Научная статья на тему 'ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЁЖНАЯ РАБОТА / МОЛОДЁЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МОЛОДЁЖНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОЛОДЁЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Елисеев Анатолий Леонидович, Титова Елена Валерьевна

Целью статьи является анализ использования исторического опыта зарубежных стран при реализации молодёжной политики в современной России. Молодёжная политика европейских государств, несмотря на её национальные особенности, имеет много общих черт с молодёжной политикой, реализуемой в Российской Федерации. Это, прежде всего, обусловлено спецификой молодёжи как объекта исторического исследования. При этом данное направление в современный период в основном реализуется в трёх главных направлениях: решение актуальных проблем молодёжи в различных сферах общества, поддержка молодёжного движения и обеспечение участия молодёжи в жизни общества. Молодёжная политика в зарубежных странах, в отличие от России, строится на принципах централизации и децентрализации. В нашей стране также следовало бы активно внедрять европейский опыт, основанный на принципе субсидиарности, когда на центральный уровень передают вопросы, ответы на которые нельзя получить на местах. Также авторы анализируют основные отличия в реализации молодёжной политики в РФ и странах ЕС. Так, отмечается, что, несмотря на некоторое сходство главных аспектов молодёжной политики в РФ и странах ЕС, различия остаются существенными и, соответственно, проектируются на понимание сути государственной молодёжной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Елисеев Анатолий Леонидович, Титова Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The purpose of the article is to analyze the use of the historical experience of foreign countries in the implementation of youth policy in modern Russia. The youth policy of European states has many common features with the Russian youth policy despite its national characteristics. This is primarily due to the specifics of youth as an object of policy. At the same time, this direction of policy is mainly implemented in three main areas: solving urgent problems of youth in various spheres of society, supporting the youth movement and ensuring youth participation in society. Unlike Russia, youth policy in foreign countries is based on the principles of centralization and decentralization. As a result, the authors come to conclusion that we should also actively use the European experience based on the principle of subsidiarity, when questions are sent to the central level, answers to which cannot be obtained locally. After analyzing the main differences in the implementation of youth policy in the Russian Federation and the EU countries the authors note that, despite some similarities in the main aspects of youth policy in the Russian Federation and the EU countries, the differences remain significant and have an impact on understanding of the essence of the state youth policy.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 329.7(470)

ЕЛИСЕЕВ Анатолий Леонидович, кандидат исторических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], AuthorID: 317972 ТИТОВА Елена Валерьевна, кандидат социологических наук, доцент, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], AuthorID: 209458

DOI:10.22394/2225-8272-2023-12-1-64-77

ELISEEEV A.L., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Central Russian Institute of Management, branch of the RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected], AuthorID: 317972 TITOVA E.V., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Central Russian Institute of Management, branch of the RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected], AuthorID: 209458

ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN YOUTH POLICY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: Целью статьи является анализ использования исторического опыта зарубежных стран при реализации молодёжной политики в современной России. Молодёжная политика европейских государств, несмотря на её национальные особенности, имеет много общих черт с молодёжной политикой, реализуемой в Российской Федерации. Это, прежде всего, обусловлено спецификой молодёжи как объекта исторического исследования. При этом данное направление в современный период в основном реализуется в трёх главных направлениях: решение актуальных проблем молодёжи в различных сферах общества, поддержка молодёжного движения и обеспечение участия молодёжи в жизни общества. Молодёжная политика в зарубежных странах, в отличие от России, строится на принципах централизации и децентрализации. В нашей стране также следовало бы активно внедрять европейский опыт, основанный на принципе субсидиарности, когда на центральный уровень передают вопросы, ответы на которые нельзя получить на местах. Также авторы анализируют основные отличия в реализации молодёжной политики в РФ и странах ЕС. Так, отмечается, что, несмотря на некоторое сходство главных аспектов молодёжной политики в РФ и странах ЕС, различия остаются существенными и, соответственно, проектируются на понимание сути государственной молодёжной политики

Ключевые слова: молодёжь, молодёжная политика, молодёжная работа, молодёжное законодательство, молодёжные программы, молодёжные организации, государство.

Abstract. The purpose of the article is to analyze the use of the historical experience of foreign countries in the implementation of youth policy in modern Russia.

The youth policy of European states has many common features with the Russian youth policy despite its national characteristics. This is primarily due to the specifics of youth as an object of policy. At the same time, this direction of policy is mainly implemented in three main areas: solving urgent problems of youth in various spheres of society, supporting the youth movement and ensuring youth participation in society. Unlike Russia, youth policy in foreign countries is based on the principles of centralization and decentralization.

As a result, the authors come to conclusion that we should also actively use the European experience based on the principle of subsidiarity, when questions are sent to the central level, answers to which cannot be obtained locally. After analyzing the main differences in the implementation of youth policy in the Russian Federation and the EU countries the authors note that, despite some similarities in the main aspects of youth policy in the Russian Federation and the EU countries, the differences remain significant and have an impact on understanding of the essence of the state youth policy.

