В. Л. Погодина,
доцент кафедры физической географии и природопользования
РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА КАК ФАКТОР ОПТИМИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В настоящее время значительно расширился спектр возможного использования разнообразных средств и форм обучения и воспитания учащейся молодежи. Наши предложения по повышению эффективности учебно-воспитательной работы студентов университета связаны с внедрением в практику и расширением использования такого направления, как образовательный туризм. Данный вид туризма рассматривается педагогами как технология обучения и одновременно как форма организации учебного и воспитательного процесса. Под образовательным видом туризма понимают познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами.
В России и за рубежом образовательный туризм имеет давние традиции. Ныне он возрождается, широко используется в различных образовательных системах. Накоплен обширный опыт по изучению образовательного потенциала разнообразных походов, экскурсий и экспедиций. При разработке предложений мы использовали идеи специалистов, занимавшихся изучением вопросов педагогической эффективности образовательных экскурсий и путешествий: И. И. Полянского,
Б. А. Федченко, И. И. Михайлова, Л. А. Иль-ина, Н. П. Анциферова, Б. Е. Райкова,
Д. М. Кайгородова, В. Е. Герда, А. Ф. Родина, А. В. Даринского.
Образовательный туризм позволяет педагогу осуществлять практически все виды профессиональной деятельности: учебно-воспи-тательную, научно-методическую, социально-педагогическую, культурно-просвети-
тельную и др.
Воспитательное значение образовательного туризма многогранно. В ходе образовательных путешествий формируются такие личностные качества человека, как гражданская зрелость и патриотизм, интеллект и высокий уровень познавательных стремлений, самостоятельность и позитивизм мышления, нравственность и стремление к самосовершенствованию, а также трудоспособность и надежность, самообладание и стрессо-устойчивость, настойчивость и одержимость делом, критичность и самокритичность, оптимизм и чувство юмора.
Рассматриваемый вид туризма позволяет формировать и развивать у участников такие профессиональные качества педагога, как высокий уровень самоорганизации и уважительное отношение к человеку, коллективизм и владение корпоративной культурной, коммуникабельность и толерантность, активность и инициативность, предприимчивость и дипломатичность, инновативность и принципиальность, гибкость и умение быстро адаптироваться, искренность и открытость, объективность и душевная щедрость.
РГПУ им. А. И. Герцена — один из лидеров российского образования — имеет все основания утвердиться в статусе основного центра организации образовательного туризма на Северо-Западе.
Кафедры географического факультета располагают методическими материалами по организации студенческих туров по территории Ленинградской области, по России (Урал, Кавказ, Прибайкалье, Приморье и др.), по зарубежным странам (Венгрия, Польша, Финляндия, Швеция, Норве-
Материалы заседания Ученого совета университета 8 ноября 2007 г.
гия, Германия, Франция, Италия, Испания и др.).
В настоящее время разнообразные формы, связанные со сферой научно-образователь-ного туризма, реализуются благодаря личной инициативе преподавателей и студентов. Традиционными стали для студентов факультетов географии и биологии РГПУ им. А. И. Герцена поездки с преподавателями по районам Ленинградской, Вологодской и Псковской областям, в Москву и др. Организация поездки с участием более тридцати человек студентов позволяет планировать маршрут и ход путешествия. Студенты и преподаватели нашего факультета предпринимали путешествия по городам Франции, Италии, Испании. Отличительная особенность тура — в роли экскурсовода и гида выступают преподаватели университета. Это позволяет делать поездку истинно образовательной, решая в ходе ее проведения образовательные задачи.
Факультет географии выступает с инициативой создания центра научно-образова-тельного туризма в РГПУ им. А. И. Герцена. Наличие центра позволит повысить эффективность учебно-методической и научной деятельности структур университета в сфере научного и образовательного туризма (в частности, в отношении организации и проведения учебных полевых практик и экскурсий, туристских походов и экспедиций учебными заведениями различного уровня и профиля).
Университетский центр научно-образова-тельного туризма будет способен координировать усилия научных, учебных заведений, а также структур, профессионально занимающихся туристской деятельностью, на пути поиска оптимальных в настоящий период форм и методов организации научно-образова-тельного туризма учащейся молодежи. Это позволит повысить уровень профессиональной компетентности будущих выпускников университета.
