Научная статья на тему 'Окно в европейское образование'

Окно в европейское образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
696
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Марина, Филиппова Ирина

Процессы объединения, происходящие на континенте, затронули высшее образование и реализовались подписанием министрами образования европейских стран Болонской конвенции. Положения, заявленные в конвенции, вызывают сомнения, споры и вопросы, которые пока не находят однозначного решения. В то же время актуальность проблемы уровня и качества подготовки в европейских медицинских вузах сохраняется. И, судя по всему, процесс интеграции опыта обучения медиков в различных странах Европы в единое образовательное пространство займет не один год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Окно в европейское образование»

6

главная тема

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС]

^ В РАЗДЕЛЕ

ПРИСОЕДИНЕНИЕ К БОЛОНСКОМУ П"1 ОЦЕССУ ДАСТ ВОЗМОЖНОСТЬ ИНТЕГ-Р„1 РОВАТЬСЯ В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЕШИТЬ ВОПРОС ЮРИДИЧЕСКИ ГО ПРИЗНАНИЯ РОССИЙСКИХ ДИПЛОМОВ ■ В КИРГИЗСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ СОЗДАНЫ УЧЕБНЫЕ П АНЫ, АДАПТИРОВАННЫЕ К ЕВРОПЕЙСКИМ СТАНДАРТАМ ■ СПЕЦИАЛЬНА» СТЬ «ФАРМАЦИЯ» МОЖЕТ БЫТЬ ВКЛЮЧЕНА В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Марина ЛУКЬЯНОВА, Ирина ФИЛИППОВА, «Ремедиум»

ОКНО В ЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Процессы объединения, происходящие на континенте, затронули высшее образование и реализовались подписанием министрами образования европейских стран Болонской конвенции. Некоторые положения, заявленные в конвенции, до сих пор вызывают сомнения, споры и вопросы, которые не находят однозначных решений. В то же время актуальность проблемы достижения единого уровня и качества обучения специалистов в вузах разных европейских стран сохраняется. Судя по всему, процесс интеграции и создания единого образовательного пространства займет не один год и в области медицины.

В первые о необходимости сближения систем образования европейских стран заговорили в середине 70-х гг. прошлого века, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. А в 1988 г. в Болонском университете на съезде европейских ректоров, созванном по случаю 900-летия этого старейшего учебного заведения Европы, была принята Хартия университетов. В этом небольшом по размерам документе, официальный текст которого выполнен на латинском языке и занимает около двух страниц, подчеркнута особая роль университетов в современном мире как центров культуры, знания и исследований. В Хартии названы основные принципы организации процесса высшего образования, которые получили развитие в дальнейшем. Таким образом, процесс стартовал и начал успешно развиваться. Через десять лет, в 1998 г. в Сорбонне (Франция) представители четырех стран — Великобритании, Германии, Франции и Италии подписали «Декларацию о Европейском пространстве для высшего образования». В ней, в частности, было заявлено, что «Европа — это не только евро, банки и экономика: она должна стать также и Европой знаний. Мы должны строить и усиливать интеллектуальную,

культурную, социальную и техническую базу нашего континента. В большей степени это относится к университетам, которые продолжают играть переломную роль в таком развитии». В июне 1999 г. в Болонье министрами образования уже 29 европейских стран была подписана «Конвенция о Европейском пространстве для высшего образования», которая стала ключевым документом нового этапа процесса гармонизации национальных систем образования. Его цель — создание общеевропейского пространства высшего образования.

Ступени, которые планируется преодолеть к 2010 г., можно обозначить следующим образом:

« построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства; + формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы, повышение престижности в мире европейской высшей школы; « обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

