УДК 378.14.015.62
В.С. Чернышенко РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ. ОТБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДЕСКРИПТОРОВ НА ПРИМЕРЕ УКРАИНСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Представлена компетентностная модель, формализующая и оптимизирующая разработку профессиональных и образовательных стандартов на примере национальных стандартов Украины. Модель ориентирована на построение связей между трудовыми компетенциями и результатами обучения для той или иной отрасли знаний. Предложены шаги перехода от предложенной модели к конкретной информационной системе. В частности, предлагаются основные группы и права пользователей, основные интерфейсы подобной системы.
Ключевые слова: Национальная система квалификаций, Европейская квалификационная рамка, профессиональный стандарт, результаты обучения, компетенция, трудовая функция, информационная система.
V. Chernyshenko IMPLEMENTATION OF COMPETENCE-BASED APPROACH
IN HIGHER EDUCATION. SELECTION OF EDUCATIONAL DESCRIPTORS BY THE EXAMPLE OF THE UKRAINIAN SYSTEM OF EDUCATION
Abstract. A competence model formalizing and optimizing design and adjustment of professional and educational standards is presented by an example of Ukrainian national standards. Proposed model is aimed on building linkages between labour competencies and learning outcomes for each particular field of knowledge. Particular steps of the transition from the given model to a specific information system - list of users and their rights, descriptions of the main interfaces are presented also.
Keywords: National qualification system, European qualification framework, professional standard, learning outcomes, competencies, job descriptions, information system.
Современная ситуация в сфере развития высшего образования сопровождается рядом негативных тенденций, одна из которых - слабый учет постоянно изменяющихся требований рынка труда. Решение этой проблемы может быть эффективным только в том случае, если оно будет проводиться в диалоге работодателей с производителями образовательных услуг. При этом необходимо решать задачу наполнения национальной системы квалификаций (НСК) для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций, дипломов и свидетельств об образовании и обучении. Национальная система квалификаций Украины включает в себя:
- Национальную рамку квалификаций;
- квалификационные уровни и требования;
- профессиональные стандарты;
- механизм оценки и подтверждения квалификаций и компетенций;
- систему органов подтверждения квалификаций;
- механизм финансирования Национальной системы квалификаций.
Важно понять, что Болонский процесс первого десятилетия реализации в качестве основных принципов гармонизации национальных систем высшего образования предложил «принципы прозрачности»: общую структуру квалификаций, основанную на Дублинских дескрипторах (European Qualifications Framework), три
© В.С. Чернышенко, 2014
цикла обучения (бакалавриат, магистратура, цикл Ph.D), кредитно-модульная система по типу ECTS (European Credit Transfer System) и Европейское приложение к диплому (Diploma Supplement) или европаспорт (EUROPASS). В этом ряду среди основных принципов Болонского процесса компетенции (competences) и результаты обучения (leaning outcomes) занимали равное место.
«Квалификации будут выражены через рабочую нагрузку, уровень подготовки, результаты обучения, компетенции и направления деятельности» (Берлинское коммюнике, 2003) [2].
«Мы принимаем... общие дескрипторы для каждого цикла, основанные на результатах обучения и компетенциях» (Бергенское коммюнике, 2005) [1].
«Следующим шагом явится интегрированное рассмотрение таких вопросов, как национальные структуры квалификаций, результаты обучения и зачетные единицы, обучение в течение всей жизни и признание ранее полученного образования» (Лондонское коммюнике, 2007) [3].
«Разработка структур квалификаций сведет вместе ряд составляющих Болонского процесса, которые базируются на методе определения результатов обучения в целях обеспечения качества, системы переноса и накопления зачетных единиц, признания предшествующего обучения, образования в течение всей жизни, гибких путей обучения и социального измерения» (Аналитический отчет для встречи министров в Лондоне, 2007) [6].
«Преподаватели в тесном сотрудничестве с представителями студенчества и работодателями будут улучшать результаты обучения.» (Левен, 2009) [7].
