Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности'

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5183
557
Поделиться

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воробьева Наталья Анатольевна, Зебзеева Валентина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности»

УДК 373.2

Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности

Воробьева Н.А., Зебзеева В.А.1

Ребёнок - маленький экспериментатор и исследователь, стремящийся познать окружающий мир. Как сказал Л.С. Выгодский: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность».

При подготовке детей к школе необходимо научить детей быть самостоятельными, ориентироваться в пространстве, применять знания о предметах их свойствах, уметь правильно ими воспользоваться. Всё это становится возможным в процессе организации экспериментально- исследовательской деятельности детей.

Исследовательская, поисковая деятельность выступает, как естественное состояние познания окружающего мира.

Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития [6].

В экспериментально-исследовательской деятельности дети знакомятся с переходом веществ из одного состояния в другое, свойствами воздуха. У детей развивается познавательный интерес, активность, память и мышление. Они учатся сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

Экспериментирование учит детей совместно действовать в коллективе, помогать друг другу, общаться, самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

В процессе экспериментирования дети учатся ставить перед собой задачу, находить средства для ее решения, контролировать процесс. Таким образом, эксперимент выступает как инструмент творческого освоения мира [3].

У каждого ребёнка наступает пора «почемучек», они хотят знать всё в этом мире. Дети часто разбирают по частям кукол, машинки, различные предметы. Главной задачей взрослых является правильно отве-

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

тить на заданный вопрос. Заинтересовать ребёнка, вместе с ним рассмотреть и обследовать предмет и сделать вывод, почему предмет выглядит именно так.

Очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожным сигналом является отсутствие вопросов. Надо обязательно отвечать на вопросы детей, и хвалить их за умение задавать вопросы. Никогда нельзя отталкивать ребёнка словами: «Мне некогда», «Рассмотрим в следующий раз», «Я устала». Так мы убиваем в ребёнке жажду познания, а может быть и будущего учёного, исследователя, геолога.

В ходе экспериментально-исследовательской деятельности ребёнок учится наблюдать, размышлять, использовать собранный материал, делать выводы, соблюдать правила безопасности.

В экспериментальной деятельности ребёнок получает возможность удовлетворить свою любознательность. Он с удовольствием представляет себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Исследования О.В. Дыбиной, А.И. Ивановой, В.И. Логиновой, Л.М. Маневцовой показали, что дети с помощью экспериментирования способны усваивать представления об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах.

Авторы считают, что дошкольный возраст наиболее сензитивен для развития познавательной активности. В этом возрасте развивается любознательность и познавательный интерес.

Методические рекомендации по организации опытно-

исследовательской деятельности содержатся в работах С.Н. Николаевой, А.И. Савенкова, Н.Н. Поддъякова. В них предлагается организовывать работу таким образом, чтобы дети могли самостоятельно повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать, задавать и отвечать на вопросы, используя результаты опытов.

Исследовательская деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [6].

Познавательная активность ребенка характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Основой познавательной активности выступают противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения [1].

Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью

трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, что позволяет ребенку проявить самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания.

Нами проводилась диагностика уровня развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, а также уровня сформированности у детей исследовательских умений и навыков.

Результаты диагностики показали невысокий уровень развития познавательной активности и сформированности исследовательских умений и навыков у детей, что побудило нас к проведению формирующего эксперимента.

Свою работу мы начали с создания развивающей среды в группе. С помощью родителей мы соорудили детскую лабораторию, в которой разместили различные приборы: весы, песочные часы, увеличительные стекла, магниты, термометры, детские микроскопы. Были собраны сосуды различной формы, технический материал, разные виды бумаги, ткани.

Также в лаборатории были размещены воздушные шары, пластилин, соломинки, цветные стекла, сито для просеивания песка, формочки и другое оборудование и материалы. Здесь же был размещен собранный на участке детского сада природный материал.

Регулярно лаборатория пополнялась новыми материалами для экспериментирования. Всё это делало лабораторию привлекательной для детей. Дети с большим удовольствием занимались опытноисследовательской деятельностью, искали ответы на поставленные вопросы.

Вместе с детьми мы нарисовали рисунки на которых изобразили различные виды экспериментов: снег-сосулька, бумага-вода, замки из мокрого песка - сухой песок и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы детям было интересно экспериментировать, мы придумывали сказочные ситуации, вводили сказочных героев. Детям предлагалось помочь жителям сказочного леса, исследовать тропу, чтобы не попасть к огнедышащему дракону или спасти прекрасную принцессу из высокой башни.

