Научная статья на тему 'Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации'

Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1272
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
торговый сбор / малый бизнес / упрощенная система налогообложения / единый налог на вмененный доход / патентная система налогообложения. / commerce collection‚ small business‚ simplified system of taxation‚ unified tax for imposed income‚ patent system of taxation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Татьяна Владимировна

В статье подвергнуты исследованию вопросы введения торгового сбора в РоссийскойФедерации вообще и в городе Москве в частности, поэтому торговые предприятияМосквы более остальных получат возможность ощутить все бремя нового сбора.Изучены вопросы увеличения налоговой нагрузки на малый и крупный бизнес, функционирующий в торговой сфере. Проанализированы возможные варианты налоговогопланирования при уплате торгового сбора. Показаны налоговые санкции, которые будутприменены к плательщикам сбора. Выявлены положительные и отрицательныепоследствия введения торгового сбора в Российской Федерации. Сделан вывод, что вусловиях экономического кризиса необходимость взаимовыгодного сотрудничества,забота о благоприятном отношении общественности к деятельности органов власти –это основа проведения сильной и уверенной государственной социальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF COMMERCE COLLECTION INTRODUCTION IN RUSSIAN FEDERATION

The author of the article explores the issues concerned with introduction of commerce collection in Russian Federation‚ in general‚ and in Moscow-city‚ in particular; trading enterprises of Moscow being encumbered with the burden of a new collection more than others. The author has studied the questions concerned with tax charge increase in regard to small and big business functioning in the trading sphere. She has analyzed potential variants of tax planning under commerce collection payment. Tax sanctions bound to be applied to collection payers are shown. Both positive and negative consequences of commerce collection introduction in Russian Federation are elicited. The conclusion is made that under the conditions of economic crisis necessity of mutually profitable cooperation‚ care about favourable attitude towards power bodies activities on the part of social circles are a ground for conducting a strong‚ confident state social policy.

Текст научной работы на тему «Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации»

08 00 10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ 08 00 10 FINANCES, MONETARY CIRCULATION AND CREDIT 08 00 10 ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.225.673. (045)

ББК 65 У (З-43)

ОПЫТ ВВЕДЕНИЯ ТОРГОВОГО СБОРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Зверева Татьяна Владимировна,

д. соц. н, профессор кафедры налогов и налогообложения Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве РФ»

EXPERIENCE OF COMMERCE COLLECTION INTRODUCTION IN RUSSIAN FEDERATION

Zvereva Tatyana Vladimirnova,

Dr. of Sociology, Professor of Taxes and Taxation chair of the Federal State educational budget institution of higher education “Financial University under the Government of the Russian Federation ” (Russian Federation, Moscow) E-MAIL: tatsvevlad@mail.ru

Ключевые слова: торговый сбор, малый бизнес, упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения.

В статье подвергнуты исследованию вопросы введения торгового сбора в Российской Федерации вообще и в городе Москве в частности, поэтому торговые предприятия Москвы более остальных получат возможность ощутить все бремя нового сбора. Изучены вопросы увеличения налоговой нагрузки на малый и крупный бизнес, функционирующий в торговой сфере. Проанализированы возможные варианты налогового планирования при уплате торгового сбора. Показаны налоговые санкции, которые будут применены к плательщикам сбора. Выявлены положительные и отрицательные последствия введения торгового сбора в Российской Федерации. Сделан вывод, что в условиях экономического кризиса необходимость взаимовыгодного сотрудничества, забота о благоприятном отношении общественности к деятельности органов власти -это основа проведения сильной и уверенной государственной социальной политики.

Key words: commerce collection, small business, simplified system of taxation, unified tax for imposed income, patent system of taxation

The author of the article explores the issues concerned with introduction of commerce collection in Russian Federation, in general, and in Moscow-city, in particular; trading enterprises of Moscow being encumbered with the burden of a new collection more than others. The author has studied the questions concerned with tax charge increase in regard to small and big business functioning in the trading sphere. She has analyzed potential variants of tax planning under commerce collection payment. Tax sanctions bound to be applied to collection payers are shown. Both positive and negative consequences of commerce collection introduction in Russian Federation are elicited. The conclusion is made that under the conditions of economic

- 124 -

Zvereva T.V. Experience of Commerce Collection Introduction in Russian Federation

crisis necessity of mutually profitable cooperation, care about favourable attitude towards power bodies activities on the part of social circles are a ground for conducting a strong, confident state social policy.