Примечателен факт, что в коммюнике министров 2012 года (г. Бухарест, Румыния) понятию «результаты обучения» отведена центральная системообразующая роль в формировании механизмов прозрачности, оценки и признания образования: «Для консолидации высшего образования в рамках Европейского образовательного пространства необходимо более значительное внедрение результатов обучения. Развитие, понимание и практическое применение результатов обучения является обязательным условием для успешного введения ECTS, европейского приложения к дипломам, признания периодов обучения, национальных структур квалификаций и гарантии качества - все это взаимозависимо. Мы призываем вузы к дальнейшим действиям по расчету зачетных единиц на основе результатов обучения и использованию фактических результатов обучения в процедурах оценки. Мы должны гарантировать, что Руководство пользователей ECTS будет полностью основано на результатах обучения и признании предшествующих периодов обучения» [9].
Согласно принятому в Евросоюзе определению, Национальная система квалификаций (National framework of qualifications) - это описание национальной системы образования, однозначно определяющее сущность и взаимосвязь всех уровней квалификации и иных возможных результатов обучения в единственной для данной страны схеме.
Ориентированный на результаты обучения (компетенции) подход является основой для определения включаемых в НРК квалификаций, разработки учебных планов и программ, организации учебного процесса и системы оценивания, и наконец, для обеспечения качества обучения в целом. Не оставляет сомнений факт того, что все университеты должны направить свои усилия для формирования национальной стратегии по созданию доступной единой и прозрачной системы квалификаций обучения в течение всей жизни.
НРК - основа Национальной системы квалификаций, она необходима профессиональному сообществу для:
- обеспечения прозрачности и сопоставимости квалификаций, полученных в разных странах;
- совершенствования законодательного регулирования и институциональной инфраструктуры в области развития человеческих ресурсов (существующие институции высшего, профессионального и среднего образования устарели и не соответствуют вызовам времени, их действия часто не скоординированы, поэтому необходимо создавать новые институции);
- обеспечения единства системы квалификаций и координации работы по ее совершенствованию;
- обеспечения доступа граждан к освоению новых квалификаций и выбору различных траекторий образования и обучения;
- накопления и переноса квалификаций в другие отрасли, регионы, страны и т.п.;
- оказания людям эффективной помощи в адаптации к изменяющимся условиям и требованиям рынка труда.
Согласно Европейской классификационной рамке, результаты обучения - это знания (факты, принципы, понятия), навыки (когнитивные и практические), умения и компетенции (способность брать ответственность и проявлять самостоятельность), приобретенные лицом в результате завершения учебного процесса. Обучение определяется с учетом его результатов в границах разнообразных контекстов и для разных целей. Главным атрибутом результатов обучения является то, что он отображается в уровне детальности, позволяющей ему соответствовать установленной цели. Влияние контекста применения результатов обучения, оказывает влияние на стиль их отображения (табл. 1).
Таблица 1
Взаимосвязь результатов обучения и способа их отображения
Область применения результатов обучения Цели результатов
Профессиональные стандарты Для определения заданий и ожиданий от определенной профессии. Для применения в качестве основы при установлении производственной практики, продолжении подготовки, набора, систем анализа работы, социального диалога. Профессиональные стандарты могут использоваться для определения квалификаций профессионально-технического образования.
Учебный план Для определения ожиданий от каждого учебного мероприятия. Для направления преподавателей в процессе преподавания, выборе методик, и т.д. Для информирования студентов про перечень навыков/знаний, которые должны демонстрироваться ими по результатам учебного мероприятия.
Квалификации Для определения общих ожиданий от лица, имеющего определенную квалификацию. Для информирования работодателя при приеме на работу лица с определенной квалификацией. Доля информирования студентов на стадии определения будущего пути и определенного использования руководством. Для регулирования квалификационных систем.
Структура квалификаций Для определения уровней обучения в государстве и классификации разнообразных типов и форм квалификаций в структуре соответственных для данных уровней. Для улучшения международного понимания уровней квалификаций в стране.
С точки зрения квалификации, использование результатов обучения для его же определения способствует:
- лучшему соответствию квалификаций ожиданиям рынка труда;
- большей открытости обучения и систем профессиональной подготовки для определения учебных достижений, независимо от того, где они были добыты;
- планированию различных траекторий образования, ведущих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
- повышению гибкости и подотчетности образования и систем профессиональной подготовки, которые должны обеспечить определенные результаты.
Несмотря на временное отсутствие целостной Национальной рамки квалификации (табл. 2), которая в идеале должна стать составляющей частью и условием последующей разработки Национальной системы квалификации (рис. 1).
