Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ'

К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ»

2. Выделение в отдельное помещение пресса для горячего прессования изделий с оборудованием над прессом вытяжного зонта или укрытия для удаления продуктов сгорания масла, пыли, окиси углерода.

3. Для увеличения эффективности работы вытяжной вентиляции от шлифоваль-i'oro станка рекомендуется устройство бортового полукольцевого отсоса по периметру шлифовального круга.

4. Рабочие, выполняющие различного рода вспомогательные пылящие операции, должны применять противопылевые респираторы типа «Лепесток».

5. Особое внимание должно быть уделено вопросам личной гигиены и профилактики случайных порезов бериллиевой стружкой. Весьма целесообразным является обеспечение работающих различным вспомогательным инструментарием для уборки стружки (щетки различной формы, захваты, пинцеты с длинными ручками и пр.).

Для зашиты кистей рук от порезов рекомендуется обеспечение лиц, работающих на токарных и фрезерных станках, рукавицами из кожи или ее заменителей.

6. Лица, работающие с металлическим бериллием и его сплавами, должны подвергаться периодическим медицинским осмотрам с участием терапевта и дерматолога.

ЛИТЕРАТУРА

Г о л ь д м а н Э. И. Гиг. и сан., 1956, № 6, стр. 33—40. — Замаховская Э. М Пром. токсикол., 1934, стр. 15—29. — Могилевская О. Я. Гиг. и сан., 1954, № 4, стр. 20—25. — Токсикология бериллия. Сб. переводов и рефератов иностранной периодической литературы. М., 1953. — Beaver W. W. Metal progr., 1954, v. 65, p. 92—97; 172—173.—D é r ¡ béré M. Paris méd., 1950, v. 40, p. 591—598. — D u t r a F. R. Arch, industr. hyg., 1951, v. 3, p. 81—89. — E i s e n b u d M., Berghout C„ Stead man L. Journ. Industr. hyg., 1948, v. 30, p. 281—285,—H y s 1 о p F., Palmes E„ Allord W. C. a. oth. Brit. J. industr. Med., 1944, v. 1, p. 260. — L a s k i n S„ Turner R., St ok Inger H. Pneunioconisis, New York, 1950, p. 360,—Pinto N. P. J. Metals, 1954, v. 6, p. 629—633, —U dy M. C.. Show H. Z„ Boulger F. W. Nucleonics, 1953, v. 11, N 5. p. 52—59.

Поступила 30/VI 1958 r.

К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

КЛАССНОЙ КОМНАТЫ

Научные сотрудники Д. П. Букреева, Э. М. Демина, И■ М. Попова

Из Московского научно-исследовательского института санитарии и гигиены имеви Ф. Ф. Эрисмана Министерства здравоохранения РСФСР

В настоящее время утверждены новые нормы искусственного освещения школ (Строительные нормы и правила 1954 г.), которые предусматривают наименьшую освещенность на партах и классных досках в 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентных лампах.

Возник вопрос, как наилучшим образом можно достигнуть рекомендуемого уровня освещенности классной комнаты при применении ламп накаливания. Одним из путей повышения освещенности классной комнаты является увеличение мощности ламп накаливания. Идя по этому пути. Архитектурно конструкторское бюро Архитектурно-планировочного управления Москвы запроектировало электрооборудование класса с общей мощностью в 2400 вт (1800 вт на общее освещение класса 6 све тильниками с 300-ваттными лампами и 600 вт дополнительно на освещение классной доски).

В целях гигиенической проверки такого освещения один из классов школы-ново-стрсйки Москвы был оборудован светильниками — шарами из молочного стекла диаметром 250 мм с лампами мощностью 300 вт. В остальных классах школы общая мощность на класс составляла 1200 вт (6 светильников по 200 вт).

