УДК 378
К.И. Кириченко
ОПЫТ УКРАИНЫ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СЕКТОРАЛЬНЫХ РАМОК КВАЛИФИКАЦИЙ
Аннотация. Представлен анализ системы стандартов высшего образования в Украине, особенности компетентностного подхода в системе образования Украины.
К. Kirichenko
Keywords: national qualifications framework, competence, qualification, Bologna process.
В контексте тенденций современного развития общества, а именно его информатизации, интенсификации интеграционных и глобализационных процессов, приобретает актуальность проблема приведения в соответствие содержания системы образования современным потребностям социально-экономического развития страны, запросам рынка труда, а также потребностям самого человека, который получает образование. Одной из важнейших тенденций развития, с позиций качественных изменений, является переход от индустриального к постиндустриальному или информационному периоду развития общества, которому присуще возрастание роли информации и знаний во всех сферах деятельности, увеличение роли информационных технологий в хозяйственных отношениях. С появлением «информационного производства» информация и знания становятся ключевым фактором развития национальной экономики, информационные ресурсы могут выступать средством труда, предметом труда и результатом труда, для каждой страны первоначальное его становления сопровождается изменением структуры производства в направлении увеличения удельного веса наукоемких отраслей, что в свою очередь требует соответствующих изменений в сфере предоставления образовательных услуг. Вместе с тем, процессы интеграции, вызваны необходимостью объединения усилий для решения глобальных проблем, обусловливающих необходимость интегрирования национальных систем образования в мировое образовательное пространство. По сути, проблема согласования потребностей развития национальной экономики с потребностями работодателей и с интересами человека является проблемой обеспечения качественным образованием в стране.
Согласно «Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года» [1] (Указ Президента Украины от 25 июня 2013 № 344 /2013) «стратегия развития национальной системы образования должна формироваться адекватно современным интеграционным и глобализационным процессам, требованиям перехода к постиндустриальной цивилизации, что обеспечит устойчивое развитие Украины в первой четверти XXI века, интегрирование национальной системы образования в европейское и мировое образовательное пространство».
Составляющей системы образования является высшее образование, которое формирует интеллектуальный потенциал государства. Высшее образование в Украине
© К.И. Кириченко, 2014
нуждается в модернизации в направлении приведения в соответствие образовательной деятельности современным требованиям социально-экономического развития страны.
Система стандартов высшего образования в Украине
Закон Украины «О высшем образовании» [2] определяет качество высшего образования как совокупность качеств лица с высшим образованием, которые отображают его профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обусловливают способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.
Основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки специалистов являются стандарты высшего образования. Согласно Закону [2] стандарт высшего образования - это совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный срок обучения.
Система стандартов высшего образования, которая включает в себя государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования, стандарты высшего образования высших учебных заведений, является нормативной основой функционирования высшего образования.
Государственный стандарт высшего образования включает: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования [2].
Отраслевые стандарты высшего образования содержат следующие составляющие [2]:
- образовательно-квалификационные характеристики или профессиональные стандарты выпускников высших учебных заведений - совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования;
- образовательно-профессиональные программы подготовки - совокупность норм, определяющих содержание обучения;
- средства диагностики качества высшего образования - средство объективного контроля степени достижения целей высшего образования.
Стандарты высшего образования включают: перечень специализаций по специальностям; вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов; вариативные части средств диагностики качества высшего образования; учебные планы и программы учебных дисциплин [2].
Учитывая сложность системообразующих элементов обеспечения качественного образования, способного удовлетворять личные духовные и материальные потребности, потребности общества, структурно-функциональное содержание этих элементов и многофакторность процесса интегрирования национальной системы образования в европейское образовательное пространство, возникает необходимость разработки принципиально нового подхода к формированию системы стандартов высшего образования в Украине.
Как определено Национальной стратегией развития образования в Украине [1], одной из предпосылок устойчивого развития и нового качественного прорыва в национальной системе образования для высшего образования, является разработка стандартов высшего образования, ориентированных на компетентностный подход,
согласованных с новой структурой образовательно-квалификационных уровней высшего образования и с Национальной рамкой квалификаций.
В Украине и большинстве стран мира квалификации присваиваются исходя из образования, которое получают на основе рабочих программ и периода времени, отводимого на их освоение. На сегодняшний день в более чем 100 странах мира разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты нового типа на основе компетентностного подхода [3]. Создание Национальных рамок квалификаций меняет традиционную систему образования путем введения принципа «результаты обучения», который становится ключевым при определении уровня квалификации.
