Научная статья на тему 'Опыт внедрения принципов Болонской декларации в последипломное медицинское образование в Украине'

Опыт внедрения принципов Болонской декларации в последипломное медицинское образование в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт внедрения принципов Болонской декларации в последипломное медицинское образование в Украине»

ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ПРИНЦИПОВ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ

Москаленко В.Ф., Яворовский А.П., Свинцицкий А.С.

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца, Киев, Украина

«Во врачебном искусстве нет врачей, окончивших свою науку»

М.Я. Мудров

Стратегической целью развития системы образования в Украине является формирование единственного европейского образовательного и научного пространства. В государстве реализуется программа внедрения в высших медицинских учебных заведениях принципов Болонской декларации.

16-19.05.2007 г. в Лондоне принято конвенцию государств-участниц Болонского процесса, в которой положительно оценена деятельность университетов Европы по внедрению ECTS и подтверждено, что в 2010 г. будет создано европейское пространство высшего образования.

Реализация положений Болонской декларации требует активного участия в этом процессе всех высших, в том числе и медицинских, учебных заведений Украины.

В соответствии с требованиями Европейских и Международных стандартов, Всемирной Федерации Медицинского Образования (ВФМО), качественной реорганизации в первую очередь требуют последипломное медицинское образование и организация здравоохранения в Украине, потому что только при условии согласованных изменений в этих сферах можно заложить основы улучшения оказания медицинской помощи населению с приближением ее качества к международным стандартам.

В Национальном медицинском университете имени А.А. Богомольца проведена значительная работа относительно разработки научно-методического и нормативного обеспечения внедрения «Концепции реформирования системы последипломного образования врачей в Украине» в контексте требований Болонского процесса с учетом национального опыта подготовки врачей, современных проблем и особенностей системы здравоохранения в Украине, потребностей практического здравоохранения в кадровом обеспечении. При этом приоритетным мы видим решение следующих вопросов:

- определение и прорабатывание модели специалиста европейского образовательного пространства, адаптированной к требованиям отечественной системы здравоохранения;

- внедрение четко структурированной системы здравоохранения с расширением сектора общей практики / семейной медицины;

- увеличение подготовки врачей, которые оказывают первичную медицинскую помощь, как наиболее эффективную, что обеспечит равновесие между вторичной и третичной медицинской помощью;

- гармоничное включение последипломной подготовки врачей в целостную систему последипломного медицинского образования в соответствии с системой европейских и международных тенденций и стандартов, основанных на принципах доказательной медицины;

- соблюдение основных принципов последипломного медицинского образования (непрерывность и ступенчатость в зависимости от квалификации, подготовка высококвалифицированных врачей широкого профиля с углубленными знаниями определенного направления медицины, динамический характер учебы и профессиональной подготовки, открытость системы медицинского образования);

- обеспечение объективного контроля уровня качества подготовки специалистов с помощью стандартизированных методик определения соответствия достигнутого уровня знаний и навыков требованиям образовательно-квалификационной и квалификационной характеристик.

В Украине осуществляются системные мероприятия по переходу системы подготовки врачей на Европейские стандарты. Создана Концепция медицинского образования в соответствии с требованиями ВФМО и основных положений Болонской декларации, что позволит существенно поднять качество подготовки студентов и врачей и улучшить уровень предоставления квалифицированной медицинской помощи населению. Сроки внедрения новой системы подготовки врачей гармонизированные с общепринятыми в Европейском Союзе до 2010 года. В настоящее время, в соответствии с кадровыми потребностями отрасли и Директивой Европейского Парламента и Совета от 7.09.2005 2005/36/ЕС, перечень специальностей в интернатуре увеличен до 32-х, а сроки подготовки врачей в интернатуре по терапевтическим и хирургическим специальностям в соответствии с международным опытом увеличены до двух-трех лет.

Отмеченные изменения в отечественном высшем медицинском образовании и кадровой политике, которые проводятся эволюционно и с учетом национальных традиций и общественного мнения, были одобрены на Семинаре по вопросам использования инструментов и методик для оценки кадровых ресурсов и формирования кадровой политики в здравоохранении, проводимом в Украине Европейским Региональным бюро ВОЗ с 29.11.2006 по 1.12.2006 на базе Национального медицинского университета, который решением МЗ Украины определен базовым по внедрению Болонского процесса и вхождением Украины в общеевропейское образовательное пространство. Важным шагом по реформированию последипломного медицинского образования станет не только проведенная модернизация интернатуры и расширение к стандартам ЕС перечня врачебных специальностей, но и внедрение в последующем резидентуры и системы непрерывного

профессионального развития врачей; внедрение кредитно-модульной системы учебы во время подготовки врачей в интернатуре, прохождения предаттестационных циклов и курсов повышения квалификации. Несмотря на интенсивную работу по внедрению Болонской декларации, ряд проблемных вопросов нуждаются в более тщательном прорабатывании.

