Научная статья на тему 'ОПЫТ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПСИХОЛОГИИ УРФУ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОПЫТ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПСИХОЛОГИИ УРФУ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АБИТУРИЕНТЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова М.И., Зайнетдинова И.Ф.

В статье анализируется практика студентов кафедры управления персоналом и психологии Уральского федерального университета по профориентации за 2020 и 2021 годы в условиях пандемии COVID-19. Поколенческие особенности, необходимость профориентации, дистант и новые форматы учебной работы со студентами обусловили актуальность данного исследования, в котором осуществлен анализ отчетов студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом» о реализации 15 онлайн-проектов профориентационной работы в социальных сетях. На основе полученных данных выявлены возможности такого рода профориентационной работы, проводимой с учетом особенностей эпидемиологической ситуации. Предложения авторов заключаются в создании дополнительных функций и инструментов профессиональной ориентации школьников и удержания абитуриентов, а также предложении эффективных путей информирования потенциальных студентов и их родителей о направлении подготовки «Управление персоналом» в новых условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова М.И., Зайнетдинова И.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICIPATION EXPERIENCE OF URAL FEDERAL UNIVERSITY DEPARTMENT OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT AND PSYCHOLOGY'S STUDENTS IN CAREER GUIDANCE WORK USING SOCIAL NETWORKS IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

The article analyzes the practice of the Ural Federal University's Department of Human resource management and Psychology's students on career guidance in 2020 and 2021 in the conditions of the COVID-19 pandemic. The relevance of this study is determined by generational peculiarities, the need for career guidance, distance learning and new formats of educational work with students. In the process of writing the following sources were analyzed: reports by undergraduate students, majoring in human resource management, on the implementation of 15 online career guidance projects in social networks. Based on the data obtained, some opportunities for career guidance work, which take into account the peculiarities of the epidemiological situation, were revealed. The authors' proposals are to create additional functions and tools for vocational guidance of schoolchildren and retention of applicants, as well as to offer effective ways of informing potential students and their parents about the human resource management training in new conditions.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПСИХОЛОГИИ УРФУ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОПЫТ УЧАСТИЯ СТУДЕНТОВ КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ И ПСИХОЛОГИИ УРФУ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

PARTICIPATION EXPERIENCE OF URAL FEDERAL UNIVERSITY DEPARTMENT OF HUMAN RESOURCE MANAGEMENT AND PSYCHOLOGY'S STUDENTS IN CAREER GUIDANCE WORK USING SOCIAL NETWORKS IN THE CONDITIONS OF THE COVID-19 PANDEMIC

ПОЛУЧЕНО 25.03.2022 ОДОБРЕНО 01.04.2022 ОПУБЛИКОВАНО 29.04.2022

КАЗАКОВА М.И. Доцент кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

KAZAKOVA M.I.

Associate Professor, Department

of Human Resource Management, Ural Federal University, Yekaterinburg

УДК 331.108 DOI 10.12737/2305-7807-2022-11-2-35-43

ЗАЙНЕТДИНОВА И.Ф. Старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург

ZAINETDINOVA I.F. Senior Lecturer, Department of Human Resource Management, Ural Federal University, Yekaterinburg

e-mail: kazakova-berater@mail.ru

e-mail: Zainetdinova.irina2015@yandex.ru

Аннотация

В статье анализируется практика студентов кафедры управления персоналом и психологии Уральского федерального университета по профориентации за 2020 и 2021 годы в условиях пандемии COVID-19. Поколенческие особенности, необходимость профориентации, дистант и новые форматы учебной работы со студентами обусловили актуальность данного исследования, в котором осуществлен анализ отчетов студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Управление персоналом» о реализации 15 онлайн-проектов профориентационной работы в социальных сетях. На основе полученных данных выявлены возможности такого рода профориентационной работы, проводимой с учетом особенностей эпидемиологической ситуации. Предложения заключаются в создании дополнительных функций и инструментов профессиональной ориентации школьников и удержания абитуриентов, а также предложении эффективных путей информирования потенциальных студентов и их родителей о направлении подготовки «Управление персоналом» в новых условиях.