Европейская рамка квалификаций
23 апреля 2008 г. в ЕС принята Европейская система квалификаций и Европейская квалификационная рамка [4], на которых основаны национальные системы квалификаций. Европейская система квалификаций по «Болонскому стандарту» описывает только 3 уровня квалификации (академические) и соответствует уровням Международной стандартной классификации образования (18СББ-97) [5]. Европейская рамка квалификаций описывает 8 уровней, которые охватывают как академические, так и профессиональные квалификации. Каждый уровень описано требованиями к знаниям, навыкам и компетенциям. Европейская рамка квалификаций представляет собой матрицу сравнения, адаптации и унификации национальных систем квалификации к европейскому обобщенному виду. Поскольку дескрипторы системы квалификаций по «Болонскому стандарту» направлены на признание академических квалификаций, а дескрипторы квалификационной рамки ориентированы на профессиональные квалификации, для ЕС остается актуальной проблема разработки Единых дескрипторов профессий [6].
Главным мировым стандартом в профессионально-классификационной сфере выступает Международная стандартная классификация занятий (КСО), разработку и сопровождение которой обеспечивают Международная организация труда, Международные конференции по статистике труда и Международное бюро труда [6]. На сегодняшний день Европа переходит на новую версию Международной стандартной классификации занятий - 1БС0-08 [7]. До 2012 года действовала версия 1БСО-88, введенная еще в 1988 году. Украина также будет внедрять 1БС0-08.
В основе концепции 1БС0-08 лежат два основных понятия: работа и квалификация. Работа определяется как набор задач и обязанностей, которые выполняются или необходимо выполнить лицу. Ряд работ, задачи и обязанности которые характеризуются высокой степенью сходства, составляют профессию. Лица классифицируются по профессии по их принадлежности к прежней, нынешней или будущей работе. Квалификация определяется как способность выполнять задания и обязанности по отдельной работой и в 1БС0-08 имеет два измерения: 1) квалификационный уровень, который зависит от сложности и объема выполняемых задач и обязанностей; 2) квалификационная специализация, которая определяется в зависимости от необходимой сферы знаний, инструментов, оборудования и используемых материалов, а также выпускаемых товаров и услуг [6].
Компетентностный подход в системе образования Украины
Для выполнения задач «Программы экономических реформ на 2010-2014 годы» в сфере образования приказом Министерства образования и науки от 03.11.2010 года № 1054 (на основе распоряжения КМУ от 27 августа 2010 г. № 1727-р), в Украине была создана рабочая группа по разработке Национальной рамки квалификаций в составе 52 человек. В начале 2011 г. в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта состоялось совещание, на котором были представлены первые результаты работы рабочей группы по разработке Национальной рамки квалификаций [8, 9, 10] .
В конце 2011 года принято Постановление Кабинета Министров Украины № 1341 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» от 23.11.2011 [11].
В данном Постановлении Национальная рамка квалификаций определена как системное и структурированное по компетенциям описание квалификационных уровней. Национальная рамка квалификаций предназначена для разработки, идентификации, соотнесения, признания, планирования и развития квалификаций, она внедряется с целью:
- введения европейских стандартов и принципов обеспечения качества образования с учетом требований рынка труда и компетентностей специалистов;
- гармонизации норм законодательства в сфере образования и социально-трудовых отношений;
- содействия национальному и международному признанию квалификаций, полученных в Украине;
- налаживания эффективного взаимодействия сферы образовательных услуг и рынка труда [11] .
Национальная рамка квалификаций Украины описывает 9 квалификационных уровней:
- 0-й уровень: способность адекватно действовать в известных простых ситуациях;
- 1-й уровень: способность исполнять простые задания в четко-структурированной среде;
- 2-й уровень: включает 1-й уровень с элементами самостоятельности;
- 3-й уровень: выполнение заданий средней тяжести согласно установленным алгоритмам;
- 4-й уровень: выполнение сложных специализированных задач в конкретной сфере профессиональной деятельности;
- 5-й уровень: включает 4-й уровень, а также использование положений и научных методов в условиях неопределенности;
- 6-й уровень: включает 5-й уровень с условиями комплексной неопределенности;
- 7-й уровень: включает 6-й уровень, а также проведение исследований и внедрение инноваций;
- 8-й уровень: включает 7-й уровень с глубоким переосмыслением знаний;
- 9-й уровень: умение решать социально-значимые проблемы в определенной отрасли.