Keywords: youth, youth policy, youth work, youth legislation, youth programmes, youth organizations, state.

ВВЕДЕНИЕ

Государственная молодёжная политика России и стран Европы при всём национальном разнообразии имеет общие черты, обусловленные спецификой молодёжи как объекта политики. Так, молодёжная политика в большинстве своём реализуется в трёх направлениях: решение актуальных проблем молодёжи в социально-экономической, культурно-образовательной сфере, поддержка молодёжного движения и обеспечение участия молодёжи в жизни общества [1].

В демократических странах господствует точка зрения, что процесс управления должен быть максимально приближен к тем, на кого непосредственно влияют управленческие решения. Это послужило движущим толчком к выбору западными странами политики децентрализации. Руководящие органы в молодёжной сфере зарубежных стран обладают чертами централизации и децентрализации.

Процессы децентрализации и модификации органов центральной государственной власти обусловливают изменения местных органов власти и увеличение их финансовой автономии. В Российской Федерации на сегодняшний день преобладает централизованный подход к молодёжной политике, большинство властных полномочий сконцентрировано на уровне профильного министерства. Однако целесообразно было бы более активно внедрять европейский опыт, основанный на принципе субсидиарности, когда на центральный уровень передают те вопросы, которые не могут быть решены на местах [14].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Организационный механизм и эффективность государственной молодёжной политики зависят от конструктивного взаимодействия органов власти с молодёжными объедине-

ниями, общественными институтами, организациями политических партий, сферой бизнеса, отдельными гражданами [1].

Можно выделить несколько отличий главных аспектов реализации молодёжной политики в РФ и странах ЕС. Первое отличие состоит в определении роли государства и молодёжи в процессе молодёжной политики. Во многих странах Европы деятельность органов власти вспомогательна к молодёжной инициативе, государство должным образом способствует и предоставляет все необходимые ресурсы для поддержки процесса самоорганизации молодёжи.

В РФ роль государства на всех уровнях управления доминирующая. Внедрение эффективной молодёжной политики в условиях децентрализации возможно только при усилении партнёрства - объединения усилий и координации органов местного самоуправления и молодёжного представительства [3].

Второе отличие является продолжением изложенного и касается определения субъектов молодёжной политики. Главным субъектом молодёжной политики в РФ является государство в лице уполномоченных представителей. Деятельность иных субъектов молодёжной политики выражена достаточно слабо.

Третье отличие состоит в определении объекта молодёжной политики, возрастных границ. В РФ молодёжь определена как лица от 14 до 35 лет, в странах ЕС возраст молодёжи установлен 15-24 года, что значительно сужает целевую группу и способствует большей адресности и эффективности молодёжной политики [7, С. 29].

Четвертое отличие состоит в том, что центральной фигурой политики, осуществляемой в РФ, являются общественные молодёжные организации; в странах Запада эта политика базируется на системе, главным элементом

которой является человек, а уже потом - организация, ассоциация.

Пятое отличие заключается в наличии разных принципов государственного управления молодёжной сферой:

- принцип децентрализации и субсидиар-ности в странах ЕС предусматривает передачу полномочий по реализации молодёжной политики на региональный и местный уровень, что подкрепляется обеспечением соответствия между полномочиями и ресурсами органов местной и региональной власти относительно их возможности предоставлять высококачественные услуги и адекватно реагировать на законные требования и надежды граждан. В РФ преобладает централизованное управление низовыми звеньями структур молодёжной политики сверху вниз;

- принцип делегирования предполагает широкое создание правительствами в странах ЕС децентрализованных структур для молодёжи, передачу от государства в институты гражданского общества обязанностей по предоставлению молодёжи социальных услуг;

- принципы открытости, социального партнёрства определяют, что реализация молодёжной политики происходит на основе консенсуса, социального диалога государственных органов с молодёжью, представителями разных секторов - общественного и частного. Это обеспечивается широким общественным и экспертным обсуждением концепций молодёжной политики в странах ЕС, повышением интереса и привлечением граждан к решению молодёжных вопросов на местном и региональном уровнях, а также участием общественности в деятельности социальных служб. В РФ такая практика практически отсутствует [8, С. 63].

Шестое отличие касается результативности молодёжной политики. Нацеленность мо-

лодёжной политики в странах ЕС на достижение отдельных конкретных результатов, наряду с достаточным финансированием, обеспечивает высокий уровень результативности молодёжной политики. Основы молодёжной политики в РФ в основном декларативны, а определение целей, задач, приоритетов формально.

Подытоживая указанное, уместно отметить, что, несмотря на некоторое сходство главных аспектов молодёжной политики в РФ и странах ЕС, различия остаются существенными и, соответственно, проектируются на понимание сути государственной молодёжной политики. Целью молодёжной политики в РФ должно быть попечение государства о создании условий и гарантий для самоопределения, развития, реализации потенциала молодёжи, содействие усилению активности молодёжи, её участию в организации общественной жизни и обеспечение реализации её прав.