Ключевые слова: управление персоналом, поколенческие особенности, профессиональная ориентация, социальные сети, абитуриенты, студенты.

Abstract

The article analyzes the practice of the Ural Federal University's Department of Human resource management and Psychology's students on career guidance in 2020 and 2021 in the conditions of the COVID-19 pandemic. The relevance of this study is determined by generational peculiarities, the need for career guidance, distance learning and new formats of educational work with students. In the process of writing the following sources were analyzed: reports by undergraduate students, majoring in human resource management, on the implementation of 15 online career guidance projects in social networks. Based on the data obtained, some opportunities for career guidance work, which take into account the peculiarities of the epidemiological situation, were revealed. The authors' proposals are to create additional functions and tools for vocational guidance of schoolchildren and retention of applicants, as well as to offer effective ways of informing potential students and their parents about the human resource management training in new conditions.

Keywords: human resource management, generational peculiarities, career guidance, social networks, applicants, students.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Профориентация — государственная по масштабам, социальная по значению и педагогическая по методам задача.

Профессиональная ориентация — это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов [2, 5, 7].

В образовательных учреждениях любого уровня, будь то школа или высшее учебное заведение, профориентацией занимались всегда, но, как известно, современные проблемы

требуют современных решений, и это дает мощный толчок к созданию новых проектов на всех (федеральном, областном и муниципальном) уровнях.

Формирование ответственного отношения и осознанного выбора образовательной и профессиональной траектории в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями личности — цель, которая эти проекты объединяет.

Поколенческие особенности все больше учитываются в управлении человеческими ресурсами организации. Для самих студентов образовательных учреждений HR-бренд становится драйвером выбора места работы, работодателя, ориентированного на предпочтения, возможности и приоритеты молодежи.

Какие факторы преимущественно влияют на выбор школьниками места обучения и образовательных программ в последнее время?

Привлечение и удержание потенциального студента становится важнейшим фактором, обеспечивающим успех деятельности образовательного учреждения. С целью повышения эффективности приемных кампаний проводятся исследования по выявлению основных факторов мотивации, оказывающих влияние на выбор учебного заведения и направления подготовки.

Анализ научных публикаций дает основание сделать следующие выводы [3, 4, 6]:

- на выбор абитуриентом конкретного учебного заведения влияет факт того, является оно государственным или нет;

- важную роль играет местонахождение учебного заведения и наличие актуальных специальностей/направлений подготовки, которые востребованы на рынке труда;

- оплата труда и престиж профессии являются главными факторами, влияющими на выбор абитуриента (факторы, связанные с будущим абитуриента, перспективой улучшить личную жизнь);

- родители, по мнению респондентов, оказывают важное влияние на выбор специальности;

- делая свой выбор в пользу какого-либо вуза или специальности, старшеклассники и их родители обычно руководствуются общественным мнением, как в престижности, так и популярности выбираемых специальностей;

- востребованность таких профессий, как финансист и менеджер, сохраняется, но все больше абитуриентов интересуются карьерой в сфере информационных технологий, а также творческими, архитектурными, дизайнерскими профессиями;

- Интернет является основным источником информированности абитуриентов и их родителей;

- минимальное влияние на выбор направления обучения оказала предварительная профориентация школьников (рис. 1).

Таким образом, логично сформулировать предложение о том, что работа по привлечению абитуриентов должна идти по нескольким направлениям, а профессиональная ориентация может и должна задействовать дополнительные инструменты.

Проектная деятельность студентов кафедры управления

персоналом и психологии: планирование, организация,

реализация

Студентами кафедры управления персоналом и психологии УрФУ в 2020 и 2021 гг. с учетом особенностей текущей эпидемиологической ситуации в стране и в мире были разработаны форматы профориентационной работы в социальных сетях. Реализовано 15 проектов с потенциальными абитуриентами.

Целевая аудитория: обучающиеся в возрасте 16—18 лет (школьники 9—11 классов), находящиеся на пути своего профессионального самоопределения.

Общая цель проектов: профессиональное просвещение — погружение потенциальных абитуриентов в профессиональный мир и ориентирование в направлении подготовки «Управление персоналом».

