Научная статья на тему 'Педагогика формирования и развития института волонерства в деятельности молодежных объединений: анализ результатов опытно-экспериментальной работы'

Педагогика формирования и развития института волонерства в деятельности молодежных объединений: анализ результатов опытно-экспериментальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОНТЕРСТВО / ИНСТИТУТ ВОЛОНТЕРСТВА / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / VOLUNTEERING / INSTITUTE FOR VOLUNTEERING / SOCIO-CULTURAL CREATIVITY / YOUTH / YOUTH ASSOCIATION / PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев Валерий Дмитриевич, Васильковская Маргарита Ивановна

Статья посвящена анализу результатов опытно-экспериментальной работы по созданию и апробации системы педагогических условий для целенаправленного развития и проявления социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства. В статье авторы делают вывод о том, что разработанная и апробированная модель «Институт волонтерства» способствует эффективному развитию и реализации творческих возможностей участников эксперимента в процессе социально-культурной деятельности. Предложенная модель может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев Валерий Дмитриевич, Васильковская Маргарита Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE VOLONTEERING INSTITUTE IN THE ACTIVITIES OF YOUTH ORGANIZATIONS: THE ANALYSIS OF RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

This article analyzes the results of experimental work on the creation and testing the pedagogical conditions for purposeful development and manifestation of the socio-cultural creativity of members of youth associations in the formation of the Volunteering Institute. The authors conclude that the developed and tested “Volunteering Institute” model promotes the effective development and implementation of creative possibilities of the experiment participants in the process of socio-cultural activities. The proposed model can be widely implemented in the practice of socio-cultural youth work. In the period from 2009 to 2014 years, the authors conducted formative pedagogical experiment based youth associations of the Kemerovo region. In the process of forming pedagogical experiment focused on the development and testing of pedagogical conditions for purposeful development and manifestation of the socio-cultural creativity members of youth associations in the formation of the Institute of Volunteering. The purpose of forming pedagogical experiment was to update volunteer activities through awareness and implementation needs of the participants of youth associations in the development of their creative potential. As part of this experiment the following tasks: Implementation and testing of models for the formation and development of the institution of volunteerism conditions of the youth association, the development of social and cultural creativity of young people, with the participation of the youth in the activities of the association; Specification and justification of the forms and methods of social and cultural creativity of young people, contributing to the formation and development of the institution of volunteerism and its components. To conduct formative pedagogical experiment the authors made a special program, which provides a number of social and cultural projects and events focused on the development of social and cultural creativity of the individual in volunteer activities. Experimental work we carried out in the three groups (two experimental and one control). Just forming pedagogical experiment involved 142 people. The first phase of the formative experiment consisted of an initial diagnosis of the level of development of social and cultural creativity of the subjects in all groups. The basis of the first methods developed by L. Moskvina put a test to detect the level of development of the creative potential of the individual. By the sum of points determined by the level of creative potential participants in the experiment. To cross-check the data and the most generalized diagnosis of the level of development of the creative potential of the participants of the experiment, we used a different methodology to assess the creative potential of personality developed by V.I. Andreev. This technique allowed on the basis of self-respondents nine-point scale to determine the degree of expression of personality and frequency of exposure. According to the methodology, the combination of these parameters characterizes the level of development of creative potential. Methodology VI. Andreeva involves identifying intermediate levels of creativity, however, for the most clear differentiation results of the study all the intermediate levels, the author included in the three main low, medium and high. The purpose of the second phase of the formative experiment was to develop and implement the experiment participants socio-cultural projects and actions on the basis of voluntary (volunteer) activities, as well as their participation in the developed and offered by us in this study volunteer socio-cultural event “Making the world brighter.” In the final phase of the pilot study to assess the changes that have occurred with the participants as a result of work carried out, was again applied a comprehensive measure the level of development of creative potential subjects. Summary data on the results of the procedures L. Moskvina and V.I. Andreeva shown in the diagram. Analysis of the results of the formative experiment shows that the high level of socio-cultural creativity reached 43,75 % and 35,3 % of the experimental group, while the control group 25 %. In the experimental groups decreased significantly the number of subjects with a low level of creativity to 12,5 % and 11,8 %, based on the results of the control group about a quarter of the participants. Achieved positive dynamics results of experimental work demonstrates the effectiveness of the proposed model, including socio-cultural projects and events focused on the formation and development of the Institute of Volunteering. Comprehensive and systematic use of the means, forms and methods of creative activities of the participants of the experiment provided a positive trend in the development of all levels tentatively identified components of creativity. Thus, the synthesis of the results of the pilot studies, their practical implementation suggest that developed and tested model of the “Institute of Volunteering” promotes the effective development and implementation of creative possibilities of the experiment participants in the process of socio-cultural activities. The proposed model can be widely implemented in the practice of socio-cultural youth work.