В настоящее время определяются противоречия между ростом загруженности преподавателей, значительным объемом расходов учебного времени на оценивание, качеством самостоятельной работы студентов и врачей-интернов и недостаточным финансированием высшей медицинской школы и, как следствие, сложностями в материально-технической оснастке высших учебных заведений и низким уровнем оплаты труда преподавателей. Следует отметить, что в высших медицинских учебных заведениях Украины работает 23,8% преподавателей пенсионного возраста, при этом пенсионный возраст имеют также 44,6% заведующих кафедрами. Это создает определенные трудности относительно внедрения принципов Болонской декларации в практическую образовательную деятельность высших медицинских учебных заведений, связанные с возрастными, психологическим и другими факторами.

Неотложным является вопрос обеспечения врачей-интернов учебниками и учебными пособиями, которые должны отвечать международному опыту кредитно-модульной организации учебного процесса. Актуальным является вопрос организации подготовки и переподготовки преподавателей к введению кредитно-модульной системы в интернатуре.

Значительные трудности в реализации образовательных инноваций вызывает отсутствие необходимого финансирования со стороны государства высших медицинских учебных заведений и заведений последипломного образования относительно внедрения определенных действующим законодательством соотношений преподаватель-студент (врач-интерн) до 1:6 (4).

Процесс внедрения лицензирования и сертификации специалистов связан с разработкой и внедрением отраслевых стандартов высшего образования (а в дальнейшем и последипломного образования) и является этапом создания системы государственного управления качеством образования. Он предусматривает определение требований к специалисту и содержанию его подготовки, применение стандартизированного внешнего оценивания уровня профессиональной компетентности специалиста. Система государственных стандартов, с одной стороны, четко регламентирует требования к качеству подготовки специалиста, а с другой, определяет нормативный объем содержания подготовки врача-специалиста и требования к средствам определения качества высшего образования.

С целью внешнего оценивания знаний студентов и врачей-интернов для управления качеством медицинского образования МЗ Украины впервые среди стран Восточной Европы внедрило европейскую систему лицензионных интегрированных экзаменов "Крок-1", "Крок-2", "Крок-3", независимых от высших учебных заведений. С 2005 года она уже полностью реализована в подготовке специалистов направления "Медицина" по специальностям "лечебное дело", "педиатрия", "медико-профилактическое дело" и "стоматология".

Лицензионные экзамены проводятся государственными экзаменационными (квалификационными) комиссиями в высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования, которые готовят специалистов по направлениям «Медицина» и «Фармация», за едиными для всей страны закрытыми тестами и единой методикой, с централизованной проверкой результатов. Они проводятся в одно время во всех ВУЗах страны, а их результаты оцениваются в Центре тестирования МЗ Украины. Новая прогрессивная система объективной оценки уровня знаний медиков в Украине получила высокие оценки Всемирной и Европейской ассоциаций медицинского образования.

Евроинтеграционные процессы относительно приближения содержания, формы, организации учебного процесса, требований к качеству подготовки медицинских кадров способствовали увеличению количества граждан иностранных государств, которые сегодня обучаются по направлению подготовки "Медицина" в Украине. За последние 5 лет количество таких студентов увеличилось в два раза и составляет 13,5 тыс. лиц из 98 стран мира. Это свидетельствует о позитивных сдвигах относительно поднятия престижа украинского медицинского образования в мире.

Особенное значение приобретает вопрос информационной децентрализации образования, особенно последипломного, что способствует актуальному решению проблем обеспечения социального равенства, а именно создание равных возможностей получения медицинской помощи, медицинского образования независимо от места жительства, состояния здоровья и социального статуса.

Таким образом, реформирование высшего медицинского образования, которое проводится в Украине на принципах Болонского процесса, направлено прежде всего на повышение качества образовательной и научной деятельности высших учебных заведений, обеспечение системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами, что с учетом специфики и традиций национальной образовательной системы будет способствовать дальнейшему повышению уровня подготовки врачей, совершенствованию форм и методов учебного процесса, служить развитию личности, ее общественному и культурному становлению, что составляет основу для значительного повышения уровня оказания медицинской помощи населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.