В качестве основных сущностей Национальной системы квалификаций будем рассматривать: национальную рамку квалификаций, квалификационные уровни и требования, отраслевую квалификационную рамку, профессиональные стандарты, учебные программы. Взаимосвязь основных элементов представлена на рис. 2.
Таблица 2
Национальная Рамка Квалификаций Украины состоит из десяти уровней:
0 дошкольное образование
1 начальное общее образование
2 базовое общее среднее образование
3 полное общее среднее образование
4 профессионально-техническое образование
5 неполное высшее образование
6 базовое высшее образование (бакалавр)
7 полное высшее образование (специалист, магистр)
8 аспирантура
9 докторантура
В рамках высшей школы и предлагаемого подхода мы остановимся именно на шестом и седьмом уровнях. Среди предполагаемых групп пользователей такой системы можно выделить:
1.1. Непосредственные пользователи:
1. Методист кафедры (заведующий, представитель учебно-планового отдела, научно-методических комиссий).
Ответственен за составление списка дисциплин по специальности(-ям), читаемым на кафедре для каждого из уровней образования и входящих в циклы профессиональной подготовки и практической подготовки; заполнение карточек дисциплин (соответственно умений и компетенций, являющихся результатом обучения в рамках каждой из дисциплин).
2. Методист, ответственный за отрасль (члены научно-методических комиссий).
Ответственен за составление отраслевой квалификационной рамки, проверки карточек специальности.
1.2. Наделяемые, выборочные права:
1. Право наполнения профессионального стандарта (что, соответственно, связано с таблицами умений и компетенций).
2. Право заполнять/обновлять соответствующие поля при корректировках НРК Кабинетом Министров Украины.
3. Право составление списка всех дисциплин по специальности(-ям), читаемым в Украине в рамках цикла гуманитарной и экономической подготовки, математической и естественно-научной подготовки для каждого из уровней образования; заполнение карточек дисциплин (соответственно умений и компетенций, являющихся результатом обучения в рамках каждой из дисциплин).
4. Право устанавливать (редактировать) связи между информационными блоками, относящимся к рынку труда и образованию.
Национальная система квалификаций
Национальная рамка квалификаций
Отраслевые рамки квалификаций
Профессиональные стандарты
Образовательные стандарты
Национальная система оценки результатов образования и сертификации
Единый механизм накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях
Методические рекомендации, не введённые в правовое поле
Рис. 1. Структурное представление Национальной системы квалификаций
Элементы, взятые на рис. 2 в скобки, имеют фиксированное количество «типов» (вариантов выбора заполнения), а именно: ♦♦♦ В блоке «умение»
■ Вид умения:
♦ предметно-практическое (1111);
♦ предметно-умственное (ПР);
♦ знаково-практическое (ЗП);
♦ знаково-умственное (ЗР);
■ Уровень сформированности умения:
♦ способность выполнять действие, базируясь на материальных носителях информации (О);
♦ способность выполнять действие, основываясь на постоянный интеллектуальный контроль без помощи носителей информации (Р);
♦ способность выполнять действие автоматически, на уровне навыка (Н);
ю
Компетенции
Знания Умения
Коммуникация Автономность и ответственность
Национальная квалификационная рамка
Вид экономической деятельности
Профессиональная работа
Национальный квалификатор профессий Украины
Профессиональная работа
Трудовая функция
Знания Умения и навыки
(Тип компетенции) (Тип компетенции)
Профессиональный стандарт
Образовательные компетенции
Знания Умения
Коммуникация Автономность и ответственность
Другие
Основные виды трудовой деятельности
Рекомендуемые наименования
Отраслевая квалификационная рамка
Отрасли знаний
Уровни образования
Направления обучения
Специальности
Дисциплина
Общее количество часов
ECTS кредиты
(Цикл)
Образовательные компетенции
Знания Умения
Коммуникация Автономность и ответственность
Другие
Основные виды трудовой деятельности Рекомендуемые наименования
Карточка (рамка) специалиста
Компетенция
Умение
Содержание компетенции
Типовая задача деятельности
Содержание
(Вид умения)
Система разделов тем
(Класс компетенции)
(Уровень сформированности умения)
Результаты обучения
Рис. 2. Организация связи основных правовых документов в рамках Национальной системы квалификаций
* Элементы, взятые на рисунке в скобки, имеют конкретные варианты значений
♦
В
В блоке «компетенция»
■ классы компетенций:
♦ социально-личностные (КСО);
♦ общенаучные (КСО).
