Научная статья на тему 'Опыт Украины и практика зарубежных стран в разработке национальных и секторальных рамок квалификаций'

Опыт Украины и практика зарубежных стран в разработке национальных и секторальных рамок квалификаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириченко Константин Иванович

Представлен анализ системы стандартов высшего образования в Украине, особенности компетентностного подхода в системе образования Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириченко Константин Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF UKRAINE AND FOREIGN COUNTRIES PRACTICE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL AND SECTORAL QUALIFICATIONS FRAMEWORKS

Presents the analysis of the system of standards of higher education in Ukraine, peculiarities of the competence approach in education system of Ukraine.

Текст научной работы на тему «Опыт Украины и практика зарубежных стран в разработке национальных и секторальных рамок квалификаций»

УДК 378

К.И. Кириченко

ОПЫТ УКРАИНЫ И ПРАКТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СЕКТОРАЛЬНЫХ РАМОК КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация. Представлен анализ системы стандартов высшего образования в Украине, особенности компетентностного подхода в системе образования Украины.

К. Kirichenko

Keywords: national qualifications framework, competence, qualification, Bologna process.

В контексте тенденций современного развития общества, а именно его информатизации, интенсификации интеграционных и глобализационных процессов, приобретает актуальность проблема приведения в соответствие содержания системы образования современным потребностям социально-экономического развития страны, запросам рынка труда, а также потребностям самого человека, который получает образование. Одной из важнейших тенденций развития, с позиций качественных изменений, является переход от индустриального к постиндустриальному или информационному периоду развития общества, которому присуще возрастание роли информации и знаний во всех сферах деятельности, увеличение роли информационных технологий в хозяйственных отношениях. С появлением «информационного производства» информация и знания становятся ключевым фактором развития национальной экономики, информационные ресурсы могут выступать средством труда, предметом труда и результатом труда, для каждой страны первоначальное его становления сопровождается изменением структуры производства в направлении увеличения удельного веса наукоемких отраслей, что в свою очередь требует соответствующих изменений в сфере предоставления образовательных услуг. Вместе с тем, процессы интеграции, вызваны необходимостью объединения усилий для решения глобальных проблем, обусловливающих необходимость интегрирования национальных систем образования в мировое образовательное пространство. По сути, проблема согласования потребностей развития национальной экономики с потребностями работодателей и с интересами человека является проблемой обеспечения качественным образованием в стране.

Согласно «Национальной стратегии развития образования в Украине на период до 2021 года» [1] (Указ Президента Украины от 25 июня 2013 № 344 /2013) «стратегия развития национальной системы образования должна формироваться адекватно современным интеграционным и глобализационным процессам, требованиям перехода к постиндустриальной цивилизации, что обеспечит устойчивое развитие Украины в первой четверти XXI века, интегрирование национальной системы образования в европейское и мировое образовательное пространство».

Составляющей системы образования является высшее образование, которое формирует интеллектуальный потенциал государства. Высшее образование в Украине

© К.И. Кириченко, 2014

нуждается в модернизации в направлении приведения в соответствие образовательной деятельности современным требованиям социально-экономического развития страны.

Система стандартов высшего образования в Украине

Закон Украины «О высшем образовании» [2] определяет качество высшего образования как совокупность качеств лица с высшим образованием, которые отображают его профессиональную компетентность, ценностную ориентацию, социальную направленность и обусловливают способность удовлетворять как личные духовные и материальные потребности, так и потребности общества.

Основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки специалистов являются стандарты высшего образования. Согласно Закону [2] стандарт высшего образования - это совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования, содержание обучения, средства диагностики качества высшего образования и нормативный срок обучения.

Система стандартов высшего образования, которая включает в себя государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования, стандарты высшего образования высших учебных заведений, является нормативной основой функционирования высшего образования.

Государственный стандарт высшего образования включает: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования [2].

