Научная статья на тему 'Учебное исследование как средство ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста'

Учебное исследование как средство ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1408
300
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРЕДМЕТНЫЙ МИР / ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Линник Н.В., Аргатюк Е.В.

Актуальной проблемой современного дошкольного образования является использование различных видов познавательно-исследовательской деятельности, в том числе учебных исследований. Несмотря на наличие методических рекомендаций к использованию учебных исследований, практически не разработано их содержание для ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность серии учебных исследований для формирования компетентности в предметном мире у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Линник Н.В., Аргатюк Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебное исследование как средство ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста»

2. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Учебник. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Психологические исследования / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича. - М.: Педагогика, 1986. - 176 с.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 с.

5. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие. - М., 2005. - 80 с.

6. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.

7. Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. Монография. - М., 2000. - 266 с.

8. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 160 с.

9. Урунтаева Г.А., Афонькина Г. А. Практикум по детской психологии. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - 212 с.

10. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1978. - 200 с.

11. Михайлова Е.С. (Алешина) Тест Гилфорда: диагностика социального интеллекта: метод. руководство. - СПб.: ИМАТОН, 2006. - 55 с.

12. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / под ред. О.В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 192 с. (Ребенок в мире поиска).

13. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр. - М.: Сфера, 2010. - 128 с. - (Ребенок в мире поиска).

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Линник Н.В.*, Аргатюк Е.В.*

Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск

Актуальной проблемой современного дошкольного образования является использование различных видов познавательно-исследовательской деятельности, в том числе учебных исследований. Несмотря на наличие методических рекомендаций к использованию учебных ис-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии детства, кандидат педагогических наук.

* Студент 3 курса Института педагогики и психологии.

следований, практически не разработано их содержание для ознакомления с предметным миром детей старшего дошкольного возраста. Проведённая опытно-экспериментальная работа подтвердила эффективность серии учебных исследований для формирования компетентности в предметном мире у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова умственное воспитание, предметный мир, технология исследовательской деятельности в ДОУ, организация учебного исследования с детьми старшего дошкольного возраста.

Современный этап развития общества требует от человека активного познавательного отношения к действительности, объектам окружающего мира. Потребность познания действительности должна формироваться с дошкольного возраста. В многочисленных исследованиях психологов и педагогов предметный мир выступает как объект умственной, трудовой, изобразительной деятельности детей, как средство нравственного воспитания дошкольников.

Предметы окружают ребёнка с момента его рождения и сопровождают всю жизнь. В предметах зафиксирован культурный опыт человечества, который предстает перед ребенком в обобщенном виде, раскрывающемся в физических и динамических свойствах, качествах и отношениях [1, с. 90].

Большой вклад в изучение роли предметного мира в развитии ребенка внесли такие ученые как Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.И. Логинова, А.М. Леушина, О.В. Дыбина и многие другие. Предметный мир учёными рассматривается с одной стороны, как совокупность объектов, характеризующихся формой, величиной, цветом, материалом, функциями, назначением, историей создания, с другой - как орудие предметной, игровой деятельности ребенка, как источник познания творчества взрослого. Предметный мир является средством воспитания таких качеств, как бережливость, заботливость, аккуратность и трудолюбие.

Большую роль в познании ребенком окружающего мира играют функции предметного мира, а именно информативная, эмоциогенная, регулятор-ная [7, с. 89].

Кулагина И.Ю. представляет следующую структуру предметного мира, которую может освоить дошкольник:

1. Предметы, которыми ребёнок не пользуется (электроприборы, проф. инструменты, разновидности транспорта и т.д.).

2. Предметы, которыми ребёнок пользуется постоянно (одежда, обувь, головной убор, игрушки, посуда, мебель, постельные принадлежности, спортинвентарь, школьные принадлежности и т.д.).

3. Предметы, которые ребёнок способен преобразовать, приспособить для своих нужд - рукотворный мир (пластилин, глина, песок, тесто, снег, дерево, ткань, бумага - природный и бросовый материал).

По мнению И.Ю. Кулагиной, процесс познания мира ребёнком состоит из 3-х этапов:

1 этап. Спонтанно-исследовательский (ранний возраст). На данном этапе происходит первое знакомство с предметом. Важно организовать предметную среду таким образом, чтобы в ней были предметы разные по форме, цвету, материалу, звучанию.