В России, которая является федеративным государством, каждый уровень власти согласно Конституции наделен самостоятельностью, в том числе и в налогово-бюджетной сфере. Для большинства субъектов Федерации при формировании региональных бюджетов явно недостаточно собственных доходных источников (в первую очередь -налоговых), а существующие методы финансового выравнивания не способствуют решению проблемы сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации [1, с. 26]. Непростое отношение к России на мировой политической арене и сложная экономическая ситуация создают условия, в которых государство принимает меры по формированию бюджета и одновременно стремится к поддержке отечественного бизнеса, но насколько это возможно? Как увеличится налоговая нагрузка на бизнес с введением торгового сбора?

Стоит отметить, что данный эксперимент будет проводиться только в городах федерального значения: Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

С принятием закона г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 "О торговом сборе" [2], в первую очередь торговые предприятия Москвы более остальных получат возможность ощутить все бремя нового сбора. Сбором облагается только деятельность в области торговли. Как в результате изменится налоговая нагрузка? Проанализируем текст Закона, поскольку плательщиком сбора является субъект экономической деятельности, если вид его предпринимательской деятельности - торговля. Рассмотрим, какую систему налогообложения может применять налогоплательщик, осуществляющий этот вид деятельности.

В данном случае Налоговый кодекс предоставляет возможность выбрать одну из перечисленных ниже систем налогообложения. Всего таких систем несколько.

Патентная система налогообложения предполагает, что местные органы власти сами определяют, какую прибыль может потенциально приносить та или иная торговая точка, и ежеквартально берут с этой цифры 6%. Это фиксированная сумма. Но есть важное ограничение. Чтобы применять патент, торговая площадь магазина не должна превышать 50 кв.м. Следовательно, владельцы мелких магазинов могут спокойно переходить на патент и, согласно закону [7], получить освобождение от уплаты торгового сбора.

Далее следует единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Если муниципальным образованием устанавливается торговый сбор в отношении видов деятельности, по которым возможно применение ЕНВД, то данный специальный налоговый режим по этим видам деятельности не применяется (п. 2.1 статьи 346.26 НК РФ). Поскольку на ЕНВД может работать субъект, осуществляющий розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м и розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети без торговых залов, то в случае установления торговых сборов эти налогоплательщики должны перейти на общий режим или упрощенную систему налогообложения (УСН). При этом не запрещено применять ЕНВД по остальным (не торговым) видам деятельности, совмещая, например, У СН и ЕНВД.

В 2015 году в Москве режим налогообложения ЕНВД не применяется. А так как торговые сборы в настоящее время вводятся только в столице, в 2015 году проблема ухода с ЕНВД плательщиков торговых сборов не актуальна.

- 125 -

Зверева Т.В. Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации

Упрощенная система налогообложения (УСНО) предполагает обязанность вести учет доходов и расходов. И платить придется либо 6% с выручки, либо 15% с разницы между выручкой и расходами. Как показывает практика, каждый предприниматель старается набрать побольше расходов и вывести налог в минимум или, еще проще, - не показывать большую часть доходов. Поэтому для недобросовестных налогоплательщиков предусмотренная в законе возможность [7] уменьшить сумму налога на величину уплаченного торгового сбора не является привлекательной, а для тех, кто показывает все доходы, налоговая нагрузка не увеличится.

Рассмотрим это на конкретном примере. Согласно принятому закону, в Москве с объектов стационарной торговли за квартал в ЦАО будет взиматься сбор в размере 60 000 руб., следовательно, за магазин площадью менее 50 метров нужно будет оплачивать 60 000 руб. А сколько платит такой магазин на УСНО, с объектом налогообложения, например, "доходы"? Шесть процентов от выручки, но возможно ли, что выручка магазина в Центральном административном округе г. Москвы за квартал составит всего 1 000 000 руб? На самом деле это нереально, цифра будет гораздо больше, но даже в этом случае предприниматель должен будет заплатить налог в размере 60 000 руб, и у него появляется право уменьшить сумму налога на величину уплаченного торгового сбора, вычитая указанную сумму сбора, получаем - ноль. Налоговая нагрузка не возросла, а для налогоплательщика не представляет значения, каким образом происходят налоговые изъятия: посредством уплаты торгового сбора или налога.

Общая система налогообложения. То есть с уплатой НДС, налога на прибыль и т.д. Ее чаще всего применяет только крупный бизнес. В данном случае сумму сбора можно вычесть из сумм НДФЛ (для предпринимателя) и налога на прибыль (для юридических лиц). Получается, что компаниям, которые добросовестно уплачивают налоги, бояться нового побора не стоит. Фактически их платежи в бюджет не увеличатся. И если налог окажется больше торгового сбора, то компания или ИП от его уплаты ничего не потеряет. А вот если налог окажется меньше суммы сбора, то налоговая нагрузка увеличится.