При этом ребенок должен был решить, каким способом легче будет её выручить с помощью деревянной лестницы или с помощью верёвки.

Данные ситуации способствовали тому, что дети с большим желанием включались в экспериментирование, учились выделять главное, сравнивать два объекта (например, пластилин и глину, находить разницу между снегом и водой, снегом и льдом).

Опытно-экспериментальная деятельность тесно связывалась с наблюдениями. Весной мы проводили с детьми длительные наблюдения за прорастанием чеснока, сажали рассаду для клумбы, наблюдали

за распусканием листочков на веточках, которые мы заносим в группу и ставим в воду.

Вместе с детьми из пластилина был сделан макет вулкана. По бокам вулкана дети выкладывали камни, сделали песчаные дорожки. Как на настоящем вулкане, сделали воронку. Предусмотрели углубления, в которые будет сливаться вода (лава).

В начале эксперимента мы рассмотрели чистую воду. Потом мы решили добавить песок и посмотреть, что произойдёт с водой. Вода стала грязной. Чтобы вода стала похожей на лаву, мы добавили в неё красную краску.

Дети экспериментировали с макетом, перекрывали путь воде большим камнем, помогали прокладывать для лавы новый путь. Действия были так наглядны и так интересны для детей, что и дети с большим удовольствием демонстрировали действия с макетом детям средней группы, выступали в роли ученых, раскрывали причины этих процессов.

Дети проводили эксперименты с бумагой, изучали её свойства. Каждому ребёнку предлагали различный материал: картон, салфетка, обычный лист бумаги. Дети рассматривали каждый лист, старались сделать из каждого листа кораблик. Дети убедились, что сделать это можно только из салфетки и бумаги, и нельзя из картона.

Сделанные нами кораблики мы опустили в чашу с водой и увидели, как повела себя бумага. Кораблик из салфетки утонул очень быстро, из бумаги затонул позднее и только листочек картона плавал долго. Так дети знакомились со свойствами бумаги.

Большой интерес у детей вызывали предметы с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестные детям. Такими предметами были: магнит, коллекция минералов, механизмы. Эти предметы способствовали возникновению исследовательской деятельности. Дети задавали вопросы: «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?».

В процессе экспериментирования с детьми проводились различные беседы, наблюдения, экскурсии. Был оформлен уголок для выставки, где разместили различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, перья и т.п.)

Большая работа проводилась с родителями. Вместе с детьми им предлагалось выполнить домашнее задание: рассмотреть солёную воду, почему в простой воде яйцо тонет, а в солёной воде плавает. Предлагалось провести эксперимент с воском и бумагой, с испарением воды.

Дети с восторгом воспринимали любой эксперимент. Иногда для детей получался совершенно неожиданный результат. Это не останавливало детей, и они вновь экспериментировали, добивались нужных результатов. В результате организации детского экспериментирования,

мы пришли к выводу, что детям интересно экспериментировать и исследовать. У них развивается познавательная активность, расширяется кругозор, формируются представления о живой и неживой природе, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле), о применении их человеком.

Дети научились делать выводы. Они стали самостоятельными, инициативными, активными, и в этом нам помогла организация экспериментально-исследовательской деятельности детей.

Библиографический указатель:

1. Веракса Н.С. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников [Текст] / Н.С. Веракса, О.Р. Галимов. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 80 с.

2. Дыбина О.В. Неизведанное рядом [Текст] / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетина. М., 2004.

3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей [Текст] / В. А. Зебзеева. М.: ТЦ Сфера, 2009. 288 с.

4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] / А.И. Иванова // Управление ДОУ, 2004. № 4. С. 84-92.

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду, 2003. № 3, 4, 5.

6. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения [Текст]/ А.И. Савенков // Дошкольное воспитание, 2005. № 12. С. 3-11.

7. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей [Текст] / Е. Соловьева //Дошкольное воспитание, 2005. № 1.

Об авторах:

- Воробьева Наталья Анатольевна, студентка факультета дошкольного и начального образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия.

E-mail: Val.orin@mail.ru

- Зебзеева Валентина Алексеевна, доцент, кандидат педагогических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» г. Оренбург, Россия. E-mail: Val.orin@mail.ru