Децентрализация власти уже заметно изменяет нашу страну и систему управления в ней. Передача новых полномочий и мощного финансового ресурса на места позволит повысить состоятельность местных общин и изменить вектор их движения на развитие. Общины становятся сильнее и успешнее. В то же время их сегодняшнее и будущее развитие основывается именно на сознательном и осведомлённом молодом поколении, поскольку молодёжь является основой не только сильной общины, но и крепкого государства.

Для эффективной реализации молодёжной политики на уровне общества важно предусмотреть следующие ключевые моменты:

- осуществление оценки эффективности молодёжной работы на уровне общины (в соответствии с разработанными показателями) и отчётность перед обществом о состоянии работы с молодёжью;

- необходимая инфраструктура молодёжной политики, в том числе осуществление её организационного и финансового обеспечения;

- налаживание межотраслевого и межсекторального взаимодействия в молодёжной работе;

- обеспечение деятельности молодёжных ХАБов и молодёжных работников;

- содействие формированию и развитию институтов гражданского общества;

- обеспечение условий молодёжного участия и общественного контроля.

Согласно Резолюции о молодёжной работе Совета Европы молодёжная работа базируется на неформальном и информационном образовании, проводится вне формального образования, организуется силами молодёжи и специалистами.

Эффективность реализации разработанных программ зависит от единства и координации действий местного самоуправления и молодёжного представительства.

Необходимо содействие устойчивому развитию молодёжной политики через постоянный анализ ситуации в общине, регионе и стране, поддержка молодёжи и её инициатив, развитие равноправного партнёрства между молодёжью общины, местной властью и другими секторами общества как внутри общины, так и за её пределами на основе принципов открытости, прозрачности, профессионализма и эффективности.

Затрудняет реализацию молодёжной политики неблагоприятная социально-демографическая ситуация, проявляющаяся в процессе уменьшения численности молодёжи и снижения её удельного веса в общем количестве населения, наличие проблем трудоустройства и обеспечения достойных условий труда молодёжи. Приоритеты молодёжной

политики часто не совпадают с ценностными приоритетами современной молодёжи, не обеспечивают целостный и комплексный подход к созданию условий устойчивого молодёжного развития. В первую очередь это связано:

- со слабой координацией и взаимодействием в работе с молодёжью институтов различного ведомственного подчинения, таких как социальная защита, образование и воспитание, профориентация и трудоустройство;

- с неразвитой молодёжной инфраструктурой, адекватно отвечающей потребностям, интересам и проблемам молодёжи;

- с недостаточной обоснованностью приоритетов и инструментов молодёжной работы;

- с низким уровнем привлечения молодёжи к разработке и реализации местных молодёжных инициатив.

Основной проблемой, которая делает невозможным обеспечение устойчивого развития в молодёжной работе, является несфор-мированность конечного результата, на достижение которого эта деятельность ориентирована.

Молодёжная работа сведена к проведению большого количества молодёжных мероприятий без надлежащей координации, отчётности и возможности мониторинга эффективности; результатом молодёжной работы является отчётность о деятельности отделов, а не реальное влияние этой деятельности на молодёжную среду.

Практическую работу с молодёжью и обеспечение участия молодёжи в жизни общины на местном уровне осуществляют учреждения различных форм собственности и подчинения: молодёжный центр, учебные заведения, Дом культуры, клубы по месту жительства, библиотеки, школа искусств, центр творчества, детская юношеская спортивная

школа, общественные объединения и т. д. Программы поддержки молодёжной политики на территории городов базируются на восприятии молодёжи как определяющей ценности и главного ресурса как местного общества, так и российского общества в целом.

Передача от государства в регионы полномочий в решении социально-экономических вопросов обусловила второй уровень системы - региональный. В каждом из регионов РФ сложилась собственная подсистема граждан-ско-патриотического воспитания молодёжи. У регионов появилось право на создание собственного регионального законодательства, в том числе по вопросам молодёжной политики. Программа по молодёжной политике составляет основу для проектирования региональных и муниципальных программ.

По аналогии региональную подсистему составляют подведомственные губернатору и областной администрации региональные министерства и департаменты, компетенцию которых составляют вопросы молодёжной политики [11, С. 37].

Муниципальные образования, непосредственно представляющие регион, составляют третий уровень системы молодёжной политики.

На этом уровне в отдельных случаях также реализуются муниципальные программы. Местные органы власти (глава муниципального образования, представительный орган и местная администрация, её отдельные структурные подразделения) принимают активное участие в молодёжной политике, так как данная проблема входит в вопросы местного значения. Муниципальные органы образования и культуры на местном уровне планируют и реализуют событийные мероприятия, привязанные к конкретным историческим датам [12, С. 18].

Отдельное место в системе воспитания молодёжи занимают социально ориентированные некоммерческие организации. Органы государственной власти и местного самоуправления имеют право передавать отдельные полномочия в сферу компетенции социально ориентированных некоммерческих организаций [10].