Задачи проектов:

- предоставление методов исследования личностных особенностей (способностей, в том числе интеллектуальных, интересов);

- ознакомление с принципами выбора профессии;

- ознакомление с направлениями в профессии НК-менеджера;

- помощь в сопоставлении возможностей школьников с требованиями выбираемых профессий;

- помощь учащимся в оценке своих качеств применительно к конкретным видам трудовой деятельности;

- консультирование по поступлению на направление в УрФУ;

- создание условий для «пробы сил» в различных видах деятельности;

- формирование профессионального намерения и помощь в его реализации.

Ожидаемые результаты:

- повышение готовности школьников к профессиональному самоопределению;

- оказание адресной помощи учащимся школы в осознанном выборе будущей профессии;

- обучение потенциальных абитуриентов основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- ориентирование учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

- ориентирование школьников в функционале и компетенциях НК- менеджера.

| Факторы влияния на еыВор а&итури Рис. 1. Факторы влияния на выбор абитуриента направления обучения [4]

Платформы: «ВКонтакте», TikTok, Instagram, Telegram (платформы были определены самими студентами с использованием результатов самостоятельно проведенного опроса, а также с учетом вторичных источников информации).

Этапы и методы осуществления проектов:

- анализ материала в сфере управления человеческими ресурсами,

- создание, отбор и редактирование контента, подготовка к выкладке,

- поэтапное размещение контента на выбранной платформе,

- получение и предоставление обратной связи целевой группе,

- проведение онлайн-опросов посредством Google-форм,

- анализ данных опросов и их оформление,

- составление и защита отчетов.

В статье приведем только несколько примеров названий проектов, контента и положительных результатов, полученных при их реализации.

Платформы «ВКонтакте» и Telegram

Время реализации проектов: октябрь 2020 г. — декабрь 2021 г.

Создание чат-бота — виртуального помощника абитуриента. Срок работы чат-бота в бесплатном режиме не ограничен (при реализации функций, которые заложены в нем участниками проектов).

Преимущества использования чат-бота.

- Чат-бот — это виртуальный собеседник, программа, которая может решать типовые задачи, брать на себя простые коммуникации: задавать вопросы и отвечать на них. Чат-боты дают пользователям возможность быстро получить нужные инструкции, не ожидая ответа оператора, тем самым экономя время сотрудников.

- Чат-боты справляются с рутинными операциями, которые можно свести к конкретному алгоритму, ищут и агрегируют данные, распространяют информацию. Все это повышает производительность разных команд и улучшает клиентский сервис.

- Чат-бот можно сделать в любом удобном мессенджере (WhatsApp, Viber, Skype, других) или подключить его на собственный сайт. В рамках студенческих проектов чат-боты «заточены» на помощь будущим студентам УрФУ, поэтому их функции просты, а работа ограничена.

На данном этапе «Урфуша» (чат-бот на платформе «ВКонтакте») знает и дает ответы на вопросы по следующим темам:

1. Общие вопросы о поступлении;

2. Вопросы о вступительных испытаниях, проходных баллах и список предметов ЕГЭ, которые необходимо сдать для поступления на направление «Управление персоналом»;

3. Вопросы об общежитии Университета;

4. Вопросы о процессе обучения;

5. Вопросы, касающиеся перспективы обучения.

На рис. 2 можно увидеть, как выглядит диалог с чат-ботом.

В случае, если по интересующему вопросу у «Урфуши» в данный момент нет информации, то он оставит контакты, по которым можно связаться для ее получения (рис. 3).

Данный чат-бот можно усовершенствовать, добавив ему больше возможностей.

Общение с чат-ботом в Telegram выглядит следующим образом (рис. 4).

Для того чтобы получить ответ на необходимый вопрос, нужно указать номер вопроса или задать свой личный вопрос (рис. 5).

® Ксюша 23:04

Привет

К Урфуша 23:04

* , Привет, я- Урфуша' Н смогу помочь тебе поступить на кафедру "Управление персоналом и психологии'' и отвечу на все твои вопросы!