РШШ1ШМ июль 2005

ФУНДАМЕНТ ДЛЯ ЕВРОПЫ ЗНАНИЙ

Интеграционные процессы в Европе, развивающиеся в экономической, технологической, политической и культурной сферах в течение последних десятилетий, не могли не отразиться на системе высшего образования. Стремление к созданию общеевропейской конкурентоспособной экономики лежит в основе предложенных реформ высшего образования. По замыслу авторов реформ гармонизация образования должна способствовать мобильности студентов, преподавателей и специалистов и решить не только проблемы занятости, но и способствовать социальному единству. Их оппоненты указывают на опасность неравномерного перераспределения интеллектуального потенциала: специалисты из стран с более низким уровнем экономики устремятся в соседние богатые страны. В ответ сторонники процессов унификации в образовании прогнозируют расширение деловой активности и развитие коммуникаций на всей территории Европы и, соответственно, выравнивание экономик и социальных условий. Наряду с уже существующими общеевропейскими традициями мобильного образования, сформированными еще в университетах Средневековья, это также приведет к формированию общего менталитета и сохранению богатства культуры.

Политика в отношении медицинского страхования уже определила единое действие страховок на территории всех стран-участниц ЕС. Это предполагает одинаковый уровень предоставляемой медицинской помощи, который невозможен без стандартизованного качества образования. Российское высшее медицинское образование имеет свою историю. Процессы унификации образования вызывают опасения российской профессуры, которая говорит о возможной утрате традиций и «утечки мозгов». Тем не менее неоспоримым преимуществом для российского медицинского образования должны стать стандарты качества обучения, конвертируемость российских дипломов и причастность к общеевропейскому интеллектуальному потенциалу. Скорее всего, ситуация с гармонизацией европейского образования будет проходить по сценарию вступления новых членов в Евросоюз: сначала активно в процесс вступит ограниченное число стран, другие присоединятся по мере готовности.

4 повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей (университеты рассматриваются как носители европейского сознания).

К обязательным параметрам Болонско-го процесса относятся:

• трехуровневая система высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура), причем бакалавриат предложен как самодостаточное образование высшего уровня;

• постоянное совершенствование, «образование через всю жизнь»;

• академические кредиты — система зачетных единиц;

• академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов (она предполагает, что студент должен иметь возможность проучиться в зарубежном вузе семестр или учебный год, обучение должно проходить на языке страны пребывания или английском и по программам мобильности быть для студента бесплатным и т.д.);

• европейское приложение к диплому (оно повышает уровень академической мобильности и мобильности выпускников на рынке труда, одновременно с этим защищает автономию университетов и способствует продвижению университетов за рубежом).

• контроль качества высшего образования (предполагается выработка совместных систем контроля, ориентированных на показатели результатов обучения и систем независимой оценки результатов);

• создание единого европейского исследовательского пространства.

У истоков разработки Болонской конвенции стояли представители высшего технического образования, медицинская общественность не была подключена к обсуждению. Вплотную вопросами медицинского образования занялись лишь во второй половине 2004 г. Реакция европейской медицинской общественности была неоднозначной: многие страны не приняли некоторые положения Бо-лонской конвенции (Финляндия, Швеция, Дания). Другие (Германия) отложили решение о присоединении до 2009 г.

РОССИЙСКИЕ РОСТКИ Щ БОЛОНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

«Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет», — эти слова Гете как нельзя лучше иллюстрируют состояние Болонского процесса на российской почве.

Решение о присоединении к Болонско-му процессу в России было принято в 2002—2003 гг. Постоянно растет число вузов, полноценно участвующих в Бо-лонском процессе. Еще в большем числе институтов и университетов страны идет процесс внедрения элементов Конвенции.

Работа идет достаточно активно, но, как показывает практика, осведомленность даже преподавателей вузов о содержании и перспективах Болонского процесса недостаточна. Вхождение страны в европейское образовательное пространство вызывает больше опасений и

вопросов, чем уверенности в том, что это необходимо и перспективно для российского образования в целом, а не для отдельно взятого студента или преподавателя. На сайте «Болонский процесс в России» http://bologna. mgimo.ru был проведен любопытный опрос, согласно которому 26,7% опрошенных думают, что конвертируемость российских дипломов приведет к «утечке мозгов», 11,96% респондентов полагают, что изменения, коснувшиеся преподавательского состава, приведут к его сокращению, а 17,39% считают, что в результате всех изменений ослабнет государственный контроль над высшим образованием. Лишь у 21,86% опрошенных не возникает каких-либо опасений. Около 12% заинтересованных посетителей сайта считают, что возможные последствия вхождения России в единое европейское образовательное пространство еще недостаточно изучены, и именно это