Анализ зарубежного опыта показывает, что традиционно органы власти передают НКО такие сферы, как социальная опека, образование, просвещение, культура и массовый спорт.

В соответствии с действующим законодательством государственные корпорации и компании, общественные объединения, политические партии и религиозные организации могут оказывать следующие формы поддержки: финансовую, информационную, имущественную и консультативную. Анализ опыта отдельных российских регионов позволяет отметить продуктивность взаимодействия государственных и местных органов власти с НКО. В частности, анализ регионального опыта указывает на то, что значительная часть НКО направлена на решение проблем молодёжной политики, помимо других социальных направлений деятельности [9, С. 54].

Важным элементом системы воспитания молодёжи выступают государственные региональные и муниципальные программы. Данные документы имеют характер нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения. Программы концентрируют значительное количество ресурсов, предназначенных для реализации задач. Анализ целого ряда программ молодёжной политики в различные периоды позволяет отметить важную составляющую - привлечение внебюджетных средств на реализацию программных мероприятий.

Основной задачей деятельности специалиста по работе с молодёжью является обеспечение администрирования молодёжной работы на уровне общины, которая предусматривает:

- разработку предложений по развитию молодёжной инфраструктуры и поддержку молодёжных инициатив;

- лоббирование молодёжных вопросов;

- административную поддержку деятельности молодёжных центров и молодёжных работников;

- взаимодействие с общественными организациями, работающими с молодёжью;

- оценку эффективности молодёжной работы на уровне общества.

Формирование молодёжной политики и организация молодёжной работы на уровне общины требуют проведения информационных кампаний и мероприятий, направленных на формирование заинтересованности во внедрении молодёжной работы депутатов объединенных территориальных общин как лиц, принимающих решение об основных направлениях деятельности местных органов власти.

Работа с молодёжью на уровне общества должна сфокусироваться на локальном уровне; с молодёжью работает много учреждений и организаций разных сфер деятельности и разных форм собственности. Если обратить внимание на отчёты администраций, то видно, что проводится большое количество молодёжных мероприятий и различных форм работы с молодёжью. Соответственно, субъектами молодёжной работы являются:

- органы исполнительной власти - отдел/управление/сектор по работе с молодёжью;

- заведения разных сфер деятельности и разной подчинённости;

- общественные институции: обществен-

ные организации, религиозные общины;

- средства массовой информации;

- бизнес-структуры.

Организация молодёжной работы на уровне сообщества учитывает все доступные ресурсы и налаживает сотрудничество между экспертами в различных областях (образование, культура, социальное обеспечение и т. д.) и участие представителей государственного и бизнес-сектора (межсекторальное сотрудничество). Молодёжная работа в сообществе должна учитывать интересы и потребности молодёжи и, прежде всего, формировать не потребительские настроения в молодёжной среде, а активную гражданскую позицию молодёжи и задействовать все потенциальные ресурсы - межведомственное и межотраслевое сотрудничество.

Обеспечение координации молодёжной работы и активного участия молодёжи в жизни местных сообществ возможно при условии формирования молодёжной инфраструктуры территориальных общин, которая обеспечивает поддержку и развитие существующих и создание новых молодёжных центров. Таким образом, помощь в формировании вышеуказанных принципов должен оказать молодёжный центр, который является региональным центром практической работы с молодёжью и общественно активными молодёжными объединениями.

Направления работы такого центра формируются в соответствии с потребностями и интересами молодёжи определённого населённого пункта. Перспективные направления работы центра:

- активизация молодёжной деятельности -создание и объединение деятельности молодёжных общественных объединений, молодёжных советов;

- обучение специалистов, работающих с

молодёжью, представителей общественных организаций и общественно активной молодёжи (программа «Молодёжный работник»);

- информационно-методическая база молодёжной работы (которую можно будет рекомендовать работникам учреждений и ведомств других сфер деятельности, например школ или центров социальных служб);

- организация тематических кружков и клубов молодёжной работы;

- проведение информационных кампаний по формированию положительного имиджа молодёжной работы, привлечение молодёжи.

Исследования, связанные с молодёжной сферой, свидетельствуют, что можно выделить ряд общих элементов молодёжной политики. Это касается:

- социальной цепи, звеньями которой являются государство, молодёжь;

- правильной организации профподготовки работающих с молодёжью;

- исследования проблем, стоящих перед молодыми людьми;

- содействия налаживанию международных связей между молодёжью.

Подытоживая подходы к структурному строению молодёжной политики, можно выделить следующие составляющие молодёжной политики:

1. Гражданское представительство молодёжи на уровне местных общин.

2. Интеграция молодёжи в процесс формирования политики развития города.

3. Вовлечение молодёжи в процесс реализации проектов развития города.

4. Развитие у молодёжи компетентных качеств, необходимых для формирования и реализации политики развития города.

