щихся. Значение %м2 возросло по завершении формирующего этапа эксперимента. Скачок пришёлся на его последнюю стадию, т.е. на тот временной промежуток, когда были реализованы выделенные педагогические условия в совокупности.
Таким образом, применение заданий коммуникативной направленности как средства социализации учащихся УСПО доказало свою эффективность, которой способствовало развитие нравственных, социальных, интеллектуальных и творческих качеств личности; специфика выполняемой деятельности (проблемность и ситуативность заданий, содержание элементов психологического тренинга, учёт индивидуальных особенностей учащихся) и совокупность специально разработанных педагогических условий.
Библиографический список
1. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
2. АфанасьевВ.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1981. -432с.
3. Ефименко Е.Л. Проблема индивидуальнопсихологической адаптации студентов к учебнопрофессиональной деятельности // Проблемы образования и социализации молодого поколения в системе среднего медицинского образования. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. - С. 118-123.
4. Ефимова Н. С. Психология общения. - М.: ИД «ФЩРУМ»: ИНФРА-М, 2006. - 192 с.
5. Каган М.С. Мир общения: Проблема меж-субъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988. -319 с.
6. МудрикА.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 198 с.
7. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. - М.: Г ардарики, 2006. - 615 с.
И.А. Колесникова ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
На сегодняшний день очень актуален вопрос воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир. В учреждениях дополнительного образования ученику предоставляются значительные возможности для реализации себя в качестве исследователя, поэтому весьма актуальны занятия детей и подростков во внешкольных объединениях натуралистического профиля.
С момента своего основания (1945 г.) ГОУДОД «Костромская областная станция юных натуралистов» осуществляет воспитание биологов-ис-следователей, первопроходцев - покорителей природы, естествоиспытателей, способных использовать природу для удовлетворения человеческих благ.
На базе КОСЮН с 1994 года работает областной очно-заочный клуб «Эколог» по программе «Воспитание исследовательского таланта». Данная программа адресована учащимся школ Кос-
тромской области 7-11 классов, проявляющих интерес к предметам натуралистического профиля, демонстрирующих высокий уровень способностей к исследовательской деятельности и имеющих положительные оценки по дисциплинам естественнонаучного цикла.
Поскольку, Кострома расположена в юго-западной части области и до многих районных центров расстояния достигают от 200 до 400 километров, то не предоставляется возможности школьникам области для частого приезда на станцию юннатов. В то же время общий уровень учебно-исследовательской деятельности в районах области невысок, на местах школьники не могут проводить исследования, поэтому весьма актуальной является очно-заочная форма организации занятий клуба. Такой режим организации занятий дает возможность более 300 учащимся Костромской области вести серьезные исследовательские работы под руководством опытных преподавателей и специалистов.
Очно-заочная форма обучения во внешкольном объединении «Эколог» предполагает получение знаний во время сессий, проводимых на
© И.А. Колесникова, 2008
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
33
базе КОСЮН или вузов г. Костромы два раза в год - в зимние и весенние каникулы, а также индивидуальных занятий на местах. Сессии проходят 2-3 дня (по 8-10 часов в день), занятия носят характер лекций и практикумов. В промежутках между сессиями проводятся индивидуальные или групповые консультации с методистами, специалистами и учеными. Отчет о своей работе участники клуба присылают 2 раза в год в форме реферата или научно-исследовательской работы. Тематику рефератов и программы утверждает методический Совет станции, он же осуществляет перевод школьников на следующий уровень обучения.
Реализация программы «Воспитание исследовательского таланта» строится по трем уровням сложности, что дает возможность каждому ребенку освоить содержание программы в индивидуальном темпе.
Начальный уровень программы предусматривает освоение обязательного минимума содержания теоретического материала, поэтому преобладают педагогические технологии, связанные преимущественно с объяснительными методами обучения в сочетании с демонстрацией изучаемого материала на конкретных примерах из окружающей среды (репродуктивные методы). Воспитанники совместно с педагогами станции и вузов выбирают тему исследования. Образовательный процесс осуществляется во время зимних и летних сессий, между которыми проводятся индивидуальные консультации по тематике рефератов.
Второй уровень рассчитан на преобладание продуктивных педагогических технологий, которые характеризуются проблемными методиками обучения, активностью учащихся, стимулированием и развитием их творческого мышления. Проблемное обучение на этом этапе представляет систему самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся, направленную на разрешение учебных проблем.