Текст научной работы на тему «Педагогика формирования и развития института волонерства в деятельности молодежных объединений: анализ результатов опытно-экспериментальной работы»

УДК 316.61

ПЕДАГОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ВОЛОНЕРСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, проректор по творческой и международной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: [email protected]

Васильковская Маргарита Ивановна, преподаватель, кафедра социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo197411@rambler. ru

Статья посвящена анализу результатов опытно-экспериментальной работы по созданию и апробации системы педагогических условий для целенаправленного развития и проявления социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волон-терства.

В статье авторы делают вывод о том, что разработанная и апробированная модель «Институт во-лонтерства» способствует эффективному развитию и реализации творческих возможностей участников эксперимента в процессе социально-культурной деятельности. Предложенная модель может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью.

Ключевые слова: волонтерство, институт волонтерства, добровольчество, социально-культурное творчество, молодежь, молодежное объединение, личность.

THE PEDAGOGY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE VOLONTEERING INSTITUTE IN THE ACTIVITIES OF YOUTH ORGANIZATIONS: THE ANALYSIS OF RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK

Ponomarev Valeriy Dmitrievich, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Vice-Rector for Creative and International Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: tvorchestvo@kemguki. ru

Vasylkovskaya Margarita Ivanovna, Lecturer, Chair of Socio-Cultural Activities, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: [email protected]

This article analyzes the results of experimental work on the creation and testing the pedagogical conditions for purposeful development and manifestation of the socio-cultural creativity of members of youth associations in the formation of the Volunteering Institute.

The authors conclude that the developed and tested "Volunteering Institute" model promotes the effective development and implementation of creative possibilities of the experiment participants in the process of socio-cultural activities. The proposed model can be widely implemented in the practice of socio-cultural youth work.

In the period from 2009 to 2014 years, the authors conducted formative pedagogical experiment based youth associations of the Kemerovo region.

In the process of forming pedagogical experiment focused on the development and testing of pedagogical conditions for purposeful development and manifestation of the socio-cultural creativity members of youth associations in the formation of the Institute of Volunteering.

The purpose of forming pedagogical experiment was to update volunteer activities through awareness and implementation needs of the participants of youth associations in the development of their creative potential.

As part of this experiment the following tasks:

- Implementation and testing of models for the formation and development of the institution of volunteerism conditions of the youth association, the development of social and cultural creativity of young people, with the participation of the youth in the activities of the association;

- Specification and justification of the forms and methods of social and cultural creativity of young people, contributing to the formation and development of the institution of volunteerism and its components.

To conduct formative pedagogical experiment the authors made a special program, which provides a number of social and cultural projects and events focused on the development of social and cultural creativity of the individual in volunteer activities. Experimental work we carried out in the three groups (two experimental and one control). Just forming pedagogical experiment involved 142 people.

The first phase of the formative experiment consisted of an initial diagnosis of the level of development of social and cultural creativity of the subjects in all groups.

The basis of the first methods developed by L. Moskvina put a test to detect the level of development of the creative potential of the individual. By the sum of points determined by the level of creative potential participants in the experiment.

To cross-check the data and the most generalized diagnosis of the level of development of the creative potential of the participants of the experiment, we used a different methodology to assess the creative potential of personality developed by VI. Andreev.

This technique allowed on the basis of self-respondents nine-point scale to determine the degree of expression of personality and frequency of exposure. According to the methodology, the combination of these parameters characterizes the level of development of creative potential. Methodology VI. Andreeva involves identifying intermediate levels of creativity, however, for the most clear differentiation results of the study all the intermediate levels, the author included in the three main - low, medium and high.

The purpose of the second phase of the formative experiment was to develop and implement the experiment participants socio-cultural projects and actions on the basis of voluntary (volunteer) activities, as well as their participation in the developed and offered by us in this study volunteer socio-cultural event "Making the world brighter."

In the final phase of the pilot study to assess the changes that have occurred with the participants as a result of work carried out, was again applied a comprehensive measure the level of development of creative potential subjects. Summary data on the results of the procedures L. Moskvina and V.I. Andreeva shown in the diagram.

