УДК [323-053.6]:94(470)
ЕЛИСЕЕВ Анатолий Леонидович, кандидат исторических наук, доцент, кафедра социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], AuthorID: 317972 ТИТОВА Елена Валерьевна, кандидат политических наук, доцент, кафедра социологии и информационных технологий, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Россия, Орёл), e-mail: [email protected], AuthorID: 209458
DOI:10.22394/2225-8272-2022-11 -3-35-44 ELISEEEV A.L., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Information Technology, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected], AuthorID: 317972 TITOVA E.V., Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of Sociology and Information Technology, Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA (Russian Federation, Orel),
e-mail: [email protected], AuthorID: 209458
УРОКИ ИСТОРИИ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В ФОРМИРОВАНИИ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
HISTORY LESSONS AND INTERNATIONAL EXPERIENCE IN YOUTH POLICY-MAKING IN MODERN RUSSIA
Аннотация. Цель статьи заключается в раскрытии опыта реализации молодёжной политики в зарубежных странах. Процесс разработки и реализации государственной политики в отношении молодёжи должен строиться с учётом развития инновационного потенциала молодых в интересах общества, с одной стороны, и должного признания деятельности молодёжи со стороны общества, с другой стороны. Необходимо вырабатывать меры поддержки юного поколения в сложных социально-экономических условиях настоящего времени. Молодёжная политика большинства европейских государств строится не только на основе внутригосударственных нормативно-правовых документов, но и на важнейших принципах международного сообщества, закрепленных в международных документах. Законодательство Европейского союза в отношении молодёжной политики, а также конкретные меры по её реализации вырабатываются и осуществляются непосредственно членами ЕС, т. е. каждое государство-участник разрабатывает молодёжную политику, исходя из внутреннего положения дел в стране, при этом учитывая общеевропейские тенденции. Мировой опыт формирования и реализации молодёжной политики требует всестороннего изучения условий и факторов её осуществления, исходных целей и достигнутых результатов.
Ключевые слова, молодёжь, молодёжная политика, молодёжная работа, молодёжное законодательство, молодёжные программы, молодёжные организации, государство, Европейский союз, США.
Abstract. The purpose of the article is to reveal the experience of implementing youth policy in foreign countries. The process of developing and implementing state youth policy is based on the development of the innovative potential of young people in the interests of society and on recognition of youth activities by society.
The authors emphasized that it is necessary to develop measures to support the young generation in the difficult social and economic conditions at present. The youth policy of the most European states is built not only on the basis of domestic legal documents, but also on the most important principles of the international community, enshrined in international documents. The EU members develop and implement the legislation of the European Union with regard to youth policy, and some specific measures; each participating state develops youth policy based on the internal situation in the country taking into account European trends.
As a result, the authors draw a conclusion that the world experience in the youth policy formation and implementation requires a comprehensive study of the conditions and factors for its implementation, initial goals and results achieved.
Keywords: youth, youth policy, youth work, youth legislation, youth programs, youth organizations, state, European Union, USA.
ВВЕДЕНИЕ
Молодёжь выступает важным составляющим элементом любого современного общества. Данная социально-демографическая группа является специфическим сообществом, поскольку его сущностные характеристики и черты находятся в состоянии формирования. Относительно феномена «молодёжь» много суждений. В постоянно меняющемся мире политическое, экономическое и социальное преимущество будет у тех обществ, которые смогли накопить и обеспечить эффективное использование интеллектуальных ресурсов и инновационного потенциала, главным носителем которого является молодое поколение. В начале XXI века повысился интерес к изучению проблем молодёжи в большинстве стран Европы, которые начиная со второй половины ХХ века избрали стратегию сотрудничества с молодым поколением в формате молодёжных объединений по интересам.
