ЦИАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ ПРИ СОКРАЩЕННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ И УМЕНЬШЕННОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СИНИЛЬНОЙ кислоты
Б. В. Яковлев
Из дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной дороги
Цианизация вагонов, являющаяся единственным способом газовой дезинсекции цельнометаллических и других хорошо оборудованных вагонов, до настоящего времени имеет для транспорта большое значение. Дезинсекция вагонов синильной кислотой проводится в соответствии с инструкцией НКЗ СССР от 1938 г. Между тем на транспорте за это время произошли большие перемены. К дезинфекционным учреждениям дороги стали предъявляться требования об уменьшении времени простоя вагонов под дезинсекцией. Отдел дезинфекции дорожной санитарно-эпидемиологической станции Октябрьской железной дороги, применяющий циан для дезинсекции пассажирских вагонов, в течение 3 лет проводил опыты и наблюдения для определения минимальных инсектицидных доз синильной кислоты при сокращенных сроках экспозиции,, времени и способов быстрейшего освобождения вагонов от газа и установления границ опасной зоны вблизи цианизируемых вагонов.
Концентрация цианистого водорода, получаемая в вагоне, прежде всего зависит от его герметичности. Замена вагонов старой конструкции цельнометаллическими, имеющими сварной металлический корпус и плотные окна и двери, увеличила их герметичность. Концентрация газа, при одинаковой дозировке в цельнометаллических вагонах даже в первые 30 минут экспозиции, почти в 4 раза превышает концентрацию газа, в вагонах старой конструкции. В цельнометаллических вагонах получается наименьшее расхождение между расчетной и фактической концентрациями газа.
Однако и в цельнометаллических вагонах концентрация довольно быстро уменьшается, что объясняется поглощением газа поверхностями вагона и оборудованием, а также его утечкой.
Максимальное скопление газа получается в вагоне в первые 30 минут от начала экспозиции, к концу 2-го часа она уменьшается на 50—70% и к концу 3-го часа — на 70—80%. В различных точках вагона по горизонтали и вертикали концентрации колеблются весьма значительно. С увеличением количества источников газообразования распределение газа в вагонах становится более равномерным. Для определения минимального срока экспозиции, обеспечивающего гибель насекомых, мы помещали в вагоны во время газации биологические тесты, которые находились в них разные сроки. Многочисленные опыты дали возможность отметить, что гибель клопов и тараканов в начальный период экспозиции при теоретической концентрации 0,5 и 0,6 объемных процента наступает после 30—40-минутного пребывания их в вагоне, нахождение насекомых в течение 60 минут в период между 2-м и 3-м часами экспозиции не всегда вызывает гибель насекомых вследствие уменьшения концентрации в этом периоде.
Опыты нами были начаты с концентрации 0,8 объемных процента. Результаты действия на насекомых, размещенных в разных местах и условиях в отношении доступности для проникновения газа, были неизменно положительны. Такие же результаты были получены при дезинсекции вагонов при концентрации НСЫ в 0,7 и 0,6 объемных процента. Дальнейшее снижение концентрации НСЫ при температуре 18—22° давало в отдельных случаях до 5% брака, которого не было при повышении, температуры до 25—30°.
Возможность получения положительного инсектицидного эффекта при уменьшенном расходе синильной кислоты подтверждается многими авторами, рекомендующими при цианизации судов, учитывая их герметичность, для уничтожения насекомых применение концентрации 0,5—0,6 объемных процента.
Удаление из вагонов газа в настоящее время проводится в основном проветриванием при усиленном отоплении и требует при наличии мягкого оборудования иногда нескольких суток. Работа приточной вентиляции, имеющейся в цельнометаллических вагонах и подающей теплый воздух, не оказывала заметного влияния на ускорение дегазации. Уменьшение экспозиции и концентрации газа уменьшает адсорбцию его оборудованием и стенами и, следовательно, ускоряет время освобождения вагона от газа. Проведенные опыты подтвердили возможность уменьшения времени дегазации в среднем на 10—12 часов.
В целях дальнейшего уменьшения времени дегазации были проведены опыты по нейтрализации цианистого водорода формальдегидом и аммиаком. Эти опыты не дали положительных результатов.
Использование для удаления газа мощного эксгаустера также не оправдало затраченных усилий.
Исключительное значение имеет вопрос о допустимом пределе концентрации цианистого водорода для выпуска вагонов с дезинфекционных путей. Все инструкции по цианизации различных объектов, как старая, так и утвержденная в 1952 г. Главным государственным санитарным инспектором СССР, признают показателем полноты дегазации отсутствие изменения цвета индикаторных (бензидиновых) бумажек.