В указанных классах проводились измерения освещенности на поверхности парт и в проходах (в 80 точках), а также в 24 точках на классной доске. Исследования показали, что при применении в светильниках 200-ваттных ламп освещенность на партах в среднем составляет 120 лк, а на классной доске 110 лк, что не соответствует норме, принятой СН и П 1954 г. При применении в светильниках 300-ваттных ламп: накаливания средняя освещенность на партах была порядка 180 лк, а на классной доске—160 лк. Таким образом, применение в классах 300-ваттных ламп дает полную1 возможность достигнуть требуемого уровня освещенности. При применении 200- и 300-ваттных ламп имеет место относительно достаточная равномерность освещения на

6*

83

рабочих поверхностях. В этом варианте первый ряд светильников приближен к классной доске, а остальные 2 ряда несколько смещены назад.

Кроме того, увеличение освещенности на классной доске и большая равномерность достигаются применением наклона доски в 5°, на это указывают и литературные данные (М. И. Абрамова). Освещенность на классной доске может быть увеличена также и за счет применения специального подсвета. Нами проверена эффективность софита, представляющего собой желоб из листовой жести, покрытой снаружи светло-зеленой масляной краской. Софит был подвешен с помощью кронштейнов на высоте 1,1 м от потолка напротив верхнего края доски (расстояние от доски 75 см). При общей мощности ламп в софите в 300 вт (12 ламп по 25 вт) освещенность классной доски повышается на 34%, а при мощности ламп 480 вт (12 ламп по 40 вт) —на 49%; при этом сохраняется равномерность освещения.

Однако применение в классе 300-ваттных ламп может создать большие яркости, усилить тепловую радиацию и увеличить температуру воздуха классной комнаты, что может отрицательно сказаться на микроклимате помещения.

Определение яркости на рабочей поверхности парт нами проводилось по формуле:

В

Р ■ Е 10<

сб,

где В — искомая яркость (в стильбах); Е — освещенность (в люксах); Р — коэффициент отражения.

Яркость на рабочей поверхности при 200-ваттных лампах составляет 0,0013 сб или при 300-ватных — 0,0016 сб. Отсутствие больших яркостей при наличии ламп большой мощности в данном случае зависит от применения светильников (молочный шар диаметром 350 мм), обладающих значительным коэффициентом поглощения и рассеивания.

Тепловая радиация измерялась на разном расстоянии от светильника до рабочей по верхности парт. Измерения производились при помощи пиранометра. Радиация у поверхности светильника была 0,18—0,26 кал/см2/сек при 200 и 300-х ваттных лампах, затем быстро снижалась по мере удаления от него и на уровне головы сидящего ребенка достигала незначительных величин — 0,01—0,03 кал/см2/сек.

Однако с увеличением общей установленной мощности в классах возрастает тепловая отдача от светильников. Изучался температурный режим в трех классах- в классе с 200-ваттными лампами, в классе с 300-ваттными лампами и в контрольном классе без искусственного освещения. Во всех трех классах измерения производились в течение учебного дня при наличии в них учащихся. Во время перемен соблюдался одинаковый режим проветривания во всех классах (открывание фрамуг).

Результаты измерений показали, что температура воздуха в течение 5 уроков псе время повышается как в классе без искусственного освещения, так и в классах с лампами 200 и 300 вт, достигая при 300-ваттных лампах к концу занятий в среднем 23,3° (рис. 1).

Рядом исследований установлена определенная зависимость между изменением температуры воздуха и температуры кожи у людей.

Наблюдения проводились над 16 учащимися 13—14-летнего возраста. Исследовалась кожная температура лба и ладонной поверхности большого пальца левой руки. Измерения производились до занятий и за 5 минут до окончания каждого урока.

Результаты измерений показали (рис. 2), что кожная температура ладони и лба повышается от начала к концу занятий во всех классах. Однако лишь у учащихся, занимающихся в классе с 300-ваттными лампами, температура кожи лба и ладони к концу занятий превышает условные пределы кожной температуры для учащихся, разработанные М. А. Шаровой: средняя температура кожи лба 32,7° с сигмальным отклонением ±1,08 и средняя температура кожи ладони 29,4° с сигмальным отклонением ±1.54.