Кроме того, такое сотрудничество было сосредоточено в решении как собственных внутренних проблем, так и внешних проблем в формате совместных решений с Европейским союзом. 2010 год можно считать переломным для европейских стран, ведь посткризисное положение Европы изменилось благодаря более благоприятным условиям в экономической сфере. Экономические изменения -обычно более быстрый процесс, чем политические изменения, что показал недавний экономический кризис. Очевидно, что усиление независимости экономики требует более решительной и хорошо скоординированной политической деятельности.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во многих европейских государствах молодёжную политику, молодёжную работу и
работу молодёжного законодательства следует считать направлениями, которые включаются определенным и хорошо структурированным молодёжным сектором, остальные страны не придают молодёжному сектору значения государственного направления, молодёжной политике и молодёжному законодательству отводится место среди составляющих привычных направлений, таких как социальная, образовательная, культурная, охран-но-оздоровительная сфера и т. д. Учитывая это, европейское законодательство о молодёжи можно разделить на 3 типа законов:
- законодательные акты, которые поддерживают и стимулируют молодёжь. В определённых государствах это законы о молодёжной работе, содействии молодёжи, её деятельности;
- нормативно-правовые акты, которые касаются социального обеспечения молодых людей. Эти законы регулируют определение пределов обязанностей, которые имеет семья и общество в отношении молодёжи;
- законы, которые непосредственно защищают молодёжь. Этими документами предусматривается гарантирование защиты молодёжи вне семейных жизненных сфер (рынок труда и общественное пространство).
Вместе с тем следует сказать, что государства Европы достаточно поздно занялись выделением политики по отношению к молодёжи в особую сферу деятельности государства (вторая половина 60-х годов XX столетия). В конечном итоге они проделали в этом отношении огромный объём работы, обеспечивший получение положительных результатов.
В то же время не следует забывать о наличии существенных национальных различий в методах работы с молодыми людьми и приоритетов, от которых зависит уровень
успешности такой деятельности. Стоит отметить, что к 1980-м гг. на территории Европы была сформирована национальная система молодёжной политики государства. Работа с молодыми людьми в этих государствах опиралась на законодательную систему, для того чтобы управлять ею были созданы особые госорганы, разработаны и внедрены модели и способы взаимодействия с общественными объединениями молодёжи.
Европейская комиссия в 2001 году приняла Белую книгу молодёжи, которая называется «Новый импульс для европейской модели», в ней речь идет о новых формах управления по европейским принципам. Модернизации, направленной на европейскую общественную политику, присущи пять принципов: открытость, участие, ответственность, эффективность и сплоченность. Основа принятия Белой книги заключалась в помощи Евросоюза создать новый механизм сотрудничества в области, направленной на работу с молодёжью, для того чтобы удовлетворить стремление и надежду молодых людей.
В марте 2005 года состоялось принятие Европейского пакта, направленного на молодёжные проблемы, содержавшего Лиссабонскую стратегию занятости и роста. Цель, которую имеет этот документ, состоит в повышении участия молодёжи в таком процессе, как образовательная и профессиональная подготовка, социальная интеграция в общественную систему.
Позднее, в 2007 году, в официальном сообщении «Содействие полноценному участию молодёжи в образовании, занятости и обществе» комиссией акцентировано внимание на происходящем тесном общении во всех отраслях, чтобы создать условия для развития молодёжной сферы. Следовательно, в принятом документе были высказаны новые пред-
ложения, инициативы и механизмы образования, занятости и участия молодых людей в политике Европы.
В дальнейшем это нашло отражение в стратегии «Европа-2020». Этот документ выражал надежду на то, что все страны, входящие в Евросоюз, будут согласовывать свои действия по всем направлениям, охватывающим проблемы молодого поколения Старого Света, включая партнерство социального характера и кооперирования в такой области, как гражданское общество.
Стратегией предлагаются инициативы в восьми сферах (образование и обучение; занятость и предпринимательская деятельность; здоровье и жизнеобеспечение; приобщение к волонтерскому движению; вовлеченность в социальную жизнь; окружающая среда; мероприятия творчества и культуры; политическое участие). Эту деятельность осуществляют через молодёжные программы, политическое сотрудничество, популяризацию молодых людей и их организаций. Главные инструменты воплощения стратегии заключаются в следующем: в сотрудничестве государств - участников Евросоюза; «структурированном диалоге»; определении места и роли молодых европейцев; осуществлении молодёжной работы с молодёжью и т.п.