1. Если тебя интересует информация о индивидуальных достижениях, правила приема, количество мест на направлении, необходимые документы, скидки и льготы -пиши "ПОСТУПЛЕНИЕ"

2. Если тебя интересуют какие вступительные испытания необходимо сдать, какие проходные баллы - пиши "ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ"

3. Если тебя интересует поселение в общежитие - пиши "ОБЩАГА"

4. Если тебя интересует чему тебя будут обучать - пиши "ОБУЧЕНИЕ"5. Если тебя интересует кем работают выпускники

пиши "РАБОТА"

Рис. 2. Диалог с чат-ботом (пример)

» Урфуша 9:34 " \ На данный момент я не знаю, как тебе ответить — 'Обратись к моим создателям : Тел: +7 (000) 000 00 00 Е ппа11; prosfiiCons@mail.ru

Рис. 3. Диалог с чат-ботом

& А & $ к <4

Задумываешься о профессии Нг? Есть сомнения твоя ли это профессия?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тогда наша команда USEFUL CONSULTING тебе поможет. Мы собрали список основных вопросов, которые могут возникнуть.

Жми кнопку ниже и смотри ответы

You agree wilh Tf.-гти гЛ I.-" end Ргг.,л-y jj^llry ^C'.' r-Td by г-.тдгт L'irn-1rr

Рис. 4. Smart-bot.website

Информационный канал, представленный на платформе Telegram, выглядит следующим образом (рис. 6).

TikTok

Время реализации проектов: октябрь 2020 г. — декабрь 2021 г.

Преимущества сервиса для создания и просмотра коротких видео:

- Популярная социальная сеть среди школьников;

- Большой охват аудитории;

- Возможность быстро и эффективно донести необходимую информацию, а также быстро получить обратную связь;

- Музыка, эффекты;

- Цифровизация, геймификация;

- Самостоятельность обучения.

Профессия Нг

Список основных вопросов Что бы полупить ответ, напиши номер вопроса в

21. Кем я смогу работать посла завершения обучения? 22 Сколько учиться по дайной специальности? 23. Сколько зарабатывает неспециалист?

24 Основные функции Нг?

25 Минимальный п рокадной балл иа специальность «Управление персоналом»?

26 Чем отличается менеджмент от

27. Актуальность профессии Нг?

28. Задать свой вопрос

Что &ы вернуться к этому списку вопросов, напишите слово "Меню"

Для начала представьтесь. Напишите ваше имя 0о:зз

Екатерина

Екатерина, напиши здесь свой вопрос и в ближайшее время на него ответят оо^зз

Перед Неспециалистами стоит задача помочь персоналу компаний адаптироваться к новым условиям и набрать сотрудников в соответствии с актуальными потребностями фирмы, поэтому данная специальность является актуальной скмз

@ Сообщение..

Рис. 5. Чат-бот (Telegram)

Проект команды «Frame per second» (агентство).

- Размещение консультационных видео в области управления персоналом на цифровой платформе «TikTok». Сам канал на ТикТоке был создан 20.10.2020, первое видео было загружено 22.10.2020, последнее видео было загружено 15.11.2020. В целом проект длился 26 дней.

- Проведение анкетирования пользователей с целью выявить, насколько полезными и интересными были обучающие видео, а также выяснить представления потенциальных абитуриентов о направлении подготовки «Управление персоналом» и выявление знаний, которые могли получить будущие студенты при просмотре видео.

Все школьники, заинтересованные в управлении персоналом, благодаря хештегам могли находить видео агентства и предоставлять создателям обратную связь.

Проект 2021 года.

Членами команды было отснято 26 роликов, содержащих информацию по управлению персоналом, несущих консуль-

тативный смысл. Среднее количество просмотров на момент написания отчета варьирует от 152 до 153, самое большое количество просмотров на первом вводном видео — 607. Также аудиторией предоставлялась обратная связь в формате комментариев и лайков, в среднем от 5 до 15 отметок «нравится» на видео (на момент написания отчета). Проводилась тщательная работа с комментариями от подписчиков и людей, которые впервые узнают об управлении персоналом. Были и комментарии об ожидании следующих видео и нового познавательного контента — так приходило понимание, что команда двигается в верном направлении, и определение того, что именно интересно аудитории и как можно ей помочь.

Некоторые ролики были отсняты в игровом формате, на которые также предоставлялась обратная связь. Помимо возможных абитуриентов на ТикТок-канал попадали студенты, которые уже учатся на данном направлении.

