраженной в осмысленной самостоятельной социокультурной деятельности. Это качество отражает способность и высокую мотивацию обладателя в условиях отсутствия достаточного количества ресурсов (кадровых, материальных, временных и пр.) за счет раскрытия собственного творческого потенциала интенсивно создавать новые

ценностно-обогащенные смыслы, инициировать актуальные востребованные обществом творческие социокультурные проекты, обеспечивающие эффективную инкультурацию членов этого общества и развитие самой организации, в данном случае творческого клуба «Модистка» [3, с. 106].

В соответствии с поставленными задачами эксперимента одним из направлений исследования было выявление ступеней развития и усовершенствования в учебном процессе творческого клуба личностных качеств респондентов. В ходе лекций и творческих занятий, по мнению участников клуба, были развиты следующие качества (табл. 4).

По результатам анализа данных можно констатировать, что регулярные занятия в творческом клубе являются эффективным средством умственного развития и совершенствования творческих и художественноэстетических качеств участников клуба, что подразумевает более широкие перспективы использования данного вида творческих занятий и лекций, посвященных моде в социально-культурной деятельности.

Также в процессе эксперимента было выявлено отношение участников к мероприятиям, проходящих в клубе. По мнению участников творческого клуба, были выделены такие мероприятия, которые для них наиболее интересны и значимы (табл. 5).

Таблица 3

Качества руководителя творческого клуба

Качества руководителя клуба Полученные данные, %

Владение методикой и высоким уровнем технических качеств 65,5

Умение показать и объяснить данный материал или технику исполнения 65,5

Требовательность 34,5

Коммуникабельность 48,5

Умение заинтересовать участников 45

Использование нового материала и техники исполнения 37,5

Доброжелательность 50

Таблица 4 Развитие качеств в ходе лекций и творческих занятий

Качества участников клуба, развитые во время учебного процесса Полученные данные, %

Эмоциональные 44,7

Коммуникативные 46,5

Творческие 59,5

Художественно-эстетические 52,5

Познавательные

43,5

Таблица 5

Отношение участников к мероприятиям, проходящих в клубе

Проводимые мероприятия Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Посещение и анализ мероприятий других видов модного художественного творчества 55 20

Анализ и обсуждение за «круглым столом» информации в мире моды, выкладок к журналам мод, соответствующей литературы и т. п. 20 25

Посещение «Недели моды», фестивалей и конкурсов, основанных на моде 5 10

Совместный просмотр слайдов и видеофильмов (показ мод, история и развитие моды, «творцы в мире моды» и т. д.) 15 20

Обсуждение новых творческих проектов в работе и творческой деятельности клуба 5 15

Совместное проведение досуга 0 5

Знаменательные даты клуба 0 5

Можно сделать вывод о том, что на начальном этапе эксперимента для участников и не совсем сформировавшегося коллектива было важно посещение и анализ мероприятий других видов модного художественного творчества, а на конечном этапе исследования в связи с дружеской и благоприятной обстановкой в клубе стали преобладать такие варианты ответа, как «Анализ и обсуждение за «круглым столом» информации в мире моды, выкладок из журналов мод, соответствующей литературы и т. п.» и «Совместный просмотр слайдов и видеофильмов (показ мод, история и развитие моды, «творцы в мире моды» и т. д.)», также стало немаловажно «Посещение «Недели моды», фестивалей и конкурсов, основанных на моде» и «Обсуждение новых творческих проектов в работе и творческой деятельности клуба», что доказывает повышенный интерес к моде как к творческому процессу. Участники клуба стали более дружны и в то же время самостоятельны в подборе новых творческих проектов, способны без какой-либо боязни критики других участников клуба высказывать свое мнение об истории и развитии моды, а также введении новых техник работ по изготовлению модных изделий.

Одним из важных вопросов в исследовании был вопрос об отношении близких, друзей и коллег по работе к увлечениям участников творческого клуба (табл. 6).

Очень важно, как близкие, друзья и знакомые относятся к увлечениям участников клуба. Если нет поддержки и понимания близких, человек теряет смысл существова-

ния не только в мире, но и в своих увлечениях, мировоззрении и отношении к окружающему. Интересуясь у участников клуба непроизвольно в разговоре и не фиксируя результаты, мы получили следующие ответы: «В творчестве очень помогает отношение близких к моему увлечению, они всегда интересуются и моими творческими работами, и разными выставками, проводимыми клубом, поездками на форумы и вообще делами в клубе».

Психическое здоровье человека зависит от того, чем он интересуется и каковы его увлечения. Еще З. Фрейд признавал, какую важную часть человеческой жизни составляет творческая и интеллектуальная активность. Объясняя стремление человека к творчеству, он даже ввел особое понятие «сублимация». Фрейд считал сублимацию единственным положительным и совершенным защитным механизмом [4]. Когда мы получаем удовлетворение от своего дела, то чувствуем себя хорошо, разнообразные интересы предохраняют ум от негативных мыслей и эмоций. Порой простое усилие, направленное на развитие интереса к какой-либо деятельности, в состоянии преодолеть депрессию, печаль, чувство гнева, беспокойство, чрезмерное волнение или ощущение вины. Привычка искать новые интересы и увлечения надежно оберегает нас от появления отрицательных эмоций. В поисках общих интересов с другими людьми мы закладываем основу для семейной и общественной жизни. Многосторонние интересы и разнообразная деятельность способствуют умению