обстоятельство и вызывает больше всего опасений и рождает всевозможные вопросы. И больше всего их возникает у медицинских вузов, поскольку сложилась достаточно хорошо зарекомендовавшая себя отечественная система медицинского образования, и не очевидно, что изменения пройдут без потерь. В апреле в рамках стратегического партнерства ВОЗ — Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО) и Минздравсоцразвития РФ прошло I Всероссийское совещание ректоров медицинских и фармацевтических вузов РФ с участием экспертов ВОЗ, во время работы которого была проанализирована ситуация с медицинским образованием в России и Европе. Комментируя это событие, ректор ММА им. И.М.Сеченова М.Пальцев сказал, что «это первое за 20 лет столь представительное мероприятие, посвященное проблемам российского медицинского образования».

КАК РЕФОРМИРОВАТЬ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В процессе работы Совещания выяснилось, что проблемы, с которыми сталкивается Россия на пути реформирования высшего образования, не уникальны. С теми или иными трудностями встречается каждая страна, подписавшая Болонскую декларацию (на сегодняшний день таких стран уже 40). Как отметил участвовавший в работе совещания эксперт ВОЗ Л.Крис-тенсен, по данным ВФМО, руководители медицинских университетов Европы «имеют слабое представление о сути Болонского процесса, и внедрение нового нужно начинать с работы по искоренению инертности мышления высшего преподавательского состава». Но это только одна из проблем. Другие заключаются в том, что образование Европы отличается разнообразием систем финансирования, приемами и методами обучения, принципами оценки знаний, а также разными потребностями национальных систем здравоохранения. Кроме того, каждый медицинский вуз имеет свои традиции. Как отметил в своем выступлении президент ВФМО Х.Карле: «Проблемы

М.А.ПАЛЬЦЕВ,

ректор ММА им. И.М.Сеченова:

—Для медицинских вузов вступление в Болонский процесс — благо. Высшее образование не может развиваться замкнуто даже в такой большой стране, как Россия. Каждая из стран, вступающих в процесс, имеет слабые и сильные стороны в плане образования. В России практически нет дистанционного образования, в то время как в Европе давно существует сеть открытых университетов. Это положительный опыт, который нужно перенимать. Есть существенные моменты, связанные с клинической подготовкой: все-таки статус клинических баз в странах Европы очень высок, а, например, даже городские клинические больницы Москвы не отвечают существующим требованиям.

в области медицинского образования обусловлены политическими, социально-экономическими реалиями, дефицитом бюджетных средств, неадекватным наращиванием преподавательского потенциала, с одной стороны, и инертностью старой, но имеющей огромный опыт и знания профессуры, с другой стороны. Нельзя сбрасывать со счетов и неправильные подходы к планированию и надзору за деятельностью вуза».

Камень преткновения в будущей системе высшего медицинского образования — двухступенчатая система, которая, по требованиям Конвенции, является одним из обязательных условий вступления стран в Болонский процесс. Именно это положение конвенции вызывает больше всего нареканий. Проблема двухступенчатого образования остро стоит как для российских, так и для зарубежных медицинских вузов. К примеру, Финляндия и Польша подписали Конвенцию, но с оговоркой, что некоторые ее положения не распространяются на высшее медицинское образование этих стран. Отвечая на прямые вопросы российских ректоров медицинских вузов, Х.Карле сказал: «Я категорически против введения двухуровневой системы в высшем медицинском образовании». С ним согласилось большинство при-

сутствовавших на совещании экспертов ВОЗ.