Может возникнуть вопрос: тогда какой смысл в сборе? Как не раз заявляли чиновники разного уровня, сбор направлен против тех компаний и предпринимателей, которые на сегодня вообще ничего не платят в бюджет, то есть против «уклонистов».

Таким образом, увеличения налоговой нагрузки не происходит, а бюджет получает стабильный источник дохода, т.к. в данном случае предприниматели, умышленно занижающие реальный уровень дохода, будут уплачивать торговый сбор. И это тот уникальный случай, когда платят не только добропорядочные налогоплательщики. Поэтому по добросовестным компаниям сбор не ударит: и суммы предусмотрены небольшие, и можно будет вычесть этот платеж из УСНО, равно как и из других налогов. Кроме того, именно представители малого бизнеса, т.е. те, кто имеет торговые точки площадью до 50 кв.м., могут спокойно пользоваться патентной системой и вообще не платить торговый сбор. А вот магазинам покрупнее - юридическим лицам - торговый сбор придется платить. Патент для них неприменим.

Если исходить из формулы расчета, которая рассчитана на учёт торговой площади -то чем больше площадь, тем выше сбор. А самые большие торговые площади имеют торговые сети. Но и они могут уменьшить сумму налога на прибыль на величину торгового сбора, если только не скрывают доходы. Конечно, торговую площадь тоже можно

- 126 -

Zvereva T.V. Experience of Commerce Collection Introduction in Russian Federation

"уменьшить", но это гораздо сложнее, так как изменить сведения в Кадастровом учете объектов недвижимости гораздо сложнее, чем получить накладную от фирмы-однодневки.

Весьма важной в Налоговом кодексе является строчка: "осуществление ... деятельности, в отношении которой установлен сбор, без направления ... уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе [3]".

В случае применения статьи 171 УК РФ - это незаконное предпринимательство, которое и есть «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации» [4]. А размером ущерба для наступления уголовной ответственности указаны 1,5 миллиона -крупный ущерб и 6 миллионов - особо крупный.

Для малого бизнеса такая сумма сбора нереальна по определению. А вот директору супермаркета, который вовремя не поставит на учет свой магазин, грозит судимость и арест до 6 месяцев.

Коме того, ответственность может наступить и согласно другой, 199 ст. УК РФ -«Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации путем непредставления документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным».

Ответственность предусмотрена весьма серьезная. Это осознают представители крупного бизнеса, и не потому ли они так активно высказываются против введения торгового сбора, прикрываясь аргументами в пользу малого бизнеса?

Но вместе со всеми преимуществами не следует игнорировать тот факт, что налог подрывает основы предпринимательства, поскольку облагается не положительный результат, а сама деятельность, независимо от ее прибыльности или убыточности. Получается, что в этом случае государство жертвует нерентабельными предприятиями, в большинстве своем расположенными в нелюдных местах и «спальных» кварталах и торгующих товарами неповседневного спроса, достигая при этом высоких показателей собираемости налогов, что в кризис весьма актуально. Сколько таких «непопулярных» торговых точек в Москве, предположить сложно, особенно принимая во внимание следующую статистику: из 213 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) только примерно 7% пользуются торговым патентом [5].

Организации или ИП на «упрощенке», как было отмечено ранее, вправе будут уменьшать налог на сумму торгового сбора, который уплачен в течение налогового (отчетного) периода. Но только при условии, что единый налог зачислен в бюджет города, в котором введен торговый сбор (п. 8 ст. 346.21 НК РФ). Организации на УСН могут иметь обособленные подразделения [6], и в этом случае единый налог уплачивается головной организацией. Поэтому если головная организация находится, например, не в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе, то право на уменьшение налога можно и не получить.

Если индивидуальный предприниматель на общей системе налогообложения осуществляет торговлю по месту своего учета и платит по ней торговый сбор, то НДФЛ по итогам налогового периода можно будет уменьшать на сумму торгового сбора, уплаченного в этом налоговом периоде (п. 5 ст. 225 НК РФ). Согласно закону, в случае, если ИП состоит на учете по месту прописки, а торговлю и уплату сбора осуществляет в другом городе (например, в городе Севастополе), то уменьшить НДФЛ на сумму торгового сбора будет нельзя.

При этом, в случае с УСН и НДФЛ, можно столкнуться и с проблемой зачисления налогов в бюджеты разных субъектов Российской Федерации [7].

- 127 -

Зверева Т.В. Опыт введения торгового сбора в Российской Федерации

13 февраля в Госдуму поступил законопроект № 720930-6 «О трехлетнем моратории на введение торгового сбора в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе», разработанный группой депутатов [8].