Отраслевые стандарты высшего образования содержат следующие составляющие [2]:

- образовательно-квалификационные характеристики или профессиональные стандарты выпускников высших учебных заведений - совокупность норм, которые определяют содержание высшего образования;

- образовательно-профессиональные программы подготовки - совокупность норм, определяющих содержание обучения;

- средства диагностики качества высшего образования - средство объективного контроля степени достижения целей высшего образования.

Стандарты высшего образования включают: перечень специализаций по специальностям; вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки специалистов; вариативные части средств диагностики качества высшего образования; учебные планы и программы учебных дисциплин [2].

Учитывая сложность системообразующих элементов обеспечения качественного образования, способного удовлетворять личные духовные и материальные потребности, потребности общества, структурно-функциональное содержание этих элементов и многофакторность процесса интегрирования национальной системы образования в европейское образовательное пространство, возникает необходимость разработки принципиально нового подхода к формированию системы стандартов высшего образования в Украине.

Как определено Национальной стратегией развития образования в Украине [1], одной из предпосылок устойчивого развития и нового качественного прорыва в национальной системе образования для высшего образования, является разработка стандартов высшего образования, ориентированных на компетентностный подход,

согласованных с новой структурой образовательно-квалификационных уровней высшего образования и с Национальной рамкой квалификаций.

В Украине и большинстве стран мира квалификации присваиваются исходя из образования, которое получают на основе рабочих программ и периода времени, отводимого на их освоение. На сегодняшний день в более чем 100 странах мира разрабатываются и внедряются профессиональные стандарты нового типа на основе компетентностного подхода [3]. Создание Национальных рамок квалификаций меняет традиционную систему образования путем введения принципа «результаты обучения», который становится ключевым при определении уровня квалификации.

Европейская рамка квалификаций

23 апреля 2008 г. в ЕС принята Европейская система квалификаций и Европейская квалификационная рамка [4], на которых основаны национальные системы квалификаций. Европейская система квалификаций по «Болонскому стандарту» описывает только 3 уровня квалификации (академические) и соответствует уровням Международной стандартной классификации образования (18СББ-97) [5]. Европейская рамка квалификаций описывает 8 уровней, которые охватывают как академические, так и профессиональные квалификации. Каждый уровень описано требованиями к знаниям, навыкам и компетенциям. Европейская рамка квалификаций представляет собой матрицу сравнения, адаптации и унификации национальных систем квалификации к европейскому обобщенному виду. Поскольку дескрипторы системы квалификаций по «Болонскому стандарту» направлены на признание академических квалификаций, а дескрипторы квалификационной рамки ориентированы на профессиональные квалификации, для ЕС остается актуальной проблема разработки Единых дескрипторов профессий [6].

Главным мировым стандартом в профессионально-классификационной сфере выступает Международная стандартная классификация занятий (КСО), разработку и сопровождение которой обеспечивают Международная организация труда, Международные конференции по статистике труда и Международное бюро труда [6]. На сегодняшний день Европа переходит на новую версию Международной стандартной классификации занятий - 1БС0-08 [7]. До 2012 года действовала версия 1БСО-88, введенная еще в 1988 году. Украина также будет внедрять 1БС0-08.

В основе концепции 1БС0-08 лежат два основных понятия: работа и квалификация. Работа определяется как набор задач и обязанностей, которые выполняются или необходимо выполнить лицу. Ряд работ, задачи и обязанности которые характеризуются высокой степенью сходства, составляют профессию. Лица классифицируются по профессии по их принадлежности к прежней, нынешней или будущей работе. Квалификация определяется как способность выполнять задания и обязанности по отдельной работой и в 1БС0-08 имеет два измерения: 1) квалификационный уровень, который зависит от сложности и объема выполняемых задач и обязанностей; 2) квалификационная специализация, которая определяется в зависимости от необходимой сферы знаний, инструментов, оборудования и используемых материалов, а также выпускаемых товаров и услуг [6].

Компетентностный подход в системе образования Украины

Для выполнения задач «Программы экономических реформ на 2010-2014 годы» в сфере образования приказом Министерства образования и науки от 03.11.2010 года № 1054 (на основе распоряжения КМУ от 27 августа 2010 г. № 1727-р), в Украине была создана рабочая группа по разработке Национальной рамки квалификаций в составе 52 человек. В начале 2011 г. в Министерстве образования и науки, молодежи и спорта состоялось совещание, на котором были представлены первые результаты работы рабочей группы по разработке Национальной рамки квалификаций [8, 9, 10] .

