Научная статья на тему 'Опыт внедрения системы менеджмента качества в сфере высшего медицинского образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА'

Опыт внедрения системы менеджмента качества в сфере высшего медицинского образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER MEDICAL VOCATIONAL TRAINING / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / EDUCATIONAL SERVICES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С., Наконечный Д.А.

Представлены особенности внедрения системы менеджмента качества образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С., Наконечный Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER MEDICAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF DENTISTRY OF THE SSMA

The features of the implementation of the quality management system of education at the Department of Dentistry of the SSMA are revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения системы менеджмента качества в сфере высшего медицинского образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА»

УДК 61(071.1):616.31

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СГМА

ЛевченковаН.С., Николаев А.И., НестероваМ.М., Орехова Н.С., Наконечный Д.А., Николаев Д.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Представлены особенности внедрения системы менеджмента качества образования на кафедре терапевтической стоматологии СГМА.

Ключевые слова: высшее медицинское профессиональное образование, система менеджмента качества, образовательные услуги, образовательные стандарты

EXPERIENCE OF IMPLEMENTING SYSTEMS OF QUALITY MANAGEMENT IN HIGHER MEDICAL EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF DENTISTRY OF THE SSMA

Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Nesterova M.M., Orehova N.S., Nakonechnyiy D.A., Nikolaev D.A.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The features of the implementation of the quality management system of education at the Department of Dentistry of the SSMA are revealed in the article.

Keywords: higher medical vocational training, quality management system, educational services, educational standards

структурном подразделении с целью организации систематической деятельности по обеспечению непрерывного повышения качества образовательных услуг, предоставляемых СГМА, в 2009 году были назначены уполномоченные по качеству. Основная цель их работы - координировать деятельность и обеспечить плодотворное взаимодействие сотрудников для совершенствования качества образования на уровне структурного подразделения [2, 7]. Для выполнения этой цели необходимо осуществлять планирование, выполнение, учет и анализ результатов деятельности в области качества на кафедре, кроме того, взаимодействовать с руководителем подразделения, членами Совета по качеству, сотрудниками отдела качества образования, деканата, уполномоченными по качеству других подразделений СГМА.В 2011 г. была сформирована и обучена группа ведущих аудиторов представителем ЗАО «Мооди Интернэшнл» из числа сотрудников СГМА. В

Введение

Система менеджмента качества образования (СМК) направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества по предоставлению образовательных услуг для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований потребителей и других заинтересованных сторон [4]. Направления развития системы менеджмента качества установлены в Политике и целях в области качества в структурном подразделении.

Целью нашей работы явилось внедрение мероприятий по развитию системы менеджмента качества в образовательный процесс, оценка результативности и составление рекомендаций по улучшению СМК на кафедре терапевтической стоматологии.

Методика

Система менеджмента качества СГМА ориентируется на требования международного стандарта ISO 9001:2008. В каждом

составе обучающихся была уполномоченная кафедры терапевтической стоматологии доцент Н.С. Левченкова. Знания, полученные на курсах ведущих аудиторов, помогли активно и более эффективно применить процессный подход внедрения СМК на кафедре.

Модель процесса представляет собой цепочку действий PDCA (Plan-Do-Check-Ас): постановка целей (планирование); деятельность (выполнение плана); контроль (сравнение фактических результатов с планируемыми или поставленными целями); принятие соответствующих корректирующих мер и/или постановка новых целей.

Для измерения достижений поставленных целей и улучшения деятельности СМК на кафедре проводились самооценка и внутренние аудиты [1, 8].

Результаты исследования

Оценивая деятельность кафедры терапевтической стоматологии по развитию СМК в структурном подразделении в 2011 г., был составлен первый SWOT-анализ, в котором нашли отражение сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы по качеству предоставляемых образовательных услуг. Был принят план мероприятий по коррекции и предупреждению негативных тенденций в развитии кафедры терапевтической стоматологии.

В мае 2012 г. после проведения первого внутреннего аудита образовательной деятельности было выставлено критическое несоответствие по вопросу достаточности помещений на кафедре. Благодаря своевременной поддержке руководства академии, кафедре была выделена дополнительная учебная комната, где в настоящее время проводятся занятия симуляционных курсов со студентами 5 курса. В связи с модернизацией материально-технической базы си-муляционного учебного процесса, на кафедре взят курс на внедрение новых образовательных возможностей: преподавание цикла «Эстетическая реставрация зубов», «Современные методы эндодонтического лечения», «Профилактика стоматологических заболеваний у взрослых пациентов», использование единого информационного образовательного пространства вуза, чтение лекций приглашенными профессорами