Принятие Национальной рамки квалификаций в Украине является первым шагом в реформировании системы образования в направлении внедрения стандартов ЕС, основанных на принципе «learning outcomes» (результаты обучения).
Анализируя особенности реализации Национальной рамки квалификаций, следует отметить высокую значимость участия профессиональных объединений (ассоциаций) в формировании нормативных документов, а также необходимость дальнейшего усовершенствования институциональной инфраструктуры, способствующей национальному и международному признанию квалификаций, полученных в Украине. Также важно отметить ряд аспектов несоответствий утвержденной Национальной рамки квалификаций с действующей нормативно-правовой базой Украины, в числе которых недостаточная прозрачность и сопоставимость квалификаций, полученных в разных странах, сложность применения квалификаций в разных отраслях и секторах.
На сегодняшний день разработан ряд проектов нормативно-правовых документов, принятие которых будет способствовать введению профессиональных стандартов нового типа, а именно:
- Проект Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2020 года;
- Проект Концепции национальной системы квалификаций;
- Проект Закона Украины «О национальной системе квалификаций»;
- Проект Закона Украины «О системе профессиональных квалификаций».
Проект Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до
2020 года, учитывает Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 15.02.2006 по дальнейшему европейскому сотрудничеству касательно вопросов обеспечения качества высшего образования (2006/143/ЕС) и Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 23.04.2008 г. по утверждению Европейской рамки квалификаций касательно «обучения в течение жизни» (2008/С 111/01) [12].
Исходные положения Концепции национальной системы квалификаций (проект по состоянию на 30.10.2012) [13] основываются на рекомендациях Европейского Союза, а также требованиях Болонского и Копенгагенского процессов, положениях Национальной доктрины развития образования.
Проект Закона «О национальной системе квалификаций» [14], регулирует общественные отношения, связанные с созданием, функционированием, развитием и использованием Национальной системы квалификаций, которая включает: Национальную рамку квалификаций; квалификационные уровни и соответствующие требования; профессиональные стандарты (группируются в соответствии с отраслевым признаком); оценки и подтверждения квалификаций и компетенции; системы органов в сфере подтверждения квалификаций; системы финансирования национальной системы квалификаций.
Проект Закона Украины «О системе профессиональных квалификаций» [15] регулирует общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием профессиональных квалификаций в Украине, которые согласованы с национальной и отраслевыми, международными рамками квалификаций и способны удовлетворять растущие профессиональные потребности общества, государства, работодателей и граждан. Этим Законом «профессиональная квалификация» трактуется как квалификация, которая предоставляется с учетом профессиональных стандартов, действующих в сфере труда, и отображает способность лица выполнять задания и обязанности профессиональной деятельности определенного вида и сложности. Понятие «профессионального стандарта» определено данным Законом как утвержденные в установленном порядке требования к квалификации работников, их компетенций, определяемых работодателями и служащие основой для формирования профессиональных квалификаций.
Система профессиональных квалификаций является составляющей национальной системы квалификаций и состоит из: Национальной комиссии по вопросам регулирования профессиональных квалификаций; отраслевых (межотраслевых) советов по разработке профессиональных стандартов и стратегии развития профессиональных квалификаций; квалификационных центров; отраслевых рамок квалификаций; профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций; реестра профессиональных стандартов; реестров лиц, которым присвоены профессиональные квалификации [15].
Отраслевая рамка квалификаций как составляющая системы профессиональных квалификаций [15] должна согласовываться с Национальной рамкой квалификаций и является инструментом разработки, идентификации, соотнесение и признания
квалификаций. Отраслевая рамка квалификаций разрабатывается по определенному виду экономической деятельности, состоит из квалификационных уровней, описываемых в терминах компетенций и по которым распределяются все профессиональные квалификации. Квалификационный уровень отраслевой рамки квалификаций определяется через обобщенное описание содержания, сложности и объема компетенций, которые лицо должно усвоить и продемонстрировать для получения квалификаций этого уровня.
Опыт Украины и России в разработке профессиональных стандартов
В Украине весомый вклад в развитие системы стандартов нового поколения сделан специалистами Научно-исследовательского институт социально-трудовых отношений (г. Луганск).
ГУ НИИ социально-трудовых отношений с участием профильных специалистов Министерства социальной политики Украины и экспертов корпорации System Capital Management разработаны Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов на основе компетентностного подхода [16].