Для более полного представления результатов деятельности командой была разработана анкета, благодаря которой пользователи могли оценить, насколько эффективным и полезным был проект. Ответы пользователей на один из вопросов анкеты представлены на рис. 7.

Посредством опроса авторы проекта выяснили, что:

- они имеют обширную аудиторию в возрасте от 14 до 27 лет (а не только 16—18 лет);

- большая часть респондентов не имеет представления о том, что такое «управление персоналом», «кадровое агентство» и пр., но им интересно узнать об этом;

- респонденты с удовольствием задавали интересующие их вопросы и участвовали в решении мини-кейса и прохождении предлагаемых авторами проекта опросников.

Instagram

Проекты: «HR-среда в УрФУ», «Абзац», «Atman Coach».

Время реализации проектов: октябрь 2020 г. — декабрь 2021 г.

Преимущества платформы:

- Популярность социальной сети;

- Охват большой аудитории (актуальность и полезность не только для потенциальных абитуриентов, но и для их родителей, студентов, преподавателей);

- Погруженность в процесс 24/7;

- Возможность публикации постов, «сторис», проведения опросов и прямых эфиров, размещения информационного, развлекательного и обучающего контента;

- Общение с пользователями через «директ»;

- Возможность отслеживать активности, происходящие внутри проекта.

Особый интерес у пользователей вызвали психологические (анализ почерка, невербального поведения человека и пр.) рубрики, Instagram-маска, которая рандомом предлагает абитуриенту узнать, кем он будет работать в сфере HR, ведь вариантов немало, о чем рассказано на странице. Предлагается небольшой интерактив — примерить маску.

Есть интересный раздел «Прямой эфир с преподавателем». Также для удобства получения информации создан чат-бот на базе Telegram, ссылка на который отражена на странице Instagram.

Абитуриент может получить представление о направлении, что такое управление персоналом, кто такой HR, как поступить, что такое БРС (балльно-рейтинговая система вуза), как составить идеальное резюме (актуальный вопрос для молодых людей и важная информация для ре-крутера/ресечера), учебная программа (ведь абитуриенту интересно, чему он будет обучаться предметно) и т.д.

Была ли вам полезна общая информация?

Анонимный опрос

1 г

Добрый день, наши дорогие ученики! Сегодня мы бы хотели для Вас раскрыть тему мотивации, её функции и формы

Что должен знать и уметь делать НР?

Мотивация персонала — один из способов повышения производительности труда.

- [ ] Мотивируя сотрудников, НР стремятся:

* удержать постоянный штат;

* минимизировать число увольняющихся (устранить «текучку

кадров»);

* обозначить цели и ориентировать персонал на достижение результатов

HR STAFF

5 ПОДПИСЧИКОВ

Материальная

Нематериальная Обучение,

""' дгтог........

Публикация

о ©

«Мотивация»-это важно?

я викторина

Мы рады снова вас приветствовать на нашем канале!

! Сегодня мы поднимем тему обучение персонала

Знания, принадлежащие организации, в настоящее время становятся одним из важнейших активов, вопросам развития и сохранения которых менеджмент должен придавать приоритетные значения. Ключевое значение имеют знания как опыт действия в конкретной ситуации, как практический опыт, накопленный организацией и её сотрудниками. Ключевым вопросом становится использование коммепмиалияамия и Публикация О О

«Чты HR STAFF

4 5 подписчиков

Полезна ли вам информация об «Адаптации» сотрудников?\/

Анонимный опрос

Да Нет

На повестке дня познавательная статья, благодаря которой Вы узнаёте Что такое оценка и аттестация персонала, нужна она и зачем?

«Информация правит миром»- чем больше информации о собственном персонале имеет компания, тем лучше она может организовать производственный процесс. Ведь по сути оценка и аттестация персонала - это:

1. Сбор данных работодателем (и руководителями) о своих сотрудниках.

2. Сбор данных самим сотрудником о своих профессиональных качествах. Работодатель хочет знать, кто работает в его компании, какими качествами этот человек обладает, как его присутствие в компании влияет на

18:48 .ti -г

^ты HR STAFF

^ 5 подписчиков

доступны извне, соответствует ли имеющаяся рабочая сила актуальным требованиям производства. Этап 4. Разработка планов и мероприятий для достижения целей: привлечения дополнительного персонала, замена или сокращение имеющегося.