2 этап. Вариативный (младший и средний дошкольный возраст) Целью является обучение использованию предметов по назначению в различных играх.

3 этап. Преобразующий (старший дошкольный возраст). Дети изучают предметы: как устроены, какими свойствами обладают, каким целям могут служить [4].

Задачи, содержание, методы ознакомления с предметным миром детей дошкольного возраста раскрываются в работах О.В. Дыбиной, М.В. Крулехт и других.

Так О.В. Дыбина раскрывает важность процесса ознакомления детей с предметным миром и его значимость в познании социальной действительности. Учёный предложила методические рекомендации, планирование и содержание работы в разных возрастных группах по ознакомлению с предметным окружением [2].

Крулехт М.В. подчёркивает, что необходимо помочь раскрыть ребёнку сущность предмета - его назначение, показать зависимость особенностей конструкции, строения предмета и материала, из которого сделан предмет, от его назначения [3, с. 47].

Для формирования представлений о предметном мире О.В. Дыбина предлагает использовать игры-эксперименты, коллекционирование, дидактические игры (игры-преобразования и другие), моделирование и другие.

По мнению других отечественных учёных (Сорокиной А., Бондаренко А., Павловой Е. и других) одним из эффективных средств ознакомления с предметным миром является дидактическая игра.

Среди разных видов деятельности по ознакомлению с предметным миром дошкольников в дошкольном образовательном учреждении практически не используется исследовательская деятельность, в том числе и детские учебные исследования.

Савенков А.И. разработал методику проведения учебного исследования и выделил 2 основных блока при организации учебного исследования со старшими дошкольниками.

Первый блок предполагает проведение 2-3 тренировочных занятий, на которых педагог вместе с детьми выделяет и ставит проблему, осуществляет выбор темы исследования, ищет и предлагает возможные варианты решения, собирает материал, обобщает полученные данные, а затем идет представление полученной информации.

Второй блок включает проведение самостоятельного учебного исследования, который предполагает подготовительный этап, сбор информации, детская конференция.

Савенков А.И. предлагает использовать специальные карточки, которые моделируют методы исследования: «подумать самостоятельно», «спросить у другого человека», «понаблюдать», «провести эксперимент», «посмотреть в книгах», «посмотреть видеофильм», «получить информацию по компьютеру», «позвонить по телефону специалисту» и другие [6, с. 9-10].

Опытно--экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ 56 г. Петрозаводска в старшей группе. Для выявления исходного уровня сформированное™ представлений о предметном мире у детей 6-го года жизни была использована диагностическая методика, состоящая из трёх игровых тестовых заданий: «Найди лишнюю картинку», «Назови одним словом», «Разложи по полочкам» [5].

По результатам констатирующего этапа были сделаны следующие выводы: большинство детей находятся на низком и среднем уровнях компетентности в предметном мире. Высокие результаты показал только один ребенок. Исходя из полученных данных, было определено, что работа должна быть направлена на разработку и реализацию серии учебных исследований, которые будут способствовать повышению уровня компетентности в предметном мире.

Для знакомства детей со структурой учебного исследования, освоения способов обнаружения и фиксации информации мы провели 2 тренировочных занятия с детьми по выбранным ими темам: «Кошка», «Оса».

Затем мы организовали 5 детских учебных исследований по темам, по-свящённым предметному миру. Одним из самостоятельных детских учебных исследований было посвящено теме «Транспорт». Оно проводилось в течение недели. Для каждого ребенка была заранее подготовлена специальная «Папка исследователя». Для того чтобы делать записи о полученной информации, каждый ребенок получил неограниченное количество маленьких листочков и ручку (карандаш или фломастеры).

Выбрав тему, каждый ребенок заполнял специальную «папку исследователя» посредством листочков для сбора информации. Заранее с детьми мы обговорили план исследования, который был зафиксирован на кармашках папки исследователя.

Затем каждый ребенок действовал самостоятельно, собирал нужную информацию, используя возможности всех доступных источников, обобщал ее и готовил собственный доклад. Задачей педагога было выполнение обязанностей консультанта исследователей, оказание помощи в обобщении информации, её фиксации на листочках.

