Научная статья на тему 'ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА КАК ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЧУВСТВА: ПРИМЕР ОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТУРА'

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА КАК ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЧУВСТВА: ПРИМЕР ОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГДА / НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТАРНОГСКИЙ РАЙОН / СТУДЕНТЫ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ТУРИЗМ / ЭКСПЕДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окладникова Елена Алексеевна, Липатова Анастасия Алексеевна

Рассматривается опыт студенческого научного туризма в контексте педагогики воспитания патриотизма как социального чувства. Полевой материал был собран авторами в процессе интервью со студентами РГПУ им. А.И. Герцена, принявшими участие в научном студенческом туре в Тарногский район Вологодской области осенью 2021 года. В результате исследования было выявлено, что из пяти функций педагогики патриотического воспитания молодёжи - коммуникативной, интегративной, исследовательской, диагностической и социальной - наибольшее воспитательное воздействие на студентов оказала социальная.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окладникова Елена Алексеевна, Липатова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА КАК ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЧУВСТВА: ПРИМЕР ОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТУРА»

УДК 355.233.231.1 ББК 74.200.522

Е.А. Окладникова, А.А. Липатова

ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА КАК ВЫСШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЧУВСТВА: ПРИМЕР ОДНОГО СТУДЕНЧЕСКОГО НАУЧНОГО ТУРА

Рассматривается опыт студенческого научного туризма в контексте педагогики воспитания патриотизма как социального чувства. Полевой материал был собран авторами в процессе интервью со студентами РГПУ им. А.И. Герцена, принявшими участие в научном студенческом туре в Тарногский район Вологодской области осенью 2021 года. В результате исследования было выявлено, что из пяти функций педагогики патриотического воспитания молодёжи - коммуникативной, интегративной, исследовательской, диагностической и социальной - наибольшее воспитательное воздействие на студентов оказала социальная.

Ключевые слова:

Вологда, научный туризм, патриотическое воспитание, Тарногский район, студенты, полевые исследования, студенческий научный туризм, экспедиция.

Окладникова Е.А., Липатова А.А. Опыт воспитания патриотизма как высшего социального чувства: пример одного студенческого научного тура // Общество. Среда. Развитие. - 2022, № 1. - С. 111-120. - DOI 10.53115/19975996_2022_01 _111-120

© Окладникова Елена Алексеевна - доктор исторических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А.И.

Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected] © Липатова Анастасия Алексеевна - студентка, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; e-mail: [email protected]

Цель настоящей статьи - анализ результатов опыта воспитания патриотизма как высшего социального чувства у современной студенческой молодежи в процессе образовательной поездки - научного студенческого тура в Тарногский район Вологодской области осенью 2021 года. В исследовании приняли участие студенты Института истории и социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена (К = 9), а также представители сельского сообщества Тарногского района Вологодской области (К = 2).

В качестве методического инструментария полевого исследования нами была избрана одна из качественных социологических методик работы с респондентами, а именно: глубинное интервью. Обработка результатов исследования была проведена по методике, уточненной специалистом по качественным социологическим исследованиям Г.Г. Татаровой [16].

Студенческий научный туризм -инструмент воспитания патриотизма как высшего социального чувства

Студенческий научный туризм - важный и перспективный для работы в области патриотического воспитания современной студенческой молодёжи в России компонент инновационной педагогической технологии, известной под названием «путешествие/экспедиция» [1; 10].

Феномен патриотизма определяется представителями разных направлений

гуманитарного знания по-разному: в философии - это моральная категория, ассоциируемая с любовью к Родине [21], в политологии патриотизм рассматривается как интегратор национального единства [13], а в социологии - как высшее социальное чувство. Социологические исследования, которые проводились в вузах РФ в период 1994-2016 гг. показали, что снижение патриотизма как социального чувства наблюдалось и у старших школьников, и у студентов по всей России [15]. Социологическое понимание патриотизма нашло отражение в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Работа по этой программе ведется в школах и вузах РФ последние годы в обязательном порядке [18]. Это программы Волгоградского государственного университета «Сила поколения. Страна молодых»; Граж-данско-патриотического воспитания студентов Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева; Гражданско-патриотического воспитания в Уральском государственном педагогическом университете; Программы гражданско-патриотического воспитания студентов Тюменского государственного нефтегазового университета, филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего ¡5 профессионального образования «Мо- ц. сковский государственный индустриаль- «э

о

ный университет»; федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт» и

др. [8; 12].

Осмысление опыта этой работы позволило определить, что патриотическое воспитание студентов вуза будет успешным, если оно будет осуществляться на основе инновационных педагогических подходов: системно-деятельностного, средово-го, творческого и аксиологического, т.е. подходов, создающих условия для перехода системы образования из «поддерживающего» состояния к «инновационному». Напомним, что инновациями в образовании являются новшества специально спроектированные, реализованные на уровне технологического описания образовательного проекта, подготовленные к внедрению. Инновации осуществляются не руководителями образовательных учреждений, а работниками системы образования и учащимися. Одной из технологий реализации в педагогической практике перечисленных выше подходов является педагогическая технология «экспедиция/ путешествие».