Кадровое планирование обеспечивает трудовому коллективу лучшее ознакомление с изменениями в организации, делает более понятными технико-организационные новшества, стимулирует участие в работе, открывает перспективы для собственного развития и достижения большей социальной справедливости.

О 2 15:01

«Кадровое планирование» какой элемент по значимости в системе У. П.?

Анонимный опрос : 1

Публикация

о ©

Публикация

5> 2 16:02 j ^

О ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

HR STAFF

5 подписчиков

1ШШ

HR STAFF

Дорогие абитуриенты, мы благодарны вам за то, что вы все это время были с нами, активно обсуждали статьи в комментариях и отвечали на опросы!

Мы успели разобрать самые полезные темы, такие как: управление персоналом и его задачи, мотивация персонала, функции и формы мотивации, обучение персонала, адаптация персонала, кадровое планирование.

? Так же мы изучили основные процессы управления персоналом.

Наша команда Консалтингового агенства продолжит знакомить Вас с миром управления персонала ^ Впереди нас ждут интересные и познавательные статьи!

<•» 5 Диана Рамазанова, 13:11

(3 Прокомментировать

Публикация

о ©

Рис. 6. Telegram-канал

-5(19,2%) 5 10

Рис. 7. Ответы респондентов

Посты оформлены в цветовой палитре института, в составе которого находится кафедра управления персоналом и психологии, студенты которой являются авторами проектов (рис. 8—14). В постах можно найти интервью с выпускницей бакалавриата, выпускницей магистратуры и уже давно работающим специалистом в сфере ЫЯ. Так абитуриенты получают доступ к мыслям людей, которые прошли определенные рубежи, а именно бакалавриат, магистратуру и получили многолетний практический опыт.

Публикации с рекомендуемыми к просмотру фильмами и рекомендуемыми к прочтению книгами пригодятся, чтобы прочувствовать профессию изнутри, и, возможно, перенять полезные привычки. Рубрика «вопрос-ответ» позволяет получить ответ на любой вопрос в доступном и простом формате. Абитуриент может не стесняясь, без звонков и личных встреч, уточнить то, что его тревожит/интересует.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ опыта студентов в использовании социальных сетей с профориентационными целями, проведенный как самими студентами, так и преподавателями, привел к следующим выводам.

О направлении «управление персоналом» слышали около 50% опрошенных студентами пользователей их проектов.

Для 100% опрошенных предоставленная студентами информация была полезна, и не только для облегчения про-

фессионального выбора, многие посты вызвали дальнейший интерес к сфере ЫЯ независимо от профессиональных предпочтений подписчиков.

Некоторые проекты продолжаются и сегодня, часть студенческих проектов просуществовала несколько недель в качестве эксперимента.

Очевидны преимущества использования социальных сетей как каналов профессиональной ориентации, направленных на молодежь.

При реализации проектов студенты наблюдали положительную динамику вовлеченности аудитории, что вызывало желание и готовность продолжать работу.

Треть студентов, участвовавших в проектах, признали, что получили интересный и очень полезный для себя опыт в создании информационного канала для новичков (речь не только об абитуриентах, но и адаптирующихся к жизни в вузе студентах, и новичках в компаниях в целом). Им на практике стало понятно, что это очень действенный и облегчающий работу инструмент, позволяющий снизить нагрузку на работников (кафедр, деканатов, образовательных учреждений и компаний в целом).

Доверие потенциальных абитуриентов студентам, уже обучающимся по данному направлению подготовки, играет дополнительную роль в повышении эффективности проф-ориентационной работы со школьниками.

Преподаватели отмечают существенное повышение уровня компетенций самих студентов, компетенций, на формиро-

Рис. 8. Страница на платформе Instagram

Рис. 9. Один из постов (пример, Instagram)

__ abzats.hr Познакомимся с функционалом HR:

abzats.hr HR-менеджер— это человек, который управляет персоналом: мотивирует, оценивает и ищет нужных специалистов.

Сама фраза human resources дословно переводится как человеческие ресурсы, Соответственно, HR менеджер — это специалист, который работаете человеческими ресурсами, а не просто руководит коллективом.

