Секция 7. Педагогика
3. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе. Учебно-методическое пособие. -Саратов: Издательский центр «Наука», - 2009. - 52 с.
4. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб: Издательство «Питер», - 2010. - 512 с.
Markheva Oksana Ievgenievna, Nationale Universität Krywyj Rih, Lehrerin, Lehrstuhl für Deutsch, deutsche Literatur und Methodik des Deutschunterrichts E-mail: [email protected]
Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer im System der nationalen Berufsqualifikationen der Ukraine
Abstrakt: In dem vorliegenden Artikel werden die Begriffe “Bildungs-” und “Berufsqualifikationen” “Berufsqualifikationen der Fremdsprachenlehrer”, “Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer” erforscht. Es wird der Entwicklungsstand der Bildungs- und Berufsqualifikationen analysiert und die Stellung der Berufsqualifikationen der Fremdsprachenlehrer im System der Berufsqualifikationen der Ukraine festgelegt.
Keywords: Bildungs- und Berufsqualifikationen, Qualifikationsrahmen der Fremdsprachenlehrer, Europäischer Qualifikationsrahmen, Nationaler Qualifikationsrahmen.
Мархева Оксана Евгеньевна, Криворожский национальный университет преподаватель, кафедра немецкого языка и литературы с методикой преподавания E-mail: [email protected]
Рамка квалификаций учителей иностранных языков в системе Национальных квалификаций Украины
Аннотация: в статье изучаются понятия “образовательные” и “профессиональные” квалификации, “профессиональные квалификации учителей иностранных языков”, “рамка профессиональных квалификаций учителей иностранных языков”. Анализируется состояние разработанности образовательных и профессиональных квалификаций и определяется место профессиональных квалификаций учителей иностранных языков в системе профессиональных квалификаций Украины.
Ключевые слова: образовательные и профессиональные квалификации, рамка профессиональных квалификаций учителей иностранных языков, Европейская рамка квалификаций, Национальная рамка квалификаций.
Интеграционные процессы в Европейском пространстве высшего образования (далее — ЕПВО) обуславливают дальнейшую стратегию реформирования украинской системы образования. Сегодня перед ней стоит задача развития человеческого потенциала, расширения возможностей получения образования, личностного и профессионального развития граждан на протяжении всей жизни. Эти перспективные задачи должны реализовываться в рамках унификации профессиональных требований к трудящимся стран-участниц Болонского процесса. Таким образом, в ЕПВО начались процессы гармонизации национальных систем квалификаций. При этом в качестве инструмента гармонизации была разработана Европейская
рамка квалификаций, а на уровне каждого отдельного государства стали использоваться согласованные с ней Национальные рамки квалификаций.
Анализ исследований учёных (Т. Десятова, Ю. Зиньковского, Б. Королёва, В. Кременя, В. Курило, В. Лугового, М. Степко, Я. Сухого, О. Шевчука и др.) показал, что проблеме Европейской и Национальной рамок квалификаций уделяется достаточно пристальное внимание. Однако вопрос о профессиональных квалификациях учителей иностранных языков (далее ИЯ) остаётся недостаточно изученным. В связи с этим, целью нашей статьи является изучение сущности понятий “профессиональные квалификации учителей ИЯ”, “рамка профессиональных квалификаций
79
Section 7. Pedagogy
учителей ИЯ" и определение места рамки профессиональных квалификаций учителей ИЯ в системе профессиональных квалификаций Украины.