Как только были подготовлены сообщения, состоялись мини-конференции. Каждый докладчик постарался структурировать информацию, выделить главное, дать определения основным понятиям и не просто рассказать, а пояснять, а также отвечать на вопросы других ребят.

На конференциях по теме «Транспорт», «Бытовые приборы» прозвучали следующие доклады. Например: «Велосипед - это транспортное средст-

во. Существуют велосипеды с двумя и тремя колёсами. Трёхколесный велосипед предназначен для детей. Велосипед состоит из колес и рамы. Велосипед едет медленней машины. Велосипед бывает разных цветов»; «Самолёт -это транспортное средство. Это воздушное судно. Он предназначен для полётов. Существует много видов самолётов. Один из видов самолётов - военный самолёт»; «Холодильник стоит на кухне. Он бывает разных цветов. Он имеет два отдела. Один из отделов называется морозилка. Он нужен для того, чтобы хранить продукты. В холодильнике стоит много продуктов»; «Стиральная машина, когда работает, она сначала стирает вещи, потом их полощет, а потом сушит. И получаются чистые вещи, которые мы потом одеваем. Машина стоит в ванне. Для того чтобы она заработала, её нужно включить. Чистые вещи мы гладим утюгом, потом вешаем одежду в шкаф. У стиральной машины есть несколько режимов стирки» и другие.

Каждый доклад длился примерно две-три минуты. С каждым ребенком выступление было заранее обговорено. Все выступления детей сопровождались наглядностью - их собственными рисунками.

Во время конференции ребята задавали друг другу вопросы, например, «Ездили ли вы на трамвае?», «Есть ли у ваших родителей автомобиль?» и другие.

По итогам конференции дети, как настоящие ученые, получали грамоты за участие в учебном исследовании. Ребята приняли также участие в таких самостоятельных учебных исследованиях как: «Счетные устройства», «Средства связи», «Множительная техника», «Осветительные приборы», «Бытовые приборы», «Музыкальные инструменты», «Швейные и столярные инструменты».

В результате представления детей о предметном мире стали более обобщёнными и развёрнутыми. Дети стали вычленять существенные родовые признаки и даже осуществлять группировку предметов. В целом уровень компетентности в предметном мире детей повысился до среднего (у 16 детей) и до высокого (у 4 детей). Низкий уровень сформированное™ представлений о предметном мире не был выявлен. Эти данные позволяют говорить о положительной динамике в процессе формирования представлений о предметном мире. У детей контрольной группы уровень компетентности в предметном мире остался тем же, что и на констатирующем этапе.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование учебных исследований оказало положительное влияние на формирование представлений о предметном мире у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Академия, 2005.

2. Дыбина О.В. Рукотворный мир: Игры-занятия для дошкольников -М.: ТЦ Сфера, 2011.

3. Крухлет М. Ребенок познает предметный мир // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 1. - С. 45-51.

4. Кулагина И.Ю. Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе / И.Ю. Кулагина. - СПб.: Речь. - 2006.

5. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: Изд-во «Детство-пресс», 2011.

6. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара: Изд-во «Учебная литература», 2005.

7. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. -М.: «Академия», 2002.

О ПОНИМАНИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

© Матвейчук Е.Н.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В представленной статье освещены вопросы, связанные с аксиологическим подходом в системе дошкольного образования.

Ключевые слова: аксиология, педагогическая аксиология, ценности, классификация профессиональных ценностей.

Использование основных идей аксиологического подхода в современной системе дошкольного образования направлено на понимание и принятие сути педагогической профессии, специфики ее реализации на дошкольной ступени образования; активное включение в деятельность с основными субъектами образовательного процесса; осознание достигнутого уровня профессиональной компетентности в качестве педагога дошкольного образования и потребность в дальнейшем профессиональном саморазвитии.

Аксиология по мнению исследователей (Г. Риккерта, Б.В. Орлова, К.А. Абульханова-Славской, В.Г. Алексеевой, А.А. Бодалева, Н.В. Ивановой, Д.А. Леонтьева, А. Маслоу, М. Рокича, С. Л. Рубинштейна, В. Франкла и др.) - это учение о ценностях.

Педагогическая аксиология - наука о ценностях образования: о системе значений, норм, идеалов, регулирующих взаимодействие в образовательной

* Заведующий МАДОУ д/с «Радуга» (г. Советский), аспирант Уральского государственного педагогического университета (специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.