Мо занятий После После После После После

1-го 2-го з-го и го 5 -го

¿рока, урона урона урона, урока Время исследования

Рис. 1. Температура воздуха класса при разных условиях освещения (средние данные).

I — температуры при искусственном освещении 300-ваттными лампами; 2 — температура при искусственном освещении 200-ваттными лампами: 3 — темпера тура без искусственного освещения.

Таким образом, применение в классной комнате 300-ваттных ламп обеспечивает требуемый уровень освещенности, однако при этом повышается температура воздуха и нарушается тепловой комфорт. Поэтому повышение освещенности в классных помещениях путем увеличения мощности ламп накаливания нельзя признать наиболее рациональным предложением. Как известно, общая освещенность в помещении зависит не только от мощности ламп, но и от окраски стен и мебели. В ряде работ (С. С. Алексеев, Н. М. Данциг, О. В. Флеров) указывается на целесообразность именно со светотехниче-tKofl точки зрения использования в школах светлой мебели.

При сравнении освещенностей классных комнат с темной и светлой мебелью при прочих равных условиях было выявлено, что при светлой мебели освещенность выше на 6%.

Выводы

1. Для обеспечения требуемой по норме освещенности (150 лк на рабочей поверхности парт и классных досок) при лампах накаливания необходимо повысить общую мощность на класс до 1800 вт.

2. Применением подсвета классной доски специальными софитами достигается увеличение ее освещенности до 50%.

3. Светлая окраска мебели повышает общую освещенность рабочей поверхности на 6%.

4. Предложенный проект искусственного освещения классов 6 светильниками с лампами накаливания мощностью по 300 вт (молочные шары диаметром 350 мм) может быть приемлем при условии усиления аэрации классной комнаты.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамова М. И. Педиатрия, 1937, № 5, стр. 117—125. — А л е к с е е в С. С В кн.: Освещение школьных зданий. М.—Л., 1939, стр. 40. — Данциг Н. М. Гигиени ческие основы школьного освещения. Дисс. докт. М., 1946. — Флеров О. В. Известия Акад. пед. наук РСФСР, 1953, в. 51, стр. 166—249. — Шарова М. А. Гигиеническая оценка южной и западной ориентации классных комнат для города Москвы. Дисс канд. М„ 1954.

Поступила 8/IV 1957 г

& -fr tr

ОПЫТ ЦИАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ УСКОРЕННЫМ СПОСОБОМ

Б. В. Яковлев

Из дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной дороги

Газовая дезинсекция пассажирских вагонов, несмотря на наличие стойких инсектицидных средств, сохраняет свое значение.

Синильная кислота из других средств газовой дезинсекции «следствие высокой эффективности и безвредности для оборудования находит большое применение для дезинфекционной обработки вагонов и судов. На железнодорожном транспорте синильную кислоту для дезинсекции вагонов получают влажным или так называемым кадочным способом. Этот способ устарел и требует замены более совершенным способом. В связи с этим отдел профилактической дезинфекции Октябрьской железной дороги провел опыт газовой дезинсекции новым цианистым препаратом «Ураган» при сокращенных сроках подготовки, герметизации вагонов, экспозиции и дегазации. Препарат «Ураган» представляет собой циклон-дискоид, изготовляемый в Чехословакии.

¿о ---I I-1-1-

До уроков Лосле Лосле /Госле После Лосле

1-го 2-го 3-го i -го s-го

¡/раки урока урока, урапа. урока

Время исследования

Рис. 2. Изменение кожной температуры у школьников в течение учебного дня при разных условиях освещения (средние данные).

/ — кожная температура лба при искусственном освещении 300-ваттными лампами; 2 — кожная температура ладонной поверхности большого пальца при искусственном освещении 300-ваттными лампами; 3 — кожная температура лба при искусственном освещении 200-ватгными лампами; 4 — кожная температура лба без искусственного освещения; 5 — кожная температура ладонной поверхности большого пальца при искусственном освещении 200-ваттными лампами: (— кожная температура ладонной поверхности большого пальца без искусственного освещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.