Первый механизм предполагает учёт позиций молодых граждан, обращает внимание на их проблемы и инициативы, когда речь

идёт о принятии решений, оказывающих влияние на их существование, на местных уровнях. В числе прочего им обосновывается и определяется ряд основных принципов формирования на местных уровнях представительных органов молодого поколения, таких как молодёжный совет, подсистема общественного обеспечения информацией и организацией эффективных систем обратных связей, компонентов, составляющих «молодёжный парламентаризм» - коллегиальное обсуждение принятия решений, оказывающих влияние на жизненное развитие молодых личностей и определяющих объём, составляющий материально-техническое обеспечение такой структуры.

Вторым механизмом определяется ряд полномочий и процедур влияния молодых граждан на процессы принятия решений власти. Он обеспечивается четырьмя основными функциями: проектным анализом и анализом принятых властями решений, стимулированием нормотворческих инициатив, развитием партнёрских молодёжных ролей при принятии решений и общественного контроля.

Третьим механизмом обеспечивается система поэтапного вовлечения молодых людей в решение проблемных вопросов местных общин. Основные его составляющие - городские волонтёрские программы, являющиеся первым опытом участия молодёжи как граждан; участие в мини-грантах для групп, руководящихся инициативой, не имея статуса «юридическое лицо», являющееся первым опытом решения проблем; предоставление грантов на соцзаказ городов для определённого общественного объединения - решение проблем местных общин; использование современной технологии, например молодёжного банка, фондов, занимающихся развитием общин и остальных, которые позволяют широ-

ко привлекать граждан к активным позициям на рынках соответствующей социальной услуги.

Четвёртым механизмом моделей региональных молодёжных политик регулируется обеспечение развития компетентности молодых граждан по основам местного управления, молодёжных ролей и воплощение возможности моделей внедрением таких составляющих, как:

1. Специальные учебные курсы для средней школы, обучающие основам местного управления и молодёжной позиции, преподаваемые учителями, имеющими специальную подготовку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Тренинговая система для студенческих групп вузов по основам местного управления и молодёжных позиций. Тренинги могут проводиться подготовленной молодой личностью, общественной организацией или специалистами госучреждений.

3. Неформальный вид образования молодых людей - путь формирования и распространения среди молодых людей информационного материала, касающегося моделей и их возможностей.

Молодёжные общественные организации - основной социальный государственный партнёр по формированию и воплощению молодёжных политик. Их независимость определяют конструктивная деятельность и возможность принятия решений, способность к самостоятельному обеспечению жизнедеятельности.

Для эффективной работы механизмов молодёжных политик следует:

- организовывать систематический анализ проблемных аспектов жизни молодёжи и предусматривать развитие тенденций молодёжной среды относительно соответствующих государственных и научных учреждений, обсуждение результатов исследования в госу-

дарственных властных структурах и организацию знакомства с ними;

- определять цели и приоритеты региональных государственных молодёжных политик, преподавать в региональной молодёжной программе;

- создать систему контроля и периодических отчётов о процессе обеспечения государственных молодёжных политик;

- лоббирование процессов решения проблемных вопросов молодёжи в рамках действия государственных органов власти всех уровней.

Российская Федерация сегодня развивается, приобретая настоящие ценности человечества, которые весь цивилизованный мир накапливал тысячелетиями. Важная задача на этом пути - развивать демократическое, правовое, социальное, независимое государство, интегрировать его с мировым сообществом, формировать общество, в центре которого -не государство, а, прежде всего, человек.

Государственная молодёжная политика становится эффективной только при объективном восприятии и осуществлении процессов воспитания молодых людей, формировании их мировосприятия. Молодое поколение всегда пыталось активно участвовать в деятельности, социальных отношениях и преобразованиях. Именно это является основой возникновения конфликтов между поколениями.

Отечественная молодёжная политика имеет ряд основных задач:

- создать гарантированные социально-экономические, политические и другие необходимые стартовые условия, чтобы молодёжь могла социализироваться;

- помогать с проблемами, запросами, интересами молодых людей не за счёт остальных социальных слоёв;

- координировать усилия, приложенные государственными органами, партиями, организациями, объединениями, движениями, социальными институтами,

- обеспечить социальную защищённость молодёжных групп.

В настоящее время успешность развития нашей страны полностью зависит от успешности тех, кому в будущем будет предоставляться ведущая роль в ключевых общественных процессах. Поэтому важно реализовывать эффективную молодёжную политику, максимально соответствующую потребностям молодого гражданина. Молодёжная политика является отражением отношения страны к этому слою общества, ее взглядам на завтра и того, насколько адекватным является политический курс.

В нынешних условиях российская молодёжь - один из наиболее экономически уязвимых и бесправных в социально-правовом аспекте слоев населения. Ей приходится жить в повышенном социальном напряжении и психологическом дискомфорте. Поэтому среди молодых людей происходит распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма, проституции, «дедовщины» и других негативных явлений. Большая часть молодых граждан имеет сложный жизненный выбор, делать который она не готова ни с психологической, ни с организационной точки зрения. В этой связи молодёжная политика в данной сфере призвана укрепить социальный статус молодёжи в общественных институтах, проходящих через обновления или кардинальные изменения, усилить правовую, экономическую и социальную защищённость молодёжи.