Основными педагогическими технологиями, которые формировали модель советской системы образования были традиционные, предметные. В 2003 году эту модель образования сменила Болонская система образования с её установкой на образование как «магазин знаний» и сопутствующий ей компетентностный подход. В последнее десятилетие в среднем и высшем образовании всё большую роль стали играть инновационные педагогические технологии (проектный подход, «диалог культур», коллективная мыследеятель-ность, «мастерская знаний», опытно-экспериментальный подход, «образование как путешествие/экспедиция»), которые изменили саму образовательную модель. Эти технологии превратили образование в творческий процесс, сделав его более эффективным.

У читателя может возникнуть вопрос: что инновационного в известной ещё средневековым арабам образовательной методике «путешествие»? Ведь всем известны афоризмы о путешествиях «кто путешествует, тот познаёт мир» (арабск.), «тем, кто познаёт, путешествовать необходимо» (Марк Твен)... Разумеется, эта педагогическая технология существует в рамках широко распространенных педагогических теорий, носит частный и экспериментальный ха-

рактер, ограничена по масштабу времени действия (экспедиция/путешествие группы студентов, о котором идёт речь в настоящей статье, заняло всего 5 дней), реализовалась только в изменении отдельных частей образовательного процесса конкретных курсов (социальная антропология, этносоциология, культурология). Тем не менее, применение этой технологии позволило осуществить на практике требование, которое предъявляется к инновационной педагогической технологии - реализовать сразу несколько потенциальных возможностей студентов, а именно: 1) интегратив-ные (студенты сплотились как активная, деятельная группа); 2) интеллектуальные (оказались мотивированными на решение научно-исследовательских задач); 3) коммуникативные (проявили большой интерес в работе на научных конференциях); 4) социальные (задумались над вопросами патриотического воспитания: зачем им вместе жить на этой земле и зачем им вместе умирать за эту землю?).

Как организационно-методический инструмент педагогическая технология, «образование как путешествие/ экспедиция», помимо методов и приёмов обучения, включала большой воспитательный компонент, в том числе, компонент патриотического воспитания [7]. Полностью новых и оригинальных идей в области даже инновационной педагогики мало. Большинство новшеств - это расширенные, адаптированные или переформатированные элементы системно-деятельностного, средового, творческого и аксиологического педагогических подходов. Но применение этих новшеств приобретают особую актуальность и эффективно реализуются в определённой среде и в определённые периоды времени. Так, педагогическая технология «путешествия/экспедиции» хорошо зарекомендовала себя в рамках научного студенческого туризма [14]. Студенческий научный туризм - ещё недостаточно развитое направление туриндустрии в РФ. Наш опыт применения инновационной педагогической технологии «образование как путешествие/ экспедиция» во время студенческого научного тура в Тарногский район Вологодской области в практике патриотического воспитания молодёжи, показал её успешность в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, студенческий научный туризм выполняет следующие функции патриотического воспитания студентов: 1) социальную (проектирование и формирование личностных патриотических

качеств студентов); 2) интегративную (является системообразующей воспитательного процесса и реализуется в туристических практиках как совокупность методических приёмов); 3) исследовательскую (регулирует взаимосвязь учебно-познавательной, научно-исследовательской и практической деятельностей студента на методологическом уровне); 4) диагностическую (обеспечивает студентов информацией для определения перспективы формирования чувства патриотизма; 5) коммуникативную (позволяет приобщиться к научным знаниям, принять участие в работе конференций, семинаров, круглых столов, открывает возможности навести мосты научных контактов с выдающимися учеными, сплачивает студентов, укрепляет дружеские отношения, развивает эмпа-тию).

Во-вторых, во время студенческого научного тура успешно реализуются цели универсальной учебной деятельности:

1) когнитивной (студенты получают ответы на вопрос: что мы исследуем? Осуществляют сбор фактического материала, совершенствуют навыки поиска информации. Выявляют и сравнивают научные точки зрения, знакомятся на научных форумах, в которых принимают участие с новым научными достижениями и новыми теориями, совершенствуют формы представления своих идей на конференциях);

2) регулятивной ( в экспедиционных условиях ставят цели и задачи собственных исследований, составляю программу своих исследований, учатся оценивать свои силы, организовывать контроль своей полевой научно-исследовательской деятельности); 3) коммуникативной (учатся работать в команде, распределять в команде обязанности по осуществлению экспедиционной работы, координировать работу всех членов исследовательского коллектива, оценивать меру вклада в работу каждого из членов команды).

