Научная статья на тему 'Результаты опытно-экспериментальной работы развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений любителей джаза'

Результаты опытно-экспериментальной работы развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений любителей джаза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
312
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖАЗ-ТАНЕЦ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ / КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕ-НИЕ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА / JAZZ DANCE / ART CREATIVITY OF YOUTH / CLUB ASSOCIA-TION / EXPERIMENTAL WORK

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денежко Ирина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению результатов проведенной опытно-экспериментальной работы развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений лю-бителей джаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK OF DEVELOPMENT OF ART CREATIVITY OF YOUTH ON THE BASIS OF CLUB ASSOCIATIONS OF THE JAZZ FANS

Article is devoted to consideration of results of the carried-out skilled and experimental work of development of art creativi-ty of youth on the basis of club associations of the jazz fans.

Текст научной работы на тему «Результаты опытно-экспериментальной работы развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений любителей джаза»

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ

КЛУБНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДЖАЗА

И. В. ДЕНЕЖКО

Статья посвящена рассмотрению результатов проведенной опытно-экспериментальной работы развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений любителей джаза.

Ключевые слова: джаз-танец, художественное творчество молодежи, клубное объединение, экспериментальная работа.

Экспериментальная работа развития художественного творчества молодежи на основе клубных объединений любителей джаза осуществлялась в период с 2009 по 2011 г. на базе «Дом молодежи», танцевального клуба «MOUSE CLUB» г. Тамбова и хореографического коллектива «Селяночка» Никифоровского района.

Основными задачами эксперимента являлись:

- определить влияние занятий на развитие личностных, физических, психологических и творческих качеств участников танцевального клуба;

- установить уровень включенности участников танцевального клуба в культурно-досуговую деятельность;

- выявить воздействие занятий на общение между участниками танцевального клуба;

- установить особенности организационно -методической работы руководителя танцевального клуба.

Эксперимент, ориентированный на выявление важнейших параметров учебно-воспитательного и организационного процессов в творческом объединении любителей джаз-танца, включал три этапа.

1-й этап - диагностический, позволяет выяснить отношение участников коллективов к проблемам развития джазовой танцевальной культуры, определить уровень их познаний в области джаз-танца, функциональных способностей и возможностей освоения лексики и техники данного вида танца. В качестве инструментария диагностического обследования применен тест.

Начальный тестовый срез выявляет очень сходные количественные показатели, примерно одинаковые качественные характеристики участников отмечались и в ходе наблюдения.

Проверка теоретических и практических знаний, умений и навыков в области джаз-танца, в которые входили следующие параметры:

- знание истории джаз-танца в контрольной группе составил 35 % (высокий показатель), а в экспериментальной - 30 %;

- знание об основных принципах техники джаз-танца в контрольной группе составил 25 % (высокий показатель), в экспериментальной - 20 %;

- владение базовыми движениями джаз-танца в контрольной группе составил 20 % (высокий показатель), в экспериментальной - 18 %;

- знание терминологии джаз танца по высоким показателям в контрольной и экспериментальной группах составило одинаковое число 10 %.

Полученные данные из теста позволяют сделать вывод о наличии минимальных знаний в области джазового танцевального искусства у обеих групп эксперимента, основным фактором которых является недостаточная теоретическая подготовка или ее отсутствие вообще.

Следующим критерием стала оценка уровня знаний о развитии джазового танца в современном обществе, где были определены, по высоким показателям, следующие параметры:

- знание о социально-психологических функциях, которые выполняет джаз-танец в современном обществе, составило в контрольной группе 40 %, а в экспериментальной - 45 %;

- знания источников информации по проблемам джаз-танца показали в контрольной группе - 32 %, в экспериментальной - 30 %.

Результаты данных вопросов показали наличие типичной заинтересованности у участников коллективов в развитии и проблемах джазового танца в современном обществе.

Определение отношений между участниками хореографического коллектива было установлено по следующим параметрам:

- социометрический статус в контрольной группе составил 52 %, в экспериментальной - 50 %;

- социально-психологический климат в коллективе в контрольной группе показал 40 %, в экспериментальной - 37 %.