В конце 2011 года принято Постановление Кабинета Министров Украины № 1341 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций» от 23.11.2011 [11].

В данном Постановлении Национальная рамка квалификаций определена как системное и структурированное по компетенциям описание квалификационных уровней. Национальная рамка квалификаций предназначена для разработки, идентификации, соотнесения, признания, планирования и развития квалификаций, она внедряется с целью:

- введения европейских стандартов и принципов обеспечения качества образования с учетом требований рынка труда и компетентностей специалистов;

- гармонизации норм законодательства в сфере образования и социально-трудовых отношений;

- содействия национальному и международному признанию квалификаций, полученных в Украине;

- налаживания эффективного взаимодействия сферы образовательных услуг и рынка труда [11] .

Национальная рамка квалификаций Украины описывает 9 квалификационных уровней:

- 0-й уровень: способность адекватно действовать в известных простых ситуациях;

- 1-й уровень: способность исполнять простые задания в четко-структурированной среде;

- 2-й уровень: включает 1-й уровень с элементами самостоятельности;

- 3-й уровень: выполнение заданий средней тяжести согласно установленным алгоритмам;

- 4-й уровень: выполнение сложных специализированных задач в конкретной сфере профессиональной деятельности;

- 5-й уровень: включает 4-й уровень, а также использование положений и научных методов в условиях неопределенности;

- 6-й уровень: включает 5-й уровень с условиями комплексной неопределенности;

- 7-й уровень: включает 6-й уровень, а также проведение исследований и внедрение инноваций;

- 8-й уровень: включает 7-й уровень с глубоким переосмыслением знаний;

- 9-й уровень: умение решать социально-значимые проблемы в определенной отрасли.

Принятие Национальной рамки квалификаций в Украине является первым шагом в реформировании системы образования в направлении внедрения стандартов ЕС, основанных на принципе «learning outcomes» (результаты обучения).

Анализируя особенности реализации Национальной рамки квалификаций, следует отметить высокую значимость участия профессиональных объединений (ассоциаций) в формировании нормативных документов, а также необходимость дальнейшего усовершенствования институциональной инфраструктуры, способствующей национальному и международному признанию квалификаций, полученных в Украине. Также важно отметить ряд аспектов несоответствий утвержденной Национальной рамки квалификаций с действующей нормативно-правовой базой Украины, в числе которых недостаточная прозрачность и сопоставимость квалификаций, полученных в разных странах, сложность применения квалификаций в разных отраслях и секторах.

На сегодняшний день разработан ряд проектов нормативно-правовых документов, принятие которых будет способствовать введению профессиональных стандартов нового типа, а именно:

- Проект Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до 2020 года;

- Проект Концепции национальной системы квалификаций;

- Проект Закона Украины «О национальной системе квалификаций»;

- Проект Закона Украины «О системе профессиональных квалификаций».

Проект Стратегии развития национальной системы квалификаций на период до

2020 года, учитывает Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 15.02.2006 по дальнейшему европейскому сотрудничеству касательно вопросов обеспечения качества высшего образования (2006/143/ЕС) и Рекомендации Европейского Парламента и Совета ЕС от 23.04.2008 г. по утверждению Европейской рамки квалификаций касательно «обучения в течение жизни» (2008/С 111/01) [12].

Исходные положения Концепции национальной системы квалификаций (проект по состоянию на 30.10.2012) [13] основываются на рекомендациях Европейского Союза, а также требованиях Болонского и Копенгагенского процессов, положениях Национальной доктрины развития образования.

Проект Закона «О национальной системе квалификаций» [14], регулирует общественные отношения, связанные с созданием, функционированием, развитием и использованием Национальной системы квалификаций, которая включает: Национальную рамку квалификаций; квалификационные уровни и соответствующие требования; профессиональные стандарты (группируются в соответствии с отраслевым признаком); оценки и подтверждения квалификаций и компетенции; системы органов в сфере подтверждения квалификаций; системы финансирования национальной системы квалификаций.

