И.Л. Колесникова
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕШКОЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Исаедование природы - познавательная деятельность человека, направленная на раскрытие тайн и загадок окружающего мира с целью использования открытых явлений на блага человечества. Познание природы предполагает присутствия человека, поэтому в этом виде деятельности можно выделить две стороны: объект исследования - это природа, и субъект - это человек, познающий ее. Субъектом можно считать исследователя, первооткрывателя или естествоиспытателя.
Отношение исследователя к природе — это познавательное отношение, которое в современном обществе реализуется ь форме естественных наук. Изучая природу, человек взаимодействует с ней, благодаря чему происходит усвоение и воспроизводство культурных ценностей и социальных норм, саморазвитие и самореализация человека в обществе. Поэтому исследование природы можно рассматривать как фактор воспитания личности.
В настоящее время внешкольные объединения юных натуралистов представляют широкую сеть учреждений дополнительного образования, где осуществляется процесс воспитания подростков по нескольким направлениям, которые можно свести к четырем:
— изучение природы - воспитание исследователя;
— преобразование природы - воспитание труженика сельского хозяйства;
— созерцание природы — духовно-эстетическое воспитание школьников;
— преодоление себя и природной среды -воспитание туриста.
Рассмотрим каждое из четырех направлений жизнедеятельности более подробно.
Для жизнедеятельности внешкольных объединений юных натуралистов характерно разделение всего времени на два сезона: зимний и летний. В зимний период (с октября по апрель) в деятельности объединения преобладает подготовительная направленность к летнему периоду, подготовка и участие в различного рода конференциях, олимпиадах, конкурсах. Подготовительный период предполагает следующие этапы исследования:
— выбор направления и темы исследования;
— ознакомление с научной проблемой и с объектом исследования по литературным источникам;
— постановка целей и формулировка задач
исследования;
- ознакомление с возможными методиками исследования и выбор среди них наиболее оптимальных;
- подготовка снаряжения и научного оборудования;
- выбор маршрута проведения исследований;
- апробирование методик работы и, при необходимости, внесение в них корректировок.
Летний период может предполагать как отдельные полевые выходы, так и длительные исследовательские экспедиции. Экспедиция - это определенная модель организации познавательной деятельности, в которой должен быть реализован следующий перечень задач: дополнить и закрепить знания по различным предметам; развивать исследовательскую компетентность; формировать у школьников образ родного края и чувство любви к Родине; развивать у детей осознание собственной пользы при решении социально значимых научных и практических задач; формировать социальную ответственность и давать знания по проблемам своего края.
Обработка результатов исследований начинается после завершения сбора первичной информации, которая включает в себя: систематизацию и обработку коллекционного материала, образцов и проб, фиксацию цифровых и нецифровых данных в табличной форме, математическую и графическую обработку данных. Результаты исследовательской работы мо1ут быть оформлены
© И.А. Колесникова, 2008
131
в различном виде: развернутый научный доклад, статья в газету, заявка на грант или итоговая аттестационная работа [1, с. 5-7].
Таким образом, в учреждения дополнительного образования осуществляется процесс воспитания школьника не просто познающего природу, а юного исследователя, способного увидеть новые грани обыденных явлений и фактов, раздвинуть привычные рубежи человеческих знаний, преобразовывающего окружающий мир.
Окружающий мир можно не только исследовать, но и преобразовывать, поэтому в качестве второго направления жизнедеятельности внешкольных объединений юных натуралистов следует выделить сельскохозяйственную деятельность, то есть преобразование природы с целью возделывания агрокультур и разведение сельскохозяйственных животных.
Развитие внешкольных объединений юных натуралистов в нашей стране в свое время было обусловлено необходимостью подготовки кадров для сельскохозяйственного производства. Объединения натуралистического профиля воплощали в жизнь идею воспитания грамотных работников сельского хозяйства, способных использовагь природные богатства для блага трудящихся, процветания государства. Как одна из форм трудового воспитания в начале 50-х годов возникли ученические трудовые бригады, которые выращивали сельскохозяйственные культуры, ухаживали за скотом, проводили мероприятия по охране лесов и их восстановлению.
В последние десятилетия XX века в массовой практике социального воспитания количество трудовых объединений значительно сократилось, однако остальные воспитательные институты не смогли реализовать в полной мере социальнопедагогические функции ученических производ-сгвенных бригад, школьных лесничеств, трудовых отрядов. Поэтому с конца 90-х во многих регионах России началось возрождение практики воспитания школьников в трудовых объединениях.