♦ инструментальные (КИ)
♦ общепрофессиональные (КЗП)
♦ специализированно-профессиональные (КСП)
■ виды типовых задач деятельности:
♦ профессиональная (ПФ)
♦ социально-производственная (СВ)
♦ социально-бытовая (СП) В блоке «Система разделов тем»
■ Цикл:
Цикл гуманитарной и экономической подготовки.
♦ Цикл математической и естественно-научной подготовки.
♦ Цикл профессиональной подготовки.
♦ Цикл практической подготовки. В блоке «Трудовая функция»
■ Тип компетенции:
♦ Профессионально-нормативная.
♦ Профессионально-производственная (технологическая).
♦ Управленческая.
♦ Трудоохранная (экологическая).
♦ Социальная.
♦ Личностная.
рамках программного модуля, рекомендуется также
создавать
«промежуточные» карточки (рамки) специальностей, предлагаемых вузом, после чего, на каждом уровне, формировать именно их на основании разработанных ОРК. Данный подход является более удобным, в силу идентичной структуры таблиц.
При переходе к составлению списка дисциплин возникают следующие нюансы: не смотря на то, что учебные дисциплины должны привязываться к определенным отраслям знаний, существует отдельная («глобальная») группа дисциплин «цикла гуманитарной и экономической подготовки», «видимая» для любой отрасли (куда входят, например, история Украины, философия, деловой украинский язык). С каждой дисциплиной из данной группы, безусловно, связаны уникальные (также «глобальные») компетенция и умение(-я). Также отдельно выделяется цикл математических и естественно-научной подготовки, список дисциплин в которых заполняют, скорее всего, представители Министерства Образования или, по крайней мере, администратор портала.
Помимо этого, безусловно имеются и дисциплины, встречающиеся в разных отраслях, пускай и не во всех (например, дисциплина «Объектно-ориентированное программирование» присутствует и в отрасли «Информатика и вычислительная техника» и «Системные науки и кибернетика»). Тем не менее, каждая дисциплина должна быть уникальна и не иметь зеркальных копий. Для этого, при добавлении новой дисциплины, необходимо сверять ее название со всеми имеющимися в национальной базе и, в случае существования подобной, предлагать добавить для специальности уже имеющуюся (со своими часами, содержательными модулями, связанными компетенциями и умениями).
При заполнении карточек специальностей методист обязан уточнять количество часов, отведенных для данной специальности. По умолчанию будут проставляться следующие значения:
- 6-ой уровень подготовки (бакалавриат) предполагает объем образовательной программы в количестве 8640 академических часов или же 240 БСТБ кредитов.
- 7-ой уровень подготовки (магистратура) - 4320 академических часов или же 120 БСТБ кредитов.
1 БСТБ кредит = 36 академических часов
При заполнении методистом списка дисциплин для специальности/уровня необходимо сверять общее количество часов с заданными ранее. Отраслевая квалификационная рамка не считается заполненной, пока соответствующее количество кредитов/часов не примет необходимое значение.
Изучая связи данных со стороны документов об образовании (карточек специальности, учебных программ, ОКХ, ОПП), можно прийти к выводу, что на каждом уровне образования, для каждой специальности:
Каждой дисциплине (Организация и функционально-информационное вычисление комплексов и систем) определенного цикла (Цикл профессиональной подготовки) соответствует своя компетенция (Знание фундаментальных принципов современного программирования, средств языков программирования) определенного класса (Инструментальная) с уникальным содержанием (Умение использовать средства современных языков программирования для создания программных продуктов, умение их применять при программной реализации алгоритмов профессиональных задач) соответствует одно или несколько умений (Владеть основами программирования; определять для решения задачи технологию программирования, язык, систему программирования, инструментальные среды; Исправлять синтаксические и семантические ошибки и рефакторинг кода; выполнять разработку кода программы) соответствует своя дисциплина (Организация и функционально-информационное вычисление комплексов и систем).
Также образовательные «профессиональные компетенции», как «общепрофессиональные», так и «специализированно-профессиональные», согласно ОКХ, связаны с типовыми задачами деятельности (табл. 3).