Критерий развития значимых профессионально-личностных качеств определялся следующими параметрами:

- личностные качества по высоким показателям в контрольной группе составили 45 %, а в экспериментальной - 48 %;

- творческие качества личности также по высоким показателям в контрольной группе составили 37 %, а в экспериментальной - 30%.

Таким образом, в ходе исследования было выяснено, что стартовые показатели участников двух групп - контрольной и экспериментальной -практически идентичны.

2-й этап - формирующий, который осуществлялся на базе «Дом молодежи» г. Тамбова, танцевального клуба «MOUSE CLUB».

Общее число участников эксперимента составило 40 девушек и юношей в возрасте от 15-25 - 95 %; 25-35 лет - 5 %. Из них 85 % - студенты, школьники - 5%; рабочие - 10%.

В ходе данного этапа было установлено, что до прихода в клуб джазового танца 32,5 % не занимались танцевальным творчеством, 7,5 % танцевали в школьной самодеятельности, 60 % были поверхностно знакомы с элементами джаз-танца по занятиям в группах других танцевально-спортивных заведений. Причинами прихода в танцевальный клуб явились фактор заинтересованности данным танцевальным направлением, а отсюда желание научиться танцевать.

Данный этап эксперимента проводился с помощью теста, результаты которого позволили осуществить сравнительный анализ показателей личностно-творческого развития участника соответственно в начале эксперимента и по его завершению. Так, анализ данных о мотивации к занятиям по джаз-танцу позволил выявить изменение в область более широкого спектра интересов, включая общение, приобретение коммуникативных способностей (табл. 1).

Полученные данные позволили констатировать, что знания о широких функциональных возможностях танца вообще и джаз-танца в частности у членов данного клуба способствовали приобретению указанных ценностных ориентиров.

Таблица 1

Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Научиться красиво танцевать S5 50

Оздоровление 5 15

Избавление от комплексов 3 5

Знакомство и общение 7 30

Особую значимость для нашего исследования представляло выявление динамики оценки респондентами состояния психологического климата в танцевальном клубе. Результаты тестового опроса по данной проблеме представлены в следующей таблице 2.

Таблица 2

Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Атмосфера дружелюбия и взаимопонимания 10 60

Очень благоприятный 35 35

Атмосфера соперничества 55 5

Тем самым можно сделать вывод о позитивной динамике психологического микроклимата в творческом коллективе. Если на начальном этапе эксперимента наиболее высокими оказались данные, характеризующие развитие сопернической атмосферы в коллективе, то на конечном этапе преобладала атмосфера дружелюбия и взаимопонимания.

Были определены данные относительно оценки участниками эксперимента качеств руководителя танцевального клуба «MOUSE CLUB». В частности, респондентами было отмечено преобладание у руководителя следующих профессиональных качеств (табл. 3).

В ходе данного эксперимента подтверждено предположение о том, что руководитель данного клубного объединения должен не только владеть совершенной техникой модерн-джаз танца, а также методикой преподавания данного направления, но и быть коммуникабельным, требовательным, в сочетании с доброжелательностью, умением увлечь и заинтересовать своих учеников.

Таблица 3

Качества руководителя В большей степени, % В меньшей степени, % Иногда

Умение показать и объяснить 62,5 32,5 5

Владение методикой и техническими навыками 95 0 5

Требовательность 37,5 10 52,5

Доброжелательность 50 30 25

Умение заинтересовать участников 45 45 10

Коммуникабельность 42,5 27,5 30

В соответствии с поставленными задачами эксперимента одним из направлений экспериментального исследования стало выявление степени развития и усовершенствования в процессе обучения в клубе любителей джаз-танца личностных качеств участников. Анализ данных показал, что регулярные занятия в танцевальном клубе являются эффективным средством развития и совершенствования, прежде всего, физических, художественно-эстетических и творческих качеств, что предполагает широкие перспективы использования данного вида хореографии в социальнокультурной деятельности и, в частности, в пропаганде здорового образа жизни.

В ходе эксперимента было определено отношение участников к различным мероприятиям, проводящимся в клубе. По мнению участников, были выбраны следующие мероприятия клуба, которые для них наиболее значимы (табл. 4).

Можно сделать вывод о том, что на начальном этапе данного эксперимента для участников была важна концертная деятельность коллектива, в конечном этапе исследования в связи с дружеской и благоприятной атмосферой в клубе стал

преобладать такой вариант ответа, как совместное проведение досуга.