Молодёжная политика в России, реализуемая за счёт государственного бюджета, и показатели, которые используются для оценки реализации проектов, на самом деле не изме-

ряют ни эффект, ни качество программ. Они могут применяться, чтобы оценить объём, охваченный влиянием мер (численность лиц, присоединившихся к программам, в частности «число таких лиц, направленных на интеграционные процессы молодых людей РФ в мировое молодёжное сообщество» или «число таких лиц, участвующих в программах, направленных на поддержание молодёжной предпринимательской деятельности и профо-риентационных процессов для лиц детского и молодого возраста»).

Действующей схемой реализации молодёжной политики включается, по сути, только центральная (министерство) и средняя (органы администраций) управленческие ступени. Это обстоятельство влечёт за собой отрыв управленческих структур от общего массива молодёжи.

Статистикой фиксируется увеличенное число организаций, являющихся молодёжными (в том числе всероссийские общественные), не отражаются реальные процессы в отрасли, что предполагает возможность институционализировать молодёжное движение. Большое количество таких организаций не было обеспечено разветвлённой региональной или общероссийской сетью, а значит, они не соответствуют задекларированному статусу. Воплощение приоритетов в молодёжной политике сопровождается отсутствием продуманного и узаконенного межсекторального взаимодействия её главных субъектов.

Работа, проводимая молодёжными НПО, стала очень заметной в социальных преобразованиях. Такие ассоциации включают в себя представителей различных социальных групп молодых людей. Работа большей части из них направлена на конкретные проблемы, касающиеся получения жилья, активного проведения свободного от работы времени, зимнего и

летнего отдыха, реализации программ по формированию молодёжных служб социальной защиты, развитию спортивной отрасли, нахождению и сопровождению талантов среди молодёжи и т. д.

В наше время молодёжным общественным организациям отвечает стадия укрепления собственного общественного положения, а поэтому важно осознание их ведущих задач и принципов существования при условии их преобразования.

Это возможно при придании значимой роли содержанию целей и принципов молодёжной государственной политики РФ, которая занимает определяющую позицию для их создания и прогресса. Конечно, мировой экономический кризис оказал негативное влияние на реализацию задач в сфере деятельности молодёжных общественных организаций.

Остаётся остропроблемным вопрос укрепления их материальной базы, развития местных структур, подготовки кадров для работы с молодёжью, обеспечения их деятельности в разных уголках страны и информирования общества об этой работе.

Благодаря молодёжной политике органами местного управления получена возможность определения статуса, места и роли подрастающих поколений в рамках структуры территориальных общин, которые влияют на будущую динамику, которая будет иметь человеческий потенциал. Органам местного управления тоже отводится роль влиятельного фактора, осуществляющего прямое и опосредованное се-лектирование, кто из современной молодёжи может принадлежать к составу общественной верхушки или вообще социума, кто - к средним слоям, а кто - к периферийному стратифицированному обществу.

Экономические проблемы социальных преобразований, которые пережило российское

общество в эпоху независимого государства, создает угрозу для большей части молодого поколения, чтобы нацеливаться только на прибыль.

В таких условиях функции социальной защиты молодёжной политики органов государственной власти стали доминирующими в РФ, и внимание было сосредоточено, прежде всего, на наиболее социально уязвимых группах молодёжи.

Проблемы формирования будущей элиты были оттеснены на задний план перед трудностями сегодняшнего дня. Поэтому, отдавая должное внимание задачам социальной поддержки молодёжи, необходимо подчеркнуть важность выявления особенно перспективной части молодых людей и содействия их развитию - развитию поколения, которое станет завтра элитой территориальных общин и общества и за которым будет, наконец, наиболее значимая роль в решении всех приоритетных проблем общественной жизни.

В РФ не создана необходимая инфраструктура реализации молодёжной политики - ее многосекторная и межведомственная направленность, в частности, должна координироваться.

Приоритеты в развитии молодёжной политики остаются актуальными. Молодёжная политика в РФ должна быть стратегией для реализации жизненных возможностей каждого молодого человека, чтобы преодолеть дисбаланс профессионального предложения и спроса на рабочую силу, потенциально низкой заработной платы и качества условий труда. Эта проблема актуальна для РФ и по сей день, так как число безработных среди молодёжи, в соответствии с методологией МОТ, уже около 40 %. Таким образом, ситуация требует совершенствования высшего и профессионального образования и ее адаптации к реальным условиям российской экономи-

ки и приоритетам экономического развития.