HR-ов также называют эйчарами, кадровиками и рекрутерами, Однако последние два определения не совсем верны по отношению к менеджерам по работе с человеческими ресурсами. HR может вести документацию, искать персонал, но на этом круг его обязанностей обычно не замыкается.

3 не д.

prorok_180597 Очень интересная информация^ Не ф

слышал ранее о такой профессии, написал Вам в direct

2 дн. Ответить - Скрыть ответы

abzats.hr @prorok_180597 Благодарим за обратную q связь!

2 дн. Ответить

ПРазработка ЬШ стратегии в соответствии со стратегией бизнеса;

Г"! Аудит и оптимизация организационных структур; [^Управление инвестициями в человеческий капитал, бюджетирование и контроль затрат на персонал; [^Управление изменениями;

Д Повышение эффективности всех направлений работы с персоналом: подбор и адаптация персонала: обучение и развитие; формирование кадрового резерва, трудовые отношения, кадровое администрирование, компенсации и льготы, управление результативностью, корпоративная культура и внутренние коммуникации, продвижение бренда работодателя;

ДТесная работа с внутренними клиентами - ключевыми руководителями бизнеса, консультирование по вопросам, связанным с управлением персоналом.

¡5кга_50сшт_екЬ Очень интересная информация! Раньше думала, что 11г - это просто кадровик. А оказывается, столько функций выполняет^

2 дм. Нравится: 1 Ответить

■ыть ответь!

abzats.hr ©¡зкга_зос]ит_екЬ Благодарим за обратную связь! Рады быть полезными, с уважением команда Абзац!

2 дн, Ответить

8 отметок "Нравится"

6 НОЯБРЬ

Я

Рис. 10. Вопросы и комментарии подписчиков (Instagram)

Рис. 11. Главная страница аккаунта (Instagram)

вание и развитие которых направлены учебные планы кафедры управления персоналом и психологии УрФУ.

Обобщая вышеизложенное, полагаем, что работа по привлечению и удержанию абитуриентов должна идти по нескольким направлениям.

Потенциал, который может дать профессиональная ориентация школьников, можно и нужно больше задействовать, причем путем повышения информированности не только самих абитуриентов, но и их родителей, информированности об особенностях предлагаемых направлений, актуальности, престижу и востребованности интересующих

их профессий, способности профессий адаптироваться к быстроизменяющимся экономическим и другим условиям. Решать данный вопрос можно и нужно не только в рамках Дня открытых дверей и целенаправленной работы по профессиональной ориентации в школах, но и работы самих обучающихся в образовательных учреждениях по соответствующим направлениям подготовки по продвижению бренда учебного заведения и специальности в социальных сетях и на профессиональных сайтах. Особенно актуальной такая работа стала в условиях пандемии СОУГО-19.

Рис. 12. Один из постов (Instagram)

(v) Добавьте комментарий.., Рис. 13. Один из постов (пример)

atmancoach • Подписки

atmancoach Хай! На связи Atman coach!

Поговорим сегодня о том, кем вы сможете работать, после окончания направления Управление персоналом!

• Менеджер по персоналу

• Рекрутер

• Специалист по оценке и аттестации персонала

• Специалист по развитию и обучению персонала

■ Специалист по развитию карьеры персонала

• Специалист по нормированию и оплате труда

■ Специалист по компенсациям и льготам

V Q Y

ф Нравится mashapfaf и ещё 5

15 НОЯБРЬ

(v) Добавьте комментарий-Рис. 14. Один из постов (пример, Instagram)

Кроме того, в ходе самой приемной кампании можно использовать организацию досуга абитуриентов совместно со студентами в период между подачей документов и зачислением. Инструментами такого рода профессиональной ориентации и удержания могут быть совместное участие в квестах и прочих активностях, проведение досуга с новыми друзьями вне рамок учебного заведения, занятие ки-берспортом и проч. Подобные инструменты также можно рассматривать как дополнительный фактор удержания школьников, которые представили свои документы в приемные комиссии нескольких образовательных учреждений. Создание, выбор и адаптация инструментов должны происходить в соответствии с быстроменяющимися условиями и с учетом поколенческих особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гапоненко А.В., Кропинявская С.О., Кузина О.В. Технология — профессиональный успех. 10—11 классы общеобразовательных учреждений / А.В. Гапоненко, С.О. Кропинявская, О.В. Кузина [и др.]; под редакцией С.Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2011. — 176 с.

