Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста'

Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
714
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Василенко Н.В.

«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю». В.А. Сухомлинский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Василенко Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательных мотивов учебной деятельности детей дошкольного возраста»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Василенко Н.В.*

Детский сад № 245 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Облучье

«Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы ребенок рос исследователем, чтобы каждый его шаг, был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».

В.А. Сухомлинский

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию. В соответствии с ФГОС учреждения дошкольного образования пересматривают формы и методы работы с детьми-дошкольниками, отбирая наиболее адекватные их возрасту. Поэтому все чаще наблюдается активное внедрение в практику работы детских садов метода детского экспериментирования.

Опытно-экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, носит пробный характер. Выделяют два основных вида опытно-экспериментальной деятельности у дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный

* Старший воспитатель.

субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Например, ребенок обследует воздушный шар, самостоятельно выделяет его свойства (он круглый, резиновый, легкий, летает) или при взвешивании каких-либо предметов самостоятельно определяет что тяжелее.

Второй вид опытно-экспериментальной деятельности организуется взрослым, который обучает ребенка алгоритму действий, формирует у него исследовательские умения.

Использование в образовательном процессе с детьми опытно-экспериментальной деятельности предполагает работу по трем взаимосвязанным направлениям:

- Экспериментирование с объектами неживой природы (воздухом, водой, песок и т.д.).

- Экспериментирование с объектами живой природы (где изучаются характерные особенности сезонов в разных природно -климатических зонах, многообразие живых организмов, как они приспосабливаются к окружающей среде). Эта работа ведется через наблюдение за живыми объектами.

- Экспериментирование с предметами рукотворного мира для изучения материалов, из которых они сделаны, их свойствами (преобразование предметов).

Проблема более широкого использования метода опытно-экспериментальной деятельности была сформулирована в виде одной из годовых задач нашего детского сада.

В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, предполагается решение следующих целей и задач:

- формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

- расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- использование познавательно-исследовательской деятельности как стержнеобразующей для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);

- обеспечение освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно--следственных, родо-видовых, пространственных и временных отношения);

- перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

- воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Экспериментирование используется по разным темам в соответствии с комплексно-тематическим планом реализации основной образовательной программы детского сада.

При выборе темы экспериментирования важно учитывать следующие правила:

1. Тема должна быть интересная ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любую образовательную деятельность, точно формулируя вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей групп не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Структура детского экспериментирования:

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

В работе по опытно-экспериментальной деятельности в нашем детском саду используются разнообразные формы и методы в комплексе: непосредственно образовательная деятельность; лабораторные работы; дидактические и развивающие игры; упражнения, эксперименты и опыты; театрализация; наблюдения за живыми объектами и явлениями природы (с его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и др.), но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений); экскурсии и целевые прогулки (во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года); работа в уголках природы; экологическая тропа; конкурсы; праздники, развлечения, вечера досуга.

Их выбор определяется возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач. Мы всегда помним, что у ребенка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение детьми навыков опытно-экспериментальной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения («Угадай по запаху», «Угадай, чей голос», «Волшебный мешочек», «Что лишнее?», развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире).

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет? Такие вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «В чем польза шоколада?», «Сделай радугу», «Игры с магнитом», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и коммуникация. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) об-

легчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Экспериментирование связано и с чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Экспериментирование тесно связано с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры.

Детское экспериментирование связано и с художественным творчеством. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

Для поддержания интереса детей к элементарному экспериментированию в каждой группе, начиная с младшего дошкольного возраста, создан уголок экспериментирования, который оснащается необходимым материалом и оборудованием для проведения элементарных опытов, постоянно обновляемым в зависимости от изучаемого программного материала. В уголке экспериментирования оформлены кармашки, обозначающие способы исследования (получения информации) - «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «посмотреть в книгах», «посмотреть по телевизору», «понаблюдать», «провести эксперимент». В уголке экспериментирования имеются памятки - напоминания о правилах безопасности при проведении опытов.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?). Становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Сотрудничеству с семьей дошкольные учреждения всегда уделяли особое внимание. В соответствии с ФГОС это направление приобрело еще большую актуальность. Выстраивая взаимодействие с родителями, мы используем как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно проводим разнообразные конкурсы детско-родительских поделок, где ребенок и творит и познает и экспериментирует. Осенью проводим конкурс «Дары осени», смотр - конкурс снежных построек «Зимняя сказка», «Оригинальный летний участок», конкурсы проектов на ЖД тематику. Родители при-

нимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий. На родительских собраниях, рассматриваются вопросы развития исследовательской детской деятельности.

Популярной формой работы были и остаются совместные праздники, развлечения - как итог работы над совместными исследовательскими проектами (День земли, праздник Белых журавлей, и т.д.). Родители с готовностью и увлеченностью помогают своим детям подобрать и оформить тот или иной материал, связанный с проектом.

В детском саду продолжают успешно применяться наглядные формы работы. В каждой группе оформлены стенды, папки-передвижки, где размещена полезная информация по теме развития познавательного интереса детей в опытно-экспериментальной деятельности.

Для совершенствования профессиональной компетентности в области опытно-экспериментальной деятельности организуются разнообразные формы работы с педагогами: Педагогические советы («Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников», «Современные образовательные технологии в ДОУ»); семинары-практикумы; аукционы педагогических идей, конкурсы дидактических пособий по развитию детей в экспериментальной деятельности; мастер классы педагогов, консультации; открытые просмотры; методические тематические выставки.

Систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, способствуют развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Список литературы:

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. - М., Мозаика-Синтез, 2011.

2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М., Мозаика-Синтез, 2011.

3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., 2005.

4. Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. - М., 2002.

5. Дыбина О.В. Что было до...: Игры -путешествия в прошлое предметов. - М., 1999.

6. Ковинько Л. Секреты природы - это так интересно!. - М: Линка-Пресс, 2004. - 72 с.

7. Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 80 с.

8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ. - 64 с.

9. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2013.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

© Ермак Е.Б.*

Детский сад № 245 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», г. Облучье

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству - это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В.А. Сухомлинский

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Патриотизм - это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Оте-

* Воспитатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.