Проект Закона Украины «О системе профессиональных квалификаций» [15] регулирует общественные отношения, связанные с созданием, функционированием и развитием профессиональных квалификаций в Украине, которые согласованы с национальной и отраслевыми, международными рамками квалификаций и способны удовлетворять растущие профессиональные потребности общества, государства, работодателей и граждан. Этим Законом «профессиональная квалификация» трактуется как квалификация, которая предоставляется с учетом профессиональных стандартов, действующих в сфере труда, и отображает способность лица выполнять задания и обязанности профессиональной деятельности определенного вида и сложности. Понятие «профессионального стандарта» определено данным Законом как утвержденные в установленном порядке требования к квалификации работников, их компетенций, определяемых работодателями и служащие основой для формирования профессиональных квалификаций.

Система профессиональных квалификаций является составляющей национальной системы квалификаций и состоит из: Национальной комиссии по вопросам регулирования профессиональных квалификаций; отраслевых (межотраслевых) советов по разработке профессиональных стандартов и стратегии развития профессиональных квалификаций; квалификационных центров; отраслевых рамок квалификаций; профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций; реестра профессиональных стандартов; реестров лиц, которым присвоены профессиональные квалификации [15].

Отраслевая рамка квалификаций как составляющая системы профессиональных квалификаций [15] должна согласовываться с Национальной рамкой квалификаций и является инструментом разработки, идентификации, соотнесение и признания

квалификаций. Отраслевая рамка квалификаций разрабатывается по определенному виду экономической деятельности, состоит из квалификационных уровней, описываемых в терминах компетенций и по которым распределяются все профессиональные квалификации. Квалификационный уровень отраслевой рамки квалификаций определяется через обобщенное описание содержания, сложности и объема компетенций, которые лицо должно усвоить и продемонстрировать для получения квалификаций этого уровня.

Опыт Украины и России в разработке профессиональных стандартов

В Украине весомый вклад в развитие системы стандартов нового поколения сделан специалистами Научно-исследовательского институт социально-трудовых отношений (г. Луганск).

ГУ НИИ социально-трудовых отношений с участием профильных специалистов Министерства социальной политики Украины и экспертов корпорации System Capital Management разработаны Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов на основе компетентностного подхода [16].

Целью настоящих методических рекомендаций является:

- разработка профессионального стандарта нового поколения квалификационных требований к конкретной категории персонала, занятого определенным видом экономической (профессиональной) деятельности;

- проведение функционального анализа с целью распределения профессиональной деятельности на структурные элементы - основные трудовые функции (единицы профессионального стандарта) с определением требований к знаниям, умениям, навыкам и других требований к работнику по каждой из них;

- формирование подходов по разработке квалификационных стандартов и учебных программ (модулей) как средства достижения компетенций выполнять требования профессиональных стандартов;

- применение механизма оценки знаний, умений, навыков и других компетенций работников со стороны работодателей как средства определения индикаторов (параметров) требований к квалификациям [16].

В методических рекомендациях сформулированы принципы и требования к разработке профессиональных стандартов, представлены Типичный макет профессионального стандарта (структура стандарта), определен состав, источники финансирования и процедуру создания профессионально-отраслевых советов по разработке и внедрению профессиональных стандартов, изложен общий порядок заполнения профессионального стандарта, описана процедура создания и требования к составу экспертной группы на предприятии для проведения функционального анализа, определены инструментарий и методы сбора необходимой информации. В данном документе также изложен алгоритм формирования содержательной части профессионального стандарта и его оформление. Основные этапы формирования профессионального стандарта согласно этих методических рекомендаций представлены на рис.

Для разработки профессиональных стандартов [16] отбор трудовых функций для включения их в макет профессионального стандарта как основных трудовых функций (единиц профессионального стандарта) осуществляется путем учета требований работодателей. Процедуру для опроса работодателей определено данными методическими рекомендациями.