Analysis of the results of the formative experiment shows that the high level of socio-cultural creativity reached 43,75 % and 35,3 % of the experimental group, while the control group 25 %. In the experimental groups decreased significantly the number of subjects with a low level of creativity to 12,5 % and 11,8 %, based on the results of the control group - about a quarter of the participants.

Achieved positive dynamics results of experimental work demonstrates the effectiveness of the proposed model, including socio-cultural projects and events focused on the formation and development of the Institute of Volunteering. Comprehensive and systematic use of the means, forms and methods of creative activities of the participants of the experiment provided a positive trend in the development of all levels tentatively identified components of creativity. Thus, the synthesis of the results of the pilot studies, their practical implementation suggest that developed and tested model of the "Institute of Volunteering" promotes the effective development and implementation of creative possibilities of the experiment participants in the process of socio-cultural activities. The proposed model can be widely implemented in the practice of socio-cultural youth work.

Keywords: volunteering, Institute for volunteering, socio-cultural creativity, youth, youth association, person.

В период с 2009 по 2014 год нами проводился формирующий педагогический эксперимент на базе молодежных объединений ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств», МБОУ ДОД «Центр раз-

вития детей и юношества Кировского района города Кемерово», Ассоциации общественных объединений Кемеровской области «Молодёжь 42».

В процессе проведения формирующего педагогического эксперимента основное внимание

уделялось созданию и апробации системы педагогических условий для целенаправленного развития и проявления социально-культурного творчества участников молодежных объединений в формировании института волонтерства.

Цель формирующего педагогического эксперимента заключалась в актуализации волонтерской деятельности посредством осознания и реализации потребности участников молодежных объединений в развитии своего творческого потенциала.

В рамках данного эксперимента решались следующие задачи:

- внедрение и апробация модели формирования и развития института волонтерства в условиях молодежного объединения, развития социально-культурного творчества молодежи при участии в деятельности молодежного объединения;

- конкретизация и обоснование форм и методов развития социально-культурного творчества молодежи, способствующих формированию и развитию института волонтерства и его компонентов.

Для проведения формирующего педагогического эксперимента была составлена специальная программа, предусматривающая ряд социально-культурных проектов и акций, ориентированных на развитие социально-культурного творчества личности в волонтерской деятельности. Экспериментальная работа нами проводилась в следующих группах. Группа №1 - экспериментальная - молодежное объединение «Мы и время» (г. Белово Кемеровской области), входящее в состав Ассоциации общественных объединений Кемеровской Области «Молодёжь 42» (26 человек), руководителем которого является Шарма-нова Елена Анатольевна. Группа № 2 - экспериментальная - молодежное клубное объединение «Алый парус» Центра развития творчества детей и юношества Кировского района г. Кемерово (25 человек, руководитель Климакина Татьяна Викторовна). Группа № 3 - контрольная - волонтерский отряд (объединение) Кемеровского государственного университета культуры и искусств (91 человек), члены которого являются студентами института социально-культурных технологий и института музыки КемГУКИ.

Всего в формирующем педагогическом эксперименте участвовало 142 человека. Первый этап формирующего эксперимента заключался

в диагностике первоначального уровня развития социально-культурного творчества испытуемых во всех группах.

Определение исходного уровня творческого потенциала участников эксперимента на данном этапе осуществлялось на основе двух диагностических методик, которые, с нашей точки зрения, с наибольшей степенью достоверности позволяли выявить комплекс способностей и качеств, необходимых личности для осуществления творческой деятельности.

В основу первой методики, разработанной Л. Москвиной, положен тест на выявление уровня развития творческого потенциала личности [2]. По сумме набранных баллов определялся уровень творческого потенциала участников эксперимента.

Критериями для оценки творческого потенциала по данной методике послужили:

- потребность в творческой активности;

- мотивация достижений и склонность к риску;

- самодостаточность сознания;

- увлеченность и любознательность;

- самостоятельность осуществления деятельности;

- уровень репродуктивно-творческой деятельности.

Тестирование показало, что на диагностическом этапе большинство участников эксперимента отнесены к группе со средним уровнем развития творческого потенциала, значительное число респондентов имеет низкий уровень и меньшая часть выборки - это испытуемые с высоким уровнем развития творческого потенциала.

Для перепроверки полученных данных и наиболее обобщенной диагностики уровня развития творческого потенциала участников эксперимента, мы использовали другую методику оценки творческого потенциала личности, разработанную В. И. Андреевым [1].