Основным для нашего исследования является понятие “квалификации", которое мы понимаем как официальный результат оценивания и признания, который получают, когда компетентный орган установил, что лицо достигло результатов обучения согласно установленным стандартам [1, 1]. Учёные В. Курило, Я. Сухий и О. Шевчук акцентируют внимание на необходимости различать образовательные (академические) и профессиональные квалификации. Эти два типа квалификаций соотносятся с образовательными и профессиональными стандартами следующим образом: образовательные квалификации присваиваются в системе образования на основе образовательных стандартов (к ним относятся: младший специалист, бакалавр, специалист, магистр, кандидат наук, доктор наук); профессиональные квалификации присваиваются с учётом профессиональных стандартов, которые действуют в сфере труда и отражают способность лица выполнять задачи и обязанности профессиональной деятельности определённого вида и сложности (так, к профессиональным квалификациям учителей относятся: учитель 1-й категории, учитель 2-й категории, учитель 3-й категории, учитель высшей категории) [1, 2]. Профессиональные стандарты разрабатываются работодателями в противовес к образовательным стандартам, поскольку последние, по их мнению, не соответствуют запросам рынка труда. Задачей профессионального стандарта является обеспечение высокого качества профессиональной деятельности на основе единых требований к выполняемым функциям. Таким образом, под профессиональным стандартом следует понимать утверждённые в определённом порядке требования к квалификации работников, их компетентностям, которые определяются работодателями и служат основой для формирования профессиональных квалификаций [1].
Для описания квалификаций в Болонском процессе используются Дублинские дескрипторы, которые выглядят как перечень определённых компетентностей, соответствующих каждому уровню квалификации. Исходя из этого, под профессиональной квалификацией учителей ИЯ будем понимать набор профессиональных компетентностей, который отражает способность учителей ИЯ выполнять задачи профессионально-педагогической деятельности.
Следует отметить, что параллельное существование в системе Национальных квалификаций Украины
образовательных и профессиональных квалификаций усложняет их согласование и сопоставление между собой и с Европейской рамкой квалификаций. В связи с этим, возникает необходимость изменений в подходах к определению, получению и присвоению квалификаций [2, 10]. К тому же система профессиональных квалификаций является более разветвлённой и менее нормированной, чем система образовательных квалификаций. Так, профессиональные квалификации присваиваются в соответствии с профессиями и квалификационными уровнями работ (например, категории учителей) разными учреждениями и предприятиями, тогда как образовательные квалификации (образовательные и образовательно-квалификационные уровни) присваиваются на основе общепринятых правил уполномоченными органами (такие как, например, государственные экзаменационные комиссии и др.).
Несовершенство системы профессиональных квалификаций подтверждает также и тот факт, что классификатор профессий не определяет подходы к присвоению профессиональных квалификаций бакалаврам и магистрам, а присвоение профессиональных квалификаций по названиям профессий усложняется, в свою очередь, отсутствием стандартов компетентности для определённых профессий. В то же время обобщённые описания образовательных квалификаций (образовательно-квалификационные характеристики и образовательно-профессиональные программы) составлены на основе набора знаний и умений выпускников и являются общепринятыми. Кроме того, существующие квалификационные характеристики профессий работников, как правило, несопоставимы с национальной и европейской рамками квалификаций. Таким образом, система профессиональных квалификаций на данный момент в Украине не согласована и не урегулирована, а система образовательных квалификаций ограничивается только рамками обучения в высшем учебном заведении и не решает проблемы присвоения квалификаций на протяжении всей жизни. Эта мысль даёт основания утверждать, что решение вопроса о квалификации является на данном этапе ключевым для украинской системы профессиональной подготовки.
Измерительной системой для профессиональных квалификаций, в том числе, и для учителей ИЯ, является отраслевая рамка квалификаций. Рассмотрим более детально сущность понятия “рамка квалификаций". В. Захарченко под рамкой квалификаций понимает целостное структурированное международно-понятное описание квалификационных уровней,
80
Секция 7. Педагогика
с помощью которого могут быть выражены и соотнесены между собой все квалификации. Функциями рамки квалификаций, по его мнению, является, во-первых, разработка на её основе образовательных и профессиональных стандартов, которые основываются на результатах обучения (компетентностях); во-вторых, рамки квалификаций способствуют признанию квалификаций [3].
