УДК 378
DOI: 10.24412/2308-7196-2021-2-43-49
Голубева Ирина Александровна
аспирант кафедры педагогики и психологии
ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко», г. Глазов, Удмуртская Республика, Россия 427621, г. Глазов, ул. Первомайская, д. 25, e-mail: [email protected]
ТЕМАТИКА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ НА ТЕРРИТОРИИ ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА В 1960-Х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1970-Х ГГ.
Irina A. Golubeva
Postgraduate of Department of Pedagogy and Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education 'Glazov State Pedagogical Institute named after V.G. Korolenko' 427620, Glazov, Russia, 25, Pervomaiskaya str., 25, e-mail: [email protected]
THE SUBJECT OF SCIENTIFIC RESEARCH OF STUDENTS PEDAGOGICAL UNIVERSITIES ON THE TERRITORY OF THE VOLGA FEDERAL DISTRICT IN 1960 - THE FIRST HALF OF THE 1970S
Аннотация. Анализируются особенности выбора тематики научных исследований студентами педагогических вузов Приволжского федерального округа в 1960-х - первой половине 1970-х гг., выделяются основные направления тематики студенческих научных работ, приводятся примеры тем научных исследований студентов, сравнивается выбор тематики исследований на двух этапах - 1960-1970 и 1971-1974 гг.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность студентов, Приволжский федеральный округ, тема научного исследования.
Abstract. The features of the choice of research topics by students of pedagogical universities of the Volga Federal District in the 1960s and the first half of the 1970s are analyzed, the main directions of the topics of student research papers are highlighted, examples of the topics of students' research are given, the choice of research topics at two stages is compared - 1960-1970 and 1971-1974.
Key words: research activities of students, Volga Federal District, topic of scientific research.
© Голубева И.А., 2021
Становление и развитие научно-исследовательской деятельности студентов (далее - НИДС) в высших педагогических заведениях современного Приволжского федерального округа (далее - ПФО) имеет богатую и интересную историю. Важной характеристикой научной работы студентов является выбор темы проводимых исследований. Проанализируем эти темы на основе источников государственных архивов Пермского края и Удмуртской Республики (в те годы - Пермской области и Удмуртской АССР). Рассмотрим особенности выбора тематики научных исследований студентами трех педагогических вузов ПФО в 1960-х - первой половине 1970-х гг.: Пермского государственного педагогического института (ныне - Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, далее - Ш НИ), Глазовского государственного педагогического института (далее - ГГПИ) и Удмуртского государственного педагогического института (ныне -Удмуртский государственный университет, далее - УГПИ).
Подробные годовые отчеты студенческих научных обществ, протоколы конкурсных комиссий, отчеты о работе научных кружков, материалы студенческих научных конференций позволяют нам классифицировать тематику научных исследований и выделить несколько основных, наиболее часто встречающихся направлений:
- педагогическое и психолого-педагогическое;
- изучение исторических событий определенного периода;
- исследования, посвященные конкретным историческим личностям;
- география, история, экономика, культура конкретной территории СССР;
- история Великой Отечественной войны;
- исследования узкой предметной направленности, часто практического характера.
Изучение тематики студенческих работ исследуемого периода позволило выделить два этапа становления и развития НИДС педагогических вузов ПФО: 1960-1970 гг. - этап общего усиления внимания к НИДС, 1971-1974 гг. - этап ее дифференциации и индивидуализации. Различные ориентиры в развитии студенческой науки на этих двух этапах отражались и в выборе тем исследований. Рассмотрим эти особенности на примере каждого из направлений тематики, обозначенных нами ранее.
Без сомнения, одними из главных направлений научных исследований студентов педагогических вузов были педагогическое и психолого-педагогическое. Здесь мы можем выделить еще несколько видов исследований:
- методика дошкольного образования и методика обучения дисциплинам школьного курса;
- психология детей;
- теория воспитания, в том числе проблемы воспитания советского патриотизма.
Исследования по методике апробировались в разных научных кружках, посвященных как общей и дошкольной педагогике, так и отдельным научно-естественным, гуманитарным и техническим дисциплинам.