Данная методика позволила на основании самооценки респондентов по девятибалльной шкале выявить степень выраженности личностных качеств и частоту их проявления. Согласно методике, совокупность этих показателей характеризует уровень развития творческого потенциала. Методика В. И. Андреева предполагает выявление промежуточных уровней творческого потенциала, однако для наиболее четкой диффе-

ренциации результатов исследования все промежуточные уровни автор включил в три основных - низкий, средний и высокий.

Сравнительный анализ результатов показывает, что для большинства участников эксперимента характерен средний уровень развития творческого потенциала (46,9 %), низкий уровень присущ 38,8 % обучающихся, а высокий - 14,3 %. Полученные результаты свидетельствуют о неадекватной (заниженной) самооценке творческих возможностей самими участниками.

Цель второго этапа формирующего эксперимента заключалась в разработке и реализации участниками эксперимента социально-культурных проектов и акций на основе волонтерской деятельности, а также их участие в разработанной и предложенной нами в рамках настоящего исследования волонтерской социально-культурной акции «Сделаем мир ярче».

Результаты наблюдений нами фиксировались в сводной таблице, в которой главное внимание уделялось динамике сформированности мотива-ционного компонента в целом по группе и по каждому участнику в отдельности. В ходе наблюдений нами фиксировались проявления творческой мотивации, показателями которой являются:

1) интерес к познанию нового;

2) степень увлеченности творческим заданием;

3) склонность к самопознанию.

По результатам эксперимента мы условно разделили участников групп на 3 категории, соответствующие низкому, среднему и высокому уровням развития их творческой мотивации. С целью определения эффективности влияния выработанных нами педагогических условий развития мотивационного компонента творческого потенциала испытуемых было проведено сравнение уровней развития их творческой мотивации (см. табл. 1).

Сравнивая динамику развития мотивацион-ного компонента социально-культурного творчества в группах, можно сделать следующие выводы: во-первых, в результате участия в социально-культурных акциях и проектах во всех группах значительно сократился количественный состав испытуемых, отнесенных к низкому уровню. Во-вторых, в контрольной группе количество участников, отнесенных к среднему уровню, осталось неизменным, а к высокому - увеличилось на 12,5 %. В-третьих, в экспериментальных группах наблюдается более высокая динамика развития мотивации социально-культурного творчества: уровень «средний» - увеличился на 6,3 %, «высокий» - на 25 %. Таким образом, увеличение показателей среднего и высокого уровней составляет абсолютное большинство в экспериментальных группах (87,4 % и 91,1 %).

В разработанной и предложенной нами в рамках исследования программе, содержащей социально-культурные проекты и акции предусмотрено сосредоточение внимания участников эксперимента на феномене социально-культурного творчества в волонтерской деятельности. Членам экспериментальных группам было предложено участие в организации и реализации социально-культурных проектов (см. табл. 2).

Поскольку предложенная нами программа, включающая в себя социально-культурные проекты и акции, предназначена для работы с молодежью, то необходимо отметить, что в данный возрастной период возрастает интерес к своим возможностям и способностям. Реализация социально-культурных проектов и акций позволит молодым людям лучше узнать себя, определить свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, научит более успешно реализовать себя в волонтерской и различных видах творческой деятельности. Приоб-

Таблица 1

Динамика развития мотивационного компонента творческого потенциала участников контрольной и экспериментальной групп (%)

Экспериментальная группа № 1 Экспериментальная группа № 2 Контрольная группа

Уровень В начале В конце В начале В конце В начале В конце

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Низкий 43,75 % 12,5 % 41,1 % 5,9 % 37,5 % 25 %

Средний 43,75 % 50 % 47,1 % 52,9 % 43,75 % 43,75 %

Высокий 12,5 % 37,5 % 11,8 % 41,2 % 18,75 % 31,25 %

ретаемый опыт в процессе реализации социально-культурных проектов необходим молодым людям для более эффективного осуществления своей профессиональной деятельности, конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

Таблица 2 Социально-культурные проекты, предложенные для реализации членам экспериментальной группы

1. Социально-культурный проект «Арбат на Весенней» Июнь 2011 года

2. Социально-культурный проект «Их опалила страшная война...». Подготовка и издание сборника к 70-летию начала Великой Отечественной войны.» Июнь 2011 года

3. Социально-культурный проект «Лесная Поляна» (более 100 конкурсно-игровых и творческих мероприятий) Сентябрь 2010 - июнь 2011 года