В ходе второго года обучения юные экологи в полевых условиях отрабатывают биоиндикаци-онные методики, это осуществляется на стационарных площадках, а также в экологической экспедиции или полевом лагере (школьном). Под руководством специалистов и ученых идет сбор материала и накопление результатов, ведется экологический мониторинг в соответствии с направлениями исследования.
Во время зимней и весенней сессий школы молодые исследователи докладывают о результатах полевого сезона, проводятся первые практические, научно-практические конференции исследовательских работ.
Третий уровень - усложненный или исследовательский уровень - характеризуется не только использованием проблемных методов изучения материала, но и разработкой и применением алгоритмических технологий. Исследовательский уровень направлен на формирование не только обобщенного изучения окружающей среды и поиск моделей, путей разрешения проблем экологического характера на основе частных примеров, но и на формирование специальных умений и навыков. Этот уровень требует демонстрации учащимися навыка постановки проблемы, характеристики ее актуальности, определение объекта и предмета исследования, отбора методов и средств детального изучения проблемы, а так же оформления и представления результатов исследования в разных видах.
Учащиеся прошедшие три уровня обучения становятся стажерами, работа которых заключается в проведении стажерских практикумов для новичков.
Для работы объединения характерно разделение всего времени на два сезона: зимний и летний. В зимний период (с октября по апрель) в деятельности объединения преобладает подготовительная направленность к летнему периоду, подготовка и участие в различного рода конференциях, олимпиадах, конкурсах.
Подготовительный период предполагает следующие этапы исследования:
- выбор направления и темы исследования;
- ознакомление с научной проблемой и с объектом исследования по литературным источникам;
- постановка целей и формулировка задач исследования;
- ознакомление с возможными методиками исследования и выбор среди них наиболее оптимальных;
- подготовка снаряжения и научного оборудования;
- выбор маршрута проведения исследований;
- апробирование методик работы и, при необходимости, внесение в них корректировок в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями юного исследователя и материально-технической базой [1, с. 5].
34
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
Таблица
Циклограмма работы областного очно-заочного клуба «Эколог» КОСЮН____________________
Сентябрь - Собрание членов клуба: обсуждение итогов летней экспедиции. - Сбор пресс-группы для публикации статьи в газете «Эковестник».
Октябрь - Традиционное собрание членов клуба: встреча учащихся, поступивших в вузы. - Посвящение в экологи обучающихся первого года.
Ноябрь - Подготовка к областному конкурсу юных исследователей окружающей среды и областному конкурсу «Подрост». - Первая сессия клуба (2-3 дня).
Декабрь - Подготовка к областной олимпиаде по экологии. - Новогоднее заседание: интеллектуальные игры для старшеклассников.
Январь - Областная олимпиада по экологии.
Февраль - Подготовка к областной конференции «Шаг в будущее». - Подготовка к Всероссийскому конкурсу юных исследователей окружающей среды. - Собрание: обсуждение летней программы «Молодежь в науке: поиск пути».
Март - Участие в областной конференции «Шаг в будущее». - Участие во всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды.
Апрель - Участие во Всероссийской олимпиаде по экологии. - Вторая сессия клуба (2-3) дня. - Подготовка к Всероссийскому конкурсу «Подрост». - Собрание: обсуждение маршрута предстоящей летней экспедиции.
Май - Полевая школа «Биоиндикационные методики исследования окружающей среды». - Участие во Всероссийском конкурсе «Подрост».
Июнь - Областные конкурсы юных экологов и лесоводов. - Подготовка к экспедиции.
Июль - Экологическая экспедиция школьников области.
Август - Оформление полевого материала: определение видов, оформление коллекций и гербариев. Первичная обработка результатов. - Полевая школа.
Летний период предполагает длительную исследовательскую экспедицию, маршрут которой ежегодно меняется. Экспедиция - это определенная модель организации познавательной деятельности, в которой должен быть реализован следующий перечень задач: дополнить и закрепить знания по различным предметам; развивать исследовательскую компетентность; формировать у школьников образ родного края и чувство любви к Родине; развивать у детей осознание собственной пользы при решении социально значимых научных и практических задач; формировать социальную ответственность и давать знания по проблемам своего края.
Обработка результатов исследований начинается после завершения сбора первичной информации, которая включает в себя: систематизацию и обработку коллекционного материала, образцов и проб, фиксацию цифровых и нецифровых данных в табличной форме, математическую и графическую обработку цифровых данных. Результаты исследовательской работы могут быть оформлены в различном виде: развернутый научный доклад, статья в газету, заявка на грант или итоговая аттестационная работа [2, с. 84].