Студенческий научный туризм - это одна из форм научного туризма, который в последнее время, а именно: до пандемии короновируса, успешно развивался [6; 9]. Студенческий научный туризм [9] имеет три составляющих: 1) когнитивную, в процессе воплощения которой демонстрируется природные и антропогенные объекты и экскурсоводами даются им пояснения. Предметами внимания студентов могут быть: природные, историко-культурные объекты, общественный строй посещаемой страны, жизнь и традиции народов; 2) деятельностную, которая реали-

зуется, когда туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомогательного персонала. Например, студенты участвуют в реставрационных работах, работах в заповедниках и научных исследованиях. При этом организация маршрута происходит по «кустовому» принципу, когда рядом с основным объектом определяются дополнительные точки, представляющие интерес для исследователей, выбираются местности, обладающие уникальными ресурсами для изучения: разнообразием природных зон, этнокультурным многообразием, наличием уникальных памятников архитектуры, древних исторических комплексов и т.п.; 3) рекреационную, которая предполагает отдых для туристов (прогулки, купание, спорт, баня и развлечений вечерние мероприятия и блюда местной кухни).

Модель студенческого научного туризма «работает» по схеме: приглашение участников, их размещение, организация и проведение научного форума, культурная программа, а затем, публикация научных трудов участников форума. Легко заметить, что классический туризм как пассивная форма проведения досуга истончает смыслы мероприятий, которые входят в культурную программу, а организованные экскурсии по ухоженной инфраструктуре достопримечательностей воспринимаются туристами как рутинные и утомительные. В условиях студенческого тура когнитивная (исследовательская) составляющая студенческого научного туризма, т.е. запланированное организаторами поездки экспедиционное научное исследование превращается в поиск решения какой-то важной научной проблемы, открытие чего-то нового или в работу ума по дешифровке скрытых замыслов изучаемого культурного объекта или процесса. И это уже в пассивное и неинтересное потребление приготовленного вышколенным экскурсоводом скучного «интеллектуального блюда», как это принято в программах классического туризма.

В отличие от других видов туризма студенческий научный туризм в России открывает прекрасные перспективы, как для экономики туристической индустрии, так и для туристов, в силу разнообразия туристического опыта (разнообразия де-стинаций и содержательного наполнения экскурсионных программ), которые готов предложить отечественный туроператор. Перспективная успешность опытов студенческого научного туризма в России определяется наличием разнообразных

о

туристических объектов (объектов культурного населения как материального, так и нематериального).

На сегодняшний день разработаны многие отрасли и дестинации научного туризма. Тем не менее, всё ещё мало разработанным остаётся направления студенческого научного туризма. В тоже время, состояние данной отрасли туризма представляет собой лишь разрозненные инициативы; наблюдается сложность организации и осуществления студенческих научных туров в силу отсутствия транспортной и гостиничной инфраструктур. Между тем, практика показывает, что сегодня наблюдается растущий запрос студенческого сообщества именно на студенческий научный туризм. Так, студенты с интересом приезжают в исторические, геологические, природные или археологические заповедники, посещают музеи или поселения коренных народов России, как с учебной целью, так и для проведения учебной практики.

Результаты исследования и их обсуждение

В октябре 2021 группа студентов РГПУ получила уникальный опыт студенческого научного туризма [1], а именно: совмещения научной туристической поездки и исследовательской практики на Воло-годчине. Уникальность этого опыта заключалась в следующем: 1) поездка была организована за счет РГПУ им. А.И. Герцена* и Администрации Маркушевского поселения, а потому была бесплатной для студентов; 2) исследовательские работы студентов ИИСН РГПУ им. А.И. Герцена впервые проводились в Тарногском районе Вологодской области; 3) в научно-туристическую группу попали студенты разных учебных направлений: социологи, обществоведы, религиоведы, краеведы). С 18 октября по 22 октября по приглашению Администрации Маркушевского поселения, Тарногского района Вологодской области группа студентов ИИСН РГПУ побывала на Вологодчине. Поездка носила характер научно-исследовательского тура для студентов и проходила по программе, которая по форме и содержанию совпадает с программой научного тура. Анализ параметров инновационного подхода, воспитывающего патриотизм как высшее социальное чувство у студентов РГПУ им. А.И. Герцена, совершивших этот научный

* Руководитель студенческого тура и студенты приносят благодарность проректору по образовательной деятельности Писаревой Светлане Анатольевне.

тур в Тарногский район Вологодской области, не только успешно выполнил цели универсальной учебной деятельности (когнитивную, регулятивную и коммуникативную), но и реализовал функции патриотического воспитания, обозначенные в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (исследовательскую, диагностическую, социальную и коммуникативную).

Например, коммуникативная функция студенческого научного туризма, а именно: педагогической технологии воспитания патриотизма как высшего социального чувства реализовалась в участии студентов в работе двух международных конференций: 1) конференции Вологодского регионального отделения РГО «VI Всероссийская научно-практическая конференция «Исследования русского Севера - 2021» 2) конференции РГПУ им. А.И. Герцена «Homo Eurasicus: социальные и культурные перспективы развития сельских районов Русского Севера». На конференциях выступили студенты и руководители студенческой группы. Научные доклады участников студенческого научного тура были прочитаны Администрации Маркушевского поселения, Тарногской район, Вологодская область.