Отсюда следуют связи:
Класс задачи деятельности 1-1 вид типовой задачи деятельности 1-1 содержание умения * - 1 содержание компетенции 1 - 1 типовая задача деятельности 1 - 1 класс компетенции 1 - 1 дисциплина 1 - 1 цикл.
Таблица 3
Корреляционное отношение записей карточек (рамок) специальностей и результатов обучения (образовательных компетенций и умений)
Карточка (рамка) специальности Результаты образования (из ОКХ, учебных программ)
Компетенции Компетенции Умения
Знания Умения Общепрофессиональные, инструментальные, общенаучные Все умения
Коммуникация Автономность и ответственность Социально -личностные, инструментальные
Другие показатели Все компетенции и умения, которые не были выбраны в предыдущих группах
Данные из результатов обучения автоматически переносятся в карточку специальности, после чего методисту необходимо проанализировать полученный вариант и «перебрать» умения, соответствующие тому или иному виду компетенций (рис. 3).
Рис. 3. Иерархия компонентов образовательных и профессиональных стандартов согласно Болонской системе
Перейдем к изучению связей данных со стороны рынка труда (профессиональных стандартов):
Каждому виду экономической деятельности
(http://www.ubc.ua/Links/codes_ua2.html) соответствует ряд профессиональных работ (http://www.dk003.com/). (Например, виду деятельности «24.5 - литье металлов» соответствует «профессия сталевар конвертера»). Профессиям, в свою очередь, соответствует несколько трудовых функций (проверять состояние футеровки конвертера; заливать чугун; контролировать продолжительность выпуска стали из конвертера в сталеразливочных ковша) каждой из функций - несколько знаний, умений и навыков (табл. 4).
Отсюда следуют связи:
Вид экономической деятельности 1 - * профессиональная работа 1 - * трудовая функция 1 - * знания; трудовая функция 1 - * умения и навыки.
Знания, умения и навыки из профессионального стандарта могут находиться в связи/соответствии с образовательными компетенциями и умениями. Для этого необходим отдельный интерфейс, в котором методист совмещал бы профессиональные компетенции с образовательными (в отношении 1 - 1). Возможно, в некоторых случаях они даже могут иметь абсолютно одинаковое название.
Таблица 4
Корреляционное отношение трудовых и образовательных компетенций
Профессиональный стандарт Результаты образования (из ОКХ, учебных программ)
Трудовые функции Компетенции Умения
Знания: Профессионально- классы компетенций / классы задач деятельности Общепрофессиональные /
нормативные Профессионально- производственные (технологические) Управленческие Профессиональные Специализированно-профессиональные / Профессиональные Инструментальные / Социально- X
Трудоохранные (экологические) Социальные производственные Инструментальные / Социально-производственные Социально-личностные /
Личностные Социально -бытовые Социально-личностные / Социально -бытовые
Умения и навыки: Профессионально- Виды умений Предметно-умственные,
нормативные Профессионально-производственные (технологические) предметно-практические Предметно-практические, знаково-практические, знаково-умственные
Трудоохранные (экологические) - Предметно-умственные, предметно-практические
Социальные Личностные Предметно-умственные Предметно-умственные
«Основные виды трудовой деятельности» в отраслевой квалификационной рамке наполняются элементами из таблицы «вид экономической деятельности» (разделами имеющими четырехцифровой шифр). «Рекомендуемые наименования должностей» также выбираются из списка «профессиональная работа» в базе «вид экономической деятельности».
Связь записей ОКР и карточек специальностей очевидна и не требует разъяснений. В то же время еще раз подчеркнем, что при всей идентичности структур ОКР наполняется обобщенными профессиональными компетенциями, а карточка -результатами обучения.
Связь «основных видов трудовой деятельности» и «компетенций» в отраслевой квалификационной рамке есть весьма существенная, но при этом виртуальная (не прямая). При выборе профессий, для данной специальности на указанном уровне тут же ставятся в соответствие профессиональные компетенции, а значит, и обобщенные компетенции, а также результаты обучения. Таким образом, автоматически заполняются «компетенции» этих рамок.