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
35
Годовая работа объединения отражена в таблице.
Таким образом, в качестве кульминационных точек можно выделить три: осеннюю и весеннюю сессии, проводимые в ноябре и апреле, и июльскую экспедицию школьников по области. Год начинается с подведения итогов летней экспедиции, затем осуществляется представление результатов исследований на региональных и всероссийских мероприятиях, сбор теоретического материала и подготовка к исследованиям. Ежемесячно проводятся консультации по индивидуальным учебно-исследовательским работам: выбор темы и методов исследования, отработка методик, сбор первичной информации, камеральная обработка результатов, оформление работы, подготовка к защите и создание презентации.
Об эффективности реализации программы «Воспитание исследовательского таланта» свидетельствуют следующие факты. Школьники обучающиеся по данной программе являются активными участниками и победителями Всероссийских олимпиад по экологии, биологии, географии, эколого-биологической олимпиады для учащихся УДОД, всероссийских и международных кон-
курсов: «Поможем реке», учащихся по профессиям агропромышленного комплекса, юных экологов и лесоводов, юных исследователей окружающей среды, «Подрост», учебно-исследовательских конференций в вузах, Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», Всероссийских Докучаевских молодежных чтений, Международной научно-практической конференции «Марш парков», Всероссийского слета ученических производственных бригад, Всероссийского форума «Зеленая планета».
Подтверждение успешности реализации программы являются победы юных экологов в соис-
кании грантов губернатора области, Президента Российской Федерации.
Библиографический список
1. АнциферовА.Л., МитрофановР.В. Организация исследования // Организация учебно-исследовательской работы в школе: Метод. рекомендации для учителей и школьников области. - Кострома, 2006. - С. 2-5.
2. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студентов. пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Академия, 2004. - 240 с.
О.О. Колодкина ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЖИВОТНЫХ В ТРУДАХ В.А. ВАГНЕРА
Владимира Александровича Вагнера (1849-1934) по праву считают основа телем российской зоопсихологии. Его перу принадлежит более 100 работ, в которых рассматриваются проблемы психологии животных и человека, поднимаются вопросы о моменте возникновения психических способностей в процессе эволюции и их развитии, о сходстве и различии психических способностей животных разных групп и человека. «Биологические основания сравнительной психологии» (1913), «Этюды по сравнительной психологии» (1924-1929), «Психологические типы и коллективная психология» (1929) являются яркими примерами приложения эволюционной теории к рассмотрению психических способностей. К сожалению, длительное время имя Вагнера было практически забыто. Только в последние годы работы этого ученого снова стали переиздаваться.
Распространение эволюционных воззрений среди ученых в конце XIX - начале XX в. не могло не привести к попыткам найти общие черты в психике человека и животных. Сам Ч. Дарвин [4] указывал на общность не только морфологических, но и психических признаков у обезьян и человека. При этом он был склонен преувеличивать разумные способности обезьян, чем дал повод к развитию антропоморфных взглядов на психику животных.
Критикуя позицию Ч. Дарвина [4], Д. Ромен-са [11] и их последователей, В. Вагнер соглашался
с их мнением о единстве и естественности происхождения психики животных. Но при этом справедливо отмечал, что, если до определенной степени измерить психику млекопитающих психикой человека возможно, то для живых организмов, располагающихся на эволюционном дереве значительно ниже, это совершенно неприемлемо. «Единство в психике человека и животных есть, но его тем меньше, а различений тем больше, чем ниже та ступень классификации, на которой данная группа животных помещается; и, наконец, наступает момент, когда ни о каком единстве говорить не приходится, и когда различений оказывается неизмеримо больше, чем сходства, вследствие чего измерение животной психики психикой человеческой оказывается безусловно невозможным» [3, с. 41-42].
За отрицание возможности приложимости метода аналогий для сравнительно-психологических исследований Вагнера упрекал Ю.А. Филип-ченко [14]. Но он, как отмечал А.В. Петровский [10], смешивает понятия «сравнение психики животных и человека» и «аналогии между психикой человека и психикой животных», приписывая Вагнеру элементы субъективизма.
Позицию Ж. Леба [5] и его школы, предлагавших рассматривать психическую жизнь многоклеточных животных с точки зрения жизнедеятельности одноклеточных, Вагнер также подвергал критике. Он указывал на «невозможность ис-
36
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2008
© О.О. Колодкина, 2008