Проблема, связанная с безработицей, является одной из наиболее актуальных проблем государственной социально-экономической политики, поскольку проблемы молодёжи оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию в будущем и развитие государства. Несмотря на то что государственные органы разработали и широко реализовали меры по осуществлению молодёжной политики в политической, социальной, экономической, законодательной и организационной сферах, проблемы молодёжи в сфере образования, профессиональной подготовки, занятости, здравоохранения и социального обеспечения еще не могут быть рассмотрены как полностью решённые.

Проблема усугубляется крайне низкими зарплатами, предлагаемыми молодым специалистам в начале их карьеры. Низкие гонорары, отсутствие перспектив и поддержки - всё это существенно сужает возможности современной молодёжи.

Но, несмотря на наличие в среде молодёжи определённых положительных изменений, существует и ряд проблем, таких как ухудшение показателей здоровья лиц, принадлежащих к молодёжи, демографический кризис, тенденции к распространению среди молодёжи такого явления, как наркомания, и болезней ВИЧ/СПИД, что влечёт за собой всё большую смертность среди молодых людей. Образовательный потенциал молодых людей значительно не воплощается из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда.

Ещё одним серьёзным недостатком существующих молодёжных программ регионального и городского уровня является отсутствие методик оценки эффективности этих программ.

Методика должна определять порядок оценки фактической эффективности програм-

мы в процессе её реализации и при её завершении, отражать реальное состояние развития молодёжи и служить основой информационного мониторинга в регионах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, успешно решить проблемы молодых людей возможно только при условии объединения сил органов государственного управления, занимающихся разработкой и реализацией молодёжной политики государства. К механизмам создания и реализации молодёжных политик Российской Федерации должны быть привлечены все нормотворческие органы и органы исполнительного властного аппарата, специальная социальная служба и фондовые ресурсы.

Молодёжная политика в РФ должна строиться на положении о том, что государство должно создавать необходимые условия и гарантии для самоопределения молодёжи, её развития и реализации потенциала, содействия усилению активности молодёжи, её участию в организации общественной жизни и обеспечению реализации её прав. Необходимо содействие устойчивому развитию молодёжной политики через постоянный анализ ситуации на местах, в регионе и стране, поддержку молодёжи и её инициатив. Затрудняет реализацию молодёжной политики неблагоприятная социально-демографическая ситуация, проявляющаяся, прежде всего, в процессе уменьшения численности молодёжи. Приоритеты молодёжной политики должны совпадать с ценностными приоритетами современной молодёжи, обеспечивать целостный и комплексный подход к созданию условий устойчивого молодёжного развития. Необходимо серьёзно развивать региональную молодёжную политику.

Библиография / References:

1. Государственная молодёжная политика: российская мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений: научная монография / под общ. ред.

B.А. Лукова. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2013. - 718 с.

2. Гребенкин А.Н., Елисеев А.Л., Матвеева Е.С., Селютина Е.Н., Холодов В.А. Государственно-правовая защита детства в России: исторические аспекты: монография. - Орёл, 2016.

3. Дейч Б.А. Государственная молодёжная политика и воспитание молодёжи: динамика содержания и проблем // ЦИТИСЭ. - 2018. -№ 1 (14). [Электронный ресурс]. - URL: https://ma123.ru/ru/2018/03.

4. Докукина И.А., Малахова О.В., Костро-мыкина А.В. Реформирование государственной службы в Российской Федерации // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - № 3 (26). - С. 50-56.

5. Елисеев А.Л. Подготовка кадров для сферы государственной молодёжной политики // Государственное управление и развитие России: проектирование будущего. Сборник статей Международной конференц-сессии. - М., 2022.

- С. 448-455.

6. Елисеев А.Л., Матвеева Е.С. Международные стандарты и национальные традиции в формировании современной молодёжной политики России // Вестник государственного и муниципального управления. - 2022. - № 2. -

C. 34-46.

7. Задонская И.А. Роль молодёжной политики в формировании ценностных ориентаций современной молодёжи // Вестник Тамбовского университета. Серия «Общественные науки». - 2016. - Т. 2. - Вып. 2.

- С. 28-33.

8. Камалова М.И., Соловьев А.И. Государственная молодёжная политика: проблемы и траектории развития в современной России // Государственное управление. Электронный вестник. - 2020. -№ 83. - С. 62-83.

9. Киричек А.И. К вопросу о возможности передачи части полномочий органов местного самоуправления социально ориентированным некоммерческим организациям (на материалах Приморского края) // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - № 2 (74). -С. 53-62.

10. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022) (ред. от 21.12.2021 с изм. от 14.07.2022) // СЗ РФ. -1999. - № 42. - Ст. 5005; 2021. - № 52. - (Ч. I). -Ст. 8973.

11. Попова О.В., Негров Е.О. Молодёжная политика глазами самой молодёжи: проблема в PR? // Среднерусский вестник обществен-ных наук. - 2019. - Т. 14. - № 6. - С. 37-58.

12. Самсонова Т.Н., Зиненко В.Е. Формирование политической субъектности молодёжи в современной России: критерии, условия, проблемы // Общество: политика, экономика, право. - 2021. - № 3 (92). - С. 1724.