Обработка результатов глубинных интервью, проведенных с респондентами (N = 9), показала, насколько полезной, по мнению студентов, является студенческий научный туризм как форма инновационной образовательной деятельности, воспитывающая патриотическое чувство на групповом (социальном) уровне.

Так, 60% позитивных высказываний участников поездки об их работе на научных конференциях, проходивших в Администрации Маркушевского поселения, связаны с тем, что они испытали опыт приобщения к научно-просветительной деятельности впервые. Свою работу на этом выездном научном форуме они высоко оценили следующими высказываниями: «... Интересно и важно было для нас увидеть своими глазами, как проходят международные выездные конференции, почувствовать накал интеллектуальных дискуссий...»1. Именно чувство сопричастности к науке, новизна услышанных научных идей вызвали у них положительные эмоции. Позитивные переживания отодвинули на второй план некоторые негативные ощущения, связан-

1 Респондент, Ж. 20 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

ные с непривычными условиями жизни столетнем доме — северном пятистенке, сон на полу, «удобствами» на открытом воздухе, отсутствием стабильной мобильной связи и интернета, осенними холодами и первым снегом: «...Иногда, конечно, оставалось ощущение некоторой неорганизованности в обустройстве нашей сельской жизни, но это такие мелочи!»2.

Недоумение и удивление вызвало у 30% студентов небольшое количество слушателей из числа местных жителей в зале заседаний конференции. Студенты РГПУ им. А.И. Герцена привыкли к наполненным слушателями залам, где проходят крупные научные форумы в СПб: «...местных жителей было не больше пяти человек в маленьком актовом зале Администрации Маркушевского поселения. Это выглядело смехотворно, учитывая, что в поселении проживают более 300 человек, а выступления докладчиков, которые приехали из СПб на конференции, были посвящены, на наш взгляд, важной для именно для местных жителей теме: развитию региона ...»3.

10% респондентов заметили, что в зале отсутствовала местная молодёжь, не было в зале и школьников: «...существенный недостаток организаторов работы конференций -это отсутствие на докладах местной молодежи. Это выглядело очень странно, в докладах было столько важного и интересного именно для подрастающего поколения на селе...»4. По мнению респондентов, конференции такого высокого научного уровня должны были быть сенсацией для сельских жителей Тарногского района Вологодской области. Особенно полезной для молодёжи должна была бы стать проблематика конференций, в которой затрагивались вопросы «проектов будущего», «проективного и когнитивного мышления», рассматривались вопросы развития туристической индустрии как «локомотива» развития сельской местности Нечерноземья.

Вторая функция студенческого научного туризма как педагогической технологии, воспитывающей патриотическое чувство на групповом (социальном) уровне у студентов РГПУ им. А.И. Герцена — исследовательская, реализовалась в процессе сбора экспедиционного материала студентами по трём актуальным для современной социологической науки направлениям,

2 Р-т. М. 18 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

3 Р-т. Ж. 20 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

4 Р-т, Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова,

СПб., 2021.

обозначенным в программе научного тура как «Работа по проектам». Эти проекты получили следующие названия: а) «Свой-чу-жой»; б) «Социальный ландшафт тарногского района; в) «Традиция - модернизация - инновация; Руководителем студенческой группы и автором этой статьи перед отъездом из СПб перед студентами была поставлена исследовательская задача. Для выполнения этой задачи студенты были разделены на две группы. Первая группа получила задание работать по проекту под названием «Свой/Чужой: идентификационные культурные коды сельского населения тарногского района Вологодской области», вторая группа - задание по проекту «Традиция/модернизация/инновация: символические маркёры ценностных установок сознания сельского населения тарногского района Вологодской области». Цель работы студентов по первому проекту «Свой/ чужой» заключалась в том, чтобы разобраться, каким образом сельские жители Тарногского района маркируют ментальную границу между «Своими», т.е. представителями сельского мира, и «Чужим», т.е. горожанами, гостями, приезжими, в том числе студентами из Санкт-Петербурга. Быстрое и поверхностное знакомство жизнью и картиной мира сельского населения Тарногского района Вологодской области у большинства студентов, привлеченных к работе к первому проекту, создало впечатление размытости такой границы.

У 50% наших респондентов сложилось впечатление, что сельские жители не разделяют людей на «Своих» и «Чужих»: «... Четкого разделения на «Своих» и «Чужих» в повседневном общении с местными я не заме-тила...»5. Однако 33% более наблюдательных и внимательных студентов, работавших по этому проекту, заметили, что: «... местные жители живут определённой своей спаянной узами, как кровного, так и социального родства группой и делят всех людей на «Чужих» и «Своих», ...один из местных предпринимателей сказал нам: «мы - тарног-ские», у нас своё понимание добра и зла, другое, чему вас, городских...»5.

17% студентов отметили, что позитивной производной от такого категоричного разделения на «Своих» и «Чужих» был их гостевой (туристический) статус. Гостей в сельской среде Русского Севера издавна, по вековой традиции старались принять с радушием и сочувствием. Может именно

5 Р-т. Ж.19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

6 Р-т. М. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

поэтому, у студентов сложилось такое ощущение, что: «...с деревенскими жителями, в какой-то степени, проще разговаривать, чем с городскими...»7 .