Целью настоящих методических рекомендаций является:
- разработка профессионального стандарта нового поколения квалификационных требований к конкретной категории персонала, занятого определенным видом экономической (профессиональной) деятельности;
- проведение функционального анализа с целью распределения профессиональной деятельности на структурные элементы - основные трудовые функции (единицы профессионального стандарта) с определением требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к работнику по каждой из них;
- формирование подходов по разработке квалификационных стандартов и учебных программ (модулей) как средства достижения компетенций выполнять требования профессиональных стандартов;
- применение механизма оценки знаний, умений, навыков и других компетенций работников со стороны работодателей как средства определения индикаторов (параметров) требований к квалификациям [16].
В методических рекомендациях сформулированы принципы и требования к разработке профессиональных стандартов, представлены Типичный макет профессионального стандарта (структура стандарта), определен состав, источники финансирования и процедуру создания профессионально-отраслевых советов по разработке и внедрению профессиональных стандартов, изложен общий порядок заполнения профессионального стандарта, описана процедура создания и требования к составу экспертной группы на предприятии для проведения функционального анализа, определены инструментарий и методы сбора необходимой информации. В данном документе также изложен алгоритм формирования содержательной части профессионального стандарта и его оформление. Основные этапы формирования профессионального стандарта согласно этих методических рекомендаций представлены на рис.
Для разработки профессиональных стандартов [16] отбор трудовых функций для включения их в макет профессионального стандарта как основных трудовых функций (единиц профессионального стандарта) осуществляется путем учета требований работодателей. Процедуру для опроса работодателей определено данными методическими рекомендациями.
1 этап:
£
2 этап:
3 этап:
Определение Ч/ У
вида профессиональной
Выбор трудовых
деятельности функций для
в рамках вида включения
экономической их в макет
деятельности профессио-
нального
стандарта
как основных
трудовых
функций (единиц
профессиональ-
ного стандарта)
Определение перечня знаний,
умений, навыков, других способностей (компетенций) для каждой единицы профессионального стандарта
4 этап:
V
5 этап:
Распределение основных трудовых функций по квалификационным уровням
Изложение содержания профессионального стандарта
Рис. Алгоритм формирования содержательной части профессионального стандарта
В России весомый вклад в развитие системы стандартов, ориентированных на результаты обучения, сделан Научно-исследовательским институтом развития профессионального образования. Олейниковой А.Н. и Муравьевой А.А. [17, 18, 19] разработаны принципы формирования и определена структура профессионального стандарта нового типа, изложены процедура разработки стандартов и структура модульных программ, основанных на компетенциях.
В основе методики разработки профессиональных стандартов, предложенной российскими учеными, также лежит метод функционального анализа, который предусматривает проведение «инвентаризации» определенной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для реализации назначения определенной области профессиональной деятельности. В отличие от традиционного метода «описания должностей», который осуществлялся небольшой группой посредством наблюдения за деятельностью ограниченного количества работников на конкретных рабочих местах, метод функционального анализа предусматривает проведение широкого опроса предприятий отрасли, а также учитывает перспективные тенденции ее развития, включая международные [18].
Специалисты Научно-исследовательского института развития профессионального образования отмечают, что ориентация на перспективу и на международные тенденции имеет принципиальное значение для профессионального образования. Профессиональные стандарты описывают современные требования к выполнению трудовых функций. Каждая трудовая функция, которая является структурной единицей профессионального стандарта, описывает ряд параметров: 1) название трудовой функции (единицы профессионального стандарта); 2) действия, которые обеспечивают выполнение этой функции; 3) характеристики квалификационного уровня, необходимые знания и умения. Такой подход делает возможным трансформировать каждую единицу профессионального стандарта в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится функция, подлежащая освоению.
На сегодняшний день в России на базе Регионального экспертно-методического центра «Эталон» (г. Челябинск) сформирована система независимой оценки и сертификации квалификаций Челябинской области, создана нормативная база - ряд соответствующих положений для функционирования и развития этой системы. Данную систему образуют следующие автономные некоммерческие организации: Челябинское региональное агентство развития квалификаций, Региональный экспертно-методичес-кий центр «Эталон» и Базовый центр развития образования и сертификации персонала «Универсум».
«Челябинское региональное агентство развития квалификаций» получило статус первой в России экспериментальной площадки Национального агентства развития квалификаций.