Важнейшими функциональными задачами научно-образовательного центра должны стать выявление ресурсного
потенциала образовательного туризма территорий, выработка предложений по его практическому использованию; создание и развитие базы данных, научно-методического фонда университета по системе работы в области научно-образова-тельного туризма; разработка и рецензирование программ, методических пособий по организации образовательной туристской деятельности с учащимися различных образовательных учреждений; организация в университете научных и методических семинаров, конференций по проблемам современного состояния и перспективам развития научно-образовательного туризма в России и за ее пределами; оказание методической помощи по направлению научно-образовательного туризма для педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений (чтение лекций, проведение семинаров, организация экскурсий и др.), на основании планов работы и учебных программ курсов, утвержденных УМО по направлениям педагогического образования, а также консультационная помощь в организации и проведении научно-образовательного вида туризма.
Северо-Западный регион России представляет безусловный интерес для образовательного туризма как в системе среднего общего и специального, так и высшего профессионального образования. Разработка циклов образовательных туров и активное участие администрации подразделений университета в осуществлении программ позволит вовлечь в столь актуальную в плане обучения и воспитания работу студентов, обучающихся по разнообразным образовательным направлениям. Целью поездок (походов) может быть как общее знакомство и изучение природных, социально-экономических и историко-культурных особенностей территорий, так и углубленное изучение какого-либо компонента природной или социально-культурной среды. Разработка маршрута преподавателями, проведение ими экскурсий и пояснений по ходу продвижения по маршруту гарантируют
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
качество и высокую образовательную эффективность данной формы работы со студентами. В настоящее время одной из трудно разрешимых проблем является отсутствие в университете собственного автобуса, способного выполнять функции экскурсионного в период проведения туров.
Учебные стационары университета — агробиостанция в пос. Вырица и геостанция «Железо» могут расширить свои функции и превратиться в базы, на которых будут проводиться разнообразные по формам мероприятия в рамках организации образовательных туров (слеты, конференции, семинары, экологические лагеря и пр.). Это позволит продлить сезон активного использования данных научно-учебных стационаров.
Некоторое улучшение финансирования образования за последние годы, а также стабилизация экономического положения в российских семьях повлияли на активизацию передвижения студентов и школьников по стране и за ее пределы. Это побуждает педагогов искать новые формы работы. Особо значимым, на наш взгляд, является то, что некоторые студенты из роли экскурсанта способны переходить в статус экскурсовода. Подобное преобразование возможно при условии активного взаимодействия ученых, методистов и самих учащихся. Нам известны примеры, когда студенты выступали в роли гидов-экскурсоводов, сопровождая в поездках (походах) школьников, а также своих коллег, обучающихся на других факультетах университета или прибывающих в Санкт-Петербург из иных регионов. Благодаря организации образовательных туров студентов в сопровождении преподавателей из иных
городов,
будут созданы оптимальные условия для
развития связей РГПУ им. А. И. Герцена с университетами и институтами страны.
Интеграция России в международное
образовательное пространство также способствует развитию образовательных поездок студентов и школьников. Полагаем, что подобный вид туризма весьма специфичен, а значит, его организация должна быть возложена как на специалистов в сфере туристской деятельности, так и в сфере образования.
Развитие силами сотрудников и студентов нашего университета школьного образовательного туризма может способствовать профориентаци-онной работе со школьниками. Верно методически выстроенные, в том числе оригинальные экскурсии и туры для учащихся средних учебных заведений, могут в последствии оказать влияние на выбор молодым человеком высшего учебного заведения для продолжения образования в пользу нашего университета.
Полагаем, что участие РГПУ им. А. И. Гер-цена в организации и проведении образо-вательных туров будет способствовать фор-мированию имиджа Санкт-Петербурга как
центра образовательного и научного туризма. Это позволит привлекать учащуюся молодежь к участию в туристской образовательной деятельности, развивая у них познавательную активность, формировать высокий уровень культуры, развивать личностные качества школьников, студентов и аспирантов.