Научная статья на тему 'Роль дидактических и организационных принципов в усовершенствовании подготовки врачей в интернатуре'

Роль дидактических и организационных принципов в усовершенствовании подготовки врачей в интернатуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDICAL EDUCATION / INTERNSHIP / DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москаленко В. Ф., Яворовский А. П., Свинцицкий А. С., Цехмистер Я. В.

Didactic principles of training in internship create a single holistic approach to physicians’ training, which allows to make professionals, who will be competitive on European and world labor markets.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL PRINCIPLES IN IMPROVEMENT OF PHYSICIANS’ TRAINING IN INTERNSHIP

Didactic principles of training in internship create a single holistic approach to physicians’ training, which allows to make professionals, who will be competitive on European and world labor markets.

Текст научной работы на тему «Роль дидактических и организационных принципов в усовершенствовании подготовки врачей в интернатуре»

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ В ИНТЕРНАТУРЕ

Москаленко В.Ф., Яворовский А.П., Свинцицкий А.С., Цехмистер Я.В.

Национальный мед. университет имени А.А.Богомольца, г. Киев, Украина

Первым и важнейшим этапом в последипломной профессиональной подготовке врача является интернатура, цель которой заключается в улучшении практической подготовки выпускников медицинских университетов, повышении их профессионального уровня и подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности по основным медицинским специальностям. При этом усваиваются как отдельные профессиональные навыки, так и понимание болезни в контексте целостного организма больного -формирование клинического мышления, которое по сути представляет собой способность экстраполировать теоретические знания и разрозненные симптомы, обнаруженные у больного, в конкретную диагностическую концепцию.

В Национальном медицинском университете имени А.А.Богомольца значительное внимание уделяется использованию современных дидактических и организационных принципов и внедрению в учебный процесс инновационных образовательных технологий в целях совершенствования качества подготовки врачей-интернов.

Обучение - двусторонний процесс, осуществляемый преподавателем и интернами в их взаимодействии, когда последние усваивают знания, умения, навыки и средства познавательной деятельности. В процессе обучения реализуются цели образования, под которыми понимается процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, интеллектуальное развитие обучающихся. Среди главных дидактических и организационных принципов, используемых при подготовке врачей-интернов в университете, следует выделить следующие.

Принцип профессиональной компетентности осуществляется благодаря обучению врачей-интернов на новейших научных достижениях клинических баз университета, научноисследовательских институтов системы НАМН Украины и ведомственных лечебнопрофилактических учреждений. С врачами-интернами работают опытные преподаватели -преимущественно профессора и доценты, которые имеют высшую или первую квалификационную категорию и постоянно совершенствуют свою профессиональную компетентность в специализированных научно-исследовательских институтах Киева и других лечебных учреждениях в Украине, странах ближнего и дальнего зарубежья. Принцип научности обеспечивается путем использования в учебном процессе новейших организационных, методологических и лечебно-диагностических технологий, разработанных на кафедрах университета и других научных учреждениях. Ежегодно Ученый совет университета по представлению кафедр рекомендует для обучения в клинической ординатуре лучших выпускников интернатуры.

Принцип наглядности и пациент-ориентированного обучения с максимальным привлечением врачей-интернов к работе у постели больного, дежурств, участия в

клинических разборах больных, клинических обходах, клинических консультациях, клинических конференциях и т.п., а также с использованием традиционных средств обучения (атласы, учебники, пособия со схемами и рисунками, таблицы, муляжи, тренажеры и т.д.) и современных - мультимедийных презентаций лекций и материала, выносимого на семинарские занятия, видеофильмов и других видеоматериалов для рационального и интенсивного процесса формирования знаний, умений и навыков у врачей-интернов.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывного профессионального развития врача, где интернатура, как первичная специализация, является первым шагом врачей в их становлении как специалистов, фундаментом «lifelong learning - обучение через всю жизнь» с акцентом на гуманистический характер и демократизации образования.

Принцип соблюдения в учебной программе действующих требований, характерных учебных планов и программ специализации (интернатуры) выпускников высших медицинских учебных заведений III-IV уровней аккредитации. Нынешний насыщенный информационный поток нуждается в обновлении учебных программ, по крайней мере, каждые 3 года, поскольку за 3-4 года происходит удвоение научной информации. Именно от степени информированности преподавателя во многом зависит уровень подготовки молодых врачей.

Принцип межкафедральной интеграции клинических и теоретических кафедр. Так, систематически проводятся межкафедральные конференции для врачей (провизоров) -интернов по вопросам клинической фармакологии в современной неонатологии, педиатрии и внутренней медицины, читаются межкафедральные лекции для врачей-интернов.

Принцип межвузовской интеграции, открытости подготовки медицинских специалистов, что способствует взаимному заимствованию всего прогрессивного в современной науке и практике. В частности, созданы межвузовский учебник «Внутренняя медицина» (совместно со специалистами ХНМУ и НИИ пульмонологии и фтизиатрии), пособия для врачей-интернов по неотложным состояниям у детей (совместно с ХМАПО) и биоэтики (совместно с ДНМУ им. М. Г орького) и другие .