ведущих российских и зарубежных университетов и научно-образовательных центров. На кафедре разработаны, изданы и внедрены в учебный процесс учебно-методические материалы нового поколения. На уровне заведующего кафедрой предприняты необходимые усилия, направленные на создание управляемых условий проведения учебного процесса, отвечающих требованиям Государственного образовательного стандарта (ГОС) и ФГОС, разработку и постоянное обновление учебно-методической документации, поддержание и развитие учебно-материальной базы, контроль и управление соответствующими параметрами процессов и квалификационными характеристиками преподавателей, создание системы коррекции и поддержания стабильности учебного процесса, мониторинг качества обучения, повышения эффективности связей с потребителями. С целью получения информации от потребителей о качестве подготовки выпускников, образовательных услуг и научных разработок ведется периодический мониторинг через опросы и анкетирование работодателей и студентов. Проводимый ежегодно анализ результативности СМК дает руководству кафедры объективную информацию о качестве функционирования всех процессов в отдельности и работы СМК в целом. Вся получаемая первичная и вторичная информация постоянно анализируется руководством кафедры и используется для формирования политики и целей в области качества на будущие периоды времени[3]. Стимулирование сотрудников к повышению качества их деятельности в научной, образовательной и лечебной сферах осуществляется за счет повышения квалификации в ведущих учебных центрах РФ и за рубежом.

Обсуждение результатов

Внедрение системы менеджмента качества [5, 6], находящейся в тесном взаимодействии с другими системами в рамках деятельности вуза (педагогической, методологической, организационной, экономической и др.), создает предпосылки для эффективного развития научно-образовательного потенциала кафедры и повышения конкурентоспособности вуза. Считаем

уместным напомнить принципы совершенствования качества, сформулированные У.

Демингом [4]:

1. Соблюдайте постоянство целей.

2. Примите новую философию: откажитесь от низкого качества во всем.

3. Откажитесь от повсеместного контроля.

4. Откажитесь от партнерства, основанного только на цене продукции; установите долгосрочные партнерские отношения; уменьшите количество поставщиков.

5. Постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания.

6. Практикуйте в организации наставничество и обучение.

7. Внедряйте современные методы руководства: функции управления должны смещаться от контроля количественных показателей к качественным.

8. Устраните страх: способствуйте тому, чтобы сотрудники высказывались открыто.

9. Устраните барьеры между подразделениями и сотрудниками организации.

10. Откажитесь от лозунгов, транспарантов и наставлений для рабочих.

11. Откажитесь от количественных оценок работы.

12. Поддерживайте чувство профессиональной гордости в сотрудниках.

13. Внедрите в организации систему образования и самосовершенствования сотрудников.

14. Добейтесь приверженности руководства организации идее качества.

Вместе с тем, объективно оценивая путь,

пройденный нашей кафедрой по внедрению

системы менеджмента качества, следует выделить следующие проблемы:

- сложность оценки совокупности знаний, навыков и умений обучающихся;

- необходимость контроля не только объема знаний, но и степени формирования клинического мышления;

- специфика медицинского образования, определяющая невозможность адаптации ряда международных стандартов и подходов, диктуемых рынком образовательных услуг.

Выводы

Функционирование СМК по требованиям ISO 9001:2008 позволило кафедре занять лидирующие позиции в академии по многим направлениям деятельности и повысить свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. В настоящее время поднялся средний балл успеваемости студентов по кафедре, сотрудники кафедры прошли ряд повышений медицинской (стоматологической) квалификации на специальных курсах, мастер-классах, научно-практических симпозиумах и конференциях, студенты-кружковцы приняли участие в олимпиадах, выступали с докладами на конференциях.

Наш опыт внедрения СМК в структурном подразделении показывает повышение конкурентоспособности выпускающих кафедр и академии в целом на рынке образовательных услуг, демонстрирует, что СМК

- это не формальные принципы, а действенный инструмент эффективного менеджмента в обеспечении качественного образования, направленный на реализацию миссии СГМА и политики нашего вуза в области качества.

Литература

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст]. Введ. 2001-08-31. - М: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 25 с.

2. Академический инновационный университет [Текст] / Г.А. Месяц, Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович [и др.] // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 7. - С. 12-21.

3. Гребнев, Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения [Текст] / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004. - № 1. - С. 3643.

4. Деминг, Э.В. Выход из кризиса [Текст] / Э.В. Деминг. - Тверь: Альба, 1994. - 498 с.

5. Дианова, В.Ю. Формирование системы менеджмента качества в вузе [Текст]/ В.Ю. Диа-нова // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 11 - С. 105-107.

6. Левшина В.В. Оценка результативности системы менеджмента качества образовательной организации [Текст] / В.В. Левшина, В.В. Шимохина // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 23. - С. 18-24.

7. Менеджмент качества в вузе [Текст] / Под ред. Ю.П. Похолкова, А.И. Чучалина. - Томск: Изд. ТПУ, 2014. - 251 с.

8. Опыт внедрения системы менеджмента качества в медицинском вузе [Текст] / И.П. Ар-тюхов, П.А. Самотесов, С.Ю. Никулина [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2009. - № 3 - С. 138-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.