Новую стратегию можно воспринимать как своевременный ответ на вызовы и переход к новому этапу молодёжной политики Евросоюза. Структурами Европейского союза молодым людям должна оказываться помощь, чтобы справиться с проблемами современности, возникающими в эпоху глобализационных изменений. Известна программа «Молодёжь в действии», принятая в 2006 году на период 2007-2013 гг. Она являлась современным продолжением предыдущих программ действий, принятых в ЕС [2, С. 603].
На сегодняшний день в странах ЕС действует новая стратегия ЕС относительно перспективы развития молодёжной сферы. Эта стратегия определяет две основные цели европейского сотрудничества в области молодёжной политики:
а) создание всё больше равных возможностей для молодёжи в сфере образования и трудоустройства;
б) поощрение активной гражданской позиции и социальной интеграции.
На ближайшую перспективу установлены следующие приоритеты: социальная интеграция, работа с молодёжью, повышение заинтересованности и активной гражданской позиции и занятость молодёжи. В странах Европы, активно сотрудничающих с молодёжным сектором и имеющих молодёжную политику, можно выделить следующие общие элементы этой политики. Важное значение для постановки всей молодёжной работы в любой стране имеют документы ООН, поскольку именно они отражают международную концепцию политики в молодёжной отрасли.
В арсенале этой организации много документов аналитического, совещательного характера, в которых регулярно и последовательно анализируется государственная молодёжная политика как на международном, так и на национальном уровне. Процессы последних десятков лет доказывают, что в обществе, постоянно пребывающем в состоянии изменений, политическое, экономическое и социальное преимущество будет предоставлено тем из мировых государств, которые научились накапливать и обеспечивать результативное использование интеллектуального ресурса и инновационных обеспечений, основными носителями которых являются представители современной молодёжи.
Г г социальная взаимосвязь (цепь) между правительством, молодыми людьми и обществом через консультации и влияние - h
1 1
Г — советы и информация о правах моподых пюдей и возможностяхдпяних v п
1
г содействие международным связям междунолодыни людьми h
1
г исследование трудностей, с которым и сталкиваются молодые пюди h
1
г правильная организация профессиональной подготовки работающихс молодыми людьми h
1
г по/щержка и поощрение активного проведения свободного времени h
1
г соответствующая специальная поддержи дпя м оподых пюдей групп риска, таких как пюди с особыми потребностями или молодые заключенные ч \
1 1
г поддержка молодым семьям h
1
г с купьтура продолжения образования и профессионального образования h
г свобода культурного, творческого и политического выражения и
Рисунок 1 - Основные элементы молодёжной политики в европейских странах [2]
Figure 1 - The main elements of youth policy in European countries [2]
В странах Европы молодёжная политика -это либо самостоятельная часть государственной политики, имеющая четкую структуру и тесную взаимосвязь составляющих, либо еще развивающаяся. Вместе с этим возможно выделение основных элементов, которыми характеризуется молодёжная политика во всех государствах Европы [3, Р. 45]:
1) все европейские государства имеют четко определенную составляющую молодёжной политики (МП), заключающуюся в сфере ее функционирования: территориальные и социальные объединения;
2) законодательством определено значение и способ, которым предполагается взаимодействие правительства и объединений молодых людей негосударственного коммерческого характера;
3) обязательный элемент состоит в подготовке и квалификации специалистов в области МП;
4) особое значение придается следующим элементам МП: сотрудничеству, управленческой деятельности, вертикальной и горизонтальной структуре.
Основные характеристики немецкой МП в программе «Шансы в изменяющемся обществе» представлены:
- межотраслевой государственной молодёжной политикой. Для того чтобы обеспечить эту цель, нужно объединить и согласовать у всех ведомств;
- широкомасштабным диалогом с молодёжью. Для того чтобы быстро реализовать молодёжную политику, нужно обеспечить наличие прямого контакта с молодыми людьми в общественных процессах;
- укреплением взаимодействия государственных властных органов и органов местной власти, частных предпринимателей, ассоциаций и социальных групп.
