ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
ЮМ. Степкин, Н.В. Улина ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области»
Прошло три года после реорганизации государственной санитарно-эпидемиологичес-кой службы. В Воронежской области проводится постоянная работа по совершенствованию механизма взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора (далее - Управление) и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» (далее - ФГУЗ). В 2005 г. был разработан Порядок взаимодействия Управления и ФГУЗ, которым определены перечень совместных видов деятельности и распределение обязанностей между специалистами Управления и ФГУЗ.
В развитие приказа Роспотребнадзора от 10 октября 2005 г. № 332 «Об осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора координации и контроля деятельности центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации» в Воронежской области был подготовлен аналогичный приказ с участием специалистов ФГУЗ. Разработанный Порядок дважды дорабатывался в связи с перераспределением функций: осуществление надзора - специалистами Управления и проведение всех мероприятий по обеспечению деятельности Управления, аналитическая работа - специалистами ФГУЗ.
При проведении любого вида деятельности выполнение возложенных функций проводится в тесном взаимодействии между специалистами Управления и ФГУЗ. Необходимо отметить, что разработанный Порядок предусматривает не только контроль за деятельностью ФГУЗ, но и четкое распределение обязанностей по каждому виду деятельности, а также алгоритм выполнения каждого вида деятельности.
Специалисты ФГУЗ принимают участие во всех видах деятельности. Приведем несколько примеров.
По разделу планирования проводится анализ санитарно-эпидемиологической обстановки по области за 3-5 лет. На основании заказа Управления определяются силы и средства, конкретные исполнители для выполнения объема лабораторных исследований, испытаний, измерений. Готовятся разделы плана по девяти ВЦП на месяц, квартал, год по ФГУЗ и сводные совместные планы по ФГУЗ и Управлению. Формируется сводный график мероприятий по надзору по всем ВЦП с указанием объемов лабораторных исследований, измерений, испытаний в разрезе каждой ВЦП.
По разделу «Аналитическая деятельность» проводится подготовка всех аналитических материалов, в том числе анализ деятельности по Управлению и ФГУЗ за квартал, полугодие, год. Готовится отчет по ФГУЗ и сводный по Управлению и ФГУЗ отчет о реализации 9 ВЦП с расчетами временных затрат, финансовыми расходами, в том числе по каждому специалисту с отметкой результата в работе. Подводятся итоги по филиалам ФГУЗ и сводные итоги по ФГУЗ и Управлению по реализации приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31 августа 2007 г. № 252 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций “Система оценки деятельности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека”». ФГУЗ формирует отчет о выполнении объема лабораторных исследований, испытаний и измерений в разрезе каждой ВЦП.
По разделу «Ведение статистического учета и отчетности» ФГУЗ проводит сбор, обобщение и заполнение данных статистического наблюдения от филиалов и территориальных отделов по всем отчетным и учетным формам, подготовку пояснительных записок к ним, обобщение данных в электронном виде.
По работе с кадрами ФГУЗ готовит планы аттестации и повышения квалификации специалистов, проводит рецензирование отчетов, участвует в работе аттестационной комиссии. Организует и проводит практику со студентами медико-профилактических факультетов медицинских вузов. Проводит работу по набору абитуриентов на медикопрофилактические факультеты медицинских вузов, оформляет документы на поощрение сотрудников правительственными наградами, оказывает методическую помощь филиалам.
Для информирования органов государственной власти, местного самоуправления населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ФГУЗ готовит аналитические материалы для Управления, издает и распространяет методические информационные и иные печатные, аудиовизуальные, электронные материалы по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях информирования населения готовятся проекты статей в печатные издания, материалы на телевидение и радио, проводится прием и консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, оформление претензий, исковых заявлений по обращениям граждан.
На примере реализации двух ВЦП представляем практическую работу специалистов ФГУЗ в 2007 г. В рамках выполнения мероприятий ВЦП «Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний» («Стоп-инфекция») проведены эпидемиологические расследования в 14178 очагах, в том числе с лабораторными исследованиями - в 628 очагах инфекционных и паразитарных заболеваний, обеспечено лабораторное обследование 11642 контактных, выявлено 1211 источников инфекции. В результате организационной работы по реализации национального проекта охват прививками против ВГВ составил 177225 человек (65,1 %), в том числе 1477 детей (100%). Специалисты осуществляли регистрацию инфекционных заболеваний, своевременное информирование Управления Роспотребнадзора, составление отчетов в соответствии с утвержденными нормативами. Организован мониторинг внешней среды и гуморального иммунитета к возбудителям управляемых инфекционных заболеваний. В целях профилактики и установления причин
природно-очаговых инфекций (туляремия, ГЛПС) проведено зоологическое обследование 25 районов области, г. Воронежа и окрестностей г. Ново ворон ежа. Проведение дератизационных работ в плановом порядке и по эпид-показаниям привело к снижению показателя средней численности грызунов в открытых стациях с 26,6 в 2006 г, до 21,8, а процент заселенности грызунами объектов снизился с 9,7 до 5,7.
В рамках реализации ВЦП «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных влиянием факторов среды обитания человека» («Гигиена и здоровье») совместно с Управлением было рассмотрено 1363 обращения граждан, в том числе 832 -по вопросам санэпидбла гоп олуч н я населения и 531 - в сфере защиты прав потребителей. В составе межведомственной комиссии по признанию жилых помещений не пригодными для проживания принимали участие в работе 14 комиссий по обследованию 64 жилых домов с проведением лабораторных испытаний и подготовкой экспертных заключений. Проводился мониторинг качества воды открытых водоемов по 210 контрольным створам с еженедельным отбором проб для лабораторного исследования. В период подготовки к летнему оздоровительному сезону было проведено 1067 обследований детских летних оздоровительных учреждений с отбором 5260 проб воды и пищевых продуктов для проведения микробиологических и санитарно-химических исследований. В процессе приемки к новому учебному году школ и средних учебных заведений были проведены проверки выполнения предписаний 1100 образовательных учреждений. По 144 школам Воронежа и Рамони были подготовлены планы-задания по подготовке к 2008/2009 учебному году. Специалисты ФГУЗ принимали участие в
составлении 219 проектов санитарно-гигие-нических характеристик условий труда на 27 предприятиях, проведены санитарно-эпидемиологические экспертизы 2632 актов заключительных комиссий предварительных и периодических осмотров и 3450 списков лиц, подлежащих периодическим и предварительным профосмотрам. На бюджетной основе было выполнено 4968 санитарно-эпидемиологических экспертиз с подготовкой санитарно-эпидемиологических заключений, проведены обследования 1998 организаций торговли и общественного питания. Кроме того, проводилась работа по расследованию 29 случаев бытовых пищевых отравлений дикорастущими грибами, 103 случая отравлений спиртсодержащей жидкостью, 5 случаев заболеваний ботулизмом.
Из приведенных примеров видно, что объем работы для специалистов ФГУЗ достаточный. Анализ показал, что фактические трудозатраты превышают планируемые.
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на проведенную в 2005 г. реорганизацию службы и образование двух юридических лиц - Управления и ФГУЗ, ни одно из них не может выполнять свои функции в полном объеме без другого.
В целях оперативного и профессионального выполнения поставленных задач необходимо не только четкое и грамотное распределение обязанностей между специалистами Управления и ФГУЗ по выполнению каждого вида деятельности, но и совершенствование алгоритма совместной работы. Не менее важен здесь и моральный фактор - общее чувство ответственности за своевременно и качественно выполненную работу, которое формируется только в случае взаимопонимания и тесного делового взаимодействия в работе руководителей Управления и ФГУЗ.