Отметим также необходимость хранить уникальные шифры для отраслей знаний, направлений обучения, специальностей, а также видов экономической деятельности и профессиональных работ. Все остальные данные также имеют шифры,
но не уникальные, а привязанные к тому или иному разделу (привязываться к ним бессмысленно).
Важной компонентой рассматриваемой системы является разработка веб интерфейса, позволяющего всем заинтересованным лицам (студентам), экспертам (представителям рынка труда, сотрудникам высших учебных заведений) высказывать свое мнение, голосуя, или предлагая новые элементы профессионально-образовательного поля. Так, например, указанные в табл. 5 данные могут быть оценены напрямую и связаны со счетчиком-рейтингом (для одного и того же элемента счетчиков), который будет изменяться в ходе опросов работодателей и педагогов:
Таблица 5
Данные, рейтинг которых должен учитываться при разработке модуля. Голосование за приведенные ниже данные производится напрямую
Элементы Пользователи, имеющие возможность влиять на рейтинг
Профессиональные работы Представители рынка труда, студенты
Знания и умения в рамках каждой профессиональной работы Представители рынка труда
Социально-личностные, общенаучные компетенции в образовании Педагоги
Дисциплины Педагоги, студенты
В табл. 6 отображены поля, также связанные со счетчиками рейтингов, но наполняемые не (напрямую) через общий веб-интерфейс. Данные счетчики наполняются через связи данных БД из элементов предыдущей таблицы.
Таблица 6
Данные, рейтинг которых должен учитываться при разработке модуля.
Расчет рейтинга п роисходит с помощью смежных элементов
Элементы-стоки Элементы-истоки Пользователи
Инструментальные, общепрофессиональные, специализированно-профессиональные компетенции в образовании Знания и умения в рамках каждой профессиональной работы Представители рынка труда
Дисциплины Знания и умения в рамках каждой профессиональной работы Представители рынка труда
В рамках модуля предлагается разработка следующих интерфейсов: 1) Вопросы труда:
1) Сопоставленные списки видов экономической деятельности и профессиональных работ.
п) При выборе профессиональной работы открывается ее карточка. (Окно содержит поле, позволяющее добавить описание профессиональной работы, список трудовых функций). Пользователь не может изменять эти списки, а только просматривать.
ш) При выборе трудовой функции открывается отдельное окно со списками знаний, умений и навыков, как выбранных для данной трудовой функции, так и общие их списки.
2) Для методистов кафедр ВУЗов:
1) Сопоставленные списки Отрасль знаний - Направление обучения для 6-го уровня.
п) Сопоставленные списки Отрасль знаний - Направление обучения -Специальность для 7-го уровня.
ш) В карточке направления обучения - список дисциплин и поле для проставления общего количества БСТБ кредитов.
¡у) При выборе дисциплины открывается ее карточка. (При введении общих часов автоматически проставляются кредиты, и наоборот). В списке блоков содержательных модулей создаются записи с темами. В соседнем списке-колонке выбирается или создается новая компетенция. (Согласно текущим национальным рекомендациям, дисциплина может быть связана исключительно с одной компетенцией). Также пользователь должен выбрать из списка к какому циклу она принадлежит.
у) При выборе компетенции открывается страница с возможностью создания, добавления умений, указании соответствующей задачи деятельности (одной для каждой профессиональной компетенции при этом, тут же, могут задаваться типы и компетенций и умений).
у1) Окно с карточкой данной специальности, где пользователь может заполнить поля компетенций, отредактировать их, сопоставляя знания, умения, коммуникации, автономность и ответственность и другие показатели с компетенциями и умениями, связанными с дисциплинами. Или же методист может начать с заполнения списка рекомендуемых наименований должностей, а затем уже перейти к списку компетенций и дисциплин. По завершению работы над специальностью пользователь переходит к процессу верификации карточки (проверка списка дисциплин, равняется ли общее количество часов эталонному, соответствует ли каждой дисциплине компетенция, соответствует ли каждой компетенции по крайней мере одно умение и т. д.). В случае успеха, пользователь видит соответствующее подтверждение, и отраслевая квалификационная рамка обновляется. (Этот раздел, конечно, включает в себя несколько вложенных страниц интерфейса).
3) Для методистов, ответственных за наполнение НРК:
Страница с четырьмя полями НРК, необходимыми для заполнения.