Инициаторы законопроекта поясняют, что в настоящее время ситуация в российской экономике очень сложная и введение любых новых региональных сборов расценивается предпринимательским сообществом крайне негативно. «В современных условиях, когда экономика страны столкнулась с серьезными вызовами, меры налогового и неналогового стимулирования развития предпринимательства должны рассматриваться как меры, способствующие сохранению рабочих мест», - отмечают депутаты.

В связи с этим законопроект предлагает ввести трехлетний мораторий на такой вид налогообложения, как «Торговый сбор».

В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что введение торгового сбора усиливает налоговую нагрузку на бизнес. В то время как Президент РФ в ежегодном послании Федеральному Собранию указал на то, что не следует увеличивать налоговую нагрузку на бизнес.

Также отмечено, что более 500 тыс. предприятий ушли из экономики после того, как в 2012 году был повышен фиксированный платеж в фонды для малых предприятий. Сгладить этот момент поможет отсрочка введения торгового сбора. Предлагается перенести дату ввода торгового сбора в городах федерального назначения с 1 июля 2015 года на 1 июля 2018 года.

Безусловно, закон имеет как положительные, так и отрицательные стороны, взвесить которые предстоит законодательной власти Российской Федерации. В условиях экономического кризиса необходимость взаимовыгодного сотрудничества, забота о благоприятном отношении общественности к деятельности органов власти - основа проведения сильной и уверенной государственной социальной политики [9].

Список использованной литературы:

1. Пинская М.Р. Инновационные методы повышения финансовой самостоятельности территорий// Финансы и кредит.-2013.-№34. http://elibrary.ru/download/71826608.pdf

2. Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 62 ”О торговом сборе”. Информационноправовой портал «Гарант». http://www.garant.ru/hotlaw/moscow/591370.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая // Система правовой

поддержки «Консультант Плюс». URL:

base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base =LA W;n=169456.

4. Уголовный кодекс Российской Федерации. / Система правовой поддержк «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/popular/ukrf.

5. Экономический еженедельник «Деньги» издательского дома «КоммерсантЪ» / №46 [1004] 24.11-30.11.2014.

6. Письмо Минфина России от 12.05.14. № 03-11-06/2/22075. Система правовой поддержки «Консультант Плюс». URL:

base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base =LA W;n=169456.

7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Информационно-правовой портал «Гарант ». http://base. garant. ru/12112604.

8. Законопроект № 720930-6 «О трехлетнем моратории на введение торгового сбора в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе». Система

- 128 -

Zvereva T.V. Experience of Commerce Collection Introduction in Russian Federation

правовой поддержки «Консультант Плюс». URL: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req =doc;base =LA W;n=169456.

9. Зверева Т.В. Использование возможностей «Паблик рилейшнз» в обеспечении открытости налоговой службы, приближения ее к интересам граждан // Инженерный вестник Дона.- 2011.- № 2. URL:

ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2011/448.

References Literature:

1. Pinskaya M.R. Innovational Methods of Financial Seg-Sufficiency of

amostoyatel'nostiterritorij.// Finansy i kredit. 2013. №34.

http://elibrary.ru/download/71826608.pdf.

2. The Law of Moscow-city from 17 December 2014 No. 62 ”On sales Tax. Legal-information portal of the guarantor. http://www.garant.ru/hotlaw/moscow/591370.

3. Tax Code of the Russian Federation. Parts one and two // System ofLegal Support Consultant Plus. URL:

base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi ?req=doc;base =LA W;n=169456.

4. Criminal code of the Russian Federation. The System of Legal Support. http://www. consultant. ru/popular/ukrf.

5. “Money” economy Weekly released by “Kommersant”publishing-house /№46 [1004] 24.11-30.11.2014

6. Letter of the Ministry of Finance of Russia dated 12.05.14 No. 03-11-06/2/22075. System of Legal Support Consultant Plus. URL:

base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base =LA W;n=169456.

7. Budget Code Russian Federation. Legal information portal of the guarantor. http://base. garant. ru/12112604.

8. Bill No. 720930-6 "About a three-Years moratorium on the Introduction of Sales Tax in the Cities of Federal Significance. -Moscow, Saint Petersburg and Sevastopol". The System of Legal Support Consultant Plus. URL:

base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base =LA W;n=169456.

9. Zvereva T. V. Usage of “Public Relation” Availabilities in Providing Tax Service Openness. Making them Nearer for Citizens' Interests. - 2011, № 2 URL:

ivdon. ru/ru/magazine/archive/n2y2011/448.

- 129 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.