Цель работы студентов по второму проекту «Традиция/модернизация/инновация: символические маркёры ценностных установок сознания сельского населения тар-ногского района Вологодской области» заключалась в выявлении и описании тех символических маркёров в повседневной жизни сельского населения Тарногско-го района Вологодской области, которые указывали на наличие пережитков традиции, выявляли моменты модернизации и открывали для сельского населения пространство будущего, а именно: описывали образ будущего, каким его мыслили сельские жители Тарногского района.

67% наших респондентов-студентов, включенных в работу по этому проекту, к числу маркеров традиционного мировосприятия сельского населения Тарног-ского района отнесли заповедную природу, бережно охраняемую северорусским крестьянским сознанием, представлением о включенности сельского человека в симбиотическое отношение «Природа-Человек-Природа». Студенты РГПУ им. А.И. Герцена - настоящие городские жители, редко выезжающие за пределы города, в этой поездке побывали на природе, ощутили масштаб простора земли Русского севера и вдохнули по-настоящему свежего воздуха северных лесов и полей, охарактеризовали этот природный символический маркёр словами: «...тишина и спокойствие, близкие небеса...»9. Многие маркёры пережитков традиционного сельского быта студенты зафиксировали как негативные: «...отсутствие привычного теплого «ватерклозета», наша жизнь проходила в плохо отапливаемом помещении (из-за того, что печка топилась хозяйкой только раз в день), сон на полу в просторном помещении вокруг печки, и много другое, конечно, оставили глубокий отпечаток в нашей памяти об этой поездке надолго. Но это было интересно, экстремально и поучительно...»9. Маркером модернизации для наблюдательных студентов стало с годами растущее число обновленных сайдингом домов в д. Заречье и в Марку-шевском поселении: «...там не много разваливающихся старых, столетних северных до-

о

7 Р-т, Ж. 20 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

8 Р-т, Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

9 Р-т, Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова,

СПб., 2021.

мов, сложенных из огромных брёвен, в жилых домах у многих есть бытовая техника, бойлеры..., сельские жители потихонечку модернизируют свой быт, условия своего постоянного проживания...»10.

Сложности вызвал у студентов ответ на вопрос об инновационной деятельности сельских жителей. 13% студентов, работавших над этим проектом, не смогли выявить, не только инноваций, но и вообще каких-то «образов» или «проектов» будущего, как компонентов картины мира современного сельского населения Тарногского района Вологодской области. Более того, студенты отметили полное отсутствие желания у жителей села задумываться над проектами будущего развития своего села. Стратегическое мышление, позволяющее строить «модели будущего» их родного села, оказалось чуждым сельскому менталитету сегодня. Попытка докладчиков на конференции «Homo Eurasicus: социальные и культурные перспективы развития сельских районов Русского Севера» познакомить слушателей из числа местных жителей, хотя бы с «Форсайтом образования -2015-2035», вызвала у них полное эмоциональное и интеллектуальное отторжение. Даже у представителей местной Администрации проявилось негативное отношение к идее доклада, в котором упоминался такой документ, как «Форсайт образования 2025-2035»: «Всё это фантастика какая-то. А нам нужно корма на зиму заготовлять...»11.

Третья функция, студенческого научного туризма как педагогической технологии, воспитывающей патриотическое чувство на групповом (социальном) уровне у студентов РГПУ им. А.И. Герцена — диагностическая, была воплощена культурной программой, которая включала посещение краеведческих музеев Тарног-ского района и знакомство со строящейся туристической инфраструктурой вокруг местных достопримечательностей: родника прп. Агапита, объектов фермерской деятельности Маркушевского поселения («Рыбозаводом» и фермой по разведению маралов для нужд туристического охот-хозяйства в Вологде). Важной частью этой культурной программы стала экскурсия на знаменитый «Тарногский маслозавод». На завершающем этапе культурная программа включила посещение уникального памятника архитектуры Русского Севера — Софийского собора в г. Вологда.

10 Р-т. Ж. 25 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

11 Р-т. М. 64 года // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

Экскурсию для студентов провёл выдающийся вологодский археолог И.Ф. Никитинский. Кроме того, студенты побывали в музее-заповеднике деревянного зодчества Русского Севера под открытым небом в д. Семенково.

У 67% студентов мнение о содержании, методах реализации и организации культурной программы, организованной принимающей стороной - Администрацией Маркушевского поселения Тарногоского района Вологодской области, и лично главой поселения - Виктором Александровичем Гребенщиковым, оказалось весьма позитивным: «...Культурная программа была просто великолепной! Она была вся пронизана теплыми чувствами в отношении нас, студентов из далекого Питера. Мы на своей шкуре почувствовали в этой культурной программе «работу» традиционной для сельского населения Тарногоского района психологической установки на радушный приём гостей ...»12. Студенты высоко оценили факт наличия в сельской местности нескольких районных краеведческих музеев, прекрасно укомплектованных уникальными этнографическими экспонатами. Приятно удивила студентов осведомлённость экскурсоводов - сельских жителей о функции, исторической значимости и истории приобретения музейных артефактов: «...Работники музеев хорошо знают историю сельской местности, места происхождения музейных экспонатов, имена собирателей этнографических коллекций, чувствуется, что они очень любят свою деревню...»13.