4) Для методистов, ответственных за редактирования связей между блоками связанных с образованием и профессиональными стандартами:
Страница со столбцами-сопоставлением видов экономической деятельности (национальный классификатор профессий Украины), отраслей знаний и основных видов трудовой деятельности (отраслевая квалификационная рамка).
п) Страница со столбцами-сопоставлением профессиональных работ (национальный классификатор профессий Украины) и рекомендуемыми наименованиями должностей (отраслевая квалификационная рамка).
ш) Страница, позволяющая совместить типовые задачи деятельности (а соответственно и образовательные компетенции) со знаниями из профессиональных стандартов (в рамках определенного направления обучения или специальности). При выборе трудовых знаний в соседнем списке появляются образовательные компетенции соответствующего типа (см. раздел 4с).
¡у) Смежная страница, позволяющая совместить образовательные умения с умениями и навыками из профессиональных стандартов (в рамках определенного направления обучения или специальности). При выборе трудовых умений и навыков в соседнем списке появляются образовательные умения соответствующего типа (см. раздел 4с).
В рамках интерфейсов для методистов также необходимо учитывать все связи между объектами, не позволяя пользователю выбрать вариант/элемент, приводящий к логической неувязке, например:
- необходимо проверять общее количество кредитов/часов при заполнении списка дисциплин;
- при выборе профессий для той или иной специальности, не давать возможность выбирать те, для которых необходимы образовательные компетенции, которые не были выбраны ранее (при полном заполнении списка образовательных компетенций);
- если список обобщенных компетенций не был заполнен, по крайней мере, до конца, то при «дополнении» профессий в ОКР тут же динамически заполнять список знаний, умений, знаний, коммуникации, автономности и ответственности;
- отказ отображать ОКР, если не были заполнены все данные по специальностям, входящим в данную отрасль.
Важность подобного модуля состоит и в том, что при его реализации мы будем иметь не только отраслевые ПС, но и методику разработки профессиональных стандартов, которой смогут воспользоваться работодатели и других отраслей. Фактически наши работодатели получают инструмент, с помощью которой они смогут самостоятельно разрабатывать и своевременно корректировать профессиональные и образовательные стандарты, а значит, целенаправленно влиять на качество подготовки персонала, содействовать повышению конкурентоспособности своего бизнеса, приросту человеческого капитала страны.
Библиографический список
1. Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании ENQA / Стандарты и принципы обеспечения качества в Европейском пространстве высшего образования [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.bologna-bergen2005.no/Docs/00-Main_doc/050221_ENQA_report.pdf, свободный.
2. Коммюнике конференции министров по высшему образованию, Берлин, 2003 г. - Режим доступа: http://www.bologna-berlin2003.de/pdf/Communique1.pdf, свободный.
3. Лондонское коммюнике министров по высшему образованию, Лондон, 2007 г. - Режим доступа: http://www.ond.vlaanderen.be/hogeronderwijs/Bologna/ documents/mdc/London_Communique18May2007.pdf, свободный.
4. Международная конференция по результатам обучения. Определение и измерение результатов обучения в высшем образовании / Европейский консорциум по аккредитации - Цюрих, 3-4 сентября, 2007 [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.oaq.ch/pub/en/Conference_LO.php, свободный.
5. Официальный сайт Европейского аккредитационного консорциума ECA. -Режим доступа: http://www.ecaconsortium.net/index.php
6. Bologna Process Stocktaking Report, 2007. - Режим доступа: http://eu.daad.de/imperia/md/content/eu/bologna/bolognaprocessstocktaking_london.pdf, свободный.
7. Communiqué of the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009. - Режим доступа: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/Leuven_Louvain-la-Neuve_Communiqué_April_2009.pdf, свободный.
8. ECTS Users' Guide Brussels: Directorate - General for Education and Culture. -2005. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/programmes/socrates/ects/doc/guide_en.pdf, свободный.
9. The 2012 Bucharest Ministerial Conference. - Режим доступа: http://www.bologna-bucharest2012.ehea.info/, свободный.
10. The European Qualification Framework. - Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/eqf_en.htm, свободный.
11. Sixth ENQA General Assembly, 28-29 September 2009, Barcelona, Spain. -Режим доступа: http://enqa.eu/eventitem.lasso?id=245&cont=pasteventDetail, свободный.