2. КлимовЕ.А. Как выбрать профессию. — М.: Просвещение, 1990. — 158 с.

3. Ковалева Е.Н. Выбор вуза: особенности поведения потребителей // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения. К 25-летию Санкт-Петербургского университета управления и экономики: материалы V Международной научно-практической конференции. — Барнаул, 2015. — С. 216—221.

4. Маслевич Т.П., Сафронова Н.Б., Минаева Н.Л. Инновационные методы привлечения абитуриентов (на примере исследования факторов мотивации) // Вестник ОГУ. — 2018. — № 6 (218). — С.52—60. DOI: 10.25198/1814-6457218-52

5. Прошицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1995. — 191с.

6. Рыченков М.В. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами, на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — С. 527.

7. Симоненко В.Д. Технология: базовый уровень: 10—11 классы общеобразовательных учреждений / В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. — М.: Вентана-Граф, 2013. — 224 с.

8. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8(9) класс общеобразовательных учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Ми-хальченко, А.В. Прудило [и др.]; под редакцией С.Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

9. Durdyev S., Ihtiyar А. Structural Equation Model of Factors Influencing Students to Major in Architecture, Engineering,

and Construction // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2019. T. 145. P. 34-54.

10. Tang M., Erford B.T. The history of school counseling // Professional school counseling: A handbook of theories, programs, & practices. Austin. TX. 2004. P. 11-23.

REFERENCES

1. Gaponenko A.V., Kropinyavskaya S.O., Kuzina O.V. Tekhno-logiya — professional'nyj uspekh. 10—11 klassy obshcheobrazo-vatel'nyh uchrezhdenij [Technology is a professional success. Grades 10-11 of general education institutions]. Moscow, 2011. 176 p.

2. Klimov E.A. Kak vybrat'professiyu [How to choose a profession]. Moscow, 1990. 158 p.

3. Kovaleva E.N. Choice of University: consumer behaviour // Obshchestvo. Ekonomika. Kul'tura: aktual'nyye problemy, praktika resheniya. K 25-letiyu Sankt-Peterburgskogo universiteta upravleniya i ekonomiki: materialy Vsovremennykh nauchno-prakticheskikh konferentsiy [Society. Economy. Culture: actual problems, practice of solution. To the 25th anniversary of St. Petersburg University of management and Economics: proceedings of the V International scientific-practical conference]. Barnaul, 2015. pp. 216-221. (in Russian)

4. Maslevich TP., Safronova N.B., Minayeva N.L. Innovative ways of applicants attraction (based on research of factors of motivation) // Vestnik OGU. 2018. no. 6(218). pp. 52-60. (in Russian) DOI: 10.25198/1814-6457-218-52

5. Proshickaya E.N. Praktikumpo vyboruprofessii: dlya 8—11 klas-sov obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Practical training on choosing a profession: for grades 8-11 of general education institutions]. Moscow, 1995. 191 p.

6. Rychenkov M.V. Study of factors influencing the choice of University by applicants at different stages of the admission process. Sovremennyyeproblemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2013, I. 6, p. 527. (in Russian)

7. Simonenko V.D. Tekhnologiya: bazovyj uroven': 10—11 klassy obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Technology: basic level: grades 10-11 ofgeneral education institutions]. Moscow, 2013. 224 p.

8. Tekhnologiya. Tvoya professional'naya kar'era. 8(9) klass obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij [Technology. Your professional career. Grade 8(9) of general education institutions]. Moscow, 2010. 159 p.

9. Durdyev S., Ihtiyar A. Structural Equation Model of Factors Influencing Students to Major in Architecture, Engineering, and Construction // Journal of Professional Issues in Engineering Education and Practice. 2019, vol. 145, pp. 34-54.

10. Tang M., Erford B.T The history ofschool counseling // Professional school counseling: A handbook of theories, programs, & practices. Austin, TX. 2004. pp. 11-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.