Все страны имеют свои политические цели и меры, однако им присуще наличие таких направлений, заключающихся:
- в содействии вовлечению и активности молодёжи в общественных процессах и в их личностном и гражданском росте;
- в защите категорий молодых людей, относящихся к группе риска, чтобы не допустить
маргинализации и социальной изоляции определенных общественных слоев;
- в предотвращении антиобщественной деятельности, причиняющей вред здоровью молодёжи, и противодействии такой деятельности;
- в обеспечении и защите молодёжных прав политического и социального характера, в частности, через правовые основы и институциональные структуры, необходимые для защиты прав молодёжи в социальных услугах.
Практические знания, уже имеющиеся у ведущих стран Евросоюза, позволяют выделить такие тенденции в государственной молодёжной политике [8, С. 230]:
1. Структурированная молодёжная политика согласно национальному, региональному и местному уровню.
2. Осуществление сотрудничества организаций властного и неправительственного характера на всех трех ступенях воплощения МП.
3. Осуществление регулярного мониторинга проблем молодых людей через независимые экспертизы, что позволяет уполномоченным органам принять взвешенные решения, ориентированные на долгий срок.
4. Рост качественного уровня и доступности обучения (квалификационного уровня) -одно из основных направлений МП в государствах Европы. Наличие успешных образованных людей, квалифицированных специалистов в определенной области - залог стабильной работы любой общественной системы. Великобритания принимает меры, которыми должна усиливаться мотивация получать образование, систему кредитов для того, чтобы получить профподготовку, финансовую поддержку людей 16-19-летнего возраста.
5. Гражданское воспитание молодых людей, объединяющее различные направления
и векторы, которые предусматривает социализация (политическая, правовая, экологическая, эстетическая и т. п.), способствуя тому, чтобы формировались настоящие граждане государства - образованные, целеустремленные, деятельные, которым присуще уважение к своему государству.
6. Внедрение международных молодёжных программ обмена, поощряющих непосредственное общение молодых людей из разных государств Европы совместным обучением и работой, несмотря на границы.
Кроме того, следует остановиться на европейских моделях занятости молодёжи. Каждая европейская страна в настоящее время разработала и применяет ряд видов и моделей политики занятости, но общая для них черта - приоритетность финансирования развития конкурентоспособного потенциала труда по сравнению с затратами на помощь безработным. Поэтому активная политика занятости должна трактоваться как система средств институционального, правового и экономического влияния на экономическую активность граждан, уровень их мотивации на работу, мобильности и конкурентоспособности рабочих.
Регулирование молодёжной занятости и методы поддержки молодёжи на рынке труда в разных европейских странах имеют свои специфические черты. В Великобритании внимание уделяется стимулированию самозанятости населения, стимулированию развития бизнеса.
В отличие от европейских стран, социальная политика США в меньшей степени направлена на создание всеобщего благосостояния в стране. Население в меньшей степени охвачено программами социальной защиты, а в политике занятости, в частности, предпочтение отдается личным усилиям каж-
дого лица по обеспечению благосостояния. Характерной особенностью США является широкое разнообразие местных норм и правил при отсутствии общегосударственной координации, интеграции частных благотворительных и коммерческих интересов. Государственный аппарат характеризуется децентрализацией власти.
В США в 1982 году был принят закон, касающийся совместной профессиональной подготовки. В этом документе отмечалось, что обучение необходимо осуществлять в тесном контакте с частным бизнесом. Представители бизнеса управляют программой путем выделения тех профессий, которые необходимы для каждого штата. Безработные должны получить те навыки, которые соответствуют потребностям предпринимателей.
В законе также отмечалось, что «...важным подходом является профессиональная подготовка молодёжи на рабочем месте, включающая обучение молодых специалистов на фирме с гарантией дальнейшего найма тех, кто успешно закончит курс. » [8].