Сильное положительное впечатление на 27% студентов произвели глубокие знания экскурсоводов: «...наш экскурсовод в краеведческом музее Маркушевского поселения встретила нас в местной, традиционной северо-русской одежде: в традиционной «зырянке»* - северо-русском сарафане покроя XVII века, на голове у неё была «борушка»**, а на талии у неё была повязана знаменитая се-веро-русская узорная опояска, декорированная

*** 14

яргическим орнаментом» .

12 Р-т. Ж. 25 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

13 Р-т. М. 18 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

* Зырянка - женский сарафан с простроченной кокеткой, распространённый по всему Русскому северу и Большому Поморью.

** Борушка - головной убор замужней женщины, распространённый среди крестьянского населения русского Севера вплоть до конца XIX века.

*** Ярга - свастический символ старорусского орнамента.

14 Р-т.Ж. 30 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

Студенты были удивлены тем, что всё, даже самые ценные экспонаты, находятся в экспозиции в открытом доступе, их можно «...потрогать руками», а в витринах отсутствует сигнализация. 9% студентов обратили внимание на то, что большинство экспонатов даже не имеют музейных номеров, что явно свидетельствовало о недостаточной изученности музейного фонда: «... экспонаты «не переписаны», не атрибутированы должным образом, не все артефакты на экспозиции оценены по своему научному значению»15.

Четвёртая важная функция студенческого научного туризма как педагогической технологии, воспитывающей патриотическое чувство на групповом (социальном) уровне у студентов РГПУ им. А.И. Герцена, совершивших научный тур в Тар-ногский район Вологодской - социальная, нашла воплощение в двух волонтёрских проектах. Первым таким проектом стала реорганизации сада в д. Андреевская, а вторым — посадка аллели клёнов им. РГПУ у родника прп. Агапита в Марку-шевском поселении.

Наиболее ярко эта функция проявилась в волонтёрской деятельности студентов во время научного тура. Волонтёрская работа студентов - участников научного студенческого тура в Тарногский район Вологодской области была намерено включена в программу тура организаторами поездки ещё в Санкт-Петербурге. В итоге оказалось, что работа на пользу сельского сообщества Тарногского района Вологодской области, в контексте программ студенческого научного туризма -это мощный воспитательный фактор. Это подтвердили 64% позитивных высказываний наших респондентов относительно их волонтерской деятельности. Волонтёрская работа студентов включала: помощь представителям принимающей стороны, в частности, помощь по хозяйству хозяйке дома, в котором студенты жили, разбор огромной поленницы около её дома, что облегчило и упрочило подготовку её жилища к зимнему сезону, высадка аллеи имени Российского государственного педагогического университет им. А.И. Герцена, обустройство деревенского сада в д. Андреевская. 72% студентов отметили, что совместный труд на открытом воздухе сплотил студентов в единый, ориентированный на созидание, коллектив: «...Любая деятельность, которая осуществлялась во вре-

15 Р-т. Ж. 21 год// Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

о

мя поездки всей нашей командой, делала наш студенческий коллектив едим целым, создавала условия для совместных позитивных переживаний...»16.

Студенты - участники научного тура до выезда из Петербурга, едва были знакомы друг с другом, т.к. учились, хотя и в одном Институте истории и социальных наук, но на разных кафедрах. Совместная волонтерская работа на благо принимающей стороны - сельских жителей способствовала раскрытию креативных способностей студентов: «...В сельской местности Тарногского района Вологодской области во время нашего студенческого научного тура каждый смог найти себе дело, но это было полезное для сообщества дело, т.е. наше общее дело!»1"7. Кроме того, студенты во время совместной работы в пользу сельских жителей испытали массу позитивных эмоций: «...всё, что мы делали для села, укрепляло в нас чувство своей полезности этим простым, добрым, отзывчивым и веселым людям - нашим сельским хозяевам...Нам было приятно делать добрые дела для них»18.

14% студентов выразили сожаление, что представители принимающей стороны проявляли к ним, городским, излишнее чувство жалости, старались оградить от труда по дому или от работы в дождливую, холодную погоду под первым снегом на улице: «...Мы чувствовали стремление хозяев оградить нас от работы и пожалеть, а зря! Нам так нравилось работать вместе! А главное, нравились быть полезными этим добрым людям...»19.