общаться с окружающими, ведь теперь появляется возможность завести разговор о самых разных приятных и интересных вещах, и не придется уклоняться от общения. Новые интересы и увлечения повышают самоуважение и приносят ощущение радости и полноты жизни. Кроме того, становится проще найти себе хорошего друга или будущего партнера для брака. И наоборот, наличие небольшого числа интересов не способно предотвратить возникновение депрессии. Более того, у людей проявляется тенденция к тому, чтобы закрепить этот минимальный набор интересов и увлечений, тем самым ограничив свою жизнь, сделав ее неинтересной и скучной. Только имея широкий кругозор, человек может постоянно ощущать радость от жизни, наслаждаясь большим разнообразием интересов и действий [5].

Таблица 6 Отношение близких, друзей и коллег по работе к увлечениям

Отношение окружающих к данным увлечениям Полученные данные, %

Положительно, с пониманием, интересуются и поддерживают 100

Им неважно, чем я занимаюсь, главное, чтобы мне нравилось 0

Отрицательно, им не нравится, чем я увлечен(а) 0

Никак, равнодушно 0

На начальном этапе эксперимента преобладало мнение о том, что творческий клуб является для них простым увлечением, хобби, хорошим провождением времени. На конечном этапе мнение резко изменилось: «частичка моей душ», «место для самовыражения и новых творческих начал», «данный коллектив помогает реализовывать мои самые необычные идеи в творчестве» и т. д. Результаты данной экспериментальной работы позволили подтвердить устойчивый интерес различных социальных групп и возрастной категории населения к истории и развитию моды и модному творчеству, что является фактором перспективности развития массового модного творческого движения. В свою очередь, положительное мнение общества становится определяющим стимулом для мотивации самих любителей, т. к. занятия в творческом клубе способствуют развитию и совершенствованию эмоциональных,

творческих качеств, а также приобретению коммуникативных навыков и разрешению многих проблем современного общества и окружающего мира. Для совершенствования и формирования навыков и умений в области творческого клуба, любителей моды, необходимы определенные условия:

1) высокий уровень профессиональной компетенции руководителя клуба;

2) разнообразные социально-культурные мероприятия и формы работы;

3) усовершенствование организационно-методической работы [6].

Проведенный эксперимент позволяет определить специфику статуса творческого коллектива в клубе, любителей моды в современном обществе и выделить перспективные тенденции его развития в творческой деятельности, основанной на теории развития моды.

В сложившейся организационно-педагогической системе творческих клубов, любителей моды имеется ряд проблем, требующих решений:

1) отсутствие в сфере творческих клубов, любителей моды, единой организационно-педагогической системы, которая на данном этапе сформирована в области моды и творчества, основанного на моде;

2) отсутствие педагогической модели подготовки руководителей в области моды и творчества, основанного на моде, учитывающей особые требования, предъявляемые к преподавателю, работающему в сфере творческих клубов, любителей моды;

3) отсутствие особых адаптационных методик, методов и форм работы с новыми участниками клуба;

4) отсутствие специальных апробированных программ и технологий организаций учебного процесса творческих клубов, любителей моды, для разных возрастных и социальных групп;

5) эпизодичность социального выхода участников клуба, любителей моды за пределы творческих занятий, являющегося важным оценочным и стимулирующим фактором, обеспечивающим дух соперничества с другими подобными клубами (через творческие выставки, фестивали, конкурсы и т. д.).

Таким образом, творчество, основанное на моде, во многом способно решить социальные, социокультурные и социально-пси-

хологические проблемы современного человека и окружающее его общество. На сегодняшний день государственных проектов, программ и социальных институтов, направленных на развитие и пропаганду массовой творческой деятельности, основанной на моде, мало. Следовательно, наше исследование доказало необходимость подобной политики и в творчестве, основанном на моде, пропагандируемом в творческих клубах.

1. Фролова Г. И. Организация и методика клубной работы. М., 1986.

2. Шанкин Ю.В. Управление социальнопсихологическим климатом в творческом коллективе // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2011.

3. Попов В.С. Формирование социально-культурной активности руководителей общественных молодежных организаций в процессе социального партнерства // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2011.

4. Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн., 1991.

5. Слепцова А. О. Сущность культурологической концепции феномена талантливой личности // XVI Державинские чтения. Академия культуры и искусств: материалы Общероссийской научной конференции. Февраль 2011 г. / отв. ред. Т.Г. Осадчая, науч. ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2011.

6. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М., 1977.

Поступила в редакцию 11.01.2013 г.

UDC 130.2

RESULTS OF MODEL EXPERIMENTAL WORK ON SOCIO-CULTURAL CONDITIONS REVEALING OF CREATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT OF CLUB ASSOCIATIONS PARTICIPANTS OF FASHION LOVERS

Vera Aleksandrovna POPLEVINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Socio-cultural Activity Department, e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The main parameters of the results of experimental work on bringing out of the socio-cultural of the development of the creative activity of the participants of the club associations of fashion lovers are shown. The problem in the sphere of the work on rendering the cultural leisure service to the population in the sphere of the fashionable activity is analyzed.

Key words: experiment; fashionable creation; fashion; amateur clubs; creative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.