4. Социально-культурная акция «Сделаем мир ярче» (для ветеранов Областного клинического госпиталя ветеранов войн г Кемерово и пожилых людей) (более 20 концертных программ) Сентябрь 2010 - июнь 2011 года

5. Социально-культурная акция «Твори добро» для пациентов Центра адаптации инвалидов «Созвучие», благотворительного фонда «Доброе сердце» Сентябрь 2010 - июнь 2011 года

6. Социально-культурный проект «Движение жизни» (благотворительные концерты и программы в детских домах, больницах, приютах) Сентябрь 2010 - июнь 2011 года

7. Социально-культурный проект «Местное время» (LOCAL TIME) С 22 декабря 2009 года по 16 февраля 2010 года

В реализации социально-культурных проектов и акций авторами используются педагогические средства, способствующие развитию социально-культурного творчества молодежи. Комплексное применение средств, форм и методов организации социально-культурного творчества в волонтерской деятельности обеспечивает положительную тенденцию в развитии

социально-культурного творчества участников эксперимента.

К средствам развития социально-культурного творчества участников эксперимента мы относим:

- ориентирование творческой деятельности на мотивы, ценности, установки, формирующие направленность молодых людей;

- формирование отношения к творческой деятельности как ценностно-значимой в процессе волонтерской деятельности;

- создание благоприятной среды для наиболее полного раскрытия творческих возможностей участников эксперимента;

- ознакомление участников эксперимента с психолого-педагогическими особенностями развития личности;

- организация партнерского типа взаимодействия со сверстниками и руководителем при групповой работе;

- создание ситуаций успеха в целях осознания потенциального уровня своих творческих способностей;

- установление эмоционального чувства общности, доверия и поддержки, за счет включения группы в волонтерскую деятельность.

На наш взгляд, более результативными в развитии социально-культурного творчества участников молодёжных объединений являются групповые и игровые формы, проектирование, презентации творческих работ и проектов, мастер-классы, благотворительные концерты и агитбригады.

Методами организации социально-культурного творчества участников молодёжных объединений являются:

- метод самооценки и оценки со стороны сверстников;

- метод включения молодых людей в творческую волонтерскую деятельность;

- метод создания ситуации успеха;

- методы фронтального, группового опроса.

На заключительном этапе экспериментального исследования, чтобы оценить изменения, произошедшие с участниками в результате проведенной работы, вновь был применен комплексный замер уровня развития творческого потенциала испытуемых. Обобщенные данные результатов по методикам Л. Москвиной и В. И. Андреева приведены в диаграмме (см. рис. 1).

Рисунок 1. Уровень развития творческого потенциала участников экспериментальных и контрольных групп

(на завершающем этапе эксперимента)

Анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует о том, что высокого уровня развития социально-культурного творчества достигли 43,75 % и 35,3 % участников экспериментальных групп, в то время как в контрольной группе - 25 %. В экспериментальных группах существенно уменьшилось количество испытуемых, имеющих низкий уровень развития творчества до 12,5 % и 11,8 %, по результатам контрольной группы - приблизительно четверть участников.

Достигнутая позитивная динамика результатов экспериментальной работы свидетельствует об эффективности предложенной модели, включающей социально-культурные проекты и акции, ориентированной на формирование и развитие института волонтерства. Комплексное

и систематическое применение средств, форм и методов организации творческой деятельности участников эксперимента обеспечило положительную тенденцию в развитии всех уровней условно выделенных компонентов творческого потенциала. Таким образом, синтез результатов экспериментального исследования, их практическая реализация позволяют сделать вывод о том, что разработанная и апробированная модель «Институт волонтерства» способствует эффективному развитию и реализации творческих возможностей участников эксперимента в процессе социально-культурной деятельности. Предложенная модель может быть широко внедрена в практику социально-культурной работы с молодежью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

Андреев В. И. Пакет из десяти тестов на оценку интеллектуальности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. - Казань, 1992. - 45 с.

Москвина Л. Психологические методы диагностики творческого развития личности. - Самара: Венета, 1990. - 213 с.

References

Andreev V.I. Paket iz desyati testov na otsenku intellektual'nosti, konkurentosposobnosti i tvorcheskogo potentsiala lichnosti [Package of ten tests to assess intelligence, competitiveness and creativity of the individual]. Kazan, 1992. 45 p. (In Russ.).

Moskvina L. Psikhologicheskie metody diagnostiki tvorcheskogo razvitiya lichnosti [Psychological diagnostics personal creative development]. Samara, Veneta Publ., 1990. 213 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.