13. Matveeva E. Formation and development of legal consciousness in Russia // Modern European Researches. - 2015. - № 3. - С. 100-104.

14. Oosterhoff B., Ferris, K.A., Metzger, A. Adolescents' Sociopolitical Valuesinthe Contextof Organized Activity Involvement // Youth&Society. -2017. - Vol. 49(7). - P. 947-967.

1. Gosudarstvennaya molodozhnaya politika: rossiyskaya mirovaya praktika realizatsii v ob-shchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokoleniy [State youth policy: Russian world practice of realizing the innovative potential of new generations in society: scientific monograph]: nauchnaya monografiya / pod obshch. red. V.A. Lukova. - M.: Izdatel'stvo Moskovskogo gumani-tarnogo universiteta, 2013. - 718s. (In Russ.).

2. Grebenkin A.N., Yeliseyev A.L., Matveyeva E.S., Selyutina E.N., Kholodov V.A. (2016) Gosu-darstvenno-pravovaya zashchita detstva v Rossii: istoricheskiye aspekty [State legal protection of childhood in Russia: historical aspects]: monografi-ya. - Orol. (In Russ.).

3. Deych B.A. (2018) Gosudarstvennaya mo-lodezhnaya politika i vospitaniye molodozhi: dina-mika soderzhaniya i problem [State youth policy and education of youth: dynamics of content and problems] // TSITISE. - № 1(14). [Elektronnyy resurs]. - URL: https://ma123.ru/ru/2018/03. (In Russ.).

4. Dokukina I.A., Malakhova O.V., Kostromyki-na A.V. (2017) Reformirovaniye gosudarstvennoy sluzhby v Rossiyskoy Federatsii [Reforming the public service in the Russian Federation] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya. -№3(26). - S.50-56. (In Russ.).

5. Yeliseyev A.L. (2022) Podgotovka kadrov dlya sfery gosudarstvennoy molodozhnoy politiki [Training of personnel for the sphere of state youth policy] // Gosudarstvennoye upravleniye i razvitiye Rossii: proyektirovaniye budushchego. Sbornik statey mezhdunarodnoy konferents-sessii. - M. -S. 448-455. (In Russ.).

6. Yeliseyev A.L., Matveyeva E.S. (2022) Mezhdunarodnyye standarty i natsional'nyye traditsii v formirovanii sovremennoy molodozhnoy politiki Rossii [International standards and national traditions in the formation of modern youth policy in Russia] // Vestnik gosudarstvennogo i munitsi-

pal'nogo upravleniya. - №2. - S.34-46. (In Russ.).

7. Zadonskaya I.A. (2016) Rol' molodezhnoy politiki v formirovanii tsennostnykh oriyentatsiy sovremennoy molodezhi [The role of youth policy in shaping the value orientations of today's youth] // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Ob-shchestvennyye nauki. - T. 2. - Vyp. 2. - S. 28-33. (In Russ.).

8. Kamalova M.I., Solov'yev A.I. (2020) Gosu-darstvennaya molodezhnaya politika: problemy i trayektorii razvitiya v sovremennoy Rossii [Soloviev A.I. State Youth Policy: Problems and Trajectories of Development in Modern Russia] // Gosudar-stvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. -№ 83. - S. 62-83. (In Russ.).

9. Kirichek A.I. (2015) K voprosu o vozmozhnosti peredachi chasti polnomochiy or-ganov mestnogo samoupravleniya sotsial'no-oriyentirovannym nekommercheskim organi-zatsiyam (na materialakh Primorskogo kraya) [To the question of the possibility of transferring part of the powers of local governments to socially-oriented non-profit organizations (on the materials of the Primorsky Territory)] // Izvestiya Dal'nevos-tochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravleniye. - №2(74). - S.53-62. (In Russ.).

10. Ob obshchikh printsipakh organizatsii za-konodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"yektov Rossiyskoy Federatsii: federal'nyy zakon ot 06.10.1999 №184-FZ (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.06.2022) (red. ot 21.12.2021, s izm. ot 14.07.2022) // SZ RF.

- 1999. - №42. - St.5005; 2021. - №52. - (CH. I).

- St. 8973. (In Russ.).

11. Popova O.V., Negrov E.O. (2019) Mo-lodozhnaya politika glazami samoy molodezhi: problema v PR? [Youth policy through the eyes of the youth themselves: a problem in PR?] // Sredne-russkiy vestnik obshchestvennykh nauk. - T.14. -№ 6. - S. 37-58. (In Russ.).

12. Samsonova T.N., Zinenko V.E. (2021)

Formirovaniye politicheskoy sub"yektnosti mo-lodezhi v sovremennoy Rossii: kriterii, usloviya, problem [Formation of the Political Subjectivity of Youth in Modern Russia: Criteria, Conditions, Problems] // Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo. - № 3(92). - S.17-24. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.