Так как предельная чувствительность этой реакции, по данным авторитетных специалистов, составляет 0,007 мг/л, то, следовательно, по этому способу определения цианистого водорода допустимый предел концентраций в вагонах составляет 0,006 мг/л, что в 20 раз превышает установленную для промышленных предприятий предельно допустимую концентрацию в 0,0003 мг/л. Однако применяя метод бензидиновых бумажек, железные дороги, проводящие цианизацию вагонов, в течение нескольких десятков лет не имели ни одного случая отравления.
Отсутствие в инструкциях по цианизации ясных указаний о концентрации не дает основания механически, без учета специфических условий, отнести к вагонам норматив, установленный для промышленных предприятий.
Необходимо срочное разрешение при участии токсикологов этого вопроса и внесение исправлений в инструкцию в отношении методики определения НСЫ.
Установление границ опасной зоны для -пункта цианизации имеет серьезное значение. Выделение удаленных и изолированных путей в пределах узкой полосы отчуждения невозможно. Организация же пунктов газовой обработки вагонов вдали от вагонного парка крайне усложнит маневровую работу станций, вызовет длительные пробеги паровозов, увеличит простой вагонов.
Инструкция НКЗ СССР 1938 г. допускает проведение цианизации вагонов при условии расположения путей газации от жилых и производственных помещений не ближе 50 м и от мест работы на открытом воздухе не ближе 25 м.
В порядке пересмотра основных положений инструкции 1938 г. вопросу определения опасной зоны вблизи цианизируемых вагонов нами уделено большое внимание, тем более что со стороны органов здравоохранения за последнее время наметилась тенденция к дальнейшему повышению требований в отношении допустимых разрывов. Изучение границ распространения цианистого водорода вблизи цианизируемых вагонов осуществлялось двумя способами: исследованием концентраций цианистого водорода в период экспозиции и проветривания вагонов и наблюде-
3 Гигиена и санитария № 9
нием за действием HCN на биологические тесты, расположенные в зоне его распространения.
Определение концентраций проводилось на разных высотах и расстояниях от вагона с подветренной стороны. Концентрацию цианистого водорода определяли путем лабораторного исследования воздуха и экспрессного метода Н. И. Фомичевой (550 анализов). При этом оказалось, что: 1) концентрация цианистого водорода вблизи вагонов зависит от их герметичности, расхода синильной кислоты и метеорологических условий; 2) поступление в атмосферу газа начинается уже в первые минуты экспозиции, достигая максимума через 10—15 минут. Концентрация газа вблизи вагонов возрастает вторично с началом проветривания; 3) наибольшая концентрация наблюдается на расстоянии 2—5 м. На уровне роста человека в среднем она составляла 0,001 мг/л при наличии в отдельных случаях 0,005 мг/л; 4) на расстоянии 10 м от вагона она составляла 0,0008 мг/л и в единичных случаях 0,003 мг/л; 5) на расстоянии 20 м концентрация была в среднем 0,0004 мг/л при максимуме 0,0007 мг/л, на расстоянии 30 м максимальная концентрация составляла 0,0001 мг/л.
При определении опасной зоны необходимо учитывать, что объем работы пунктов газации с применением синильной кислоты весьма ограничен; в среднем обрабатывается ежедневно один и максимум три вагона. В целях более полного изучения концентраций газа вблизи вагонов была проведена одновременная обработка синильной кислотой 12 вагонов. В период определения цианистого водорода 6 вагонов находились в стадии экспозиции и 6 других проветривались. На расстоянии 5 м от вагона на уровне роста человека концентрация была 0,004 и на расстоянии 10 м— 0,003 мг/л, т. е. не превышала максимальной концентрации при обработке единичных вагонов. Это еще раз подтверждает, что основная масса газа в силу своих физических свойств поднимается вверх.
Выводы
1. Замена пассажирских вагонов старой конструкции более герметичными цельнометаллическими вагонами дает возможность уменьшить концентрацию синильной кислоты и срок экспозиции при дезинсекции вагонов:
а) для жестких вагонов срок экспозиции может быть сокращен до 2 и для мягких до 242 часов;
б) концентрацию цианистого водорода без ущерба эффективности можно уменьшить для цельнометаллических вагонов до 0,6—0,7 объемных процента при условии применения полноценных исходных материалов (солей циана и серной кислоты), хорошей герметизации вагонов, температуры не менее 18° и установки не менее 3 газообразователей.
2. Уменьшение экспозиции и концентрации дает возможность сократить срок дегазации.
3. Инструкция Наркомздрава СССР по цианизации вагонов 1938 г. .должна быть пересмотрена. В частности, в новой инструкции следует указать простейшую методику определения в воздухе HCN и допустимый предел концентрации.
4. Принимая во внимание объем работ и понижение концентрации, границы опасной зоны вокруг пунктов цианизации необходимо пересмотреть.
ЛИТЕРАТУРА
Никитин П. И., Дезинфекция пассажирских вагонов, М., 1946.
Поступила 2S/VI 1954 г.
TV ТиГ "¿Г