ОПЫТ РАБОТЫ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ПЕРЕХОДУ НА БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА РЕЗУЛЬТАТ
Л И. Шишкина, А.Э. Ломовцев, В.В. Болдырева
Управление Роспотребнадзора по Тульской области,
ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области»
Ключевым элементом проводимой в настоящее время в органах и организациях Роспотребнадзора бюджетной реформы является переход от сметного финансирования бюджетных учреждений к финансированию конкретных бюджетных услуг, в том числе предоставляемых бюджетными учреждениями.
К основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу должны быть отнесены ряд принципиальных положений, в том числе и то, что акценты бюджетного процесса необходимо перенести с управления затратами на управление результатами.
В соответствии с приказами и методическими рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Управлением Роспотребнадзора по Тульской области проведена определенная работа по реализации мероприятий по переходу на бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), в области.
Реализация мероприятий проходила в четыре этапа.
Первый этап: организационно-подготовительный (июнь-август 2006 г.)
В целях организации работ по переходу на БОР в коллективах были изучены и приняты к исполнению следующие документы:
Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2005 году»;
Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249;
МР 5.1.2134-06 «Современные методы расчета затрат при переходе органов и организаций Роспотребнадзора на бюджетирование, ориентированное на результат»;
МР 5.1.2133-06 «Бюджетирование, ориентированное на конечный результат, в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека»;
МР 5.1.2132-06 «Методика составления ведомственных целевых программ Роспотребнадзора и расчетов затрат на их реализацию»;
протоколы заседаний постоянно действующего совещания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В июне 2006 г. утвержден План мероприятий Управления по переходу на бюджетирование, ориентированное на конечный результат, который в настоящее время полностью выполнен.
Распоряжением Руководителя Управления от 21 июня 2006 г. № 12-р была создана рабочая группа, которой подготовлены предложения по показателям для перехода на бюджетное финансирование по конечному результату, определены задачи для Управления на 2007-2009 гг. Был изучен пермский опыт работы по разработке перечня показателей для перехода на БОР. В состав рабочей
группы включены специалисты Управления и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области».
Определены основные направления деятельности: предупреждение и снижение
уровня заболеваемости инфекционными и неинфекционными болезнями, устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека, обеспечение защиты прав потребителей, формирование здорового образа жизни граждан Тульской области.
В июле 2006 г. в У правлении составлен перечень бюджетных услуг, оказываемых гражданам и юридическим лицам, проведен хронометраж затрат времени по видам деятельности. Определена стоимость единицы рабочего времени и стоимость единицы лабораторного контроля.
Распоряжением от 9 августа 2006 г. № 15-р создана рабочая группа по подготовке региональных ведомственных целевых программ.
Второй этап - формирование ведомственных целевых программ (август-ноябрь 2006 г.)
В 2006 г. были разработаны проекты региональных ведомственных целевых программ (ВЦП):
Модернизация и обеспечение деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора Тульской области («Санитарный щит региона»);
Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных влиянием факторов среды обитания человека в Тульской области («Гигиена и здоровье»);
Профилактика инфекционных и паразитарных заболеваний в Тульской области («Стоп-инфекция»);
Совершенствование профилактики, усиление мер по предупреждению распростра-
нения ВИЧ-инфекции и СПИД в Тульской области («СПИДу - нет»);
Санитарная охрана территории Тульской области («Санохрана»);
Организация и ведение социально-гигиенического мониторинга в Тульской области («Соцгигмониторинг»);
Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Тульской области («Защита прав потребителей»);
Создание и обеспечение функционирования системы государственного регулирования деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний и источников ионизирующего излучения в Тульской области («Лицензирование для здоровья»);
Модернизация и обеспечение функционирования системы предупреждения вредного влияния факторов среды обитания на здоровье населения Тульской области («Регистрация для здоровья»).
Третий и четвертый этапы - согласование и корректировка (ноябрь-декабрь 2006 г. - 2008 г.)
В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 июля 2007 г. №220 «Об утверждении и внедрении методических рекомендаций» и методическими рекомендациями МР 5.1.21-07 «Примерные нормативы деятельности органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях бюджетирования, ориентированного на результат» в ноябре-декабре 2007 г. территориальными отделами Управления проведен повторный хронометраж реальных затрат времени по видам деятельности. Начальниками профиль-
ных отделов Управления, заведующими отделами ФГУЗ проведен анализ полученных данных хронометража, рассчитаны величины средних нормативных затрат времени. Руководителем Управления утверждены временные нормы затрат по видам деятельности по Тульской области, в соответствии с которыми в марте 2008 г. внесены коррективы в ранее разработанные региональные ВЦП.
Из общего объема бюджетных ассигнований на ВЦП «Гигиена и здоровье» приходится 55,4 %, «Санитарный щит» - 25,2 %, «Стоп-инфекция» - 8,5 %.
Координацию деятельности Управления Роспотребнадзора по Тульской области и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, осуществляет отдел организации и обеспечения деятельности Управления. Мониторинг расходования бюджетных средств осуществляют планово-экономический отдел и отдел бухгалтерского учета и отчетности.
В семинарах по внедрению БОР в территориальных органах и организациях Роспотребнадзора, прошедших в г. Перми и г. Вологде, приняли участие 9 специалистов Управления и 7 специалистов ФГУЗ.
Несмотря на то, что Тульская область не является пилотной территорией по реализации мероприятий по переходу на БОР, Управлением Роспотребнадзора по Тульской области проводится мониторинг индикативных показателей региональных ВПЦ и расходования бюджетных средств.
При подведении итогов за 6 месяцев 2008 г. установлено, что из 50 показателей, предусмотренных отчетной формой № 11-07
(БОР), по 49 показателям целевые индикативные показатели соответствуют планируемым, за исключением удельного веса проб продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
За 6 месяцев 2008 г. использовано 46,9 % бюджетных ассигнований.
В целях создания условий для эффективного управления в рамках бюджетирования, ориентированного на результат, в Управлении ежеквартально подводятся итоги по системе оценки деятельности органов и организаций Роспотребнадзора. Результаты анализа деятельности учитываются при распределении премий между территориальными отделами и специалистами.
Использование регламентов и стандартов позволяет:
обеспечить единообразие деятельности по объему, перечню и структуре государственных услуг в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей;
внедрить единую систему планирования и оценки показателей непосредственного и конечного результата деятельности;
стандартизировать бюджетные услуги на основе единообразия структуры, перечня и объемов деятельности;
сформировать стоимость бюджетной услуги на основе единых временных затрат;
создать основу для финансового планирования;
осуществлять дифференцированное и оптимальное финансирование;
планировать и прогнозировать ресурсное обеспечение.