В странах бывшего СССР на государственном уровне молодёжной политикой должны заниматься соответствующий парламентский комитет и министерства молодёжи и спорта.
Но фактически сама молодёжь отношения к проведению молодёжной политики и защите своих интересов не имеет. К тому же на самом деле 99 % средств, выделенных из бюджета, идут именно на спорт, а молодёжные движения и организации чиновники обходят стороной. Для имплементации закона даже созданы специальные социальные программы, однако за неимением средств этот процесс затормозился на долгие годы, в то время как, например, в Германии на одну молодёжную организацию государство выделяет в 6 раз больше
средств.
Как результат, можно видеть отсутствие сильной молодёжной политики в ряде стран СНГ. Она там находится только на стадии формирования. Следствием этого является низкая осведомлённость граждан о сути деятельности молодёжной политики и ещё более низкий показатель общественно-политической активности людей - по последним данным ФК (Общества потребительских исследований), только 2 % среди 10 млн. молодёжи в Беларуси являются членами общественных организаций, студенческих объединений и т. п.
Согласно результатам исследований среди 4,5 тысячи респондентов более половины опрошенных (57 %) не знают об инициативах и мероприятиях, которые государственные учреждения предпринимают для молодёжи, более трети (36 %) не участвуют в молодёжных организациях, однако хотели бы к ним присоединиться.
Помимо того, две трети (60 %) респондентов охотно присоединились бы к формированию молодёжной политики в Беларуси. Результаты опросов о волонтерстве среди молодёжи тоже показательны: среди 2,5 тысячи респондентов около 70 % не являются членами общественных организаций и объединений, однако более 60% респондентов принимали личное участие в любых мероприятиях в качестве волонтеров.
Такой низкой активности молодёжи способствует и совсем небольшое количество организаций, работающих в сфере молодёжной политики. И хотя зарегистрировано более 30 молодёжных организаций, но действуют из них как на общегосударственном, так и на локальном уровне гораздо меньше. Многие общественные объединения предпочитают сотрудничать с международными донорами, потому что так легче получить необходимые
ресурсы, хотя в теории именно государство должно оказывать наибольшую поддержку молодёжным организациям в их развитии.
У молодых людей просто нет мотивации к общественной активности, поскольку не верят, что могут что-то изменить в этой стране. Следовательно, нет заинтересованности в двусторонней коммуникации ни со стороны государства, ни со стороны молодёжи.
В результате у нас большое количество молодых людей уезжает за границу. И не потому что там можно заработать много денег, а потому что за границей общий уровень жизни выше - появляется осознание того, что ты можешь влиять на процессы принятия решений на общегосударственном уровне.
Первоочередным шагом для успешного интегрирования молодёжи в обществе является обеспечение трудоустройства и качественной оплачиваемой стажировки. В Европе любая стажировка молодого человека должна быть оплачиваемой: там нет такого, что молодёжь используют как бесплатную рабочую силу, ещё и не предоставляя никаких гарантий на будущее трудоустройство.
Следующий шаг - помочь молодёжи поверить, что она может участвовать в процессах создания государства. Для этого можно позаимствовать зарубежный опыт - проект <^оиШс1леск», действующий в Германии, -механизм, при котором любой нормотворче-ский документ проверяется юридическим департаментом Молодёжного совета и обсуждается среди членов молодёжных организаций.
В случае если определенный законопроект противоречит интересам молодёжи, Молодёжный совет может просить его доработку на государственном уровне [9].
Стоит отметить, что правительство Германии само заинтересовано в такой коммуникации, ведь от молодёжи зависит результат
поддержки государственной политики той или иной силы. Имплементировать это в России, вероятно, будет тяжело, но возможно.
По результатам изучения потребностей определено следующее:
- Нет пассивной молодёжи - есть непрофессионализм в работе с целевой аудиторией, недостаточно интересных мероприятий вне учебных заведений. Молодёжь нуждается в различных развлекательных, просветительских и культурно-художественных мероприятиях, которые позволят реализовать потенциал.