«Это самый больной вопрос. Я считаю, что бакалавриата в российской медицине быть не может! — заявил М.Пальцев. — Эта система неприемлема для России в силу исторических традиций и сложившегося рынка труда — для бакалавров нет рабочих мест». М.Пальцев выразил общие опасения ректоров российских медицинских вузов, которые нашли отражение в принятом по итогам совещания решении. В частности, в этом документе сказано, что «совещание просит Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения и социального развития РФ ...сохранить в высших медицинских и фармацевтических образовательных учреждениях систему подготовки по программе «Специалист» со сроком обучения 5—6 лет». Общее мнение медицинской общественности нашло отражение и в Политическом заявлении по Болонскому процессу в медицинском образовании, подготовленном Ассоциацией медицинского образования в Европе совместно с ВФМО при консультациях с Ассоциацией медицинских школ Европы и Европейским региональным бюро ВОЗ. Предлагается не вменять в обязанности медицинских школ вводить у себя двухступенчатую структуру обучения, по прежнему отдавая предпочтение продолжительной по времени, интегрированной, одноуровневой структуре. К этому заявлению присоединились Международная федерация ассоциаций медицинских студентов и Европейская ассоциация медицинских студентов.

Несмотря на сопровождающие переход на новую систему образования трудности и полярность мнений, процесс интеграции в европейском образовании продолжается. Идет внедрение основных положений Болонской конвенции в практику конкретных вузов. Г.Перфильева, региональный советник по кадровым вопросам Европейского бюро ВОЗ, подчеркнула, что «Болон-ские соглашения — это всего лишь процесс сближения, а не закон, и подходить к подобному документу нужно с умом».

Одна из основных задач, декларируемых Конвенцией, — улучшение качест-

ва образования. Это требование времени, поскольку в последнее десятилетие в мире резко возросло количество медицинских вузов. Многие из них не обладают достаточными экономическими ресурсами, не имеют квалифицированных преподавательских кадров и клинических баз. Для того чтобы гарантировать качественное образование, была предложена международная аккредитация вуза и стандартизация программ.

Официальное признание и аккредитация медицинского вуза невозможны без внедрения стандартов, соответствующих выработанным европейским критериям образования с учетом национальной и региональной специфики. Стандарты, предлагаемые ВОЗ — ВФМО, касаются только основополагающих требований и не имеют юридической силы. Н.Менабде, директор общей поддержки стран Европейского регионального бюро ВОЗ, подчеркнула, что «мы не рекомендуем брать стандарты и механически переносить их на национальную почву». Решение о международной аккредитации будет приниматься в случае признания внутренних стандартов образовательного учреждения внешними оценщиками. Этому должно предшествовать проведение процедуры самодиагностики вуза, в ходе которой подтверждается соответствие содержания, уровня и эффективности образовательной деятельности требованиям образовательных стандартов.

Международные эксперты предлагают вопросы официального признания и аккредитации медицинского образования не оставлять прерогативой исключительно органов управления образования. В этом процессе должны участвовать не только регулирующие органы, на которые возложена ответственность за аттестацию и лицензирование, но и другие заинтересованные стороны (профессиональные ассоциации, объединения ректоров и т.д.). Международная аккредитация послужит гарантией оптимального качества образования и сохранит самобытность медицинских школ.

Следующим положением Конвенции, которое обсудили ректоры, стали кредиты. Кредиты — это система зачетных

Т.А.ФЕДОРИНА, проректор по учебно-методической работе Самарского государственного медицинского университета:

— Мир стал таков, что образование не имеет права замыкаться в рамках одной страны. Мы должны знать системы образования других стран и должны сами быть частью этой образовательной системы, имея образование, сопоставимое по качеству с образованием стран Европейского Содружества. Прошедшее совещание ректоров развеяло часть наших опасений в отношении некоторых положений Болонской Декларации, касающихся унификации образования и введения двухуровневой системы «бакалавр-магистр». На европейском уровне заявлено о нецелесообразности такой схемы образования. Эксперты ВОЗ признали, что модель образования может быть в каждой стране разная. Самое главное — сопоставимость дипломов, которая достигается стандартизацией программ. Но она не должна быть излишней: нужно сохранить особый подход к одаренным студентам.