Учитывая вышеизложенное, под рамкой профессиональных квалификаций учителей ИЯ понимаем перечень и структурированное описание квалификационных уровней учителей ИЯ. Рамка квалификаций учителей ИЯ является частью отраслевой рамки квалификаций и должна соотноситься с Национальной рамкой квалификаций, которая, в свою очередь, сопоставима с Европейской рамкой квалификаций.
Следует упомянуть, что в настоящий момент разработаны две Европейские рамки квалификаций: Рамка квалификаций ЕПВО и Рамка квалификаций для учёбы на протяжении жизни. Первая была разработана с целью введения международного эталонного уровня и состоит из четырёх квалификационных уровней, которые описывают три последовательных цикла высшего образования: первый, включая короткий (бакалаврский), второй (магистерский) и третий (докторский). Каждый из этих уровней характеризует результаты профессиональной подготовки на определённом этапе. Вторая представляет собой системное описание восьми квалификационных уровней, которые охватывают весь спектр квалификаций, полученных в процессе формального и неформального обучения на протяжении жизни. Обе эти рамки послужили основой для создания Национальной рамки квалификаций Украины (далее — НРК).
НРК Украины была утверждена постановлением Кабинета министров Украины в 2011 году и предусматривает описание уровней квалификаций в
терминах результатов обучения, то есть в компетентностях [4, 2]. Каждый уровень НРК (в общей сложности их 10: начиная с дошкольного образования и заканчивая учёной степенью “доктор наук”) достаточно определённо, хоть и в обобщённой форме описан с помощью универсальной системы дескрипторов и характеризует требования к личности по таким позициям: знания; умения/навыки; опыт; личностные и профессиональные качества. Последние детализируются по четырём группам: автономия и ответственность, умение учиться, навыки общения, профессиональные компетенции. Высшее образование в НРК характеризуют уровни 5 -9 от младшего специалиста до доктора наук. Для шестого уровня (уровня бакалавра) и седьмого уровня (уровня магистра) разработаны также количественные единицы измерения (зачётные единицы) — кредиты [5]. НРК является составляющей национальной системы квалификаций, к которой относятся также и профессиональные стандарты, механизм оценки и подтверждения квалификаций, механизм финансирования Национальной системы квалификаций.
Разработка Национальной системы квалификаций призвана обеспечить более высокий уровень корреляции между отдельными квалификациями в Украине и усилить их связь с Международной стандартной классификацией профессий (ISCO) и Международной стандартной классификацией образования (ISCED). Это, в свою очередь, поможет нашему государству реализовать стремление достичь сравнимости отечественных квалификаций с европейскими аналогами. Следует отметить, что в Украине уже многое сделано на этом пути, но остаётся и много открытых вопросов, среди которых находится и разработка профессиональных квалификаций учителей ИЯ, которые смогли бы стать основой соответствующего профессионального стандарта.
Список литературы:
1. Проект закону Украши про систему професшних квал1фжацш Шевчук О. Б., Сухий Я. М., Курило В. С. вщ, 20.12.2011, № 9625 [Електронний ресурс]. - Режим доступу://'№1.с1.габа^оУ.иа/р18/.../'№еЬргос34?
2. Основи стандартизаций шформацшно-комушкацшних компетентностей в системi освыи Украши: метод. рекомендацн/[В. Ю. Биков, О. В. Бглоус, Ю. М. Богачков та ш..]; за заг. ред. В. Ю. Бикова, О. М. Стрша,
О. В. Овчарук. - К.: Атжа, - 2010. - 88 с.
3. Захарченко В. М. Впровадження Нацюнально'1 рамки квалiфiкацiй. - [Електронний ресурс]/В. М. Захарченко. - Режим доступу: www.tempus.org.ua/uk/./download.html
4. Стратегш розвитку нацюнально'1 системи квалiфiкацiй на перюд до 2020 року (проект)/офщшна веб-сторшка Федерацн роботодавщв Украши. - [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://ua.fru.org.ua/
5. Рамка квамфжацш СПВО/Болонський процес. - [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://euroosvita. osp-ua.info/
81