- Образование в школе удовлетворяет базовые учебные потребности, но этих знаний недостаточно для личностного развития. Кроме общего образования, молодые люди в обществе не имеют доступа к удобным и понятным образовательным инструментам в контексте развития навыков, которые делают жизнь продуктивной и успешной, а их активность - полезной для общества. Особенно важны для молодёжи профориентационные мероприятия, тренинги, профильные мастер-классы и встречи с успешными людьми [7, С. 11].
- Мероприятия по формированию здорового образа жизни молодёжи (ЗОЖМ) не удовлетворяют все категории молодёжи - девушек и парней, женщин и мужчин в их многообразии. Недостаточно уделяется внимания информированию молодёжи о возможностях самореализации, программах обмена и т. д. Востребованность в этой услуге, согласно проведенному анализу потребностей, стоит на первом месте.
Опыт стран свидетельствует, что главной чертой государственного регулирования является опосредованный характер, и предполагает невмешательство непосредственно в предпринимательскую деятельность. В странах Европы используется такой рычаг трудоустройства молодёжи, как создание времен-
ных рабочих мест для выпускников.
Государство стимулирует предпринимателей к трудоустройству молодёжи при выполнении ряда условий, к которым относятся, прежде всего, следующие:
- трудоустройство работника и обеспечение его дальнейшего профессионального роста; заключение с ним трудового соглашения;
- заключение трехсторонних соглашений по переобучению молодёжи.
При наличии у молодёжи необходимого объема знаний ряд восточноевропейских стран могут предоставлять дотации выпускникам учебных заведений для открытия собственного дела. Европейские страны, в которых есть молодёжная политика, характеризуются общими элементами в этой политике:
- поддержкой и поощрением активно проводить свободное время;
- правильной организацией профподготовки работников, взаимодействующих с молодыми гражданами;
- исследованием сложностей, возникающих у молодых людей;
- содействием международной связи между молодёжью.
К прогрессивным идеям, содержащим зарубежный опыт, которые достойны воплощения, относятся: разработка государственного финансового обеспечения программ помощи детям, молодым людям и общественным объединениям; нормативно-правовая поддержка молодёжной социальной политики; информационно-консультативное обеспечение детей, молодых людей и общественных организаций молодёжи, обеспечение на уровне государства подготовительных процессов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития содействие полноценной интеграции молодого по-
коления в социум является приоритетным направлением развития публичного управления и администрирования. Учитывая тот факт, что государства в условиях глобализации могут выбирать разные пути развития и занимать разные позиции в мире, установлено, что государства, избравшие демократические стандарты развития, уделяют особое внимание правам человека, верховенству права и закона, гражданскому обществу и особенно молодёжи - демонстрируют постоянство, поскольку их стратегия развития имеет диаметрально противоположное отношение к традиционным механизмам взаимодействия власти с молодёжью, вместе с тем существует эффективно отлаженная система взаимоотношений между поколениями. Всё это позволяет им учитывать инновационный потенциал, которым владеет молодёжь, и наиболее взвешенно его применять при разработке концепций, стратегий развития региона или государства.
Мировой опыт формирования и реализации молодёжной политики требует всестороннего изучения условий и факторов ее осуществления, исходных целей и достигнутых результатов. Успешное применение такого опыта основано на адаптации его к условиям отечественного правового поля, а также к традициям и менталитету.
Библиография / References:
1. Афанасьева К.А. Политические предпосылки реформирования образования в Российской Федерации // Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - Т.16. - №2. -С. 139-154.
2. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., Kasyanov V.V., Chapurko T.M., Pavlenko I.I., Samygin S.I. Sociopolitical changes as a so-
ciocultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Т.8. - № 5. - P.602-609.
3. Eisenstadt, S.N. (ed.). Multiple Modernities.
- Routledge, 2017. - Р. 45.
4. Гребенкин А.Н., Елисеев А.Л., Матвеева Е.С., Селютина Е.Н., Холодов В.А. Государственно-правовая защита детства в России: исторические аспекты: Монография / Орел, 2016.