14% студентов высказали опасение в том, что волонтёрство в том смысле, в котором население современного города понимает этот вид общественной работы, не получит распространения в сельской местности Тарногского района Вологодской области в будущем. В деревне испокон века люди исповедовали ценность «взаимопомощи». В традиционном сельском северо-русском понимании «взаимопомощь» реализовалась как обычай «помочи», т.е. совестной помощи в строительстве дома, рыбной ловле, раскорчевке земельного участка или уборке урожая. Когда всем сельским миром (м1ром) за неделю совместной работы возводили соседу дом или за день убирали поле, односель-

16 Р-т. Ж. 25 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

17 Р-т, М. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

18 Р-т. Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

19 Р-т. Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова,

СПб., 2021.

чане полагали, что: «Сегодня я тебе помогу, а завтра - ты мне»20. На таком понимании строилась система взаимоотношений в деревенской общине. Понимание волонтерской деятельности среди городского населения другое, оно основано на более абстрактной идее «за всё хорошее, против всего плохого», чтобы «сделать этот мир лучше», «наладить связи для будущей карьеры» и даже «подработать» вложив в эту работу свой труд.

Заключение

Подводя итог, можно сделать следующие заключительные замечания. Согласно государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», современный образовательный стандарт высшей школы включает не только предметное обучение, но и патриотическую воспитательную работу. Как показала педагогическая практика, можно сколь угодно много рассказывать на лекциях о том, что лучше жить дружно, чем ссориться, помогать ближнему, а не конкурировать с ним, как полезно, важно и нужно изучать традиционную культуру, включая культуру русского населения Севера РФ и т.п., но это не затронет душу студента. Совершенно иные возможности открывают перед нами функции студенческого научного туризма как педагогической технологии, воспитывающей патриотическое чувство на групповом (социальном) уровне.

На коммуникативном уровне студенческий научный туризм открывает перед молодыми людьми возможности не только приобщаться к новым научным достижениям, но и попробовать свои интеллектуальные силы (выступить с сообщением на научном форуме, почувствовать значимость современной науки, испытать одно из важных патриотических переживаний, а именно: почувствовать гордость за научные свершения российских ученых). На исследовательском уровне студенческий научный туризм оказывает сильное позитивное влияние на воспитание у студентов таких патриотических чувств, как уважение к сельским жителям - носителям традиционной культуры, например, культуры Русского Севера, зарождение глубокого интереса к объектам их научного исследования: традиционным ремеслам, мифологии, обрядам и ритуальным практикам. Например, знакомство с миром мифологии, ска-

20 Р-т, М. 50 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021.

зочной традиции и легенд, сохраненных в среде сельского населения Русского Севера, делает молодого исследователя частью этого мира. Этнографы и фольклористы знают, что исследователь, увлеченный легендой изучаемого им народа, становится со временем частью этой легенды.

На диагностическом уровне студенческий научный туризм является, по мнению студентов РГПУ им. А.И. Герцена, мощным источником воспитания их патриотического чувства на социальном уровне в силу того позитивного влияния, которое культурная программа тура на них оказала, а насыщенность этой культурной программы, по мнению студентов, «просто зашкаливала»21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но, пожалуй, судя по ответам наших респондентов-студентов РГПУ им. А.И. Герцена, совершивших этот студенческий научный тур в Тарногский район Вологодской области осенью 2021 года, самое серьезное влияние на них оказала социальная функция патриотической воспитательной деятельности, а именно: волонтёрская.

Волонтёрская деятельность, как может показаться на первый взгляд, никакого отношения к студенческому туризму иметь не должна. Даже в силу того, что волонтёр - это человек, мотивированный на созидательную работу во имя «Других», а турист - это, согласно замечанию Марка Твена, - это человек равнодушный, не ориентированный на заинтересованное отношение к окружающей его реальности, волонтерство никоим образом не может быть включено в программы студенческого туризма. Но, как оказалось, именно в волонтёрской работе студентов наиболее ярко проявился тот добавленный организаторами тура элемент новации, который делает педагогическую технологию «путешествие/ экспедиция» инновационной. Волонтёрская деятельность студентов выявила важную сущность любой экспедиции - установку на сотрудничество. Труд студентов в качестве волонтёров не просто сплотил студентов, он позволил им проявить свои лучшие человеческие качества: умение поддержать другого в трудную минуту, а главное, научиться созидательной совместной работе в пользу «Других». Волонтёрская работа позволила студентам почувствовать себя ответственными за благосостояние жителей села далёкого от Санкт-Петербурга региона Русского Севера, ставшего им родным за время этого

21 Р-т. Ж., 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021

студенческого научного тура: «Да, потаскали мы дрова под снегом и дождём, друг другу помогали, работали слаженно: девочки накладывали тяжелые, мокрые, грубо поколотые поленья в ржавую тачку, а мальчики отвозили к поленнице, аккуратно складывали штабелями. Но сколько радости мы увидели в глазах нашей хозяйки, когда усталые зашли в избу после работы! Мы тогда почувствовали, насколько нам не хватало в городе добродушного искреннего отношения людей друг к другу. Это был не просто физический труд, мы поняли — это был труд нашей души по осознанию того, насколько мы едины, и что земля эта, на которой стоит эта столетняя изба - наша!»22.