Трудовые объединения школьников решают комплекс социально-педагогических задач, связанных, с освоением учащимися ценностей в сфере экономических отношений, профессиональным самоопределением, овладением способами решения производственных задач, включением в трудовую деятельность и отношения со взрослыми и сверстниками, возникающими в этой деятельности, установление социального
контроля над несовершеннолетними, обеспечение их законными способами заработка.
В условиях воспитания труженика сельского хозяйства можно выделить специфические черты учебно-трудовой деятельности. Предметами труда являются земля, рас тения, живогные со своими видовыми особенностями. Процесс труда включает определенное отношение человека к природе: преобразуя внешнюю природу, человек вместе с тем преобразует и свою собственную [2, с. 14-20].
Таким образом, трудовое воспитание можно определигь как специально организованный процесс освоения воспитанником мотивов и ценностей труда, воспитание потребности в деятельности.
От природы можно брать не только материальные блага, но и духовные. Художественно-образное восприятие мира является третьим направлением жизнедеятельност и внешкольных объединений юных натуралистов, то есть общение с природой носит созерцательно-эстетический характер.
Вся духовная жизнь человечества связана с природой. Именно она в первую очередь формировала комплекс морально-нравственных ценностей. Так как в основе существования природных объектов и явлений лежит всеобщий принцип естественной гармонии, то в процессе экологического воспитания необходимо целенаправленно способствовать формированию и развитию эстетического отношения, которое первоначально заложено в сознании каждого человека. Процессу организации эстетико-экологического взаимодействия человека с природой может способствовать сама природа, как первооснова всякой красоты.
Таким образом, использование взаимодействия с природой в социальном воспитании целесообразно осуществлять через эстетико-экологическую деятельность в ней, общение с ней. Через взаимодействие с природой передается опыт, информация от поколения к поколению чему способствует осуществление преемственности поколений: конкретное экологически обоснованное поведение в природе, с одной стороны, и подражание этому поведению - с другой. У ребенка усвоение любого опыта и овладение им, включая опыт эстетико-экологического взаимодействия с природой, всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельно-
132
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
сти. Таким образом, взаимодействие с природой служит способом освоения культурного наследия предшествующих поколений [3, с. 14-16].
Четвертым направлением жизнедеятельности объединений юных натуралистов является - взаимодействие человека с природой и с собой -туризм, который можно рассматривать как преодоление себя в ходе преодоления природных условий в походах, экспедициях. В этом направлении также как и в исследовании природы, подразумевается два сезона. Зимний период предполагает подготовку к летнему сезону: работа в архивах, библиотеках, разработка исследовательского инструментария. Летний сезон - это время походов - специально организованных передвижений с остановками на определенное расстояние. Поход обладает рядом воспитательных возможностей: улучшение межличностных отношений, формирование нравственных качеств (ответственность, взаимопомощь, способность к саморегуляции), расширение кругозора участников, формирование ценностного отношения к природе и историческому наследию.
Туристско-краеведческая деятельность, как ни одна другая позволяет реализовывать в полном объеме региональный компонент. Она дает определённую сумму знаний о родном крае и позволяет, на примерах истории «малой родины», формировать и развивать у подрастающего поколения России чувства патриотизма и гражданственности.
Выполняя краеведческие задания, проводя поисковую работу в походах, экспедициях, ребенок не просто пополняет свои знания, а включа-
ется через общение с другими людьми в сложный мир человеческих отношений, выполняет различные социальные роли, и чем богаче мир, окружающий ребенка, тем богаче и разнообразнее его личность. Туризм и краеведение являются важным фактором в деле воспитания подрастающего поколения, формирования всесторонне развитой личности [4, с. 83-85].
Библиографический список
1. Анциферов А.Л., Митрофанов Р.В. Организация исследования // Организация учебноисследовательской работы в школе: Метод, рекомендации для учителей и школьников области. — Кострома, 2006. - С. 2 -15 (ГОУДОД Областная станция юных натуралистов).
2. Ручко О.Л. Социально-педагогические ус-
ловия воспитания школьников в трудовых объединениях: Автореф. дие__канд. пед. наук. - Кос-
тромской государственный университет имени Н.А. Некрасова.-Кострома, 2004.-23 с.
3. Сорока Э.Ю. Организация взаимодействия с природой в процессе социального воспитания сельских подростков: Автореф. дис канд. пед. наук.-Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова. - Кострома, 2001. -19 с.
4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студентов, пед. вузов / Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. -240 с.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинегика, № 2, 2008
133