5. Елисеев А.Л. Международное законодательство, регулирующее политику государства по отношению к молодёжи // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2015. -№1(42). - С.111-114.
6. Елисеев А.Л., Матвеева Е.С. Международные стандарты и национальные традиции в формировании современной молодёжной политики России // Вестник государственного и муниципального управления. - 2022. - №2. -С.34-46.
7. Игнатова Т.В., Гончарова О.Ю., Мальцева О.Ю. Институциональные ограничения роста конкурентоспособности российской экономики // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2019. - Т.17. - №4. - С.11-18.
8. Касьянов В.В., Щербакова Л.И., Самыгин С.И. Эффективность управления региональной молодёжной политикой: проблема детерминации критериев // Государственное и муниципальное управление. - 2019. - №3. -С.230-234.
9. Немшилов О.О. Особенности молодёжной политики в Соединенных Штатах Америки.
- [Электронный ресурс]. - URL: URL: https://novain-fo.ru/article/?nid=4186 (дата обращения 22.07.2022).
1. Afanas'yeva K.A. Politicheskiye predpo-sylki reformirovaniya obrazovaniya v Ros-siyskoy Federatsii [Political prerequisites for reforming education in the Russian Federation] // Sredne-russkiy vestnik obshchestvennykh nauk. - 2021. - T.16. - №2. - S.139-154. (In Russ.).
2. Gafiatulina N.Kh., Rachipa A.V., Vorobyev G.A., Kasyanov V.V., Chapurko T.M., Pavlenko I.I., Samygin S.I. (2018) Sociopolitical changes as a sociocultural trauma for the social health of Russian youth // Modern Journal of Language Teaching Methods. - T.8. - № 5. - P.602-609. (in Engl.).
3. Eisenstadt, S.N. (2017). Multiple Modernities. - Routledge. - R. 45. (in Engl.).
4. Grebenkin A.N., Yeliseyev A.L., Matveyeva Ye.S., Selyutina Ye.N., Kholodov V.A. (2016) Gosudarstvenno-pravovaya zashchita detstva v Rossii: istoricheskiye aspekty [State legal protection of childhood in Russia: historical aspects]: Monografiya / Orel. (In Russ.).
5. Yeliseyev A.L. (2015) Mezhdunarodnoye zakonodatel'stvo, reguliruyushcheye politiku gosudarstva po otnosheniyu k molodozhi [International legislation governing the policy of the state in relation to youth] // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Novyye gumanitarnyye issledovaniya. - №1(42). -S.111-114. (In Russ.).
6. Yeliseyev A.L., Matveyeva E.S. (2022) Mezhdunarodnyye standarty i natsional'nyye traditsii v formirovanii sovremennoy molodozhnoy politiki Rossii // Vestnik gosudarstvennogo i muni-
tsipal'nogo upravleniya [International standards and national traditions in the formation of modern youth policy in Russia]. - 2022. - №2. - S.34-46. (In Russ.).
7. Ignatova T.V., Goncharova O.Yu., Mal'tse-va O.Yu. (2019) Institutsional'nyye ogranicheniya rosta konkurentosposobnosti rossiyskoy ekonomiki [Institutional restrictions on the growth of the competitiveness of the Russian economy] // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomi-ka». - T.17. - №4. - S.11-18. (In Russ.).
8. Kas'yanov V.V., Shcherbakova L.I., Samygin S.I. (2019) Effektivnost' upravleniya regional'noy molodezhnoy politikoy: problema determinatsii kriteriyev [Efficiency of management of regional youth policy: the problem of criteria determination] // Gosudarstvennoye i munitsi-pal'noye upravleniye. - №3. - S.230-234. (In Russ.).
9. Nemshilov O.O. Osobennosti molodezhnoy politiki v Soyedinennykh Shtatakh Ameriki [Features of youth policy in the United States of America]. - [Elektronnyy resurs]. - URL: Rezhim dostupa: https://novain-fo.ru/article/?nid=4186 (data obrashcheniya 22.07.2022). (In Russ.).