Как в жизнедеятельности любой группы, так и в студенческом коллективе РГПУ им. А.И. Герцена, несмотря на кратковременность экспедиции, сложились свои повседневные ритуалы, во многом детерминированные программой студенческого научного тура. Каждый вечер, после ужина члены группы и научные руководители подводили итоги дня: каждый студент высказывал свои соображение по поводу того, что ему удалось узнать нового, какой исследовательский вопрос решить, с какой проблемой столкнуться. Обмен мнениями об уважительном отношении к истории, о любви к Родине, уважении к культуре Малой Родины представителей принимающей стороны, об отношении к предкам семье в городе и в деревне, о труде и досуге в городе и на селе, о различии в отношении к природе у городского и сельского населения с каждым днём становился всё более оживленным. Внимательно слушая высказывания студентов, мы заметили, что наиболее оживленные дискуссии касались ответа на вопрос: зачем им вместе жить на этой земле и зачем им вместе на ней умирать. Обобщая мнения студентов по этому вопросу, можно уверенно сказать, что совместный волонтёрский труд, участие в конференциях, научно-исследовательская работа, интеллектуальная культурная программа дали на него ответ: «Мы поняли за эти дни, что мы — одна большая семья, узы которой определяются даже не социальным, а родством душевным. Живём мы с нашими хозяевами - простыми сельскими тружениками, на одной прекрасной земле. Погрузившись в заповедный мир культуры северного русского села, мы получили "прививку" того чувства, для описания которого более всего подходит слово "патриотизм"»23.

22 Р-т. Ж., 20 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021

23 Р-т, Ж. 19 лет // Архив автора, Е.А. Окладникова, СПб., 2021

120 Список литературы:

[1] Батина С.И. Организация и развитие международного студенческого туризма. - Саратов, 2020. -Интернет-ресурс. Режим доступа: //https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44377236_297l6012.pdf (17.01.2022)

[2] Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2000. - 192 С.

[3] Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. - СПб.: Герда, 2007. - 528 с.

[4] Ванюшкина Л.М. Внеаудиторное образование путь в новое образовательное пространство. - СПб.: Астерион, 2003. - 224 с.

[5] Величкина А.В. Туризм Вологодской области: основные тенденции развития // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014, № 4. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https:// ekonomika.snauka.ru/2014/04/4786 (10.01.2022)

[6] Герасименко Т.И., Родоман Б.Б. Российский научный туризм: проблемы и перспективы (на примере гималайско-тибетских и алжирских исследований) // Проза.ру. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://proza.ru/2019/11/03/445 (17.01.2022)

[7] Дерижан И, Вальчев Г. Особенности методики обучения современной студенческой аудитории // Ежегодник Бургасского свободного университета. - Бургас: БРУ, 2015. - 165 с.

[8] Ковалёва Т.М. Образовательное путешествие как педагогическая технология в работе современного учителя // Преподаватель XXI века. - 2014, № 1-4. - С. 171-179.

[9] Квартальнов В.А. Современные особенности туризма как метода научного познания и исследований // Теория и практика физической культуры. - 2002, № 11. - С. 13-17.

[10] Коробкова Е.Н. Путешествие как образовательный метод // Народное образование. - 2015, № 3. -С. 181-187.

[11] Научный туризм // О туризме. инфо. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://oturizme.info/ nauchnyj-turizm/ (15.01.2022)

[12] Никонова Т.В., Клюева Г.А. «Образовательное путешествие» как инновационная технология профессиональной ориентации школьников //Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2018, № 10. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2018/186093.htm

[13] Нуссбаум М. Патриотизм и космополитизм // Логос. - 2006, № 2. - С. 110-119.

[14] Преподавание и обучение для устойчивого будущего: применение инновационных методов // ЮНЕСКО. - 2016. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.unesco.org/education/tlsf/mods/theme_d. html (02.12.2016)

[15] Санина А. Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. - 2016, № 5. - С. 44-53.

[16] Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии / 2-е изд. - М.: NOTA BENE, 1999. - 180 с.

[17] Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 240 с.

[18] Фролова М.Е., Худова Р.В. Модель организации патриотического воспитания студентов высшего учебного заведения // Международный студенческий научный вестник. - 2016, № 5 (часть 2). -С. 248-252.

[19] Холодилина Ю.Е. Теоретические аспекты развития научного туризма в регионе // Вестник ОГУ. -2011, № 13 (132). - С. 115-27.

[20] Чем дышит молодёжь: около 300 специалистов обсудили тренды. Проблемы и перспективы патриотического воспитания. - Интернет-ресурс. Режим доступа: https://4s-info.ru/2021/11/24/chem-dyshit-molodezh-okolo-300-spetsialistov-obsudili-trendy-problemy-i-perspektivy-patrioticheskogo-vospitaniya/

(17.01.2022)

[21] Maclntyre A. Is Patriotism a Virtue? // Patriotism / Primoratz I. (ed.). - Amherst: Humanity Books, 2002. -Р. 43-58.

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.