Таким образом, применение в классной комнате 300-ваттных ламп обеспечивает требуемый уровень освещенности, однако при этом повышается температура воздуха и нарушается тепловой комфорт. Поэтому повышение освещенности в классных помещениях путем увеличения мощности ламп накаливания нельзя признать наиболее рациональным предложением. Как известно, общая освещенность в помещении зависит не только от мощности ламп, но и от окраски стен и мебели. В ряде работ (С. С. Алексеев, Н. М. Данциг, О. В. Флеров) указывается на целесообразность именно со светотехниче-tKofl точки зрения использования в школах светлой мебели.
При сравнении освещенностей классных комнат с темной и светлой мебелью при прочих равных условиях было выявлено, что при светлой мебели освещенность выше на 6%.
Выводы
1. Для обеспечения требуемой по норме освещенности (150 лк на рабочей поверхности парт и классных досок) при лампах накаливания необходимо повысить общую мощность на класс до 1800 вт.
2. Применением подсвета классной доски специальными софитами достигается увеличение ее освещенности до 50%.
3. Светлая окраска мебели повышает общую освещенность рабочей поверхности на 6%.
4. Предложенный проект искусственного освещения классов 6 светильниками с лампами накаливания мощностью по 300 вт (молочные шары диаметром 350 мм) может быть приемлем при условии усиления аэрации классной комнаты.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова М. И. Педиатрия, 1937, № 5, стр. 117—125. — А л е к с е е в С. С В кн.: Освещение школьных зданий. М.—Л., 1939, стр. 40. — Данциг Н. М. Гигиени ческие основы школьного освещения. Дисс. докт. М., 1946. — Флеров О. В. Известия Акад. пед. наук РСФСР, 1953, в. 51, стр. 166—249. — Шарова М. А. Гигиеническая оценка южной и западной ориентации классных комнат для города Москвы. Дисс канд. М„ 1954.
Поступила 8/IV 1957 г
& -fr tr
ОПЫТ ЦИАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ УСКОРЕННЫМ СПОСОБОМ
Б. В. Яковлев
Из дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной дороги
Газовая дезинсекция пассажирских вагонов, несмотря на наличие стойких инсектицидных средств, сохраняет свое значение.
Синильная кислота из других средств газовой дезинсекции «следствие высокой эффективности и безвредности для оборудования находит большое применение для дезинфекционной обработки вагонов и судов. На железнодорожном транспорте синильную кислоту для дезинсекции вагонов получают влажным или так называемым кадочным способом. Этот способ устарел и требует замены более совершенным способом. В связи с этим отдел профилактической дезинфекции Октябрьской железной дороги провел опыт газовой дезинсекции новым цианистым препаратом «Ураган» при сокращенных сроках подготовки, герметизации вагонов, экспозиции и дегазации. Препарат «Ураган» представляет собой циклон-дискоид, изготовляемый в Чехословакии.
¿о ---I I-1-1-
До уроков Лосле Лосле /Госле После Лосле
1-го 2-го 3-го i -го s-го
¡/раки урока урока, урапа. урока
Время исследования
Рис. 2. Изменение кожной температуры у школьников в течение учебного дня при разных условиях освещения (средние данные).
/ — кожная температура лба при искусственном освещении 300-ваттными лампами; 2 — кожная температура ладонной поверхности большого пальца при искусственном освещении 300-ваттными лампами; 3 — кожная температура лба при искусственном освещении 200-ватгными лампами; 4 — кожная температура лба без искусственного освещения; 5 — кожная температура ладонной поверхности большого пальца при искусственном освещении 200-ваттными лампами: (— кожная температура ладонной поверхности большого пальца без искусственного освещения.
Диск состоит из бумажной массы, имеет диаметр 13 см, толщину 1—1,5 см и содержит 70—75 г СЫ. Диски в количестве 19—22 штук помещены в жестяные банки весом около 3 кг, легко вскрываемые садовым ножом. В каждой банке около 1,5 кг СИ. Техника дезинсекции примитивна и состоит из вскрытия банки и раскладки в каждом отделении вагона по 1—2 диска. Содержимым одной банки можно обработать 2 вагона. Для вскрытия банки и раскладки дисков в одном вагоне достаточно 1'/?—2 минут. Распределение дисков по отделениям вагонов обеспечивает равномерную концентрацию синильной кислоты во всем вагоне. Действительную концентрацию НС^ в период экспозиции определяли путем отбора проб воздуха 1 из вагонов на высоте 1,5 м от пола в стороне от диска через 15, 30 минут, 1, 1'/2, 2, и 2'/2 часа от начала дезинсекции. Для получения в вагоне концентрации паров от 0,25 до 0,6% по
объему расходовалось от 3 до 6,5 г/м3 синильной кислоты.