На страницах отчетов студенческого научного общества ПГПИ в 1969 г. мы встречаем такие темы студенческих исследований, как «Математический кружок в 4-м классе», «Развитие тембрового слуха на уроках пения в 1-3 классах», а в 1973 г. - «Из опыта работы над экспериментальным учебником по синтаксису» [2. Д. 2121. Л. 14; Д. 3166. Л. 23]. Студенты ГГПИ проводили исследования по таким темам: «Самостоятельная работа учащихся на уроках русского языка» (1961), «Проведение сочинений по картинам на уроках грамматики» (1961), «Элементарные частицы в курсе физики средней школы» (1967), «Методика обучения детей спортивным способам плавания» (1967), «Элементы теории вероятности в школьном курсе математики» (1974) [1. Д. 255. Л. 2; Д. 352. Л. 18; Д. 807. Л. 23]. Студенты УГПИ изучали проблему: «Формирование умений самостоятельного пользования знаниями в решении физических задач» (1963) [3. Д. 422. Л. 64]. Стоит отметить, что формулировки тем по методике довольно конкретны и близки к сегодняшним темам студенческих исследований. Однако если выделить долю подобных исследований в общем количестве студенческих исследований этих лет, то необходимо заметить, что в УГПИ по сравнению с ГГПИ и ПГПИ таких исследований значительно меньше. Студенты УГПИ чаще обращались к исследованиям узкой предметной направленности практического характера.
Исследования в сфере психологии детей чаще всего проводились в кружках по психологии. Так, в рассматриваемые годы в ПГПИ успешно развивался студенческий научный кружок по психологии под руководством профессора В.С. Мерлина. Поражает тематика исследований, в которую студенты погружались под руководством этого выдающегося ученого. Только в 1970 г. это: «Некоторые психологические условия совместимости в парной игре у старших дошкольников», «Индивидуальный стиль как показатель общих способностей к обучению у старших дошкольников», «К типологической характеристике тревожности, эмоциональности и экстраверсии», «Анализ решения арифметических задач нормальными детьми и олигофренами (младший школьный возраст)», «Влияние нервно-психического напряжения на некоторые особенности памяти учащихся с сильной и слабой нервной системой» [2. Д. 2121. Л. 14, 16]. Выбор подобных тем явно предполагал отнюдь не реферативную работу, как это часто было во многих кружках изучаемого периода, а настоящую исследовательскую деятельность совместно с научным руководителем. В ГГПИ и УГПИ психологические кружки не были так развиты в шестидесятые-семидесятые годы, тематика студенческих исследований, посвященная психологии детей, встречается крайне редко. Интересные формулировки тем психологических исследований встречаются отчетных документах УГПИ (1965): «Загадки сознания», «Какое у тебя внимание», «Умный? Это какой?», «Способный - это старательный?» [3. Д. 472. Л. 101]. По таким формулировкам можно судить о том, что члены психологических кружков не проводили серьезных исследований, а готовили реферативные сообщения по темам, которые могли быть интересны другим студентам.
На страницах отчетов всех вузов встречаются упоминания о студенческих исследованиях, посвященных теории воспитания, в частности, воспитания патриотизма советского гражданина: «О роли естественного воспитания молодежи» (УГПИ, 1963), «Особенности воспитательной работы в специальной школе» (ПГПИ, 1969), «Оформление интерьера школы и его воспитательная роль» (ПГПИ, 1970), «Музыкально-эстетическое воспитание детей в системе летнего отдыха детей» (ГГПИ, 1971) [1. Д. 671. Л. 12; 2. Д. 2121. Л. 21, 23; 3. Д. 422. Л. 66], «Военно-патриотическое воспитание подростков» (УГПИ, 1968), «Военно-патриотическое воспитание молодежи в современных условиях» (ПГПИ, 1971) [2. Д. 2207. Л. 263. Д. 472. Л. 122]. Данные исследования развивались схожим образом во всех вузах.
Одним из отдельных направлений таких исследований становятся исследования по атеистическому воспитанию. Наиболее подробные отчеты о таких исследованиях встречаются в архивных материалах ПГПИ: эта работа активно проводилась на кафедре философии под руководством профессора М.Ф. Калашникова. Представлены материалы анкетирования, проводимого студентами с воспитанниками детских садов города Перми с целью выявления семей, где придерживаются религиозных традиций [3. Д. 3166. Л. 29-33]. С одной стороны, это уникальный опыт проведения анкетирования, интерпретации результатов в научном исследовании, с другой - пример максимально идеологизированной деятельности.
Интересно, что в формулировках тем педагогической и психолого-педагогической направленности можно встретить региональные топонимические элементы, например: «Логические основы обучающей машины типа ГГПИ-68 "Глазовчанка"» [1. Д. 451. Л. 2]. Студентами ГГПИ была создана обучающая машина, в названии которой фигурируют и вуз, и название города. Участие такой машины во всероссийских конкурсах и выставках - это своеобразное продвижение вуза и города.