Принцип мировой и евроинтеграции последипломного обучения по стандартам Всемирной федерации медицинского образования: широкое привлечение зарубежных профессиональных источников в процесс обучения (мировые руководства по педиатрии и неонатологии для врачей, в частности Nelson Textbook of Pediatrics, Avery's Neonatology и проч.; Диагностические стандарты ACR и EULAR в ревматологии и др.).

Принцип глубокой интеграции с учреждениями здравоохранения (объединение усилий без объединения вкладов), координация работы руководителя на базе стажировки и ответственного за работу с интернами на кафедре. Так, на кафедре эпидемиологии в процессе подготовки врачей соответствующего профиля используются компьютерные программы, которые используются в работе СЭС и позволяют осуществлять эпиднадсмотр за инфекционными заболеваниями и вакцинопрофилактикой.

Принцип информатизации с использованием современных источников (интернет-технологии, электронные источники информации). В контексте внедрения Болонского процесса в последипломное медицинское образование, особенно во время заочного цикла интернатуры на базе стажировки, большое значение приобретает дистанционное обучение как удачное сочетание хорошо известной формы заочного обучения с использованием современной техники и технологий организации учебного процесса.

Принцип интенсификации обучения с привлечением новейших методов и форм (круглые столы, мастер-классы, ситуационные задачи, дискуссии не только "преподаватель-интерн", но и "интерн-интерн"), что способствует формированию врача-специалиста, который в условиях дефицита времени сможет найти оптимальное решение тяжелой стандартной и нестандартной ситуации.

Принцип сознательности, самостоятельности и активности с интенсификацией самостоятельной работы врачей-интернов, отработка практических навыков на тренажерах и муляжах. Врачи-интерны активно участвуют в научно-практической работе и подготовке выступлений по конкретным темам на кафедральных научно-практических конференциях, семинарах с использованием мультимедийных презентаций, в самостоятельной работе с больными в палатах на втором году обучения, когда врач-интерн учится самостоятельно решать диагностические вопросы, несет ответственность за свои действия, сам контролирует на практике глубину своих знаний, стремится к постоянному их усовершенствованию и углублению. Активные методы позволяют формировать у специалистов не только профессиональные, но и коммуникативные качества.

Принцип проблемно-ориентированного и профилактического направления в медицине с акцентом на наиболее распространенные и социально значимые проблемы, на важность вопросов иммунопрофилактики инфекционных болезней. Принцип сочетания теории и практики в работе с врачами-интернами с акцентом на реальное, практическое применение полученных знаний, навыков и профессиональных умений, поскольку основным свойством сознательного знания есть не только понимание, но и использование знаний на практике.

Принцип индивидуализации процесса обучения в работе с врачами-интернами. В современных благоприятных условий проведения интернатуры (работа в малых группах, 2-3-летний срок обучения) появляется больше возможностей индивидуализации обучения. Принцип формирования общечеловеческих ценностей, морально-этической и правовой культуры, соблюдения требований медицинской этики и деонтологии, внедрение Этического кодекса врача Украины. Воспитание врачей-интернов должно базироваться на принципах гуманного отношения к больному, формирование у них чувства доброты, уважения к пациенту и способности к морально-деонтологической оценки своей собственной деятельности.

Принцип обеспечения объективного контроля уровня качества подготовки специалистов с помощью стандартизированных методик определения соответствия достигнутого в результате реализации образовательно-профессиональной программы уровня знаний и навыков требованиям действующей образовательно-квалификационной характеристики. С

целью внешней оценки знаний врачей-интернов для управления качеством последипломного медицинского образования МЗ Украины впервые среди медицинских учебных заведений стран Восточной Европы ввело Европейскую систему лицензионного интегрированного экзамена "Шаг-3", независимого от учебных заведений.

Принцип обратной связи, в частности анкетирования врачей-интернов по учебному процессу для анализа и дальнейшего его совершенствования.

Таким образом, дидактические принципы обучения в интернатуре создают единый целостный подход к подготовке врачей-интернов, что позволяет готовить специалистов, конкурентоспособных на европейском и мировом рынках труда.

ROLE OF DIDACTIC AND ORGANIZATIONAL PRINCIPLES IN IMPROVEMENT OF PHYSICIANS’ TRAINING IN INTERNSHIP

V.F.Moskalenko, A.P.Yavorovskyi, A.S.Svintsitskyi, Ya.V.Tsekhmister

National O.O.Bohomolets Medical University, Kyiv, Ukraine

Summary. Didactic principles of training in internship create a single holistic approach to physicians’ training, which allows to make professionals, who will be competitive on European and world labor markets.

Keywords: medical education, internship, didactic and organizational principles

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.