Важным вопросом в исследовании стало отношение близких, друзей, коллег по работе, однокурсников к увлечению участников джаз-танцем. Результаты исследования показали следующее (табл. 5).

Таблица 5

Отношение окружающих к Вашему увлечению Данные, %

Положительно, интересуются и поддерживают 85,5

Отрицательно, против моего увлечения 5,5

Нейтрально с равнодушием 9

Одним из этапов эксперимента стало выявление мнения участников о значимости данного клуба для них. На начальном этапе преобладало мнение о том, что танцевальный клуб является для них: хобби, простым увлечением, хорошим времяпровождением. В конце эксперимента мнения кардинально поменялись: «данный коллектив исполнил мою мечту», «частичка моей души», «стиль жизни», «это место для меня - вторая жизнь», «способ самовыражения» и т. д.

3-й этап эксперимента - контрольный (обобщающий), дал возможность посредством серии тестовых замеров выявить динамику уровней знаний, умений, навыков, степени их практического применения в творческой деятельности. Инструментом подобного исследования стал разработанный автором тест. Полученные данные с помощью теста позволили осуществить сравнительный анализ показателей личностно-творческого развития участников экспериментальной и контрольной групп (рис. 1.).

Таким образом, результаты экспериментальной работы позволили констатировать устойчивый интерес среди молодого поколения к джаз-танцу, что является фактором перспективности развития массового танцевального движения. В свою очередь, положительное общественное мнение становится определяющим стимулом для мотивации самих любителей, так как занятия в танцевальном клубе способствуют развитию и совершенствованию физических, творческих, эмоциональных качеств, приобретению коммуникативных навыков и разрешению многих проблем современного общества.

Таблица 4

Проводимые мероприятия Начало эксперимента, % Конец эксперимента, %

Посещение и анализ концертных мероприятий других видов художественного творчества 20 65

Концертная деятельность коллектива 40 50

Совместное проведение досуга 22,5 72,5

Знаменательные даты клуба 17,5 35

начало эксперимента

конец эксперимента

70

60

50

40

30

20

10

0

"mouse о!иЬ"(экс)

□ "селяночка"(контр)

60

50

40

30

20

10

0

■ "mouse о!иЬ"(экс)

□ "селяночка"(контр)

низ сред выс

низ сред выс

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Динамика уровней знаний, умений и навыков участников экспериментальной и контрольной групп

В целом, проведенный эксперимент позволяет определить специфику статуса джазового танца в современном обществе и выделить перспективные тенденции его развития.

В сложившейся организационно-педагогической системе джазового танца имеется ряд проблем, требующих решения. К таким проблемам можно отнести следующие:

- отсутствие в сфере джазового танца единой организационно-педагогической системы, которая на современном этапе сформирована в области бального или классического танца;

- отсутствие педагогической модели подготовки специалиста-хореографа в области джазового танца, учитывающей особые требования, предъявляемые к руководителю-педагогу, работающему в этой сфере;

- отсутствие особых адаптационных методик, форм и методов работы с новыми воспитанниками в перманентно обновляемых танцевальных коллективах;

- отсутствие специальных апробированных программ и технологий организации учебновоспитательного процесса танцевальных клубов и студий для различных возрастных и социальных групп;

- эпизодичность организации социального выхода членов объединений за пределы тренировочных занятий, обеспечивающего дух соперни-

чества и являющегося важным стимулирующим и оценочным фактором для членов клубов.

Таким образом, джаз-танец во многом способен решить социальные, социально-психологические, социокультурные проблемы современного человека и общества в целом. Однако государственных проектов, программ и социальных институтов, направленных на развитие и пропаганду джаз-танца крайне мало. Наше исследование доказало необходимость подобной политики и в области джазовой танцевальной культуры.

* * *

RESULTS OF SKILLED AND EXPERIMENTAL WORK OF

DEVELOPMENT OF ART CREATIVITY OF YOUTH ON THE BASIS OF CLUB ASSOCIATIONS OF THE JAZZ FANS

I. V. Denezhko

Article is devoted to consideration of results of the carried-out skilled and experimental work of development of art creativity of youth on the basis of club associations of the jazz fans.

Key words: jazz dance, art creativity of youth, club association, experimental work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.