В целом, если сравнить тематику исследований педагогической и психолого-педагогической направленности на двух этапах - 1960-1970 и 19711974 гг., стоит отметить, что научных работ студентов, посвященных педагогическом проблемам, на втором этапе проводилось значительно больше, тема каждого из исследований становилась все конкретнее, наблюдался сдвиг не только к постоянному изучению личности ребенка, но и к самоизучению. Так, например, в начале семидесятых годов встречаем такие темы студенческих исследований, как «Предрабочее психическое состояние учителя физкультуры», «Бюджет времени студента педвуза», «Профессиональная адаптация студента к работе в школе» [2. Д. 2207. Л. 26 Д. 3166. Л. 18]. Подобные исследования максимально ориентированы на личность самого студента, что подтверждает такую ориентацию НИДС на втором из выделенных нами этапов.
В направлении «научные исследования, посвященные историческим событиям изучаемого и более раннего периодов» нам бы хотелось обратиться к студенческим научным работам, которые максимально ориентированы на внешнеполитические события изучаемого периода: «Валютно-финансовый
кризис современного капитализма», «К вопросу о состоянии высшего образования в капиталистических странах» [1. Д. 858. Л. 12, 26]. Данные работы предполагали критику государственного устройства капиталистических стран и, без сомнения, были связаны с внешнеполитическими событиями в истории СССР. Чаще к данной тематике студенты обращались на втором этапе (1971-1974), что отражает обострение в отношениях между социалистическими и капиталистическими странами.
Следующее направление - научные исследования, посвященные конкретным историческим личностям. Разумеется, студентами всех вузов изучалась личность В.И. Ленина. Многие темы, уже далекие от жизни этого человека, изучались через призму его деятельности: «Образ В.И. Ленина в кино», «Образ Ленина в фольклоре», «Фразеологические кальки в произведениях В.И. Ленина», «Сатира в произведениях Н.В. Гоголя и В.И. Ленина», «Иностранный язык в жизни Ленина». Особенно активизировалась работа по этой тематике в 1968-1971 гг. в связи с празднованием столетия со дня рождения вождя [1. Д. 451. Л. 15; 2. Д. 2121. Л. 16; 3. Д. 472. Л. 133]. Такое явление говорит о явной политизированности студенческой науки, а схожесть формулировок тем подчеркивает управление и контроль этого явления «сверху». Имя И.В. Сталина также встречается в студенческих работах 1960-70-х гг., но довольно редко и преимущественно в критическом плане, однако тема репрессий явно не приветствуется.
Студенты педагогических вузов обращались и к личностям великих педагогов, в первую очередь А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского: «Вопросы эстетического воспитания в работах А.С. Макаренко», «Проблемы педагогического мастерства в трудах В.А. Сухомлинского», «Идеи Макаренко в клубной воспитательной работе», «А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский о нравственном становлении личности» [1. Д. 671. Л. 14; Д. 778. Л. 16; 2. Д. 3166. Л. 18; 3. Д. 422. Л. 54]. Тематика трех рассматриваемых вузов в этом направлении схожа. Кроме того, встречаются исследования, посвященные личностям известных земляков, например, студенты ГГПИ проводят исследования по теме «Поэзия Флора Васильева» [1. Д. 671. Л. 12]. В целом научные исследования студентов, посвященные конкретным историческим личностям, не имеют значительных отличий на двух этапах, за исключением активизации ленинской тематики на их внутренних рубежах.
Следующее направление научных исследований студентов мы обозначили как изучение географии, истории, экономики, культуры конкретной территории СССР. Студенты ПГПИ выполняли исследования, посвященные родным местам: «Декабрьское вооруженное восстание в Мотовилихе», «История пионерской организации Прикамья» [6], «Пермь от съезда к съезду» [2. Д. 2207. Л. 27; Д. 2121. Л. 17]. Студенты ГГПИ также проводили исследования по таким темам. Наиболее часто в отчетах этого вуза такая тематика встречается в лингвистических кружках: «Архаические формы имен существительных в говорах Кезского района», «Язык уличных объявлений города Глазова», «Конкретно-предметная лексика понинского говора» (Понино
- поселение близ Глазова) [1. Д. 451. Л. 15; Д. 858. Л. 6]. Студенты УГПИ чаще посвящали свои исследования изучению экономики и сельского хозяйства Удмуртии: «Пищевая промышленность города Ижевска», «Роль Воткинского завода в развитии паровозостроения» [3. Д. 422. Л. 45]. Тематика этого направления, выбранная студентами УГПИ, наиболее далека от педагогической профессии, продиктована экономическими условия развития республики и ее городов. Эти темы чаще встречаются на первом этапе, когда НИДС пытались связать с экономическими интересами государства.