1 этап:

£

2 этап:

3 этап:

Определение Ч/ У

вида профессиональной

Выбор трудовых

деятельности функций для

в рамках вида включения

экономической их в макет

деятельности профессио-

нального

стандарта

как основных

трудовых

функций (единиц

профессиональ-

ного стандарта)

Определение перечня знаний,

умений, навыков, других способностей (компетенций) для каждой единицы профессионального стандарта

4 этап:

V

5 этап:

Распределение основных трудовых функций по квалификационным уровням

Изложение содержания профессионального стандарта

Рис. Алгоритм формирования содержательной части профессионального стандарта

В России весомый вклад в развитие системы стандартов, ориентированных на результаты обучения, сделан Научно-исследовательским институтом развития профессионального образования. Олейниковой А.Н. и Муравьевой А.А. [17, 18, 19] разработаны принципы формирования и определена структура профессионального стандарта нового типа, изложены процедура разработки стандартов и структура модульных программ, основанных на компетенциях.

В основе методики разработки профессиональных стандартов, предложенной российскими учеными, также лежит метод функционального анализа, который предусматривает проведение «инвентаризации» определенной области профессиональной деятельности с точки зрения тех функций, которые должны быть выполнены для реализации назначения определенной области профессиональной деятельности. В отличие от традиционного метода «описания должностей», который осуществлялся небольшой группой посредством наблюдения за деятельностью ограниченного количества работников на конкретных рабочих местах, метод функционального анализа предусматривает проведение широкого опроса предприятий отрасли, а также учитывает перспективные тенденции ее развития, включая международные [18].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специалисты Научно-исследовательского института развития профессионального образования отмечают, что ориентация на перспективу и на международные тенденции имеет принципиальное значение для профессионального образования. Профессиональные стандарты описывают современные требования к выполнению трудовых функций. Каждая трудовая функция, которая является структурной единицей профессионального стандарта, описывает ряд параметров: 1) название трудовой функции (единицы профессионального стандарта); 2) действия, которые обеспечивают выполнение этой функции; 3) характеристики квалификационного уровня, необходимые знания и умения. Такой подход делает возможным трансформировать каждую единицу профессионального стандарта в модуль обучения, при этом результатом обучения по каждой единице профессионального стандарта становится функция, подлежащая освоению.

На сегодняшний день в России на базе Регионального экспертно-методического центра «Эталон» (г. Челябинск) сформирована система независимой оценки и сертификации квалификаций Челябинской области, создана нормативная база - ряд соответствующих положений для функционирования и развития этой системы. Данную систему образуют следующие автономные некоммерческие организации: Челябинское региональное агентство развития квалификаций, Региональный экспертно-методичес-кий центр «Эталон» и Базовый центр развития образования и сертификации персонала «Универсум».

«Челябинское региональное агентство развития квалификаций» получило статус первой в России экспериментальной площадки Национального агентства развития квалификаций.

Разработка секторальных рамок квалификаций по направлению «Менеджмент»

С 2012 г. в рамках программы «Tempus - INARM» [20, 21] разрабатывается проект «Восточноевропейская квалификационная рамка по направлениям подготовки «информатика» и «менеджмент»». Среди участников консорциума проекта: Германия, Италия, Словакия, Австрия, Россия, Украина, Армения. Предмет проекта - внедрение идей квалификаций в области информатики и менеджмента восточно-европейских странах с целью улучшения образовательных стандартов на основе данных, собранных от наиболее важных потенциальных работодателей; внедрение новых европейских подходов к квалификационным рамкам и программы TUNING. Среди целей проекта:

- организация совместной деятельности университетов и предприятий для определения квалификационных требований к дипломированному бакалавру и магистру по направлениям подготовки «информатика» и «менеджмент»;

- улучшение функционирования национальных методических комиссий, ответственных за национальные стандарты по «информатике» и «менеджменту» на базе опыта ЕС и Болонских принципов;

- введение новых национальных стандартов в странах-участниках по вышеуказанным направлениям [20, 21].