единиц по типу европейской системы единиц ECTS (European Credit Transfer System), получаемых студентом после прохождения определенного этапа обучения. В основе системы кредитов лежит определение интенсивности учебной нагрузки; они непосредственно отражают масштаб и объем учебной деятельности, могут использоваться в связи со всеми типами преподавания и обучения и не зависят от оценок студента. Все учебные программы разбиваются на курсы, соответствующие определенному количеству зачетных единиц. Кредиты в течение обучения подлежат накоплению и могут зачитываться партнерскими учебными заведениями при переходе студента из одного вуза в другой, и таким образом способствовать мобильности учащегося. Л.Кристенсен, руководитель пилотного проекта по ECTS в университете Копенгагена, заметил, что «введение в практику кредитов не предполагает какого-либо пересмотра учебной программы и не служит основанием для такого шага. Но в некоторых случаях перераспреде-

РШШ1ШМ июль 2005

ление кредитов может способствовать большей равномерности учебной нагрузки в разные годы и семестры». Студенты должны иметь возможность набирать кредиты не только в вузах, но и в системе непрерывного образования, тем самым увеличивая свой вес как специалиста. «Правда, пока, — заметил Л.Кристенсен, — в отношении последипломного образования система зачетных единиц еще не формализована и остается лишь в намерениях». Введение этой системы позволит обеспечить переход от принципа образования «на всю жизнь» к принципу «через всю жизнь». Разъясняя позицию ВФМО по последипломному образованию, ДдГрант, профессор по медицинскому образованию (Открытый университет, Великобритания), процитировала Политическое заявление Постоянного комитета европейских врачей от 2002 г., в котором сказано, что «участие в процессе непрерывного профессионального развития (НПР) — нравственный долг и фундаментальное право врача» и «нужна ответственность работодателей за создание условий НПР, финансирование которого является неотъемлемой частью суммарных затрат на здравоохранение». И продолжила: «Врач работает в такой среде, в которой всегда есть чему поучиться. Поэтому система непрерывного образования может принимать любые формы, удовлетворяя потребности врача и служб здравоохранения. Поставщики услуг по НПР подлежат аккредитации органами нормативного контроля. Программа должна соответствовать стандартам, гарантирующим эффективную последипломную подготовку кадров. Профессионализм врача формируется в течение всей жизни и складывается из совокупности знаний, отточенных, обогащенных и систематизированных на основании практического опыта».

СТРАТЕГИЯ ОПРЕДЕЛЕНА, ОСТАЛИСЬ «МЕЛОЧИ»...

Совещание ректоров показало, что российское медицинское образование по большинству критериев уже соответствует требованиям Конвенции. Основные проблемы возникают в сфере матери-

ально-технического оснащения медицинских вузов. «Могу сказать, что мы будем стремиться максимально сосредоточить финансовые средства на усилении материальной сферы наших вузов», — заявил руководитель Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию В.Прохоров, участвовавший в совещании ректоров. И продолжил: «На 2005 г. только на капитальный ремонт выделено 1,5 млрд. руб., что в три раза больше, чем в 2004 г.». Следующее важное направление — укрепление клинической базы, состояние которой вызывает постоянную озабоченность руководителей медицинских вузов. «Сейчас уже начат перевод части окружных медицинских центров в ведение университетов и академий, — сообщил В.Прохоров. — Мы должны стремиться к тому, чтобы в каждом медицинском вузе была мощная клиническая база». Непременное условие эффективности профессионального развития — внедрение научных достижений в медицинскую практику и организацию здравоохранения. Эту тему в своем выступлении развил зам. руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию В.Сергиенко. Он сообщил, что уже создана и приступила к работе группа по организации своеобразных «инновационных фильтров», на базе которых в университетах будут функционировать центры по развитию и внедрению новейших технологий. «Создание подобных центров, — подчеркнул В.Сер-гиенко, — будет способствовать единству науки, образования и практики». Прошедшее совещание стало очередной ступенью на пути в единое европейское образовательное пространство. Начата разработка стратегии по дальнейшему развитию медицинского образования с учетом положений Болонской конвенции, опыта европейских специалистов и сегодняшнего состояния медицинского образования в России. Не окно прорублено в Европу, а открыта дверь. В нее осталось войти. Первый проректор ММА им. И.М.Сеченова И.Денисов, подводя итог совещания, сказал: «Мы с вами находимся в самом начале пути, нам предстоит много дискуссий, но еще больше работы».

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.