В отдельное направление складываются исследования, посвященные истории Великой Отечественной войны. Одной из наиболее изучаемых тем становится тема вклада земляков в Великую Победу. Здесь можно выделить работы, посвященные подвигам как на фронте, так и в тылу. Студенты Пермского государственного педагогического института посвящали свои научные исследования таким темам [2. Д. 2207. Л. 17; Д. 2121. Л. 25; Д. 3166. Л. 21]: «Комсомол города Красноуфимска в период Великой Отечественной войны», «Ратные подвиги коми-пермяков в годы Великой Отечественной войны», «Героический труд советских людей в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермской области)», «Ратные подвиги молодежи Западного Урала на различных этапах Великой Отечественной войны», «Соликамск в годы Великой Отечественной войны», «Помощь Западного Урала пострадавшим районам в период Великой Отечественной войны», «Массовый героизм уральцев на фронтах Великой Отечественной войны», «Трудовой героизм пермяков в годы Великой Отечественной войны», «Комсомольско-молодежные фронтовые бригады Прикамья в годы Великой Отечественной войны», «Комсомол Свердловского района города Перми в годы Великой Отечественной войны». Студенты ГГПИ изучали темы: «Ратные подвиги глазовчан на фронте и в тылу», «Трудовой героизм жителей Удмуртии в годы Великой Отечественной войны» [4].
Особое место в изучении подвигов земляков занимает подвиг женщин: «Девушки Прикамья в годы Великой Отечественной войны», «Женщины в годы Великой Отечественной войны (по материалам Пермской области)» [2. Д. 2207. Л. 18; Д. 3166. Л. 22]. Студентам педагогических вузов был интересен и процесс развития образования в период Великой Отечественной войны. На страницах отчетов мы можем встретить сведения о научных исследованиях таких проблем: «Воспитание молодежи в годы Великой Отечественной войны», «Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе города Перми в годы Великой Отечественной войны» [Там же]. Изучение истории подвигов своих земляков позволяло студентам более глубоко чувствовать и понимать значение Великой Победы, воспитывало патриотические чувства молодого поколения, что для послевоенного периода стало одной из самых значимых задач образования. Самостоятельное изучение и анализ не просто эмоциональных суждений, а фактов и цифр дает молодому поколению представление о вкладе их региона в общую победу.
Если сравнить два рассматриваемых нами этапа с точки зрения развития исследований студентов о Великой Отечественной войне, то можно заметить
следующую особенность: на первом этапе (1960-1970) военные события и Великая Победа рассматриваются безотносительно, изучаются история войны, страны в этот период, развитие образования. На втором же этапе (19711974) всё чаще история Великой Отечественной войны рассматривается в контексте противостояния капиталистическим странам. Мы встречаем такие темы исследований: «Международное значение Победы советского народа в Великой Отечественной войне», «Против буржуазных фальсификаторов истории Второй мировой войны» [2. Д. 3166. Л. 25].
Еще одно направление - научные исследования узкой предметной направленности, часто практического характера. Это связано с профильными предметами ряда факультетов - физикой, химией, ботаникой. Ряд характеристик природных объектов изучался на примере объектов родного края: «Флора пойменных лугов Удмуртии», «Мхи Удмуртии» [3. Д. 472. Л. 118]. Ряд тем явно был ориентирован на практический результат, что особо характерно для первого из выделенных периодов.
Анализ тематики научных исследований студентов в рассматриваемый период позволил охарактеризовать разнообразие изучаемых тем, дать их классификацию, выделить указанные этапы. На первом из них педагогическая тематика исследований не занимает лидирующую позицию, происходят конкретизация педагогических тем, их углубление, предпринимаются попытки связать результаты исследования с главными государственными задачами. На этапе дифференциации и индивидуализации НИДС (1970-1974) педагогическая и психологическая тематика усиливается, увеличивается общее количество таких исследований. Новая черта - появление исследований, ориентированных на изучение самого студента как будущего педагога. Постоянная тематика истории Великой Отечественной войны на этом этапе начинает рассматриваться не только как история героизма советского народа, но и как поле для политической борьбы с иностранными конкурентами. В целом для всего рассматриваемого периода характерен приоритет педагогической и психолого-педагогической тематики.
Список источников
1. Архивное управление администрации г. Глазова. Фонд 45. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». Оп. 1.
2. Государственный архив Пермского края. Фонд Р-420. Пермский государственный педагогический институт Министерства просвещения СССР (г. Пермь). Оп. 1.
3. Центральный государственный архив Удмуртской Республики. Фонд Р-1282. Удмуртский государственный педагогический институт Министерства просвещения РСФСР, г. Ижевск Удмуртской АССР. Оп. 2.
4. Центр истории Глазовского государственного педагогического института. Программы студенческих научных конференций (1963, 1967 гг.).