Во время проекта были проанализированы реальные потребности экономик трех стран - России, Украины, Армении, адаптированы общие рекомендации по разработке стандартов к национальным условиям и др.

Библиографический список

1. «Нацюнальна стратепя розвитку осв^и в Укра'1'ш на перюд до 2021 року», Указ Президента Украши вщ 25 червня 2013 року № 344/2013. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show /344/2013.

2. Закон Украши «Про вищу осв^у» вщ 17 ачня 2002 року № 2984-14. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show /2984-14.

3. Курбанов Э.А. Зарубежный опыт создания отраслевой рамки квалификаций в лесном хозяйстве. Рамка квалификаций и инновационные модели тренинга предпринимателей в лесном хозяйстве: материалы Международного семинара проекта Темпус-JPHES-No 516796 «Рамка квалификаций и непрерывное обучение для устойчивого лесопользования» - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. - 57 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csfm.marstu.net/publications.html

4. Про Свропейсью рамки квалiфiкацiй. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/eqf_en.htm

5. International Standard Classification of Education ISCED 1997 November 1997 UNESCO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/education/information /nfsunesco/doc/isced_1997.htm

6. Мельник С.В. Зарубiжний та втизняний досвщ розробки нацюнальних систем та рамок квалiфiкацiй: в схемах та таблицях. - Луганськ. ДУ НД1 СТВ, 2011. -46 с.

7. International Standard Classification of Occupations: ISCO-08 / International Labor Office. - Geneva: ILO 2012, 1v, 420 p. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—comm/—publ/documents /publication/wcms_172572.pdf

8. Развитие системы высшего образования с целью совершенствования социального партнёрства и конкурентоспособности гуманитарного образования. Разработка Национальной рамки квалификаций / TEMPUS (HESDeSPI). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hesdespi.crimea.edu/

9. Програма економiчних реформ на 2010-2014 роки у сферi осв^и наказом МОН вщ 3 листопада 2010 року № 1054.

10. Розпорядження Кабшету Мiнiстрiв Украши вщ 27 серпня 2010 № 1727-р.

11. Постанова Кабшету Мiнiстрiв Украши «Про затвердження Нацюнально'1 рамки квалiфiкацiй» вщ 23 листопада 2011 р. № 1341. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1341-2011-%D0%BF

12. Проект Стратеги розвитку нацюнально'1 системи квалiфiкацiй на перюд до 2020 року.

13. Проект Концепци нацюнально'1 системи квалiфiкацiй (проект) станом на 30.10.2012 р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon. gov.ua/ua/activity/education/higher-education/1352297906/1352299256/

14. Проект Закону «Про нацюнальну систему квалiфiкацiй» вщ 29.06.2011 р. № 8726 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_ doc2.nsf/link1/JF6QE00I.html

15. Проект Закону Украши «Про систему професшних квалiфiкацiй».

16. Методические рекомендации по разработке профессиональных стандартов по компетентностному подходу. Науково-дослщний шститут сощально-трудових вщносин (м. Луганськ). Рекомендовано Мшютерством сощально'1 пол^ики Украши, лист № 4382/0/14-12/13 вщ 20 квгтня 2012 року. - 56 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.lir.lg.ua/prof_stand.html

17. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты как основа формирования рамки квалификаций, Москва, 2011 г.

18. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Профессиональные стандарты: принципы формирования, назначение и структура. Методическое пособие. - М.: АНО Центр ИРПО, 2011. - 100 с.

19. Коулз М., Олейникова О.Н., Муравьева А.А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. -М.: РИО ТК им. А Н. Коняева, 2009 - 115 с.

20. Квалiфiкацiйнi рамки з напрямiв «1нформатика» та «Менеджмент» згщно Болонських принцитв. Схщноевропейська квалiфiкацiйна рамка з напрямiв пщготовки «шформатика» та «менеджмент» / 530601-TEMPUS-1-2012-1-PL-TEMPUS-SMHES [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.itel.nas.gov.ua/4.htm

21. HES-SM-INARM: Eastern-european qualification framework in the field of informatics and management. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inarm.uni-koblenz.de/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.