Разработка секторальных рамок квалификаций по направлению «Менеджмент»
С 2012 г. в рамках программы «Tempus - INARM» [20, 21] разрабатывается проект «Восточноевропейская квалификационная рамка по направлениям подготовки «информатика» и «менеджмент»». Среди участников консорциума проекта: Германия, Италия, Словакия, Австрия, Россия, Украина, Армения. Предмет проекта - внедрение идей квалификаций в области информатики и менеджмента восточно-европейских странах с целью улучшения образовательных стандартов на основе данных, собранных от наиболее важных потенциальных работодателей; внедрение новых европейских подходов к квалификационным рамкам и программы TUNING. Среди целей проекта:
- организация совместной деятельности университетов и предприятий для определения квалификационных требований к дипломированному бакалавру и магистру по направлениям подготовки «информатика» и «менеджмент»;
- улучшение функционирования национальных методических комиссий, ответственных за национальные стандарты по «информатике» и «менеджменту» на базе опыта ЕС и Болонских принципов;
- введение новых национальных стандартов в странах-участниках по вышеуказанным направлениям [20, 21].
Во время проекта были проанализированы реальные потребности экономик трех стран - России, Украины, Армении, адаптированы общие рекомендации по разработке стандартов к национальным условиям и др.
Библиографический список
1. «Нацюнальна стратепя розвитку осв^и в Укра'1'ш на перюд до 2021 року», Указ Президента Украши вщ 25 червня 2013 року № 344/2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show /344/2013.
2. Закон Украши «Про вищу осв^у» вщ 17 ачня 2002 року № 2984-14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show /2984-14.
3. Курбанов Э.А. Зарубежный опыт создания отраслевой рамки квалификаций в лесном хозяйстве. Рамка квалификаций и инновационные модели тренинга предпринимателей в лесном хозяйстве: материалы Международного семинара проекта Темпус-JPHES-No 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное обучение для устойчивого лесопользования» - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. - 57 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csfm.marstu.net/publications.html
4. Про Свропейсью рамки квалiфiкацiй. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/eqf_en.htm
5. International Standard Classification of Education ISCED 1997 November 1997 UNESCO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/education/information /nfsunesco/doc/isced_1997.htm
6. Мельник С.В. Зарубiжний та втизняний досвщ розробки нацюнальних систем та рамок квалiфiкацiй: в схемах та таблицях. - Луганськ. ДУ НД1 СТВ, 2011. -46 с.
7. International Standard Classification of Occupations: ISCO-08 / International Labor Office. - Geneva: ILO 2012, 1v, 420 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—comm/—publ/documents /publication/wcms_172572.pdf
8. Развитие системы высшего образования с целью совершенствования социального партнёрства и конкурентоспособности гуманитарного образования. Разработка Национальной рамки квалификаций / TEMPUS (HESDeSPI). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hesdespi.crimea.edu/
9. Програма економiчних реформ на 2010-2014 роки у сферi осв^и наказом МОН вщ 3 листопада 2010 року № 1054.
10. Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 27 серпня 2010 № 1727-р.
11. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши «Про затвердження Нацюнально'1 рамки квалiфiкацiй» вщ 23 листопада 2011 р. № 1341. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF
12. Проект Стратеги розвитку нацюнально'1 системи квалiфiкацiй на перюд до 2020 року.
13. Проект Концепци нацюнально'1 системи квалiфiкацiй (проект) станом на 30.10.2012 р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon. gov.ua/ua/activity/education/higher-education/1352297906/1352299256/
14. Проект Закону «Про нацюнальну систему квалiфiкацiй» вщ 29.06.2011 р. № 8726 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_ doc2.nsf/link1/JF6QE00I.html
15. Проект Закону Украши «Про систему професшних квалiфiкацiй».
16. Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов по компетентностному подходу. Науково-дослщний шститут сощально-трудових вщносин (м. Луганськ). Рекомендовано Мшютерством сощально'1 пол^ики Украши, лист № 4382/0/14-12/13 вщ 20 квгтня 2012 року. - 56 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lir.lg.ua/prof_stand.html
17. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций, Москва, 2011 г.
18. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.
19. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. -М.: РИО ТК им. А Н. Коняева, 2009 - 115 с.
20. Квалiфiкацiйнi рамки з напрямiв «1нформатика» та «Менеджмент» згщно Болонських принцитв. Схщноевропейська квалiфiкацiйна рамка з напрямiв пщготовки «шформатика» та «менеджмент» / 530601-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itel.nas.gov.ua/4.htm
21. HES-SM-INARM: Eastern-european qualification framework in the field of informatics and management. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inarm.uni-koblenz.de/