Исследования дисков после использования их для дезинсекции показали, что синильная кислота выделяется в первые два часа почти полностью и остаток ее в дисках после 3 часов не превышает 0,2%, что отличает этот метод от кадочного способа, при котором потери иногда достигают 10%. Максимальная концентрация при применении циклона «Ураган» получается через 30 минут. Через 2часа 30 минут от начала дезинсекции в вагонах оставалось незначительное количество синильной кислоты.
Дезинсекция вагонов проводилась при разных метеорологических условиях, иногда весьма неблагоприятных. Газации подвергались цельнометаллические, жесткие и мягкие вагоны, а также вагоны старой конструкции, в том числе особо негерметичные пригородные. Эффективность обработки проверялась биотестами. В различных местах выгонов размещались марлевые мешочки с клопами и тараканами. Их закладывали в наиболее трудные для проникновения газа места, например в закрытые диванные ящики, за трубы, в одеяла, в ватники и т. п.
Результаты дезинсекции показали, что насекомые погибали при температуре 23° даже при концентрации синильной кислоты 0,24% по объему и при экспозиции только 11/г—2 часа. Опыты с досрочным изъятием из вагонов насекомых и подсадкой их подтвердили, что остающаяся по прошествии 2 часов концентрация синильной кислоты даже при исходной максимальной концентрации 0,54 об.% не вызывает гибели насекомых. Проведенные опыты дают основание сделать вывод о возможности дальнейшего ускорения процесса дезинсекции синильной кислотой. Положительный эффект тем более убедителен, что температура в вагонах была невысокой и герметизация вагонов состояла лишь в закрытии окон, вентиляторов и оклейке дверей.
Быстрая и полная отдача дисками синильной кислоты создавала высокую и равномерную по всему вагону концентрацию газа, что давало возможность, получить инсектицидный эффект при укороченных сроках экспозиции "и уменьшенном расходе синильной кислоты. Очевидно, для дезинсекции пассажирских вагонов достаточна концентрация 0,3—0,4 об.% при экспозиции 2—2'/2 часа.
Помимо обычных приемов дегазации, для ее ускорения был использован сжатый воздух (предложение инструктора т. Лнитина), который получали на путях газации вагонов от общей парковой воздушной магистрали. После проветривания в течение первого часа в вагон подавали по резинивому шлангу сжатый воздух, поступавший под давлением 5 атм. и имевший температуру 17°. Обработку вагона проводили в течение 10 минут. Эффективность применения сжатого воздуха проверяли сопоставлением быстроты дегазации 2 однотипных мягких вагонов или 2 купе одного вагона. После обработки всех поверхностей и диванов вагона сжатым воздухом концентрация HCN в воздухе, несмотря на открытые окна и вентиляторы, возрастала с 0,002 до 0,005 мг/л. Однако после 10-минутного проветривания концентрация НСЫ в воздухе быстро уменьшалась. При просасывании воздуха из диванов концентрация в обработанном сжатым воздухом вагоне была в 2 раза меньше, чем в необработанном. Двукратная обработка сжатым воздухом сокращала время дегазации в 2 раза.
Дезинсекция вагонов циклоном «Ураган» и полученный положительный результат ставят под сомнение целесообразность постройки ангаров, газация вагонов в которых требует большого непроизводительного расхода синильной кислоты.
Выводы
1. Применение для дезинсекции вагонов препарата циклона-дискоида «Ураган» упрощает процесс цианизации.
2. Синильная кислота, интенсивно выделяющаяся из дисков циклона «Ураган», создает в вагонах в первые 30—60 минут инсектнцидную концентрацию, распределение же дисков по вагону обеспечивает ее равномерность.
3. Проверка на инсектах показала, что положительный эффект получается при концентрации С,3—0,4 об.%, экспозиции до 2 часов и температуре не менее 18°.
4. Опыт использования сжатого воздуха для удаления остатков синильной кислоты из вагонов дал хорошие результаты.
Поступила 21/УШ 1957 г.
1 Определение концентрации синильной кислоты в вагонах проводилось заведую-
щей химическим отделением лаборатории дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной дороги К. В. Чернышевой, которой приношу свою глу-
бокую благодарность.